Удивительно живописен и своеобразен древнерусский город Сергиев Посад, находящийся в 70 км севернее Москвы. Раскинувшись вдоль малых рек, над оврагами он блистает своей особой, присущей только ему красотой.
Духовным сердцем города, положившим ему начало, стала Троице-Сергиева лавра. Обитель выросла из Троицкой пустыни, основанной в чаще непроходимых лесов на вершине горы Маковец выходцами из ростовских бояр – братьями Варфоломеем и Стефаном. Впоследствии младший брат Варфоломей, укрепившись духовно, принял монашество с наречением нового имени Сергий. В историю страны и Церкви он войдет как преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской.
Троице-Сергиева лавра
Сегодня мощи святого покоятся в главном Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Величавый, одноглавый, белокаменный храм всем своим видом будто говорит: «Наша церковь, как воин, сильна и непобедима». Он напоминает русского богатыря: купол как воинский шлем, а вырезанный из камня пояс подобен богатырскому, символизирующему силу и мужество своего обладателя.
В соборе всегда царит полумрак: в древности зодчие не делали большие окна. Считалось, что только при мерцании лампад и свечей можно уловить исходящий от икон загадочный неземной свет. Яркие солнечные лучи этому только мешают.
Серебряная рака с мощами прп. Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры
Троицкий храм расписан известным русским иконописцем – преподобным Андреем Рублевым. Впрочем, главная храмовая икона «Святая Троица» с 1929 года хранится в Третьяковской галерее. С самого раннего утра и до вечера у белокаменного собора выстроена длинная очередь из боголюбивых паломников, стремящихся приложиться к честным останкам преп. Сергия.
Нетленные мощи святого покоятся в красивом серебряном ковчеге, который венчает величественная сень с изображением императорской короны серебряной работы. Их создавали лучшие мастера Российского государства по указу царя Ивана Грозного и императрицы Анны Иоанновны. Около мощей постоянно пребывают иноки, попеременно сменяя друг друга каждые два часа.Рядом с ракой расположена старинная чугунная дверь, ведущая в келью великого старца. Именно здесь он творил неустанную молитву, плодами которой явилось множество чудес. Каменные стены кельи расписаны фресками по мотивам жития Радонежского чудотворца, на полу – мягкий ковер. Лучины заменены подсвечниками и паникадило, выполненными из серебра, а вдоль стен – ковчеги-мощевики, в одном из которых – частица ризы Пресвятой Богородицы, в другом – частица мощей святителя Николая Чудотворца.
Добраться до обители можно:
Недалеко от обители жил один боголюбивый человек, особо почитающий преп. Сергия и часто приходящий молиться к его могиле. Однажды после вечерней молитвы в тонком видении мужчине явился великий угодник Божий и повелел:
Благочестивый муж, исполнившись страха и радости, рассказал об увиденном настоятелю лавры – ученику преподобного – Никону Радонежскому. Игумен возвестил об этом монастырской братии. Весть о величайшей радости быстро разнеслась среди народа. И вот в воскресный июльский день торжественное изнесение честных останков святого с благоговением созерцали князь Звенигородский князь Юрий Димитриевич (сын Димитрия Донского и крестник Сергия), насельники обители, множество знати и простого народа.
В житие преподобного Сергия, написанном его первым составителем Епифанием Премудрым, об этом событии сказано:
Честные останки святого были уложены в специально приготовленную деревянную раку и установлены в Троицком соборе.
Сергий Радонежский с житием в 24 клеймах и «Сказанием о Мамаевом побоище»
По молитвам к преподобному Сергию было явлено множество чудес. Верующие обращаются к любимому старцу в различных нуждах и скорбях. И по их вере многое дается им. Чаще всего к святому возносят молитвенные прошения:
Каждый новый день в Троицком храме начинается с общего братского молебна с акафистом преп. Сергию – в 5 (или в 5:30) утра.
Ежедневно с 08:30 до 20:30 совершаются молебны с акафистом у раки преподобного Сергия, игумена Радонежского. Начало молебнов в 08:30; 10:30; 12:30; 14:30; 16:30; 18:30.В Троицком соборе можно подать только записки на молебен Радонежскому чудотворцу (за пожертвование). Другие требы можно заказать в Трапезном храме или Успенском соборе лавры.
Будучи в храме, можно самостоятельно вознести молитву великому угоднику Божьему. Святитель Иоанн Златоуст дает такой духовный совет: перед началом молитвы необходимо встать перед святым образом и закрыть глаза. Человек устроен суетно, поэтому лучше подождать, когда в душе наступит покой, чтобы со вниманием и благоговением обратиться к святому. Для создания особого духовного настроя вначале можно приложиться к святым мощам Радонежского чудотворца, а затем совершить молитву. Это может быть и каноническая молитва, и молитва своими словами. О последней святитель Феофан Затворник писал следующее:
Троице-Сергиева лавра в 1920-е годы
Принятая после Октябрьской революция кампания по вскрытию святых мощей не миновала Троице-Сергиеву Лавру. В пятницу, перед Лазаревой субботой, поздно вечером в присутствии членов специальной комиссии была разобрана рака с честными останками святого.
Все кощунственные действия снимались на кинопленку и согласовывались с В. Лениным, лично отдававшим все распоряжения. Такое поругание святыни собрало у ворот обители большое число верующих, многие их которых слезно кричали: «Веровали и будем веровать!». После совершенного святотатства мощи разместили в атеистическом музее, открытом большевиками при монастыре. Снятый видеофильм по указу В. Ленина показали по всей стране с целью «оттолкнуть от религии сотни тысяч людей».
Из воспоминаний известного ученого и священника Павла Флоренского, первого ученого секретаря комиссии по охране Лавры:
Под особым духовным окормлением Лавры находится Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. Одна из старейших обителей на Руси связана с именами родителей преп. Сергия Радонежского – преподобных Кирилла и Марии. С 1337 года в Покровском соборе монастыря почивают их святые мощи.
Не иссякает поток боголюбивых паломников к раке достохвальных святых за их родительским покровительством и благословением – «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа», как они прославляются в акафисте.
