Масленица у славян


Славянский Праздник Масленица

Славянский Праздник Масленица (Комоедица, Красная горка, Красногор) — день весеннего равноденствия. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь). Дата весеннего равноденствия приходится с 19 по 25 марта. Масленица — это весёлый языческий праздник проводов зимы, с радостным ожиданием весеннего тепла и обновления Матушки Природы. Такое природное явление, которое наши Предки просто не могли обойти стороной. До сих мы ассоциируем весну с перерождением и обновлением, на всех планах, физический и энергетический. Поэтому сопровождается данный обряд: кулачными боями, вкусными блинами, хороводами, катаниями на санях, молодецкими играми и сжиганием чучела Богини Мары. По традиции бралась солома и в течении масленичной недели ею каждый день ометали углы хаты. Потом из этой соломы делали чучело и сжигали весь негатив.

В 2019 году Славянский Праздник Масленица приходится на 21 марта

Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту. Так происходило со многими праздниками, но масленица – наиболее яркий пример. Известно, что до 17 века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Понятно, что из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи (а до 17 века четырнадцати) дней масленицы имел своё название.

К началу 20 века все названия перемешались – древние, церковные, народные, и сейчас Масленица — это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное – блинами. Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки славили Бога Ярила, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло. Каждый блин символично означал один солнечный день, потому пекли блинов как можно больше, чтобы тепло и свет не покидали людей целый год.

Почему же праздник называется Масленица?

Название Масленица пошло с празднования весны, то есть с 19 — 25 марта. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин — как маленькое солнце — круглый и горячий. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса – покровителя скотоводства.

Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы. Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели — не лучшая идея для праздника. Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста. По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха. Во время праздника Масленицы во дворце царь сам был заводилой и первым весельчаком. В «освящённом» дворце начался двухдневный пир, при этом гостям запрещалось спать или уходить, и лишь для иностранных гостей сделали исключение и отвели несколько часов для сна, после которого будили и тащили обратно на пир.

Ещё в 18 веке на Масленицу было принято готовить самые различные угощения – это был пир под открытым небом, у каждого дома. Все ходили в гости друг к другу, лакомились угощениями и веселились от души. На улицах торговали самой разнообразной едой: сбитнем, баранками, медовыми пряниками, пирогами и блинами с самой разнообразной начинкой. Были и солёные кушанья: все виды солений, грибы, вяленая рыба, икра, душистый хлеб и пироги с разнообразной начинкой. Из развлечений были скоморохи, балаганы и ледяные горки.

Праздник Масленица — гулянья и обряды

В народе устоялся обычай хождения в гости и празднования Масленицы. Каждый день праздничной недели соответствует своему назначению. В понедельник – встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями.

Во вторник – заигрыши. В этот день было принято гадать. Про обычай этого дня появилась пословица: «Выбирай мужа по блинам, а жену по пирогам». Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер. Блины с икрой любят настоящие суровые мужики – такие и жену обеспечат, и хозяйство крепкое держать будут. Но и ласки от такого мужика ждать не стоит. Если суженый предпочитает блины с красной рыбой, то нрав его ласковый, это скорее мечтатель, художник. Такой будет говорить нежности, но хозяйство может прийти в запустение. Блины с творогом любят добрые мужчины. Со сметаной – человек без твёрдого характера, которого легко переубедить. Блины с маслом едят мужчины нежные – такой будет любить-целовать, но домашние дела не шибко любит. С сахаром едят те, кто любит, чтобы детишек было много, а уж жена за ними присмотрит. Самые неприятные кандидаты в мужья – те, кто ест блины с варёными яйцами. Зануды дома и на празднике, домашние и супружеские обязанности выполняют, но как-то из долга. Блины с вареньем любят парни-красавцы, первые на деревне, у всех на виду. Быть женой такого лестно, но муженёк и загулять может.

Среду называли лакомкой. Во всех приличных домах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов – и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть (силён ли, может ли жену прокормить), и накормить его перед кулачными боями в четверг. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу.

В четверг – разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы».

В пятницу – зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов.

В субботу – золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.

Воскресенье – последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан – перед Великим постом.

Блины – самое популярное кушанье в масленичную неделю. Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины – такое простое и одновременно сложное блюдо. Слово блин общеславянское. В украинском языке существует млинець, в болгарском – млин. Млин – это жернов в ветряных мельницах, круглый камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно, истирал зёрна злаков, превращая их в муку. Блин-млин это слова из терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных.

veles.site

Масленица славянский праздник

21 марта Славянский праздник. На протяжении многих веков возникает множество споров, между исследователями-культурологами и христианским духовенством о происхождении многих современных праздников, которые считаются исконно церковными. Всяческие вопросы подобного плана святыми отцами считаются греховными и их стараются тщательно избегать, и не зря, так как найти ответы на столь щепетильные вопросы спустя столько столетий почти невозможно.

