Азовская икона божией матери


Икона «БОГОМАТЕРЬ АЗОВСКАЯ» («Знамение множества мира»)

Икона «БОГОМАТЕРЬ АЗОВСКАЯ» («Знамение множества мира»)

Празднование – 10 сентября

  Икона «Богоматерь Азовская» («Знамение множества мира») является уникальным памятником русской иконописи, обладающим глубоким историко-богословским смыслом и знаменующим присоединение к России обширной территории Северного Причерноморья, включая Новороссию и Крым. Она имеет выдающуюся историко-мемориальную и музейно-коллекционную ценность, а также представляет большой научный интерес.

  В Азовской иконе прямо указан смысл существования России – сдерживание зла, уменьшение его власти. Эту миссию Россия стремилась выполнять ранее, стремится выполнять ее и сегодня.

  Икона не содержит батальных сцен, а в надписях говорится исключительно о мире. Пресвятая Богородица изображена на фоне двуглавого орла – герба Российской империи. По сторонам от Богородицы расположены святые молитвенники за русскую землю, внизу – русское воинство. В нижней части изображены освобожденные города и русские крепости на Азовском море.

  Материалы по иконографии образа Азовской Божией Матери

  3.4.1. Предыстория

  Была Азовская икона Покровской церкви оригинальным сюжетом или повторяла уже известный сюжет?

  История появления Азовской иконы сегодня является предметом пристального изучения исследователей.

  Как писал В. Борин, история эта чрезвычайно любопытна и связана с именем и судьбой царевны Софьи Алексеевны. Иконография восходит к прориси для гравюры, написанной по поручению Федора Шакловитого «вещанием Даниила и Якова Ивановых, детей Перекрестовых» (в 1914 году гравюра хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время ее местонахождение неизвестно). «Назнаменована она была на большом листе» в Ахмерке, подмосковном имении князя Василия Васильевича Голицына в доме стрелецкого полковника Ивана Перекрестова, по случаю возвращения «царского оберегателя», князя Голицына из первого Крымского похода, совершенного в 1686 году, в котором участвовал гетман Самойлович с запорожским войском.

  В этой прописи, как видно из «дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках», было изображено: вверху Бог Отец и Святой Дух в виде голубином, от Него исходят семь лучей, достигающих главы Богоматери, означающих семь даров Духа Святого: Премудрость, Разум, Совет, Крепость, Ведение, Благочестие, Страх Божий, или же: Веру, Надежду, Любовь, Чистоту, Смирение, Благодать и Славу Божию. По сторонам Господа находятся святые Петр и Иоанн: святой апостол Петр с ключами в руках и святой Иоанн Предтеча, а ниже — София Премудрость Божия: Богоматерь с поднятыми вверх руками (оранта) и с Младенцем Христом в (орле).

  Следует сказать, что Богоматерь представлена по отношению Ее к воплощению Сына Божия и основания Им на земле церкви Своей. По сторонам (орла) святые: преп. Антоний и пр. Феодосий и еще другие святые. Внизу помещены «призваны к ратному строю» — князь В.В. Голицын, верхом на лошади, поражающий, подобно Георгию Победоносцу, крылатого змея и льва великого, сиречь турок и татар; с другой же стороны и также на лошадях — царевичи Петр и Иоанн, в характере святых мучеников Бориса и Глеба, Иван Самойлович и еще небольшая группа пеших воинов в римских доспехах. С этой «назнаменованой» прописи в Ахтырке была вырезана гравюра на меди «черкашенином Тарасовичем» по заказу Шакловитаго «и похвалу царевне», что и подтвердил, как это из дела видно, Сильвестр Медведев, который сказал, глядя на гравюру: «Похвала вся и честь великой государыне большая и семь даров Духа Святого написано на нее одну». Гравюра эта была поднесена сыновьями Ивана Перекрестова в 1688 году с отцом в Москве, где она на Белгородском подворье и печаталась на атласе, тафте и бумаге. Ни одного экземпляра этих гравюр не осталось.

  «Впоследствии оттиски этого портрета по приказанию Петра I отбирались так исправно, что до нас не дошли из них ни одного экземпляра», — писал известный исследователь иконографии Д.А. Ровинский.