В столичных храмах можно приложиться к иконам преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей.
В редакцию интернет-портала «Православие.Ru» постоянно приходят истории чудесной помощи по молитвам к преподобному Сергию Радонежскому.
В наши дни, как и семь столетий назад, преподобный Сергий Радонежский для всех христиан является великим подвижником благочестия, светильником веры и преславным угодником Божьим, дивным чудотворцем.
Автор: Екатерина Маликова
pravoslavie.wiki
Пять с лишним веков тому назад, 5 июля 1422 г., мощи великого старца преподобного Сергия Радонежского были торжественно изнесены из земли. Звенигородский князь Юрий Димитриевич (сын Димитрия Донского и крестник Сергия), братия монастыря, множество знати и толпы простолюдинов, собравшись у могилы выдающегося деятеля Руси, с благоговением созерцали дивную картину.
Преподобный Сергий Радонежский. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры В повествовании об этом событии (не установлено точно, принадлежит ли оно Епифанию — первому составителю жития преподобного Сергия — или Пахомию Сербину) можно прочитать следующие трогательные строки: «... священный собор, открывше чудотворный гроб... видеша чудное зрение и умиление достойно, яко не токмо честное святого тело цело и свято соблюдеся, но и одежда его, в ней же погребен бысть, цела бяше всяко и тлению никакоже сопричастна...» Мощи были уложены в приготовленную для этой цели деревянную раку и установлены в сооруженном в это же время Троицком соборе (Троицкий собор и был воздвигнут на месте той тесной и низкой деревянной церквицы, которую в первые же дни по водворении своем на пустынножительство соорудил собственноручно молодой отшельник).Несомненно, что такой праведник и опытнейший пастырь духовных чад, каким был в своей непорочной жизни «истинный воин Христа Бога», — как прославляет его Церковь, — начал почитаться в самом Троицком монастыре, как местный святой, вскоре после его кончины (до открытия мощей). В середине XV века имя Сергия Радонежского можно видеть включенным уже в немногочисленный еще тогда список общерусских святых. Так как первая известная церковь в честь преподобного Сергия была поставлена в 1463 г. Новгородским архиепископом Ионою — на владычнем дворе в Новгороде, — то вполне основательно утверждать, что к концу XV столетия преподобный считался признанным угодником по всей русской земле.
Троицкий собор Троице-Сергиевой ЛаврыУсерднейший почитатель Сергия, царь Иван Грозный счел своим долгом устроить для священных останков более украшенное вместилище, чем первоначальный скромный ковчег. Около 30 лет лучшие мастера государевы трудились над созданием серебряной позолоченной раки [1]. 15 августа 1585 г. было торжественнейшим днем в Троицкой обители. Многочисленным сонмом духовенства, во главе с Митрополитом Дионисием, мощи преподобного Сергия были переложены в новый саркофаг (где почивают по сей день), после чего состоялось освящение только что законченного строителями величественного Успенского собора. И если сам инициатор столь богоугодных деяний не дожил до этого замечательного дня (Иван IV скончался 18 марта 1584 г.), то торжество было возглавлено не уступавшим отцу в благочестии Феодором Иоанновичем, который нарочито прибыл для такого празднества в монастырь. Радостный колокольный звон долго витал над окрестными полями и лесами.
В настоящее время мощи преподобного Сергия перенесены в Успенский собор и установлены около иконостаса, между алтарной дверью и южным входом, что соответствует их прежнему местоположению в Троицком соборе. Выбор нового места оказался удачным еще и потому, что как раз против гробницы в иконостасе помещается большой образ Преподобного. Простая деревянная сень, сменившая пышный балдахин времен Анны Иоанновны, напоминает посетителям храма, сколь приятна простота, которую так любил втечение своей долгой и светлой жизни скромный подвижник.
Серебряная рака с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиевой ЛаврыОдин за другим молящиеся прикладываются к мощам, получают благословение от стоящего рядом иеромонаха, крестятся и отходят в сторону. Созерцаешь это непрерывное поклонение и невольно задумываешься... Ведь вот уже шестое столетие притекают русские люди к этому гробу, в котором покоится бессребренник и миротворец, мудрец и патриот. Перед массивной и искусно отделанной гробницей (над нею неугасимо мерцают огоньки в разноцветных лампадах) появляются богомольцы разного возраста, общественного положения, характера и развития. Что же влечет сюда толпы и одиночек — интеллигентного человека, насыщенного всевозможными знаниями, и пожилую женщину, чей ум не искушен даже началами наук?
Можно найти на такой, вполне уместный для нашего критического века, вопрос многие частные ответы. Они будут так же разнообразны, как разнообразно духовное «я» человеческого существа, как многоцветна жизнь с ее радостями и невзгодами. Ведь ни влечения ума, ни порывы сердца неповторимы в каждом из нас, и если оказать, что один преклонил свою голову под этой безыскусственной сенью, чтобы оживить и обогатить дорогие воспоминания детства, другой — напомнить слуху старинные лаврские напевы, третья по обету, а кто-то, отягощенный старостью и предчувствием, что ему не придется больше побывать здесь — все это будет совершенно верно. Одно из подобных побуждении может быть необычайно сильно, а другое желание покажется постороннему недостаточно глубоким — и это будет иметь место. И здесь, как в паломничестве к любому объекту, среди веры и горения большинства затеряется примесь пустого любопытства некоторых.
Но это все детали, отдельные проявления чего-то основного, главного. А надо, извергнув неизбежные плевелы, для массы искренних и ревностных, волна за волною омывающих подножие этого замечательного гроба, дать единое и исчерпывающее объяснение — почему она так упорна в своем рвении, почему так неиссякаемо ее движение?
Троицкий собор Троице-Сергиевой ЛаврыПричина, движущая столько индивидумов в одном направлении, не нуждается, по нашему мнению, в тысяче доказательств. Вера в Преподобного Сергия, в действенность его молитвы перед Тем, в исполнении заповедей Которого он был так неутомим, в его постоянное предстательство за русскую землю, ибо он сам был одним из лучших ее сыновей — эта вера приводит и будет приводить истинно православных к прославленным мощам. А такая неугасающая вера в Преподобного сама является следствием непоколебимой преданности нашего народа Православной Церкви вообще.
