Мерзость запустения реченную через пророка даниила


Протоиерей Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 11-й седмицы по Пятидесятнице / Православие.Ru

Мф., 99 зач., 24, 13–28

Сказал Господь Своим ученикам: претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: `вот, Он в пустыне’, – не выходите; `вот, Он в потаенных комнатах’, – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Господь предупреждает, какие страшные времена наступят на земле вследствие отступничества людей от Бога. И призывает верных к мужеству: «Претерпевший же до конца спасется». Хотя многие соблазнятся и отпадут, всегда будут те, кто хранит до конца верность. Венцы славы Христовой будут для них воздаянием. Лучше умереть в свинарнике с гонимыми, вместе со священномучеником, «ложе свое между свиниями нечистыми имевшаго» (Канон новомученикам и исповедникам Российским), чем жить во дворце с гонителями.

И далее Господь говорит о разрушении Иерусалима и о Втором Своем Пришествии. Один план накладывается на другой: скорое разрушение Иерусалима, которое произойдет в 70-м году при императоре Тите, и бедствия в конце времен, которые завершатся Вторым Пришествием Христовым.

Господь говорит, что Евангелие будет проповедано во всем мире, «и тогда придет конец» – истина Божия и воля Божия должны быть возвещены всем. Через 30 лет после смерти и воскресения Христова проповедь апостолов достигла центра мира – Рима, и как говорит апостол Павел: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18). Даже гонение на первых христиан способствовало распространению Евангелия – вследствие рассеяния их по всему миру. Точно такое же действие будут иметь гонения на последних христиан. Только после всемирной проповеди Евангелия наступит конец – не ранее того. Слово Божие должно совершить свое дело в мире. Тайна Божия исполнится, и в мистическое тело Церкви войдет «число запечатленных» – «великое множество людей из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 8, 4, 9), и тогда придет конец.

Падение Иерусалима могло означать окончание одной эпохи и начало другой. Мерзость запустения, реченная через пророка Даниила (Дан. 11, 31) – будет подобна осквернению Храма Антиохом Епифаном, совершившим в нем жертвоприношение языческому богу Зевсу. Слово Христово о мерзости запустения скоро исполнится после осады Иерусалима Титом, но апостол Павел говорит о дальнейшем раскрытии этого пророчества, когда «человек греха в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4). Осквернение святынь, которое мы пережили в минувшем столетии в нашем Отечестве, – только этап на пути этого дальнейшего раскрытия. Некоторые толкователи полагают, что слова «мерзость запустения, стоящую на святом месте» означают также падшее и недостойное священство.

Христос ссылается на пророчество Даниила, чтобы показать ученикам, как исполнилось написанное в Ветхом Завете о разрушении града и Храма и тем самым утвердить Свое пророчество. Исполнение Христова пророчества о Иерусалиме в 70 году, – будет для них знамением исполнения всего, реченного Господом, – до конца времен. «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы», – говорит Господь. Наступят такие события, когда последователи Христа должны будут поспешно оставить этот город и эту страну, как оставляют охваченный неугасимым пожаром дом или тонущий корабль. Так Лот оставил Содом. Господь показывает, куда они должны бежать, – из Иудеи в горы. От абсолютной погруженности в земное мира – туда, где небо ближе. И с какой поспешностью они будут это делать: «Кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего». Когда прозвучит сигнал тревоги, нельзя будет терять ни минуты, избирая кратчайший путь для спасения. «И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои». Когда смерть на пороге, промедление опасно. Кроме того, даже одежды – не то, что что-нибудь ценное, наспех захваченное из дома, могут оказаться помехой в бегстве. Кто имеет благодать в своем сердце, тот может не иметь ничего.

«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» Для них голод и меч будут наиболее страшны. Для них спастись будет трудней, чем другим. «Еда мать оставит свое дитя», а бегство с младенцем будет недостаточно быстрым, и гибель настигнет их обоих.

«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу». Когда мы заранее знаем, какие беды грядут на нас, хорошо нам заранее запастись молитвами. Чтобы не случилось это зимой, когда холодно и коротки дни, и дороги развезло или замело, и неизвестно, хватит ли у нас сил одолеть все внешние преграды. Чтобы не случилось это в субботу. Господь показывает нам, как таинственна и глубока заповедь о почитании субботы, то есть воскресных и праздничных дней. Мы должны молиться, чтобы нам было дано хранить этот священный покой, чтобы в праздник Господень у нас всегда был праздник, и мы могли служить Господу без развлечения. Бегство зимой – трудно для тела, а бегство в субботу – для души.

«Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Когда мера нечестия исполнится, тогда грядут беды. Многие города и царства в течение истории мира были разрушены, но никогда не было такого разрушения. Историк Иосиф Флавий описывает ужасы осады Иерусалима – страшный голод, когда женщина съела своего новорожденного младенца, смерть более миллиона жителей города, и сотни тысяч, проданных в рабство, – небывалые в истории Израиля бедствия. Неудивительно, что гибель Иерусалима в 70 году была ни с чем не сравнимой гибелью, ибо грех Иерусалима был ни с чем не сравнимый грех – распятие Христа. Но Господь имеет в виду также кончину мира, когда отступничество будет всеобщим. И чем ближе какие-то народы к Богу в исповедании веры, чем больше они облагодатствованы Им, тем страшнее будут суды над ними.

Если бы эти бедствия продлились, они бы стали столь непереносимыми, что не спаслась бы никакая плоть. Господь не говорит: «Не спаслась бы никакая душа», ибо гибельное для плоти может быть спасительным для души. И среди всего этого ужаса мы слышим от Господа слово утешения: «Но ради избранных сократятся те дни». Во времена всеобщих бедствий Бог являет Свое благоволение к избранному остатку. Сокращение дней бедствий – дар Божий, часто посылаемый нам. Вместо того чтобы жаловаться, что наши скорби слишком продолжительны, мы должны бы благодарить Бога за то, что они не длятся за наши грехи всегда.

Среди небывалых испытаний мы призываемся к верности нашему Господу, остерегаясь лжемессий и лжепророков, которые дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Ищущие Христа не должны устремляться в пустыни или потаенные места, и не слушать всякого, кто поманит их пальчиком, обещая показать, где находится Христос. Когда жизнь станет нестерпимой, мы должны возводить очи наши горе, ибо Господь наш – на небе, откуда мы ожидаем наше спасение.

Христа невозможно будет не увидеть – в отличие от лжемессий. Его явление будет подобно молнии – внезапным и освещающим все. «Ибо где труп, – говорит Господь, – там соберутся орлы». Бог предает отступивших от Него духовно умерших иудеев Своему праведному суду. Римские воины были орлы, и на их воинских знаменах изображались орлы. Одновременно Господь говорит, что когда мир вследствие утверждения в нем греха как нормы станет заживо гниющим трупом, тогда Сын Человеческий придет со славою Страшного Суда.

pravoslavie.ru

«Когда же увидите мерзость запустения… бегите!»

Отвечая на вопросы апостолов о Своем пришествии и о грядущем разрушении Храма, Иисус предсказал появлениe на святом месте «мерзости запустения», которая должна была стать важнейшим сигналом для спасительного бегства Его верных последователей:

Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… (Марка 13:14).

