Конспекты куклы обереги для детей с овз


Мастер-класс по изготовлению Славянской куклы-обереги "Счастливицы" для родителей группы "Лекотека для детей с ОВЗ"

ГБОУ Школа №935 здание 5

Группа «Лекотека для детей с ОВЗ»

Педагог – психолог Старостина Е.Е.

Мастер-класс

по изготовлению Славянской куклы-обереги «Счастливицы»

для родителей группы «Лекотека для детей с ОВЗ»

Цель мастер – класса: развитие интереса к рукоделию, снятие напряжения и стресса.

Задачи мастер-класса:

  1. Познакомить с историей создания кукол-оберегов;

  2. Познакомить с технологией изготовления куклы-обереги;

  3. способствовать развитию творческих способностей, ручной умелости;

  4. содействовать формированию аккуратности в процессе работы, безопасности в процессе работы иголкой;

  5. воспитывать интерес к рукоделию.

Куклы-обереги – важная часть повседневной жизни наших предков. Их просили о помощи, ими восхищались, любовались и делились с ними переживаниями. И на сегодняшний день мы ощущаем влияние незатейливой, но по-своему могущественной магии кукол, интерес к которой вновь начинается возрождаться в наших сердцах.

История кукол оберегов на Руси

Куклы-обереги – важная часть народной культуры. Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась кукла. Когда муж уходил на войну, вместо него во главе стола куколка-оберег. Ее задачей была защита хозяина от всех опасностей на его пути. Эта традиция существовала вплоть до 20 столетия, однако резкие изменения в государственном строе надолго остановили ее развитие. В наши дни наследие предков обрело новые силы, и все больше и больше людей интересуются и возрождают это искусство.

Существуют различные виды кукол. Они отличались и по назначению, и материалами:

- Самые первые куклы делались из золы, и только позже их стали делать изо льна или соломы;

- также для изготовления кукол подходила глина, ткань, дерево и даже тесто.

По назначению куклы делились:

- игровые;

- обрядовые;

- обережные.

Игровые – не имели никакой магической функции, они служили, детям для игр. Их могли делать даже в виде зверей или птиц, как и некоторые обрядовые куклы;

Обрядовые – использовались, чтобы отметить какой-либо календарный праздник либо переход из одного состояния в другое. Например, широко распространена была кукла Коляда, которая создавалась на зимнее солнцестояние. Она выражала победу света над темными силами. Иногда ее сжигали со специальными наговорами, а в некоторых случаях сохраняли как оберег до следующего года.

Обережные куклы – сами по себе также могут делиться на несколько категорий. Например:

- защищают ребенка от болезней или сглаза;

- обереги для молодых девушек или парней;

- для беременных женщин;

- для защиты благополучия семьи и так далее.

Славянские куклы – обереги и их значения:

Берегиня (Столбушка) – одна из древнейших кукол-оберегов. Считается первой помощницей хозяйки. Хранительница семейного очага, защищает семью от злых людей. Обычно ее ставят возле входной двери, чтобы берегла дом.

Благодать (Благо-Дающая) – имеет точную дату создания – 7 апреля или на Рождество. Обычно ее делали в подарок, сопровождая акт дарения славами: «Не грусти, не унывай, рук не опускай!». Соответственно, кукла Благодать всегда изображается с поднятыми руками. Она приносит в дом благую весть, помогает воспитывать детей.

Богач – один из видов куклы Зерновушки, приносит богатство в дом. Тесно связан с родовой силой, поэтому создавая его, мысленно попросите помощи у своих предков. Эту куклу необходимо менять каждый год, для работы над ней отведен специальный день – 21 сентября, накануне праздника Рода и семьи. Работая над этим оберегом, думайте о том, чего бы вы хотели для своей семьи на следующий год, какие цели вы поставите для этой куклы.

Веничек благополучия – не имеет человеческого облика, но, тем не менее, принадлежит к куклам. Главной отличительной чертой этого оберега являются 7 маленьких узелков с крупами. 7 – наиболее классическое число, хотя считалось, что чем больше мешочков будет навешано на куклу, тем богаче станет семья в следующем году. Крупы из узелков не выбрасывали, а бережно хранили.

Пеленашка – древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребенка (при крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Домашняя масленица – в масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя, и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.