  Следует заметить, что на это изображение было сделано толкование для царевны Софьи Алексеевны иеромонахом Московского Новоспасского монастыря Иннокентием (впоследствии митрополитом Тобольским).

  Имена изографов история не сохранила бы, если бы они вместе со своим вдохновителем дьяком Федором Шакловитым и Сильвестром Медведевым не были допрошены с «пристрастием» по «розыскному делу о Федоре Шакловитом и его сообщниках».

  Обращаясь к прориси Исторического музея, В. Борин пришел к выводу, что она тождественна вышеупомянутой прориси, за исключением пояснительных текстов и архитектурных изображений, размещенных внизу прориси. В. Борин считал, что эта сохранившаяся прорись написана («назнаменована») уже после второго Крымского похода князя В.В. Голицына 1689 года и окончательного замирения с крымским ханом Нурадином. Текст на прориси Исторического музея перекликается с текстом мирного соглашения, заключенного после второго Крымского похода. В остальном прорись имеет ту же композицию, что и прорись Перекрестовых.

  Второй Крымский поход, по мнению историка С.М. Соловьева, начался при очень неблагоприятных условиях. С большими трудностями и лишениями русское войско подошло к Керченскому перешейку и знаменитой его крепости Перекоп. Голицын стоял с войском у Перекопа в очень тяжелом положении, не имея ни пресной воды, ни военных припасов, ни корма для лошадей. Военной победы достигнуто не было, грозной демонстрации силы русского войска, похоже, также не получилось. Чтобы возвратиться назад хоть с чем-нибудь, Голицын завел мирные переговоры с крымским ханом в надежде, что тот, испугавшись нашествия, согласится на выгодные для России условия. Нурадин вступил в переговоры с Голицыным о заключении мира, но по восточному обычаю переговоры затянулись, а Голицыну ждать было нельзя. Не дождавшись заключения мира, он повернул войска назад, предоставив завершать переговоры дипломатам.

  Возвращаясь, русские воины радовались, что в безлюдной и безводной степи в страшный зной их никто не преследовал.

  Друзья Голицына и правительница царевна София сделали попытку признать этот поход успешным, важным. Устроили пышное празднование на высочайшем уровне, чтобы современники видели во втором Крымском походе великий подвиг, победу над «исконными неприятелями всего христианства». Пропись Исторического музея является аллегорией, которая должна была изображать одно из знаменательных событий русской истории.

Фронтиспис к патерику с посвящением Петру I.

Типография Киево-Печерской Лавры. 1702 год

  Следующие попытки образного осмысления историко-философского и религиозного значения борьбы России за возврат Северного Причерноморья предприняты были в 1696 году, когда Москва чествовала возвращение Петра из Азовского похода. Историкам хорошо известны сведения о театрализованных представлениях в честь побед Петра, выбитых посвятительных надписях на орудиях, памятных медалях Петровской эпохи. На одной из медалей изображена сцена, аллегорически иллюстрирующая взятие Азовской крепости как победу православия, то есть в Петровскую эпоху, несомненно, существовала традиция образного осмысления событий.

  В 1696 году, после победы под Азовом, настоятель Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архимандрит Лаврентий (Крщанович) с братией преподнес царю Петру I Ильинскую Черниговскую икону Богоматери. На иконе помещены: изображение Азовской иконы, расположенное внизу, над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск; схематичный план города-крепости и аллегорическая фигура Времени (в центре); крестный ход из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемый Патриархом Московским Адрианом (справа).

  Эта икона хранится в Музее истории религии (С. -Петербург). Другая икона того же времени и подобной иконографии хранится в Государственной Третьяковской галерее (по данным Православной энциклопедии). К произведениям на эту же тему следует отнести и гравюру Л. Тарасевича на фронтисписе Киево-Печерского патерика Лаврского издания 1702 года.

  Исследователи называют еще несколько важных дат в связи с Азовской иконой. В. Борин, еще до революции изучавший Азовскую икону Божией Матери (из Исторического музея имени Императора Александра III), писал: «...Я полагаю, что икона писана несколько позднее взятия Азова Шеиным при участии Петра I, т. е. после 1696 года... Исследуя икону, я нахожу на ней до трех записей...»

  Историки, исследующие Азовские походы, утверждают, что есть основания говорить о присутствии Азовской иконы (или ее прообраза) в русском войске во время второго Азовского похода.

