Место рождения богородицы


Святая Земля. Часть 3. Дом Иоакима и Анны в Иерусалиме

Святые праведные Иоаким и Анна жили в Назарете Галилейском. Достигнув глубокой старости, не имели детей, и терпели за это горькое поношение от людей, т.к. дети считались Божиим благословением, а бездетных супругов люди почитали грешниками. Однажды во время праздника первосвященник Иерусалимского Храма отказался принять дары от Иоакима, считая его лишенным Божиего благословения. Глубоко опечаленный, Иоаким ушел в пустыню, где постился и молился 40 дней. Святая Анна считала себя виновницей несчастья, и слезно моля Господа о даровании младенца, обещала посвятить Богу дарованное дитя.

Греческая церковь на месте Рождества Пресвятой Богородицы

После этого обета Иоаким и Анна поселились в Иерусалиме, и вскоре у них родилась дочь, которой они дали имя Мария. До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Дом, где жили праведные Иоаким и Анна, и где появилась на свет Пресвятая Дева, находился к северу от Иерусалимского Храма, вблизи ворот, выходящих в сторону Гефсимании, и называемых Овчими, Львиными или Стефановыми (потому что именно через эти ворота вывели первомученика Стефана, чтобы побить камнями).

Львиные (Овчие) ворота Иерусалима

Львы на воротах

Игумен Даниил пишет в своих записках: «Здесь находится небольшая каменная пещера, внизу под алтарем, в этой пещере родилась Богородица, здесь же хранится гроб Иоакима и Анны. Недалеко отсюда притвор Соломона, где находится купальня, названная Овчей купелью, и где Христос исцелил расслабленного. Место это к западу от дома Иоакима и Анны, на расстоянии брошенного камня. Если оттуда идти на восток, то близко городские ворота, которые ведут к Гефсимании».

Сейчас на этом месте очень близко расположены два храма: католический собор святой Анны, славящийся прекрасной акустикой, и греческая церковь Иоакима и Анны. Под храмами находятся пещеры, но местом Рождества Пресвятой Богородицы считается пещера под греческой церковью.

Католическая церковь святой Анны

Пещерная церковь под церковью святой Анны

Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.

Место Рождества Пресвятой Богородицы в пещере под греческой церковью

Икона - Богоотцы Иоаким и Анна с Пречистой Девой Марией

Храм свв. Иоакима и Анны на месте их дома в Иерусалиме

Читать дальше »»

Святая Земля. Оглавление:

Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.

Дата публикации 20.03.2016 Автор статьи: Анна Хрусталева

materinstvo.ru

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Православные праздники

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка. «Из Назарета может ли быть что доброе?» - презрительно отзывались евреи о нем. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом.

Праведные Иоаким и Анна

Родителями Девы Марии были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна - младшая дочь священника от племени Ааронова Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетны, так как святая Анна была неплодна. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.

Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи. В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и 40 дней со слезами молился Господу о даровании дитяти.

Узнав об этом, жена его, бывшая дома, сильно скорбела. Как-то Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна. Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария.»

С той же вестью явился ангел в пустыне и Иоакиму. Благодаря всем сердцем Бога, тот с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой с твердой верой в исполнение обетования Господа.

После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «госпожа», «надежда». Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

Место Рождества

Пещера, бывшая частью дома Иоакима и Анны

Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. На этом месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.

О католическом догмате «Непорочного зачатия»

«Непорочное зачатие», картина Мурильо. Иконография включает изображение Марии, парящей в небесах на полумесяце

Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря (ст. ст.) зачатие Пресвятой Богородицы, называя это зачатие преславным и святым. Однако она не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь, которая в XIX веке провозгласила догмат «Непорочного зачатия». Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.

Праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы

Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом - от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, «из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения.»

Установление праздника

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот день празднуется рождение Той, через Которую пришёл Христос Спаситель.

Этот праздник установлен Церковью уже в древности. Первоначально он возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви. Cв. равноапостольная Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы.

Текст праздничного тропаря «Рождество Твое, Богородице Дево» имеется и в римско-католической службе, что является едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей. Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом.

Значение праздника

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

Ветхий Завет по преимуществу был временем Божиих обетований о спасении и человеческих упований на грядущее спасение. Господь из всех народов земли избирает Себе народ израильский и из всех родов израилевых – род пророка и царя Давида и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Господь Иисус Христос. Последним звеном цепи Божественных избраний и началом нашего спасения было Рождество Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, которое Святая Церковь празднует в начале церковного года.

Рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы:

- Лестница Иакова (Быт. 28:10-17); - Пророчество Иезекииля (Иез. 43:27, Иез. 44:1-4);

- Слова Книги Притчей Соломоновых (Притч. 9:1-11).

В Рождестве Богородицы заключается весь смысл Ветхого Завета, бывшего не чем иным, как приготовлением пречистой плоти Той, от Которой должен был родиться Христос Спаситель. Вся последующая жизнь Божией Матери сначала была раскрытием на земле великой и страшной тайны любви Божией к миру и человеку, а затем Ее служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Поэтому и годичный богослужебный круг развертывается в пределах земной жизни Божией Матери: начинается он с Ее рождества и кончается Ее Успением. Весь церковный год в той или иной степени связан с жизнью Божией Матери, и нет для человека другого пути вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только через благоговейное почитание Его Пречистой Матери и следование по Ее пути, ведущему в жизнь вечную.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Документальный фильм. «РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

Тропарь, глас 4 Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4 Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати ти: неплоды раждает Богородицу, и питательницу жизни нашея.

Величание Рождеству Пресвятыя Богородицы Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва в день Рождества Пресвятыя Богородицы О, Пресвятая и Богоизбранная Дево, Владычице наша Богородице, Небеси и земли Царице, на радость и утешение всему миру от безплодных и безчадных родителей Богом дарованная! Родившися Божиим промышлением, Ты разрешила еси неплодствие рождшия Тя, и ныне неплодное сердце мое плодоносно сотвори предстательством Твоим у Престола Вседержителева, неплодствовати же соделай мя злыми делы, гнилыми словесы и нечистыми помышленьми. О, Всеблаженная, да явлюся чадо Божие, добродетелей благоплодие присно приносящее. Ты утолила еси пречистым рождеством Твоим плач праматери нашея Евы, и праведныя родители Твоя избавила еси поношения безчадства, и ныне утоли плач и воздыхания многоболезненныя и любогреховныя души моея и избави всех нас поношения злосмрадных дел наших, страстей безчестия и от всякаго порабощения вражескаго. Наипаче же даруй нам, Пресвятая Богородице Дево, во всесветлый день рождества Твоего чистым сердцем разумети и памятовати, с коликою радостию и благодарением неплодная утроба святыя праведныя Анны ношаше Тя, да и мы не точию словесы, но наипаче делы своими выну будем со умилением сердечнем прославляти Тя, вопиюще: Слава пришествию Твоему, Чистая. Слава рождеству Твоему. Слава девству Твоему, Мати Безневестная. Купно же с Тобою сподоби нас непрестанно славити и величати Всесвятый Плод Твой, Слово воплощенно, во чреве Твоем неопально носимо, Емуже слава подобает, честь и покланение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Назад к списку

hram-troicy.prihod.ru

Дом Марии Богородицы Иерусалим, церковь рождения Марии

Мария Иерусалим мать Иисуса,  мать Иисуса Христа Мария, рождение божья матерь Иисус,Иерусалим Мария мать Иисуса,
Карта Google Maps      Возле исторических Львиных ворот, или как их ещё называют Овечьи врата в восточном Иерусалиме, есть небольшая Греко православная церковь, на которую вам обязательно должен указать ваш гид в Израиле. Церковь является библейским местом, где родилась и провела свои юные годы Мария мать Иисуса.Из придания, в котором говорится, что именно в этом доме, где сегодня стоит церковь родилась и жила Мария в Иерусалиме. Отец Марии Иоаким, мать Марии Анна, жили в достатке и оба являлись из знатного рода. Но была у них одна проблема, они были бездетными, что не прибавляло им чести и зачастую являлось насмешками со стороны. Бездетные семьи в то время являлись позором, и даже проклятием, вплоть до изгнания из храма божьего. Когда в скорби, Иоаким уходит в отчуждение, молится южнее Иерусалима, у Анны происходит прозрение, о том, что она беременна. Иоаким возвращается домой после долгого отсутствия, и Анна извещает его о том что она беременна.  Мария (богородица) рождается  и живёт первые свои годы жизни в Иерусалиме, возле овечьих ворот или ворот св. Стефана. В дальнейшем Иоаким отдаёт свою дочь на послушание в храм, и она по истечению обстоятельств попадает, в святую святых храма, с позволением там молится, поскольку священники  углядели в ней, что-то божественное. Церковь Марии, как и помещение в котором она находится переходило из врук вруки, но никто не мог в ней прижиться поскольку никто из живущих в этом здании, не верил что место библейское и святое, и они богохульствовали.  Церковь рождества в Иерусалиме, была отстроена в начале 20 века и в таком виде она существует до сегодняшнего дня. Греческая церковь рождения богородицы примыкает, к католической церкви святой Анны в которой католики указывают, на место где родилась Мария Вифезда. Как католическое место рождения, так и православное, находятся очень близко друг другу, поэтому следует вывод, что приблизительно в этом месте жила семья, в которой родилась Мария. Как только вы заходите в церковь богородицы справа, вы сможете увидеть саму церковь с иконостасом с иконами, на которых указанны библейские сюжеты. Храм рождения богородицы в Иерусалиме это библейское место и очень почитаемо людьми, у которых нет детей. Люди приходят и оставляют записки с просьбами о совершения чуда зачатия. Только на индивидуальной экскурсии в Иерусалиме вы сможете, спустится вниз на уровень земли того времени и пройти по дому Марии. Сам вход закрыт решеткой но, попросив, ключ у сестры вам разрешат туда пройти. В дом богородицы ведёт крутая лестница и спустившись, вы попадаете не первые этажи дома, где провела свои юные годы Мария. Спустившись ещё ниже, вы сможете увидеть мозаику того времени, чудотворные иконы с поплывшей краской от влажности, у которых можно оставить свои записки. Внизу дома Марии относительно сезона может быть прохладно, или душно, жарко и высокой влажностью. Чтобы вам стало понятно, это были жилые помещения над землёй с окнами, и под землёй дом не располагался. Проходы не сложены из камней, а выбиты в горной породе. Внутри католической церкви святой Анны, очень похожие помещения и иконы связанные с этим действием в городе Иерусалим.