Колыбельная кукла Бессонница – кладется в кроватку, чтобы успокоить ребенка, когда без видимой причины он начинает плакать или плохо спит. Считается игрушкой для бессонницы, а не для малыша.

Десятиручка – как правило, эту куклу делали в подарок на свадьбу, хотя иногда и сама невеста принималась за создание такого оберега-помощника. Ее основным предназначением было помогать молодой хозяйке управляться с домашними делами и непривычными хлопотами. Именно для этого у нее было десять рук, каждая из которых наговаривалась на определенное дело. Раньше сразу же после изготовления куклу сжигали, дабы ее энергия переходила к хозяйке, но сейчас этого уже не делают.

Обереги безлики: считалось, что через лицо в них может поселиться злой дух. При их изготовлении не использовались ножницы и совсем немного – иголки, ткань брали от старых изношенных вещей, пропитанных хозяйской энергетикой. И сейчас многие люди продолжают чтить традиции предков, их дома неизменно украшает сделанная своими руками кукла оберег.

И наш сегодняшний мастер-класс будет посвящен изготовлению куклы-оберега

«Счастливицы».

Для привлечения счастья, создавали Счастливицу - маленькую трогательную куколку с длинной косой – символом долголетия и крепкого здоровья. Это игровая кукла, поэтому, чтобы закрепить прическу, используется игла.

Счастье – это маленькая куколка с очень длинной косой и поднятыми ручками. Главное в кукле – коса, которая символизирует женскую силу. Коса так же служит опорой самой кукле. Кукла дарилась на счастье.

Для изготовления нам понадобятся следующие материалы:

 хлопковая ткань: квадрат для тела, прямоугольник для ног и пара маленьких квадратиков для обуви;

 прямоугольник цветастой ткани для сарафана;

 пряжа для изготовления косы;

 вата;

 красные нитки;

 нитки цвета льна;

 игла;

 ленточка для косы.

Начинаем делать нашу куклу-оберег «Счастливицу:

  1. Шаг. В середину квадратного кусочка кладем вату и перевязываем красной нитью, это будет у нас голова:

  1. Шаг. Делаем руки: загибаем уголок, края подворачиваем к середине и перевязываем ниткой:

  1. Шаг. Делаем ноги: берем прямоугольники, сворачиваем трубочкой, складываем вдвое и перевязываем:

  1. Шаг. Вставляем наши ноги под «рубаху» и затем опять перевязываем красной ниткой:

  1. Шаг. Из маленьких квадратиков делаем обувь, перевязывая их вокруг ног льняной ниткой:

  1. Шаг. Из цветастой ткани шьем – сарафан. Сшиваем ткань на спине, по горлу делаем наметку и подтягиваем, создавая складки, через плечи перекидываем бретельки. Сарафан должен выйти такой длины, чтобы из-под него виднелась обувь.

  1. Шаг. Делаем косу: для этого мы возьмем пряжу и нужно нарезать длинные веревки, чтобы у нас получилась длинная коса, после того как мы нарезали пряжу, складываем пополам и посередине перевязываем пряжей. И пришиваем волосы к нашей кукле. Красиво укладываем волосы и приматываем к шее куклы. Затем заплетаем косу и завязываем лентой.

Кукла-оберег «Счастливица» для привлечения в дом счастья, успеха и благополучия готова!

Вот такие куклы-обереги «Счастливицы» получились у наших родителей:

infourok.ru

Конспект занятия «Куклы-обереги» (подготовительная группа)

Татьяна Васильевна Ворон Конспект занятия «Куклы-обереги» (подготовительная группа)

Цель: формирование представлений о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Задачи: Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.

Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.

Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.

Развивать интерес к слушанию литературных произведений.

Упражнять в сравнении предметов по высоте.

Упражнять в определении количества предметов.

Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.

Материал: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос, украшения.

Словарь: оберег.

Ход занятия:

- Сегодня в нашей группе много гостей - это любимые куклы наших девочек и мальчиков. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим ребят представить нам своих кукол.

Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).

- Вот мы и познакомились с нашими гостями.

Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

Беседа по содержанию:

- Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

- Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.

- Скажите, дети, из чего она сделана?

- А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

- Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т. к.

в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.

- Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?

Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.

- Как называется такая кукла?

- Кукла имеет не только свое название, но и свое предназначение.

- От чего она оберегает?

- Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?

- Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.

www.maam.ru

Конспект воспитательского часа «Кукла из бабушкиного сундучка» младший школьный возраста дети с ОВЗ

Самоанализ открытого занятия кружка «Куклы из бабушкиного сундучка»

Занятие, которое носит познавательный характер «Куклы из бабушкиного сундучка», разработанное для детей начальной школы.

При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на знания детей кружка «Развиваем ручки» и учитывала особенности детей.

Разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание детей и познавательный интерес на протяжении всего занятия (45 мин).

Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с историей и видами народных кукол.

-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов) .

Развивающие:

-Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.

-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.

-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Воспитательные:

-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

-Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.

-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Занятие построено с учётом гуманистических принципов на доверительном отношении между ребёнком и педагогом, использовала личностно - ориентированный подход в работе с детьми (учитывать при обучении индивидуальные особенности ребенка)

Дети свободно выражали свои знания о народных куклах, о народных традициях.

Для осуществления поставленных задач на занятии использовала следующие методы и приёмы:

-Наглядный (выставка);

-Словесный;

- Игровой;

-Рассматривание;

- Образцы воспитателя;

-Искусствоведческий рассказ;

-Беседа;

-Художественное слово;

-Сотворчество педагога с детьми;

-Метод проблемного обучения;

-Практическая деятельность.

Для поддержки активности детей на протяжении всего занятия чередовала статичные виды деятельности (беседа, вопросы - ответы, ) с игровой, практической деятельностью.

Структура занятия соответствовала общепринятой, содержала 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Каждый этап был направлен на решение поставленных задач. Считаю, что поставленные задачи мы с детьми реализовали.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данному направлению.

Спасибо всем педагогам, кто пришёл на занятие, за внимание и тёплое отношение к детям во время практической деятельности их!

18.03.2015год Воспитатель З.В. Олехова

Воспитательский час «Куклы из бабушкиного сундука»

Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с историей и видами народных кукол.

-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов) .

Развивающие:

-Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.

-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.

-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Воспитательные:

-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

-Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.

-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Предварительная работа: видеоролики из истории создания «Тряпочных кукол», «Обряды и обереги русского народа», разучивание русских хороводов.

Оборудование. Мультемедийный проектор, компьютер, презентация «Куклы из бабушкиного сундука», лоскутки ткани.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Проведём небольшую зарядку для ума и отгадаем загадки.

На комоде я живу,

Мамой девочку зову,

Закрывать умею глазки

И люблю гулять в коляске.

Меня можно искупать,

Нарядить и причесать. (Кукла)

Вот возьму я палочку,

Замотаю в тряпочку,

В лоскуточки наряжу,

Сверху бантик повяжу.

Получилась не игрушка,

А любимая подружка. (Лоскутная кукла)

- Как вы думаете, чем отличаются эти куклы? (ответы детей)

2. Сегодня мы продолжим знакомиться с куклами из бабушкиного сундука и научимся мастерить ещё одну куклу.

С древних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека от рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Большинство кукол на Руси были оберегами. Они выполняются из ненужных лоскутков и природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. Потому что, лес - это среда обитания русского народа

В старину кукле приписывали магическую силу. Именно поэтому, государства на время прекращали войны, чтобы пропустить караван с игрушками. Раньше к любому празднику в семье изготавливалась кукла, в которую вкладывалась частица души. Поэтому, выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук, а на их месте появлялась новая.

Куклы-скрутки - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся в этой затее.

Традиционно, по своему назначению куклы делятся на три большие группы: - куклы-обереги, - куклы – обрядовые,

- куклы – игровые.

Презентация. Экскурсия в мир кукол.

Физминутка.

Ребята, а вы хотели бы научиться изготавливать кукол своими руками? (да) Тогда сегодня я научу вас мастерить куколок - ангелочков. Считалось, что они приносили в дом мир и покой.

Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, беседовать, пора делом заниматься!

Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть и находится под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для этой куклы?

Чтобы сделать куклу, нам понадобиться яркая ткань для сарафана, белый треугольный отрезок ткани, нитки и ножницы. Старайтесь выполнить работу красиво и аккуратно так как потом эти куколки будут охранять ваш дом.

Приступаем к работе. На квадрат выкладываем кусочки ваты и аккуратно заворачиваем, делая упругий шарик (это голова куклы), перетягиваем его нитью и выравниваем низ.

