Пасха значение слова


Что означает "Пасха"? - Православный журнал "Фома"

Вопрос читателя:

Что означает “Пасха”?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Слово “Пасха” имеет несколько значений. Во-первых – это великий христианский Праздник Воскресения Христова. В этот день мы вспоминаем о главном событии в истории человечества – Воскресении их мертвых Спасителя.

Светлое Христово Воскресение называется Пасхой, потому что события Страстной седмицы — предательство Иуды, взятие Христа под стражу, суд над Ним и распятие — произошли накануне еврейской Пасхи, Воскресение Христово — в ночь на Пасху. Еврейское слово “Пасха” (“Песах”) переводится как “проходить мимо”, “избавление”. Иудейская Пасха посвящена исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства у египтян  (эти события описаны в Ветхом Завете).  Исход в Землю Обетованную (то есть обещанную евреям Богом) стал прообразом того, что через страдания на Кресте и смерть Христос избавил человечества от рабства греху и восстановил разорванную связь человечества с Богом.

А еще “пасха” – это название традиционного пасхального блюда, которое готовится из творога.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте. 

Читайте другие публикации о Пасхе.

На заставке фрагмент фото spbpda/www.flickr.com

(13 votes, average: 4,31 out of 5) Загрузка...

foma.ru

ПАСХА - это... Что такое ПАСХА?

  • ПАСХА — (греч. pascha, от евр. passah переход) 1) праздник евреев, в память выхода из Египта. 2) у христиан праздник, установленный в память воскресения Иисуса Христа. 3) стопа творогу, освящаемая у ранней обедни, на Пасху, и употребляемая для… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Пасха — I. Пасха главный христианский Праздник, в честь воскресенияИ. Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвященвоспоминанию смерти И. Христа, почему сначала на всем Востоке совершался14 го дня месяца нисана, в день… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Пасха — стопочка творогу, которой разгавливаются въ день Пасхи. Ср. Пасха свѣтлое Христово воскресеніе, празднество христіанъ въ память возстанія отъ мертвыхъ Спасителя. Ср. Pâques (pascal, пасхальный), пасха у Христіанъ святая недѣля. Ср. Paque пасха у… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • пасха —      Величайший религиозный праздник православного народа и одновременно название ритуального одноименного блюда, приготовляемого целиком из творога. По сути дела, пасха это творожная масса в виде усеченной пирамиды: символ Гроба Господня. Для… …   Кулинарный словарь

  • Пасха —  Пасха  ♦ Paques    В написании со строчной буквы – еврейский праздник, увековечивший исход из Египта. Пасха с прописной буквы – христианский праздник, славящий воскресение Христа. Ален называл Пасху языческим праздником, поскольку, по его мнению …   Философский словарь Спонвиля

  • ПАСХА — ПАСХА, пасхи, жен. (др. евр. pesah, букв. переход). 1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская пасха. 2. только ед. Христианский праздник,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАСХА — (греческое pascha, от древнееврейского песах, буквально происхождение), иудейский и христианские праздники. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания Мессии. В христианстве праздник в… …   Современная энциклопедия

  • ПАСХА — (греч. pascha от древнеевр. песах, букв. прохождение), весенний иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания мессии. В христианстве праздник связан с… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАСХА — жен. празднество иудеев, в память исхода их из Египта. | Агнец, закалаемый и съедаемый Иудеями в празднество это. | Ежегодное торжество христиан, в память восстания от мертвых Спасителя; светлое Христово воскресенье, святая, святая неделя. |… …   Толковый словарь Даля

  • пасха — воскресение, прохождение, праздник, христов день, светлое (Христово) воскресенье Словарь русских синонимов. пасха сущ., кол во синонимов: 7 • воскресение (9) • …   Словарь синонимов

  • Пасха — иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания Мессии. В христианстве праздник в честь Воскресения Иисуса Христа (главный праздник в православии).… …   Исторический словарь

dic.academic.ru

ЗНАЧЕНИЕ слова пасха

Размышляя о том, почему толкование слова «пасха» объясняет величие жертвенности смерти Христа, верующий приходит к пониманию глубокого смысла догмата: телесное Воскресение Христова и есть основа веры. Для каждого верующего значение и смысл слова «пасха» многогранны, понятие это гораздо шире, чем просто название праздника. Основной смысл его ясен из чтения Священного писания, Евангелий: это воссоединение с Христом и воскресение к жизни вечной. Первоначально обозначавшее ветхозаветное событие, слово «пасха» расширяло своё значение, пока не наполнилось тем смыслом, которое мы вкладываем в него сегодня: очищение от грехов, победа над смертью и вечная жизнь.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Толкование слова в Ветхом Завете

Песах — так называется важнейший иудейский праздник, впервые описанный в библейском Ветхом Завете. Этимология слова «песах» связана с реальным историческим событием: исходом народа Израилева из Египта. Своё название праздник получил в честь спасения евреев от десятой казни, посланной Яхве для уничтожения всего первородного, от человека до скота, в домах египтян. Принесённая по велению Бога жертва и пометки кровью её на дверях домов спасли израильтян: Ангел смерти прошёл мимо домов с этим знаком, не тронув младенцев народа иудейского и поразив только младенцев египетских. В переводе с арамейского на русский ‏פס (песах) означает: «миновал», «прошёл мимо», «обошёл».

После чудесного избавления от гибели иудеи покинули Египет, дав обет отмечать этот праздник вечно, принося в жертву однолетнего непорочного ягнёнка в 14-й день первого месяца года. Обряд пасхальной трапезы был свидетельством главного события, о котором рассказывает ветхозаветная Библия, — Исхода евреев из плена Египетского, и жертвенный агнец также называется «песах».