Иерусалим экскурсии на русском языке которые, мы проводим для Вас по специально продуманным маршрутам, которые отвечают только вашим эксклюзивным запросам. Профессиональные и эксклюзивные индивидуальные экскурсии в Израиле дадут вам ощущение, которое вы от них ожидаете.Личный гид в Израиле на индивидуальной экскурсии покажет Вам и раскроет все секреты таинственной и неповторимой страны Израиль. Израильские гиды любят рассказывать о стране, которую любят всем сердцем и душой. Только на частной экскурсии вы сможете прочувствовать столь маленькую и не объятую страну как Израиль.

 

www.israelisrael.ru

Дева Мария

Женское начало, образ женщины-матери, дарительницы жизни почитается во всех мировых религиях. Так, в Древней Греции таким образом стала Деметра, в Азии молились богине Кибеле, в Египте верховное женское начало олицетворяла Исида. Христианская религия не стала исключением. В образе Пресвятой Девы Марии заключены и божественное чудо зарождения жизни, и земной путь обыкновенной женщины, судьба которой оказалась далеко не безоблачной.

Детство и юность

Отцом богородицы был Иоаким, человек верующий и праведный. Мать по имени Анна, как и муж, всегда следовала букве Закона Божьего. Семья эта жила в полном согласии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Долгие годы Анна и Иоаким молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны. Страдание бездетной пары усиливали и насмешки окружающих, которые не упускали повода позлословить над горем этой праведной четы.

Дева Мария

Почти 50 лет прожили Анна и Иоаким в браке и уже отчаялись завести ребенка. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что она скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Анна поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было удивление Анны, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.

Спустя некоторое время Анна действительно забеременела. Тогда супруги дали обет, что отдадут новорожденного на служение господу. Дочь родилась в срок и получила имя Мария (на иврите это имя произносится как Мирьям и переводится как «прекрасная», «сильная»). Соседи Иоакима и Анны вновь начали сплетничать, на этот раз дивясь чуду.

Рождение Девы Марии

Супруги же растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года они отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.

Несколькими годами позднее праведные Анна и Иоаким умерли. Мария продолжала жить при храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе. Здесь юным воспитанницам преподавали основы наук, учили Слову Божьему, а также готовили к мирской жизни, ведению хозяйства и воспитанию детей. До 12 лет Мария жила в стенах этой школы. Лучше всего девочке давалось шитье. Есть легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывальце для храмового святилища.

Учитывая подобное воспитание, из Марии должна была вырасти завидная невеста — трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба не привлекала девочку, и та дала обет безбрачия. Это создало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить при храме, и подросшей Марии предстояло покинуть божий дом.

Введение Девы Марии во храм

Но и жить одной по законам того времени ей было нельзя. Выход нашли священнослужители, привязавшиеся к воспитаннице: Марию выдали за пожилого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен был сохранить чистоту девушки, позволив ей не нарушить слово, данное Богу.