Затем берем треугольную ткань белого цвета и собираем его гармошкой. Потом кладем сверху заготовку с головой куклы и длинными концами ниток перекручиваем крылышки крест- накрест. (Самостоятельная работа под народную музыку.)

Какие красивые куколки у вас получились. Как маленькие солнышки

Куколки стоят

И глазками невидными

На вас сейчас глядят.

Вы кукол не бросайте,

Вы их не обижайте

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить.

Тепло, добро и счастье ваше сторожить.

В старину когда-то

Время не теряли

Вечерами зимними

Много пряли, ткали.

А еще когда-то

Куколок крутили

Под рукой что было -

Из того лепили.

Куклы берегиньки

Деточек спасали.

Так из века в век

Род свой сохраняли

И культуру русскую

Нам передавали!

Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте её себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.

Ребята, наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».

Уважаемые рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались?

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

infourok.ru

Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Оберег для семьи»

Белла Айрапетян Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Оберег для семьи»

Задачи:

Познавательные: Познакомить с изготовлением традиционной куклы. Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Развивающие задачи: через игрушку познакомить с историей, традициями на Руси и приобщать к обрядовой культуре. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук и творческие способности.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народной культуре, эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Методы и приемы: беседа с детьми, индивидуальное проектирование деятельности, познавательный диалог, практическая работа

Оборудование: интерактивное оборудование, презентационный материал, аудиозапись русской народной музыки. По количеству детей - ложка деревянная, немного синтепона, повязка-повойник, двойной лоскут на юбку по длине ручки ложки, два прямоугольника белого лоскута для рук по 10х15 см, косынка по диагонали 40-45 см, хлопчатобумажные нитки, фурнитура для украшения (тесьма, лента).

Интеграция: художественно-эстетическое развитие, познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое

Ход работы:

Аудиозапись№1

Под русскую народную музыку в зал заходят дети и присаживаются на стулья. Их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Вы любите играть в куклы?

Дети: - Да любим!

В.: - А вы знаете, что куклы могут быть не только для игры?

В далекие времена, их придумали для защиты людей и их жилища от бед, и назвали куклы- обереги.

А вы знаете, что такое куклы- обереги и как они выглядят?

Д.: - Нет, не знаем.

В.: - Сейчас вы все узнаете. Но прежде я хочу вам сделать сюрприз (показывает корзину с цветными клубками). Эти клубочки не простые, а волшебные! Они нам помогут отправиться в путешествие, в далекое прошлое. Скажем все громко волшебные слова:

Катился клубок

Мимо огорода,

Мимо сада,

Мимо города.

Кто поймает,

Тот все узнает.

Воспитатель бросает по одному клубочку каждому ребенку.

В.: Молодцы! Ой, слышите ребята! Что это за звук? Он доносится из корзинки. (Воспитатель смотрит в корзину и достает из нее клубок ниток)

Ребята, когда мы произнесли волшебные слова, один клубок ожил.

Клубок: - Здравствуйте ребята! Спасибо, что разбудили меня. А раз я проснулся, послушайте, что я вам поведаю:

Слайд № 1 (на экране сени в русской избе)

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них – шитье кукол – оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

В древние времена, придумали наши предки куклы.

Славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности» и называли их куклы-берегини. Например:

Слайд № 2

Кукла «Купавка». На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки – заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.

Слайд № 3

Куколка «Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Горошинка») - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.

Слайд № 4

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла – символ солнца и добрых отношений в семье.

Слайд № 5

Куклы «День и Ночь» – куклы- обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют, вперед, светлую, а ночью – темную.

Слайд № 6

Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье, а, обретая черты лица, теряет свои магические и обережные свойства.

Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Куклы- обереги оставались в русской избе на всю жизнь. Таких кукол-оберегов на Руси было очень много. Их изготовлением занимались только женщины, создавая куклу, мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры (например: на лад в семье).

Делали таких кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань. Одеяние таких кукол было очень простым, незатейливым.

В.: - Ребята, а вы хотите сделать свою куклу-берегиню, которая будет не только украшать ваш дом, но и приносить радостные вести, хранить здоровье, достаток и любовь в вашем доме?

Д.: - Да!

Клубок: - Вот и хорошо, вот и ладненько! А мои ниточки помогут ребятам в этой не легкой работе.

В.: - Но, для того чтобы у нас получились красивые куклы нам надо размять пальчики и сделать гимнастику.

