Древний календарь майя


Календарь древних индейцев Майя

Для людей древних Майя, календарь был так же важен в повседневной жизни, как и для наших современников.

Цивилизация Майя возникла в Мезоамерике (Центральной Америке). Этот регион находится в пределах между Мексикой и Южной Америкой, и был домом для многих других культур, в том числе Ацтеков, Ольмеков, Теотиуакан и Тольтеков. Майя жили в местах, где сегодня расположены государства Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор и на Юге Мексики (Юкатан, Кампече и Кинтана-Роо, Табаско и Чьяпас).

История Майя состоит из трех периодов:

1. Доклассический — 2000 г. до н.э. до 250 н.э.

2. Классический – от 250 до 900

3. Постклассический — от 900  до Испанской конкисты в 1400 году

Письменность в Мезоамерике возникла в середине Доклассического периода. Майя первыми начали создавать исторические записи и вести календарь. Для этого использовались стелы или каменные памятники, на которых вырезались события гражданской жизни Майя, календари и астрономические познания. Они также изображали свои религиозные верования и мифологию на керамике.

Майя придавали большое значение записям истории своего народа. Они были не первой цивилизацией, использовавшей календарь, но зато разработали четыре отдельных календаря, которые длились дискретные периоды времени. В зависимости от своих потребностей, Майя использовали различные календари или определенное сочетание двух календарей для записи каждого события. Их календарь Длинного Счёта, о котором мы узнаем более подробно позже, истек в 2012 году, в результате чего, как некоторые считали, должно было возникнуть апокалиптическое событие.

Но для того, чтобы расшифровать эти разные календари, вы должны будете сначала выучить краткий урок по математике Майя.

Числа и математика Майя

Наряду с их календарями — Цолькин, Хааб, Круглый календарь и Длинный Счёт, Майя также создали свои собственные системы вычислений. Они использовали ряд точек и линий для обозначения чисел. Одна точка обозначала одну единицу, в то время как одна линия составляла пять единиц. Символ ракушки обозначал нуль.

Майя записывали разряды чисел по вертикали, в то время как мы это делаем по горизонтали. Например, число 27 мы записываем, как цифру 2, обозначающую десятки и цифру 7, справа от нее.

Майя записывали 27 вертикально. Их число семь (линия, представляющая пять единиц с двумя точками над ней) находилась внизу, а число 20 (точка на строчку выше) располагалась непосредственно над ним.

То же справедливо и для других чисел, например, 29.

Числа имели большое значение в культуре Майя. Например, число 20 означает количество цифр у человека — 10 пальцев на руках и 10 пальцев на ногах. Число 13 касается крупных суставов человеческого тела, где возникают болезни: одна шея, два плеча, два колена, два запястья, два бедра, два колена и две лодыжки. Числом 13 также представлены уровни небес, где находятся священные правители Земли. Именно эти два числа, 20 и 13 использовались для составления Цолькин календаря, первого календаря, используемого Майя.

Цолькин календарь

Как и многие мезоамериканские календари, Цолькин, или Священный Круг, календарь рассчитан на 260-дневный цикл. Одна теория значения именно такой длины цикла утверждает, что 260 дней символизируют беременность. Другая теория предполагает, что в  календаре представлена продолжительность времени, необходимого для возделывания кукурузы. Однако, более вероятно, что она была основана на благоговении Майя перед числами 13 и 20.

В григорианском календаре, у нас есть семь дней в неделе и, в зависимости от месяца, от 28 до 31 дня в месяце. Цолькин календарь состоит из набора 20 названий дней, символизируемых изображениями, называемыми глифы и 13 номеров. В результате каждый день имеет номер от 1 до 13, кроме того, у дней есть названия, повторяющиеся с периодом 20. Каждому названию дня соответствует свой символ, так называемая Солнечная Печать.

Цолькин календарь начинается с первого дня, под глифом Имиш и номером 1. Дни продолжаются по порядку – на второй день будет сочетание глифа Ик с номером 2 и так далее, до тех пор, пока все 13 номеров не будут использованы.

После того, как календарь достигнет 13-го дня (обозначенный глифом Бен и номером 13), номера дней начинаются снова с 1, но названия дней продолжаются вперед, с 14-го глифа, Ик.

Таким образом, мы получаем 260 уникальных сочетаний из имени дня и его номера. Сочетание 13 Ахав обозначало окончание года.

Легко понять, какую значимость Майя вкладывали в Цолькин календарь. Например, они считали, что дата вашего рождения определяет характеристики, которые вы сможете усмотреть в вашей личности, точно так же, как некоторые люди учитывают астрологический символ для дня рождения сегодня.

Святые мужи также могли запланировать определенные мероприятия в течение года, на основе Цолькин календаря. В начале каждого униал (периода в 20 дней), шаман мог определить религиозные и церемониальные событиях, которые будут в это время происходить. Кроме этого он выбирал даты, которые были бы наиболее удачливыми для процветания сообщества.

Несмотря на его множество полезных для общества функций, Цолькин календарь не мог измерить Солнечный год, время, необходимое для Земли, чтобы сделать полный оборот вокруг Солнца. Из-за этого, Майя нужен более точный календарь.

Хааб календарь и Круглый календарь

Хааб календарь очень похож на григорианский календарь, который мы используем сегодня. Он основан на цикле Солнца и использовался для сельскохозяйственной, экономической и бухгалтерской деятельности. Подобно Цолькин календарю, он также включает униал (периоды в 20 дней), а каждый день имеет свой собственный иероглиф и название. Однако вместо 13 униал в 260 дней у Цолькин календаря, в Хааб календаре 18 униал в 360 дней.

Астрономы Майя заметили, что 360 дней не хватает для Солнца, чтобы совершить полный цикл солнечной активности. Они утверждали, что календарь должен следовать солнечному циклу как можно более точно. Но  математики Майя не согласились. Они хотели оставить календарь простым, с шагом 20, так же как и их математические системы.

Астрономы и математики, в конце концов, согласились на 18 униал в 360 дней, но с пятью «безымянными днями», которые называли Уайэб.

Эта пятидневка считалась очень опасным временем. Майя думали, что боги отдыхали в течение этого времени, оставляя Землю незащищенной. Майя совершали обряды и ритуалы, в ходе Уайэб, надеясь, что боги должны были вернуться к ним еще раз.

В то время как Хааб календарь был длиннее, чем Цолькин, Майя хотели создать календарь, который будет отражать еще больше времени. По этой причине, Цолькин и Хааб календари были объединены в Круглый календарь.

В Круглом Календаре, 260 дней Цолькин календаря, объединены с 360 днями и пятью безымянными днями Хааб календаря. Этот Круглый календарь работает по принципу Цолькин календаря и дает 18890 уникальных дней с периодом времени около 52 лет.

На то время, Круглый календарь был самым длинным календарем в Центральной Америке. Историки Майя, однако, пожелали записывать историю Майя для будущих поколений. Чтобы достичь этого, им понадобился календарь, который будет актуален через сотни, и даже тысячи лет.

Длинного Счёта календарь

Майя разработали Длинного Счёта календарь на 5125 лет, период времени, к которому они относились, как к Большому Циклу. Длинного Счёта календарь разделен на промежутки:

1 день — кин

20 дней — униал

360 дней — тун

7200 дней — катун

144000 дней – бактун

2880000 дней – пиктун

57600000 дней – калабтун

1152000000 дней – кинчилбтун

23040000000 дней — алаутун

Английский антрополог Сэр Эрик Томпсон создал методику для пересчета дат Длинного Счёта календаря Майя в грегорианскую дату, известную как Корреляция Томпсона. События, которые произошли во времена испанского владычества, были записаны на Длинный Счёт и григорианский календари. После этого, ученые сравнили даты в обоих календарях и сравнили их с Дрезденским Кодексом, одним из четырех документов Майя, сохранившихся со времен испанцев. Этот кодекс подтвердил дату начала первого Большого Цикла — 13 августа 3114 года до н.э., который закончился 21 декабря 2012 года.

Теперь у нас есть дата начала Большого Цикла, давайте посмотрим Длинного Счёта календарь на практике. Мы возьмем дату, знакомую многим: 20 июля 1969 года, день, когда Аполлон-11 совершил посадку на Луну. В Длинного Счёта календаре, эта дата записывается в виде 12.17.15.17.0. Вы заметите, что дата содержит пять цифр. Читая слева направо, получим количество бактун с начала Большого Цикла. В этом случае, там было 12 бактун, или 1728000 дней (144000 x 12), прошедших с 13 августа 3114 г. до н.э. Второе число означает количество катун. Затем следуют тун, униал и кин.

По мере завершения Длинного Счёта календаря, теоретики конца света предсказывали худшее. Грегорианская дата 21 декабря 2012 года, обозначается как 13.0.0.0.0 на Длинного Счёта календаре, сигнализируя о конце текущего Большого Цикла.

Однако, индейцы Майя и ученые, которые отрицали апокалиптические теории, отмечали, что конец календаря будет рассматриваться как время торжества, подобно современным новогодним праздникам. Нет никаких надписей Майя, которые предсказывают конец света, когда Большой Цикл завершается.