Христос особо подчеркнул, что, читая пророчество Даниила, необходимо проявить «разумение». Этим Иисус показал, что вплоть до Его времени, никто из читателей книги Даниила еще не имел надлежащего разумения этого пророчества. Но и это еще не всё. Ответ Иисуса включал предсказание не только о времени разрушения Храма, но и о признаках своего пришествия, поэтому важно знать, касается ли пророчество о «мерзости запустения» времени конца этого мира? Забегая наперед, нужно сказать, что книга Апокалипсиса тоже говорит об событиях, связанных с «мерзостью запустения». И ее появление тоже станет знаком, который предупредит о наступающей опасности и возвестит последующее наказание предателей чистого поклонения. К счастью, Библия содержит ответы об этих грозных событиях, и в этой статье они будут рассмотрены.

Но чтобы понять, как предсказание о «мерзости запустения» касается времени Апокалипсиса, сначала нужно рассмотреть, как это пророчество касалось событий первого века.

«Мерзость запустения» в первом веке

Предсказав появление «мерзости», Иисус сказал Своим последователям, что, увидев ее на «святом месте», они должны были немедленно покинуть Иерусалим, спасаясь бегством. Как это можно было понять? Ценное объяснение содержится в записи слов Иисуса, которую сделал апостол Лука:

Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное (Луки 21:20-22).

Сравнивая сообщение Луки с записями Матфея и Марка, видим, что «мерзость запустения», была прямо связана с языческими войсками римлян, которые должны были окружить Иерусалим. Это случилось к празднику кущей (суккот) осенью 66 года нашей эры, когда римские войска под руководством Цестия Галла окружили Иерусалим, но затем отступили. Однако, до отступления они успели добраться до северной стены, защищавшей Храм, и даже попытались ее разрушить. Очевидно, что в таких условиях всенародное поклонение и праздничное жертвоприношение становились невозможны. Что могло быть большей мерзостью для правоверного израильтянина, чем такое мерзкое осквернение от поклоняющихся идолам языческих захватчиков!

Как знают многие исследователи библейской истории, внезапное отступление Галла позволило иерусалимским и иудейским христианам вовремя бежать в горную местность Пеллы. Это спасло их от последующего разорения Иерусалима, совершенного войсками Тита в 70 году н.э. Примечательно, что Тит начал финальную осаду Иерусалима примерно в марте 70 года н.э., то есть через три с половиной года после осады Цестием Галлом (сравни Откровение 11:2,3).

В связи с этим возникает вопрос, почему христиане не должны были возвращаться в Иерусалим на протяжении этих трех с половиной лет? Если они следовали указанию Христа, то им следовало «разуметь» пророчество Даниила и поступить в согласии с данным в нем руководством.

Но так как кажется, будто «мерзость запустения» упоминается сразу в двух пророчествах книги Даниила (9:27 и 11:31→12:11), многие толкователи почему-то считают, что Иисус ссылался только на Даниила 9:27. Тем не менее, не все просто с этим текстом. Во-первых, слово, переведенное в нем, как «мерзость», в оригинальном тексте использовано во множественном числе. Однако, записав пророчество Христа о грядущей мерзости, евангелисты Матфей и Марк используют это слово в единственном числе — точно так же, как оно использовано в Даниила 12:11.

Во-вторых, смысл текста Даниила 9:27 не прост для перевода. Буквальный перевод не похож на пророчество Иисуса о «мерзости запустения», записанное Матфеем и Марком. Например, в переводе архимандрита Макария*, пророчество Даниила 9:27 говорит об «опустошителе», который придет на «верх мерзостей». В Переводе Нового Мира** пророчество Даниила, записанное в 9:27 говорит об «опустошителе», который будет «на крыле мерзостей». Подобным же образом эта мысль передана и во множестве других переводов, например, англоязычных. Также ничего о «мерзости запустения» в Даниила 9:27 не говорит и перевод «Танах», сделанный носителем еврейского языка Д.Йосифоном.

[*Упомянутые «Священные Писания» с использованием перевода архимандрита Макария (ПАМ), переизданы Обществом Сторожевой Башни, ©1996; **Перевод Нового Мира на русском языке (НМ), издан Обществом Сторожевой Башни, ©2007]

Поэтому, хотя пророчество Даниила 9:27 прямо касалось конца иудейской Храмовой системы поклонения, оригинальный текст и рассмотренные ниже события первого века, указывают, что не будет ошибкой считать, что Иисус ссылался на пророчество о «мерзости запустения», которое было записано в Даниила 12:11:

«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней».

Исполнение этого предсказания относилось к далекому будущему – ко «времени конца», и ангел сообщил, что понимание пророчества не откроется раньше этого времени (12:4,9). Поэтому ученики Христа не могли знать, что пройдут еще многие сотни лет, прежде чем это пророчество откроется и исполнится. В связи с этим может выглядеть странным, что они должны были к нему прислушаться. Однако, ничего странного в этом нет. Когда они спрашивали Иисуса о Его будущем пришествии, они задали объединенные вопросы, из которых было очевидно их непонимание факта, что между разрушением древнего Храма и пришествием Христа пройдет огромный промежуток времени (Матфея 24:1-3). Как явствует из слов апостола Павла, записанных в Евреям 10:37, всю свою жизнь они жили надеждой скорого возвращения Иисуса, то есть могли ожидать разрушения Храма и одновременного возвращения Иисуса еще при своей жизни.

Таким образом, когда после бегства из Иерусалима они оказались в горной местности возле Иордана, для них было совершенно естественно внять словам Христа и проницательно вникать в пророчество Даниила, чтобы получить из него руководство для спасения и дальнейших действий. Нельзя уверенно сказать, что сложное для нас пророчество из Даниила 9:27 давало им какое-то руководство к действию, за исключением факта, что «разоренного» неизбежно постигнет «определенная» участь от пришедшего опустошителя (ПАМ). С другой стороны, беглецы не могли не читать о «мерзости запустения», о которой записано в Даниила 12:11, поэтому, учитывая указанные в этом тексте 1290 дней, им не составило бы труда прислушаться к словам Даниила и выждать в безопасном месте этот короткий для человеческой жизни срок. И хотя сегодня трудно судить, что именно ознаменует окончание 1290 дней в период будущего «времени конца», ясно, что выжидание этого срока в первом веке спасло жизнь каждому христианину, который, послушавшись Христа, внял пророчеству Даниила и не возвращался в Иерусалим на протяжении этого времени.

После первой неудачной осады Иерусалима войсками Галла осенью 66 года н.э. прошло 1290 дней, и наступило время весны 70 года н.э.. К этому моменту город уже был полностью окружен римским войском полководца Тита. Ловушка захлопнулась. Наглухо осажденный город, раздираемый внутренними склоками и распрями, был обречен. Очевидно, что все, кто своевременно бежал и, благодаря послушанию Христу и Даниилу, не возвратился, были защищены четко указанным пророческим сроком и спасены. Сегодня можно только представить себе их радость от такого неожиданного спасения, которая помогла им укрепить веру настолько, что они могли выстоять в ней до самой смерти, даже не дождавшись пришествия Христа в свои дни.

(Простейшее определение о том, что такое “мерзость” смотрите здесь: Что такое грядущая «мерзость запустения»?)