Физкультминутка для пальцев рук:

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулаки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

В.: - Молодцы ребята! А сейчас мы приступим к работе.

Аудиозапись № 3 (Звучит народная музыка.)

Наполняем ложку синтепоном и завязываем повязкой-повойником.

Белый лоскут скатываем в трубочку и обозначаем ладонь красной ниткой.

Привязываем скатанный в трубочку лоскут ткани (руки) к ручке ложки ладошками вверх.

Юбку низом кверху перевязываем вокруг ручки ложки как можно выше.

Опускаем юбку, надеваем косынку, а при желании кружевом или лентой оформляем платье под сарафан. Кукла готова. Ребята, мы с вами сделали такую сложную работу и вы, наверное, устали! Предлагаю отдохнуть и сделать всем вместе релаксационные упражнения для мимики лица:

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивляюсь, расслабить.

2. Нахмуриться (сержусь)- расслабить брови.

3. Расширить глаза (страх, ужас)- расслабить веки (лень, хочется подремать).

4. Расширить ноздри (вдыхаю) – выдохнуть, расслабиться.

5. Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога).

6. Сузить глаза (китаец задумался) – расслабить.

7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабить.

8. Оскалить зубы (африканская ярость)-расслабить щеки и рот.

9. Оттягиваем вниз нижнюю губу (отвращение) и расслабить.

А теперь, когда вы сделали свои куклы, давайте придумаем им имена (дети придумывают и называют имена кукол). Большое спасибо вам ребята за внимание и за вашу работу. Желаю, что бы куклы, сделанные вашими руками, приносили вам удачу и хранили всю вашу семью!

www.maam.ru

Народная кукла как средство развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Наталья Будякова Народная кукла как средство развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Будякова Н. Л. ,

воспитатель группы компенсирующей направленности

Народная кукла как средство развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность. Современным обществом признается необходимость и целесообразность создания для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) среды, средств, помогающих их успешной социализации, развитию самостоятельности, социальных и жизненных знаний. Перед воспитателями детского сада встают вопросы: как построить процесс образования, воспитания и развития, какие эффективные формы и виды деятельности применять для коррекционно-развивающей работы.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, народная кукла, куклотерапия, социализация, арттерапия, игротерапия.

Практическая деятельность воспитателей указывает, что трудности социализации детей с ОВЗ зачастую связаны с расстройствами в речевой сфере. В наибольшей степени многочисленной и разнородной категорией детей с особенностями в развитии являются дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Очень часто такие дети имеют диагноз - расстройство аутистического спектра. Ребятам сложно понимать обращённую речь и как следствие этого - выполнять задания. Но при этом, основными задачами работы являются: развитие речи, общей координации движений, коммуникативных навыков и психологической, эмоциональной адекватности. Социализация данной категории детей без этого невозможна.

Для успешного взаимодействия с детьми с ОВЗ требуется посредник. Таким посредником стала народная кукла. Кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка с ОВЗ и взрослого. Метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол называется куклотерапией. Цель куклотерапии – помочь устранить болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной деятельности. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).

Как показывает опыт, значительное место в эмоциональном развитии детей с ОВЗ способны занять средства народной культуры. Одно из них – народная кукла. В последние годы повысился интерес к традиционной народной кукле. Возвращаясь к истокам, многие стали изготавливать эти куклы. Кукол применяют в игровой терапии и арттерапии. В том случае, когда применятся готовые куклы речь идет об игротерапии, а если же куклы изготавливаются самими, то это уже предмет арттерапии.

Куклу, к которой ребенок больше всего испытывает привязанность, можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и хорошо завершается. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с их помощью дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может объяснить ребенку то, что ребенок не поймет словами.

Народная кукла делает возможным решать широкий спектр коррекционных, психотерапевтических, развивающих задач. Несмотря на свою внешнюю простоту, народная кукла не лишена яркой харизмы. У ребенка, который знакомится с этой куклой, проявляются сильные чувства принятия, радости, иногда чувство отторжения. А вот равнодушие встречается очень редко.

Народная кукла отличается от других рядом особенностей. При её изготовлении не требуется конкретной системы выкроек. Благодаря этому она доступна для детей и взрослых, единый технологический процесс дает каждый раз индивидуальный результат. Народные куклы похожи, но совершенно не одинаковы. Так как у них нет нарисованного лица, они безлики, но не безличны. При их изготовлении ребенок проявляет свою индивидуальность, выражает свои внутренние психологические особенности.

