О рыбах детям


Конспект занятия «Беседа о рыбах»

ольга фролова Конспект занятия «Беседа о рыбах»

Задачи: Формирование знаний об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.

Загадки:

1. У родителей и деток вся одежда из монеток.

2. Куда хотим, туда плывём, река наш дом, мы в ней живём.

3. Плавают под мостиком и виляют хвостиком. По земле не ходят, рот есть, да не говорят, глаза есть – не мигают, крылья есть, а не летают.

- А как вы догадались? (Одежда из «монеток» - это чешуя, ей покрыто туловище рыбы. Рыбы живут в реке, они плавают, имеют хвостики и т. д.)

- А вы знаете какие рыбы водятся в нашей реке? (Ответы детей)

Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб? (Ответы детей)

- Почему вы так решили? (Рыбы питаются, движутся, дышат, размножаются.)

Рыбы делятся на группы по месту обитания:

— Рыбы, живущие в реке, называются… речными.

— Рыбы, живущие в море, называются… морскими

- рыбы, живущие в аквариуме, называются … аквариумные

Чем питается рыба? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомится икринками других видов рыб).

- Внимательно рассмотрите изображение и назовите части тела рыбы. (Голова, тело, хвост, плавники.)

- Глаза у рыб могут видеть только на расстоянии до 1 м. Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности. Положение и размер глаз также различны. Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде.

Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, чтобы привлечь хищника за несколько сот метров.

Рот рыбы служит для захвата пищи и пропуска воды в жабры, он имеет различную форму и положение, которое зависит от способа и характера питания рыбы. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост.

- А чем, ребята, покрыто туловище рыбы? (Ответы детей)

- А как вы думаете, для чего рыбе чешуя? (Предположения детей)

Тело рыб покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть линии - полосы, напоминающие кольца. По этим полосам можно определить возраст рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью, которая благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий.

- Скажите, кто из вас знает, для чего рыбе хвост? (Предположения детей)

Я вижу о том, что хвост нужен рыбам для того, чтобы двигаться вперед, вы знаете. Но помимо этого хвост служит рыбам еще и рулем. А некоторым рыбам длинный хвост нужен для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. А морской конек, например, при помощи хвоста прикрепляется к водным растениям.

Органы движения – не только хвост, но и плавники. Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами, которые необходимы для управления движения и балансировки.

Ребята, обратите внимание на окраску рыб. Что вы можете сказать? (ответы детей)

- Верно, окраска у рыб различная. Она служит рыбе для маскировки, так как делает рыбу малозаметной в водоеме.

Ребята, а есть ли польза от рыб и какая?

- Рыбы являются важной частью нашего питания, т. к. содержат много белка; из рыб получают жир, богатый витаминами. Рыбы – богатейший источник витаминов и минеральных веществ. Кроме этого рыбу используют для производства кормовой муки для домашних животных. Из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.

Таким образом, роль рыб в жизни человека очень велика.

- А надо ли беречь рыб и почему? (Предположения детей)

Нельзя без надобности вылавливать рыбу иначе она полностью исчезнет.

www.maam.ru

Рассказ про рыб для детей

Сообщение про рыб для детей может быть использовано при подготовке к уроку. Рассказ про рыб для детей 1,2 классов может быть дополнен интересными фактами.

Доклад про рыб

Рыбы — это водные жители, тело которых покрыто чешуёй. Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост.

У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.

Большинство рыб мечут икру. Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб. Но пройдёт немного времени и мальки превратятся во взрослых рыб.

Зимой, когда вода замерзает, рыбы опускаются на дно. В это время они ведут малоподвижный образ жизни, мало едят. Но в воде подо льдом очень мало кислорода, поэтому люди делают проруби, чтобы рыбам было легче дышать.

В зависимости от питания рыбы бывают:

  •  растительноядные, которые питаются водорослями, мошками — попавшими в воду – это такие рыбы как: лещ, ёрш, толстолобик, белый амур, уклейка и другие.
  • хищные рыбы, которые всеядны – щука, карп, сом, окунь, пиранья, акула и другие.

В зависимости от места обитания рыб из делят на речных и морских.

