Икона апостол матфей


Апостол Матфей - Православный журнал "Фома"

Новый Завет начинается с Евангелия от Матфея, но о его авторе мы, на самом деле, знаем крайне мало. В написанном им Евангелии о нем самом сказано предельно кратко: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним», подобный рассказ приводят Марк и Лука. Интересно, что Марк называет его другим именем: Левий Алфеев, а Лука отмечает, что он был мытарем (слово это обозначало сборщиков налогов и податей) и добавляет одну, но очень существенную деталь: «И он, оставив всё, встал и последовал за Ним». Впрочем, мытарем называет себя и сам Матфей, когда перечисляет имена апостолов.

Вот и всё, что сообщает нам об этом человеке Новый Завет. Этот апостол не оставил нам своих посланий, ничего не сообщается и о его особом участии в каких-то событиях евангельской истории, о его проповеди после Вознесения, да вообще о его жизни. Ничего, кроме этого краткого эпизода – переломного момента, когда всё изменилось сразу и навсегда.

Итак, Матфей, он же Левий (тогда люди вполне могли иметь два имени), был братом другого апостола, Иакова. Их отца звали Алфей, братья жили в галилейском городке Капернауме, который был расположен на дороге, связывавшей два крупных города: средиземноморский порт Кесарию и столицу Сирии Дамаск. На таких дорогах с проезжих купцов взимались пошлины, служил на такой таможне и Матфей. Разумеется, таможенная служба давала немалые возможности для обогащения: собирать деньги можно не только в казну, но и в свой карман. К тому же мытари служили римским завоевателям и оккупантам. Неудивительно, что выражение «мытари и грешники» стало своего рода присловьем, что и отражено в Евангелии: мытари были обеспеченными и влиятельными, но презираемыми людьми. Имя Левий звучит резким контрастом с такой работой: оно напоминает о Левии, сыне Иакова, потомки которого были священниками и левитами – людьми, постоянно служившими Богу. Родители, давая такое имя сыну, наверное, желали ему именно такой судьбы, но он пошел по другому пути.

Что мог он думать, видя, как мимо него проходит знаменитый проповедник и пророк, о котором говорят все окружающие? С мытарями брезговали общаться люди простого звания, а тут – великий праведник! Конечно же, Он не захочет даже взгляда бросить на погрязшего в коррупции чиновника, который пересчитывает отнятые у честных людей монеты с портретом чужеземного императора…

Христос не поставил никаких условий, ни в чем его не упрекнул и сказал только одно: «следуй за Мною». И Матфей последовал, раз и навсегда, бросив и доходное место, и, может быть, даже весь свой дневной сбор. Предание уточняет, что при этом он вчетверо заплатил всем, кого несправедливо обобрал прежде, как это обещал сделать другой обратившийся мытарь, Закхей. Но мы даже не знаем, была ли у Матфея возможность так поступить – кто только не проезжал мимо него по дороге! Тем более, идти за Иисусом требовалось сразу, сейчас – не оставалось времени на объяснения и расчеты даже с теми, кто жил неподалеку. Не всегда бывает возможно исправить причиненный ущерб, извиниться за нанесенную обиду – но всегда возможно переменить свою жизнь, что он и сделал. Подробностей этой дальнейшей жизни мы не знаем, но она наверняка была посвящена проповеди Евангелия.

Свой текст Матфей создал, предположительно, в начале 40-х годов н.э. в Палестине. Относительно места написания споров нет: Матфей явно обращается к соплеменникам-евреям. Он приводит множество значимых для них деталей, подчеркивает, как сбылись в жизни Иисуса ветхозаветные пророчества – это важно было для тех, кто ожидал Мессию, кто верил в Писание, которое мы сегодня именуем Ветхим Заветом. Лука и Марк, обращавшиеся к другим читателям, писали по-другому. Имеет свое значение и длинный список имен, родословие Иисуса, с которого начинается эта книга. Матфей с самого начала ставит повествование о Христе в контекст Священной Истории. Иисус – не дух и не ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.

В древности существовали свидетельства, что даже языком этого Евангелия изначально был древнееврейский (хотя так могли назвать и близкородственный арамейский), но этот текст до нас не дошел, и мы даже не можем быть уверены в его существовании – мы располагаем только греческим текстом этого, равно как и остальных Евангелий. Хотя Матфей писал для евреев, он хотел быть понятым не только евреями, да к тому же многие из евреев, живших далеко от своей земли, уже тогда перешли в повседневном общении на другие языки. Поэтому он, как и другие евангелисты, писал по-гречески, на языке межнационального общения того времени.