Наиболее заметным событием, которое произошло в день зимнего солнцестояния 2012 года, было то, что впервые за 25 800 лет Солнце было согласовано с центром галактики Млечный Путь. Хотя событие звучит впечатляюще, это не имело абсолютно никакого эффекта на Земле, как и утверждали астрономы. Поэтому следующий Большой Цикл был спокойно начато заново.

В настоящее время идет второй Большой Цикл или Новая Эра, которая будет продолжаться еще 5125 лет.

qriosity.ru

Календарь майя

Возможно, величайшим интеллектуальным достижением майя была их сложная календарная система. Они пользовались одновременно двумя календарями: 260-дневным и 360-дневным. Укороченный вариант календаря майя унаследовали от цивилизации сапотеков в Оахакской долине Мексики, которые начали записывать даты по этому календарю около 600 года до н. э. В этом календаре было 20 именных дней, каждый из которых повторялся 13 раз, «короткий год» из 260 дней назывался тцолкин.

Календарь был не только предметом, отмеряющим время, но и проводником в будущее. Как поясняет ведущий специалист по истории майя, профессор Майкл Коу:

«Каждый день имел собственные предзнаменования и ассоциации, а неизбежная смена 20-дневных циклов служила своеобразной предсказательной машиной, предопределявшей судьбы индейцев майя и всех других народов Мексики».

На гватемальских возвышенностях и в наши дни обитают «календарные жрецы», которые могут дать название любого дня в 260-дневном цикле.

Как этот «короткий год» был связан с настоящим годом? Семьдесят три 260-дневных цикла (18 980 дней) составляли 52 реальных года, и с этого момента оба календаря снова синхронизировались. Поэтому был изобретен календарный цикл, повторявшийся каждые 52 года.

Календарный цикл с периодом возобновления 52 года выглядит очень коротким для культуры, обладавшей столь выдающимися математическими способностями. Причину его создания можно обнаружить в структуре календаря так называемого Долгого Счета майя. Их повседневный календарь состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом. С учетом пяти дополнительных «несчастливых» дней в конце года, вызывавших суеверный ужас, годовой цикл достигал 365 дней и сравнивался с солнечным годом. Предположительно, поскольку это число не вписывалось в их двадцатиричную систему счисления, майя игнорировали пять дополнительных дней и придерживались 360-дневного периода (тун) для своего Долгого Счета.

Долгий Счет состоял из серии периодов, отсчитываемых по возрастанию, начиная с одного дня (кину.

20 кин =            1 уйналь          (20 дней)

18 уйналей =     1 тун               (360 дней)

20 тунов =        1 катун            (7200 дней) =           19,7 года

20 катунов =     1 бактун          (144 000 дней)=        394,3 года

В Великом Цикле насчитывалось 13 бакгунов - 1 872 000 дней, или примерно 5130 лет. Отсчет времени велся от 13 августа 3114 г. до н. э., когда начался нынешний Великий Цикл, или Мировая Эпоха. Считалось, что эта дата символизирует сотворение мира или появление богов, но более вероятно, что это мифическая дата появления самих майя, поскольку в текстах встречаются надписи о деяниях богов, которые относятся к событиям, происходившим в еще более ранние времена.

Конец нынешнего Великого Цикла назначен на 23 декабря 2012 года. В этот день, согласно пророчеству майя, весь мир, как мы его знаем, погибнет от великого потопа. Однако это не единственный элемент пророчества, который содержится в Великом Цикле, поскольку считалось, что события повторяются регулярно. Каждый катун был назван в честь дня, которым он заканчивался, а из-за особенностей конструкции календаря лишь 13 разных дней могли попадать на конец катуна. Поэтому после каждого периода продолжительностью 260 тунов (93 600 дней, или немногим более 256 лет) начинался катун с тем же названием, продолжавшийся чуть менее 20 лет. С течением времени каждый из тринадцати катунов приобрел свою репутацию. Десять из них считались «плохими» - судя по всему, древние майя придерживались пессимистических взглядов на окружающий мир. Одним из худших был катун 8 Ахау, сигнализировавший о раздорах и политических переменах.

Во время катуна 8 Ахау, который продолжался с 1441 по 1461 год, катастрофа постигла майянское племя итца, правившее городом Чичен-Итца на севере полуострова Юкатан. Людей выгнали из домов точно так же, как это случилось в предыдущем катуне 8 Ахау, когда они блуждали по дождевому лесу, пока случайно не наткнулись на заброшенный город, который назвали Чичен-Итца. На этот раз они прошли по своим стопам обратно на юг, пока не достигли озера Петен-Итца в северной Гватемале, где основали на острове новую столицу и назвали ее Тах-Итца. В 1524 году Эрнан Кортес посетил Тах-Итцу, или Тайясаль, как называли город испанцы, но не остался там надолго. Даже после того, как испанцы покорили всю Центральную Америку, племя итца оставалось нетронутым в Тайясале.

Лишь в XVII веке испанцы решили, что независимый город-государство Тайясаль бросает вызов их могуществу. Церковь возглавила кампанию, послав миссионеров, чтобы обратить племя итца в христианство, но не добилась успеха. Последнюю группу возглавлял монах-францисканец Андре де Авендано, посетивший Тайясаль в январе 1696 года. Авендано предупредил индейцев, что катун 8 Ахау вскоре вернется и принесет с собой грозные потрясения, поэтому сейчас самое время обратиться в христианство. Индейцы не покорились сразу же, но в тот же год родственник правителя Тайясаля, как сообщается в летописях, подарил губернатору Юкатана головной убор из перьев, принадлежащий его дяде, как знак готовности принять власть испанцев. Возможно, индейцы не выказали должного почтения, или же губернатор увидел удобную возможность для грабежа, но в результате испанские войска напали на Тайясаль в марте 1697 года, незадолго до начала катуна 8 Ахау. Несмотря на свою репутацию свирепых воинов, индейцы сопротивлялись лишь короткое время; возможно, они уже знали о своем поражении до того, как началась битва.

Более ранние циклы этого катуна тоже были отмечены драматическими событиями. Около 278 года произошел резкий сдвиг центра власти: цивилизация южных майя пришла в упадок после катастрофического извержения вулкана Илопанго в Сальвадоре, в то время как города майя, расположенные на низменностях, получили преимущество. Через 25б лет (534 г. н. э.), в соответствующей точке следующего цикла, произошел крутой поворот в судьбе великого города Тикаля. Там были внутренние раздоры, возможно, крестьянские бунты, сопровождавшиеся повсеместной умышленной порчей общественных зданий и монументов. Причиной катастрофы, по-видимому, было полное поражение Тикаля в войне с Караколем - его агрессивным соседом на территории нынешнего Белиза. Лишь в середине VII века города-государства южных низменностей оправились от этого потрясения. И наконец, в 790 году в Тикале был воздвигнут последний стоячий камень, отмечающий начало следующего цикла. С учетом катастроф, происходивших в предыдущие 256-летние интервалы, кризиса можно было ждать с уверенностью. И он наступил, но на этот раз его приход стал началом конца для цивилизации майя на низменных равнинах.

Следующая глава

esoterics.wikireading.ru

Календарь Майя и гороскоп Майя

В течение длительного времени историки науки утверждали, что очагами мировой культуры являлись лишь страны Африки и Азии. Историки астрономии считали, что их наука зародилась в странах Ближнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), а также в Древнем Китае и Индии. Однако в последние десятилетия этот взгляд пришлось пересмотреть, так как был открыт еще один очаг культуры. Он оказался расположенным на территории «Нового света» — в Центральной Америке, на землях, занимаемых ныне Гватемалой, юго-восточной частью Мексики и Британским Гондурасом. Особенно интересен полуостров Юкатан, который некогда был населен индейцами майя, создавшими свою самобытную культуру.

О древней истории майя стало известно благодаря тому, что у них был обычай периодически почти во всех населенных пунктах ставить стелы  — каменные столбы, на которых делались соответствующие записи важнейших событий и указывалась дата установки стелы. Возможно, что многие из этих памятников древнего народа майя являются «юбилейными» или связаны с различными историческими событиями.

Из этих памятников стало известно, что за первые 8 столетий нашей эры различные племена майя построили более сотни городов. По мнению большинства археологов, период расцвета майя продолжался с IV по Х в. н. э. Особенно больших успехов достигли майя в развитии астрономии, связанной с практическими потребностями земледелия. В различных надписях майя обнаружены специальные иероглифы для обозначения планет, Полярной звезды и ряда созвездий. В одной из найденных рукописей сохранился даже список предстоящих солнечных затмений. Астрономические наблюдения проводились в сооружениях, напоминающих башни современных обсерваторий.

Астрономическая обсерватория в Чичен-Ице. Вид после раскопок.

Большое внимание уделяли майя вопросам летосчисления и хронологии. Они являлись создателями оригинальных календарных систем, существенно отличающихся от всех других известных нам календарей.

