Икона введение во храм пресвятой богородицы фото


Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконография, иконы, картины

Основой для создания иконографии «Введение во храм Пресвятой Богородицы» стали описания этого события, зафиксированные в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8), «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7). Эти апокрифические тексты отражают устное церковное предание, повествующее о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы.

Написанное во второй половине II века «Протоевангелие Иакова» получило распространение в восточной части христианского мира, а «Евангелие псевдо-Матфея», датируемое IX веком, было популярно на Западе. Этим объясняются некоторые различия между западным и восточным вариантами иконографии праздника.

В большинстве случаев церковные образы того или иного события создаются после появления празднования в календаре. Празднование «Введения во храм» было установлено достаточно поздно. В VIII веке праздник отмечен в некоторых месяцесловах, а в IX веке он был уже широко распространен на Востоке.

Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена «Введение во храм». Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Сцена «Введения» встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира: в киевском Софийском соборе, церкви Успения в Дафни (недалеко от Афин), Псковском Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), Кралевской церкви монастыря Студеница (Сербия), соборе афонского монастыря Хиландар, церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Стамбуле.

Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция

Самые ранние изображениям праздника на иконах — это фрагменты эпистилиев* XII века из монастыря Ватопед и обители великомученицы Екатерины на Синае.

Центром композиции является маленькая, хрупкая фигура Пресвятой Девы, приведенной родителями согласно их обету в Иерусалимский храм. К Ней склоняется вышедший навстречу первосвященник; по преданию это был праведный Захария, отец Иоанна Предтечи. Фигура Захарии помещается или в открытых вратах ограды, или за затворенными вратами, напоминающими царские врата иконостаса. Позади первосвященника может быть изображен церковный престол, а над ним — сень (киворий). Все эти детали соотносятся с текстами паремий и песнопений богослужения, которые раскрывают тему Богоматери как одушевленного храма, вместившего невместимое Божество.

Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция. Фрагмент

Первая и вторая паремии праздника (Исх. 40: 1–5, 9–10, 16, 34–35; 3 Царств 7:51; 8: 1, 3–7, 9–11) повествуют об устройстве Моисеем скинии и построении Соломоном храма. И скиния и храм согласно толкованию святых отцов являются прообразами Богородицы. Несколько нарочитое изображение на иконе дверей напоминает верующим о другом прообразе — видении пророком Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез 44. 1–4). Это пророчество традиционно истолковывается как указание на приснодевство Богородицы.

Наличие в композиции деталей именно христианского храмового убранства вряд ли может быть объяснено тем фактом, что художники бесхитростно изображали современные им храмовые интерьеры. Разумеется, ветхозаветного храма они видеть не могли, но существовали его описания. И средневековые художники были достаточно образованы, чтобы понимать, что там не было царских врат, а жертвенник не был похож на престол православного храма. Этим анахронизмом могло сознательно подчеркиваться то, что Введение во храм, как и Рождество Богоматери, — это начало времени Нового Завета, «предображение» благоволения Божия (как говорится в тропаре), предвкушение эры Спасения и Благодати. Иерусалимский же храм — это место, неразрывно связанное с эпохой Закона, с ушедшим в прошлое ветхозаветным периодом.

Фрагмент эпистилия. Кон. XII в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция

В произведениях IX–XIII веков позади Богородицы изображались праведные Иоаким и Анна, а за ними процессия дев с зажженными свечами в руках. В поздне-византийский период в иконографической схеме произошло изменение: иудейские девы стоят сразу за Богородицей, а Ее родители представлены замыкающими торжественное шествие. В верхней части композиции изображается сцена питания Богоматери ангелом. Пресвятая Дева представлена внутри храма, сидящей на ступени Святая Святых.