  Оставляя этот вопрос специалистам, отметим, что длительное религиозно-философское и историческое осмысление «восточного вопроса» в связи со стремлением России вернуться в Северное Причерноморье, в Подонье, на берега Азовского и Черного морей объясняет существование нескольких вариантов образной трактовки иконы. Так, В. Борин отмечал, что икона Азовской Божией Матери (из Исторического музея) имеет такую же общую композицию, как и рассмотренная выше пропись, но с некоторыми особенностями: во-первых, отсутствуют некоторые священные тексты; во-вторых, Богоматерь изображена во весь рост стоящей на облаках, двуглавый орел имеет значительную величину и горизонтально распростертые крылья; в-третьих, имеется дополнительный рифмованный текст. Надписи на иконе почти тождественны надписям, имеющимся на прописи.

  Но вернемся к Покровской церкви села Анхимово Вытегорского уезда.

  3.4.2. Азовская икона Божией Матери из церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

  В трудах научной конференции, посвященной народной культуре Русского Севера, читаем: «Уникальным образцом работы вытегорского иконописца первой половины XVIII в. является в собрании Вытегорского музея икона Богоматери «Знамение» Азовская из многоглавой Покровской церкви Вытегорского погоста (с. Анхимово). По церковному преданию, эта икона написана священником Покровской церкви в память о посещении храма и дома этого священника императором Петром Великим при проезде его в Архангельск в 1711 г. Икона является своеобразным живописным апофеозом побед Петра I над турками в 1695 – 1696 гг.

  ...На нижнем поле иконы имеется авторская надпись «1729 году марта в 30 день писалъ сий образ попъ Климентъ Макарьевъ». Судя по высокому уровню исполнения композиции, рисунка и письма иконы, священник Климент Макарьев был профессиональным иконописцем, что, впрочем, не было большой редкостью на Русском Севере, и, возможно, был выходцем из Белозерска. В качестве образца для мемориальной иконы он, очевидно, использовал прорись или гравюру с более раннего произведения, исполненного кем-то из московских живописцев (известно, что в 1696 г. в росписи кораблей петровского флота, готовившихся к Азовскому походу, участвовали живописцы Московской Оружейной палаты Василий Познанский, Алексей Печкин, Киприан Умбрановский, Денис Щербаков, Савин Мелентьев, Иван Федоров, Артемий Сазонов, Никита Полосухин, Петр Золотой и Дмитрий Балашов — ученики Ивана Безмина)».

  В сохранившихся метриках 1887 года, собранных Академией художеств, есть сведения по Олонецкой епархии, в том числе и по церквам Кижского погоста, и по Покровской церкви близ Вытегры.

  Из материалов метрики для получения верных сведений о древнеправославных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах:

  «...Вытегорский погост Вытегорского уезда Олонецкой губернии... Покровская церковь... Из древних икон заслуживают внимания по оригинальности следующие:

  1. Согласно народному преданию, во время поездки Петра I в Архангельск в 1711 г. царь служил молебен в этой церкви и заходил в дом священника, который в память посещения местности государем написал в 1729 г. следующий образ: Вверху изображен Господь Саваоф и вокруг него слова — «Господи, благослови люди своя миром», и с боков — «На земле мир, в человецех благоволение». Ниже, справа «Благодать и мир да умножаются им», слева — «Да будет мир мною любящим закон его»; за сим посредине — «Знамение Множества Мира». Под Господом Саваофом Святой Дух, в виде голубя; по сторонам, ниже Их, — апостол Петр и Алексий, человек Божий. Ниже, посредине иконы изображен двуглавый орел, со скипетром и державой, с распущенными крыльями и с надписью на них: «Даны быша мне два крыла орла великого». На орле восседает Матерь Божия с Предвечным Младенцем; внизу орла надписи с боков: «Благодарение Господеви о ниспосланном даре его» и «Благодарение Богородице Марии о данном нам мире». Далее справа — изображения святых Евфимия и Антония Печерских и надпись: «Буди мир в силе Твоей»; слева — Сергий Радонежский и Феодосий Печерский и надпись: «И благословит Господь руки ваша в мире воздержания». Внизу образа находится подпись: «1729 года, марта, в 30 день писал сей образ поп Климент Макаров». Кроме того, на правой стороне изображены несколько вооруженных воинов с длинными копьями, впереди них едет всадник также во всеоружии и короной на голове; под ногами коня находится лев, которого всадник пронзает копьем. Внизу, под Зверем, изображен вид города.