Ученые ряда стран положили много труда, чтобы разгадать тайны письменности майя, их самобытной культуры и, в частности, календаря. Было сделано много, хотя для полного выяснения всех нерешенных вопросов еще потребуется большой труд. Однако уже теперь известно немало интересного. Литература о календаре майя весьма обширна.

Что же удалось установить ученым о календаре и хронологии майя? Сейчас уже известно, что майя применяли одновременно две календарные системы, отличающиеся продолжительностью: длинный год и короткий год. Первый из них применялся в гражданской жизни, а второй был связан с религиозными обрядами.

365-дневный год ( «хааб» ). Майя знали два вида длинных годов. Год в 360 дней назывался «тун» и был сохранен только для особых целей. В быту же применялся 365-дневный календарный год, который назывался «хааб» и который состоял из 18 месяцев по 20 дней. В конце такого года добавлялось еще 5 дней, получивших название «дней без имени» и считавшихся роковыми. Жрецы знали, что «хааб» на доли дня короче истинного солнечного года и что за 60 лет набегает примерно 15 лишних суток.

Многие исследователи культуры майя считают, что календарь майя точнее григорианского. Они объясняют это тем, что, хотя майя не имели астрономических инструментов, они научились достигать высокой точности своих наблюдений небесных светил, применяя особый метод, состоявший в наблюдении сквозь длинные и узкие прорези, своего рода «прицелы».

Двадцать дней в месяце календаря майя изображались особыми иероглифами и имели следующие названия:

1. Имиш  6. Кими 11. Чуэн 16. Киб
2. Ик' 7. Маник' 12. Эб 17. Кабан
3. Ак'баль 8. Ламат 13. Бен 18. Эсанаб
4. К'ан 9. Мулук 14. Иш 19. Кавак
5. Чикчан 10. Ок 15. Мен 20. Ахау

Советский ученый Ю. В. Кнорозов, много сделавший для исследования культуры майя и расшифровки их письменности, перевел книгу францисканского монаха, ставшего в 1561 г. главой францисканцев в Юкатане и Гватемале, Диего де Ланда (1524—1579) «Сообщения о делах в Юкатане»  — основной источник по истории и этнографии майя времен испанского завоевания. В этой книге Ланда приводит следующие названия месяцев, их изображения особыми знаками  и их соответствие юлианскому календарю.

Поп Шуль Сак Паш
Во Йашк'ин Кех К'айяб
Сип Моль Мак Кумхк
Соц' Ч'ен К'ан-к'ин Вайеб
Сек Йаш Муан  

Год начинался 16 июля. Этому дню соответствовал первый день месяца Поп — первого месяца года. Заканчивался год 10 июля — последним днем месяца Кумху. Остальные 5 дней года являлись «днями без имени». Эта «пятидневка» являлась как бы 19-м, но коротким месяцем года и называлась «Вайеб». Обозначался этот месяц иероглифом, приведенным на рисунке выше под цифрой 19. Все пять дней Вайеба отмечались как праздник в честь одного из богов — покровителя следующего года.

По предположению французского ученого Жана Жену в древности первым месяцем был не Поп, а Йашк'ин. Свои доводы он основывает на том, что месяц Шуль означающий «конец», был последним месяцем года и заканчивался 17 декабря. Затем шли безымянные 5 дней и вновь начинался новый год, первый день которого падал на 23 декабря. В этом случае новый год примерно совпадал бы с днем зимнего солнцестояния. При этом интересно, что само слово Йашк'ин означает «новое солнце».

Таблица 1. Месяцы календаря майя

№ п/п

Название месяца

Соответствие датам юлианского календаря

1

Поп

16 июля — 4 августа

2

Во

5 августа — 24 августа

3

Сип

25 августа — 13 сентября

4

Соц'

14 сентября — 3 октября

5

Сек

4 октября — 23 октября

6

Шуль

24 октября — 12 ноября

7

Йашк'ин

13 ноября — 2 декабря

8

Моль

3 декабря —22 декабря

9

Ч'ен

23 декабря — 11 января

10

Йаш

12 января — 31 января

11

Сак

1 февраля — 20 февраля

12

Кех

21 февраля — 12 марта

13

Мак

13 марта — 1 апреля

14

К'ан-к'ин

2 апреля — 21 апреля

15

Муан

22 апреля — 11 мая

16

Паш

12 мая — 31 мая

17

К'айяб

1 нюня — 20 июня

18

Кумху

21 нюня — 10 июля

260-дневный год («цолькин»). Совсем иначе был построен короткий календарный год майя, называвшийся «цолькин» и имевший ритуальное назначение. Он состоял всего из 260 дней и делился на 13 месяцев, которые, так же как и «хааб», содержали по 20 дней.

Другая особенность этого календаря — наличие недели, состоящей, из... 13 дней. Дни недели обозначались числами от 1 до 13. Поэтому «цолькин» представлял собою своеобразную комбинацию 20-дневных месяцев и 13-дневных недель. В нем числа недели и названия дней повторялись в определенной закономерности. Правда, из некоторых иероглифических текстов майя можно сделать заключение, что у древних майя кроме 13-дневной недели была еще 9-дневная, в которой счет велся не по дням, а по ночам, причем каждая ночь имела своим покровителем одного из девяти богов подземного царства.

В календаре майя были еще два более крупных цикла: 4-летний, в котором повторялись названия дней и числа месяцев, и 52-летний (представлявший собою комбинацию «хааба» и «цолькина»). Последний состоял из тринадцати 4-летних циклов и охватывал период в 18 980 дней. В нем повторялись не только дни и числа недели, но и числа месяца. В самом деле, период в 18 980 дней содержал 52 «хааба» (365 × 52 =18 980) и в то же время 73 «цолькина» (260 × 73 = 18 980). Эта зависимость и составляла основу гармонии календаря майя.

Каждый Новый год мог начинаться только с одного из следующих четырех дней: К'ан, Мулук, Иш и Кавак. Ежегодно они последовательно менялись, и затем этот порядок повторялся.

Датировка любого события в календаре майя всегда состояла из числа 13-дневной недели, названия дня, числа месяца и названия месяца. Например, если дата записала так: «6 Ламат 14 Шуль», то это значит 6-е число 13-дневной недели, день Ламат, 14-е число месяца Шуль. Такая дата могла повториться только через 52 года, т. е. через 18 980 дней.

Так как в гражданском календаре майя год состоял из 365 дней, а месяц из 20 дней, то через каждые четыре года первый день года приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа недели. Поэтому весь 52-летний цикл древнего календаря майя можно представить в виде «вечного календаря» (табл. 2), получившего название «календарного круга».

Таблица 2. Календарный круг майя

№ п/п Название дня

Числа 13-дневной недели

Годы

I II III IV
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 К'ан Мулук Иш Кавак
1 Имиш 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 19 14 9 4
2 И к' 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 0 15 10 5
3 Ак'баль 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 1 16 11 6
4 К'ан 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 2 17 12 7
5 Чикчан 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 3 18 13 8
6 Кими 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 4 19 14 9
7 Маник' 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 5 0 15 10
8 Ламат 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 6 1 16 11
9 Мулук 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 7 2 17 12
10 Ок 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 8 3 18 13
11 Чуэн 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 9 4 19 14
12 Эб 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 10 5 0 15
13 Бен 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 11 6 1 16
14 Иш 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 12 7 2. 17
15 Мен 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 13 8 3 18
16 Киб 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 14 9 4 19
17 Кабан 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 15 10 5 0
18 Эсанаб 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 16 11 6 1
19 Кавак 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 17 12 7 2
20 Ахау 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 18 13 8 3

Лунный календарь. Древние майя пользовались также и особым лунным календарем, каждый месяц которого содержал 29 или 30 дней. Каждый день лунного месяца обозначался соответствующим числом, причем первый день месяца, как и в 20-дневном месяце, считался нулевым. После шести лунных месяцев заканчивался лунный полугод, после чего опять шел первый лунный месяц. В разное время в древних городах майя, как в наше время в некоторых странах Востока, применялись различные варианты лунных календарей. Все зависело от того, какая лунная дата считалась соответствующей начальной циклической дате эры майя.

Хронология. В основу всех хронологических расчетов был положен день, или «к'ин». Двадцать к'инов составляли один «виналь» (двадцатидневный месяц), а 18 виналей соответствовали одному «туну» (360-дневному году). Далее хронология состояла из следующих циклов:

1 к'аут     = 20 тунам        = 7200 дням 1 бак'тун = 20 к'атунам   = 144000 дней

1 пиктун  = 20 бак'тунам = 2 880 000 дней

(три более крупных цикла нами опущены). Если перевести эти циклы на наши годы, то получим следующие соотношения:
1 к'атун   — около 20 лет, т. е.  201 1 бак'тун —     »     400     »        202 1 пиктун  —     »     8000   »        203

Исходной датой летосчисления майя являлась легендарная дата, имеющая обозначение «0. 0. 0. 0. 0. 4 Ахау 8 Кумху». Эта дата толкуется двояко. По расчетам американского археолога, этнографа и лингвиста, одного из крупнейших исследователей культуры майя, Э. Томпсона, она соответствует 12 августа 3113 г. до н. э. По мнению другого исследователя культуры майя — Г. Спиндена, начальная дата соответствует 14 октября 3373 г. до н. э., т. е. на 260 лет старше. Долгое время обе даты имели своих приверженцев, но в настоящее время принята синхронизация по Э. Томпсону.

