Икона богородицы одигитрия трапезундская


ЛИТУРГИЯ В ДРЕВНЕМ МОНАСТЫРЕ ТУРЦИИ

Приняв много веков назад христианскую веру, греки Малой Азии, и особенно Понта, бережно хранили ее, оставаясь верными ей на протяжении всего своего исторического пути.

Они любили свою благодатную землю, с трепетом и благоговением относились ко всему, что было создано на этой земле, и особенно, к христианским святыням, ставших символами их веры. Одна из таких святынь — знаменитый на весь христианский мир монастырь Панагия Сумела, где находилась икона Божьей Матери Панагия Сумела  («Всесвятая с горы Мела»).

Панагия Сумела является символом веры греков Понта. Первое наименование Её чудотворного образа, написанного самим евангелистом Лукой,было Панаги́я Афинио́тисса, то есть Пресвятая Богородица Афинская. Дело в том, что апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем. Более того, его считают святым покровителем врачей и живописцев. Как отмечает в своих трудах греческий историк Неофит Кавсокаливит, апостол Лука сначала гравировал иконы на дереве твёрдой породы, а затем уже разрисовывал их. Согласно преданию, Лука создал три  иконы Божией Матери, судьба каждой из которых сложилась по-разному: одну из них он передал храму на острове Кипр, другую — в храм на полуострове Пелопоннес, а третьей иконе пришлось пройти тернистый путь — из Греции на Понт, на гору Мела, а оттуда вновь в Грецию. Материал об истории иконы Панагии, написанной Лукой, был опубликован в 1775 году архимандритом Парфением Метаксопулосом и историком Неофитом Кавсокаливитом. По их словам, Лука отдал написанную им икону в одну из церквей города Фивы. После его смерти его ученик по имени Ананий передал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя — «Панаги́я Афинио́тисса». Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века Сумельского монастыря подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес, его мученической кончины и погребения в соседней провинции Бетия в возрасте восьмидесяти четырех лет. Святой был похоронен в городе Фивы (ныне Фива), где и сегодня стоит его первая мраморная гробница. Мощи святого апостола Луки оставались там до середины IV века, а потом были перенесены в Константинополь.

После кончины апостола Луки об иконе позаботился его ученик, и со временем она очутилась в Афинах, в одном из храмов в честь Божией Матери, где и оставалась до прихода к власти Императора Феодосия I (379-395 гг). В период его царствования к одному из афинских священников по имени Василий явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, которая хранилась в церкви неподалеку. Преклонив колена перед иконой, они услышали голос Пресвятой Богородицы: «Я иду на Восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за мной…».  После этих слов икона осветилась и с помощью ангелов покинула храм, полетев в направлении к восточному побережью  Эвксинского  Понта  (Чёрного моря).Монахи последовали за ней, совершив длинное путешествие: от скал Мете́ора до берегов полуострова Халкидики, а затем — на небольшом суденышке — до Маронии, находящейся в Западной Фракии. Из Маронии, снова пешим ходом, Варнава и Софроний направились в сторону столицы Византии — к городу Константинополю, откуда на корабле доплыли до Трапезунда, остановившись в селе Куспиди, где остались на ночлег. Утром, во время завтрака,  хозяева дома поставили на стол жареную рыбу, белое вино и испечённый по-домашнему деревенский хлеб, при этом хозяин сказал монахам, что рыбу он поймал в реке Пикси́ти, берущей начало с горы Мела. Услышав о горе Мела, монахи обрадовались и начали расспрашивать его, как туда добраться. Воодушевлённые рассказанным, Варнава и Софроний продолжили свой путь, достигнув заветной горы, расположенной в Трапезундском районе, в 48 км от черноморского побережья. Монахи вскарабкались по крутому горному склону, продираясь сквозь густо растущие деревья и кустарники. Неожиданно, на высоте 400 метров от подножия вертикальной скалы, из пещеры, к которой они подошли совсем близко, вылетели ласточки. Вход в пещеру загромождала крона высокой сосны. Изнутри пещеры сквозь зелень частых сосновых иголок проливался необычный свет, который, как оказалось, исходил от иконы Панагии Афиниотиссы…

Варнава и Софроний, войдя в пещеру,  преклонили колени перед иконой Пресвятой Богородицы (Панагии), со слезами на глазах возблагодарив Бога за помощь в исполнении возложенной на них миссии. С тех пор икона получила своё второе имя — Сумела́, то есть с горы Мела (сту Мела́). Внутри пещеры монахи построили   небольшую церковь Святой Варвары — первую обитель иконы Панагии Афиниотиссы на земле Понта. Именно это место предназначила для них Богородица.