Будущая «мерзость запустения», как начало грядущего «времени конца»

Но разве логично, что пророчество Христа о «мерзости запустения» имеет еще одно исполнение, в будущем? Существуют ли доказательства, что исполнение Его пророчества о «мерзости» касалось не только времени первого века? Если учитывать, что, говоря о «мерзости запустения», Христос давал ответы, касающиеся и «времени конца», то выглядит логичным, что такие доказательства должны быть.

Удивительно, но мы снова обнаруживаем пророчество о грядущем осквернении Иерусалима в книге Апокалипсиса, написанной, чтобы показать те события будущего, которые произойдут непосредственно перед установлением власти Царства Бога над землей. И по времени исполнения это пророчество точно совпадает с пророчествами Даниила и Христа о «времени конца».

Чтобы понять о чем речь, давайте еще раз обратимся к пророчеству Даниила. Особый интерес представляет точка отсчета, указанная в Даниила 12:11. Несмотря на то, что ангел указал Даниилу целых три пророческих срока (1260, 1290 и 1335 дней), он назвал только одну точку отсчета для них, указанную как «время прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения». И это та самая «мерзость», которая, по словам Христа, должна быть поставлена на святом месте как знак для бегства Его верных последователей с «территории», подвергающейся Божьему «отмщению» (Матфея 24:15, Луки 21:20-22).

Важно вспомнить, что говоря о «мерзости» как о точке отсчета, ангелы разъясняли Даниилу предыдущий рассказ о двух соперничающих царях севера и юга (Даниила 10 и 11 главы). Следовательно, упоминание о «мерзости» должно быть и в этом рассказе. Так и есть, оно записано в словах, описывающих действия «царя северного»:

И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения… о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится (Даниила 11:31,36).

Из текста следует, что богохульные действия «северного царя» направлены против Храма Самого Всевышнего. В этом же пророчестве это событие дублируется еще раз:

…выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему (Даниила 11:44,45).

Очевидно, что оба отрывка говорят об одном и том же — о враждебном нападении язычников на территорию народа Бога, и фактически это нападение приведет к невозможности приносить Богу публичную «жертву хвалы» — то есть приведет к запустению на святом месте. Это и является поставлением «мерзости запустения». Оба отрывка показывают, что действия северного царя будут настолько самоуверенны и богохульны, что вызовут гнев Иеговы, приводящий царя к гибели. Учитывая, что Храм является частью города, верно и то, что оскверняющему нападению подвергается и сам город.

Но, как уже разбиралось в предыдущих статьях, видение Даниила относилось к «отдаленному времени», которое продублировал в книге Апокалипсиса и апостол Иоанн. Как разбиралось в статье «Времена язычников». Это и есть «время конца»!, Даниил и Иоанн рассказывают об одних и тех же событиях, времени и персонажах. Например, пророк и апостол пророчествуют о паническом ужасе язычников от вестей, исходящих из божественного источника, что толкнёт их на убийство Божьих служителей (Откровение 11:10, Даниил 11:44, «Танах»). Из детального сравнения пророчеств Даниила и Иоанна следует, что последний «северный царь» из книги Даниила представлен в книге Апокалипсиса «семиглавым зверем». Таким образом, неудивительно, что осквернение святого города и Храма описано и в апокалиптической записи Иоанна, в которой он описал его, как грядущее попрание Иерусалима язычниками:

А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца (Откровение 11:2, ср. Луки 21:24).

Так как язычники поклоняются и подчиняются «зверю», символизирующему их правительство (Откровение 13:3,4,7,8), нет сомнения, что они вторгаются на внешний двор Храма под его руководством. Не случайно в параллельном пророчестве их вторжение на святую территорию описано, как инициатива языческого «северного царя» (Даниил 11:44,45). Несомненно и то, что язычники, описанные в Откровении 11:2, своим вторжением оскверняют святой город и Храм — так же, как было предсказано через Даниила и Христа (Даниил 11:31, Матфея 24:15, Луки 21:20-22).

Но наиболее примечательно, что сразу по окончании «времени конца», отведенного язычникам на попрание Иерусалима, над всей землей устанавливается власть Царства Бога (Откровение 11:15). В соответствии с этим, подлинное «время конца» еще не наступало, и последнее исполнение пророчества Иисуса о «мерзости запустения» еще впереди. Фактически, «мерзость запустения», которая появится «на святом месте», будет прямо связана с действиями языческого правительства земли, и по аналогии с событиями первого века, должна стать сигналом начинающегося «времени конца» и начальной стадии «отмщения» Бога тем, кто предал Святой Завет. Как исполнится это пророчество? Где именно появится «мерзость запустения», а также кому и откуда будет нужно бежать?

Где появится «мерзость запустения» и почему?

Христианский читатель Библии знает, что в эпоху Нового Завета уже не существует такого буквального Храма, какой был в Иерусалиме первого века. В соответствии с разъяснениями вдохновенных апостолов, «домом Бога» или Храмом Нового Завета является само собрание помазанных христиан, также именуемых как «царственное священство» (1 Коринфянам 3:16, см. также 3:17, 2 Коринфянам 6:16, Ефесянам 2:19-22, перевод РБО, «Радостная весть», 1 Петра 2,9,10, 4:17). В связи с этим кажется странным, что «мерзость запустения» может как-то коснуться этого славного Храма. Однако об этом говорят не только рассмотренные записи Матфея, Марка, Иоанна и Даниила. Это подтверждают и другие параллельные пророчества, касающиеся «времени конца».

Самое первое, что должен помнить читатель, касается причины и способа, которым Иегова наказывал Свой древний народ за отступничество. Например, оба разрушения Иерусалимского Храма были совершены могущественными мировыми империями, которыми, соответственно, были Вавилон и Рим. Фактически, «прекращение жертвы» и появление «мерзости запустения» случились в обоих случаях этих языческих вторжений. И оба случая нападений на Храм были следствием грандиозного отступничества в Божьем народе (2я Паралипоменон 36:15-23, Луки 21:20-22,24). Факт, что «семиглавый зверь» Апокалипсиса представляет собой правительство последней всемирной империи, развеивает все сомнения по поводу того, почему последняя «мерзость запустения» имеет прямое отношение к «святому месту» собрания помазанных христиан.

Как «зверь», так и помазанный остаток «свидетелей Иисуса», имеют одинаковое время действия — 42 месяца или 1260 дней (Откровение 11:2,3, 13:5). Весь этот период «зверь» будет хулить Имя Божие, потому что будет вести войну против остатка тех, у кого это Имя написано на челах (Откровение 13:5-7, 14:1, перевод Кассиана). То, что «зверь» и «остаток» святых действуют одинаковый промежуток времени, показывает, что на мировую сцену они выходят одновременно.

В статье «Царь северный». Грядущий властелин планеты было подробно доказано, что «семиглавый зверь» представлен в 7й и 8й главах Даниила как богохульный «небольшой рог». И так же, как «зверь», «небольшой рог» имеет «высокомерные уста» и будет восставать против Самого Всевышнего. В своей власти «рог» «разрастется» на всю планету и так же, как «зверь», будет воевать со «святыми» на протяжении трех с половиной лет — до момента, пока не победит их. Понимая всё это, следует обратить внимание на момент появления «небольшого рога», который, так же как и «семиглавый зверь», символизирует собой последнее мировое правительство в момент его выхода:

…вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, и вознесся… и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал… (Даниил 8:9-12).