О дальнейшей жизни самого апостола мы узнаем из церковного предания, но тут полного единства нет. Сначала он проповедовал в Иерусалиме и его окрестностях – книга Деяний, рассказывающая о первых миссионерских путешествиях, не упоминает Матфея. Но затем он, видимо, двинулся из Палестины на Восток и побывал в Сирии, Персии и Мидии (нынешний Иран), возможно, и в Индии. Особенно известны рассказы о его проповеди в Эфиопии и далее за ее пределами, среди людоедских племен черной Африки. Эта проповедь сопровождалась многочисленными чудесами и привела к основанию местной церковной общины, возглавлять которую апостол поручил рукоположенному им епископу по имени Платон.

Там он, по описанию жития, принял мученическую смерть около 60-го года: местный правитель-язычник по имени Фульвиан велел его распять на земле и сжечь затем на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые и сгорели. Апостол погиб, но сам мучитель обратился в христианство и затем был крещен епископом Платоном, приняв имя Матфея. Казненного апостола он отныне почитал как святого. Со временем, отрекшись от светской власти, он сам стал епископом, сменив умершего Платона.

Насколько исторически достоверно это предание, судить трудно – во всяком случае, греческие и латинские имена (Платон, Фульвиан) явно были в черной Африке в ту пору не в ходу, так что рассказ о кончине апостола явно подвергся дальнейшей переработке. Вполне возможно, что в данном случае Эфиопией называется некая достаточно дикая часть Азии, населенная чернокожими людьми – такая теория больше соответствует основному азиатскому направлению странствий апостола. Это могла быть южная Аравия или какая-то область Индостана.

Впрочем, по другим источникам, его мученическая кончина случилась в малоазийском городе Иераполе, который известен сегодня туристам, посещающим в Турции кальциевые источники Памук-Кале. Жители этого города как раз носили греко-римские имена.

Его мощи хранятся в храме Сан-Маттео в Салерно (Италия). Своим покровителем Св. Матфея традиционно считают таможенники и обладатели «финансовых профессии» – правда, редко доводится им в единый миг оставить всё и пойти за Христом, как сделал это в свое время Левий Матфей, сын Алфеев, и так, лишившись доходного места, навсегда обессмертил свое имя.

foma.ru

Апостол Матфе́й (Леви́й), евангелист, брат ап. Иа́кова Алфеева

Творение Феофаново

Пе́снь 1

Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну ца́ри́це Ма́тери, и явлю́ся све́тло торжеству́я, и воспою́ ра́дуяся тоя́ чудеса́.

Припев: Святый Апостоле Матфее, моли Бога о нас.

Бога́тно пода́ждь ми́ все́льшуюся в тя́ бла́года́ть, Матфе́е всесла́вне, и слуго́ Христо́в: да вопию́ све́тло пропове́дая, и воспою́ ра́дуяся твоя́ чудеса́.

Весьма́ оста́вил еси́ земны́х смуще́ние: сло́ва бо, я́ко услы́шав вопло́щшагося гла́с, и бла́года́ти яви́лся еси́ строи́тель, и пропове́датель Богоприя́тен, Богоблаже́нне.

Самови́дец бы́в и слуга́ возсия́вшаго сло́ва, апо́столе, преве́чнаго Отца́, и проте́кл еси́, того́ прише́ствие бла́говеству́я все́м язы́ком.

Богоро́дичен: Сме́рти потребле́ние и тли́ разруше́ние, жи́зни же явле́ние, благовести́л еси́, му́дре: Де́ва бо во утро́бе заче́нши непости́жнаго, и ми́р обнови́.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный исто́чниче, ли́к себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́, в Бо́же́ственней твое́й сла́ве венце́в сла́вы сподо́би.

Твоя́ апо́столы, сло́ве Бо́жий, свети́льники показа́л еси́ жи́зни, мра́к отгоня́щия безбо́жия, Влады́ко, и Боже́ственною твое́ю сла́вою ми́р ве́сь просвеща́ющия.

Твои́м вооружи́в всеору́жием Матфе́а хра́брейшаго, Спа́се, мучи́телей крепча́йша сего́ соде́ял еси́, Влады́ко, и потреби́теля показа́л еси́ и́дольския ле́сти, человеколю́бче.