Поблизости  не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось очень трудным. Монахи молитвенно обратились к Богородице, умоляя о помощи. И произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник  «Колодец в небо», ставший одной из главных святынь будущего монастыря, который существует и сегодня, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет.

Благодаря милости Божией Матери, у иноков Варнавы и Софрония, в первые, самые трудные месяцы существования их обители, была и пища и вода. Вскоре люди заговорили о двух монахах-подвижниках и чудотворной иконе Богородицы, появившейся на горе Мела, и в пещеру стали приходить паломники, преодолевая долгий и трудный подъем на вершину горы. Некоторые оставались и сами принимали монашество, и к моменту кончины его основателей, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию.

В VI веке на монастырь напали и разрушили его критские арабы, промышлявшие грабежом даже в причерноморском Трапезунде. Но уже в 664 году монастырь был восстановлен крестьянином по имени Христофор по предстательству Богородицы. В монастырь стали снова приходить паломники, некоторые из них принимали постриг, и к моменту своей кончины преподобный Христофор уже был духовником большой общины.

Монастырь Панагии Сумела разрастался, богател и приобретал все более широкую известность, и стал самым влиятельным и богатым в Понтийской земле.  Сами императоры Византийской империи, а затем Трапезундской, из династии Комниных, покровительствовали ему и делали богатые пожертвования. Известно, что драгоценный, искуснейшей резьбы крест с инкрустированной в него крупными  частицами Креста Распятия Господа нашего Иисуса Христа, был подарен Мануилом Комниным III. Другой император, Алексей Комнин III, в знак благодарности Панагии Сумела за чудесное спасение во время бури выделил огромные средства на обновление всех строений Монастыря и на возведение новых защитных башен. Также в монастыре находились мощи преподобных Варнавы, Софрония и Христофора.  Монастырь Панагии Сумела был самоуправляем и имел большие привилегии.

После захвата в 1461 году Трапезунда и оккупации Понта турками, дела у монастыря продолжали идти на удивление хорошо. Известна легенда о монастыре Панагия Сумела. Однажды султан Селим (1512-1520 гг.) случайно забрел сюда во время охоты. Его восхитили необычное расположение на склоне скалы и красота обители. Но религиозный фанатизм оказался сильнее, и он приказал сжечь христианскую святыню. Но отдав этот приказ, он тотчас упал с коня, забился в судорогах, на губах у него выступила пена. Слуги султана стали умолять его отменить столь жестокое решение, и как только он это сделал, мгновенно получил исцеление. С тех пор вошел в силу указ о привилегиях монастыря, которому следовало не одно поколение турецких правителей.  И действительно, на протяжении долгих лет османского владычества монастырь никто не осмеливался трогать. Более того, он не облагался налогами. Жители близлежащих греческих поселений районов Мацу́ка, Са́нта и Су́рмена снабжали монастырь необходимыми продуктами, а в случае опасности с оружием в руках вставали на защиту православного храма.

За 16 веков своего существования Монастырь Панагии Сумела приобрел известность не только религиозного, но и крупного культурно-просветительского центра. В его библиотеке хранились и переписывались редчайшие древние манускрипты. Достаточно сказать, что из 52 греческих рукописей, хранящихся в музее Анкары, 34 изъяты из библиотеки Монастыря Панагии  Сумела. Благодаря кропотливому труду переплетчиков были сохранены для истории произведения многих древних философов и писателей.

В 1922 году был совершен геноцид Православного Понтийского Эллинизма. Ослепленные религиозным фанатизмом турки вырезали Христиан. Жертвами этого ужасного геноцида стали 350 тысяч ни в чем неповинных Понтийских греков, а оставшиеся в живых были насильно выселены и развеяны по многим странам. Большая часть беженцев была принята Россией, основная же часть переселенцев оказалась в северной Греции. Многострадальные понтийские греки с нуля стали обживать новую родину, никогда не забывая о своей покровительнице Панагии Сумела.

Перед исходом с мученического Понта, монахи спрятали в часовне Святой Варвары чудотворную икону Панагия Сумела вместе с евангелием Святого Христофора и крестом императора Трапезундского Мануила Комнина.