Речные рыбы
  • Карась – речная рыба, размером от 30 до 50 см. Бывает золотой и серебряный караси.
  • Окунь – небольшая речная рыбка длиной до 30 см. Несмотря на то, что она маленькая, окунь- хищная рыба.
  • Ёрш – небольшая рыбка, питающаяся мелкими организмами- рачками и др. Водится ёрш в реках и озёрах, и является добычей для более крупных рыб.
  • Сом – очень крупная рыба, длиной до 5м и весом до 300 кг. Обитает сом в реках и озёрах. У этой рыбы нет чешуи. Сом – хищник.
  • Щука – речная хищная рыба, она достигает в длину до 2 м и имеет массу более 60 кг. Окрас у щуки серо-зелёный в крапинку. Щука очень прожорлива. Питается в основном рыбой, лягушками, насекомыми.
Морские рыбы
  • Меч-рыба — одна из самых больших хищных рыб. Она достигает 4,5 метра в длину и весит до 500 кг. На хвосте у неё большой полулунный плавник, верхняя челюсть несет меч, а тело голое, без чешуи.
  • Морской чёрт – крупная рыба длиной до 1,5 м, а весит до 20 килограммов. На голове удочка — аппетитная светящаяся «приманка» для других рыб.
  • Летучие рыбы – невелики, от 15 до 25-35 см. Даже гигантская летучая рыба не длиннее 50 см. Её грудные плавники немного короче тела и содержат большое число лучей.
  • Электрический скат – крупная рыба, нередко достигающая длину 2 м и вес 100 кг, с почти круглым диском тела и голой, лишённой шипов и колючек кожей. Они используют своё грозное оружие главным образом для того, чтобы убивать добычу и, конечно, для обороны.
  • Рыба-зебра – морская рыбка, раскрашенная кремовыми и бордовыми полосами. Тело рыбы-зебры оснащено большим количеством плавников, игл и других придатков. В минуту опасности она быстро поворачивается из стороны в сторону, стараясь встать к противнику спиной, и бьёт его спинными плавниками. Яд крылаток чрезвычайно опасен.
Сколько живут рыбы?

Продолжительность жизни рыб от 5 до 100 лет! Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.

В мире известно больше 32 тысяч видов рыб. Они имеют большое экономическое значение для человека из-за употребления их в пищу.

Надеемся, изложенная информация про рыб помогла Вам. А свой доклад про рыб Вы можете оставлять через форму комментариев.

kratkoe.com

Конспект занятия для детей средней группы «Что мы знаем о рыбах?»

Трофимова Елена Конспект занятия для детей средней группы «Что мы знаем о рыбах?»

Конспект по познавательному развитию в средней группе. Воспитателя: Трофимовой Е. В.

Тема: «Что мы знаем о рыбах?»

Программное содержание: Уточнить и закрепить знания детей о рыбах и среде обитания. Дать знания о том, из каких частей состоит рыба, чем питается, как размножается. Развивать у детей интерес к природе.

Материал для занятия: Иллюстрация с изображением рыбы. Цветные карандаши и листы бумаги по количеству детей. Картинки с изображением разных рыб. Игра «Собери из частей рыбку».

Ход занятия:

1 часть: (Воспитатель загадывает загадку)

«Крылья есть, а не летает. Ног нет, да не догонишь. Рот есть, а не разговаривает?» (рыба)

«У родителей и деток - вся одежда из монеток?» (рыба)

Воспитатель: Разгадать эти загадки нам поможет картинка (вывешиваю картинку с изображением рыбы). – Кто изображён на картинке? Правильно – это рыба. Давайте вместе рассмотрим эту рыбу. Из каких частей состоит рыба? (голова, тело и хвост). Чем покрыто тело рыбы? (чешуёй). Что ещё есть у рыбы? (глаза, рот, плавники, жабры).

- Вот и ответ на загадку. Это рыба. Крылья есть – плавники, а не летает, рыба плавает. Ног нет, да не догонишь – рыба быстро плавает. Рот есть, а не говорит - рыбы говорить не умеют. Вся одежда из монеток – так это чешуя. Рыбы живут в воде: в аквариуме, в озере, реке, море, в океане. Дышат они при помощи жабр. Тело рыб полностью покрыто чешуёй. Чешуя помогает рыбам быстрее передвигаться в воде. Плавники и хвост тоже помогают плавать. Рыбка машет плавниками как крыльями, а хвостом рулит. Все наверняка видели, как плавают рыбы. Рыбы размножаются при помощи метания икры. Многие из вас наверняка ели рыбную икру, но думаю ни кто, не догадывался, что из икринок появляются мальки. Мальки – это маленькие рыбки, детёныши рыб. Рыбы зачастую плавают ближе ко дну или прячутся в водорослях, так они прячутся от опасности.