Язы́ка твоего́ о́гненнаго веща́ние де́монская пожже́ ка́пища, Матфе́е Богодохнове́нне, паракли́тов орга́не, чрез его́же Христо́с пропове́дается, все́х жи́знь ипоста́сная.

Богоро́дичен: Труба́ Богосло́вная, веща́ющая кре́пко, просвети́ лю́ди, Матфе́а Богому́драго, Тро́ицы сия́ние, па́че ума́ же воплоще́ние сло́ва, из Тебе́, Пречи́стая.

Седа́лен, гла́с 8. Подо́бен: Прему́дрости:

Во вся́ концы́ протече́ му́дрых твои́х глаго́л я́ко вои́стинну веща́ние, всехва́льне Госпо́день Апо́столе, Бо́говиде́ние все́м я́сно пропове́дал еси́, и язы́ков неразу́мие, в ра́зум приве́л еси́. Те́мже и́дольское омраче́ние отгна́в, све́т зна́ния во тме́ су́щим возсия́л еси́, Матфе́е всехва́льне, моли́ Христа́ Бо́га, грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, подо́бен то́йже: Яко свети́льника све́та и ученика́, я́ко самови́дца сло́ва Боже́ственнаго, вси́ хва́лим тя́, Госпо́день апо́столе: и́бо благода́тныя твоя́ мре́жи простира́я, слове́сныя ры́бы уловля́еши повеле́нием. Те́мже и язы́цы уловля́хуся си́лою Ду́ха, наставля́еми ве́рою, неботаи́нниче всехва́льне: моли́ Христа́ Бо́га, грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

И ны́не, Богоро́дичен: Яко всенепоро́чная неве́сто творца́, я́ко неискусому́жная Ма́ти Изба́вителя, прия́телище я́ко су́щи уте́шителя, Препе́тая, беззако́нию мя́ су́ща скве́рное оби́телище, и де́моном игра́лище в ра́зуме бы́вша, потщи́ся от те́х злоде́йства мя́ изба́вити: и све́тлое жили́ще доброде́телей соверши́, светоно́сная, нетле́нная: отжени́ о́блак страсте́й, и вы́шняго прича́стия сподо́би, и све́та невече́рняго, моли́твами Твои́ми.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Неизсле́дный Бо́жий сове́т, е́же от Де́вы воплоще́ния тебе́ вы́шняго, проро́к Авваку́м усмотря́я, зовя́ше: сла́ва си́ле твое́й, Го́споди.

Ипоста́сному твоему́ сло́ву, Бо́же, науче́н, мирску́ю му́дрость разруши́ богови́дец учени́к, велегла́сно зовя́ тебе́: сла́ва си́ле твое́й, Го́споди.

Ублаже́нному от Христа́, ко́е благохвале́ние принесе́м тебе́, Богоглаго́ливе? Не мо́жет бо челове́к цветя́щия на тебе́ благода́ти сло́вом изрещи́, досточу́дне.

Нескве́рный Тво́й и чи́стый у́м ви́дев высоча́йший, я́коже свещу́ на све́щник высо́кий, су́щим во тме́ светя́щую, все́м, Богоявле́нне, предложи́.

Богоро́дичен: Умерщвле́нное естество́ челове́ческое, бла́гослове́нная, возвы́сила еси́, я́ко высоча́йшаго ро́ждшая кре́пость, па́че естества́, всепе́тая отрокови́це, я́коже Матфе́й научи́.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Ужасо́шася вся́ческая о Боже́ственней сла́ве твое́й: ты́ бо, неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га, и родила́ еси́ безле́тнаго Сы́на, все́м воспева́ющим тя́ ми́р подава́ющая.

Благода́ть прие́м всесвя́та́го Ду́ха, Боже́ственное оби́телище показа́лся еси́: Боже́ственно научи́в Богозна́ния све́ту, вве́рен бы́в догма́ты Христо́вы письме́ны изложи́ти, я́ко самови́дец Богоизбра́нный.

Язы́к тво́й тро́сть паракли́та бы́сть, ско́рое избавле́ние даю́щаго позна́вшим Влады́чество его́, и му́дрых вды́шущаго душа́м ра́зум Небе́сный, о, Матфе́е всече́стне.