В западноевропейских произведениях времени позднего Средневековья и Ренессанса Богородица изображается в одиночестве восходящей к порогу храма по крутым ступеням лестницы, поскольку в повествовании псевдо-Матфея делается акцент на этом эпизоде. Шествие дев со светильниками не изображается, так как о нем нет упоминания в указанном латинском источнике. Художники Возрождения со свойственным этому периоду вниманием выстраивают массивные архитектурные фоны. Многие мастера создают образ Иерусалима I века до Р.Х., соединяя элементы современной им итальянской архитектуры (лоджии, дворцы, дозорные башни, рустованные стены) с деталями сохранившихся античных построек (обелиски, цилиндрические храмы-толосы).

В русских памятниках также наблюдается тенденция перехода от «условных» архитектурных фонов, унаследованных из византийской традиции, к попыткам передать формы отечественной архитектуры: белокаменные резные фасады, закомары, луковичные главки, шатровые звонницы. А в XVII веке, ознакомившись с западноевропейским искусством (в основном посредством гравюр), русские мастера пытаются заимствовать не только отдельные изображения «античных» построек, но и способы перспективного построения пространства.

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

_________________________________

* Эпистилий — длинная горизонтальная икона с изображением нескольких праздников; ставился поверх местных икон иконостаса.

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в.

Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия

Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Стамбул, Турция. Фрагмент

Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Общий вид свода

Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский Музей, Спб.

Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва

Икона. Ярославль. 1560-е гг. Частное собрание

Икона. Регион Сольвычегодска. Нач. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей

Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб.

Икона. Кон. XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Икона из ц. Василия Блаженного. Чухчерьма. 1-ая треть XVIII в. Музей изобразительных искусств, Архангельск

Болгарская икона. 1795 г. Монастырь Иоанна Рыльского, Болгария

Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814—1822 гг. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция

Мастер жития Марии. Деталь алтарь Девы Марии. 1460—1465 гг. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия

Мастер алтаря Реглера. Алтарь Девы Марии; левая створка внутри. 3-ая четв. XV в. Старая Пинакотека, Мюнхен

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия

Таддео Гадди. Фреска капеллы Барончелли в базилике Санта-Кроче. 1328—1330 гг. Флоренция, Италия

Паоло Уччелло. Фреска из собора в Прато. 1433—1434 гг. Прато, Италия

Чима да Конельяно. Ок.1497—1500 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр

Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция, Италия

Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент

Якопо Тинторетто. Фреска церкви Санта Мария дель Орто. 1555 г. Венеция, Италия

Эсташ Лесюэр. Ок.1640—1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

Читайте также:

Введение Богородицы во храм: Перемещение центра тяжести жизни

Введение Пресвятой Богородицы во храм: О чем нам нельзя забывать

Введение во храм

www.pravmir.ru

Введение Во Храм Пресвятой Богородицы

Главная » Православные иконы » Иконы Божией Матери » В На иконе двунадесятого (одного из 12 главных) праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы отображёно событие, происшедшее после того, как Деве Марии исполнилось три года. Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, не имеющие детей, молясь о даровании им ребёнка, дали обет Господу: если родится дитя, то посвятить его на служение Богу. И вот родилась у них дочь, которую назвали Марией. Когда Деве Марии исполнилось три года, праведные Иоаким и Анна, во исполнение своего обета, одев Марию в лучшие одежды, с зажжёнными свечами привели Её в Иерусалимский храм. К храму вели высокие каменные ступени. По этим ступеням трёхлетняя Мария неожиданно для всех взошла сама, без помощи взрослых. Первосвященник, по внушению свыше, взял Её за руку и ввёл не только в храм, но и в «Святое Святых» – место в храме, вход в которое был разрешён только первосвященнику, и то всего один раз в год. Все находившиеся в храме дивились столь необыкновенному событию. Пречистая Дева воспитывалась в Иерусалимском храме в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. Пребывала Пресвятая Дева в храме до четырнадцати лет – возраста, когда по закону Ей уже нельзя было более оставаться в храме. Священники хотели выдать Её замуж, но Она объявила о Своём обещании Богу – сохранить чистоту и остаться Девою. Тогда священники обручили Её дальнему родственнику восьмидесятилетнему Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Её девство.