В куклотерапии народные куклы используются при коррекционной работе со страхами, тяжелыми нарушениями речи, заиканием, нарушением поведения, а ещё с детьми, получившими эмоциональную травму.

При занятиях с народной куклой возникает две опасности, которые необходимо избегать. Первая опасность – это обратить коррекционно – развивающую работу в кружок «умелые ручки». Вторая опасность – чудодейственность куклы, внесение в занятия куклотерапией проникновение к сакральным таинствам, ритуальному обряду. Необходимо оставаться в научном поле и иметь психологический контекст.

Таким образом, о перспективе метода куклотерапии с использованием народной куклы свидетельствуют те факты, что создается особенная «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка с ОВЗ. Можно подчеркнуть следующие функции, которые реализуются куклотерапией: коммуникативная, релаксационная, развивающая, обучающая.

Список литературы.

1. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы –М.: Ладога -100, 2007 – 75с.

2. Гребенщикова, Л. Г. Основы куклотерапии: галерея кукол– СПб.: Речь, 2007- 125с.

3. Слабинский В. Ю., Воищева Н. М. Арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия»: методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2015. – 136 с.

4. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда–СПб.:Речь,2007-235с.

www.maam.ru

Конспект урока 5 кл. "Куклы - обереги"

Тема: «Изготовление народной куклы «Домохранительница – Благополучница»

Цель урока: изготовление куклы - оберега

Задачи урока:

  • формировать знания о бережном отношении к традициям, обрядовой кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах, формировать умение изготавливать куклу.

  • коррегировать познавательный интерес, восприятие геометрических форм и объединение части в целое, мышление, самостоятельность, мелкую моторику;

  • воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость, эстетический вкус.

Средства обучения:

Плакаты с поэтапным выполнением куклы, презентация.

обрядовые куклы, готовые изделия народных кукол

образцы тканей для фронтального показа

  • лоскуты тканей

  • инструкционные карты “Изготовление русской народной куклы”

  • нитки “ирис”

  • ножницы

  • русские народные куклы

ТСО: презентация “ Куклы обереги”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку

2.Вводная беседа

-Ребята, вслушайтесь внимательно в слова пословицы:

К большому терпенью придет и уменье.

- Чему учит нас эта пословица?

(Человек должен терпеливо, упорно учиться чему-то, и научится этому делу, станет его выполнять умело, как мастер.)

- Молодцы, вот так и нам на уроке будет терпение, настойчивость будет и результат. Еще в народе говорят: Терпенье и труд, дивные всходы дают.

Какие ещё вы знаете пословицы о труде?

( “Умение везде найдёт применение”, “Не будет и скуки, коль заняты руки”, “Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся”.)

Эти пословицы будут служить девизом нашего занятия.

Тряпичные крестьянские куклы, так же как и глиняные игрушки, произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Сама ткань – результат одного из самых значимых женских занятий – считалась священной, обладающей защитными функциями. Устойчивые признаки тряпичных кукол у разных народов передавались из поколения в поколение в течение длительного времени: простая конструкция, созданная без употребления иглы, безликость, ярко выраженные женские признаки (наличие груди, длинной косы) или женские детали костюма. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил. Кукол стали наделять рисованным или вышитым лицом только к концу XIX века, под влиянием городской игрушки, важной деталью куклы была грудь – напоминание о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукол наряжали в национальный костюм, это был знак принадлежности к культу предков, поклонение. Кукла становилась оберегом. Ее клали в колыбель девочке, мальчику – лук со стрелой. В России мастера создавали куклы для своей семьи, а потом для продажи. Игрушек у крестьянских детей было мало, выполняли их из того, что было под рукой.

Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами девочки учились прясть, шить, вышивать. С 5-ти лет они сами их изготавливали. С куклами играли до 8-ми лет все, как девочки, так и мальчики. Кукол берегли, передавали по наследству. Молодухе после свадьбы разрешалось играть в куклы. Играя с куклами, изображали все деревенские праздники, особенно свадьбу.

Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.

Обращаю ваше внимание на выставку КУКОЛ. Здесь вы их видите самые разные. Кукла – это образ человека, его маленькая копия. Наши куклы не имеют лица, это древние творения человека - куклы - обереги.