Легендарность исходной даты видна хотя бы в том что она на три тысячи лет старше по возрасту, чем самая ранняя известная нам дата из истории майя (292 г. н. э.), обнаруженная в 1959 г. на одной из стел.

Итак, от даты «0. 0. 0. 0. 0. 4 Ахау 8 Кумху» ведется счет всех остальных дат в истории майя. Если какое либо событие по календарю майя зафиксировано знаками «9. 14. 0. 0. 0. 6 Ахау 13 Муан», то это значит, что от исходной даты прошло 9 бак'тунов» 14 к'атунов 0 тунов 0 виналей 0 к'инов. Как перевести эту дату на наш календарь? Прежде всего подсчитаем, сколько прошло дней от исходной даты: 9 × 144 000 + 14 × 7200 = 1 396 800 дней или 3824 года. Вычитая из этой даты исходную дату, т. е. 3113, получим 711. Следовательно, по нашему летосчислению событие произошло в в 711 г. н. э.

Что касается выражения «6 Ахау 13 Муан», то оно означает, что событие имело место в 6-й день 13-дневной недели, день Ахау, 13 число месяца Муан. Это дает возможность сделать дальнейшее уточнение. Так как месяц Муан соответствует периоду с 22 апреля по 11 мая юлианского календаря, то 13-е число этого месяца приходится на 4 мая 711 г. н. э. по юлианскому календарю.

Изложенный способ отсчета больших промежутков времени применялся преимущественно у древних майя и получил название «длинного счета». Но уже в последние века перед испанским завоеванием они перешли к упрощенному «короткому счету», состоявшему из к'атунов, т. е. «двадцатилеток», вернее, из периодов в 7200 дней.

Каждый к'атун обозначался названием и числом его последнего дня. Так, к'атун 13 Ахау означал такой 7200-дневный период, последний день которого приходился па 13-е число 13-дневной недели. Так как 7200 делится на 20 без остатка, то каждый к'атун начинался со дня Имиш и заканчивался днем Ахау. Однако в каждом последующем к'атуне последний день хотя и оставался Ахау, но он падал на другой день недели. Во втором к'атуне он приходился уже на 11-й день недели, т. е. на два дня раньше, чем предыдущий. Это получается потому, что при делении 7200 на 13 в остатке будет 11, т. е. на две единицы меньше 13-дневной недели. Последний день третьего к'атуна наступит еще на 2 дня раньше, чем предыдущий, — 9 Ахау. Затем последовательно пойдут: 7 Ахау, 5 Ахау, 3 Ахау, 1 Ахау, 12 Ахау, 10 Ахау, 8 Ахау, 6 Ахау, 4 Ахау, 2 Ахау и опять 13 Ахау. Затем все повторяется вновь.

Для наглядности приведем один полный цикл в 13 к'атунов с пересчетом на годы нашего календаря.

10 Ахау 21.IУ.1441 5.I.1461
8 » 6.I.1461 22.IХ.1480
6 » 23.IX.1480 10 .V1.1500
4 » 11. VI.1500 26.II.1520
2 » 27.II.1520 13. XI. 1539
13 » 14.Х1.1539 31.VII.1559
11 » 1.VIII.1559 17.IV.1579
9 » 18.IV.1579 2.I.1599
7 » 3.I.1599 19.1Х.1618
5 » 20.IX.1618 6.VI.1638
3 » 7.VI.1638 21.II.1658
1 » 22.II.1658 8 XI.1677
12 » 9.XI.1677 26.VII.1697

Таким образом, получалась полная повторяемость по прошествии 13 к'атунов: 7200 × 13 == 93 600 дней (т. е. около 256 лет).

Точность календаря. Часто говорят, что календарь майя является самым точным. Насколько справедливо такое утверждение?

Астрономы майя сумели определить продолжительность солнечного года в 365,2420 суток. Это всего на 0,0002 меньше принятого в настоящее время значения тропического года и соответствует ошибке в одни сутки за 5000 лет. Это дает основание сделать вывод, что календарь майя несколько точнее григорианского календаря.

Астрономы древних городов Копан и Паленке хорошо знали продолжительность синодического месяца Луны: по копанским вычислениям она была равна 29,53020 суток, а по паленкским — 29,53086. Среднее из этих двух значений составляет 29,53053, что короче принятого в настоящее время всего на 0,00006 дня. Если же при этом учесть, что исследование надписей на одной из стел города Копана привело к заключению о знакомстве астрономов майя с циклом Метона (V в. до н. э.), то следует признать, что и лунный календарь майя также отличался большой точностью.

yamaya.ru

Календарь древних майя. Часть 2 | Первая социальная эзотерическая сеть

Календа́рь ма́йя — система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др.

Любопытно, что календарь майя лучше соотносится с астрономическим годом, чем современный Григорианский календарь.

Типичная дата календаря майя выглядит примерно так: 12.18.16.2.6, 3 Кими 4 Соц, где 12.18.16.2.6 — это дата длинного счёта, 3 Кими — цолькин, 4 Соц — хааб.

Конечно, цифры и цифровые знаки, так же как и счет, лежали в основе календаря майя. Однако он являл собою исключительно сложную систему, состоявшую из математических знаков и смысловых понятий. При этом цифры и слова-иероглифы играли в календаре и летосчислении майя одинаково важную роль.

Календарь древних майя привлекал и сейчас продолжает привлекать самое пристальное и серьезное внимание исследователей, изучающих эту выдающуюся цивилизацию. Многие из них надеялись именно в календаре найти ответы на бесчисленное множество неясных вопросов из таинственного прошлого майя. И хотя сам по себе календарь не мог, вполне естественно, удовлетворить большинство интересов ученых, он все же многое поведал о тех, кто создал его два тысячелетия назад. Достаточно сказать, что именно благодаря изучению календаря мы знаем двадцатеричную систему счета майя, форму написания цифр, их невероятные достижения в области математики и астрономии.

Вот почему ни один рассказ о древних майя не может пройти мимо их календаря.

Итак, число 1975 древние майя записали бы следующим образом:

Значит ли это, что с помощью такой «цифровой этажерки» можно передать не только абстрактное число 1975, но и календарную дату, то есть 1975 год.

Оказывается, нет. Конечно, цифры и цифровые знаки, так же как и счет, лежали в основе календаря майя. Однако он являл собою исключительно сложную систему, состоявшую из математических знаков и смысловых понятий. При этом цифры и слова-иероглифы играли в календаре и летосчислении майя одинаково важную роль.

Календарь древних майя привлекал и сейчас продолжает привлекать самое пристальное и серьезное внимание исследователей, изучающих эту выдающуюся цивилизацию. Многие из них надеялись именно в календаре найти ответы на бесчисленное множество неясных вопросов из таинственного прошлого майя. И хотя сам по себе календарь не мог, вполне естественно, удовлетворить большинство интересов ученых, он все же многое поведал о тех, кто создал его два тысячелетия назад. Достаточно сказать, что именно благодаря изучению календаря мы знаем двадцатеричную систему счета майя, форму написания цифр, их невероятные достижения в области математики и астрономии.

Вот почему ни один рассказ о древних майя не может пройти мимо их календаря.

Что лежало в основе календаря древних майя?

Прежде всего тринадцатидневная неделя. Дни недели записывались цифровыми знаками от (1) до (13). Вторым и третьим слагаемыми календарной даты были название дня двадцатидневного месяца — виналя, а также его порядковый номер внутри самого месяца. Счет дням месяца велся от нуля до девятнадцати , причем первый день считался нулевым, второй обозначался единицей , третий — двойкой и так до знака девятнадцать . Наконец, в дату обязательно входило также название месяца (их было восемнадцать), каждый из которых имел свое собственное имя.

Таким образом, дата состояла из четырех компонентов — слагаемых:

число тринадцатидневной недели, название и порядковый номер дня двадцатидневного месяца, название (имя) месяца.

В записи, транскрибированной буквами нашего алфавита и арабскими цифрами, дата из календаря майя выглядела бы например, так:

«4 Ахав 8 Кумху».

Поясним, что это означает: в данном случае имеется в виду четвертый день тринадцатидневной недели, одновременно являющийся днем «Ахав», порядковый номер которого внутри двадцатидневного месяца восьмой; сам же месяц называется «Кумху».