Есть у русского народа прекрасные традиции, порожденные нашей замечательной религией. К ним и принадлежит обыкновение прибегать к заступничеству великого угодника в больших и малых делах. Эта традиция уходит своими корнями в далекое XIV столетие, когда жил и подвизался на Руси кроткий игумен Троицкой обители. Основоположником такого благочестивого стремления надо считать великого князя московского Дмитрия Ивановича, чье дерзание поразить врагов Родины вдохновенно поощрял великий Сергий. С той поры и повелось так, что каждый из деятелей, завершивший правое начинание, спешил к мощам основателя Лавры со словами и лептой благодарности.
Вызванные памятью, преклоняют колени у мощей скорбные и величественные фигуры прошлого. Плачет перед ними внук Дмитрия Донского и отец знаменитого Ивана III, московский князь Василий Темный, в пылу междоусобицы лишенный зрения извергом-родичем. Однако слепоту сумел он воспринять не как непоправимое несчастье, которое обычно делает человека угрюмым и озлобленным, а как нужное испытание, и смог с признательностью сказать ослепившему его Шемяке: «Ты дал мне средство к покаянию!» Последние годы правления Василия были более благоразумными, чем начало. Так, с помощью Преподобного моральная сила русского человека проявилась в столь тяжелых обстоятельствах с достаточной полнотою.
Долго молился духовному организатору блестящей Куликовской победы Иван III, готовясь к великому делу свержения татарского ига. Покоритель Казани, юный еще Иван IV почел первейшей обязанностью посетить Сергиеву обитель, прежде чем въехать в Москву, куда он спешил, чтобы увидеть своего первенца и насладиться приветственными кликами народных толп.
Троицкий собор Троице-Сергиевой ЛаврыНачало XVII века было для Московского государства суровым испытанием. Междуцарствие и боярские распри, крестьянские движения и иноземное нашествие — все это переплелось сложнейшим образом и вылилось в громадную повсеместную бурю. Героическая оборона Троицкого монастыря, выдержавшего шестнадцатимесячный вражеский натиск, ободряла неуверенных и отчаивающихся. К стенам всероссийской святыни пробивался доблестный полководец Михаил Скопин-Шуйский, чтобы прославиться победой над Сапегой и сделаться надеждой россиян. К мощам преподобного Сергия принесли храбрые москвичи Дмитрия Пожарского после ожесточенной битвы у церкви Введения на Лубянке, когда, обожженный и изнемогший от множества ран, упал в конце дня замертво мужественный отчизнолюбец. Гроб великого Сергия явился вдохновителем и собирателем воедино всех патриотических сил. От него устремились по русским просторам гонцы с призывными грамотами архимандрита Дионисия, двинулись посланцы для сбора ратных людей со всех концов страны. Отсюда, после многодневной тщательной подготовки, повели Пожарский и славнейший нижегородец Минин доблестное ополчение на спасение столицы и всего государства.
Проходит шесть лет, и еще раз поднимаются на стены отважные защитники монастыря, чтобы отстаивать святыню против отрядов польского королевича Владислава. Снова молитвы заступника Руси спасают Москву и обитель.
От какой непоправимой бы утраты сберегла Россию гробница Преподобного в конце того же века, когда в непосредственной близости от нее дважды спасся от убийц Петр Великий! Недаром признательный Петр первые из своих побед, которыми всегда будут гордиться соотечественники, отметил памятником своему спасителю: две восстановленные во взятом Азове башни царь приказал наименовать Сергиевскою и Никоновскою.
Наши предки имели благочестивый обычай брать с собой на поле боя священные реликвии. Еще одним весьма убедительным подтверждением их глубокой веры в то, что Преподобный Сергий является могучим соратником тех, кто обнажил меч в защиту справедливости, служит следующий факт. Образ «Видение Богоматери св. Сергию», обычно находившийся около мощей, сопровождал русские армии и полки в Полтавском сражении, в Отечественной войне 1812 г. и в других кампаниях. Обращая взоры к изображению наставника, вырастившего таких богатырей, как Пересвет и Ослябя, бомбардиры Петра и солдаты Кутузова ощущали душой невидимое содействие Преподобного и смело поражали неприятеля. Таким образом, бережно хранимая икона олицетворяла собой небесного патрона русского войска.
И вот, перелистав столько полных величия и драматизма страниц лучшей в мире истории нашего Отечества, что надлежит заключить русскому человеку вообще и верующему в особенности? Ведь в том, что размышление и благоговение воспроизводят перед любым из нас, нет ничего предвзятого и искусственного. Остается притти к неизбежному выводу, что эта гробница составляет неотъемлемую часть нашей истории, что этот гроб имеет многие основания называться хранителем русской земли. Православный же человек обязательно доведет ту линию событий, по которой продвигалась его мысль, до необходимого логического ее завершения. Именно, до убеждения в том, что изумительные подвиги нашего воинства и всего населения в Великой Отечественной войне, на четыре с лишним гола нарушившей мирный труд советских людей — эти небывалые и восхитившие весь мир победы одержаны Родиной не без помощи Божией, не без помощи Преподобного Сергия, который не забудет и впредь «посещать чад своих» в трудную годину.