Сия́юща чудесы́ и исцеле́ний благода́тьми, тя́ Христо́с посла́ ми́ру, де́монскую попира́юща кре́пость, и ду́ши просвеща́юща ве́рных, все́х пою́щих тя́, ми́ра пропове́дника.

Богоро́дичен: Де́ва родила́ еси́ Сы́на преве́чнаго, в естество́ обле́кшася челове́ческое, я́коже науча́я Богоглаго́ливый рече́, и спа́сшаго сие́ от тли́ коне́чною благосты́нею, и Де́ва пребыла́ еси́.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Приидо́х во глубины́ морски́я, и потопи́ла мя́ е́сть бу́ря мно́гих грехо́в: но, я́ко Бо́г, из глубины́ возведи́ живо́т мо́й, многоми́лостиве.

Евангели́ст от мы́тарства, я́ко после́дова тебе́, претвори́ся Богоглаго́ливый, всеси́льною твое́ю, вседе́телю, кре́постию, Матфе́й всеизря́днейший.

Управля́ется твоего́ благове́стия душепита́тельными словесы́ язы́ков мно́жество, возвыша́емо к доброде́телей высо́кому верху́, о, Матфе́е всеблаже́нне.

Матфе́а уловля́ются Богоплете́нными ученика́ мре́жами собо́ры ве́рующих всегда́, к твоему́ позна́нию, бла́годе́телю, наставля́еми.

Богоро́дичен: Де́ву ро́ждшую воспису́я, благовеству́ет Тя́ вся́ческая сотво́ршаго, без се́мене и тли́, Всенепоро́чная, Матфе́й всеизя́щнейший.

Конда́к, гла́с 4. Подо́бен: Вознесы́йся:

Мыта́рства и́го отве́рг, пра́вды и́гу припря́глся еси́, и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший, бога́тство прине́с, ю́же с высоты́ прему́дрость. Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во, и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши, написа́в ча́с су́дный.

Икос:

Вра́жие мучи́тельство ну́дит мя́ несы́тно, и души́ моея́ все́ се́мя восхища́ет, Матфе́е, дру́же Христо́в, но са́м се́мя моли́тв твои́х да́в, уплоди́ к твоему́ служе́нию и покажи́ мя песнопе́вца твоего́ мале́йшаго, и сказа́теля мно́гих твои́х и вели́ких исправле́ний: и ко Христо́ве любви́, ка́ко, вся́ а́бие оста́вив, после́довал еси́ те́пле зва́вшему, пе́рвый бы́в благове́стник в ми́ре, написа́в ча́с су́дный.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Не послужи́ша тва́ри Богому́дрии па́че созда́вшаго, но о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся пою́ще: препе́тый Отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.

Бы́л еси́ пе́рваго осия́ния Боже́ственное изображе́ние, я́ко учени́к того́ светлостьми́ распаля́емь, ему́же поя́ глаго́лал еси́: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, бла́гослове́н еси́.

Яко слуга́ сло́ва, всеблаже́нне, в Боже́ственныя оби́тели, иде́же Христо́с обита́ет, ты́ всели́лся еси́, я́коже тебе́ обеща́ Пребоже́ственный отце́в Госпо́дь и Бо́г еди́н все́х.

Неду́зи, Матфе́е, отго́нятся и отбега́ет мно́жество де́монов, су́щими в тебе́ дарова́ньми Боже́ственнаго Ду́ха, в ни́хже пе́л еси́: препе́тый отце́в, Госпо́дь и Бо́г, бла́гослове́н еси́.

Богоро́дичен: Всепе́тую Де́ву написа́л еси́ Боже́ственными твои́ми словесы́, творца́ все́х ро́ждшую, апо́столе, ему́же вси́ пое́м: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, бла́гослове́н еси́.

Пе́снь 8

Ирмо́с: О́троки благочести́выя в пещи́ рожде́ство́ Богоро́дичо спасло́ е́сть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое, вселе́нную всю́ воздвиза́ет пе́ти тебе́: Го́спода по́йте дела́, и превозноси́те его́ во вся́ ве́ки.

Манове́ньми, я́же в Тебе́, неосла́бными, Матфе́й свяще́ннейший обожа́емь, положе́нием же бы́в, естество́м е́же бы́л еси́, вселе́нную, Влады́ко, привлече́, пе́ти тебе́: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Якоже мо́лнию вселе́нней, сло́во Богосло́ва посла́, мра́к у́бо отгоня́ща, язы́ки же просвеща́юща Богосло́вия догма́ты. те́мже и поя́ше: Го́спода по́йте дела́, и превозноси́те его́ во вся́ ве́ки.