Известно, что любая дата современного григорианского календаря, которым в настоящее время пользуется подавляющее большинство населения земного шара, повторяется ровно через год, например «1 декабря», «10 января», «16 апреля» и т. д. Исключение составляет только «29 февраля» — оно повторяется лишь каждое четырехлетие, то есть в високосный год. Однако если мы возьмем григорианскую дату в ее полном виде, включающем не только название месяца и порядковый номер (число) дня, но и название дня недели, на который он приходится («понедельник», «вторник», «среда» и т. д.), такая дата, как показывает математический подсчет, повторится во всех этих трех компонентах уже не через год, а через пять либо шесть лет (если бы не было високосного года, то всегда через семь лет).

Но в григорианском календаре название дня недели практически не играет сколько-нибудь существенной роли. В самом деле, если известно, что такое-то историческое событие имело место, например, 1 января, то для определения времени, прошедшего с этого дня, нужно знать не название совпадавшего с ним дня недели, а год от начала (или до начала) новой эры.

Календарная дата «I января 1111 года» есть абсолютная историческая дата, и только тот, кто подвержен суеверию, может заинтересоваться, не был ли этот день, скажем, понедельником или пятницей. Конечно, можно путем несложного расчета установить и эту подробность, однако, повторяем, ничего существенного к нашим знаниям она не прибавит.

Совершенно иначе обстоит дело с датировкой дней по календарю майя. Присутствие в дате каждого из четырех компонентов абсолютно обязательно. Если один из них отсутствует, отсутствует и сама дата. Все дело в том, что «4 Ахав 8 Кумху», как и любая другая дата, в календаре майя может повториться только через... 52 года! Иными словами, в течение 52 лет только один день будет называться «4 Ахав 8 Кумху», только один-единственный раз четвертый день тринадцатидневной недели совпадает с восьмым днем, одновременно именуемым также «Ахав», двадцатидневного месяца «Кумху».

В этом и заключается основная особенность датировки у древних майя. Более того, именно она стала основой их календаря и летосчисления, обретя форму вначале математического, а позднее и мистического пятидесятидвухлетнего цикла, который принято также называть Календарным кругом.

То, что любая дата календаря майя может повториться только через 52 года, подтверждает следующий математический расчет:

число тринадцатидневной недели совпадает с названием дня двадцатидневного месяца только через 260 дней (13x20=260). Название дня соответствует своему первоначальному порядковому номеру в течение одного года, ибо майя добавляли к 360 дням года, образуемым восемнадцатью месяцами (20x18=360), пять дополнительных дней. Этим путем они получал? 365-дневный год, то есть подгоняли длину своего календарного к длине хорошо известного им астрономического года. В результате ежегодно происходило смещение названий дней (на 5), и только через четыре года, когда из дополнительных дней образовывался целый дополнительный месяц (5х4=20), восстанавливалось первоначальное соответствие между названиями и порядковыми номерами дней месяца.

Итак, название и порядковый номер дня месяца совпадут через четыре года, а между тем дни тринадцатидневной недели продолжают свой самостоятельный отсчет. И тогда четырехлетний цикл сам пускается в погоню за первым днем недели. Простой математический расчет показывает, что это произойдет лишь по прошествии тринадцати четырехлетних циклов, то есть через 52 года (4x13=52), или 18980 дней, что, как говорится, и требовалось доказать!

Произведенные подсчеты выявили некоторые закономерности Календарного круга. Они показали, что в календаре майя были три основных цикла, или периода, полного обращения, которые совершали главные слагаемые календарной даты:

«двухсотшестидесятидневный цикл» — совпадают название дня и число тринадцатидневной недели;

«четырехлетний цикл» — совпадают название и порядковый номер дня двадцатидневного месяца;

«пятидесятидвухлетний цикл» — совпадают все четыре компонента.

К сожалению, не сохранилось достаточно достоверных данных о происхождении как компонентов — слагаемых календарной даты, так и перечисленных циклов. Некоторые из них первоначально зародились из чисто абстрактных математических понятий, например «виналь» — двадцатидневный месяц — по числу единиц первого порядка двадцатеричной системы счета майя. Возможно, что и число тринадцать — количество дней в неделе — тоже появилось в чисто математических расчетах, скорее всего связанных с астрономическими наблюдениями, и лишь потом обрело мистический характер — тринадцать небес мироздания. Жрецы, заинтересованные в монопольном владении тайнами календаря, постепенно обряжали его во все более сложные мистические одеяния, недоступные разуму простых смертных, и в конечном итоге именно эти «одеяния» стали играть главенствующую роль. И если из-под религиозных одеяний — названий двадцатидневных месяцев можно отчетливо увидеть рациональное начало деления года на одинаковые по времени отрезки — месяцы, названия дней скорее свидетельствуют о своем чисто культовом происхождении.

Интересное объяснение дает Кнорозов возможному происхождению четырехлетнего цикла. Подсечно-огневой способ ведения сельского хозяйства быстро истощал земли. Уже через несколько лет в связи с резким падением урожайности появлялась необходимость выжигания новых участков дикорастущей сельвы под посевы кукурузы. По-видимому, такая нужда возникала уже на третий-четвертый год после начала культивации участка.

В тридцатых годах нашего столетия на Юкатане был проведен специальный эксперимент, который весьма убедительно подтвердил такое предположение. С 1933 года по 1940 год на выжженном участке сельвы, как это делали древние майя, ежегодно высевалась кукуруза. Средняя урожайность с гектара последовательно по годам оказалась следующей (в килограммах): 805, 692, 407, 170 (!), 850, 373, 522 и 6 килограммов (в последний, 1940 год). Первые четыре года поля обрабатывались с помощью мачете — длинного стального ножа с широким лезвием, которым и сейчас пользуются крестьяне майя во время сельскохозяйственных работ. Начиная с пятого года обработка полей велась вручную (стебли и сорняки вырывались с корнями) — предполагается, что древние майя именно так возделывали свои поля. В первое четырехлетие урожай упал с 805 до 170 килограммов, то есть почти в 5 раз. Старый способ культивации земли вначале повысил урожайность участка, однако затем она снизилась более чем наполовину. На третий год урожайность несколько возросла, а на четвертый (восьмой) из-за нашествия саранчи свелась почти к нулю.

В оба четырехлетних периода первый год оказался наиболее урожайным; в последующие годы наблюдалась явная тенденция к снижению количества собираемого зерна. Вполне естественно, что майя не могли этого не учитывать. Уже к третьему году у них возникла необходимость позаботиться о новых участках под посевы. Логичнее всего предположить, что на поиски новых пригодных для посевов участков и последующие работы по выжиганию буйных зарослей сельвы — труд тяжелый, связанный с уходом из поселений иногда на многие месяцы, — шли люди, объединенные наиболее близким кровным родством. Они как бы брали в свои руки эстафету заботы обо всем племени, а заодно им доставалась и племенная власть.

Захват власти давал огромные преимущества. Институт смены правления наряду с потребностями земледелия был мощным толчком к развитию календаря, так как возможность продлить или сократить хотя бы на небольшой срок полномочия была далеко не безразлична при борьбе за власть.

Таким образом, календарь майя уже в процессе зарождения не был лишен и элементов общественно-политического характера. Между тем институт смены власти по родам, свойственный самой ранней стадии формирования у майя классового общества, постепенно отмирал. Однако четырехлетний цикл как основа календаря сохранялся в неприкосновенности, ибо он продолжал играть важную роль в их экономической жизни. Жрецы сумели выхолостить из него демократические начала и целиком поставить на службу своей религии, теперь уже охранявшей «божественную» власть всемогущих правителей, ставшую в конце концов наследственной.

Вернемся к календарю. К моменту прихода испанцев на Юкатан, как засвидетельствовали составители хроник конкисты Нового Света, календарный год майя начинался с 13 ноября. Между тем тщательный анализ самого календаря, сопоставление наиболее древних и сравнительно новых названий месяцев со всей очевидностью убеждают, что календарный год майя не мог начинаться с 13 ноября. Это была ошибка, результат небрежности жрецов, следивших больше за обрядами, чем за самим календарем.

Год майя прежде начинался с 23 декабря, то есть в день зимнего солнцестояния, хорошо известный их астрономам. Чтобы убедиться в точности астрономических расчетов майя, достаточно взглянуть на схему-план сооружений Вашактуна, служивших великолепной обсерваторией.

То, что начало календаря «сползло» на сорок с лишним дней, подтверждают также названия месяцев. Они довольно ясно (хотя и не всегда) намекают на те конкретные сельскохозяйственные работы, которые следовало проводить в каждый двадцатидневный отрезок времени года.

Количество показов: 2396

ezic.ru

Календарь майя | ЛАИ

Майя пользовались двумя календарями. В первом год состоял всегда из 260 дней и назывался “тцолкин”, а во втором “нечетный год” состоял из 365 дней. Из наличия двух циклов (“тцолкина” и “нечетного года”) вытекало то обстоятельство, что каждый день имел два наименования, например, 3 акбал, 4 куму. Поскольку оба цикла были разной длины, ни одна специфическая двойная комбинация названий дня не повторялась в течение 52-х “нечетных” лет и 73-х лет “тцолкин” (52х365=18980=73х260). Такой период времени обычно именовался “Ацтекским веком” или “Календарным кругом”.