Итак, ветхозаветное название «пасха» означает:

  • непосредственно праздник (иногда и примыкающая к нему неделя опресноков, не квашеного хлеба);
  • пасхальная жертва — непорочный агнец;
  • все жертвы, приносимые в честь праздника.

Ветхозаветный Песах, будучи праздником прохождения от смерти к жизни, в новозаветной Пасхе получил значение избавления всех людей от вечного рабства греха.

Новое время — новый смысл

События Страстной недели, описанные в Евангелии, происходят в дни Песаха. Кульминацией их стали слова Иисуса во время Тайной вечери: «Отныне я — агнец ваш, причащаясь моей плотью и кровью, вы получаете спасение своё». И суть этого праздника радикально изменилась после принесённой им жертвы: теперь Иисус заменил собой непорочного агнца. Вот почему для верующих понятие «пасха» толкуется прежде всего в духовном смысле и означает:

Значение

1 очищение от греха
2 светлое воскресение
3 дарование вечной жизни

Второе истолкование слова «пасха» в значении жертвы, принесённой Господом, хорошо раскрывается словами апостола Павла: «Пасха наша, Христос». В привычном для нас звучании слово имеет греческое происхождение. Этимология его связана с историей миссионерской деятельности учеников Христа.

В то время, когда христианство уже распространялось за пределы Палестины, апостолы несли благую весть, обращаясь к представителям разных культур, в том числе и эллинистических общин. Если Евангелие Матфея было обращено прежде всего к иудеям и только позднее стало известно в переводе на греческом, то евангелисты Лука, Марк и Иоанн сразу избрали языком своих писаний койне — распространённый в то время в Римской империи, игравший роль средства межнационального общения разговорный вариант греческого языка.

Название праздника Песах из звучания на арамейском языке легко трансформировалось в произношение на койне: в этом языке существовал созвучный глагол «πάσχα», что в переводе на русский язык означает «страдать», «сострадать».

Пасха как символ Воскресения

И, наконец, слово «пасха» имеет ещё одно значение, знакомое и понятное каждому верующему с детства. Так назвали блюдо из творога, которое готовится только раз в год, к Светлому Воскресению. Это непременный атрибут Пасхи.

В его оформлении нет ничего случайного, все детали подчиняются идее и смыслу празднования Воскресения Христова. Форма усечённой пирамиды символизирует Небесный Иерусалим, в котором Господь сам и Храм, и Агнец. Распятие и буквы ХВ на боковых и верхней сторонах означают, что Христос, приняв крестные муки, свершил затем чудо своим Воскресением.

Приготовленная с соблюдением всех традиций, с искренней молитвой и чистой душой, нарядно и обильно украшенная фруктами, сладостями, орехами, легчайшими миндальными хлопьями, пасха творожная — это символ блаженства и сладости райской жизни. Во время праздничной трапезы пасха замещает жертвенного агнца, напоминая и о жертве самого Христа. Вот почему без этого атрибута невозможно представить ни пасхальные яства, ни сам праздник Христова Воскресения.

Отмечая Пасху, зная какой смысл несёт в себе это слово, сегодня мы говорим об избавлении от плена греха, страданиях Христа, прохождении над смертью и Светлом Воскресении.  Загрузка ...

propaskhu.ru

Смысл Пасхи

В стихирах пасхальных поются такие слова: «Пасха Христос Избавитель»; иначе сказать — Спаситель, как поется в светильне: «Пасха нетления, мира спасение». Но чаще всего — после слов «Христос воскресе» — мы слышим одно слово: «Пасха». Так обычно именуется всеми и везде этот праздник, значит, в этом слове сосредоточился главный смысл его; и потому кратко вспомним известную историю слова.

Когда Господь постановил освободить израильский народ после 430- летнего плена, то фараон египетский сначала не хотел отпускать из земли своей даровую рабочую силу. Тогда Бог через Моисея и Аарона наказал страну великими казнями. Но фараон не смирялся и не слушался повеления Божия. Тогда Господь решил послать последнюю казнь на египтян: умертвить всякое первородное существо — от человека до скота — в каждом доме, от фараона до рабыни, мелющей у жернова. А евреи будут пощажены. Но для этого они должны помазать косяки и перекладину дверей домов своих кровью особого агнца, закланного в жертву Богу взамен первенцев. И тогда ангел-губитель пройдет мимо еврейских домов; и все у них останутся живы; а египетские первенцы умрут.

В полночь совершилась эта казнь. И евреи исполнили повеленное чрез Моисея Богом и спаслись от смерти. Тогда фараон и народ стали умолять израильтян скорее выйти из земли их. И они поспешно ушли и освободились от плена египетского. И по заповеди Божией установили на все времена праздновать эту «ночь бдения», в знамение спасения своих первенцев и вообще освобождения всего народа. А самый день тот назван был «Пасха», что значит «прошел» мимо. То есть ангел-губитель в эту ночь прошел — по-еврейски «шесах» — мимо еврейских дверей, обозначенных кровью агнца; и этот агнец стал прозываться «пасхальным агнцем» или сокращенно — «пасха». Значит, слово «пасха» по-русски может быть переведено «прохождение» смерти мимо евреев; или — спасение от смерти, избавление от казни; а дальше уже — освобождение от плена для возвращения в свою обетованную землю, в чем и заключалась тогда цель Божия Промысла об избранном народе.

В синаксаре Триоди цветной на Пасху смысл этого слова так толкуется: Пасха «еврейскою беседою преведение» именуется. Через что? Там указывается на переведение через Чермное море. Но это уже позднейший смысл; а первоначальный — проведение мимо смерти в ночь казни первенцев.