В 1930 году премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос обратился к посетившему Афины премьер-министру Турции, с просьбой позволить греческой делегации отправиться на Понт и привезти в Грецию символы Православия. Миссию привезти в Грецию понтийские реликвии возложили на уроженца Понта, монаха Амвросия Сумельотиса (Сумельского), который, заручившись письмом к турецким властям от посольства Турции в Греции, 14 октября отправился в Константинополь, а оттуда – на Понт. Несмотря на то, что местоположение скрытых сокровищ Православия ему было известно, отыскать их оказалось непросто. За прошедшие годы двор часовни сильно зарос  растительностью, но, как рассказал Амвросий Сумельотис, ему вновь помогла Панагия: заступ, казалось, сам нашел зарытый сундук, и сокровища в целости и сохранности вернулись в Грецию. Их поместили в Афинский Византийский музей, сокровищницу православных реликвий.

Так икона Панагии Сумела вернулась в Афины через 16 веков и хранилась в Музее Византийского искусства   города Афины  до 1952 года, когда на собранные Понтийцами пожертвования всего за год был возведен новый Храм в честь Успения Богородицы для чудотворной иконы Панагии Сумела   в деревне Кастанья́ (Верия), на склонах горы Вермион.Чудотворная икона опять собирает вокруг себя Понтийских греков со всех концов света.

Сегодня знаменитый образ Богородицы Панагия Сумела, привезенный из Турции, находится в на склоне горы Вермиос в Вермийском районе северной Греции в  двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья по пути в Козани. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него из Верии. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть — это очертания одного глаза Богородицы.

Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства, посмотреть на который съезжаются туристы со всего мира. Для многих из них это всего лишь познавательная экскурсия. Для православных греков, потомков тех, кто некогда строил монастырь, веками молился в нем, для кого эта земля, эти горы когда-то были родными, побывать в Панагия Сумела, поклониться его стенам, зажечь свечи в память о предках — это поступок, который стремится сделать в своей жизни каждый понтийский грек.

В 2010 году, по разрешению министерства культуры Турции, при энергичном содействии Ивана Саввиди,  в Панагия Сумела, спустя 88 лет после искоренения греков Понта с их исторической родины, состоялась первая литургия в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь Панагии Сумельотиссы, Госпожи Понта…

С расщелины в скале внутри монастыря, как и много веков назад падают капли воды. Сложилось поверие, если загадав желание, поймаешь своей ладонью каплю, то желание непременно сбудется. И каждый грек, побывавший у этого святого места, призывая Божию Матерь, обязательно загадывает, чтобы священная христианская обитель, построенная и намоленная предками в самом центре исторического Понта, вновь обрела былую силу и стала процветать. 15 августа по ст.с. в день Успения Пресвятой Богородицы православные христиане, и прежде всего греки, предки которых проживали на благодатных землях Понта, отмечают память иконы Божией Матери Панагия Сумела.

В Греции отмечается день Успения Божией матери не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого. Многие люди постятся до 15 августа. Во всех церквях и монастырях Св. Богоматери осуществляются пышные торжества. Наиболее известные из таких мест — это Панагия тис Тину в Кикладах и монастырь Панагия Сумела в Вермио. Места эти посещают тысячи людей, даже греки с отдалённой Австралии, Америки, Канады для того, чтобы поклониться Пресвятой Богородице.

Впервые с 1922 года состоялась православная литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по новому стилю) в древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики. Богослужение возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I, которому сослужили иерархи из Русской и Элладской Церквей. На литургии присутствовали тысячи паломников – в том числе потомки понтийских греков, выселенных из этих мест 87 лет назад.

Турецкие власти предприняли в связи с историческим богослужением повышенные меры безопасности. Примечательно, что оно стало первой за 1600-летнюю историю Сумелы патриаршей литургией.

Группу паломников из России возглавил епископ Подольский Тихон, председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата представлял секретарь по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Паломников Элладской Церкви возглавлял митрополит Драмский Павел.

По окончании богослужения Патриарх Варфоломей, митрополит Павел и епископ Тихон обменялись приветствиями.

Богослужение в монастыре Панагия Сумела стало возможным в результате договоренностей, заключенных с министерством культуры и туризма Турецкой республики и руководством провинции Трабзон. Важнейшую роль в переговорах сыграл видный российский политик, предприниматель и общественный деятель Иван Саввиди, глава Международной конфедерации понтийских греков.