Сло́вом чи́стым и умо́м Бо́г с тобо́ю бесе́довал е́сть: ти́ну бо я́ко изсе́кл еси́, тому́ прибли́жился еси́ и премеси́лся еси́, сла́вне. Те́мже и пое́ши: Го́спода по́йте дела́, и превозноси́те его́ во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: На благодея́ние челове́ков Сло́во воплоти́тися изво́ли: две́рь бо де́вства про́йде Госпо́дь, и Богоро́дицу показа́. Те́мже зове́м: Го́спода по́йте дела́, и превозноси́те его́ во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Вся́к земноро́дный да взыгра́ется, Ду́хом просвеща́емь, да торжеству́ет же безпло́тных умо́в естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопие́т: ра́дуйся, всебла́же́нная Богоро́дице, чи́стая Присноде́во.

Добро́ты у́мныя прия́л еси́ диади́му Боже́ственную, апо́столе, и ца́рствия же благоле́пнейшим венце́м украси́лся еси́, десни́цею Вседержи́телевою, и све́тишися, му́дре, со а́нгелы престо́лу предстоя́ Влады́ки Христа́, всеблаже́нне.

Дре́ва жи́зни досто́йно получи́л еси́, пропове́дник жива́го Бо́га, благовествова́в жи́знь ми́ру Боже́ственное посеще́ние: са́дом бо зна́ния не растли́л еси́ у́м, пребы́в незы́блен и неколе́блен це́ркве степе́нь, всебла́же́нне.

Неве́сту Христо́ву Боже́ственно украси́л еси́ Ева́нгелием твои́м, я́ко диади́мою, це́рковь, Богоблаже́нне, и ны́не Боже́ственную твою́ па́мять торжеству́ет све́тло, ю́же изба́вити вся́каго обстоя́ния и бе́д лю́тых, моли́ Матфе́е апо́столе.

Богоро́дичен: Не́др не отступи́в безнача́льнаго роди́теля Сло́во Безнача́льное, я́коже благовеству́ет Матфе́й, пиша́, Бо́г воплоти́ся из Тебе́, Чи́стая Всепе́тая, в челове́чь о́браз всеобра́зно ве́сь оде́явся, и того́ прие́м сво́йства.

Свети́лен. Подо́бен: Посети́л ны́ е́сть.

Сказа́ на́м Боже́ственная чудодея́ния, сла́вный Христо́ва Ева́нгелиа списа́тель, Матфе́й Богоприя́тный: его́же, любо́вию чту́ще, благосочета́нно воспои́м.

Сла́ва: Мыта́рства и́го отве́рг разу́мно, Христу́ после́довал еси́, о, Матфе́е Богому́дре! следо́м же того́ чу́дно после́дуя, в прича́стии бы́л еси́ того́ ца́рствия, и сла́вы о́бщник, и таи́нник неизрече́нных.

И ны́не, Богоро́дичен: Всесвя́ты́я ру́ки Твоя́, Богоро́дице Де́во, и́миже зижди́теля носи́ла еси́, поднеси́ в моли́тву о на́с к нему́, я́ко да изба́вит ны́ вся́ких искуше́ний диа́вольских, и получи́ти бу́дущих о́ных бла́г сподо́бит, всепе́тая.

azbyka.ru

Апостол Матфей в иконографии и изобразительном искусстве

Апостол Матфей в иконографии и изобразительном искусстве изображается довольно часто. Это объясняется его сугубым значением в распространении слова Божия.

К примеру, стоит обратить внимание на прекрасную работу «Апостол Матфей и ангел» итальянского живописца болонской школы, великолепного мастера барокко Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья) . Он учился у Карраччи и Феррантини, был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы.

Гвидо Рени. Апостол Матфей и ангел, 1635-1640. Ватиканская пинакотека, Рим

К выдающимся шедеврам живописи принадлежат три изумителных картины из жизни апостола кисти великого Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571, Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) — итальянского художника, реформатора европейской живописи XVII века, основателя реализма в живописи, одного из крупнейших мастеров барокко.