Сегодня мы продолжим речь о тряпичных куклах-оберегах (презентация).

Внимание на экран.

Эту куклу-берегинюЛюбит издавна народ.Если в доме есть она

Беда, печаль вам не страшна.

Эта кукла–берегиняОбладает тайной властью.Издавна любой народ

Сберегает от напастей.

Эту куклу вам вручаюИ от всей души желаю:Пусть она вас бережет

Счастье в дом ваш принесет

1слайд. На Руси широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. В иных домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых.

2 слайд. Материалом служило все, что было под рукой: ткани, нитки, солома, лыко, лен. Каждая кукла изготавливалась с определенной целью, но все они служили оберегом, служили защите дома, семьи от злых сил. В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение. Кукол не разбрасывали, где придется, а аккуратно хранили в сундуках и корзинах, и передавали их по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Все  куклы, изготовляемые в семье —  обереги, они оберегали человека от несчастья.

3 слайд. У славянских кукол оберегов есть еще одна особенность – отсутствие лица. Считалось, что отсутствие лица не позволяет вселиться в куклу злому духу. При изготовлении куклы оберега строго соблюдалось правило – не использовать нитку с иголкой и ножницы, дабы не нанести ей вред.

4 слайд Кукла ПЕЛЕНАШКА для новорожденного

5 слайд Кукла КОРМИЛИЦА Образ женщины - матери, труженицы,

6 слайд Кукла КРУПЕНИЧКА или ЗЕРНОВУШКА Крупеничка - Зернушка  наполняется разным зерном, так как в древней Руси основным видом питания была каша. Кукла -  Зернушка  помогает человеку верить в удачный год. Во время посева, 13 июня, первые горсти зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.

-Вспомните, что символизировала эта кукла? Эта кукла – оберег на сытость и достаток (хозяйственность),   символ урожая, богатства, еды, ее дарили на праздники, связанные с урожаем, а так же на Коляду и Рождество.)  

После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

7 слайд Куклы НЕРАЗЛУЧНИКИ . Дарили на свадьбу молодоженам, чтобы по жизни шли вместе рука об руку м делили все заботы пополам

8 слайд Кукла ВЕСНЯНКА В день весеннего равнодненствия, устав от морозов и вьюг, начинали делать куклы Веснянки

9 слайд Кукла ДОМОХРАНИТЕЛЬНИЦА - БЛАГОПОЛУЧНИЦА с монеткой

10 слайд Кукла на УДАЧУ

Сегодня речь пойдет об игрушке– кукле – Домохранительнице – Благополучнице. Эта кукла особо важная.

- Чем заполняли традиционно эту куклу?

Монетка . одежда – наряды скромные, косыночка, фартучек

Определение последовательности работы.

1.Делаем голову

2.На лоскутик кладем монетку и синтипон или вату

3.С помощью ниток соединяем голову с туловищем

4.Привязываем передник

5.Привязываем косыночку

5.Физминутка.

4. Практическая самостоятельная работа.

Сегодня вам предстоит изготовить тряпичную куклу Домохранительницу – Благополучницу. В первую очередь необходимо настроиться на то, что вы сейчас будете делать что-то очень важное. Отбросьте все мысли, отвлекающие вас от процесса. Это лучшее состояние для создания куклы-оберега.

Повторение техники безопасности с ножницами.

Постарайтесь аккуратно, соблюдая правила техники безопасности работать с ножницами. Выберете себе детали куклы и за работу.

Можно на первых 2-х этапах работать вдвоем: один держит туловище куклы, а второй надевает платок и обвязывает его нитками в области шеи.

5. Подведение итогов.

Наша  кукла-оберег  готова! Вы молодцы! Славно потрудились! Анализ выполненных работ.

Вопросы:

1. Что вам понравилось на уроке?

2. Что было для вас трудно в практической части?

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической.

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь благодаря людям, которые увлечены этим делом. Мы с вами тоже принимаем в этом участие. Народная кукла не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

Выставка готовых кукол.

Эту куклу вам вручаюИ от всей души желаю:Пусть она вас бережет

Счастье в дом ваш принесет!

Литература:

«Славянские куклы – обереги своими руками», Издательство «Феникс», 2016г. Автор Долгова Виталина

infourok.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031