Есть рыбы растительноядные, которые питаются водорослями, мошками - попавшими в воду – это такие рыбы как: лещ, ёрш, толстолобик, белый амур, уклейка и другие. А есть хищные рыбы, которые всеядны – щука, карп, сом, окунь, пиранья, акула и другие. Вот сколько нового мы сегодня с вами узнали о рыбах.

2 часть. Игра «Собери из частей рыбку»

Что бы запомнить из каких частей состоит рыбка, я предлагаю вам поиграть в игру «Собери рыбку». Цель: Закрепить знания детей о частях рыбы.

3 часть. Физ. минутка:

Рыбка плавает в воде, (делаем вид, что плаваем)

Рак у нас живёт на дне. (приседаем)

Щука там ведет охоту (показывают руками большую пасть)

Ей малька поймать охота. (все убегают на стульчики)

Проводится 2-3 раза.

4 часть: Рисование.

(Дети усаживаются за столы. Показываю детям подготовленный заранее нарисованный аквариум). Ребята, посмотрите, какой у меня есть красивый аквариум, но только в нём нет рыбок. Перед вами лежат листы бумаги и цветные карандаши. Давайте вместе нарисуем много красивых рыбок, ярко их раскрасим, а вечером мы их, вырежем и поместим в аквариум. Вы готовы? Приступайте к работе, а я вам помогу.

5 часть. Подведение итогов:

1. Что вы сегодня нового узнали о рыбах?

2. Чем покрыто тело рыб?

3. При помощи чего рыбы дышат?

4. Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

www.maam.ru

«Рыбы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе

Татьяна Орлова «Рыбы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное

общеобразовательное учреждение

«Детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по образовательной области «Познание»

«Рыбы»

(старшая коррекционная группа)

Подготовила:

воспитатель старшей коррекционной группы

Орлова Т. В.

г. Ногинск

2015г.

Конспект занятия по образовательной области «Познание»

«Рыбы»

(старшая коррекционная группа)

Цель: пополнить знания детей о рыбах.

Задачи:

• Образовательная:

-формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;

-учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах);

-учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;

-вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

• Развивающая:

-развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка;

-развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.

• Воспитательная:

-воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

-воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с рыбами, чтение произведений, героями которых являются рыбы: русская народная сказка «По щучьему велению», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Е. Пермяк «Первая рыбка», А. Фет «Рыбка», И. Крылов «Лебедь, щука и рак», Г-Х. Андерсен «Русалочка», Н. Носов «Карасик», К. Бальмонт «Золотая рыбка», просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Материалы и пособия:

-картинки - иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

-поговорки, загадки;

-раскраски с различными видами рыб;

-карандаши.

Обогащение словарного запаса: чешуйки, плавники, жабры.

Ход занятия:

Воспитатель: Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Кто это? (Рыбки).

Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб: и среди них картинку с изображением воробья.

Воспитатель: Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

Воспитатель: Как вы определили, что лишний — воробей.

Дети: Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов.

Воспитатель убирает картинку с воробьем.

Воспитатель: Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой. Рассказывайте по образцу высказывания: «Эта толстая, усатая». Или: «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом».

Описательные рассказы детей.

Воспитатель: Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

- самая некрасивая,

- самая большая,

- самая маленькая.

Ответы детей.

Воспитатель: Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом — рыбы?

Дети: (называют общие признаки рыб):

Все они живут в воде.

Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

на голове рот, глаза и жабры.

Воспитатель: А теперь отгадайте-ка загадку.

«У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это?

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А монетки — что это?

Дети: Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы. Воспитатель: Серебряные или золотые монетки?

Дети: И те, и другие, но чаще серебряные.

Воспитатель: У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник. плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

Воспитатель: А есть ли у рыб шея?

(ответы детей)

Воспитатель: Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Но не отправимся домой.

Воспитатель цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой:

Ночью темень,

ночью тишь.

Рыбка, рыбка,

где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка)

Воспитатель: Где же спит рыбка и как?

Дети: Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами.

Воспитатель: Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

Воспитатель: Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

Ответы детей

Воспитатель: Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2—3 ответа).

Воспитатель: А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет)

Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них. (Ответы детей).

Воспитатель: Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? (Ответы детей.)

Воспитатель: И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее — будем умнее.

Воспитатель: Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы. Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.

(Показываю картинки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разные рыбки к нам приплыли. Мы с вами будем их разукрашивать. А потом разделим по группам: кто, где живет (в море, в реке, в аквариуме).

Раскрашенные картинки вывешиваем на доске в три группы.