Поделиться:

xn--80ancrr3a.xn--p1ai

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

В православном мире иконы Божией Матери имеют огромное значение. Их невероятная сила помогает каждому преодолеть невзгоды, излечиться от недугов и найти верный путь в жизни.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы отражен на иконе. Это событие связано с историей Девы Марии, родители которой выполнили данный Богу обет и отдали свою долгожданную дочь во служение Господу. Долгое время они были бездетны, и Господь даровал им ребенка.

История иконы 

История праздника известна из древнейших источников девятого века. Он упоминается в «Протоевангелии Иакова», а также в латинском Евангелии, в некоторых древних библейских книгах. Написанная в честь великого действа, икона обладает неимоверной силой. Как известно, маленькую Марию в храм привели родители, Иоаким и Анна. Они молились Высшим Силам о даровании им ребенка и поклялись, что отдадут его во служение Богу. Появление на свет долгожданной дочери не оставило сомнения супружеской чете: Божественное провидение свершилось, и они смогли насладиться счастьем быть родителями. В три года Марию отвели в храм, где она продолжила свою жизнь и учение.

Описание иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

На иконе изображена Мария, которая стоит перед входом в храм Господень. На ее лице мы видим совершенно взрослое выражение, указывающее на незаурядный ум и силу духа. Рядом с ней склонился в поклоне первосвященник Захария. С левой стороны изображены родители Марии. Духовный подвиг, совершенный Марией, был началом нового витка истории. По достижению возраста двенадцати лет Дева Мария решила всю жизнь посвятить служению Господу, и ее наставником стал Иосиф Обручник.

Где находится икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Многие храмы, церкви и монастыри России освящались в честь Богородицы. Сейчас икону можно найти во многих уголках страны, и к ней ежедневно обращаются православные с просьбами и благодарностью за защиту и покровительство. Самые древние иконы вы найдете в музеях России. Наиболее известны следующие места:

  • Третьяковская галерея в Москве;
  • Русский музей в Санкт-Петербурге;
  • Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве.

Иконе можно поклониться в Сергиевом-Посаде, во Владимире, в поселке Палех Ивановской области, в Костроме, в Пскове, в городе Кириллов Вологодской области, в Омске, в городе Каргополь Астраханской области.

Практически в каждом таком музее есть изображение Богородицы, которая отправляется во служение Господу.

Также в России насчитывается не менее четырех сотен храмов, посвященных одноименной иконе. Наиболее известны следующие:

  • одноименные церкви в Москве, на улице Самокатной, в Барашевском переулке;
  • в Сергиевом-Посаде, проспект Красной Армии;
  • в Козельске, Калужской области;
  • в Иванове, на улице Базисной;
  • в Пскове, на улице Набат;
  • в Туле, на улице Герцена;
  • в Курске, на улице Дубровинского;
  • в Брянске, на улице Кулькова.

Почти в каждой церкви населенных пунктов России есть список с иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы», которому поклоняются миллионы прихожан.

В чем помогает икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Перед иконой молятся о продвижении по работе, об исцелении от всевозможных болезней. Нередко обращаются к иконе с просьбами о хорошем замужестве. Люди творческих профессий обращаются к святыне в надежде раскрыть свой дар. Просят подмоги и в любых сложных делах, при решении непростых вопросов. Каждый получает Божественную поддержку и обретает душевный покой.

Дата празднования

Дата почитания иконы совпадает с одноименным праздником. Празднование сопровождается торжественным богослужением, а в народе дату 4 декабря считают началом зимы. По народным традициям с этого дня крестьяне пересаживались с телег на сани, которые украшали разноцветными лентами. В это время молодожены, заключившие брак по осени, выезжали на смотрины, чтобы показать себя всей деревне. Традиционно на праздник готовят подарки для детей. Особенное внимание уделяют девочкам: для них шьют подарочных тряпичных кукол.