Но не только цари и полководцы молились у гроба Преподобного и поверяли ему свои помыслы и надежды, — не одни лишь Патриархи Востока, каждое посещение которыми Руси бывало весьма благотворным для развития нашей Православной Церкви, спешили в приснославную обитель. Тысячи безвестных людей, чьи имена живут недолго после их носителей, поклонялись останкам великого подвижника, множество молящихся припадает к ним теперь, и, можно не сомневаться в этом, всегда будут итти паломники к «Сергию-Троице», как зовется в просторечьи Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Троице-Сергиева ЛавраЕсли бы кто-нибудь поинтересовался опросить богомольцев, что привело их под своды старого собора, хранящего ковчег с мощами, то вопрошающий убедился бы, как много хороших древних обычаев сохраняется в среде верующих. Принято исстари просить Преподобного Сергия помочь отстающему в обучении от сверстников ребенку, ибо памятуют чтущие святого, что сам отрок Варфоломей всегда сопровождал учение горячей молитвой и с молитвою постигнул многое. Возносятся к смиренному Сергию благодарственные молитвы тех, чьи родственники и близкие сохранены невредимыми на поле брани, ибо знают, что сам Преподобный благословил оружие, воздвигнутое против полчищ Мамая, несших Руси новое разорение и поругание. С самыми разнообразными прошениями, с какими принято обращаться к угодникам, идут к тому, кто неустанно заботился о ближнем, совершенно забывая о себе. Никакому психологу и знатоку человеческого сердца не удалось бы охватить все содержание и оттенки этих обращений. Поэтому стоит только восхищаться, видя, какую силу и постоянство имеет вера православного человека в Преподобного Сергия, в его снисходительность к людским немощам, в действенность его ходатайства за всех просящих.
Солнечные лучи освещают в течение долгого летнего дня все уголки собора. Поутру они льются сквозь узкие окна алтаря и словно зажигают узоры на облачениях и воздухах, а к вечеру, скользнув по стволам старых лип, как бы тают в воздухе. Попрежнему теплятся лампады, горят свечи, и чередой прикладываются люди к мощам, прикладываются до тех пор, пока не отойдет всенощная и двери храма не закроются до следующего утра. А завтра явятся новые богомольцы; среди них будут и здешние поселенцы, приедут с поездами жители столицы и окрестных мест.
Когда паломник [2] покидает Лавру и уже отошел от нее на значительное расстояние, его неудержимо влечет оглянуться еще и еще; вот уже скрылись из глаз монументальные главы Успенского собора, и только вершина монастырской колокольни точно плывет над деревьями и остальными предметами.
Г. Звенигородский
Примечания
[1] Современникам, привыкшим к совершенно другим измерениям, этот почти тридцатилетний срок (есть известие, что тетка царя Ивана, княгиня Ефросиния Старицкая, делала вклад на изготовление раки в 1556 г.) может показаться маловероятным. Помимо необычайной трудоемкости работ по украшению раки, вполне можно допустить, что имели место и некоторые перерывы в таком ответственном деле.
[2] Иногда приходится встречаться с недоумением такого рода: возможно ли в наши дни паломничество в том виде, как оно совершалось прежде? Такое недоумение возникает у лиц, не понимающих, что в разные времена паломничество неизбежно должно принимать и различные формы. Если в прошлом имело место хождение в Лавру пешком и такое путешествие занимало трое-четверо суток, а сейчас до Троице-Сергиева монастыря можно добраться по железной дороге менее чем за два часа, то нет никаких оснований утверждать, что от этого умаляется возвышенная цель паломничества.
STSL.Ru
Источник: Журнал Московской Патриархии, № 8, август 1946 12 Ноября 2018stsl.ru
Части 1, 2
В этой части собраны истории как тех священников, которые стали свидетелями чудес Преподобного Сергия, так и тех, кто обратился к Богу и принял священный сан в результате чудесного вмешательства Преподобного.
Огоньки на раке
Вся рака покрыта блестящими огоньками, как в Иерусалиме на гробе Господнем
Священник, посетивший Лавру и побывавший рано утром на братском молебне, потом с удивлением говорил: «Надо же, а я и не знал, что у вас тут в Лавре такое чудо бывает. Подхожу после братского молебна к святым мощам Сергия, а вся рака покрыта блестящими огоньками, прямо как в Иерусалиме на гробе Господнем».
Как правило, подаваемые чудеса и знамения имеют глубоко личный характер, поэтому не всегда мы можем понять до конца, почему чудо было явлено человеку именно таким образом, а не иным. От святых мощей аввы Сергия обильно изливается благодать Божия, и это может быть выражено каким-либо знамением или чудом. Подобные чудеса говорят о том, что преподобный Сергий действительно рядом с нами, он слышит всех, кто обращается к нему, помощь получают все, но не всегда так, как этого хотим лично мы. Для православного христианина нет смысла специально искать знамений и чудес: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29). Благодать Божия подается каждому, кто с верой, покаянием и искренним сердцем молится преподобному Сергию.
Что такое мощи?
Иеромонах Стефан (в миру Андрей), преподаватель духовной семинарии, рассказал, как, воцерковляясь в конце 1980-х годов, не имея еще должного представления о духовной жизни, услышал о преподобном Сергии Радонежском и решил поехать в Лавру.
Вот иду я к мощам Сергия. Но это ведь кости. Как же так?
Найдя Троицкий собор, он прошел внутрь и вслед за другими паломниками направился к раке Преподобного. Подходя, Андрей задумался: «Вот я иду к мощам Сергия. Но что такое мощи? Это ведь кости. Как же так?» В душе было недоумение, но Андрей все равно желал подойти.
Прикладываясь к раке, он вдруг почувствовал, как его словно пробрало током, а на душе стало хорошо. Это произошло весьма неожиданно и убедило Андрея, что мощи святых — не просто косточки, но та благодать, которую святые стяжали при жизни.
Вот эта благодать Святого Духа привлекала Андрея больше, чем всё остальное, особенно ему казалось, что самое главное, подлинное, настоящее — в монастыре, он отказался от поступления в университет, устроился трудиться в Черниговском скиту Лавры, затем поступил в семинарию, Академию, где и принял монашеский постриг, став одним из чад преподобного Сергия, совершающим служение в Николо-Угрешском монастыре.
«Как будто кто-то повел за руку»
Отец Юлий вдруг направился к иконе преподобного Сергия
Протоиерей Юлий Кустанов, некогда учившийся в Лавре в Московских духовных школах, нес служение настоятеля в Благовещенском храме города Миасса. 8 октября 2012 года, в день памяти преподобного Сергия, он отслужил Литургию и решил, как и всегда по праздникам, обратиться с проповедью к прихожанам. Всегда неукоснительно он проповедовал, как полагается с амвона. Но впервые за всё свое священническое служение он вдруг сошел с амвона и направился произнести проповедь возле иконы преподобного Сергия внутри храма. Он пошел, как будто кто-то повел его за руку.