Караваджо. Призвание апостола Матфея. Фрагмент. 1598-1601 гг. Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези

Караваджо. Призвание апостола Матфея

Матье Контрель (строительный подрядчик) оставил завещание. Согласно ему, нужно было отделать фресками капеллу в церкви. Он выбрал определенную тему и необходимое количество. Контракт подписали с известным в то время живописцем Чезари д Арпино. Он был некогда соперником Караваджо. Но поскольку он был просто завален всевозможными заказами, то в 1599 году смог оформить только свод. Возникли серьезные опасения, что нужное время роспись не будет закончена.

Договоренность с д Арпино была разорвана. Решили доверить это ответственное дело Караваджо. До этого он занимался лишь частными заказами. Эта работа стала его первой пробой пера для широкой аудитории. Живописец решил полностью отказаться от традиционных фресок. Он предпочел большие холсты.

«Призвание апостола Матфея» — первая картина. Это произведение художника по праву лучшее творение, созданное на достаточно редкий сюжет.

Матфея увидел сам Иисус и решил призвать его на служение апостолом. Трактовка Караваджо иная. Он изображает этот сюжет, как одну из сцен обычной жизни того времени. Мы видим темную комнату. Сидят люди и считают выручку. Молодые люди обернулись и внимательно смотрят на вошедших. Матвей одет бедно. Никто не понял, кто он, кроме Левия.

Мрак прорван потоком света в том месте, где находится Иисус с апостолом Петром. Это символ веры, который неожиданно ворвался в мир. Наш взгляд строго организован тем, как он направлен. Мы невольно читаем всю сцену именно, начиная слева. Мы можем видеть лишь руку и голову Иисуса. Он зашел сюда лишь на минуту, так как его ноги повернуты по направлению к выходу. Здесь три раза повторен один и тот же жест – вытянутая рука. Многие исследователи считают, что это неслучайно.

Микеланджело Караваджо. Мученичество апостола Матфея. 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг. для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме. Бессильно свисающая рука святого и причудливо освещенные фигуры на переднем плане подводят взгляд зрителя прямо к сцене насилия. Освещение двух центральных фигур подчеркивает мощный контраст мускулистого тела палача и беспомощно распластанного на земле старца в одежде священника. Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача. Невидимый палачу ангел протягивает святому пальмовую ветвь, символ мученичества, которую тот пытается схватить.

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Первый вариант центральной картины цикла, посвящённого апостолу Матвею, был отвергнут духовенством как противоречащий канонам. Апостол, натурщиком для которого, вероятно, послужил пожилой человек из народа, сидел в кресле, скрестив обнажённые грубые ноги. Он внимательно вглядывался в книгу, лежащую у него на коленях, создавая впечатление, что едва ли знает грамоту. Над апостолом склонялся, резко контрастируя с ним, прекрасный ангел, фигура которого ясно обрисовывается одеждой. Ангел с большим трудом направлял движение руки пишущего апостола. Позы персонажей алтарного образа были признаны «неподобающими». Картину приобрёл банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани, вызволив художника из трудного положения. Позднее это полотно хранилось в Берлине и погибло в апреле 1945 года во время штурма города. Сохранилась лишь его чёрно-белая репродукция.

Во второй версии картины, законченной к 1602 году, художник смягчил первоначальный замысел. Размеры образа были увеличены по сравнению с первым вариантом — к тому времени заказчики расторгли контракт со скульптором Якобом Кобертом, который должен был изваять фигуру святого для алтаря. Первоначально предполагалось, что картина Караваджо займёт место несколько выше двух других полотен капеллы, над скульптурой, ныне они расположены на одном уровне. Во второй половине XVII века три полотна Караваджо, посвящённые истории апостола, убрали в церковную крипту. Благодаря искусствоведу Роберто Лонги полотна были открыты вновь и показаны в 1951 году на первой персональной выставке Караваджо

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Заслуживает внимание также картина Питера Артсена (1508 — 1575) «Четыре евангелиста»

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Евангелист Матфей, автор первого Евангелия, широко почитался с древних времен. Он имел свою особую иконографию, где изображался за созданием Евангелия. Это изображение можно встретить в монументальных стенных росписях, в иконе, и в книжной миниатюре. При переписывании новозаветных текстов, Евангелия предваряли листом с изображением его автора. И первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея. Именно его Евангелие начинает новозаветные тексты, так как оно считается древнейшим. На миниатюрах апостол и евангелист Матфей изображается сидящими за столиком с необходимыми письменными приборами.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Уже с византийских времен изображения стремились разнообразить, представив процесс написания книги. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву.  В этом кодексе, как и в ряде других, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа. У Матфея – это изображения ангела.