  На этот раз из уст двуглавого орла исходит следующий глас: «И ты, Капернаум, до небес вознесыйся, низвержен еси Кизик-Армен». На левой стороне иконы, также внизу, изображено следующее: на белом коне едет воин вооруженный, под ногами коня его находится дракон, которого воин убивает копьем. Из уст двуглавого орла исходят следующие слова: «Наступиши и попереши льва и змия». Под драконом изображен вид города с надписью на верху его: «Паде, паде, великий град Вавилон, Азов». Икона помещена в отличной позолоченной раме и сохраняется как древность с уважением.

  Азовская икона Божией Матери — сакральный, почитаемый и очень интересный с историко-философской точки зрения образ известен по всей России, хотя у него еще нет четко выработанной и аргументированной богословской и исторической трактовки. Толкование текстов (в том числе библейских) на иконе Божией Матери — это, безусловно, богословская задача. Историк может, несомненно, предложить в помощь богослову исторические комментарии. Но историк должен также подчеркнуть: несколько поколений наших предков принимали Азовскую икону — каждая надпись на ней есть указание на истинный путь России.

  Петр I после взятия Азова в своих письмах и реляциях не скрывал радости. Какое впечатление взятие Азова произвело на народ, можно уяснить из сказания и народной песни на взятие Азова; эта радость отразилась и в иконе Азовской Божией Матери, особенно в ее священных текстах.

  Взятие Азова было весьма значительным событием для всех русских людей; оно наконец-то увенчало успехом долгую историю походов донских казаков и крымских походов князя В.В. Голицына, поддержанных запорожскими и малороссийскими казаками.

  Разрушительная сила Османской империи сокрушила Византию, уничтожила великое наследие и сами корни средиземноморской цивилизации в ее колыбели, в Малой Азии. Разрушению подверглись христианские святыни, и поэтому Османская империя стала символом Зла. Это Зло опрокинуло устои цивилизации, давшей жизнь первым формам государственности на территории «Скифского квадрата». В Азовской иконе прямо указан смысл существования России — сдерживание зла, уменьшение его власти.

  Эту миссию Россия стремилась выполнять ранее, стремится выполнять ее и сегодня, как показали события в Южной Осетии летом 2008 года, где силам зла впервые в мировой истории удалось столкнуть в вооруженном конфликте четыре православных народа!

  Закулисную сторону этих событий можно понять, только встав на православную точку зрения, только приняв историческую миссию России.

  Азовская икона является единственной и своеобразной композицией, отразившей наступивший после Азовских походов недолгий мир. Покровительница, Зиждительница мира — таковой, по мысли благочестивого иконописца, является Богородица. Своим предстательством со святыми, предстоящими в молении «о мире всего мира», икона символически выражает «мир миров». Такова высокая идея, заложенная в иконе.

  Глава из книги «Святая Русь»: под Покровом Пресвятой Богородицы / Б.Н. Кузык. — М.: Институт экономических стратегий, 2009.

  Источник

www.simblago.com

Азовская икона Божией Матери

Празднование в честь Азовской иконы Божией Матери установлено

9 октября (26 сентября по старому стилю)

ИКОНОГРАФИЯ

На иконе изображено взятие турецкой крепости Кызыкермен в первом Азовском походе и взятие Азова в 1695г.

Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 г. хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время местонахождение гравюры неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л.Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого.

Особенность иконографии - изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу - символы государственности.

Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже - конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.

В левом нижнем углу изображен Азов с цитатой о Вавилоне, а в правом нижнем углу - Кызыкермен с цитатой о Капернауме.

ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДОНСКИМ КАЗАКАМ

Храм в честь Азовской иконы Божией Матери был построен в 2007 году в память 365-летия Азовского осадного сидения Донских казаков.