Вскоре, во время его проповеди произошло почти невероятное дело. На прилегавшей улице двое пьяных молодых людей разогнали автомобиль ВАЗ 2114 до огромной скорости и, взлетев с пригорка у храма, врезались в деревянную стену церкви на высоте 1,5 — 2 метра. Удар пришелся ближе к алтарю, массивные деревянные балки (брус) полетели через амвон, как раз через то место, где должен был по обыкновению проповедовать батюшка. Иконостас был сломан, а опорный столб у солеи выбит с места. Если бы там находился священник, то он не избежал бы тяжелых травм, а, может быть, даже и смерти. Но милостью Божией никто не пострадал, включая пьяных людей в автомобиле. Прихожане сказали отцу Юлию: «Батюшка, Вас спас Сам Господь».
Молитва перед экзаменами
Студент медицинского института, Павел, всегда перед экзаменами горячо молился преподобному Сергию, и даже самые сложные — по биохимии, гистологии — он сдавал на пятерки. В институте были преподаватели, которым вообще невозможно было сдать на отлично, но иногда получалось так, что на момент ответа Павла, такому преподавателю надо было выйти по какой-то причине, так что принимал ассистент, либо же попадался билет, который Павел знал лучше всего. Господь являл ему очевидную помощь, призывая к Себе, и впоследствии этот студент стал монахом, совершающим свое служение в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Семинарист нашёл матушку
Какую девушку первой встречу в Троицком соборе, та и будет моей невестой
В Московской Духовной Академии как-то отмечалось редкое событие — пятидесятилетие выпуска, съехались однокурсники отца Кирилла (Павлова), и один протоиерей-выпускник рассказал, как он встретился со своей матушкой. Будучи студентом семинарии в советское время, он не знал, где же найти подходящую невесту. Тогда он помолился и решил: какую девушку первой встречу в Троицком соборе, та пусть будет моей невестой. Зашел в собор, действительно встретил девушку, познакомился с ней и вскоре они повенчались, прожив после этого благополучно пятьдесят с лишним лет.
Сотрудник министерства: «Вот бы стать одним их монахов»
Сотрудник министерства образования, когда стала сильно болеть супруга, а сам он всё больше воцерковлялся, приехал в обитель и, стоя на молебне у мощей Преподобного, подумал: вот бы стать одним из монахов, живущих рядом со святым Сергием. Он и представить себе не мог, что пройдет небольшое время и по благословению отца Кирилла (Павлова), он примет монашество и тесно соединит свою жизнь с обителью Сергия.
Как пастор стал православным священником
Тот крестится — и я крещусь, тот кланяется — и я кланяюсь, тот прикладывается — и я приложился.
И вдруг почувствовал необъяснимую радость
В настоящее время в Голландии совершает служение православный священник Сергий. Когда-то он был пастором, но обратился в Православие с помощью преподобного Сергия Радонежского. Случилось это так. Пастор приехал в Россию и посетил по каким-то вопросам Московскую духовную академию. Здесь у него появился друг священник Иаков из Польской Православной Церкви (сейчас он уже епископ). Они много спорили о Православии и протестантизме. Но отец Иаков решил прекратить эти споры и пригласил пастора сходить вместе с ним к мощам Преподобного. Впоследствии обратившийся протестант, то есть отец Сергий, рассказывал, что пошел вместе с отцом Иаковом только за компанию, но ради приличия всё, что он делал, повторял: «Тот крестится и я крещусь, тот кланяется и я кланяюсь, тот прикладывается и я приложился. И вдруг почувствовал необъяснимую радость, что меня даже смутило и расстроило. Будучи протестантом, я по-своему полагал, что такого не должно быть, и поэтому я серьезно задумался, где же подлинная благодать Божия».
Приехал бывший пастор через две недели, уже один, перекрестился, поклонился, приложился, и опять почувствовал радость, но уже поменьше. После этого стал изучать православную веру и через пять лет сознательно принял Православие. Сейчас отец Сергий как священник ведет православную миссию в Голландии. Когда приезжают русские матросы, то они ищут пиво и женщин. А отец Сергий их принимает, разговаривает и рассказывает о Боге, что очень многим принесло огромную душевную пользу.
Хочется еще добавить, что если бы семинарский курс апологетики было решено дополнить, то туда непременно надо было поместить обращение людей к Православию через соприкосновение с преподобным Сергием и назвать это «Аргументом от Преподобного».
«Смерть — вопрос короткого времени»
Жена услышала от врача приговор мужу: “Смерть — вопрос короткого времени”
Настоятель храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери возле города Хотькова священник Борис Можаев был призван к вере и священству через чудесное исцеление по молитве преподобному Сергию. Случилось это так.
До принятия священного сана Борис был врачом. Однажды он тяжело заболел и лежал в больничной палате без сознания. Жена, тоже врач по специальности, услышала от заведующего отделением приговор: «Смерть — вопрос короткого времени». Поскольку она была верующей, то единственным утешением для нее являлась молитва, и она сразу же решила ехать в Лавру к преподобному Сергию, чтобы излить перед ним свое горе. Тяготило ее не столько то, что она, молодая, но уже с сильно подорванным здоровьем женщина, останется с двумя детьми, никому не нужная, обреченная на одиночество и лишения, сколько тоска от того, что самый близкий человек, с которым она делила радости и невзгоды уже пятнадцать лет, пойдет из-за своего неверия на вечные муки, без надежды на прощение и спасение. В Лавре она горячо молилась Преподобному о спасении супруга. Встав после молитвы у раки святого, она почувствовала, как будто камень упал у нее с души. И в этот же день муж вдруг пришел в сознание, а с наступлением ночи состояние его заметно улучшилось. После этого он стал поправляться и выздоровел. Узнав от жены, что получил исцеление благодаря чудесной помощи преподобного Сергия, он стал верующим, начал усердно посещать храм, участвовать в Таинствах, а со временем принял священство.
pravoslavie.ru
8 октября - преставление прп. Сергия, игумена Радонежского.