И это событие евреи праздновали по особому обряду: закалали чистого единолетнего агнца; не сокрушая его костей, пекли его на огне; и съедали в эту ночь с опресноками и горькими травами. А остатки костей жгли утром. Вкушали притом в препоясанных одеждах, в обуви и с посохами в руках, как готовые к пути из Египта: …это — Пасха Господня. И да будет вам день сей памятен; и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши… (Исх. 12, И, 14).

И с того времени этот праздник сделался главою всех еврейских праздников на все времена.

И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это — пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил (Исх. 12, 26-27).

А вышло из Египта до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей (Исх. 12, 37).

Так началось совершение спасения избранного народа.

Отсюда становится понятным и христианский смысл Пасхи: спасение Христом от власти диавольской.

Публикуется по изданию: Митрополит Вениамин (Федченков). Пасха. М., 2007 г.

Читайте также:

Нигде не празднуется так радостно прекрасная Пасха, как у православных!

Отчего радость?

Предпасхальные переживания

Поскольку вы здесь...

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

www.pravmir.ru

Что такое Пасха? Значение слова Пасха в историческом словаре

1) Пасха - — весенний иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование П. привносится идея ожидания мессии. В христианстве празднуется воскресение Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы — пасхалии — в соответствии с установлениями Никейского собора 325 г. В православной церкви П. приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю (т. н. старый стиль).

2) Пасха - (проходить мимо)-величайший еврейский праздник (Ин 2.13), празднуемый в память чудесного избавления из египетского плена (Исх 12.1-24). Пасхой в Исх 12.21; Вт 16.2 назван также и сам пасхальный агнец а в Исх 12.26-27 все служение названо пасхальной жертвой Господу. Пасха праздновалась в 14й день первого месяца Авив (Нисан) независимо от дня недели (Исх 12.6) (фактически уже 15го, ибо день (см.) у евреев начинался вечером с заходом солнца). Если этот 15й день совпадал с субботой, то она называлась великой (Ин 19.31). Пасхального агнца нужно было приготовить в 10й день, заколоть в 14й, есть печеным, оставшееся сжечь в ту же ночь (Исх 12.3,6,9,10). Пасху разрешалось (в случае нечистоты) совершать и во второй месяц (Чис 9.10-13). Ее должен был совершать и всякий пришелец, живший среди евреев (Лев 9.14). Вслед за Пасхой (точнее, в тот же 15й день) начинались семь дней опресночных (Исх 12.18; Мф 26.17; Мк 14.12), в которые полагалось удалить из домов всякую закваску и есть только опресноки. Заколать пасхального агнца закон требовал только в том месте, где пребывало имя Господа (то есть пред скиниею или храмом) (Вт 16.1) и есть его разрешалось только мужчинам (Вт 16.7,16). Первый раз евреи совершили Пасху в Египте (Исх 12), второй раз-в пустыне (Чис 9) и в третий раз-перейдя Иордан, в Галгале, на Ханаанской земле (Нав 5.10-11). Во время Судей она, видимо, праздновалась довольно регулярно, но позднее о Пасхе упоминается только при Езекии (2Пар 30) и при Иосии (4Ц 23.22; 2Пар 35.19), то есть более, чем через 500 лет после Судей. Судя по 2Пар 30.10-11, праздником этим уклонившиеся в идолопоклонство евреи пренебрегали. Позже это служение было восстановлено при Ездре (Езд 6.18-19). Но наша Пасха-Христос (1Кор 5.7), умерший и воскресший для нашего оправдания. Слава Ему! Существуют различные мнения о дне, в который Господь совершил Свою последнюю Пасху (вечерю) со Своими учениками. По синоптическим Евангелиям может показаться, что это произошло вечером 14 Нисана (точнее-в начале 15го, в первый день опресноков) (Мф 26.17; Мк 14.12; Лк 22.7). В этом случае Он был схвачен, судим и распят в самый праздник, чего начальники иудейские не хотели допустить (Мф 26.3-5). Они либо нарушили это свое решение, либо последняя вечеря произошла в другой день. По Лк 23.54; Ин 18.28,39; 19.14 день суда и казни Иисуса падает на пятницу перед Пасхой, следовательно, вечеря по всей вероятности состоялась накануне-13 Нисана, в четверг. В Исх 12.10 сказано: «оставшееся... сожгите на огне». Но если Пасха совпадает с пятницей, а первый день опресноков-с субботой, то по Исх 35.3 огня зажигать нельзя и тогда сжечь оставшееся невозможно. В этом случае, видимо, Пасху можно было есть в четверг 13 Нисана. Возможно также, это была просто предпасхальная вечеря (ужин) Иисуса с Его учениками (Ин 13.1-2,29), на котором Он дал им Свои последние наставления и молился о них (Ин 13-17). Ибо съедать пасхального агнца нужно было торопливо, с посохами в руках и обувью на ногах (Исх 12.11), на этой же вечери Иисус и Его ученики неторопливо возлежали (Мф 26.20; Мк 14.18; Лк 22.14; Ин 13.4,12). Современный праздник Пасхи, в который празднуется воскресение из мертвых Иисуса Христа, отмечается в западных и восточных церквах в один и тот же день только раз в три года, а в другие годы с разницей в одну или пять недель. Это происходит оттого, что дату праздника на западе и на востоке определяют по различным сложным эмпирическим формулам или таблицам, смысл которых теперь мало понятен. Во 2 в. разгорелись особенно сильные споры по поводу точной и общей даты этого праздника. 1й Вселенский собор в Никее в 325 г. постановил праздновать Пасху всем в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним новолуния. Но это решение так и не было осущест­влено. Еврейская Пасха фактически также была подвижным праздником относительно годичных сезонных изменений. Это объясняется тем, что еврейский год был лунным и, примерно, каждые три года к нему добавлялся високосный месяц Ве-Адар. (См. месяцы, праздники)