Воспитатель: Что нового узнали вы сегодня о рыбах? Что вам понравилось, какие рыбы вам понравились?

www.maam.ru

Беседа познавательное развитие на тему: «Что мы знаем о рыбах?»

Беседа на тему: «Что мы знаем о рыбах?»

Цель: пополнить знания детей о рыбах.

Задачи: Формировать знания детей  о внешнем виде рыб, о среде их обитания. Напомнить  способ классификации предметов.

 Вызвать  у детей желание узнать  больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.  

Развивать  у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка.

Воспитывать  интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле.

Активизация    словаря:  телескоп, вуалехвост,  гуппи,  меченосец, чешуйки, плавники, жабры, Предварительная работа. Воспитатель организует наблюдения за рыбками, уход; рассказывает об аквариумных рыбах и рыбах, живущих в водоемах.

Материал: картинки иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

Ход:

Воспитатель: Блещет в речке чистой                        Спинкой серебристой.                        У родителей и деток                        Вся одежда из монеток.   Кто это?  (Рыбки).

Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб: телескопа, вуалехвоста, гуппи, меченосца, карася, щуки, сома и других, и среди них картинку с изображением воробья. 

Воспитатель:   Дети, взгляните  на картинки, подумайте и скажите  кто тут лишний.(ответы детей)

Воспитатель:  Как вы определили, что лишний — воробей.

Дети:  Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов.             Воспитатель  убирает картинку с воробьем. 

Воспитатель:   Назовите изображённых  рыб и дайте  краткое описание внешнего вида каждой.  Рассказывайте по  образцу   высказывания: «Эта толстая, усатая, немного похожая на кита, рыба называется сом». Или: «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом называется вуалехвост».

           Описательные рассказы детей.

Воспитатель:  Дети,  какая, по вашему  мнению, рыба самая красивая,

  - самая некрасивая,

- самая большая,

- самая маленькая.

                  Ответы детей.

Воспитатель:  Рыбы такие разные и  так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом — рыбы?  

Дети:  (называют общие признаки рыб) 

Все они живут в воде.

Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

на голове рот, глаза и жабры. Воспитатель:  А теперь отгадайте-ка загадку.

 «У родителей и деток  вся одежда из монеток». Кто это?

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А монетки — это?

 Дети: Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы.  Воспитатель: Серебряные или золотые монетки?

Дети: И те, и другие, но чаще серебряные. Воспитатель: У многих живых существ  есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они  назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

                        Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, рыбы плавают с помощью плавников.  Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.  Шевелят плавниками и плывут. Плавник... плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.Воспитатель:  А есть ли у рыб шея?

 (ответы детей) Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Физминутка  «К речке быстрой»К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)Делать так руками нужно:Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)Но не отправимся домой.

Педагог цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой: 

Воспитатель: Ночью темень,

                        ночью тишь.

                        Рыбка, рыбка,

                       где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка?)

  Где  же спит рыбка и как?  

 Дети: Спит  рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля

                                плавниками, с открытыми глазами).Воспитатель:  Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Воспитатель  группирует картинки,  отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

Воспитатель:    Перечислите  аквариумных рыбок, затем назовите  рыб, живущих в прудах и озерах.

            Ответы детей

Воспитатель:  Кто из вас  ребята  видел рыб в реке или в пруду?  Расскажите,  как вы  их заметили, как рыбы выглядели (2—3 ответа).воспитатель: А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.   А как живут аквариумные рыбки?   Расскажите что вы знаете о них.   (Ответы детей).Воспитатель: Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли?  Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность?

           Ответы детей.

 Воспитатель: И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее — будем умнее.

Заканчивая занятие, воспитатель обращается к детям: «Что нового узнали вы сегодня о рыбах?   О каких рыбах вы хотите узнать поподробнее.

infourok.ru

Конспект НОД в старшей группе по теме «Рыбы»

Оксана Николаевна Помаз Конспект НОД в старшей группе по теме «Рыбы»

Цель: формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

Задачи:

Образовательные:

1. Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

2. Подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения.

3. формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Развивающие:

1. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Ход занятия:

1) Орг. момент

Загадка:

Ребята, послушайте загадку и отгадайте

«На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.»

- Как вы думаете, что это? (ГЛОБУС)

- Верно, это глобус.

- А что такое глобус? (Глобус – это модель нашей Земли)

-Какого цвета глобус? (Голубого, коричневого, зеленого, желтого и т. д.)

-А что обозначается на глобусе коричневым цветом? (Суша)

- Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого)

- Что обозначено этим цветом? (Вода)

- Посмотрите на глобус и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой»?