Молитва перед иконой «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

«Пресвятая Дева Мария, защитница и заступница рода людского! К Тебе обращаемся в искренних молитвах своих. Своим обетом Ты отдала себя во служение Господу нашему Всемогущему да породила дитя, Спасителем названного. Молим Тебя, не оставь нас в час тревог и смятения. Помоги справиться со всеми трудностями и с честью выдержать испытания. Ниспошли благодать на нас и на весь род людской. Дай сил бороться как с врагами, так и с недугами. Не дай оступиться и помолись Господу за души грешные наши. Аминь».

Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы ежегодно совершается 4 декабря. В этот день вы можете посетить церковь и помолиться о своем здравии, попросить у Высших Сил защиты и покровительства. Проведите время с семьей, чтобы укрепить узы, связывающие вас. Желаем вам всего самого наилучшего, и не забывайте нажимать на кнопки и

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится ...

Святыня «Благоуханный цвет» — известный в православии образ Богородицы. Икона Пресвятой Девы имеет особое значение ...

Православная икона святой Марины была написана в честь христианского подвига юной девушки. Особой силой ознаменован ...

Святой Давид Гареджийский особо почитаем женщинами Грузии и России. Икона святого старца способна сохранить и ...

dailyhoro.ru

Введение во храм Пресвятой Богородицы

?

Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote, 2018-03-17 18:41:00 Покажите мне Москву, москвичи. leonovvaleri 2018-03-17 18:41:00 Categories: Архангельск, - XIV век.  Изображение иконы из журнала «Московские Епархиальные Ведомости» №10 за 2017 год.Описание введения во храм Пресвятой Богородицы в Новом Завете отсутствует.Дата: 4 декабря. Непереходящий праздник.Статус: двунадесятый праздник.И вот исполнилось ребенку три года, и сказал Иоаким: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господень. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на нее благодать Господня, и она прыгала от радости, и полюбил ее весь народ Израиля, - протоевангелие от Иакова, стих VII.На иконах, посвященных событиям Введения во храм Пресвятой Богородицы, сама Божия Матерь изображается в центре композиции. На ней надет мафорий  - традиционная одежда замужних женщин. Рядом стоят святые праведные Иоаким и Анна  - родители, которые привели ее в Иерусалимский Храм. Традиция эта была достаточно распространенной в еврейском обществе. Супруги, у которых, так же как и у родителей Богородицы, ребенок рождался уже в преклонном возрасте, посвящали свое дитя  Богу, отдавая его в храм. Богородица воспитывалась в храме до 14 лет, постоянно читая Священное Писание, пребывая в молитве и занимаясь рукоделием.Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). Встречает Деву Марию священник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Также на иконе мы видим лестницу из двенадцати ступеней  - по Преданию, трехлетняя Богородица преодолела их самостоятельно, без помощи взрослых.

Ликбез по символике иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» от православного журнала «Фома».

Греция, - XV век. Изображение иконы из журнала «Московские Епархиальные Ведомости» №10 за 2017 год.

Софийский собор. Новгород. XV век. Изображение иконы из журнала «Московские Епархиальные Ведомости» №10 за 2017 год.

Кирилло-Белозерский монастырь, конец XV века. Изображение иконы из журнала «Московские Епархиальные Ведомости» №10 за 2017 год.

Фреска Мануила Панселина, начало XVI века. Изображение фрески из журнала «Московские Епархиальные Ведомости» №10 за 2017 год.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI века. Псков. Из Покровской старообрядческой церкви в Серпухове. Поступила в собрание СИМХ в 1989 году. Фотография сделана на выставке «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой» в Музее русской иконы.

Греция, Афон, монастырь Хиландар. XVI век. Изображение иконы из журнала «Московские Епархиальные Ведомости» №10 за 2017 год.

Греция, Афон, монастырь Хиландар. XVI век. Изображение иконы из журнала «Московские Епархиальные Ведомости» №10 за 2017 год.