3) Пасха - (евр. — прохождение) — главный христианский праздник, установленный в воспоминание о чудесном Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия. Первоначально отмечался евреями в память о чудесном избавлении из египетского плена — ангел погубляющий, посланный Богом истребить египтян, проходил мимо домов, на дверях которых была кровь жертвенного пасхального агнца (отсюда происходит название праздника) — (Исх XII, 12-13). На празднование Пасхи иудейской приходится заключительный этап земного служения Христа — Его смерть и Воскресение (Мф XVI, 17-35, Мк XIV, 12-31, Лк XXII, 7-38, Ин ХIII, 1-17). Празднование христианской Пасхи восходит к апостольским временам. Характер праздника, время празднования и способ его вычисления были окончательно определены на 1 Вселенском (Никейском) соборе (325 г.).      

4) Пасха - - иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания Мессии. В христианстве - праздник в честь Воскресения Иисуса Христа (главный праздник в православии). Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии).

5) Пасха - т.е. прохождение мимо, или пощада; (греч Пасха, евр. Песах); (Исх 12 11), название праздника, который Бог повелел праздновать сынам Израилевым, в воспоминание о той ночи, когда Господь послал Своего ангела умертвить всех перворожденных в Египте и пройти мимо еврейских домов, и когда вывел их из земли рабства (Исх. 12:12 и дал.). В десятый день месяца Авива или Нисана глава семейства выбирал однолетнего агнца или козленка без порока (Исх. 12:5; Срав. Пар. 35:7); в 14-й день при захождении солнца (Втор. 16:6) закалывал его, мазал его кровью, при помощи пучка иссопа, косяки дверей, жарил все животное и ел его вместе со своими домашними в ночь на 15 Нисана с пресным хлебом и горькими травами (Исх. 12:8). Если семейство было так мало, что не могло съесть целого агнца, нужно было соединиться с соседями (Исх. 12:4). Все члены семейства должны были есть агнца, но, конечно, только обрезанные.Если пришелец, поселившийся среди израильского народа, желал участвовать во вкушении агнца, то он прежде должен был обрезаться (Исх. 12:48), Господь повелел народу через Моисея и Аарона, есть пасхального агнца при следующей обстановке: «Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его (агнца) с поспешностью» (Исх. 12:11). Все животное должно было быть съедено, и ничего (никаких остатков) от него не должно было выносить из дома, а сжечь в ту же ночь. Так ели пасхального агнца в израильских жилищах в последнюю ночь в Египте. И когда Господь видел кровь на косяках дверей, то проходил мимо (Исх. 12). Этот праздник дан был израильтянам в воспоминание, как вечное установление (Исх. 12:14,24). После переселения в Ханаан евреи должны были закалывать и есть пасхального агнца в святилище (Втор. 16:2 и дал.) и вместо помазания кровью косяков, священник кропил кровью жертвенник (2 Пар. 30:16; 35:11). Те, кто из-за нечистоты левитов или по другим причинам не могли праздновать Пасхи в установленное время, должны были праздновать ее в следующем месяце; того, кто совсем не праздновал этого дня, должно было истребить (Чис. 9:6 и дал.; Срав. 2 Пар. 30). Обязанными праздновать Пасху, по Исх. 23:17, были только мужчины. Но некоторые раввины распространили эту заповедь и на женщин. В пасхальном агнце, постановление о котором было дано раньше закона о жертвах, усматриваются обе черты, характеризующие жертву за грех и мирную жертву — каждую в отдельности. Пасхальный агнец был жертвой, которая, с одной стороны, кроплением крови свидетельствовала о пощаде, с другой — общим вкушением агнца свидетельствовала об общении с Богом и друг с другом. По этим общим признакам, а также и по некоторым подробностям, например, запрещению сокрушать кости пасхального агнца (Исх. 12:46; Иоан. 19:36) видим, что пасхальный агнец был прообразом нашего Агнца — Христа (1 Кор. 5:7; Срав. 10:7), Который также был принесен в жертву в Иерусалиме в то самое время, когда тысячи агнцев закалывались израильтянами в Иерусалимском храме.0 Из некоторых мест, как, например, Втор. 16:1 и дал. (о мелком и крупном скоте) и 2 Пар. 35:7 и дал. (об агнцах, козлятах и волах) видно, что во время праздника Пасхи, кроме необходимого пасхального агнца, приносили в жертву и других животных, вероятно, в качестве добровольных и мирных жертв. Следующие пасхальные праздники отмечены, как особенно замечательные: во времена Иисуса Навина в Галгале (И. Нав. 5: 10), во время Иезекии (2 Пар. 30) во время Иосии (4Цар. 23:21 и дал.; 2 Пар. 35); и, наконец, после возвращения из Вавилона (Езд. 6:19 и дал.). Для празднования этого дня с течением времени образовался особый ритуал (порядок). Перед началом пасхальной вечери, когда все члены семейства были собраны вокруг установленного кушаньями стола, вливали вино в чашу, которую благословлял с благодарением отец семейства; эта чаша выпивалась присутствующими по старшинству. После этого омывали руки, ели горькие травы и начинали чтение пасхального текста — той части закона, которая описывала