В трудные для Церкви времена, когда благопотребна была особенная помощь Божия к укреплению веры православной в сердцах людских или когда нечестие людское грозило подавить собою благочестие и веру, в такие трудные времена Бог нарочито посылал особых избранников Своих, которые, будучи преисполнены благодати Божией, своей дивной жизнью, своим смирением привлекали к себе сердца людей и делались наставниками и руководителями в духовной жизни для всех.
Одним из таких великих избранников Божиих был преподобный Сергий, дарованный Богом земле Русской именно в такое тяжкое время, когда татары заполонили почти все пределы ее, когда междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, когда эти усобицы, бесправие, татарское насилие и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенной гибелью. Полтораста с лишком лет томилась многострадальная Русь под тяжелым игом татарским. И вот наконец призрел Господь Бог мольбы Руси Православной – приближался час освобождения, в котором Сергий явился истинным печальником родной земли.
Но чтобы сбросить варварское иго и ввести инородцев в ограду Христианской Церкви, для этого нужно было приподнять и укрепить нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому нравственному воспитанию народа и посвятил свою жизнь преподобный Сергий. Самым сильным средством, доступным и понятным тому веку, был живой пример, наглядное осуществление нравственного правила. Он начал с самого себя и продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений среди дремучего леса, приготовился быть руководителем других пустынножителей. Жизнеописатель, сам живший в братстве, воспитанном Сергием, живыми чертами описывает, как оно воспитывалось, с какой постепенностью и любовью к человеку, с каким терпением и знанием души человеческой. На страницах древнего жития повествуется о том, как Сергий, начав править собиравшейся к нему братией, был для нее поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, каким угодно трудником, служил ей, как раб купленный, по выражению жития, ни на один час не складывал рук для отдыха; как потом, став настоятелем обители и продолжая ту же черную хозяйственную работу, он принимал искавших у него пострижения, не спускал глаз с каждого новичка, возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывал дело всякому по силам, ночью дозором ходил мимо келлий, легким стуком в дверь или окно напоминал празднословящим, что у монаха есть лучшие способы проводить досужее время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, «тихой и кроткой речью» вызывал в них раскаяние без досады. В этом повествовании видно практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими науками были уменье отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах. Наставник вел ежедневную терпеливую работу над каждым отдельным братом, над отдельными особенностями каждого брата, приспособляя их к целям всего братства. Наблюдение и любовь к людям дали умение тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее чувства.
Молиться преподобному следует во всех бедах и напастях, но особенно, укрепления веры, стояния в истине.
Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8
Я́ко трисве́тлаго со́лнца светоза́рныи зве́зды,/ Тро́ическим све́том озаря́ете сердца́ ве́рных,/ сосу́да Све́та Пресвяты́я Тро́ицы я́вльшеся,/ и преди́вным ва́шим житие́м и́ноком бы́сте тве́рдии законоположи́телие/ и це́рквам благоле́пие, и благове́рным, и святи́телем, и все́м лю́дем,/ вся́ бо де́монския скве́рны отгна́вше отсю́ду/ ва́шими чи́стыми уче́нии и де́лы,/ до́бре упасо́сте ста́до, собра́нное ва́ми,/ но и ны́не мо́лим ва́с:/ посеща́йте ча́д свои́х, я́ко иму́щие дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Богому́дре Се́ргие с чу́дным ученико́м свои́м Ни́коном,/ и моли́те Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Как от преяркого Солнца блистающие звезды, Троическим светом вы озаряете сердца верующих, став сосудами Света Пресвятой Троицы, и преудивительным вашим житием для монахов были неизменными законодателями и церквам украшение, и благоверным, и святителям и всем людям, ибо отогнав отсюда всю демонскую нечистоту своими чистыми учениями и делами, вы прекрасно упасли стадо, собранное вами, потому мы и сейчас молим вас: «Не забывайте о чадах своих, как имеющие дерзновение ко Святой Троице, Богомудрый Сергий с удивительным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога, да спасет души наши».
Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, на обретение мощей, глас 8
От ю́ности восприя́л еси́ Христа́ в души́ твое́й, преподо́бне/ и па́че всего́ вожделе́л еси́ мирска́го мяте́жа уклони́тися:/ му́жески в пусты́ню всели́лся еси́,/ и ча́да послуша́ния в ней, плоды́ смире́ния, возрасти́л еси́./ Тем, быв Тро́ице вселе́ние,/ чудесы́ твои́ми всех просвети́л еси́, приходя́щих к тебе́ ве́рою,/ и исцеле́ния всем подая́ оби́льно.// О́тче наш Се́ргие, моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: С юности ты принял Христа в душу твою, преподобный, и более всего возжелал от мирской суеты уклониться, мужественно в пустыню вселился, и чада послушания – смирения плоды в ней возрастил. Потому, став Троицы селением, чудесами твоими ты просветил всех, приходящих к тебе с верою, и исцеления всем подаешь обильно. Отче наш Сергий, моли Христа Бога да спасет души наши.
По материалам Азбука. ру
pravlife.org
Дни почитания - 18 июля- обретение честных мощей, 20 июля, 8 октября- Преставление.
Молятся, чтобы испросить у Святого помощи в избавлении от физических недугов и душевных. Особенно часто богомольцы взывают к Преподобному, моля об усмирении гордыни, как одного из тяжелейших грехов. Просят не только за себя, но и за своих друзей и врагов.Особым почётом этот образ пользуется у родителей, чьи дети не показывают успехов в учении. Сам Сергий Радонежский долго не мог совладать с грамотой и отлично усвоил её лишь после горячих молитв к Господу нашему. Теперь он сам стоит подле Бога и просит его за тех, кто не может лишь собственными силами преуспеть в учении. Обращаются к Сергию Радонежскому и сами ученики, накануне экзамена или при освоении сложных наук.