Суздаль, XVI век. Изображение иконы из журнала «Московские Епархиальные Ведомости» №10 за 2017 год.

Введение во храм. Конец XVI века. Фотография иконы сделана на выставке «Русский Север» в Государственном историческом музее.

Крит, - XVII век. Изображение иконы из журнала «Московские Епархиальные Ведомости» №10 за 2017 год.

Фотография иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» сделана в выставочных залах Сытного двора музея-заповедника «Коломенское» на выставке «Загляни в сокровищницу музея». Последняя четверть XVII века, - поступила в музей в 1933 году из разобранной церкви Святителя Николая Чудотворца в Воробине в Москве. Экспонируется впервые.

Сольвычегодск, начало XVII век.

Суздаль, конец XVII века.

Икона «Введение во храм Богородицы», - 1690 годы, из иконостаса Спасо-Преображенского монастыря Твери, - Тверская областная картинная галерея.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. 1760-1770 годы. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.

Эта и следующая иконы сфотографированы в Музее русской иконы, - последняя треть XIX века.

Старообрядческое письмо в стиле XVI века.

Введение во храм. Центральная Россия.  Середина - третья четверть XIX века.  Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».

Введение во храм. Центральная Россия.  Середина - третья четверть XIX века.  Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».

Введение во Храм Богоматери, - последняя четверть XIX века, Мстера. Музей русской иконы.

Введение во храм. XIX век. Из фондов Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников. Фотография сделана на выставка «Икона русского Севера XVI–XIX веков».

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» из «Альбома изображений святых икон 1894 года». Tags: двунадесятые праздники, иконы, музей, непереходящие праздники, праздники в честь богородицы, христианская символика
  • Иван Федорович Рожнов, - Девять мучеников кизических и избранные святые: преподобные Лазарь Галисийский, Антоний Великий, Марон, великомученик…

  • Покров Пресвятой Богородицы, - первая половина XVI века. Мастерская постдионисевского круга. Икона сфотографирована в экспозиции художественных…

  • «Сотворение мира», - начало XX века, - Мстёра. Фотография иконы сделана на выставке «Лестница в небо. Иконы из собрания Виктора…

leonovvaleri.livejournal.com

Введение Пресвятой Богородицы во храм: картины - Православный журнал "Фома"

История о том, как появился праздник Введения Пресвятой Богородицы, всегда была одним из самых популярных сюжетов в искусстве христианской культуры. Мы собрали 50 картин, посвященных приходу Богоматери в Иерусалимский храм.

Денис Калверт. Введение Марии во храм. Вторая половина 16-го века

Ганс Гольбейн Старший. Введение Марии во храм. 1493

Витторе Карпаччо. Введение Богородицы во храм.

Введение Марии во храм. Храм монастыря Мюнстер Хайльсбронн. Алтарь. 1511

Введение Марии во храм. Мозаика фасада фасада собора в Орвието, Италия

Бернардино Бернардино Лукаделло. Введение Богородицы во храм. Церковь Святого пророка Иеремии. Венеция

Альфонсо Боши. Введение Марии во храм. XVII век

Alfons-Kornet Введени Богородицы во храм

Аббатство Оттобойрен. Введение Марии во храм. 1722

Эсташ Лёсюёр. Введение Марии во храм. 1640-1645

Чима да Конельяно. Введение Марии во храм. 1496-1497

Хуан Ромеро. Введение Богородицы во храм. 1670

Фра Карневале. Введение Марии во храм. 1467

Chiesa di Santa Maria in Vallicella, Rome, Lazio, Italy

Ульм. Введение Богородицы во храм. 1480

Тициан Вечеллио. Введение Марии в храм. 1485-1490

Тициан Вечеллио. Введение Марии в храм. 1485-1490. Деталь

Таддео Гадди. Введение Марии во храм. Фреска. 1330. Часовня Барончелли, Санта-Кроче, Флоренция

Сано ди Пьетро. Введение Марии во храм. 1448-1452

Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб.