празднование первой Пасхи и выход из Египта. Потом наливали вторую чашу, причем отец семейства, на вопрос своего сына о значении праздника, цитировал (говорил наизусть) Исх. 12:26 и дал. Затем пелись Пс. 112-113, начало «Галлель» — песней хваления, Пс. 112-117; см. Мат. 26:30 — и призывалось благословение Божие на преломленные опресноки и испеченного агнца. Только после этого каждый из присутствующих мог возлечь, пить и есть по собственному усмотрению. По окончании вечери отец семейства омывал руки, благодарил Бога, благословлял третью чашу, называвшуюся, обыкновенно «чашею благословения» (срав. 1 Кор. 10:16) и выпивал ее со всеми участниками; после этого наполнялась четвертая чаша и снова начинали петь «Галлель» с Пс. 114 до Пс. 117, причем отец семейства, после слов в Пс. 117:26, благословлял чашу и вместе с присутствующими выпивал ее. Эти четыре чаши считались необходимыми для полноты празднования Пасхи. Изредка с пением псалмов 119-136 прибавляли пятую чашу. Во время такой пасхальной вечери, накануне Своей смерти, Иисус установил святое причащение (Мат. 26: 26; Лук. 15:19 и дал.). На пасхальную чашу указывается в Лук. 22:17; на пение псалмов в Мат. 26:30; Map. 14: 26. Сразу после праздника Пасхи начинался праздник опресноков, который праздновали 7 дней с 15 по 21 Нисана ( Map . 14:1; Лук. 22:1). Этот праздник получил свое название от того, что в эти семь дней разрешалось есть только пресный хлеб в воспоминание поспешного бегства из Египта, когда народ не успел заквасить своего теста (Втор. 16:3 и дал.); поэтому вся закваска до начала празднования должна была выноситься из дома. В каждый из дней этого праздника приносились особенные жертвы: козел в жертву за грех, два тельца, один овен и семь агнцев — в жертву всесожжения с соответствующим хлебным приношением и возлиянием Исх. 12:15 и дал.; 13:6 и дал.; Чис. 28:17 и дал. Первый и седьмой дни праздновались, как суббота — день покоя — со священным собранием и прекращением работы (Лев. 23:5 и дал.). Во второй день, 16-го Нисана, должны были приносить Богу начаток жатвы (сноп). Священник возносил его пред Господом, принося при этом жертву всесожжения, состоящую из агнца и хлебного приношения с возлиянием. До приношения первого снопа Богу нельзя было есть нового хлеба со своего поля (Лев. 23: 9 и дал.). Следующие после этого дни праздновались приношением добровольных жертв, мясо которых народ ел. 21-го Нисана праздник заканчивался священным собранием (Втор. 16:8; срав. Чис. 28:24). Оба эти праздника, Пасхи и опресноков, считались общим праздником; последний (праздник опресноков) начинался во время вкушения пасхального агнца. Поэтому день, в который ели пасхального агнца, называется у Map. 14:12 первым днем опресноков. Из 3-х первых Евангелий кажется очевидным, что Иисус праздновал Свою последнюю Пасху — вечером 14 Нисана, в таком случае день Его смерти приходится на 15 Нисана, или в самый день Пасхи; но вряд ли евреи могли схватить, допрашивать и выдать схваченного в святую пасхальную ночь; также трудно представить себе совершение казни в такой великий день. Это место синоптиков пополняется Евангелием от Иоанна, согласно которому день смерти Иисуса совпадает с пятницей 14 Нисана — день приготовления Пасхи (Иоан. 19: 14) или кануном пасхальной вечери, с чем также согласуется место Иоан. 18:28, а именно: евреи не желали войти в преторию, чтобы не оскверниться от общения с язычниками и этим лишить себя права участвовать во вкушении пасхального агнца. Следующий день, т.е. 15 Нисана, был великим субботним днем (по Иоан, 19: 31), ибо он не только являлся обычною субботою, но также первым из семи праздничных дней опресноков. В этот день Господь покоился во гробе, а на следующий день, 16 Нисана, когда начаток жатвы вносился в храм, Господь воскрес из мертвых, первенец (начаток) из умерших (1 Кор. 15:20). Существует следующее объяснение этого противоречия. Спаситель ел пасхального агнца в четверг, 13-го Нисана*. Сам же истинный Пасхальный Агнец был принесен в жертву вечером, 14-го Нисана. Места, указывающие на то, что Спаситель должен был поспешить со вкушением пасхального агнца, находим в Мат. 26:18; Лук. 22: 15, В тот день (2-й день Пасхи и день Воскресения Христова, когда первый сноп приносился в храм (Лев. 23:10) восстал из недр земли Драгоценнейший плод пшеничного зерна, падшего в землю (Иоан. 12:24); день этот стал пасхальным праздником Церкви Христовой.

Соседние слова

Что такое Пастель Что значит Пастор Что означает Пастораль Значение Пастырь ↑ Пасха ↓ Что такое Пасхальники Что значит Пасынок Что означает Пат Значение Патария Пасха

— весенний иудейский и христианский праздник . В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование П. привносится идея ожидания мессии. В христианстве празднуется воскресение Христа . Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы — пасхалии — в соответствии с установлениями Никейского собора 325 г. В православной церкви П. приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю (т. н. старый стиль ).