Монастырь Панагия Сумела был основан в конце IV – начале V века на высоте 1300 метров над уровнем моря на меловой скале близ Трапезунда. Его основателем принято считать преп. Варнаву. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, св. апостолом Лукой. В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы). После падения империи все привилегии монастыря были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями, пишет Википедия.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Однако после греко-турецкой войны 1919-1922 и последовавшим за ней обменом населения монашеская жизнь в Сумеле оборвалась. Святыни монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела были сначала спасены понтийскими греками, а позже перевезены в Грецию в 1931 году, где и хранились в Афинском музее Бенаки. Икона Панагия Сумела стала храмовой в поселке Кастания, основанном переселенными в Грецию понтийцами.

После длительного перерыва организованное православное паломничество в Панагию Сумелу стало возможно только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча председателя Великого национального собрания Турции Мехмета Али Шахина и Ивана Саввиди, депутата Государственной думы РФ, координатора межпарламентской депутатской группы по связям с парламентом Греции, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества.

8 июня 2010 года министерство культуры Турции по просьбе Вселенского Патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первой с 1922 года Божественной литургии.

2 августа в Константинопольской патриархии в Стамбуле состоялась встреча Ивана Саввиди с Патриархом Варфоломеем, в ходе которой были обсуждены детали предстоящего богослужения.

Текст: Благовест-инфо, фотографии Reuters, AP

Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Панагия Сумела 

Η εικόνα της Παναγίας Παναγιά Σουμελά / Сумельская икона Божией Матери

ПАНАГИЯ СУМЕЛА 2010: КАК ЭТО БЫЛО

beregovoe.cerkov.ru

Одигитрия Сумельская (Панагия Сумела)

Главная » Православные иконы » Иконы Божией Матери » О Примерно в 50 км. к югу от Трабзона на высоте 1200 м на склонах утеса находится (кажется, будто волшебным образом висит) исторический духовный центр православных христиан Понта – монастырь Панагия Сумела, частично вырубленный в скалах. Монастырь также широко известен всему миру как обитель Богородицы Черной горы. Достаточно крутой подъем по каменистой тропинке среди отвесных скал занимает минимум 40-50 минут. Оно того стоит, ведь это своего рода путешествие во времени – переправа сразу в IV век. Именно тогда греческие монахи Варнава и Софроний основали здесь православный монастырь. Причем место указала им сама Матерь Божья. Лик, написанный святым Лукой, стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство? Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель. Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство? Поблизости нет даже источника воды. Но вновь явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне. Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов. Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал! Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных». Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, небеса его пощадили, и едва ли не на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность. В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. Икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство вывезти разрешило, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.… Пока честнее называть это святое место «культурными развалинами»… Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции. Однако пока честнее называть это святое место «культурными развалинами», а потому не лучшим земным прибежищем ангелов с печальными глазами… 15 августа 2010 года в день празднования Успения Божией Матери (Константиноапольская Православная Церковь живёт по новому стилю) в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.

Поделиться:

xn--80ancrr3a.xn--p1ai

Икона Божией Матери «Одигитрия» Ксенофская

Эта ико­на Бо­го­ма­те­ри на­хо­дит­ся на св. Афон­ской Го­ре, в Ксе­но­ф­ской оби­те­ли, и при­над­ле­жит к чис­лу мест­но­чти­мых икон. В Ксе­но­фе о ней со­хра­ни­лось сле­ду­ю­щее пре­да­ние.

С неза­па­мят­ных вре­мен она на­хо­ди­лась в Ва­то­пед­ском мо­на­сты­ре. В этой оби­те­ли она сто­я­ла в со­бор­ном хра­ме, при ко­лонне ле­во­го кли­ро­са. В 1730 го­ду она, при за­пер­тых две­рях хра­ма, чу­дес­ным об­ра­зом неве­до­мо ку­да скры­лась. От­цы оби­те­ли, по­ла­гая, что ее ис­чез­но­ве­ние из церк­ви про­изо­шло бла­го­да­ря чье­му-ли­бо свя­то­тат­ству, ста­ли де­лать в сво­ей оби­те­ли ро­зыс­ки. Од­на­ко до них ско­ро до­шла весть о том, что про­пав­шая ико­на на­хо­дит­ся в Ксе­но­ф­ской оби­те­ли, от­сто­я­щей от Ва­то­пед­ско­го мо­на­сты­ря по­чти на три ча­са пу­ти. Немед­лен­но же бы­ли по­сла­ны ту­да несколь­ко че­ло­век из Ва­то­пед­ской бра­тии для пе­ре­не­се­ния ико­ны Бо­го­ма­те­ри на свое ме­сто. До­став­лен­ная в Ва­то­пед свя­ты­ня сно­ва бы­ла по­став­ле­на на преж­нем сво­ем ме­сте.