24 июня 1641 года огромная, снабженная мощной артиллерией, турецкая армия высадилась на берег Дона. Согласно турецкой раздаточной ведомости она состояла из 240 тыс. воинов, не считая землекопов и «черных мужиков». Вместе с флотом армия насчитывала около 300 тыс. воинов, причем на стороне турков воевали наемники из других стран. Это были немецкие инженеры, французы, крымские татары, улусы, черкесы из Кабарды и др. Защитников крепости было чуть более 5 тыс., включая женщин и детей.  Никогда ранее и никогда позже в мировой истории войн не было такого соотношения сил. Как писали очевидцы тех событий: «От силы их многия и устрашения их конного земля у нас под Азовом потряслася и погнулася… И из реки Дону вода на береги выступила от таких великих тягостей». Турки уповали на свои человеческие силы, они были уверены, что война будет недолгой и победоносной. Казаки все свое упование возложили на Господа, Божию Матерь и Святых Угодников -Иоанна Предтечу и Николая Чудотворца - и называли себя не иначе как людьми Божиими. В сиденье свое, которое длилось четыре месяца, наложили они на себя пост, чистоту душевную и телесную держали, и молились со слезами. И явили им милость Свою Божия Матерь и Святые Угодники – помогли казакам выстоять в неравной битве. Горстка казаков отбила двадцать четыре приступа неприятеля. Большая флотилия кораблей блокировала Азов с моря. Мины, заложенные под стены, и осадные пушки разрушили крепость. Все, что могло гореть – сгорело. Но оставшиеся в живых не сдавались. После последней атаки, длившейся не прекращаясь четырнадцать дней и четырнадцать ночей, казаки, чувствуя, что их силы иссякают и приближается конец, взывают к небесным покровителям, святым заступникам Русской земли. В ответ на это было им многим явление Божией Матери, стоящей на воздухе посреди г. Азова со св. Иоанном Предтечею и Николаем Чудотворцем. Ободряла дух казачий Пресвятая Богородица и говорила им: «…И вы, братие, не пецытеся, отжените весь страх от себя – не пояст вас николи бусурманский меч. Положите упование на Бога …» Сам образ явления Божией Матери был запечатлен позже в иконе Азовской Божией Матери. Через 60 лет после осады крепости, упоминание об этой иконе мы находим в «Киево-Печерском патерике».

Не только Царица Небесная, но и Святые Угодники Божии - Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец, которых так чтили и просили у них заступничества казаки, реально помогали в войне с турками. По свидетельству турецкого путешественника Эвлия Челеби, на стороне казаков воевали два молодых и храбрых война в одежде ратной и с мечами и многих побивали солдат турецких, распластывая их пополам. Да и казаки замечали, что это дело рук Божиих, не было у них таких удальцов.

В дни приступов на крепость плакал образ Св. Иоанна Предтечи, а в первый приступ была полна «слез» Его лампада.

В разбитый и обескровленный Азов турки посылают предложение о выплате каждому казаку по 300 талеров чистого серебра и по 200 золотых арабских, лишь бы казаки  отдали им пустое место Азовское. На что казаки ответили отказом. 307 израненных и обожженных защитника принимают решение выйти на рассвете в чистое поле и принять последний бой. Ночь перед боем была прощанием друг с другом и молитвой к Богу и обетом, кто жив останется – уйдет в монастырь молиться за павших и живых.

Ночью в сентябре 1641 г. потрепанное султановское войско бежало со страхом. Видели они тучу огромную черную, идущую со стороны Московии, а впереди воина в ратной одежде с мечем на коне. Так вступились за православных христиан Силы Небесные.

Позор этого поражения турки переживали очень тяжело: жителям Стамбула под страхом наказания было запрещено произносить даже слово «Азов».

www.azovhram.ru

Азовская икона Божией Матери

Богородицу глубоко почитают и любят все христиане. Неудивительно, что ее образы по всей земле являли чудеса исцеления.

Иконы Пресвятой Богородицы встречаются верующими с огромной любовью и почтением. О силе Ее наслышаны многие, другие лично лицезрели чудеса, исходящие от каждого образа Пречистой Девы. Чудотворные иконы Богоматери украшают многие храмы. К ним относится и Азовская икона Божией Матери, которая имеет огромное значение для христианского народа. Перед ней молятся многие люди, относясь к ней со всем уважением и трепетом.

История иконы

Данная икона хоть и похожа на аналогичные святыни Божией Матери, но появилась не чудесным образом. Она была написана в честь битвы на войне против турков, дабы показать последователям православной веры, насколько сильно может быть покровительство Богородицы. Битва длилась с 1735 по 1739 год и проходила на Азовском море, что и поспособствовало названию чудесной иконы.