(проходить мимо)-величайший еврейский праздник (Ин 2.13), празднуемый в память чудесного избавления из египетского плена (Исх 12.1-24). Пасхой в Исх 12.21; Вт 16.2 назван также и сам пасхальный агнец а в Исх 12.26-27 все служение названо пасхальной жертвой Господу. Пасха праздновалась в 14й день первого месяца Авив (Нисан) независимо от дня недели (Исх 12.6) (фактически уже 15го, ибо день (см.) у евреев начинался вечером с заходом солнца). Если этот 15й день совпадал с субботой, то она называлась великой (Ин 19.31). Пасхального агнца нужно было приготовить в 10й день, заколоть в 14й, есть печеным, оставшееся сжечь в ту же ночь (Исх 12.3,6,9,10). Пасху разрешалось (в случае нечистоты) совершать и во второй месяц (Чис 9.10-13). Ее должен был совершать и всякий пришелец, живший среди евреев (Лев 9.14). Вслед за Пасхой (точнее, в тот же 15й день) начинались семь дней опресночных (Исх 12.18; Мф 26.17; Мк 14.12), в которые полагалось удалить из домов всякую закваску и есть только опресноки. Заколать пасхального агнца закон требовал только в том месте, где пребывало имя Господа (то есть пред скиниею или храмом) (Вт 16.1) и есть его разрешалось только мужчинам (Вт 16.7,16). Первый раз евреи совершили Пасху в Египте (Исх 12), второй раз-в пустыне (Чис 9) и в третий раз-перейдя Иордан, в Галгале, на Ханаанской земле (Нав 5.10-11). Во время Судей она, видимо, праздновалась довольно регулярно, но позднее о Пасхе упоминается только при Езекии (2Пар 30) и при Иосии (4Ц 23.22; 2Пар 35.19), то есть более, чем через 500 лет после Судей. Судя по 2Пар 30.10-11, праздником этим уклонившиеся в идолопоклонство евреи пренебрегали. Позже это служение было восстановлено при Ездре (Езд 6.18-19). Но наша Пасха-Христос (1Кор 5.7), умерший и воскресший для нашего оправдания. Слава Ему! Существуют различные мнения о дне, в который Господь совершил Свою последнюю Пасху (вечерю) со Своими учениками. По синоптическим Евангелиям может показаться, что это произошло вечером 14 Нисана (точнее-в начале 15го, в первый день опресноков) (Мф 26.17; Мк 14.12; Лк 22.7). В этом случае Он был схвачен, судим и распят в самый праздник, чего начальники иудейские не хотели допустить (Мф 26.3-5). Они либо нарушили это свое решение, либо последняя вечеря произошла в другой день. По Лк 23.54; Ин 18.28,39; 19.14 день суда и казни Иисуса падает на пятницу перед Пасхой, следовательно, вечеря по всей вероятности состоялась накануне-13 Нисана, в четверг. В Исх 12.10 сказано: «оставшееся... сожгите на огне». Но если Пасха совпадает с пятницей, а первый день опресноков-с субботой, то по Исх 35.3 огня зажигать нельзя и тогда сжечь оставшееся невозможно. В этом случае, видимо, Пасху можно было есть в четверг 13 Нисана. Возможно также, это была просто предпасхальная вечеря (ужин) Иисуса с Его учениками (Ин 13.1-2,29), на котором Он дал им Свои последние наставления и молился о них (Ин 13-17). Ибо съедать пасхального агнца нужно было торопливо, с посохами в руках и обувью на ногах (Исх 12.11), на этой же вечери Иисус и Его ученики неторопливо возлежали (Мф 26.20; Мк 14.18; Лк 22.14; Ин 13.4,12). Современный праздник Пасхи, в который празднуется воскресение из мертвых Иисуса Христа , отмечается в западных и восточных церквах в один и тот же день только раз в три года, а в другие годы с разницей в одну или пять недель. Это происходит оттого, что дату праздника на западе и на востоке определяют по различным сложным эмпирическим формулам или таблицам, смысл которых теперь мало понятен. Во 2 в. разгорелись особенно сильные споры по поводу точной и общей даты этого праздника. 1й Вселенский собор в Никее в 325 г. постановил праздновать Пасху всем в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним новолуния. Но это решение так и не было осущест­влено. Еврейская Пасха фактически также была подвижным праздником относительно годичных сезонных изменений. Это объясняется тем, что еврейский год был лунным и, примерно, каждые три года к нему добавлялся високосный месяц Ве-Адар. (См. месяцы, праздники)

(евр. — прохождение) — главный христианский праздник , установленный в воспоминание о чудесном Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия. Первоначально отмечался евреями в память о чудесном избавлении из египетского плена — ангел погубляющий, посланный Богом истребить египтян, проходил мимо домов, на дверях которых была кровь жертвенного пасхального агнца (отсюда происходит название праздника) — (Исх XII, 12-13). На празднование Пасхи иудейской приходится заключительный этап земного служения Христа — Его смерть и Воскресение (Мф XVI, 17-35, Мк XIV, 12-31, Лк XXII, 7-38, Ин ХIII, 1-17). Празднование христианской Пасхи восходит к апостольским временам. Характер праздника, время празднования и способ его вычисления были окончательно определены на 1 Вселенском (Никейском) соборе (325 г.).      

- иудейский и христианский праздник . В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания Мессии. В христианстве - праздник в честь Воскресения Иисуса Христа (главный праздник в православии). Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы ( пасхалии ).