От­цов оби­те­ли не по­ки­да­ла мысль о по­хи­ще­нии их ико­ны, и они в ду­ше сво­ей го­то­вы бы­ли при­знать, что сре­ди Ксе­но­ф­ских по­движ­ни­ков есть ка­кой-то свя­то­та­тец. Неуди­ви­тель­но по­это­му, что они при­ня­ли стро­жай­шие ме­ры предо­сто­рож­но­сти, чтобы пре­ду­пре­дить ис­чез­но­ве­ние ико­ны на бу­ду­щее вре­мя.

Несмот­ря, од­на­ко, на все это, свя­тая ико­на Бо­жьей Ма­те­ри вто­рич­но по­ки­ну­ла Ва­то­пед­скую оби­тель и непо­сти­жи­мым для огра­ни­чен­но­го че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма пу­тем сно­ва яви­лась в Ксе­но­фе. Бра­тия Ва­то­пе­да по­сле это­го вто­рич­но­го ис­чез­но­ве­ния ико­ны из их за­пер­то­го хра­ма и оби­те­ли окон­ча­тель­но убе­ди­лись в чу­дес­но­сти это­го со­бы­тия. Они не ре­ши­лись бо­лее про­ти­вить­ся про­мыс­ли­тель­ной о спа­се­нии всех во­ле Небес­ной Ца­ри­цы и оста­ви­ли на­прас­ный труд пе­ре­не­се­ния Ее ико­ны в свою оби­тель.

Ико­на Оди­гит­рия и до­ныне бла­го­во­лит пре­бы­вать в Ксе­но­ф­ской оби­те­ли и бу­дет пре­бы­вать там до­то­ле, до­ко­ле дер­жав­ной во­ле Ее то бу­дет угод­но. Бра­тия Ва­то­пед­ско­го мо­на­сты­ря в па­мять это­го чу­дес­но­го со­бы­тия и в знак сво­е­го бла­го­го­ве­ния к сей свя­той иконе по­ло­жи­ли до­став­лять для нее в Ксе­ноф све­чи и елей. Это свое по­ста­нов­ле­ние они ис­пол­ня­ли несколь­ко лет, по­ка Ксе­но­ф­ская бра­тия не от­ка­за­ла им в этом, по­то­му что пе­ре­ста­ла нуж­дать­ся в по­сто­рон­ней по­мо­щи.

Ико­на Оди­гит­рия в Ксе­но­фе на­хо­дит­ся в со­бор­ном хра­ме, при ко­лонне ле­во­го кли­ро­са, т. е. в том же ме­сте, в ка­ком она сто­я­ла и в Ва­то­пе­де.

Не так дав­но, в дни гре­че­ско­го вос­ста­ния, Свя­тая Го­ра бы­ла за­ня­та тур­ка­ми. Один из них хо­тел над­ру­гать­ся над Оди­гит­ри­ей Ксе­но­ф­ской — этой хри­сти­ан­ской свя­ты­ней, но то­гда же был на­ка­зан Пра­во­су­ди­ем Бо­жи­им за свое безу­мие и дер­зость.

В Рос­сии на­хо­дит­ся мно­го чу­до­твор­ных икон, име­ну­е­мых Оди­гит­рия, или Смо­лен­ская.

azbyka.ru

Чудотворные иконы Божией Матери Элладской Православной Церкви

Сумельская икона Божией Матери Одигитрия сопровождала апостола Луку во время проповеди Евангелия, а после кончины апостола его ученик Анания передал ее христианам города Фивы, которые позднее воздвигли для этой иконы Божией Матери величественный собор.

Мало кто знает, что в знаменитом афинском Парфеноне был устроен православный храм, главной святыней которого и стала эта икона Божией Матери, перенесенная из Фив в Афины и с тех пор некоторое время носившая наименование «Афиниотисса» (Афинская).