Икона Божией Матери являлась на многих битвах и служила в качестве талисмана на всех сражениях былой войны. Как известно, Богоматерь была заступницей русских воинов в смертельном бою на Азовском море. Иконописец изобразил на холсте Деву Марию, которая и стала причиной победы. Многие православные люди тогда поверили в силу божественную. А только что написанная Азовская икона прославилась во всем мире и продолжила сохранять и приумножать веру людей.

Где находится чудотворный образ

Самую первую Азовскую икону Божией Матери сейчас трудно найти. Ей выпал тернистый и сложный путь. Но, к счастью, было написано большое количество списков со святыни, которые сохранились и по сей день. Их можно найти во многих церквях нашей страны. К примеру, благочестивую и самую раннюю фреску можно встретить в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы.

Описание иконы

На заднем плане изображен двуглавый орел. Также мы видим змея, который является символом Турции и напоминает нам историю Георгия Победоносца: некогда христианский святой пронзил искусителя своим мечом. Снизу от Матери Божией нарисовано русское войско, города, которые уже освобождены от нападок Турции, и крепости Азовского моря, охраняемые Божьей Матерью. Икона пропитана русской символикой, что добавляет ей уникальности.

В чем помогает чудотворный образ

Азовская икона Божией Матери символизирует защиту и справедливость. Перед ней молятся о мире в стране, о защите от нападок врагов и чужеземцев, от ссор и бед в доме и семье, о сохранении жизни своей и своих близких. Также икона помогает избавиться от различных болезней души и одержимости.

Дни празднования

Официальное празднование приходится на 10 сентября и сопровождается богослужениями в честь Азовской иконы Божьей Матери.

Молитва перед иконой

«О, Дева Пресвятая! Владычица мира земного и небесного! Молюсь тебе и помощи твоей прошу. Будь же заступницей моей до конца дней моих, отгони врагов от меня, от города нашего и страны нашей! Изгони злые силы, что сидят внутри меня, исцели от болезней и очисти душу мою грешную! Помолись за меня перед Господом Богом, ибо ты стоишь на Небесах рядом с Ним и с Сыном Его Иисусом! Дай мне веры и сил, ниспошли свое благословение. Да буду славить имя твое во веки веков. Аминь».

Полезно дополнять ваш красный уголок новыми иконами, которые станут покровителями и заступниками вашего личного счастья, здоровья родных и благополучия дома. Отмечайте для себя Божьих Угодников, поддержка которых необходима вам в трудный час, и молитесь подле их образов. Мы желаем вам крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

В православии и в христианстве в целом существует большое количество икон, которые можно назвать чудотворными. ...

Образ Божией Матери любим и почитаем христианами со всего мира. Икона «Прибавление ума» имеет ряд ...

Одна из самых известных икон Божьей Матери неспроста названа так. Православные по всему миру молятся ...

В православном мире есть множество икон Богородицы, которые обладают исключительными особенностями в исцелении и помощи ...

dailyhoro.ru

АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(празд. 28 авг.), почитание начинается при царевне Софье Алексеевне, со времени начала русско–турецкой войны в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына. Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии - изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу - символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже - конный воин, поражающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.

В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинская Черниговская икона Богоматери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского мон-ря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией царю Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение А. и., расположенное над топографической картой-планом дислокации рус. и тур. войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского мон-ря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, С.-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.

Лит.: Борин В. Два памятника иконографии XVII и XVIII вв.: Икона Азовской Божией Матери и прорись с нее // Светильник. 1914. № 8. С. 2-12; Борин В. Памятники Азовских походов // Там же. 1914. № 11-12. С. 27-34; Русская живопись XVII-XVIII вв.: Кат. Л., 1977. С. 103; Russische Ikonen und Kultgeräte aus St. Petersburg. Köln, 1991. № 31, ил. 29; Великие и чудотворные / Сост. В. Е. Суздалев. Н. Новг., 1994. С. 40; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в Имп. России. М., 1995. С. 358-360. Иконы Божией Матери Иконография Божией Матери