т.е. прохождение мимо, или пощада; (греч Пасха, евр. Песах); (Исх 12 11), название праздник а, который Бог повелел праздновать сынам Израилевым, в воспоминание о той ночи, когда Господь послал Своего ангела умертвить всех перворожденных в Египте и пройти мимо еврейских домов, и когда вывел их из земли рабства (Исх. 12:12 и дал.). В десятый день месяца Авива или Нисана глава семейства выбирал однолетнего агнца или козленка без порока (Исх. 12:5; Срав. Пар. 35:7); в 14-й день при захождении солнца (Втор. 16:6) закалывал его, мазал его кровью, при помощи пучка иссопа, косяки дверей, жарил все животное и ел его вместе со своими домашними в ночь на 15 Нисана с пресным хлебом и горькими травами (Исх. 12:8). Если семейство было так мало, что не могло съесть целого агнца, нужно было соединиться с соседями (Исх. 12:4). Все члены семейства должны были есть агнца, но, конечно, только обрезанные.Если пришелец, поселившийся среди израильского народа, желал участвовать во вкушении агнца, то он прежде должен был обрезаться (Исх. 12:48), Господь повелел народу через Моисея и Аарона, есть пасхального агнца при следующей обстановке: «Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его (агнца) с поспешностью» (Исх. 12:11). Все животное должно было быть съедено, и ничего (никаких остатков) от него не должно было выносить из дома, а сжечь в ту же ночь. Так ели пасхального агнца в израильских жилищах в последнюю ночь в Египте. И когда Господь видел кровь на косяках дверей, то проходил мимо (Исх. 12). Этот праздник дан был израильтянам в воспоминание, как вечное установление (Исх. 12:14,24). После переселения в Ханаан евреи должны были закалывать и есть пасхального агнца в святилище (Втор. 16:2 и дал.) и вместо помазания кровью косяков, священник кропил кровью жертвенник (2 Пар. 30:16; 35:11). Те, кто из-за нечистоты левитов или по другим причинам не могли праздновать Пасхи в установленное время, должны были праздновать ее в следующем месяце; того, кто совсем не праздновал этого дня, должно было истребить (Чис. 9:6 и дал.; Срав. 2 Пар. 30). Обязанными праздновать Пасху, по Исх. 23:17, были только мужчины. Но некоторые раввины распространили эту заповедь и на женщин. В пасхальном агнце, постановление о котором было дано раньше закона о жертвах, усматриваются обе черты, характеризующие жертву за грех и мирную жертву — каждую в отдельности. Пасхальный агнец был жертвой, которая, с одной стороны, кроплением крови свидетельствовала о пощаде, с другой — общим вкушением агнца свидетельствовала об общении с Богом и друг с другом. По этим общим признакам, а также и по некоторым подробностям, например, запрещению сокрушать кости пасхального агнца (Исх. 12:46; Иоан. 19:36) видим, что пасхальный агнец был прообразом нашего Агнца — Христа (1 Кор. 5:7; Срав. 10:7), Который также был принесен в жертву в Иерусалиме в то самое время, когда тысячи агнцев закалывались израильтянами в Иерусалимском храме.0 Из некоторых мест, как, например, Втор. 16:1 и дал. (о мелком и крупном скоте) и 2 Пар. 35:7 и дал. (об агнцах, козлятах и волах) видно, что во время праздника Пасхи, кроме необходимого пасхального агнца, приносили в жертву и других животных, вероятно, в качестве добровольных и мирных жертв. Следующие пасхальные праздники отмечены, как особенно замечательные: во времена Иисуса Навина в Галгале (И. Нав. 5: 10), во время Иезекии (2 Пар. 30) во время Иосии (4Цар. 23:21 и дал.; 2 Пар. 35); и, наконец, после возвращения из Вавилона (Езд. 6:19 и дал.). Для празднования этого дня с течением времени образовался особый ритуал (порядок). Перед началом пасхальной вечери, когда все члены семейства были собраны вокруг установленного кушаньями стола, вливали вино в чашу, которую благословлял с благодарением отец семейства; эта чаша выпивалась присутствующими по старшинству. После этого омывали руки, ели горькие травы и начинали чтение пасхального текста — той части закона, которая описывала празднование первой Пасхи и выход из Египта. Потом наливали вторую чашу, причем отец семейства, на вопрос своего сына о значении праздника, цитировал (говорил наизусть) Исх. 12:26 и дал. Затем пелись Пс. 112-113, начало «Галлель» — песней хваления, Пс. 112-117; см. Мат. 26:30 — и призывалось благословение Божие на преломленные опресноки и испеченного агнца. Только после этого каждый из присутствующих мог возлечь, пить и есть по собственному усмотрению. По окончании вечери отец семейства омывал руки, благодарил Бога, благословлял третью чашу, называвшуюся, обыкновенно «чашею благословения» (срав. 1 Кор. 10:16) и выпивал ее со всеми участниками; после этого наполнялась четвертая чаша и снова начинали петь «Галлель» с Пс. 114 до Пс. 117, причем отец семейства, после слов в Пс. 117:26, благословлял чашу и вместе с присутствующими выпивал ее. Эти четыре чаши считались необходимыми для полноты празднования Пасхи. Изредка с пением псалмов 119-136 прибавляли пятую чашу. Во время такой пасхальной вечери, накануне Своей смерти, Иисус установил святое причащение (Мат. 26: 26; Лук. 15:19 и дал.). На пасхальную чашу указывается в Лук. 22:17; на пение псалмов в Мат. 26:30; Map. 14: 26. Сразу после праздника Пасхи начинался праздник опресноков, который праздновали 7 дней с 15 по 21 Нисана ( Map . 14:1; Лук. 22:1). Этот праздник получил свое название от того, что в эти семь дней разрешалось есть только пресный хлеб в воспоминание поспешного бегства из Египта, когда народ не успел заквасить своего теста (Втор. 16:3 и дал.); поэтому вся закваска до начала празднования должна была выноситься из дома. В каждый из дней этого праздника приносились особенные жертвы: козел в жертву за грех, два тельца, один овен и семь агнцев — в жертву всесожжения с соответствующим хлебным приношением и возлиянием Исх. 12:15 и дал.; 13:6 и дал.; Чис. 28:17 и дал. Первый и седьмой дни праздновались, как суббота — день покоя — со священным собранием и прекращением работы (Лев. 23:5 и дал.). Во второй день, 16-го Нисана, должны были приносить Богу начаток жатвы (сноп). Священник возносил его пред Господом, принося при этом жертву всесожжения, состоящую из агнца и хлебного приношения с возлиянием. До приношения первого снопа Богу нельзя было есть нового хлеба со своего поля (Лев. 23: 9 и дал.). Следующие после этого дни праздновались приношением добровольных жертв, мясо которых народ ел. 21-го Нисана праздник заканчивался священным собранием (Втор. 16:8; срав. Чис. 28:24). Оба эти праздника, Пасхи и опресноков, считались общим праздником; последний (праздник опресноков) начинался во время вкушения пасхального агнца. Поэтому день, в который ели пасхального агнца, называется у Map. 14:12 первым днем опресноков. Из 3-х первых Евангелий кажется очевидным, что Иисус праздновал Свою последнюю Пасху — вечером 14 Нисана, в таком случае день Его смерти приходится на 15 Нисана, или в самый день Пасхи; но вряд ли евреи могли схватить, допрашивать и выдать схваченного в святую пасхальную ночь; также трудно представить себе совершение казни в такой великий день. Это место синоптиков пополняется Евангелием от Иоанна, согласно которому день смерти Иисуса совпадает с пятницей 14 Нисана — день приготовления Пасхи (Иоан. 19: 14) или кануном пасхальной вечери, с чем также согласуется место Иоан. 18:28, а именно: евреи не желали войти в преторию, чтобы не оскверниться от общения с язычниками и этим лишить себя права участвовать во вкушении пасхального агнца. Следующий день, т.е. 15 Нисана, был великим субботним днем (по Иоан, 19: 31), ибо он не только являлся обычною субботою, но также первым из семи праздничных дней опресноков. В этот день Господь покоился во гробе, а на следующий день, 16 Нисана, когда начаток жатвы вносился в храм, Господь воскрес из мертвых, первенец (начаток) из умерших (1 Кор. 15:20). Существует следующее объяснение этого противоречия. Спаситель ел пасхального агнца в четверг, 13-го Нисана*. Сам же истинный Пасхальный Агнец был принесен в жертву вечером, 14-го Нисана. Места, указывающие на то, что Спаситель должен был поспешить со вкушением пасхального агнца, находим в Мат. 26:18; Лук. 22: 15, В тот день (2-й день Пасхи и день Воскресения Христова, когда первый сноп приносился в храм (Лев. 23:10) восстал из недр земли Драгоценнейший плод пшеничного зерна, падшего в землю (Иоан. 12:24); день этот стал пасхальным праздником Церкви Христовой.