Поначалу старец не обрадовался юной невесте, свалившейся на его голову. Кроме того, мужчина опасался пересудов за спиной и насмешек родственников и соседей — столь велика была разница в возрасте. Однако Иосиф не посмел перечить воле священников и взял Марию в дом, назвав своей женой.

Рождение Иисуса Христа

Спустя некоторое время Иосиф, работавший плотником, на несколько месяцев покинул дом, отправившись на очередную стройку. Мария, оставшись на хозяйстве, присматривала за порядком, ткала и много молилась. По легенде, во время молитвы девушке явился ангел, который поведал о скором рождении сына.

Ангел приносит весть Деве Марии

Мальчику, по словам ангела, предстояло стать спасителем людей, тем, чьего прихода давно ожидали иудеи. Марию смутило это откровение, ведь она оставалась девственницей. На что ей был ответ, что понесет она от высшей силы, а не от мужского семени. Этот день в христианской традиции стал праздником Благовещения — в память о благой вести, которую получила Дева Мария.

И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не осознавала роль, которую предстояло сыграть ее сыну, однако понимала, что стала участницей настоящего чуда непорочного зачатия.

Иосиф, вернувшийся домой через некоторое время, сразу заметил перемены, произошедшие с женой. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, решив, что наивная девушка просто стала жертвой обмана какого-нибудь соседского молодца, соблазнившего ее.

Дева Мария и Иосиф

Старик не винил жену и даже хотел тайком позволить той покинуть город, чтобы она не стала жертвой правосудия: измена в те времена жестоко каралась, неверную женщину могли забить камнями и плетьми. Тогда плотнику явился ангел, поведавший о непорочном зачатии Марии. Это убедило Иосифа в невинности супруги, и тот позволил девушке остаться.

Незадолго до срока родов кесарь Август объявил о всеобщей переписи населения. Для этого людям надлежало самостоятельно явиться в Вифлеем. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, они обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и супруги решили заночевать в пещере, в которой пастухи прятали скот от дождей.

Дева Мария с младенцем Иисусом

Там-то Мария и родила сына. Первой колыбелью мальчику послужили ясли для кормления животных. Той же ночью над пещерой воссияла вифлеемская звезда, свет которой рассказал людям о явлении чуда на землю. Кроме того, свет вифлеемской звезды увидели волхвы, которые сразу же отправились в путь, чтобы лично поклониться новорожденному Сыну Божьему и поднести ему дары.

Семь дней спустя, как и требовал закон того времени, младенцу сделали обрезание и дали имя. Сын Девы Марии был наречен Иисусом. Тогда же мальчика принесли в церковь, чтобы представить Богу и принести традиционную жертву. Некий старец Симеон, также пришедший в тот день в храм, благословил младенца, поняв, кто перед ним. Марии же он иносказательно намекнул на то, что и ей, и сыну уготована нелегкая участь.

Евангельские события

Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем была в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал жестокий и честолюбивый царь Ирод. Однако предсказатели, поведавшие Ироду о свершившемся чуде, не смогли дать ответ на вопрос, в чьей семье родился Иисус.

Иисус Христос и Дева Мария

Тогда, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорожденных, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник с Марией и младенцем укрылся в Египте, и только когда опасность миновала, вернулся с семейством в родной Назарет.

О дальнейшей биографии Богородицы в Евангелии написано скупо. Известно, что Мария повсюду сопровождала Иисуса Христа, поддерживая его и помогая нести Слово Божье людям. Также женщина присутствовала при чуде, которое совершил Иисус, превративший воду в вино.

Иисус Христос на кресте

Очевидно, что Марии пришлось нелегко: постоянные проповеди, которые произносил ее сын, не всегда вызывали в людях добрый отклик. Нередко Иисусу и сопровождавшим его приходилось сносить насмешки и агрессию тех, кто не хотел принимать постулаты религии.

В тот день, когда Иисус Христос был предан распятию палачами Понтия Пилата, Мария чувствовала боль сына и даже лишилась чувств, когда гвозди пронзили его ладони. И хотя Богородица с самого начала знала, что Иисусу суждено принять муку за грехи людей, материнское сердце едва выдерживало такое страдание.

Смерть и вознесение

Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божье. Сейчас на том месте построен большой комплекс монастырей и соборов, в каждом из которых хранятся свидетельства чудес, явленных Богородицей: многочисленные чудотворные иконы (некоторые из них, по легенде, являются нерукотворными), пояс Богородицы (хранится в монастыре Ватопед), а также мощи людей, причисленных церковью к лику святых.