Когда в 386 году Пресвятая Богородица пожелала изменить место пребывания Своей иконы, святые Варнава и Софроний последовали за чудотворным образом и на горе Мела возле города Трапезунда, на берегу Понта (то есть Черного моря), основали монастырь. Афинская икона Божией Матери была перенесена в эту обитель, и с тех пор икона получила наименование Трапезундской, или Сумельской.

Она стала одной из самых почитаемых в Византии. Сумельскую икону Божией Матери «Одигитрия» чтили императоры, и особенно из династии Комнинов, благоволившие к отдаленной приморской обители.

В VIII веке, когда в Византии началась иконоборческая ересь, десятки тысяч христиан бежали на окраины Византии. Часть из них, переплыв Понт, основали на Тавриде (то есть в Крыму) монастырь Успения Пресвятой Богородицы, который находился с Сумельским монастырем в духовном общении, а его внутреннее устройство соответствовало устройству монастыря в Сумеле. Бахчисарайская икона Божией Матери — это список Сумельской святыни.

Чудотворная икона пребывала в Сумельском монастыре и после падения Византии, когда турки завладели Малой Азией. Монастырь не пострадал — чудеса, являемые Божией Матерью по молитвам пред этой иконой, были так столь велики, что икону почитали турецкие султаны Ибрагим I (1635), Мехмет (1662), Сулейман II (1681), Мустафа II (1693) и Мехмет III (1700).

В 1922 году в Малой Азии началось то, что историки называют «Малоазиатской катастрофой». Тысячи греков стали выселяться с территории Турции, а на их место селились турки.

Турки не хотели отдавать грекам Сумельскую икону Божией Матери, и монахи тайком вынесли ее из монастыря, спрятали недалеко от обители в маленькой церкви у святой Варвары, а в августе 1924 года последние иноки тайно вывезли ее в Грецию.

Как величайшая святыня греческого народа, Сумельская икона Божией Матери была помещена в Афинский исторический музей, где пребывала тридцать лет.

Но понтийские греки (так называли переселенцев, изгнанных турками из Понта, то есть с побережья Черного моря) не могли смириться с тем, что их святыня находится в музее. В августе 1952 года на деньги греков-переселенцев в горах недалеко от города Верия (в ста тридцати километрах от Салоник) был выстроен Успенский храм (предполагалось, что для монастыря), в который и была передана чудотворная икона.

В этом отдаленном храме и находится сейчас одна из самых древнейших икон Божией Матери.

Икона Божией Матери Спилеотисса (то есть «Пещерная») — святыня монастыря Мега Спилеон (Большая пещера). Греческая Церковь хранит предание, что эта икона создана святым апостолом Лукой, а затем была спрятана христианами во время гонений в пещере, в которой ее и обрели в IV веке братья Симеон и Феодор. Здесь был основан монастырь, который и сейчас остается действующим — то есть его история насчитывает уже свыше шестнадцати веков.

В монастыре сохранилась пещера, где была обретена икона, источник, забивший на месте обретения святыни.

Тиносская икона Благовещения Пресвятой Богородицы (по-гречески Меголохари), явленная 28 ноября 1822 года, во время освободительного восстания против турок, очень почитается в Греции.

Тиносскую икону увидеть почти невозможно — образ полностью завешен драгоценными приношениями. Среди них — золотая табличка, на которой изображен король Греции Константин I на коне. Табличка прикреплена к иконе в благодарность за исцеление в 1915 году, когда смертельно заболевшему правителю страны специально привезли с острова чтимую святыню.

Справа от входа в храм, где сейчас находится чудотворная икона Божьей Матери, стоит миниатюрное апельсиновое дерево, сделанное из серебра, на ветвях которого висят золотые лампадки и плоды. Это дар грека, ослепшего после болезни, но не перестававшего молиться Божией Матери об исцелении, обещая пожертвовать в храм первое, что он увидит. И когда Божия Матерь даровала ему исцеление, первым, что он увидел, было апельсиновое дерево.

Сейчас на острове Тинос ежегодно бывает более миллиона паломников (население всей Греции — десять миллионов человек). По благочестивому обычаю, паломники проделывают путь от пристани к храму, где пребывает святыня, ползком на коленях.

Более 2000 изображений Пресвятой Богородицы

Copyright © 2007-2019 www.ikona2.info - Вышивка икон бисером и камнями. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

ikona2.info


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031