www.pravenc.ru

Иконы России: Азовская икона Божией Матери

Азовская икона Божией Матери Иконы

Азовская икона Божией Матери написана в память о русско-турецкой войне на Азовском море 1735 – 1739 годов. Пресвятая Богородица изображена в рост с Младенцем Христом на лоне с молитвенно воздетыми вверх руками. Она представлена на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности. В верхней части иконы, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Святой Дух в виде голубя. Слева и справа от Нее в молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор и Марк Печерские. Ниже – великомученик Георгий поражает копьем змия, символизирующего Оттоманскую Порту, справа – пешие и конные воины; на нижнем поле помещены вирши. В нижней части изображены освобождённые города и русские крепости на Азовском море – Азовская и Кизи-Кер-мен с подписями (Кизи-Кермен – турецкая крепость на правом берегу Днепра, захваченная войсками Б. Шереметьева в 1695 году), и на самом низу – подпись: «писалъ сей образъ Попъ Климентъ Макарьевъ». Иконография иконы восходит к прориси для гравюры, которая в 1914 хранилась в Историческом музее имени Александра III (в настоящее время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого.

Существует два варианта иконографии Азовской иконы: с поясным и ростовым изображение Богоматери. Изучавший до революции историю Азовской иконы Божией Матери исследователь В. Борин пишет: «... икона писана несколько позднее взятия Азова Шейном при участии Петра I, т.е. после 1696 года ... Исследуя икону, я нахожу на ней до трёх записей; из-под них видно, что первоначальное изображение Богоматери было «поясное», а не «ростовое»; из этого можно заключить, что к этой иконе Азовской Божией Матери возвращались, когда возвращался политический интерес к Азову. И только во второй половине XVIII века... образ, надо полагать, остается уже без всякого изменения, так что икона в том виде, в каком её находим, относится к концу XVIII века, ко времени Императрицы Екатерины II (1763–1796)».

Бытует версия о написании Азовской иконы в память явления Богородицы во время осады Азова и её заступничества за азовцев. Свидетельства божественной помощи казакам описаны в «Сказочной повести об Азове» А.С. Орлова, хранящейся в Азовском археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. По свидетельству «Повести», во время осады появилась с северной стороны великая туча, «а по той тучи вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей», Которая прогнала турок.

Есть и несколько другая информация от 1829 года: «...В 1711 году, возвращаясь с победой из Азова, Петр I служил молебен в Покровской церкви. Петр на этот раз останавливался в доме местного священника, который в память этого посещения написал «калеографическую» икону «Знамение Множества Мира», то есть Азовскую икону.

Азовская икона Божией Матери находится в Государственном Историческом музее в Москве. В настоящее время неизвестно, является ли она копией или оригиналом иконы.

Празднование Азовской иконы Божией Матери приходится на 10 сентября (28 августа по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Буренкова Е.В. Азовская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том I. М., 2000. С. 337.

2. Борин В. Два памятника иконографии XVII и XVIII вв.: Икона Азовской Божией Матери и прорись с нее // Светильник. 1914. № 8. С. 2–12.

3. Русская живопись XVII – XVIII вв. Л., 1977. С. 103.

4. Великие и чудотворные / Сост. В. Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993. С. 40.

5. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в Императорской России. М., 1995. С. 358–360.

www.iconrussia.ru

Азовская икона Божией Матери

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы - оглавление.
  • Образ Богородицы в Русской иконографии   Иконография Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • Даты празднования икон Богородицы   Акафисты иконам Богородицы
  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я

    Азовская икона Божией Матери. Галерея икон.

    Икона написана в память о русско-турецкой войне на Азовском море 1735 – 1739 годов.

    Пресвятая Богородица изображена на фоне двуглавого орла – герба Российской империи: святой великомученик Георгий Победоносец поражает змия, символизирующего Турцию. По сторонам от Богородицы расположены святые молитвенники за землю русскую, внизу – русское воинство. В нижней части изображены освобождённые города и русские крепости на Азовском море. В начало

    Азовская икона Божией Матери.

    Азовская икона Божией Матери.

    Азовская икона Божией Матери.

      А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я

    В начало

    www.vidania.ru


    Смотрите также




    MnogoStatusov.RU


    Поделиться с Друзьями



    Если тебе понравились статусы жми кнопки




    Нравится







    Популярные статусы

    Популярные статусы

    {topusers1}
    «    Май 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031