Примечательно, что здесь тоже говорится о «прекращении жертвы» и «поругании места святыни», что недвусмысленно напоминает «мерзость запустения», связанную с прекращением «жертвоприношений». Но в этом тексте удивляет причина, по которой «воинство» Вождя было предано «рогу» на растерзание. И эта причина – «нечестие». Объясняя Даниилу значение этих символов, ангел подтвердил эту мысль еще раз:

…Когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве… и он будет… губить сильных и народ святых (Даниил 8:23-24).

Глагол, который переведен, как «отступники», в Еврейских писаниях всегда используется в контексте отступничества, бунта или восстания, в основном, против Бога (Исаия 66:24, Плач Иеремии 3:42). Об этом же говорит приведенный выше контекст (Даниил 8:9-12). Как следует из ангельского объяснения, «царь наглый», символизированный «небольшим рогом» появится только в тот момент, когда «отступники исполнят меру беззаконий своих», и это как две капли воды напоминает причину, по которой Иегова наказал Свой древний народ – за отступничество:

Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа… И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было [ему] спасения… И Он навел на них царя Халдейского (Вавилонского)… И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима… (2я Паралипоменон 36:14-19).

И вот здесь удивленный читатель может спросить: как «зверь» («небольшой рог») может воевать со «святыми», если они преданы в его руку за отступничество? Разве «святые» могут быть отступниками? Однако, никакого противоречия здесь нет. Если читатель знаком с последовательностью событий Апокалипсиса, то он должен знать, что запечатление настоящих святых происходит непосредственно перед выходом «зверя» на мировую сцену и перед его нападением на представительство духовного народа Бога. Подобно христианам первого века, вовремя предупрежденным о грядущем возмездии, своим запечатлением святые тоже будут вовремя отделены от грешников, затаившихся в христианском собрании. Фактически, находясь в одном собрании с беззаконными отступниками (которых Христос описал как «плевелы») и несмотря на их пагубное влияние, святые сохранят преданность Богу, и будут удостоены самой высокой чести носить Его Святое Имя. Однако, ко «времени конца» отступничество и беззаконие поразят собрание до такой степени, что это вызовет Божий гнев – так, как это было и во дни древних Храмов. Поэтому после нападения «зверя» святые тоже будут унижены и преследуемы. Ведь неспроста они символизированы «двумя пророками», одетыми в нищенское «вретище» (Откровение 11:3).

Поэтому пришло время рассмотреть, как будет поставлена «мерзость запустения» и в чем именно заключается отступничество, которое расцветет в собрании Христа к началу «времени конца». И в этом нам помогут пророк Исаия и апостол Павел.

«Я расположусь станом вокруг тебя… и воздвигну против тебя укрепления. И будешь унижен» (Исаия 29:3,4)

Наиболее потрясающим пророчеством, которое свидетельствует о гневе Иеговы на свой народ, является 29я глава книги пророка Исаии (рекомендуется к полному прочтению). Глава начинается с обращения Иеговы к городу, в котором жил Давид. Таким образом, речь идет об Иерусалиме. Однако, само «посещение» города Иеговой заключается в том, что против Иерусалима поднимутся на войну «все народы» (Исаия 29:6,7). Очевидно, что во всей обозримой истории земного Иерусалима такого никогда не было. Более того, Исаия говорит, что в итоге все языческие народы постигнет возмездие, сопровождающееся «бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня» (29:6,8). Такие общие знаки, как возмездие, начинающееся с наказания нечестивцев Иерусалима, «буря», уничтожающая «все народы» и «пламя всепожирающего огня» появляются в параллельных пророчествах Иеремии и Софонии, совокупно указывающих на время возникновения этих событий (Иеремии 25:15-32, Софонии 1:12-18). Так же, как Исаия, Софония предрекает уничтожение всех народов до превращения их в пыль (прах). Иеремия и Софония вещают, что побежденные народы будут лежать на земле, как помет. Очевидно, что все три пророчества говорят об одном и том же времени, и это время — День Иеговы. Но ввиду того, что День Иеговы для всех народов еще никогда не наступал, речь идет о будущем. Следовательно, Иерусалим в этих пророчествах может представлять собой только собрание помазанных христиан, существующее в преддверии Дня Иеговы. Собственно, апостол Павел тоже применял понятие Иерусалима в пророчестве Исаии к собранию помазанных христиан, попутно называя их «Израилем Божьим» (Галатам 4:21-31, 6:16, Исаии 54:1,7,8). И так как День Иеговы начинается с возмездия этому Иерусалиму руками язычников, логично, что именно их действия приведут к поставлению «мерзости запустения» на святом месте (см. статью Последовательность событий Апокалипсиса, пункты 6 и 7).

Исаия описывает, как Иегова мстит «городу», призванному прославлять Его Имя и унижает Иерусалим до такой степени, что его речь станет глухой и голос «будет, как голос чревовещателя», шепчущего из под праха (29:4). Так как в эпоху Нового Завета христиане «приносят Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евреям 13:15), то логично, что затиханием голоса Иерусалима подтверждается «прекращение жертвы» и появление «мерзости запустения», связанной со вторжением язычников. Но почему Иегова так унижает свой народ? Дальнейший текст пророчества показывает жалкое состояние народа Бога, о котором Иегова говорит, что он «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (29:13). Более того, пророки народа не разумеют простейших пророчеств (29:9-12). Наконец, в самом народе затаились нечестивые – хульники, обидчики и поборники неправды, и они занимают в народе Бога руководящее положение, потому что «запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого» (29:20-21). Более того, они надмеваются над Самим Всевышним! (29:14-16). Разумеется, такое положение приводит Создателя в ярость, поэтому нападение язычников, которым Он допустит унизить Свой город, приведет к положительному результату:

И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля… Они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию (Исаии 29:18-24).

Говоря о прозрении «страждущих» и «бедных», которое произойдет «в тот день», Исаия подразумевает День Иеговы, затронутый в контексте пророчества (см. выше). Таким образом, нападение языческих народов приведет к разделению собрания христиан на нечестивых, которые будут удалены из него, и на прозревших, «торжествующих о Святом Израиля». Об этом же моменте говорит и Христос в своей притче «о пшенице и плевелах» (Матфея 13:24-30,36-43). Об этом же говорит пророк Малахия, предрекший отделение и очищение «сынов Левия» во время «Дня, пылающего, как печь» (Малахия 3:1-4,18,4:1-3).