Паоло Уччелло. Введение Марии во храм.1435-1440

Паоло ди Джованни Феи. Введение Марии во храм. 1400 г.

Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр

Мастер Эрфуртского алтаря. Введение Марии во храм. 1460

Мастер Тибуртинской Сивиллы. Введение Богородицы во храм. 1475-1480

Мастер жития Марии. Введение Марии во храм. 1460-1465

Мастер жития Марии из Кёльна. Введение Марии во храм. 1473

Мастер алтаря Реглера. Введение Марии во храм. 15 век. Мюнхен

Мануил Панселин. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фреска. 1290-1310. Протат. Афон

Лука Джордано. Введение Марии во храм. 1672-1674

Введение Богородицы во храм. Châteauneuf-en-Thymerais Notre-Dame-du-Pasme. Эр и Луар

Введение Богородицы во храм. Базилика Богоматери в Эпине. Марна. Франция

Введение Богородицы во храм. Жо-сюр-Эдре. Сен-Леже, Атлантическая Луара, Франция

Введение Богородицы во храм. Кафедральный собор Сен-Маклу в Понтуазе. Франция

Введение Богородицы во храм. Нотр-Дам. Пуасси, Франция

Введение Богородицы во храм. Сен-Мартен, Эрбле, Валь-д’Уаз, Франция

Введение Богородицы во храм. Сен-Мартен, Эрбле, Валь-д’Уаз, Франция

Введение Богородицы во храм. Сент-Обен, Атлантическая Луара, Франция.

Введение Богородицы во храм. Храм Рождества Богоматери. Molières. Дордонь, Франция

Введение Богородицы во храм. Церковь Saint-Ayoul. Провен, Франция

Введение Богородицы во храм. Церковь Богоматери, Понтуаз

Введение Богородицы во храм. Церковь Святого Георгия, Перигё, Дордонь, Франция.

Введение Богородицы во храм. Церковь Сен-Жан-Батист. Сен-Жан-д’Анжели, Франция.

Введение Богородицы во храм. Церковь Сен-Мари-де-Батиньоль. Париж, Франция

Введение Богородицы во храм. Церковь Сен-Мартен в Шанпо. Сена и Марна, Франция

Введение Богородицы во храм. Церковь Сен-Пьер. Дрё, Эр и Луар, Франция

Введение Богородицы во храм. Часовня де Массей. Паньи-Сюр-Мёз, Франция

Введение Марии в храм. Храм Св. Троицы, Монреаль Эйфель, Германия

Введение Марии в храм. Храм Свт. Николая. Нерак, Ло и Гаронна, Франция

Введение Марии во храм. Герб Иоганна Генриха-Крафт, 1667. Лувр. Париж

На заставке: Джотто ди Бондоне. Сцены из жизни Марии: Введение во храм (фрагмент)

foma.ru

иконографии «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Основой для создания иконографии «Введение во храм Пресвятой Богородицы» стали описания этого события, зафиксированные в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8), «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7). Эти апокрифические тексты отражают устное церковное предание, повествующее о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы.

Написанное во второй половине II века «Протоевангелие Иакова» получило распространение в восточной части христианского мира, а «Евангелие псевдо-Матфея», датируемое IX веком, было популярно на Западе. Этим объясняются некоторые различия между западным и восточным вариантами иконографии праздника.

В большинстве случаев церковные образы того или иного события создаются после появления празднования в календаре. Празднование «Введения во храм» было установлено достаточно поздно. В VIII веке праздник отмечен в некоторых месяцесловах, а в IX веке он был уже широко распространен на Востоке.

Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена «Введение во храм». Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Сцена «Введения» встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира: в киевском Софийском соборе, церкви Успения в Дафни (недалеко от Афин), Псковском Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), Кралевской церкви монастыря Студеница (Сербия), соборе афонского монастыря Хиландар, церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Стамбуле.

Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция

Самые ранние изображениям праздника на иконах — это фрагменты эпистилиев* XII века из монастыря Ватопед и обители великомученицы Екатерины на Синае. Центром композиции является маленькая, хрупкая фигура Пресвятой Девы, приведенной родителями согласно их обету в Иерусалимский храм. К Ней склоняется вышедший навстречу первосвященник; по преданию это был праведный Захария, отец Иоанна Предтечи. Фигура Захарии помещается или в открытых вратах ограды, или за затворенными вратами, напоминающими царские врата иконостаса. Позади первосвященника может быть изображен церковный престол, а над ним — сень (киворий). Все эти детали соотносятся с текстами паремий и песнопений богослужения, которые раскрывают тему Богоматери как одушевленного храма, вместившего невместимое Божество.

Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция. Фрагмент

Наличие в композиции деталей именно христианского храмового убранства вряд ли может быть объяснено тем фактом, что художники бесхитростно изображали современные им храмовые интерьеры. Разумеется, ветхозаветного храма они видеть не могли, но существовали его описания. И средневековые художники были достаточно образованы, чтобы понимать, что там не было царских врат, а жертвенник не был похож на престол православного храма. Этим анахронизмом могло сознательно подчеркиваться то, что Введение во храм, как и Рождество Богоматери, — это начало времени Нового Завета, «предображение» благоволения Божия (как говорится в тропаре), предвкушение эры Спасения и Благодати. Иерусалимский же храм — это место, неразрывно связанное с эпохой Закона, с ушедшим в прошлое ветхозаветным периодом.

Фрагмент эпистилия. Кон. XII в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция

В произведениях IX–XIII веков позади Богородицы изображались праведные Иоаким и Анна, а за ними процессия дев с зажженными свечами в руках. В поздне-византийский период в иконографической схеме произошло изменение: иудейские девы стоят сразу за Богородицей, а Ее родители представлены замыкающими торжественное шествие. В верхней части композиции изображается сцена питания Богоматери ангелом. Пресвятая Дева представлена внутри храма, сидящей на ступени Святая Святых.

В западноевропейских произведениях времени позднего Средневековья и Ренессанса Богородица изображается в одиночестве восходящей к порогу храма по крутым ступеням лестницы, поскольку в повествовании псевдо-Матфея делается акцент на этом эпизоде. Шествие дев со светильниками не изображается, так как о нем нет упоминания в указанном латинском источнике. Художники Возрождения со свойственным этому периоду вниманием выстраивают массивные архитектурные фоны. Многие мастера создают образ Иерусалима I века до Р.Х., соединяя элементы современной им итальянской архитектуры (лоджии, дворцы, дозорные башни, рустованные стены) с деталями сохранившихся античных построек (обелиски, цилиндрические храмы-толосы).

В русских памятниках также наблюдается тенденция перехода от «условных» архитектурных фонов, унаследованных из византийской традиции, к попыткам передать формы отечественной архитектуры: белокаменные резные фасады, закомары, луковичные главки, шатровые звонницы. А в XVII веке, ознакомившись с западноевропейским искусством (в основном посредством гравюр), русские мастера пытаются заимствовать не только отдельные изображения «античных» построек, но и способы перспективного построения пространства.

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

_________________________________

* Эпистилий — длинная горизонтальная икона с изображением нескольких праздников; ставился поверх местных икон иконостаса.

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в.

Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия

Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Стамбул, Турция. Фрагмент

Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Общий вид свода

Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский Музей, Спб.

Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва

Икона. Ярославль. 1560-е гг. Частное собрание

Икона. Регион Сольвычегодска. Нач. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей

Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб.

Икона. Кон. XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Икона из ц. Василия Блаженного. Чухчерьма. 1-ая треть XVIII в. Музей изобразительных искусств, Архангельск

Болгарская икона. 1795 г. Монастырь Иоанна Рыльского, Болгария

Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814—1822 гг. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

источник «Православие и Мир» http://www.pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presvyatoj-bogorodicy-ikonografiya-ikony-kartiny/

icon.cerkov.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031