diclist.ru

Суть Пасхи: история и смысл праздника

Пасха — это фундаментальный праздник христианской веры. В Библии говорится что веруя в Воскресение Христово, люди могут верить и надеяться на свое личное спасение. Для того, чтобы разобраться в смысле этого великого праздника и осознать его суть, нужно обратиться к истории его возникновения.

История возникновения праздника Пасха

История Пасхи начинается еще в ветхозаветной жизни христиан и тонко переплетается с Пасхой нового завета. Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «Песах», что означает «миновать, пройти мимо». О дне Песаха написано в книге «Исход». Согласно ветхому завету, Бог хотел избавить израильтян от страшного гнета египетского фараона, который не хотел отпускать этот народ на свободу. Бог велел, чтобы в ночь на кануне 14 дня первого месяца лунного календаря каждая семья принесла в жертву непорочного агнца. Его мясо нужно было приготовить с горькими травами и пресным хлебом, а кровью агнца помазать входную дверь. Бог тем самым намеревался поразить Египет страшным наказанием, но уберечь евреев, которым фараон не хотел давать свободу.

В ту самую ночь Ангел-губитель заходил в каждый дом и уничтожал всех, но прошел мимо домов тех, чьи дома были помазаны кровью агнца. В этом и есть смысл Пасхи ветхого завета — избавление еврейского народа от египетской тирании и плена. С того дня Бог повелел каждый год отмечать Пасху в честь памяти о своем освобождении от рабства и обретения земли обетованной.

Ветхозаветная Пасха была прообразом Пасхи новозаветной. И этот день стал пророческим в жизни евреев, ведь через несколько лет сын Божий, также как тот агнец, которого принесли в жертву евреи ради своего спасения, станет Спасителем всего сущего, всего человечества, принеся себя в жертву. Жертвоприношения агнца и помазание кровью дверей имело пророческий смысл, изображающий страдания Иисуса Христа, дарующего спасение через пролитие своей крови.

За свои 33 года жизни Иисус, сын Божий, дал людям новое учение, совершил множество чудес и, потерпев муки, принял смерть во имя спасения всего человечества и за искупления людских грехов. Распятие Христа состоялось в канун Пасхи — именно так исполнилось древнее пророчество Божие, агнец пролил свою кровь.

После своей смерти Христос сошел в ад и освободил души тех, кто верил слову Божьему, а затем воскрес из мертвых, провозгласив тем самым спасение человечества и обретение новой жизни.

Воскрешение Иисуса — есть надежда на вечную жизнь и избавление от грехов. Это праздник радости, новой жизни и веры в спасение. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

Пасха является одним из самых любимых праздников для христиан. В Христово Воскресенье люди разговляются, едят куличи, христосуются, ...

Одной из главной народной традиций на Пасху является поминовение умерших родственников на кладбище. Миллионы людей в этот праздник, вместо ...

Обычаи и традиции Пасхи тесно переплетены с народными поверьями и приметами. Наши предки придавали большое значение тому, что ...

Страстная среда (Великая среда) — один из важных дней Страстной недели перед Пасхой. В это время верующие вспоминают ...

dailyhoro.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031