Чтится Сергий Радонежский и как Святой заступник праведников и честной жизни. Поэтому перед его иконами молятся накануне важных судебных дел или во время тяжбы: помогает Преподобный всякому, кто в помыслах и делах искренен и чист и в суде за правду против лжи борется.
Православные христиане ведают Сергия Радонежского, как Варфоломея. Жил он с 3-го мая 1314 г. по 25-е сентября 1392 г., и был монахом церкви Русской. Преподобный Сергий стал основателем Троицкого монастыря (г. Москва), который ныне известен как Троице-Сергиева лавра, а также преобразователем монашества в Северной Руси.Родился Варфоломей в селе Варницы возле Ростова. Отцом преподобного был боярин Кирилл, мать звали Марией. С 10 лет Сергия обучали грамоте в церковной школе. В обучении мальчик не был так успешен, как двое его братьев, за что учитель постоянно ругал его. Сергий молился со слезами на глазах, но учеба и дальше приносила огорчения для него и родителей. И тогда случилось нечто, что изменило всю жизнь святителя.
Было ему 13 лет, когда отправил отец сына искать в поле лошадей. Увидел мальчик старца-схимника, который на Ангела похож был. Стоял он на поле и молился слезно. Не испугался Варфоломей, подождал, пока тот закончит молитвы свои. Увидел старец мальчика и спросил, чего хочет тот. Сергий поклонился и с дрожью в голосе поведал о горе своем, и просил схимника, чтобы молитвы к Богу он направил с прошением об освоении мальчиком грамоты. Старец помолился и, взяв с ковчежца частицу просфоры, благословил чадо, сказав, что отныне Господь помогать ему станет в ученье. Хотел после этого уйти пророк, но Варфоломей просил посетить дом его родительский. Выслушав за трапезой рассказы родителей мальчика о чаде их, стал старец и молвил, что будет знать Сергий грамоту, и, мало того, станет великим служителем Божиим. Уходя, пророк добавил: «Будет ваш сын обителью Святой Троицы, и многие пойдут за ним, желая понимать Божественные заповеди».Примерно в 1328 г. семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, где постаревшими родителями было принято схиму в Хотьково-Покровского храме.
История жизни Сергия Радонежского
После того, как родители Варфоломея умерли, он отправился в тот же Хотьково-Покровский монастырь, где на тот период уже находился его овдовевший брат Стефан. Желая пригнуть к «строжайшему монашеству» Варфоломей с братом основали пустынь у реки Кончуры среди Радонежского бора. Здесь в 1335 г. была возведена церковь во имя Святой Троицы. Сегодня в месте этом стоит соборный храм с таким же названием.
Стефан слишком суровых порядков не выдержал, уехал он в московский Богоявленский монастырь, где через некоторое время стал игуменом. Варфоломей в это время принял постриг под именем Сергия, призвав некоего игумена Митрофана. Такое имя выбрал он, поскольку отмечался тот день, как день памяти мучеников Сергия и Вакха. Было тогда ему 23 года.Образовалась здесь обитель, оформленная как Троице-Сергиев монастырь, первым игуменом был Митрофан, вторым – Сергий, с 1354 г. ставший пресвитером. Запретил он подаяние, желая, чтобы иноки жилы от труда своего. Пример он и сам подавал. Постепенно слава обители распространялась. Пустынь превратилась в богатый монастырь, поскольку многие приносили пожертвования.
Благословил митрополит Алексей, а Сергий сделал – ввел общинножительский устав, многие русские монастыри последовали примеру такому. Перед смертью митрополит Алексей хотел, чтобы Сергий стал приемником ему, но игумен отказался.Одним современником было очень точно подмечено: «Сергий тихими и кроткими словами мог достучаться к самым загрубелым и ожесточенным сердцам». С его милостыни многие князи примирялись. Обращались к нему князи, бояре и воеводы за благословением.В 1382 г., в дни, когда Тохтамыш наступить на Москву решил, Сергий покидает свой монастырь на определенный период, отправляясь к князю Михаилу Александровичу Тверскому под защиту.
Кроме Троице-Сергиева монастыря Сергием было основано еще несколько храмов, среди которых Благовещенский монастырь, Старо-Голутвин, Высоцкий и Георгиевский монастыри. Учениками его было возведено более 40 обителей.
В «Житии» преподобного Сергия (написанном в 1417-1418 гг.) рассказывается о том, что много чудес он в своей жизни совершил, многих исцелил, а однажды воскресил святой мальчика, которого отец на руках принес к нему.
За полгода до то кончины своей, которую чудотворец предвидел, собрал он братию и благословил преподобного Никона на игуменство.25 сентября 1392 г. отошел Сергий в Царство Небесное.
Мощи преподобного в 1919 г. подвергались вскрытию. Останки святителя найдены были в виде костей, волос и одеяния монашеского, точнее, фрагментов его. В период с 1920 г. по 1946 г. находились они в лавре. С 20 апреля 1946 г. мощи переданы церкви.
Канонизация
День памяти преподобного отмечается 25 сентября (8 октября), а также в день, когда мощи его обретены были – 5(18) июля, в Соборе Радонежских святых это 19 (6) июля. Информации о том, с какого момента Сергия приписали к лику святых, не сбереглось. В 1427 г. на родине служителя Божьего возведен был Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
Были и такие, что сомневались в святости Сергия. Но всяческие грамоты говорят о том, что причисление преподобного к святым все же было. В светских энциклопедиях даже дата указана – 1452 г.
Сегодня по одобрению папы римского почитают Сергия Радонежского в восточнокатолических церквях.
www.moleben-online.ru
Один из самых известных почитаемых российских праведников — преподобный Сергий Радонежский. Память святого празднуется 18 июля, но поклониться мощам можно в любой день, когда просит душа. Для чего люди посещают гробницу? В православии существует твердое убеждение — даже по смерти святые продолжают действовать, как живые. Силой молитвы изгоняют бесов, ставят на ноги больных, благодаря действию Духа Святого.