Но при том, что эта календарная система была вполне адекватной своим целям, она имела и ограничения. Майя, чтобы справиться с этими трудностями, разработали еще одну систему счета времени под названием Длительный счет. Немецкий исследователь Ферстеман установил, что их счет времени основывался не на десятичной, как у нас сейчас, а на двадцатеричной системе (см. рис. справа). С небольшими вариациями, они считали время в “кинах”, “уиналах”, “тунах” и т.д… Принцип ее выглядел так: 20 кинов-дней = 1 уиналу (20-дневный месяц), 18 уиналов = 1 туну (360-дневный год), 20 тунов = 1 катуну (7200 дней), 20 катунов = 1 бактуну (144000 дней).

При помощи Длительного счета майя вели также особый счет дня. На стелах и других памятниках даты майя были записаны двумя колонками иероглифов, читаемых слева направо и сверху вниз (см. рис. слева). Вся серия начиналась с вводного иероглифа и часто кончалась датой, имевшей отношение к лунному циклу и упоминанию того из Девяти повелителей Ночи, который правил в это время. А между ними были даты, выражавшиеся в бактунах, катунах, тунах, и т.д., плюс соответствующие даты по “тцолкину” (260 дней) и “хаабу” (365 дней). Например: вводный иероглиф, 8 бактунов, 14 катунов, 3 туна, 1 уинал, 12 кинов, 1 эб, 0 якхин.

Ферстеман также установил, что начало большого календарного цикла у майя приходилось на 4 ахау, 8 куму не одну тысячу лет назад. И вот тут мы сталкиваемся с не первой, но и отнюдь не последней загадкой календаря майя: почему, собственно, начало большого цикла приходится именно на указанную дату, а не на первый день нулевого месяца (месяцы у майя именно с нулевого)?.. Ведь естественнее “начинать с начала”, а не с какой-то “нелогичной” даты… К какому именно событию относится данное начало календаря?.. Для этого прежде, чем строить какие-либо предположения, конечно, нужно определить точно дату начала календаря майя в соотнесении с привычным нам григорианским календарем. Но даже в этом различные исследователи не могут пока сойтись: на текущий момент существует несколько версий, расходящихся между собой на десятки и даже сотни тысяч лет…

Вполне возможно, что эта дата имеет какое-то отношение к таинственному 260-дневному календарю. “Тцолкин” – очень древний календарь и восходит к незапамятным временам. Некоторые племена майя в отдаленных районах страны и теперь пользуются им в ритуальных и магических целях. И еще более важную роль он играл ранее.

Скажем, Таблицы Дрезденского кодекса (см. рис. справа) должны были дать жрецам не только информацию о будущих затмениях, но и о том, как соотнести их с 260-дневным календарем “тцолкин”. Говоря кратко, они составляли свои таблицы из расчета на 11958 дней, что почти точно соответствует 46 года “тцолкин” (11960 дней). Это полностью соответствует 405 лунным месяцам (также 11960 дням). Авторами таблиц были также составлены дополнения, корректирующие их основные данные, что обеспечивало их точность до одного дня в течение 4500 лет. Это – удивительное достижение.

Однако гораздо более удивительна система, лежащая в основе этого календаря. “Тцолкин” основан на сочетании 20 наименований месяцев с цифрами от 1 до 13. Но счет ведется не последовательно, как в нашем григорианском календаре с месяцами в 30 и 31 день. Здесь основа совсем иная. Чтобы понять это, попытаемся представить, что, например, каждой цифре соответствует название определенного месяца. Мы, как обычно, начинаем с 1 января, но потом вместо 2 января должно идти 2 февраля, потом – 3 марта, и так до 12 декабря, а потом – 13 января. Полный цикл, в таком случае, составит 156 дней (12х13), после чего счет начнется снова, как бы с 1 января. Последним днем из 260 будет, таким образом, 13 ахау, после чего в следующем цикле снова будет первым Имикс. Таким образом, каждый цикл представляет собой полный круг.

Понять подобную систему счета гораздо проще, если представить ее в виде, показанном на рис. слева: вращение двух сцепленных зубчатых колес как раз и дает данную последовательность смены календарных дней. Но… Майя не знали колеса!!! И возникает вопрос: каким таким образом культура, не знающая колеса, создала календарь, основанный на том самом незнакомом ей колесе?!.

(Справедливости ради следует отметить, что “незнание” индейцами колеса представляет еще одну загадку. Полное отсутствие практического использования колеса сочетается… с детскими игрушками на колесах!.. См. рис. справа)

Добавим еще одну деталь. Цикл в 260 дней не имеет в земных условиях никакого практического смысла, как не имеет практического смысла сам календарь с 13 днями и 20 месяцами, обозначенных к тому же названиями и символами, не имеющими к окружающей нас действительности никакого отношения (каждый месяц обозначался соответствующим богом, – см. рис. слева). Зачем же изобретать столь странный цикл и вводить его в основу довольно громоздкого календарного счета?..

Все “встает на свои места” лишь в одном случае: календарь дан майя (или, скорее всего, еще их предшественникам) извне некими “богами”, которые были знакомы с колесом, и для которых цикл в 260 дней имел какое-то практическое значение. “Богами”, которые были столь образованы, что смогли не только очень точно вычислить земной год, но и адаптировать его “неудобную” продолжительность (около 365,25 дней) к системе целочисленного счета без потери точности (а ведь это требует не только высоких астрономических, но и математических знаний, в обладании коими майя замечены не были).

Данная версия происхождения календаря вполне объясняет и почтительное отношение майя к нему, и использование в ритуальных и магических целях…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

lah.ru

Тайна жрецов майя (Кузьмищев В.)

Календарь древних майя

Итак, число «1968» древние майя записали бы сле­дующим образом:

Число «1968»

Значит ли это, что с помощью такой «цифровой этажерки» майя можно изобразить, вернее - пере­дать, не только абстрактное число «1968», но и кален­дарную дату, то есть 1968 год?

Оказывается, нет. Конечно, цифры и цифровые зна­ки, так же как и счет, лежали в основе календаря майя, о поразительной, почти абсолютной точности которого мы уже не раз говорили. Однако сам кален­дарь древних майя являл собою исключительно слож­ную систему, состоявшую из математических знаков и смысловых понятий. При этом цифры и слова-иерог­лифы играли в календаре и летосчислении майя оди­наково важную роль.

Календарь древних майя привлекал и сейчас про­должает привлекать самое пристальное и серьезное внимание исследователей, изучающих эту выдающую­ся цивилизацию. Многие из них надеялись именно в календаре найти ответы на бесчисленное множество неясных вопросов из таинственного прошлого майя. И хотя сам по себе календарь не мог, вполне естест­венно, удовлетворить большинство интересов ученых, он все же многое поведал о тех, кто создал его два тысячелетия назад. Достаточно сказать, что именно благодаря изучению календаря сегодня мы знаем двадцатеричную систему счета майя, форму написания цифр, их невероятные достижения в области матема­тики и астрономии.

Именно поэтому ни один рассказ о древних майя не может пройти мимо их календаря. Давайте и мы попытаемся если не усвоить, то по крайней мере ра­зобраться в системе летосчисления и календаря майя.

Что лежало в основе календаря древних майя? Прежде всего тринадцатидневная неделя. Дни недели записывались цифровыми знаками от (1) до (13). Вторым и третьим слагаемыми календарной даты были название дня двадцати­дневного месяца - виналя, а также его порядко­вый номер внутри самого месяца. Счет дням ме­сяца велся от нуля до девятнадцати , причем первый день считался нулевым, второй обозначался единицей , третий - двойкой и так до знака девятнадцать . Нако­нец, в дату обязательно входило также название ме­сяца (их было восемнадцать), каждый из которых имел свое собственное имя.

Таким образом, дата состояла из четырех компо­нентов - слагаемых:

число тринадцатидневной недели,

название и порядковый номер дня двадцати­дневного месяца,

название (имя) месяца.

В записи, озвученной на русский язык и транскри­бированной буквами нашего алфавита и арабскими цифрами, дата из календаря майя выглядела бы, на­пример, так:

«4 Ахав 8 Кумху».

Поясним, что это означает: в данном случае имеется в виду четвертый день тринадцатидневной недели, одновременно являющийся днем «Ахав», по­рядковый номер которого внутри двадцатидневного месяца восьмой; сам же месяц называется «Кумху».

Известно, что любая дата современного григориан­ского календаря, которым в настоящее время поль­зуется подавляющее большинство населения земного шара, повторяется ровно через год, например «1 де­кабря», «10 января», «16 апреля» и т. д. Исключение составляет только «29 февраля» - оно повторяется лишь каждое четырехлетие, то есть в високосный год. Однако если мы возьмем григорианскую дату в ее полном виде, включающем не только название меся­ца и порядковый номер (число) дня, но и название дня недели, на который он приходится («понедель­ник», «вторник», «среда» и т. д.), такая дата, как пока­зывает математический подсчет, повторится во всех этих трех компонентах уже не через год, а через пять либо шесть лет (если не было бы високосного года, то всегда через семь лет).

Но в григорианском календаре название дня неде­ли практически не играет сколько-нибудь существен­ной роли. В самом деле, если известно, что такое-то историческое событие имело место, например, 1 ян­варя, то для определения времени, прошедшего с это­го дня, нужно знать не название совпадавшего с ним дня недели, а год от начала (или до начала) новой эры.

Календарная дата «1 января 1111 года» есть абсо­лютная историческая дата, и только тот, кто страдает мистикой и подвержен суеверию, может заинтересо­ваться, не был ли этот день, скажем, понедельником или пятницей. Конечно, при нужде можно путем не­сложного расчета установить и эту подробность, од­нако, повторяем, она ничего существенного не приба­вит к нашим знаниям.

Совершенно иначе обстоит дело с датировкой дней по календарю майя. Присутствие в дате каждого из четырех слагаемых компонентов абсолютно обяза­тельно. Если одно из них отсутствует, отсутствует и са­ма дата. Все дело в том, что «4 Ахав 8 Кумху», как и любая другая дата, в календаре майя может повто­риться только через... 52 года! Иными словами, в те­чение 52 лет только один день будет называться «4 Ахав 8 Кумху», только один-единственный раз чет­вертый день тринадцатидневной недели совпадает с восьмым днем, одновременно именуемым также «Ахав», двадцатидневного месяца «Кумху».

В этом и заключается основная особенность дати­ровки у древних майя. Более того, именно она стала основой их календаря и летосчисления, обретя фор­му вначале математического, а позднее и мистическо­го пятидесятидвухлетнего цикла, который принято также называть Календарным кругом.

То, что любая дата календаря майя может повто­риться только через 52 года, подтверждает следую­щий математический расчет:

число тринадцатидневной недели совпадает с названием дня двадцатидневного месяца только че­рез 260 дней (13X20 = 260). Название дня соответст­вует своему первоначальному порядковому номеру в течение одного года, ибо майя добавляли к 360 дням года, образуемым восемнадцатью месяцами (20 X 18 = 360), пять дополнительных дней. Этим пу­тем они получали 365-дневный год, то есть подгоняли длину своего календарного к длине хорошо извест­ного им астрономического года. В результате ежегод­но происходило смещение названий дней (на 5), и только через четыре годаг когда из дополнительных дней образовывался целый дополнительный месяц (5 X 4 = 20), восстанавливалось первоначальное соот­ветствие между названиями и порядковыми номера­ми дней месяца.

Итак, название и порядковый номер дня месяца совпали через четыре года, а между тем дни трина­дцатидневной недели продолжали свой самостоятель­ный отсчет, И тогда четырехлетний цикл сам пускает­ся в погоню за первым днём недели. Простой мате­матический расчет показывает, что это произойдет лишь по прошествии три­надцати четырехлетних циклов, то есть через 52 года (4 X 13 = 52) или 18 980 дней, что, как го­ворится, и требовалось доказать!

Ритуал предсказания четырехлетнего цикла

Произведенные под­счеты выявили некоторые закономерности Кален­дарного круга. Они пока­зали, что в календаре майя были три основных цикла, или периода, полного обращения, которые со­вершали главные слагаемые календарной даты:

«Двухсотшестидесятидневный цикл» - совпадают название дня и число тринадцатиднев­ной недели;

«Четырехлетний цикл» - совпадают назва­ние и порядковый номер дня двадцатидневного месяца!

«Пятидесятидвухлетний цикл» - совпа­дают все четыре компонента.

К сожалению, не сохранилось достаточно досто­верных данных о происхождении как компонентов - слагаемых календарной даты, так и перечисленных циклов. Нет сомнений, что некоторые из них первоначально зароди­лись из чисто абстракт­ных математических понятий, например «виналь» - двадцати­дневный месяц - по числу единиц первого порядка двадцатеричной системы счета майя. Возможно, что и число тринадцать - количество дней в не­деле - также появи­лось в чисто математи­ческих расчетах, ско­рее всего связанных с астрономическими на­блюдениями, и лишь потом оно обрело мистический характер - три­надцать небес мироздания. Жрецы, заинтересован­ные в монопольном владении тайнами календаря, постепенно обряжали его во все более сложные мисти­ческие одеяния, недоступные разуму простых смерт­ных, и в конечном итоге именно эти «одеяния» стали играть главенствующую роль в самом календаре. И если из-под религиозных одеяний - названий два­дцатидневных месяцев можно отчетливо увидеть ра­циональное начало деления года на одинаковые по времени отрезки - месяцы, названия дней скорее свидетельствуют о своем чисто культовом происхождении. Но об этом несколько позднее.

Иштаб - богиня самоубийства

Интересное объяснение дает Кнорозов возможно­му происхождению четырехлетнего цикла. Как гово­рилось выше, подсечно-огневой способ ведения сель­ского хозяйства быстро истощал возделываемые зем­ли. Уже через несколько лет в связи с резким падением урожайности появлялась необходимость вы­жигания новых участков дикорастущей сельвы под по­севы кукурузы. По-видимому, такая необходимость возникала уже на третий-четвертый год после на­чала культивации участка.

В тридцатых годах на­шего столетия на Юката­не был проведен специ­альный эксперимент, кото­рый, как нам кажется, весьма убедительно под­твердил такое предполо­жение. С 1933 по 1940 год на выжженном участке сельвы, как это дела­ли древние майя, ежегод­но засевалась кукуруза. Средняя урожайность с гектара последовательно по годам оказалась следующей (в килограммах): 805, 692, 407, 170(!), 850, 373, 522 и 6 килограммов (в последний, 1940 год). Первые четыре года поля обрабатывались с помощью мачете - длин­ного стального ножа с широким лезвием, кото­рым и сейчас пользуются крестьяне майя во время сельскохозяйственных ра­бот. Начиная с пятого го­да обработка полей ве­лась вручную (стебли и сорняки вырывались с корнями) - предпола­гается, что древние майя именно так возделывали свои поля. В первое че­тырехлетие урожай упал с 805 до 170 килограм­мов, то есть почти в 5 раз. Старый способ культивации земли вначале повысил урожайность участка, однако затем она сни­зилась более чем наполовину. На третий год урожайность несколько возросла, а на четвертый (восьмой) из-за нашествия саранчи свелась почти к нулю.

Рисунки майя

В оба четырехлетних периода первый год оказался наиболее урожайным; в последующие годы наблюда­лась явная тенденция к снижению количества соби­раемого зерна. Вполне естественно, что майя не мог­ли не обратить внимания на подобное явление.

Уже к третьему году у них возникала необходи­мость позаботиться о новых участках под посевы. Вот тут-то логичнее всего предположить, что на поиски новых пригодных для посевов участков и последую­щие работы по выжиганию буйных зарослей сельвы - труд тяжелый, связанный с уходом из поселений ино­гда на многие месяцы, - шли люди, объединенные наиболее близким кровным родством. Они как бы брали в свои руки эстафету заботы о всем племени, а заодно им доставалась и племенная власть.

Захват власти давал огромные преимущества. Институт смены правления наряду с потребностями земледелия был мощным толчком к развитию кален­даря, так как возможность продлить или сократить хотя бы на небольшой срок полномочия была далеко не безразлична при борьбе за власть.

Таким образом, календарь майя уже в процессе зарождения не был лишен также и элементов общест­венно-политического характера. Между тем институт смены власти по родам, свойственный самой ранней стадии формирования у майя классового общества, постепенно отмирал. Однако четырехлетний цикл, как основа календаря, сохранялся в неприкосновенности, ибо он продолжал играть важную роль в их экономи­ческой жизни. Жрецы сумели выхолостить из него демократические начала и целиком поставить на службу своей религии, теперь уже охранявшей «бо­жественную» власть всемогущих правителей, ставшую в конце концов наследственной.

Вернемся к календарю. К моменту прихода испан­цев на Юкатан, как засвидетельствовали составители хроник конкисты Нового Света, календарный год майя начинался с 13 ноября. Между тем тщательный ана­лиз самого календаря, сопоставление наиболее древ­них и сравнительно новых названий месяцев со всей очевидностью убеждают, что календарный год майя не мог начинаться с 13 ноября. Это была ошибка, ре­зультат небрежности жрецов, следивших больше за обрядами, чем за самим календарем.

Год майя прежде начинался с 23 декабря, то есть в день зимнего солнцестояния, хорошо известный их астрономам. Чтобы убедиться в точности астрономи­ческих расчетов майя, достаточно взглянуть на схе­му - план сооружений Вашактуна, служивших велико­лепной обсерваторией.

Вашактун

То, что начало календаря «сползло» на сорок с лишним дней, подтверждают также названия месяцев. Они довольно ясно (хотя и не всегда) намекают на те конкретные сельскохозяйственные работы, кото­рые следовало проводить в каждый двадцатидневный отрезок времени года.

Вот как назывались месяцы календаря майя:

ЙАШ-К'ИН «Новое солнце» - после зимнего солнцестояния солнце как бы заново рождается 23.XII = 11.I
МОЛЬ «Сбор» - по-видимому, уборка кукурузы 12.I = 31.I
ЧЕН «Колодец» - наступает период засухи, возникает проблема воды и колодца (?) 1.II = 20.II
ЯШ «Новый» - время подготовки к новым посевам 21.II = 12.III
САК «Белый» - на поле сухие, побелевшие стебли от старого урожая кукурузы (?) 13.III = 1.IV
КЕХ «Олень» - начинается сезон охоты 2.IV = 21.IV
МАК «Накрывание» - пора «накрывать», или тушить огонь на новых участках, отвоевываемых у леса (?) 22.IV = 11.V
К'АНК'ИН «Желтое солнце» - таким оно казалось сквозь дым лесных пожарищ (?) 12.V = 31.V
МУАН «Облачный» - небо покрыто облаками; наступил сезон дождей 1.VI = 20.VI
ПАШ «Барабан» - нужно отгонять птиц от созревающих початков кукурузы 21.VI = 10.VII
К'АЙЯБ «Большой дождь» (?) - название не совсем понятное: начинается уборка зерен кукурузы и, по-видимому, могут ожидаться дожди 11.VII = 30.VII
КУМХУ «Шум грозы» - разгар сезона дождей 31.VII = 19.VIII
ПОП «Циновка» - являлась символом власти, поэтому значение не вполне ясное; древнее название-иероглиф Кнозоров переводит как «месяц рубки деревьев» - «Ч'акаан», что совпадает с сельскохозяйственными работами. Возможно, что «циновка» как символ власти с началом работ на новом участке когда-то переходила к новому роду (?) 20.VIII = 8.IX
ВО «Лягушка» - идут по-прежнему дожди (?); иероглиф из древнего календаря Кнозоров расшифровывает как «месяц сгибания початков кукурузы» - «Эк-ча» - «Черный удваивается» (буквально). В этот период початки темнели и действительно их сгибали - «удваивали» 9.IX = 28.IX
СИП Имя бога охоты - праздник и начало охоты, однако древний календарь дает другое толкование этому месяцу: сгибание початков поздней кукурузы 29.IX = 18.X
СОЦ «Летучая мышь» - здесь также смысловое расхождение с древним календарем, по которому «социл» - «зима», «короткие дни» 19.X = 7.XI
ЦЕК Точного толкования иероглифа нет, однако «сеек» на майя означает «собирать по зернышку» 8.XI = 27.XI
ШУЛЬ «Конец» - то есть до 23.XII - зимнего солнцестояния осталось пять дополнительных дней по календарю майя 28.XI = 17.XII

Названия месяцев, особенно из древнего календа­ря, со всей очевидностью показывают их смысловой и рациональный заряд. Они помогали четкому и свое­временному проведению необходимых сельскохозяй­ственных работ во время каждого из месяцев - два­дцатидневного трудового периода земледельца-майя.

Названия дней месяца не содержали подобной ра­циональной нагрузки. Они плод жреческой фантазии: Имиш - «мировое дерево» (?); Ик' - «ветер», «дух»; Ак'баль - «ночь», «тьма» (?); К'ан - «самка игуаны»; Чикчан - «большая змея» (?); Кими - «смерть»; Ма­ник' - непонятное слово; Ламат - непонятно; возможно, «блестеть» (?); Мулук - непонятное слово (муль - погружаться в воду); Ок - знак изображает уши животного (?); Чуэн - «масте», «ремесленник» (?), Эб - «мелкий дождь» (?); Бен - непонят­ное слово (близко к «хижина»); Иш - на одном из диалектов - «ягуар»; Мен - возможно, «строит» (?); Киб - «воск»; Кабан - «землетрясение»; Эсанаб - «наконечник копья» (?); Кавак - «буря», «дождь»; «Ахав» - «владыка».

Майя, например, считали, что рожденные в день Ишим будут распутными и дурными людьми; в день Ик' - непостоянными; в день Акбаль - бедными; в день К'ан - мудрыми, а в день Кими на свет появляются убийцы...

Наше знакомство с календарем началось с даты «4 Ахав 8 Кумху». В Календарном круге это абсолютная дата. Но циклов из 52 лет может быть бесчислен­ное множество, и, следовательно, дата «4 Ахав 8 Кум­ху» превращается из абсолютной в относительную. Такая дата мало что дает для точной датировки, на­пример, исторических событий.

'Белые женщины' - богини майя

Древние майя прекрасно разбирались в этом. По­этому они создали также абсолютную датировку, в основу которой была положена мифическая началь­ная дата. От нее-то и велось летосчисление путем простого отсчета количества прошедших дней. Чтобы найти соответствие между летосчислением древних майя и тем, которым пользуются сейчас, нужно толь­ко точно установить хотя бы одну общую для обоих летосчислении дату, достоверность совпадения кото­рой не вызывало бы сомнений. Например, какого «числа» по календарю майя было солнечное или лунное затмение, дата которого известна по григорианскому кален­дарю. Можно найти и более простые приме­ры: когда по календа­рю майя на Юкатане появились первые ис­панцы? Таких совпа­дающих дат оказалось вполне достаточно, и современные ученые смогли с абсолютной точностью высчитать и установить тот самый мифический начальный год, с которого майя вели свое летосчисле­ние: им оказался 3113 год до нашей эры (между прочим, и мы пользуемся мифиче­ской датой «рождения Христа» для своего ле­тосчисления).

Если бы жрецы майя, следившие за календарем, вели подсчет прошедшему времени только по одним дням, им бы пришлось уже в X-XII веках нашей эры тратить чуть ли не целую человеческую жизнь на за­пись всего нескольких десятков своих дат. Ведь к это­му времени от начальной даты прошло более полуто­ра Миллионов дней (365 X 4200). Поэтому им ничего не оставалось, как на основе своей двадцатеричной системы разработать сравнительно простую «таблицу умножения» календарных дней, значительно упростив­шую вычисления:

К'ин = 1 день

Виналь = 20 кин = 20 дней

Тун = 18 виналь = 360 дней = около 1 года

К'атун = 20 тун = 7200 дней = около 20 лет

Бак'тун = 20 к'атун = 144 000 дней = около 400 лет

Пиктун = 20 бак'тун = 2 880 000 дней = около 8000 лет

Калабтун = 20 пиктун = 57 600 000 дней = около 160 000 лет

К'инчильтун = 20 калабтун = 1 152 000 000 дней = около 3 200 000 лет

Алавтун* = 20 к'инчильтун =23 040 000 000 дней = около 64 000 000 лет

* ()

Последнее число-название, по-видимому, было создано «про запас», поскольку даже мифическую да­ту начала всех начал - ее можно приравнять к «со­творению света» - древние майя не рискнули «за­гнать» так далеко; она относится «лишь» к 5041738 го­ду до новой эры!

Используя таблицу, жрецы майя сравнительно про­сто производили датировку любого события, напри­мер начала или окончания войны, строительства хра­ма, смерти великого правителя, рождения наследника и т. д. Им было нужно только указать, сколько про­шло дней от начальной даты, и по Календарному кру­гу определить день, во время которого случилось от­мечаемое событие.

Одна из наиболее ранних и, очевидно, историче­ских дат, обнаруженных на территории древних горо­дов и поселений майя, была выгравирована на знаме­нитой Лейденской пластинке (см. стр. 83)

В транскрипции это обозначает: 8 бак'тун 14 к'атун 3 тун 1 виналь 12 к'ин 1 эб 0 (нуль) йаш-к'ин. Если мы переведем злу дату майя на язык цифр, то получится, что от первоначальной даты прошло 1253 912 дней, или 3435 лет и 157 дней. Следовательно, Лейденская пластинка датирована примерно 322 годом по нашему летосчислению. Однако нужно также учесть дату Ка­лендарного круга - 1 эб 0 йаш-к'ин: первое число тринадцатидневной недели, день «эб», нулевое число (первый порядковый номер) месяца йаш-к'ин. Вклю­чив ее s расчеты, мы получаем 317 год нашей эры.

Чтобы упростить записи календарных дат майя, сейчас не пишут названия единиц из их таблицы (тун, к'атун, бак'тун и т. д.). Вместо этого ставятся только цифры, указывающие на их наличие: 8. 14. 3. 1. 12. 1 эб 0 йаш-к'ин (Лейденская дата).

Теперь нам остается лишь добавить, что первона­чальная дата также имела свое название и место в Ка­лендарном круге. Она уже хорошо знакома чи­тателю: это «4 Ахав 8 Кумху».

В более поздние вре­мена майя почти повсе­местно отказались от «длинного счета» - так принято называть дати­ровку, примененную на Лейденской пластинке, - и перешли к упрощенно­му счету по к'атунам - «короткий счет». Однако это нововведение, к со­жалению, лишило дати­ровку майя абсолютной точности.

Бог смерти

В заключение доба­вим, что календарь и ле­тосчисление майя были заимствованы ацтеками и другими народами, населявшими Мексику.

historic.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031