Апостол Матфей. Иконография

Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов.  Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.

Апостол Матфей. Иконография

В системе храмовых росписей изображения евангелистов помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах — четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса — подкупольный столб. Евангелисты представали как столпы христианской веры. В куполе изображался сам Христос. Эта система была позаимствована из Византии и присутствовала уже в древнейших русских храмах.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса. Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь
  • Апостол Матфей. Иконография

pravme.ru

Икона «Матфей, апостол»

Икона Матфея апостола имеется в каталоге нашего сайта. Святой Матфей был одним из двенадцати апостолов. До этого Матфей был сборщиком податей для Рима, то есть служил мытарем. Когда к нему явился голос Господа и сказал: «Иди за мной», Матфей оставил свою работу и отправился вслед за Господом. Проповедовать святой Матфей начал в Палестине, после того как принял дары Духа Святого. Вначале своего проповеднического пути он написал Евангелие, по просьбе оставшихся в Иерусалиме иудеев. Новый Завет Евангелие от Матфея стоит в ряду первых книг. Книга была написана на еврейском языке. Матфей изложил в книге все деяния и речи Спасителя в трех сторонах служения – в роли Пророка и Законодателя, Царя над видимым и невидимым и Первосвященника, который принес жертву за грехи всех людей.

Святой Матфей с проповедью и благовестием обошел Персию, Мидию, Сирию и Парфию, а в Эфиопии его проповеднический труд был закончен из-за мученической кончины. В то время в стране жили племена каннибалов с жестокими обычаями. Проповедь святого Матфея повлияла на многих язычников, и они приняли христианскую веру. Он основал Церковь в городе Мирмены, где епископом был поставлен Платон. Апостол Матфей усердно молил о том, чтобы эфиопы приняли веру Господнюю, и ему во время молитвы явился Господь в образе юноши, который в руках держал жезл. Он повелел Матфею водрузить жезл у дверей храма. Господь сказал Матфею, что этот жезл превратится в дерево приносящее плоды, а у корней будет истекать источник воды. Когда эфиопы вкусят плоды и омоются этой водой, они станут кроткими и добрыми. Святой Матфей взял жезл и пошел к двери храма, чтобы посадить его. По пути ему встретились жена и сын императора, которые были одержимыми нечистым духом. Матфей их исцелил. Узнав об этом чуде, многие язычники обрели веру в Господа. Но император не желал, чтобы его народ перестал поклоняться языческим божествам, он отдал приказ схватить святого Матфея и казнить его.

Святого положили лицом вниз и на его тело насыпали хворост и подожгли. Все увидели, что огонь не вредит святому. Император Фулвиан сказал добавить еще хвороста. Матфея облили смолой и поставили вокруг него 12 идолов. Пламя разгорелось и опалило идолов и Фулвиана. Испуганный император кинулся с просьбой о пощаде к святому. Молитвой святой Матфей успокоил огонь и пламя улеглось. Тело святого не повредилось в огне. Вскоре он отошел к Господу и его тело положили в железный гроб и кинули в море по приказу императора. Фулвиан сказал, что если тело святого не повредилось в огне и не повредится в воде, то стоит все же верить в истинного Бога. Ночью епископу Платону явился святой Матфей и сказал, чтобы его тело обрели на берегу моря. Гроб вместе с телом был вынесен волной и его с почестями перенесли в храм. Император попросил у Матфея прощения и принял крещение с именем Матфей, после чего он стал просвещать народ Эфиопии.

Икона святой апостол Матфей отображает лик великомученика, который своей проповедью смог обратить в христианство много народа.

www.ikona-kiot.ru

Икона апостола Матфея - Иконописная мастерская Радонежъ | Москва

Рукописная икона апостола Матфея. На двухцветном фоне иконы изображена ростовая фигура апостола Матфея в пурпурном хитоне и светло синем гематии. В руках апостол держит Евангелие.

Рукописная икона апостола Матфея выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, нимб святого позолочен сусальным золотом. Икона написана натуральными минеральными пигментами на основе яичной эмульсии (темпера). Иконописец: Осипов Александр. Сергиев Посад. 2016 год.

Взгляд святого Матфея устремлен на зрителя. Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.

Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику апостола Матфея.

Икона апостола Матфея выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма

Святой апостол Матфей

Левий Алфеев был мытарем (собирателем подати) в Риме. Ради обогащения, он занимал эту должность, которую так ненавидели и презирали иудеи. Но будущий апостол Матфей чувствовал укоры совести и был готов к духовному перерождению. Последовав за Христом, он оставил дом, имущество, достаток и стал одним из двенадцати учеников.

Матфей слышал учение Христово от самого Господа, был свидетелем исцелений, чудес, а также главных событий, происходивших в Иерусалиме. После Вознесения Христа, он долгое время проповедовал, а его письменные свидетельства стали первой книгой о Спасителе. Только Матфей писал не на общепринятом греческом, а на арамейском языке. Он хотел, чтобы читателями были именно христиане из иудеев.

В иконографической традиции символом Евангелиста Матфея стал Ангел. Он олицетворяет мессианское служение Сына Божьего. Получив дар святого духа в день Пятидесятницы (День Святой Троицы), ученики Христовы разошлись по миру с проповедью Евангелия. Матфей побывал в Сирии, Македонии, Персии, далее апостольское призвание привело его в северо-восточную Африку. Благовествование среди диких народов Эфиопии сопровождалось чудесами и исцелениями.

Приняв веру во Христа, как сокровище, новообращенные эфиопы отвернулись от языческих традиций, а это вызвало гнев жрецов и правителя Фулвиана. Матфея схватили и подвергли пыткам. Жизнь Святого завершилась мученичеством за веру Христову. Эфиопская церковь, основанная Апостолом Матфеем, существует и сегодня, а корпус новозаветных книг, в которые входит Евангелие от Матфея, веками продолжает дело апостольской проповеди по всему миру.

Купить икону апостола Матфея

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону апостола Матфея. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ апостола Матфея выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мы приложим все силы, навыки и умения, весь наш духовный опыт, чтобы рукописный список апостола Матфея, приобретенный в нашей мастерской, освятил Ваш дом, принес мир, любовь, благополучие Вам и всем Вашим домочадцам.

ikona-radoneg.ru

Матфей апостол, с житием

Скачать файл

Реставрация: Нет данных

Размер: 151 х 135 см

Материал: Дерево, темпера

Уточняющая датировка: 17 в. Конец 17 в.

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами

Апостол и евангелист Матфей (память 16/29 ноября, 30 июня /13 июля в составе Собора 12-ти апостолов) - автор одного из четырех канонических Евангелий, входящих в Новый Завет, которое считается наиболее ранним. По преданию, прежде чем последовать за Христом, Левий Матфей был мытарем (сборщиком податей) в городе Капернауме. Услышав проповедь Христа, стал его ближайшим учеником. После Вознесения Христа и Сошествия Святого Духа проповедовал в Палестине, где и написал обращенное к ее жителям Евангелие на арамейском языке, сохранившееся в более позднем греческом переводе. По преданию, путешествовал по Индии, Парфии и Эфиопии и считается основателем Эфиопской церкви. Принял мученическую кончину в одном из эфиопских городов. Образ уникален по своей иконографии. Житийный цикл основывается на тексте от 16 ноября греческого Пролога. Житийные сцены: 1.Троица Новозаветная в Силах Небесных 2.Призвание св. Матфея к апостольскому служению 3.Св. Матфей проповедует слово Божье. Явление Матфею Спаса Эммануила 4.Исцеление царицы и царевича 5.Чудо с жезлом, чудесно преобразившимся в плодоносное дерево, и истечение от его корня источника 6.Царь Фульван посылает на апостола «зверообразных» воинов. Явление св. Матфею Спаса Эммануила и бегство воинов 7.Явление св. Матфею Спаса Эммануила во сне. Рассказ св. Матфея о чудесном явлении епископу 8.Разгневанный царь хочет схватить св. Матфея и слепнет. Св. Матфей возвращает царю зрение 9.По царскому повелению св. Матфея сжигают, окружив печь золотыми идолами 10.По велению царя гроб св. Матфея вкладывают в железный ковчег и бросают в море. Обретение ковчега с гробом св. Матфея епископом Платоном. Крещение царя и наречение его Матфеем

В свободном распределении сюжетов прослеживается влияние композиционных принципов русской монументальной живописи конца XVII века. Икона написана одним из костромских мастеров, активно работавших на рубеже XVII—XVIII веков в Ярославле.

Из Никитской церкви в Ярославле

icons.pstgu.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031