Давайте проверим, так ли это. Мы с вами проведем опыт:

- У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша (отложить четвертинку яблока на блюдце, а вот что осталось, т. е. 3 части- это вода.

- Так много или мало воды на Земле? (много)

- Кто сделает вывод? («Большая часть планеты занята океанами и морями.)

2. Основная часть: Садятся за столы:

Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.

Кто всю жизнь проводит в воде? (Рыбы).

- А кто мне расскажет поподробнее, где живут рыбы? Верно, рыбы живут в море, реках, озерах, а еще есть рыбки, которые живут в аквариумах. А как называются рыбы, которые обитают в море? Верно морские. А каких морских рыб вы знаете? (акула, кит, рыба-меч, дельфин) – вылаживаю.

А те, которые живут в реках? Речные (щука, окунь, ерш, карась, сом)

Как называются рыбы, которые живут в аквариуме? Да, аквариумные.

Недаром говорят: «Рыбы – дети воды». Они живут в соленой воде и в пресной. Рыб в мире огромное количество.

Зрительная гимнастика: - Ребята, а вы знаете, что у многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. а у нас есть веки, и глаза мы закрываем когда спим, А давай те сейчас глазками посмотрим вверх, вниз, вправо, влево, а теперь быстро быстро поморгаем. Молоды! вот как вы умеете, а рыбки так не умеют.

- Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

Дети: К живой.

- Почему вы так решили?

Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб? (К живой).

Схема размножения рыб:

- Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.

1. Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш.

2. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют.

3. Потом из головастика вырастает малёк.

4. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

Воспитатель: Сейчас вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы. (Дети по - очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб).

Предлагаю поиграть,побудем маленькими рыбками:

ФИЗМИНУТКА:

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на писке

И рыбка сказала «нырять здесь легко»

Вторая сказала, «ведь здесь глубока»,

А третья сказала «мне хочется спать»,

Четвертая стала чуть-чуть замерзать,

Пятая крикнула –«вон крокодил, плывите скорее, пока не проглотил».

Молоды! садимся за столы.

Рассматривание картинок.

Характеристика рыб (строение, внешний вид).

Схема (у рыб есть голова, рот, глаза, жабры, плавники, хвост, туловище покрыто чешуей.) Дети дорисовывают после каждой характеристики.

- Ребята посмотрите на картинки (иллюстрации акулы, дельфина, карася, сома, щуки, и др.) это все рыбы их так много и они такие разные, разные по размеру, по форме, по цвету.

А давайте попробуем найти, сходства.

У всех рыб есть –

1) жабры, (схема жабр)? Необходимы ли рыбам жабры? А для чего? Да, рыбы дышат жабрами. (дети рисуют рабам жабры)

2) плавники, (схема) А для чего рыбам плавники? Верно, рыбы плавают при помощи плавников. Шевелят плавниками и передвигаются. (дорисовывают у себя)

3) хвост, (схем) А при помощи хвоста, рыбы могут поворачивать вправо и влево. (дети дорисовывают)

4)чешуя (схема) а вы держали когда нибудь рыбку в руках? какая она на ощупь? (скользкая) Чешуя помогает рыбам плавать, обеспечивает рыбе большую скорость, а еще защищает от хищников).

А есть ли у рыб шея? Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом.

- Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.

- Чем дышат люди?

- Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим, как все живые существа воздухом или может быть водой?

Опыт № 2. (Встают к столу)

В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина.

- Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина?

- Какие они?

- Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

- Оказывается рыба, как и все живые существа дышит воздухом растворенным в воде.

Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

- Но человек может помешать рыбам, как?

- Что может загрязнить реки?

Опыт № 4.

В емкость с водой капнуть масло растительное.

- Что наблюдаем?

- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

- Что происходит с живыми организмами (погибают).

- Ребята, посмотрите, речные и морские рыбке все перемешались, их необходимо срочно разделить по своим домам. Вы мне поможете?

(Разложить речных и морских рыб на картинки река и море).

- Молодцы, все справились с заданием и помогли рыбкам.

Никита, тебе какая рыбка попалась? а тебе Елисей?

На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.

А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.

3. Итог занятия:

Ребята, какие виды рыб вы узнали? а что общего есть у всех рыб? как рыбы размножаются? У меня для вас есть задание, дома с родителями узнать какие рыбки живут в аквариуме и как за ними ухаживать, а завтра мы с вами друг другу расскажем.

www.maam.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031