Пояс Богородицы

В конце жизни Мария все дни проводила в молитвах, прося сына забрать ее к себе. Однажды женщине вновь явился ангел, возвестивший, что мольбы были услышаны, и спустя три дня ее желание будет исполнено. Мария, радостно воспринявшая весть о скорой кончине, три дня посвятила прощаниям с теми, кто был ей дорог.

В назначенный день Мария, лежавшая на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все они стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы забрать мать с собой. Душа Марии покинула тело и вознеслась в Царство Божье. Тело же, оставшееся на одре, казалось, светится благодатью.

Вознесение Девы Марии

Согласно записям историка Евсевия Кесарийского, Мария умерла в 48 году после Рождества Христова, однако есть и другие письменные свидетельства, называющие и более ранние даты, и более поздние. По библейским преданиям, Богородица прожила 72 года.

Спустя некоторое время апостолы обнаружили, что тело девы Марии пропало из погребальной пещеры. В тот же день Богородица явилась им и возвестила о том, что тело ее было вознесено на небо вслед за душой, чтобы она смогла стать Святой Ходатаицей перед Богом за людей, нуждающихся в помощи. С тех пор день успения Богородицы считается одним из главных христианских праздников.

Интересные факты

Согласно преданиям мусульман (которые почитают Христа не как Сына Божьего, а как одного из пророков), Иисус (или Иса) сотворил первое чудо, еще находясь в утробе Девы Марии. Это произошло в день родов, когда Богородица уже совсем обессилела от боли. Тогда Иса указал женщине на родник, сотворенный Богом, и на финиковую пальму, усыпанную плодами. Вода и финики подкрепили силы Марии и облегчили страдания в родах.

Иконы Девы Марии

На некоторых иконах Богородицу изображают с цветками лилии в руках. Этот цветок выбран не случайно: лилия считается символом целомудрия, чистоты и непорочности.

Описание внешности Девы Марии сохранилось в работах церковного историка Никифора Каллиста. Судя по записям этого человека, Богородица была среднего роста. Волосы Девы отливали золотом, глаза же, живые и быстрые, были цвета маслин. Также Никифор отметил «сочные губы, дугообразные брови и длинные руки и пальцы» Марии.

Киево-Печерская лавра

После земной смерти Богородицы остались несколько мест, которые, по преданию, считаются уделами Девы Марии. Это гора Афон, Киево-Печерская лавра, Иберия (сейчас это территория Грузии) и Серафимо-Дивеевский монастырь. Считается, что молитвы, прочитанные в одном из этих уделов, непременно будут услышаны Богородицей.

8 декабря — день непорочного зачатия Девы Марии — в некоторых странах даже объявлен нерабочим днем. Из европейских стран такое решение приняли Италия, Австрия, Швейцария, Испания. В этот день в католических костелах и православных храмах ведутся богослужения и читаются молитвы. Также этот день считается выходным в Аргентине и Восточном Тиморе.

Гора Афон

Несмотря на то, что гора Афон считается одним из земных уделов Девы Марии, женщинам не разрешается проходить на территорию монастырских комплексов. Это правило даже закреплено законодательно, а нарушительниц ждет суровое наказание (вплоть до тюремного заключения). Однако этот запрет дважды нарушался: во время гражданской войны в Греции (тогда женщины и дети укрылись в лесах на склонах горы) и в период турецкого владычества над этими территориями.

Память (в православной традиции)

  • 25 марта - Благовещение Пресвятой Богородицы
  • 2 июля - Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • 15 августа - Успение Пресвятой Богородицы
  • 31 августа - Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии
  • 8 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
  • 9 сентября - Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы
  • 1 октября - Покров Пресвятой Богородицы
  • 21 ноября - Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • 9 декабря - Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии
  • 26 декабря - Собор Пресвятой Богородицы
Page 2

Энтони Рэпп

Актер театра и кино, певец

24smi.org

Рождество Пресвятой Богородицы. Евангельские события — Евангельские места. Путеводитель

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.

Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы.

Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы:

  • Лестница Иакова (Быт.28:10-17);
  • Пророчество Иезекииля (Иез.43:27, Иез.44:1-4);
  • Слова Книги Притчей Соломоновых (Прит.9:1-11).
Рождество Богородицы. Мстера, XIX в. Unknown, CC BY-SA 3.0

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии.

О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова.

Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю».

Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что:

«Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».