«Человек беззакония» и его весть о наступлении ложного «Дня Господа»

Как бы дополняя пророка Исаию, апостол Павел говорит, что непонимание и извращение пророческого слова внутри собрания исходит от «человека беззакония» (2 Фессалоникийцам 2:3,НМ). В своем втором послании к Фессалоникийцам апостол предупреждает христиан не верить беззаконным людям, говорящим будто бы «День Господа уже настал» (2 Фессалоникийцам 2:2). Как поясняет Павел, эти беззаконники могут действовать через вдохновленные высказывания или письма, которые они посылают христианам от самих себя, но «как бы» от имени апостолов. Предрекая появление такого беззаконника в преддверии пришествия Христа (2:8), Павел называет его «сыном погибели», что прямо напоминает Иуду Искариота, предателя, сидевшего в собрании первых учеников Христа (Иоанн 17:12). Понимая, что под христианским Храмом подразумевается собрание помазанных учеников Христа, можно понять, почему Павел описывает беззаконника, как того, кто сидит в «храме Бога» (2:4). Таким способом апостол еще раз указывает на него, как на предателя Христа, который под видом апостола вкрался в собрание помазанных христиан с целью властвовать над ними.

К несчастью, на сегодняшний день события приняли именно такой оборот, о котором предрекали Даниил, Исаия, Павел и другие апостолы и пророки. Если посмотреть на Свидетелей Иеговы, как на самую многочисленную группу христиан, которые в соответствии с Библией собираются и объединяются вокруг Имен Иеговы и Христа, то можно увидеть, как они верят в то, что ними руководят настоящие «помазанники Иеговы». Однако, эти «помазанники» пишут свои «письма» и «послания» христианским собраниям о том, будто «День Господа уже настал» с 1914 года! И это при том, что хронология Сторожевой Башни не выдерживает даже малейшего сравнения с библейскими пророчествами! Воистину, на сегодняшний день Общество Сторожевой Башни легко угадывается как единственный всемирно известный источник распространения вести о ложном наступлении Дня Господа, что очень подходит под описание укрывающегося «человека беззакония». Конечно, подобной вестью грешат и некоторые другие группы христиан, объединяющихся вокруг тех же Имен, однако, по масштабу подобной деятельности, наверное, ещё никто не превзошел Свидетелей Иеговы. То, что эта ложная весть всемирно распространяется под Именем Самого Иеговы, говорит не только о небывалом обмане и беззаконии… но и о неминуемом возмездии Иеговы! За всю обозримую историю человечества еще не было такого, чтобы по всему миру от Имени Всевышнего распространялась такая вопиющая ложь о Его судах и замысле. И если до «времени конца» положение не изменится, то совсем не удивительно, что Иегова посрамит, унизит и заставит утихнуть всех, кто от Его Имени говорил неправду – и, тем более, осознанно!

«Когда же увидите мерзость запустения… бегите!»

Поэтому на примере Свидетелей Иеговы можно легко понять какой оборот примут дальнейшие события и где именно будет поставлена грядущая «мерзость запустения». Она будет поставлена на месте, в котором в преддверии «Дня Иеговы» собирались люди, объединяющиеся вокруг Имен Иеговы и Иисуса. Среди этих людей, как сказал Иисус, будут найдены «пшеница» и «плевелы», христиане и беззаконники. (Рассматривая эти пророчества на примере Свидетелей, нужно понимать, что независимо от того, когда и на ком они исполнятся, принципиально их исполнение ничем не будет отличаться от того, что описано в этой статье.)

После того, как отгремит «Великая война» и будет запечатлен остаток помазанных христиан, на мировую арену выйдет «семиглавый зверь», который станет последней опорой и главной надеждой всех языческих народов мира. Именно эти народы, во главе со «зверем» ворвутся в «город» и на территорию «внешнего двора» Духовного Храма, включающую все собрания, объединявшие людей во Имя Христа и Бога. Библия не случайно сообщает, что «зверь» будет «хулить Имя» Бога, «и жилище Его», которым является Храм Духа, представленный святыми (Римлянам 8:11, Откровение 13:5). Поэтому если положение не изменится и «время конца» наступит очень скоро, то самой первой мишенью «зверя» и язычников станут те, кто носит это «Имя», т.е. Свидетели Иеговы и другие подобные им собрания, связанные с уже рассмотренной информацией. Подобно событиям древности, на начальном этапе Иегова использует языческого «зверя», чтобы руками и устами этой могущественной политической силы вскрыть все беззакония, творившиеся в христианском собрании, излить свою ярость на настоящих отступников и вразумить остальных. Допуская такое возмездие в самом начале «времени конца», Иегова посрамит всех, кто долго и упорно позорил Его Святое Имя, а также стал причиной неисчислимых страданий искренних людей, жаждавших узнать Божий замысел и исполнять Его волю. Таким образом Иегова и Христос унизят беззаконников и вышвырнут их «во тьму внешнюю» наступающего Дня Иеговы.

В то страшное время Всевышний сверхъестественным образом* просветит всех, кого сочтет избранными и верными. Несмотря на пережитое потрясение и унижение, верные раскаются и, подобно Даниилу, обратятся к Иегове в скорбных молитвах (Даниил 9:2-20). Вследствие этого, они получат силу и прямое руководство Святого Духа (Даниил 9:21,22). Также, впервые со времен апостолов и подобно происшедшему в видении Преображения, верные получат прямое общение с Иисусом и подлинное «свидетельство Иисуса Христа» (Матфея 17:1-5, Иоиль 2:28,29). Невзирая на то, что они лишатся уютных собраний и на протяжении последующих 42 месяцев им придется свидетельствовать «во вретище», они получат руководство и мощь Самого Святого Духа Иеговы! (*дополнено  важной ссылкой, 01.03.2019)

В «тот День» верные уже полностью поймут, что такое «Вавилон Великий». Тем, кто (подобно происшедшему в древности) окажется в Вавилонском плену, следует помнить, что плен будет очень недолгим. «Время конца» продлится всего лишь 42 месяца, поэтому вскоре после пленения Иегова выведет свой народ из «Вавилона» и отовсюду, где бы он ни находился (Откровение 18:4,5).

Поэтому всем верным христианам, независимо от того, попадут ли они в число «святых» или нет, жизненно важно помнить наставление Иисуса о грядущей «мерзости запустения». Так же, как это произошло в первом веке, с момента грядущего «прекращения ежедневной жертвы», им будет нельзя возвращаться в свои прежние собрания, чтобы спасать их репутацию или искать спасения у бывшего христианского руководства. Подобно древнему Иерусалиму в момент разрушения, это место станет гибельным для всех, кто будет искать в нем «духовный ковчег спасения». С момента вторжения язычников в места прежнего поклонения и осквернения их «мерзостью запустения», эти места будут нечистыми! Бегите, не оглядывайтесь и не возвращайтесь!

______________ Простейшее определение о том, что такое “мерзость” смотрите здесь:

Что такое грядущая «мерзость запустения»?

strazh.org.ua

"Мерзость запустения": значение слов пророка Даниила

«Мерзость запустения» – это словосочетание, которое неоднократно встречается в Священном Писании. Чтобы истолковать эту фразу, нужно ознакомиться со связанными с ней событиями, а также с этимологией первого из двух слов. Версии о значении «мерзости запустения» будут рассмотрены ниже.

Этимология

В традиционном понимании слово «мерзость» – это нечто весьма отталкивающее, то что вызывает непроизвольное содрогание. Однако в Танахе и Мишне, написанных на иврите, оно нередко используется в ином значении. Там оно обозначает идола. Поэтому ряд исследователей полагает, что в книге пророка Даниила имеется в виду «неподвижная мерзость», то есть статуя для поклонения.

Другая группа ученых склоняется к тому, что этим словом с намерением искажения был назван древнеримский бог Юпитер. На иврите «мерзость» пишется как βδέλυγμα, это слово близко по написанию к Баалшамем - «господин неба». Это могло быть следование предписанию о том, что имена идолов, каковым для иудеев, по сути, и являлась статуя Юпитера, можно произносить только в искаженном или же в сокращенном виде.

Первые три упоминания изучаемой фразы обнаруживаются в Книге Даниила, где он излагает свои апокалиптические видения.

«Мерзость запустения» у Даниила

Христианская традиция относит его к великим библейским пророкам. Он был потомком знатного рода иудеев и еще подростком оказался вместе со своими соплеменниками в вавилонском плену. Там им было получено халдейское образование, и его призвали на службу при дворе.

Как сказано в Библии, Даниилу был ниспослан дар от Бога – понимать и растолковывать сны, этим он и прославился. Два самых известных эпизода его жизни – это чудесное спасение от львов во рву и разгадка смысла слов, написанных на стене таинственной рукой на пиру Валтасара.

В числе прочих Даниилом были сделаны пророчества о «мерзости запустения». Он говорит о том, что она появится на крыле святилища, будет прекращена ежедневная жертва, и это будет длиться 1290 дней, а затем опустошителя постигнет предопределенная окончательная гибель. Что это значит? Разъяснение будет дано ниже.

Антиох Эпифан

Этот греческий царь в 170 году до н. э, чтобы восстановить порядок в Иерусалиме, ввел туда войска, и мятеж был жестоко подавлен, а город разграблен. После этого, опираясь на лояльно настроенных жрецов, он перешел к насильственной эллинизации. Иерусалимский храм был превращен им в святилище Зевса. У всех на глазах он собственноручно заколол на алтаре жертвенную свинью.

За этим последовали преследования иудеев, которые сопровождались пытками и публичными казнями. Были срыты городские укрепления, а жестокие гонения способствовали тому, что вспыхнуло новое восстание, возглавленное Маккавеями. Организации нового похода против иудеев помешала смерть Эпифана в 164 г. до н. э.

Именно эти события и известны под названием «мерзость запустения», о них и пророчествовал Даниил.

Первая книга Маккавеев

В ней говорится о том, что на жертвенник всесожжения была возведена «мерзость». Под жертвенником всесожжения в иудаизме понимается один из основных предметов религиозной службы, проводившейся в Скинии, а позже и в Храме. Как сказано в Библии, с этим предметом было связано несколько чудесных явлений:

  • В жертвеннике постоянно горел огонь, но, несмотря на это, он никогда не повреждался.
  • Он располагался под открытым небом, но ни разу огонь не был затушен дождем.
  • Столб дыма, поднимавшийся от жертвенника, шел к небу вертикально, и ветер никогда не относил его в сторону.
  • Запах паленой плоти никогда не исходил от него.

Для иудеев осквернение этого священного предмета поистине было мерзостью. В книге Маккавеев написано, что они разрушили «мерзость», воздвигнутую Антиохом Эпифаном в Иерусалиме над жертвенником всесожжения, и обнесли святилище высокими стенами, как раньше. Как указано выше, об этом, как и о гибели опустошителя, также говорилось в пророчестве Даниила.

Толкования у Даниила и у Маккавеев

Как предполагают толкователи Священного писания, в двух указанных источниках «мерзость» трактуется буквально, то есть либо как «идол» вообще, либо как статуя Зевса (Юпитера). Что в обоих случаях являлось большим оскорблением для правоверных иудеев.

Тут уместным будет вспомнить одну из библейских заповедей, призывающих не сотворять себе кумира, то есть изваяния языческого бога. Таким образом Антиох Епифан нарушил основополагающие устои еврейской веры.

В Евангелии от Матфея

Там Иисус на Елеонской горе говорит о мерзости запустения, реченной пророком Даниилом. В своей проповеди он вспоминает его предсказание. Как было выяснено, они относятся к установлению статуи верховного языческого бога, который у греков именовался Зевсом, а у римлян Юпитером, в иудейском храме.

Что имеет в виду Сын Божий, произнося слова о мерзости запустения на святом месте, приведенные в Евангелии от Матфея? Они были изречены примерно через 200 лет после описанных событий. Тем самым Иисус произнес пророчество о том, что в будущем в Иерусалимском храме в определенное время повторится нечто подобное. Большинство толкователей Библии считает, что Спаситель имел в виду приход антихриста.

Пророчество Иисуса

В нем он говорит своим ученикам: «Когда увидите мерзость запустения, о которой пророчествовал Даниил и которая стоит, где не положено, пусть находящиеся бегут в горы». Далее Иисус дает следующие указания. Те, кто находится на кровле, не должны сходить вниз, чтобы взять что-нибудь из своего дома. А тем, кто в поле, не надо идти назад, чтобы брать свою одежду.

Горе будет беременным и кормящим в те дни. Всем нужно будет молиться, дабы бегство это не произошло зимою, так как тогда будет настолько сильная скорбь, которой еще не было от самого начала творения и которой не будет после. Далее Иисус отмечает, что если бы Господь не уменьшил число этих дней, то никакая плоть не спаслась бы. Но ради тех, кого он избрал, он сократил те страшные дни.

Сын Божий предупреждает: «Если кто-нибудь скажет вам, что вот здесь или там Христос, не верьте ему. Так как восстанут лжепророки и лжехристы, ими будут даны чудеса и знамения, чтобы прельстить и избранных, если это возможно. Я же сказал все наперед, а вы берегитесь». При этом слова Спасителя являются таинственными, и в них нужно разбираться. Да и сам он говорит о них: «Читающий да разумеет».

В чем смысл?

По мнению экзегетов, он состоит в следующем. Говоря о «мерзости запустения» свидетелям его земной жизни, Иисус имел в виду не какое-то одно конкретное событие. Святые отцы приходят ко мнению, что подразумевается демоническая личность – антихрист, который должен прийти в конце времен. Поэтому Христос требует покинуть страшное место, так как в случае промедления в бегстве наступит гибель. Необходимо молиться, чтобы быстрому исходу не помешали никакие неблагоприятные обстоятельства.

Существуют времена и обстоятельства, когда отечество земное нужно незамедлительно покинуть ради отечества небесного. Когда говорится о том, что нужно молиться, чтобы бегство не случилось зимою, речь идет о холоде Апокалипсиса, от которого застывают сердца.

Но среди гнева Иисус помнит и о милости. Он говорит, что Господь сократит эти дни для избранных, то есть для тех, кто примет Христа. Для тех, кому было обещано, что «остаток спасется». Избранники Божии и день, и ночь вопиют к нему, и Господь дает ответ на их молитвы.

К этим избранным относятся все, хранящие ему верность в испытаниях. Что бы ни происходило вокруг, Бог всегда здесь. Он абсолютный господин времени и истории. Им будет сокращено время испытаний, он спасет от всякого отчаяния, спасение – это всегда его главное и последнее слово.

Таким образом, выражение «мерзость запустения» упоминается в Священном Писании и в прямом, и в переносном смысле. В первом случае это языческая статуя, установленная в иудейском храме, а во втором - те испытания, которые ждут всех во время прихода антихриста, но время их будет сокращено во имя истинно верующих.

fb.ru

Мерзость запустения - Радио ВЕРА

Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 год. Дэвид Робертс, масло, 1850

«Мерзость запустения» – известное библейское изречение, которое есть и в Ветхом, и в Новом Заветах.

У Евангелистов Матфея и Марка оно вписано в эсхатологическую речь Иисуса Христа, речь о последних временах существования мира.

В Евангелии от Матфея мы читаем:

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?»

Христос, ссылаясь на пророчества из Книги пророка Даниила говорит:

«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы».

Выражение – «мерзость запустения», которое использует пророк Даниил, и на которое ссылается Иисус Христос, не имеет однозначных объяснений.

Большинство толкователей Священного Писания понимали под «мерзостью запустения» статую языческого бога или изображения римского императора, которые были поставлены в Иерусалимском храме.

Некоторые усматривали в этом выражении сам Иерусалимский храм и его разрушение римским войском.

Сам же Спаситель, предсказывая «мерзость запустения», скорее всего использовал это выражение в общем смысле, имея в виду то, что Иерусалим и храм его будет опустошен и станет пустыней.

И действительно во время Иудейской войны и взятия Иерусалима Титом, храм был сожжен, а город сравнялся с землей. Иерусалим пал в сентябре 70-го года по Рождестве Христовом. И запустение, предсказанное Даниилом, и повторённое Спасителем сбылось.

Выражение «мерзость запустения» означает разруху и заброшенность. Говоря так, мы имеем в виду полное разорение или опустошении чего-либо, некогда цветущего и благополучного.

radiovera.ru

Протоиерей Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года.19 февраля / Православие.Ru

Сказал Господь Своим ученикам: когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.

Господь говорит о постепенном и нарастающем раскрытии сил зла. После бедствий общего порядка (война, землетрясения, глады), скорби гонений (Мк. 13, 5—13), наступит торжество зла. Господь возвещает о главном бедствии — о последнем испытании перед концом, о «мерзости запустения, реченной пророком Даниилом, стоящей, где не должно». Слова Господа настолько таинственны, что Евангелие взывает к особому вниманию и проницательности: «Читающий да разумеет».

Историческим прообразом этого явления может быть осквернение сирийским царем Антиохом Епифаном Иерусалимского храма в 167-ом году до Рождества Христова. Этот нечестивый правитель поставил в святом месте статую Юпитера Олимпийского, с тем чтобы уничтожить всякую память об иудейской религии. Точно так же в XX веке в Москве в Покровском храме, где подвизалась преподобномученица великая княгиня Елисавета, был установлен бюст Ленина.

Но поскольку два плана в пророчестве Господа — разрушение Иерусалима и гибель мира — накладываются один на другой, все сказанное здесь Господом относится и к осаде римским войском в 70 году святого града. Богоизбранный народ стал мерзостью запустения. Они отвергли свое спасение как мерзость, и Бог навел на них мерзость, которая стала их запустением. Римское войско стояло, где не должно, — вокруг и внутри святилища, к которому язычники не должны были приближаться. Грех пробил брешь в стенах святого града, через которую ушла Божия слава, и вошла в него «мерзость запустения, стоящая где не должно».

Несомненно, что не одно конкретное событие имел в виду Господь, говоря о приходе «мерзости запустения» современникам Его земной жизни. Святые отцы сходятся в том, что речь идет о страшной личности. Очевидно, это антихрист, который должен появиться в конце времен, — то, о чем мы читаем во Втором Послании к Фессалоникийцам и в Первом Соборном Послании апостола Иоанна Богослова (2 Фес. 2, 3—8; 1 Ин. 2, 18; 4, 3).

Во всяком случае, требования покинуть это страшное место звучит как императив. Оно настолько страшное, что единственным решением может быть бегство. Всякое промедление в бегстве будет означать гибель. Следует желать и молиться, чтобы никакие неблагоприятные обстоятельства не могли помешать быстрому уходу. «Находящиеся в Иудее да бегут в горы». Бывают времена, когда ради Небесного Отечества надо незамедлительно оставить отечество земное. «А кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою». Как ради спасения земной жизни человек готов ничего не пожалеть и пожертвовать всем, так ты благодари Бога, если душе твоей будет дано спастись хотя бы как из огня.

«Горе беременным и питающим сосцами в те дни». Они не смогут быстро бежать, как другие. Наступит время, когда величайшие земные утешения откроются величайшим бременем. «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою». Господь говорит прежде всего об апокалиптическом холоде, от которого стынут сердца. «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет». Во время римской осады в 70 году была угроза гибели всего иудейского народа — обезумевшие от голода матери поедали собственных детей, и римляне убивали всех подряд. Если бы продлилась еще немного война, то не спаслась бы никакая плоть. Но эти ужасы — только прообразы того, что грядет. Пламя, скрывшееся под пеплом Иудеи в 70 году, в конце истории охватит весь мир. Зло обретет размеры вселенской катастрофы.

Однако среди гнева Своего Господь вспоминает о милости. «Ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» — ради тех, кто примет Христа. Ради тех, кто готов был отдать свою жизнь, подобно Ионе, чтобы прекратилась буря. Ради тех, кому Он обещал, что «остаток спасется». Избранные Божии вопиют к Нему день и ночь, и Господь отвечает на их молитвы. Эти избранные — все, кто хранит Ему верность в испытаниях. Что бы ни происходило, Бог здесь. Он остается абсолютным Господином времени и истории. Он сократит время испытаний. Он — Спаситель от всякого отчаяния. Спасение — всегда последнее и главное слово Господа.

И снова Господь зовет нас к бодрствованию среди апокалиптической ночи и к стоянию на страже души. «Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки». Лжепророки будут проповедовать о лжехристах, и дадут знамения и ложные чудеса. Они прельстят многих из тех, кто уверены в себе, что стоят, и будут стараться прельстить, если возможно, избранных — тех, кто знает Христову благодать. «Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все». Предупрежден — значит вооружен. Уверенность в истине и предупреждение против апостасии хорошо дополняют друг друга. Бог сохранит нас, но мы должны также хранить себя сами. Необходимо бодрствовать и одновременно быть исполненными доверия Богу. Это трудное равновесие между всецелым упованием на Бога и бодрствованием — и есть путь, которым должна идти Церковь.

pravoslavie.ru

Пророк Даниил предсказал наше будущее до 2039 года

Интересная тема

«А ты, Даниил… запечатай книгу сию до последнего времени, [когда] многие прочитают ее и умножится ведение»… Книга пророка Даниила веками скрывала свою тайну – спрятанную в ней дату нашего будущего. Только теперь настало время узнать, что нас всех ожидает.

Один из самых впечатляющих моментов в Евангелии это глава, в которой ученики Христа спрашивают его о конце времен: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24-3) В ответ Иисус начинает перечислять все эти признаки (кстати, весьма подходящие к нашему времени), не забыв упомянуть и многочисленных лжепророков, и войны, и беззакония, когда «во многих охладеет любовь». В Евангелии от Матфея, заканчивая это безрадостное описание, Христос произносит следующие слова: «Претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам... Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы...».

Почему Христос, затрагивая такую важную тему, как «конец времен» и собственное Второе Пришествие, неожиданно ссылается на ветхозаветного пророка Даниила? Почему он подчеркивает эти слова, делая на них особенный акцент: «читающий да разумеет»? Ведь обычно в Библии подобного рода фразы – «имеющий ум сосчитает», «имеющий уши да услышит» и т.д. – являются намеками: в этом месте скрывается что-то важное.

Последовав указанию Христа и обратившись к тексту книги Даниила, действительно можно найти в ней немало интересного. К примеру – точную дату Второго Пришествия, указанную там совершенно открыто.

Тайна разбитого колосса

Всем известно выражение «колосс на глиняных ногах», но далеко не каждый знает, что оно берет свое начало из «Книги пророка Даниила». Этот яркий образ почти две с половиной тысячи лет назад привиделся во сне могущественному вавилонскому царю Навуходоносору и был истолкован Даниилом, тогда еще простым иудейским юношей, попавшим в вавилонский плен.

Во сне, который взволновал Навуходоносора, царь увидел огромного страшного истукана, у которого «голова была из золота, грудь и руки – из серебра, чрева и бедра – медные, голени железные, а ноги частью железные, частью глиняные». Затем произошло следующее: какой-то камень «оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его и разбил их». А потом этот самый камень, разбивший колосса, «сделался великой горою и наполнил собой землю».

Вот такая история, которой Даниил, благодаря сошедшему на него вдохновению, дал следующее истолкование: золотая голова истукана – это Вавилон, царство самого Навуходоносора, вслед за которым по очереди мировое господство захватят царства «серебряное» и «медное». Четвертое царство, пришедшее им на смену, будет «крепко, как железо», а после него настанет время странного пятого царства, сравнимого с непрочными глиняными ногами. Ему Даниил дал название «царства разделенного». Ну а камень, разбивший в конце концов это олицетворение могущества и власти, означет ни что иное, как конец привычного для людей мироустройства и совершенно новые законы, которые начнут после этого править на земле: «и Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2-44).

Собственно говоря, все это прекрасно согласуется и со словами Христа о «конце времен», и с обещанной им новой эпохой, когда на землю придут любовь и согласие. Чтобы узнать точнее, когда все это произойдет, достаточно вчитаться в другие сны и видения из Книги Даниила – в них пророк подробно и удивительно верно описывает картины далеких для него времен.

Всемирная история, увиденная во сне

Давайте попробуем проследить совпадения предсказаний о «железном колоссе» с реальными событиями мировой истории.

Итак, согласно первому пророчеству, «золотое царство» Вавилона должно было со временем уступить место «серебряному» – и в 539 году до н.э это действительно произошло, когда Вавилон пал под напором войск персидского царя Кира. Весь цивилизованный мир на несколько столетий перешел в руки персов, пока в свою очередь и империя Кира не была завоевана греком по имени Александр Македонский. Самое интересное, что Даниил не только предвидел эту последовательную смену «царств», но и совершенно точно упомянул все три вышеназванные мировые державы: вавилонскую, персидскую и греческую.

Так, описывая одно из своих видений, в которых воинственный козел побеждает в схватке овна, Даниил поясняет: «Овен – это царь Персидский, а козел косматый — царь Греции». Совпадения с реальной историей здесь поистине невероятны, ведь от Даниила завоевания Македонского отстояли на века! Среди ученых даже существует мнение о том, что «Книга Даниила» дописывалась кем-то во времена Александра, однако никаких подтверждений тому нет, и данный вывод сделан учеными только лишь из-за кажущейся невозможности подобного удивительного знания будущего.

Однако Даниил описал и гораздо дальше отстоящие от него по времени события, рассказав под видом «четвертого, железного царства» о следующем по счету оплоте цивилизации – великой Римской империи. Европейская культура Рима, пришедшая на смену восточной, не была похожа ни на что, существовавшее прежде. Ее мощь, основанная на четкой организации и подчинении, заставила Даниила сравнить ее с бездушным зверем, «пожирающем и сокрушающем» все на своем пути. Впрочем, с пророком нельзя не согласиться, вспомнив о том, как властно и жестко навязывал Рим свои порядки народам, находящимся у него под крылом.

Что же касается пятого «царства разделенного», то его описание удивительно напоминает… нынешнее мироустройство. Судите сами: после распада Римской империи однополюсная модель мира действительно сменилась на многополюсную. И хотя всегда находились сильные державы, претендовавшие на мировое господство, на деле планета оказалась поделенной на несколько крупных сфер влияния, что весьма согласуется с пророчествами Даниила: «А то, что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа… И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое».

После таких удивительных «совпадений» хочется побольше узнать о той части истории «колосса на глиняных ногах», о которой пока еще нельзя прочитать ни в одном учебнике, поскольку она имеет отношение к нашему будущему. Тем более что, как можно понять, будущее это отнюдь не за горами.

Точная дата Второго Пришествия

Давайте еще раз вспомним слова Христа: «…когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила». Этот образ «мерзости запустения» встречается у Даниила в его заключительной главе, которая целиком посвящена хронике последних дней существования «колосса». Подводя итог своим пророчествам, там Даниил прямо указывает сроки предсказанных им событий, когда на смену старому мироустройству должно прийти новое, гораздо более справедливое:

«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней».

Узнать дату, скрывающуюся за этими цифрами, несложно. Достаточно учесть несколько моментов.

Во-первых: в данном отрывке речь идет о разрушении Иерусалимского Храма. Дело в том, что в иудаизме только в этом Храме могут совершаться жертвоприношения, а разрушение святыни ведет соответственно к «прекращению ежедневной жертвы». Всего в истории еврейского народа было два Иерусалимских Храма, первый из которых был разрушен царем Навухудоносором в 586 году до н.э. Современником этого события был пророк Даниил.

Во-вторых: слово «день» на иврите – гибкое понятие, дословно означающее «эпоха», «промежуток времени». В Библии под «днями» нередко подразумеваются годы, как, например, у пророка Иезекииля: «Я определил тебе годы числом дней... день за год Я определил тебе» (Иез.4-5).

Учитывая все это, можно без труда узнать, сколько времени должно пройти от исторической даты – разрушения Иерусалимского Храма («прекращения жертвы») до радостных дней блаженства. Достаточно сложить оба числа (1290 и 1335 лет) и приплюсовать их к дате 586 г. до н.э.

Получается 2039 год.

Выходит, к этому совсем недалекому уже времени наше современное «разделенное царство» должно смениться на новое, абсолютно другое. В отличие от предыдущей смены «царств» это будет происходить совершенно по-новому, ведь жаждущий неограниченной власти «колосс» будет разбит и навсегда останется в прошлом. Как именно это получится, неизвестно. Но главное, что новая эпоха, по обещанию пророка, будет гораздо справедливее прежних.

И еще. В последней главе, написанной Даниилом, есть загадочная фраза, сказанная пророку в видении. «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени, [когда] многие прочитают ее и умножится ведение» (Дан.12-4).

Выходит, в нужное время предсказания должны были быть «распечатаны» и поняты до конца? Раз так, то это время уже настало, тем более что обещание «последних времен» на пороге нового, справедливого «царства» звучит не так грустно, как окончание всех времен вообще.

Авторы: Дмитрий и Надежда Зима, *1001 гороскоп*

1001goroskop.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031