Кончено, древняя религия славян – язычество существовала не одно столетие, и даже после крещения Руси невозможно было в один миг искоренить всех идолов, поклонение им и различные празднования наших предков. Славянский календарь полон подобных сюрпризов, естественно церковь отвергает даже намек на заимствования праздников у язычников. Хотя при обычном взоре на славянские праздники сразу становиться понятно, что спустя тысячелетия языческие праздники наших предков все-таки перекачивали в нашу современную жизнь.

Одним из таких спорных праздников считается Масленица, которая по славянскому календарю проводилась 21 марта в день прихода весны. На сегодняшний момент мы знаем немного о том, как она праздновалась далекими предками, но все же некоторые традиции и обряды дошли до наших дней. Хотя и исконная Масленица наших предков несколько отличается от современного церковного празднования.

Что значил этот праздник для наших предков, и какой в нем был скрыт сакральный смысл? Стоит отметить, что в первую очередь Масленица означала наступление весны, радости и новой жизни для всего живого. Ведь именно весной наступает пробуждение не только природы, но и всех животных, птиц и растений, происходит настоящее природное обновление. По этой причине пышные празднества Масленицы проводились в день весеннего равноденствия, и почиталась нашими предками как один из самых важных и веселых праздников в году.

Как проводилось празднование Масленицы древними славянами

Славянская Масленица или, как ее еще называли, Комоедица (на белорусском) праздновалась на протяжении недели, а точнее девяти дней. Тут стоит внести некоторую ясность — у наших предков неделя состояла из девяти дней. Хотя многие исследователи и культурологи ставят под сомнение подлинность такой информации, ведь для древних славян наступление весны означало не просто обновление природы, но и начало обязательных хозяйственных работ. Но привести доказательства или опровергнуть данную теорию никто не может, ведь это игра в «испорченный телефон» длиной в тысячелетия.

К примеру, в Белоруссии праздник Комоедица существует и по сей день. В день весеннего равноденствия, по верованиям белорусов, медведь просыпается и выходит из своей берлоги, именно тогда и происходит празднование Комоедицы. По своей сути она напоминает Масленицу, исследователи не упускают вероятности, что один и тот же праздник только в разных интерпретационных версиях. Но все же историки и культурологи уверяют, что у этих праздников один исток.

В любом случае для древних славян праздник Масленицы проводился в последний день зимы и означал наступление жизни. Они верили, что в этот день Чернобог возвращает всю власть Сварогу, а богиня смерти и справедливости Мара уходит из мира Яви в свой мир, отдавая почти всю власть прочим сильным богам, которые отвечают за достаток, богатство и плодородие земель.

Существует множество противоречивых источников, в которых описывается сжигание чучела богини Мары на ритуальном костре в качестве обряда. В одних это является символом наступления тепла и уменьшения власти богини Мары в мире Нави, в других же это считается примесью христианства, словно уничтожается идол. Но все же древние славяне выделяются из всех культур невероятно почтительным отношением к своим богам, они всегда старались им угодить и боялись разгневать. Так неужели славяне собирались на капищах, где просили у богов защиты и милости, и в итоге сжигали чучело символизирующее богиню и ее силу? Данный вопрос невероятно сложен и споров относительно этого было невероятное множество. Стоит отметить, что по дошедшим до наших времен летописям или каким-либо древних памяткам, не указывалось о сжигании чучела, логично предположить, что данный обряд стал традиционным значительно позже.

Как же на самом деле праздновалась славянская Масленица? Наши предки отмечали ее с особенным размахом: различные молодецкие забавы, такие как кулачные бои, чтобы показать всю мощь возрождающегося мира. Прыжки через ритуальный костер, веселые хороводы, танцы и даже купание в открытых водах. Еще одним обязательным условием в этот день были требы богам и моления об их милости и благосклонности к народу.

Также особенные требования были к еде на праздничном столе в день Масленицы, обязательными на столе были блины. Кончено в жизни древних славян символика играла далеко не последнюю роль, и даже блины имели свой скрытый сакральный смысл, означающий для наших предков Солнце! Зачастую вся деревня собиралась за одним столом, а веселье могло продолжаться несколько дней.

slavyanskieoberegi.ru

Славянский праздник Масленица

Любили на Руси праздник «Проводов Зимы» — Масленицу, потому и праздновали широко — в народе и по сей день сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица». Это — самый веселый, народный и сытный праздник, длящийся целую неделю. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, и начиналась «Широкая Масленица». 

Масленичная неделя состоит из двух половинок — узкой и широкой масленицы, у каждого дня масленичной недели есть свое имя и свои обычаи празднования.

Понедельник — Встреча  В первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы — широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.

Вторник — Заигрыши  На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили друг к другу в гости: катались на горах, веселились, угощались блинами. Дети катались с гор во все дни масленицы — с гор съезжали и на санях, и на салазках, и на обледенелых рогожах.

Среда — Лакомка  На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, в основном шуточных анекдотов: «У тещи про зятя и ступа доит». «Придет зять, где сметанки взять?» Масленица была разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»

Четверг — Разгул  С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей выходили на кулачные бои и конские бега. Возводили и захватывали построенные снежные города.

Пятница — Тещины вечерки  Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота — Золовкины посиделки  Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Воскресение — Последний день Масленицы или прощёное воскресенье.

Последний день Масленицы знаменовался принародным сожжением чучела Масленицы, а заодно старых и ненужных вещей, остатков праздничной еды, с последующим развеиванием праха чучела по полю или же утоплением остатков от чучела в речной воде. Вместе со сжиганием чучела Масленицы считалось, что сжигалась сама смерть и зима, тем самым очищалась широкая дорога для весны, тепла, жизни и плодородия.

Древнейший славянский праздник Масленица   

Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту. Так происходило со многими праздниками, но масленица – наиболее яркий пример. Известно, что до 17 века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Понятно, что из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи (а до 17 века четырнадцати) дней масленицы имел своё название. К началу 20 века все названия перемешались – древние, церковные, народные, и сейчас Масленица - это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное – блинами. Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки молились богу солнца Яриле, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло. Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта (21-23 марта до 15-16 в), начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин – как маленькое солнце – круглый и горячий. Смазать блин маслом – значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса – покровителя скотоводства. Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы. Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели - не лучшая идея для праздника. Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста. По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха. Во время праздника Масленицы во дворце царь сам был заводилой и первым весельчаком. В «освящённом» дворце начался двухдневный пир, при этом гостям запрещалось спать или уходить, и лишь для иностранных гостей сделали исключение и отвели несколько часов для сна, после которого будили и тащили обратно на пир. В 1722 году Пётр Первый устроил грандиозное шествие в Москве, поставив лодки и яхты на сани, и эта процессия прошествовала по Москве на глазах у изумлённой публики. В лодках сидели всё те же проказники: «патриарх», «Бахус», там же был ряженый в костюм Нептуна, восседавший в санях в виде огромной раковины. Завершал процессию большой корабль, на котором ехал царь. Корабль шёл по ветру с распущенными парусами и постоянно палил из пушек, установленных на палубе. Всю конструкцию тянули 15 лошадей. Другой случай, когда Екатерина Вторая устроила праздничный карнавал, слабо понимая традиции народа страны, которой правила. Маскарад «Торжествующая Минерва» состоял из карнавальной процессии, ездящей по столице, обыгрывающей и высмеивающей людские пороки: казнокрадство, взяточничество, волокиту чиновников и прочие. Столичные традиции гуляний перенимали губернии, и по всей России того времени Масленица праздновалась широко и мощно. Для правителей праздник был поводом задобрить народ, показать ему свою близость. Древние традиции не соблюдались, и празднование было усреднённым европеизированным карнавалом с китч-элементами и блинами как понятным и доступным символом. Однако некоторые элементы праздника «на европейский манер» только усилили и обогатили Масленицу, разнообразив его праздничную, весёлую часть. Ещё в 18 веке на Масленицу было принято готовить самые различные угощения – это был пир под открытым небом, у каждого дома. Все ходили в гости друг к другу, лакомились угощениями и веселились от души. На улицах торговали самой разнообразной едой: сбитнем, баранками, медовыми пряниками, пирогами и блинами с самой разнообразной начинкой. Были и солёные кушанья: все виды солений, грибы, вяленая рыба, икра, душистый хлеб и пироги с разнообразной начинкой. Из развлечений были скоморохи, балаганы и ледяные горки. Последнее так было популярно, что в Петербурге устраивали платные горки, прокатиться на которых стоило 1 копейку. В деревнях и сёлах заливали собственные горки, но на уже «готовых» холмах и оврагах, строили снежные крепости и устраивали турниры. В народе устоялся обычай хождения в гости и празднования Масленицы. Каждый день праздничной недели соответствует своему назначению. В понедельник – встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями. Во вторник – заигрыши. В этот день было принято гадать. Про обычай этого дня появилась пословица: «Выбирай мужа по блинам, а жену по пирогам». Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер. Блины с икрой любят настоящие суровые мужики – такие и жену обеспечат, и хозяйство крепкое держать будут. Но и ласки от такого мужика ждать не стоит. Если суженый предпочитает блины с красной рыбой, то нрав его ласковый, это скорее мечтатель, художник. Такой будет говорить нежности, но хозяйство может прийти в запустение. Блины с творогом любят добрые мужчины. Со сметаной – человек без твёрдого характера, которого легко переубедить. Блины с маслом едят мужчины нежные – такой будет любить-целовать, но домашние дела не шибко любит. С сахаром едят те, кто любит, чтобы детишек было много, а уж жена за ними присмотрит. Самые неприятные кандидаты в мужья – те, кто ест блины с варёными яйцами. Зануды дома и на празднике, домашние и супружеские обязанности выполняют, но как-то из долга. Блины с вареньем любят парни-красавцы, первые на деревне, у всех на виду. Быть женой такого лестно, но муженёк и загулять может. Cреду называли лакомкой. Во всех приличных домах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов – и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть (силён ли, может ли жену прокормить), и накормить его перед кулачными боями в четверг. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу. В четверг – разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В христианском календаре этот же день приходится на Сретенье (то есть встречу). Этот праздник в честь принесения Пресвятой Марией младенца Иисуса Христа в церковь и встречи по дороге со старцем Симеоном. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы». В пятницу зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов. В субботу – золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей. Воскресенье – последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан – перед Великим постом. Блины – самое популярное кушанье в масленичную неделю. Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины – такое простое и одновременно сложное блюдо. Слово блин общеславянское. В украинском языке существует млинець, в болгарском – млин. Млин – это жернов в ветряных мельницах, круглый камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно, истирал зёрна злаков, превращая их в муку. Блин-млин это слова из терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных. Во французском языке мельницу называют moulin, в немецком – Mühle, в итальянском – mulino, а в английском – mill, то есть, тоже схоже с млин. Интересно происхождение выражения первый блин комом – в современном языке это однозначно – ком, неудача, первый блин получился комком. Но раньше это означало не как, а комукомам – умершим предкам. Этот первый блин был подношением комам. Так выходит, что совпадает старое написание с новым значением – живой русский язык постоянно меняется. блин, то есть Надо сказать, что обычай есть блины на масленицу появился довольно поздно. Конечно же, их ели во время празднований масленицы с давних времён, но долгое время блины не были центральным блюдом. В более глубокой древности (дохристианскую и раннюю христианскую эпоху) Масленицу праздновали разнообразной пищей. Блины являлись символом праздника, но не основным блюдом на столе. Сведения о приготовлении блинов древними славянами, к сожалению, можно узнать лишь из переписок раннехристианских летописей, которые неполно и, возможно, ложно описывали суть обрядов, а уж их поздние списки и вовсе изобиловали ошибками. По одной версии, блины у восточных славян были жертвенным хлебом, поминальным блюдом на тризнах. Обычай есть блины на похоронах сохранился без своей первоначальной сути или просто не обозначался, чтобы не вступать в противоречия с официальной религией. Блины – универсальное блюдо, можно сказать - архетип. Их готовили в древнем Риме и Европе в средние века, например в Швеции, Германии. Но только у славян «блинная тема» раскрыта полностью. У нас встречаются блины из пшеничной, ржаной, гречишной, ячменной и овсяной муки. Обилие начинок и вариантов приготовления, простота и быстрота приготовления сделала блины русским блюдом, и именно русские преуспели в приготовлении из блинов разнообразных и интересных кушаний. Можно сказать, что блины – это первый фаст-фуд, ведь их удобно есть руками, завернув в них всё, что угодно, а опытному повару приготовить горку блинов достаточно просто.

Похожие статьи:

Праздники → Фестиваль Летнее Солнцестояние - Купало!

Праздники → Гой, Купало!

Славянские обряды → Масленица языческий праздник

Фотографии → Праздник солнца и воды

Религия → Христианство - ложная ценность

Рейтинг

последние 5

Ярана Лесной Илья Василий Сомов Георгий Аминов

slavyanskaya-kultura.ru

Языческая Масленица у древних словян

Масленица – один из древних праздников славян, берущий свое начало еще с далеких языческих времен. Тогда люди поклонялись великим богам Велесу, Ярилу и Перуну, что привело к зарождению традиции встречи весны. Масленица символизировала возрождение и воспевание природных сил плодородия.

Какой была Масленица у наших предков

До принятия христианства Масленицу праздновали в день весеннего равноденствия, когда длительность светового дня приравнивалась к ночному времени суток. В этот день отмечали языческий Новый год. Просыпалась природа, таяли снега, и все вокруг набирало силу. Начинался новый жизненный цикл. С приходом христианства весеннее равноденствие стало припадать на Великий пост, поэтому Масленицу стали праздновать на месяц раньше.

Комоедица – другое название славянской Масленицы. Комом называли медведя, олицетворяющего бога скота Велеса. По поверью хозяин леса в это время пробуждался после долгого зимнего сна. Мужчины чествовали бога Велеса особыми «медвежьими» танцами. А женщины на Комоедицу пекли комы – хлебцы, изготовленные из различных сортов муки.

Обряды и обычаи

Существовал обычай преподносить родоначальнику всех людей подарки, задабривая его тем самым. Некоторое количество хлебцев выносили в лес и клали на пень, задабривая лесного хозяина, чтобы взамен он не губил скотину и не разрушал улья для пчел.

Спозаранку люди спешили к возвышенности, чтобы на перекрестке дорог рассыпать зерно. Так завлекались нечистые силы, облачившиеся в сорок, чтобы они клевали зерно и не вредили празднеству. Масленица являлась древнейшим праздником на Руси, почитающим Медвежьего Бога.

Во время масленичных пиршеств столы ломились от разнообразных блюд, было много пирогов, печенья, разнообразных закусок, кваса и киселей. Главное же почетное место занимали горячие румяные блины. Они имели круглую форму, что являлось олицетворением маленького солнышка. Румяная лепешечка считалась поднесением дара солнцу, а маслом, нанесенным сверху, старались его задобрить. Блины поедались в очень больших количествах.

К слову сказать, поедание большого количества яств изначально не являлось признаком праздника и разгульного настроения. Это были больше поминальные мероприятия. Они посвящались усопшим родственникам. Считалось, что таким образом умершие получают в потустороннем мире определенную помощь и подношения. Пятая часть всех яств предназначалась именно им.

После этого начинались народные гуляния. Люди прыгали через костер, водили хороводы, умывались снегом или талой водой. Считалось, что такие водные процедуры позволяли сохранить красоту и молодость. Языческая Масленица – период чествования молодых, которые начали семейную жизнь в уходящем году. Тем, кто еще не нашел спутника/спутницу жизни, на руку повязывали веревку или ленту. Снять ее можно было только при помощи дополнительного угощения.

Одной из самых интересных традиций празднования языческой Масленицы – обычай пробуждения медведя - хозяина леса. Ряженый располагался в импровизированной берлоге. Молодежь поет песни, водит хоровод, кидает в него ветки и снежки. Животное просыпалось только после того, как девушка сядет на него сверху и попрыгает. Героиня, ухватив «зверя» за лапу или оторвав клок шерсти, убегала. «Медведь» окончательно просыпался и начинал топтаться, пританцовывая и ища свою обидчицу. Поймав девушку, ряженый парубок в игривой форме «душил» ее в своих объятьях.

После начинались игрища – соревнования, в которых парни стремились ворваться в городок, занятый девушками. Первому, кому удавалось прорвать женскую оборону, дозволялось целовать всех защитниц. Кроме этой забавы существовали и другие игры: кулачное сражение, ручеек, лазанье по столбам, качели и другие. В конце праздника люди угощали друг друга пряниками и просили прощения за причиненные обиды. Венцом гуляний были поцелуи и взаимные низкие поклоны.

delo-vcusa.ru

Славянский сайт знакомств

Масленица, которую в старых белорусских сёлах до сих пор называют ещё Комоедицей, — древнейший праздник славян, корнями ушедший в далёкие языческие времена. Тогда славяне не знали христианства, поклонялись Велесу, Яриле, Перуну и другим своим божествам. В этот праздник они выпроваживали зиму и радовались скорой весне, весело празднуя пробуждение природы. Самое интересное — значение праздника Масленица для славянского сообщества осталось прежним, несмотря на десятки веков, разделивших современность и прошлое.

Масленица, или Комоедица, — славянский праздник

Особенно весёлая после зимнего покоя Масленица — древний славянский праздник, который символизирует приход весны и связанное с этим энергетическое и эмоциональное обновление всего мира. Комоедица — один из важнейших праздников славян, связанных с заметными природными явлениями. В день осеннего равноденствия (Таусеня) закрываются врата Ирия, природа засыпает, а земля отдыхает. В день зимнего солнцестояния народился Коляда — бог юного Солнца, во время летнего празднуют Купалу. В день весеннего равноденствия распахиваются врата Ирия, давая возможность предкам попасть в мир Яви. Их появление символизируют птицы, прилетающие к этой поре. Комоедица — время, когда связь с родом наиболее сильна и ощутима.

Масленица — древний славянский праздник

Такое масштабное явление, как начало в приРоде нового цикла, наши предки просто не могли оставить без внимания. Жившие в суровом климате славяне ценили летний период, считали время не годами, а летами, поэтому так радовались приходу тепла. Даже новый год в России до 1492 года начинался с марта. Пик языческой Масленицы приходится на время весеннего астрономического равноденствия (19–21 марта), когда день побеждает ночь. После этой даты светлое время с каждым днём прибавляется, солнце греет всё сильнее, пробуждая природные силы.

После крещения власти пытались отменить языческий праздник славян, но у них не получилось. Несмотря на запретительные меры и суровые наказания, праздник по-прежнему оставался популярным у народа. Тогда языческую Комоедицу, как и многие другие славянские праздники, попытались адаптировать под христианские традиции. Масленица стала преддверием Великого поста, и её даты изменили, подстраивая под христианские ритуалы. В церковном календаре нет Масленицы, масленичную неделю устав называет сырной седмицей, приписывая ей отличное от первоначального значение, добавив свои ритуалы, подменив понятия.

Однако в большинстве своём люди по-прежнему видят в празднике только прощание с холодной неприветливой зимой, возможность повеселиться в ожидании скорого пробуждения долгожданной весны.

Праздник Масленица в славянской вере

Славяне начинали отмечать Масленицу за неделю до дня солнцестояния и продолжали ещё неделю после него. Причём неделя у наших предков продолжалась не семь, а девять дней. В этот период юный зимний бог Коляда становится Ярилой-Солнцем, олицетворением расцвета и силы жизни, любви, всего доброго. На вторые сутки равноденствия люди провожают богиню Марену на отдых в её владения на севере Мидгард-Земли.

Когда богиня вновь вернётся, чтобы наблюдать за отдыхом природы, всё живое опять погрузится в покой и долгий сон. Славяне боялись и почитали Марену — божество зимы, ночи и смерти, дочь Лады и Сварога, сестру Перуна. Она не прерывала жизнь человека, а показывала его душе дорогу в тот мир, который та заслужила. Героев, отдавших жизнь за род, она награждала поцелуем и направляла в небесную страну Ирий.

Комоедица — откуда название

Главным яством праздника до сих пор считается блин, символизирующий солнце, растапливающий масло, как светило — снег. Съесть блин значило наполнить душу и тело живительной солнечной энергией. Другой обрядовой едой были комы — хлебцы, выпеченные из смеси ячменя, овса, гороха с добавлением сушёных ягод и орехов. По одной из версий, комы — это медведи, встающие после зимней спячки, а вместе с пробуждением могучего лесного хозяина просыпается и все живое.

Как полагают уважаемые славянофилы, языческое название масленичных дней — «Комоедица» пошло от одного из этих понятий. «Масленицей» праздник назвали позже, в XVI веке. Блинами и хлебцами было принято потчевать медведя, задабривая его. С утра пораньше подношения относили в лес и складывали на пеньке, только потом приступали к пиршеству.

Масленица: борьба двух начал

На протяжении всех событий праздника женщины и мужчины действуют по большей части отдельно, символизируя противоборство двух сил Всемирья. Мужское начало — горячее, светлое олицетворение будущего лета, женское — холодное, тёмное, как зима. Мужчины — это сторонники нового Света, Яри, благодаря которой зарождается новое. Женщины — защитницы Равновесия, Устоев. На празднике весенние силы должны победить зимние, чтобы сила Ярилы начала проявляться всё активнее. Силы Чернобога и Марены, а также их слуг — духов болезней и несчастий, за несколько дней до сжигания чучела значительно возрастают. После жертвенного костра Чернобог и Марена уходят, оставляя только духов, способных навредить человеку.

Создание чучела — это не так просто

Большое чучело Зимы создают женщины отдельно от мужчин. К шесту с перекладиной привязывают руки, туловище из соломы или сена. Чучело одевают в старую одежду, с которой в обрядовый огонь отправятся все несчастья и беды

бывших владельцев нарядов. После того, как будет прикреплена голова, девушки рисуют рот, нос и последними — глаза, которые обязательно должны быть закрытыми. Марена не должна до поры смотреть на людей глазами чучела Зимы. До своего времени готовый образ оставляют в снежной крепости.

Забавы и состязания праздника Масленница

Игрища (ручеёк, городок, лазание на столб, другие), народные гуляния, хороводы — безудержное веселье на празднике бьёт ключом, радуя всех присутствующих. Разводят костры (не жертвенные) и парни с девушками прыгают через них, очищая тело и душу огнём. Во время праздника мужчины показывают свою силу и удаль, соревнуясь в различных состязаниях.

Раньше на Масленицу приходился настоящий разгул кулачных боёв — поединков, во время которых показывалась отвага бойцов. Не зря славяне всем другим народам были известны как доблестные воины. Кулачные бои регламентировались строгими правилами, позволявшими избежать увечий. Бились «стенка на стенку», «один на один». Для участия в свальном бою, когда каждый стоял сам за себя и против всех, требовались особенные хладнокровие, сила удара, ловкость. Участие в сражениях поочерёдно принимали как ватаги мальчишек, так и женатые мужчины в возрасте.

Штурм Зимней крепости

После состязаний и забав мужчины штурмуют снежную крепость, в которой стоит чучело Зимы. Всё в Мире основано на триединстве, поэтому победа должна достигаться только с третьей попытки. При каждом наступлении штурмующие отвоёвывают по одной стороне бытия: реальность Явь, Правь, Навь. Именно поэтому первые два раза мужчины должны отступить, как будто защитницы снежного укрепления сильнее. Но каждый раз они должны унести с собой какой-нибудь трофей в знак мировой победы. Окончательной победа станет, когда чучело будет захвачено и доставлено к костру Марены.

Сжигание чучела Зимы

Перед помещением чучела в огонь, его обносят перед собравшимися людьми по кругу по направлению движения солнца. Расположившись вокруг костра, участники праздника навешивают на соломенную куклу наузы, в которые мысленно вкладывают всё, от чего нужно избавиться в наступающем лете. Вплетённые фигурки животных, человечков, цветов и других символов усиливают эффект, если образно поддерживают цель хозяев. В огонь также помещают куколки из соломы, на которые наговорены пожелания счастья, богатого урожая и многое другое. Вместе с куколками в пламя бросают зёрна, блины, прося у богов хорошего урожая.

После завершения Круга Марена открывает «глаза» (их прорисовывают) и внимательно осматривается, чтобы запомнить и унести с собой всё отжившее и ненужное. По этой причине славяне закрывали лица масками, чтобы уберечься от наказания Марены-Мары. Шест водружается в кострище, чучело вспыхивает и тает под языками пламени. Провожают сгорающую Зиму хороводом против часовой стрелки и песнями-приговорами. Славяне верили, что если пепел с кострища развеять над полями, то будет богатый урожай.

Праздник заканчивается общим пиром: поеданием блинов, питьём медовухи (сброженного мёда), кваса. Не забывали славяне и своих предков, которые незримо присутствовали на празднике: им предназначалась часть самых вкусных кушаний с накрытого стола.

Масленица — одно из самых добрых и светлых славянских торжеств, когда пламя рассеивает мрак, а на Мировом Древе, набравшемся сил во время зимнего покоя, появляются молодые побеги. Это время новых свершений, надежд, когда люди радуются красоте и плодородности расцветающей природы. Комоедицу отмечали наши предки, жившие в согласии с природой, почитавшие своих прародителей и очень уважительно относившиеся к своему роду. Проникнуться их духовной сутью, а не внешней обрядовой стороной — значит приблизиться к своим корням и очиститься.

smotryni.ru

История Масленицы: язычество и христианство

Сложно представить еще один праздник, сопровождающийся настолько масштабными народными гуляньями. Пожалуй, разве что Ивана Купала, но даже его не отмечают повсеместно. История Масленицы уходит корнями в глубь веков. Тогда люди почитали иных богов, приносили им жертвы и веселились от души. Длинный путь проделал этот праздник до наших дней. Какие изменения в нем появились?

Когда начинается Масленица

Изначально праздник задумывался, как торжество по случаю весеннего Солнцестояния, и был приурочен к 25 марта по старому стилю. Когда появилась христианская Масленица, время торжества стали высчитывать по лунному циклу. Поэтому сейчас она имеет плавающую дату. Начало торжества варьирует в широких пределах – от 3 февраля (21 января), и длится до 14 (1) марта.

Кроме того, на 25 марта в православии попадает Благовещенье, которое считается одним из важных дней в году. Появились даже поговорки:

«Девка косу не плетет, а птичка гнезда не вьет» «На Благовещенье весна зиму поборола»

Языческий праздник блинов-солнц

Наши предки отмечали особые дни в году, когда времена года сменяли друг друга. Масленица у славян совпадала с весенним равноденствием. Считалось, что в этот момент врата в Сварг открываются и боги света возвращаются в мир. Одновременно с ними могут просочиться души умерших. Важно соблюдать правила защиты, так как соблазн остаться рядом с живыми потомками слишком велик.

Есть версия, что праздник получил свое название в честь озорной и любвеобильной богини Лели. По легенде, она ухаживала за владениями своего отца и не сталкивалась с людьми напрямую. Длилось это до тех пор, пока они не попросили ее развеять зимнюю стужу и развеселить их. Тогда Лель обернулась Масленицей и устроила большой праздник. С того времени, чтобы призвать тепло и пробудить землю от спячки, в конце зимы разжигаются костры и выпекается много «солнц» — блинов, согревающих все вокруг.

Следом за Масленицей наступает неделя Комоедицы. В лесах просыпаются медведи – земные воплощения Велеса. Мужчины в этот период устраивают ритуальные танцы и турниры борцов, а женщины пекут обрядовый хлеб из овса, ячменя и гороха. Лепешки выносят в лес и кладут на поваленное дерево. Это нужно, чтобы задобрить лесного хозяина на будущий год.

Масленица православный праздник?

Если говорить точно, то она не относится к числу христианских торжеств. Это, скорее, официальный период подготовки к началу Великого поста. Современные неоязычники пытаются соотнести Благовещенье и конец Масленицы. Но они не учитывают, что записи о том, что Дева Мария получила благую весть, датируются не позднее IV века н.э., а значит, они не имеют отношения к развитию славянского политеизма.

В «Книге Правил» оговаривается момент: когда язычники празднуют Масленицу, истовый христианин должен воздержаться от участия в каких-либо ритуальных действах. Так как за непослушание он может быть отлучен от церкви или предан анафеме. Но подобные строгие меры относятся исключительно к оккультным занятиям.

Традиция выпекать блины и печенье, раздавать милостыню, водить хороводы, устраивать ярмарки и другие игрища не осуждается церковью. Считается, что каждый христианин сам вправе решать, принимать ему участие в торжестве или нет, и грехом это считаться не будет.

История праздника Масленица — традиции

Культурологи и религиоведы расходятся во мнениях, какой символизм несут в себе ритуалы, устраиваемые в честь весеннего равноденствия. Есть теория, что масленичные обряды берут свое начало от празднования Власьего дня, у которого «борода в масле». В Белоруссии до сих пор Широкий четверг называют Волосий.

Фольклорист Владимир Пропп считал, что празднование Масленицы – еще один способ стимулирования плодородия. Чучело представляет собой символ смерти и возрождения. Оно является средоточием жизненной силы, которую передает земле вместе с пеплом. После сожжения его обязательно раскидывали по полям, делая заговоры на хороший урожай.

Многие обряды направлены на то, чтобы холостая молодежь обзавелась парами. Для древних славян особое место занимала крепкая большая семья. Она служила залогом благополучной жизни в достатке и процветании. Кроме того, воспроизведение населения было неразрывно связано с успехом посевных работ.

Поминание усопших после Масленицы тоже является частью плодородных традиций. Славяне верили, что предки, физически заключенные в земле, взирают на них из другого мира и могут повлиять на урожай. Поэтому важно было добиться их расположения. Кроме того, блины были обязательной едой на похоронах.

«Пестрая» неделя

И. С. Куликов. «В крестьянской избе Пёстрая неделя» 1902

В некоторых регионах России готовиться к Масленице начинали за семь дней. Заранее пекли угощение, дети устраивали конкурсы и игры, имеющие ритуальное значение. А вот неделя после народных гуляний (поминальная, мясопустная, пестрая) отмечается повсеместно. Свое название она получила от того, что в среду и пятницу церковь требовала соблюдать пост.

В этот период люди посещали кладбища, накрывали застолье в честь умерших родственников, звали к себе гостей. Кроме того, это было окончание свадебного сезона. На время Поста бракосочетания запрещались церковью, а те, что проигнорирует правила, по поверью ждала бедная жизнь.

Значение Масленицы в истории России

После перенесения празднования Нового года на 1 января, Петр Первый не запретил народные гулянья на день весеннего Солнцестояния. Даже сам организовывал зрелищные представления для послов иностранных государств. Он выезжал к высокородным гостям на корабле, который по снегу тянули лошади. Царь устраивал маскарад, наряжаясь вместе с женой в костюмы крестьян.

Его невестка, Екатерина Вторая, имела обыкновение встречать Масленицу в Покровском дворце, где устанавливались карусели, качели, насыпались снежные горки специально по этому случаю. А в год своей коронации, она также объявила маскарадное шествие, продолжавшееся три дня. В нем участвовали более четырех тысяч людей и множество животных.

Когда у Императрицы родился внук Александр, это событие было отмечено «бриллиантовой» Масленицей. Каждому, кто выигрывал во всевозможных конкурсах, Екатерина дарила драгоценный камень. За одни вечер она облагодетельствовала более 150 придворных.

Несмотря на древнее происхождение, свое самое известное название торжество получило только к XVI веку. История Масленицы похожа на лоскутное одеяло. В ней смешались христианские и языческие традиции, с течением времени, обычаи претерпевали метаморфозы, приобретая современные черты.

suever.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031