Икона «Целование Иоакима и Анны у Золотых ворот» unknown, Public Domain

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

«И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме».

— Протоевангелие Иакова (4:7-8)

После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей.

К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и великие западные художники (например, Джотто).

gospel-ru.touristgems.com

Рождество Пресвятой Богородицы - это... Что такое Рождество Пресвятой Богородицы?

Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Осенины

Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Γενέθλιον τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου[1] — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник православной и католической Церкви. В православии относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии); в католической церкви имеет ранг «праздника» (festum).

Празднуется 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября н.ст. в XX-XXI веках) в церквах, придерживающихся этого календаря, включая большинство православных. В католической и некоторых православных церквах отмечается 8 сентября по григорианскому календарю.

Событие праздника

С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы:[2]

Зачатие праведной Анны, икона XV века

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю»[3]. Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме.

— Протоевангелие Иакова (4:7-8)

Рождество Богородицы. Фреска Джотто

После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей. К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и великие западные художники (например, Джотто).

Дата празднования

Дата Рождества Богородицы (8 сентября) отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия (9 декабря). Димитрий Ростовский при этом пишет: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо»[4].

В латинском обряде Католической церкви и у англикан дата празднования всегда приходилась на 8 сентября. С датой празднования Рождества Богородицы связано торжество Непорочного зачатия Девы Марии 8 декабря (ровно за 9 месяцев до Рождества).

В Сирийской церкви Рождество Богородицы празднуется также 8 сентября, в то время как коптские христиане отмечают этот праздник 9 мая.

История установления праздника

Святая Анна с Девой Марией. Статуя в базилике святой Анны, построенной, по католическому преданию, на месте дома Иоакима и Анны. Старый город Иерусалима

Как и прочие Богородичные праздники, установление относится к сравнительно позднему времени. Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.

Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439—446), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492—496). Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. О нём упоминают также св. Иоанн Златоуст, св. Епифан[уточнить], св. Августин Блаженный. Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века, праздник не был распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XII—XIII веков. Лишь на Лионском соборе (1245) папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370—1378) установил для праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии.

Служба в православии

В нынешней православной службе праздника едва ли сохранились какие-либо песнопения раннего периода. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Из ныне используемых православной церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит сравнительно древним V—VII векам, судя по тому, что тот же текст имеется и в римско-католической службе, являясь едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей.

В современную службу праздника входят творения следующих песнописцев:

Произведения песнописцев Льва VI, византийского императора, и Георгия, епископа Никомидийского, были в богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты.

Основные песнопения праздника На церковнославянском (транслитерация) На русском На греческом[5]
Тропарь праздника Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную. Ἡ γέννησίς σου Θεοτόκε, χαρὰν ἐμήνυσε πάσῃ τῇ οἰκουμένῃ· ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, καὶ λύσας τὴν κατάραν, ἔδωκε τὴν εὐλογίαν· καὶ καταργήσας τὸν θάνατον, ἐδωρήσατο ἡμῖν ζωὴν τὴν αἰώνιον.
Кондак праздника Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея. Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей. Ἰωακεὶμ καὶ Ἄννα ὀνειδισμοῦ ἀτεκνίας, καὶ Ἀδὰμ καὶ Εὔα, ἐκ τῆς φθορᾶς τοῦ θανάτου, ἠλευθερώθησαν, Ἄχραντε, ἐν τῇ ἁγίᾳ γεννήσει σου· αὐτὴν ἑορτάζει καὶ ὁ λαός σου, ἐνοχῆς τῶν πταισμάτων, λυτρωθεὶς ἐν τῷ κράζειν σοι· Ἡ στεῖρα τίκτει τὴν Θεοτόκον, καὶ τροφὸν τῆς ζωῆς ἡμῶν.
Задостойник Припев: Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере.

Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.

Припев: Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери.

Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.

Припев:

Ирмос 9-й песни канона: Ἀλλότριον τῶν μητέρων ἡ παρθενία, καὶ ξένον ταῖς παρθένοις ἡ παιδοποιΐα· ἐπὶ σοὶ Θεοτόκε ἀμφότερα ᾠκονομήθη. Διὸ σε πᾶσαι αἱ φυλαὶ τῆς γῆς, ἀπαύστως μακαρίζομε

Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Славим Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё. Полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются[6]

Место Рождества

Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Однако точное место православные и католики указывают по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м. На православном месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды и построили там базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.[7]

Народные традиции

Основная статья: Осенины

Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Род и Рожаница, Лада, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

См. также

Примечания

dic.academic.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031