Святые говорят, что беды даются людям не случайно. Только через скорби мы начинаем понимать, насколько хрупок и ненадежен земной комфорт, недолговечно тело. Так люди осознают, что нельзя полагаться на деньги, общественное положение, увлекаться удовольствиями. Ведь рано или поздно временной жизни приходит конец. Поняв это, человек начинает тянуться к тому, что по-настоящему важно — духовным благам.
Чтобы помолиться около мощей Сергия Радонежского, следует приехать в Подмосковье. Доступ в Троице-Сергиеву Лавру, где находится нетленное тело святого, открыт ежедневно. Не все могут часто выбираться за город из столицы, но переживать не стоит. Ведь совершить поклонение можно и в московских храмах:
Господь прославляет праведников после смерти, украшая их тела не крестами или богатыми гробницами, а благоуханием и мироточением. Так верующие могут приобщиться к благодати Божией, действующей в грешном мире.
Столетиями это центр российской духовности, где возрастали тысячи подвижников: преподобный Максим Грек, прп. Премудрый Епифаний, Пахомий Лагофет, святитель Филарет Московский, Иннокентий (Вениминов) и др. Монахи, воспитанные здесь, впоследствии основали множество других обителей.
А ведь сначала здесь был лишь холм, именуемый гора Маковец. Хищные звери бродили по густому лесу, в котором подвижник решил возвести себе уединенную келью, место для духовных подвигов. Не было у монаха ни электричества, ни отопления, ни водопровода. Но любовь к Богу согревала его душу, силы духовные постепенно все вокруг преобразили. Даже дикие звери становились ручными, подходя к праведнику.
Постепенно вокруг Лавры вырос город, который сегодня мы знаем, как Сергиев Посад. Здесь проживали ремесленники, происходила торговля. Официально признан городом 22 марта 1782 г., императрица Екатерина Вторая подписала об этом указ. В 1930 г. переименован в г. Загорск, по имени погибшего здесь революционера В. Загорского. Изначальное название вернули городу в 1991 г.
В Сергиевом Посаде бывают тысячи паломников, ведь город входит в Золотое кольцо России. Здесь имеются достопримечательности, вызывающие неподдельный интерес туристов со всего мира:
Но главное, что привлекает путешественников в Сергиев Посад — возможность посетить Лавру, где до сих пор освящается молитвенный дух, под тихое благоговейное пение свершаются чудеса.
Мощи преподобного Сергия были обнаружены через 30 лет после его смерти в 1392 г. Батюшка пришел во сне к одному достойному мирянину. Он велел передать настоятелю и монахам свое сообщение. Святой сетовал на то, что тело его долго находится под землей в гробу, в воде. Много людей тогда собралось возле могилки праведника.
Гроб достали, он действительно находился в воде. Несмотря на это, одеяния и тело были целы. Это произошло 18 июля 1422 г. Мощи были перенесены в Троицкий храм, где ныне расположена церковь Сошествия Святого Духа. По сей день 18 июля, в годовщину великого события, в Лавру прибывают тысячи паломников, чтобы присутствовать на торжественном богослужении.
После большевистской революции новая власть развернула компанию по борьбе с религией. К преподобному стекались тысячи простых граждан, поэтому монастырь тоже не остался без внимания безбожников. В апреле 1919 г. особая комиссия пребыла в Сергиев Посад. Вскрытие гробницы было заснято на видеокамеру, мощи изъяли и выставили в местном музее. Вернули их обратно Церкви в 1946 г.
Сохранилось предание о том, как была сохранена голова преподобного. По благословению свт. Тихона, священник Павел Флоренский и граф Олсуфьев ночью тайно выкрали голову преподобного Сергия. Вместо ее они оставили голову князя Трубецкого, чьи останки были погребены в том же соборе. Все это держалось в строгом секрете, но существуют воспоминания, по которым можно понять, что святыня была в доме Олсувьева. Затем, в 1928 г. ее закопали в саду.
В 1933 г. Павла Флоренского арестовали, граф бежал в Новгород. Там он рассказал о сокрытии честной главы священнику Павлу Голубцову. Ему удалось перевезти ковчег в Николо-Угрешский монастырь, расположенный в Подмосковье. Там и находился до победы над фашистами. Пройдя всю войну, Голубцов вернул главу дочери графа. Лавра вскоре была вновь открыта, мощи вернули Церкви, тогда Екатерина Олсуфьева возвратила украденное Святейшему Патриарху Алексию.
У Бога все люди остаются живыми, даже если их земная жизнь окончена. Свидетельство этому в том, что многие необычные события происходили уже тогда, когда праведный Сергий находился душой на небесах.
В сети множество сообщений об исцелениях, которые происходят по молитвам возле мощей Сергия Радонежского. Верующие обращаются к нему, когда хотят получить исцеление от физических недугов, просят о помощи в учении, работе, молодые получают благословение на семейную жизнь.
Преподобный известен потому, что у него хватило смелости стать выразителем народной идеи патриотизма. В монашестве он сказал новое слово — основал обитель с общежительным уставов. Таков был его идеал и для мирян: так обустроить общественный порядок, чтобы верующие стали единодушны в своей вере, целях.
В то время Россию терзали междоусобицы, поэтому очень важно было, что появился монастырь, где ценилось совсем другое. Идеалы смирения, доброжелательного отношения, простота, любовь к своим ближним. Мощи Серия Радонежского продолжают напоминать об этом.
Молиться следует с усердием. Не страшно, если верующий ощущает усталость, боль в ногах, начинает болеть голова. Это нормально, ведь даже святые уставали на молитве. Нужно дать себе время привыкнуть и не терзаться напрасно. Слабость свойственна человеку. Тексты читать можно сидя, если болят ноги или человек прикован к постели болезнью, греха в этом нет. Непродолжительная молитва не должна смущать — важно не количество произнесенных слов, а настрой.
Мощи Сергия Радонежского — где находятся, как проехать was last modified: Январь 17th, 2019 by Bogolubbogolub.info
« Май 2018 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |