Цель:
Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблицы, тексты поэм «Полтава», «Медный всадник».
Тип урока: комбинированный урок; анализ художественного произведения.
Прогнозируемые
результаты: учащиеся знают идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник»; сопоставляют поэтические тексты и литературных героев; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают и комментируют поэтический текст; участвуют в мини-дискуссии.
ХОДУРОКА
Фронтальная беседа
Слово учителя
— Пётр I — значительная и противоречивая фигура в русской истории. И, может быть, поэтому русские писатели и поэты часто обращались в своих произведениях к этому образу, по-разному понимая и трактуя его: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который погубил Россию, направив её по западному пути развития; кто-то восхищался его преобразованиями. Одним из тех, кто попытался объективно оценить деяния Петра I, был А. С. Пушкин.
Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве А. С. Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, оди- чески торжественных, строках поэмы:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Царь-преобразователь предстаёт перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложён...».
Думается, что смысл образа Петра I в поэме «Медный всадник» неоднозначен. Сегодня на уроке мы продолжим изучение одного из самых совершенных и сложных произведений А. С. Пушкина — петербургской повести «Медный всадник».
1.Объяснение учителя
— А. С. Пушкин, как истинный художник, считал необходимым воскресить минувшие века, обращаясь к истории. А Пётр I привлекал его как личность. В нём поэт видел преобразователя России, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который, думая о судьбе Родины, «Россию поднял на дыбы». Раздумья поэта над историческими судьбами России отражены в поэме «Медный всадник», написанной в 1833 г. Это творение относится к циклу произведений о Петре I, о его преобразовательской деятельности наряду с такими, как поэма «Полтава», «Стансы», «Арап Петра Великого».
А.С. Пушкин писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоёванной Невы».
2.Сопоставительная работа поэтических текстов (работа в группах)
♦ Сравните, как представлен образ Петра I в поэмах «Полтава» (предлагаются отрывки) и «Медный всадник». Объясните, как преображается образ Петра в поэме «Медный всадник». Свои наблюдения подтвердите стихотворными строками.
Примерный ход рассуждения
В своей поэме А. С. Пушкин описывает Петра I как царя-победителя, который «могущ и радостен, как бой», великого полководца, пользующегося популярностью у своих солдат:
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
В «Полтаве» образ Петра — это символ поднимающейся России, поэтому он лишён каких-либо отрицательных черт: мелких личных недостатков и проявлений излишней эмоциональности. А на фоне блистательной победы русской армии как-то незаметно разворачивается трагедия семьи Кочубея, её гибель. Но Пушкин ещё не связывает эту трагедию фактически «маленького человека», Марии, непосредственно с Петром. И в заключительных строках звучит хвала русскому царю:
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник Себе...
В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин рисует образ Петра несколько иначе: он так же мощен, как и в «Полтаве», но поэт непосредственно ставит его перед трагической судьбой обычного жителя Петербурга — Евгения, фактически перед потомком, ради которого и замышлял Пётр великие дела. Во вступлении поэт красочно описывает основание Петербурга, великие замыслы его создателя:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,—
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно...
Спустя столетие замыслы Петра I осуществляются:
...юный град.
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.
В образе Петра I А. С. Пушкин воплотил черты идеального государственного деятеля — человека, который, не думая о себе, заботится о своём народе и мечтает, пусть даже спорною ценою силы, сделать его более просвещённым.
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Он —» кумир на бронзовом коне —» властелин судьбы —» державец полумира -» горделивый истукан -» грозный царь -» Всадник Медный.
Вывод. В поэме намеренно не называется имя Петра I. Постепенно исчезает слово «великий». К концу поэмы оно заменяется словом «кумир» (кумир — статуя языческого божества, предмет восхищения, преклонения, мнимый, ложный бог). Пётр I возвышается над миром, теряя при этом человеческий облик. Так возникает новый образ Петра — тирана, человека жестокого, бездушного и непредсказуемого.
4.Аналитическая беседа
И обращён к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.
А второй раз он оказывается там через год:
И прямо в тёмной вышине
Над ограждённою скалою
Кумир с простёртою рукою
Сидел на бронзовом коне.
5.Работа с таблицей (в парах)
Царь-преобразователь | Медный Всадник |
Чьей волей роковой... | Подножие кумира |
Под морем город основался... | Обращён к нему спиной |
Горделивый истукан | Державец полумира |
О, мощный властелин судьбы! | И прямо в тёмной вышине |
Не так ли ты над самой бездной... | Над ограждённою скалой |
На высоте уздой железной | Строитель чудотворный |
Сидел на бронзовом коне | Россию поднял на дыбы? |
Кумир с простёртою рукою | За ним несётся Всадник Медный |
6.Коллективная работа над составлением сопоставительной таблицы «Пётр и Евгений — антиподы» (запись на доске и в тетрадях)
Пётр и Евгений — антиподы
Пётр | Евгений |
1. Нет сердца, он «кумир на бронзовом коне» | 1. Есть сердце и душа |
2. Мечтает (во вступлении) о постройке города | 2. Он способен:
|
Вывод. Но Евгений сопоставлен не с самим Петром, а с Петром-кумиром. Пушкин нашёл свою единицу измерения власти — человечность. Её в кумире нет.
— Две очень важные темы вводит Пушкин в историю русской литературы XIX в.: «маленького человека» и «проблема государства и личности». В поэме два главных героя: Пётр I, олицетворяющий собою государство, и бедный чиновник Евгений. Пушкина всегда привлекала фигура Петра I, ему он посвятил множество своих произведений, и мнения критиков о том, на чьей стороне Пушкин, разошлись. Одни считали, что поэт обосновал право государства распоряжаться жизнью человека, и становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразований. Другие считают жертву Евгения неоправданной. Ясно одно: Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и отдельной личностью. Мы не раз ещё вспомним пушкинского бедного Евгения, и не раз возвратимся мыслью на улицы и набережные Петербурга, поскольку нас ждёт знакомство с произведениями Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока и других поэтов и писателей русской классической литературы.
Подготовить сообщения-размышления по проблемным вопросам:
inzach.ucoz.ru
3.6
14 оценок
14 оценок
Оцени!
znanija.com
В поэме Петру Великому противопоставляется бедный чиновник, живущий в Коломне. Евгений, по словам поэта, захудалый осталец некогда славного и знатного рода; он был потомок людей, «бывших и в Войске, и в совете, и на воеводстве, и в ответе». Как человек, доведенный до плачевного состояния петровской табелью о рангах, Евгений более чем кто другой мог не сочувствовать «чудотворному строителю» и его реформе.
Евгений совершенно примирился со своим скромным положением — «дичится знатных и не тужит ни о покойнике родне, ни о забытой старине». Все мысли Евгения сосредоточились на мелких личных интересах. Накануне знаменитого наводнения он был в довольно невесёлом расположении духа; река разыгралась и угрожала выйти из берегов, из-за чего Евгению предстояло два-три дня не видеться c Парашей, которую он любил и на которой надеялся со временем жениться. Предчувствия не обманули Евгения.
Нева вздувалась и ревела,
И вдруг, как зверь остервенясь,
Котлом клокоча и клубясь — На город кинулась.
Среди страшного наводнения Евгений был занят исключительно своей любовью, мучился опасениями за судьбу своей Параши, жившей «в ветхом домике, близехонько к волнам, почти у самого залива». Сидя верхом на мраморном льве, без шляпы, страшно бледный, окружённый яростными волнами, он был равнодушен к «злому бедствию» и лишь мечтал о Параше.
Между тем ветер утих, и вода стала убывать. Река ещё волновалась, но открылась мостовая, и Евгений не мог удержаться и, рискуя погибнуть, переправился с беззаботным перевозчиком через все еще пенившуюся и бурлившую Неву на другой берег.
Замирая от тоскливого ожиданья, он «знакомой улицей бежит в места знакомые», но на месте, где жила Параша, он не нашел уже ничего. Рассвирепевшие волны унесли домик, в котором жили его мечты, его любовь. Полный сумрачной заботы, он долго ходил кругом, громко толковал сам с собою и вдруг, ударив рукою в лоб, захохотал.
Его рассудок не вынес тяжёлого испытания. С тех пор, оглушённый шумом внутренней тревоги, он безмолвно скитался, полный ужасных дум. Наводнение, сопровождавшееся опустошениями, тысячами страданий и смертей, миновало, так как оно «прикрыто было багряницей» — заботами и щедростью императора Александра Первого. Недовольство и ропот на «чудотворного строителя» за то, что он выбрал для Петербурга такое неудобное, низменное и опасное место, понемногу умолкли. Не мог успокоиться только бедный сумасшедший.
Следующей осенью спавший у пристани Евгений проснулся от плеска волн. На время в нём пробудилось сознание. Страшная картина бурной ночи напомнила ему прошлый ужас. Он пошёл бродить и очутился на той площади, с которой следил за разрушительным действием наводнения. Он узнал дом, перед крыльцом которого «с поднятой лапой, как живые, стояли львы сторожевые, и прямо в тёмной вышине над ограждённою скалою, кумир с простёртою рукою сидел на бронзовом коне». Лицо Петра Великого дышало силой и энергией. Мощной рукой он натянул узду, и дикий конь взвился под ним на дыбы.
Вдруг в сознании Евгения рисуются все обстоятельства, при которых был основан Петербург; он вспомнил, чья непреклонная воля явилась причиной его настоящего бедствия: Кругом подножию кумира На лик державца полумира. Безумец бедный обошел стеснилась грудь его. И взоры дикие навел «Добро строитель чудотворный! — Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе! .. »
Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной…
Не закончив своих угроз, Евгений стремглав пустился бежать. Он понял всю дерзость своих поступков, в его душе заговорили упреки совести, и его смятенному воображению представилось, … что грозного царя, Мгновенно гневом возгоря, Лицо тихонько обращалось … Он бросился бежать, и всю ночь ему казалось, будто Петр преследует его, будто
Простерши руку к вышине,
За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне …
С этой ночи ему совестно было взглянуть на памятник Петру. Когда ему приходилось проходить по площади, он волновался, опускал смущенные глаза и снимал изношенный картуз. Вскоре Евгения нашли мертвым на маленьком островке, на взморье у порога принесенного туда волнами разрушенного домика Параши, и здесь же предали погребению.
Таким образом, Евгений является одной из жертв петровского дела — основания новой столицы на берегу моря, а Пётр Великий — косвенным виновником его гибели. Пушкин сочувствует своему герою. Поэту жаль этого человека, все счастье которого рухнуло вместе с гибелью невесты.
Пушкин с нежностью описывает скромную, но горячую любовь Евгения, так как не всякий способен так любить, не всякий умрет от горя на пороге хижины, в которой когда-то жила дорогая ему девушка.
Но, от души сочувствуя горю своего бедного героя, Пушкин всецело становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразования. Он раскрывает всё ничтожество Евгения, мелочность тех интересов, которыми он живёт. Какая поразительная разница между идеалами двух людей!
Евгений мечтает о «мещанском счастии», о деньгах, о чинах, а Петр Великий, одним мановением руки потрясший всю Россию до основания, пробудил её от векового сна, с прозорливостью гения заложил город на болоте, чтобы прорубить окно в Европу. Какое смелое сопоставление: Евгений и Пётр Великий, ничтожество и гений, пигмей и титан.
И когда Евгений осмеливается упрекать самодержавного властелина в деспотизме, Пушкин наглядно указывает на всю дерзость подобного поступка и заставляет Евгения сознать свою вину: Евгений, несмотря на свою недалекость и ограниченность, чувствует, что позволил себе нечто ужасное, и сам себе выносит приговор.
info-shkola.ru
В чем причина противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»?
Это произведение, естественно, связано с политикой, а именно с взаимоотношением власти и народа. Интересно рассмотреть образы Петра Первого и Евгения. Петр описан как бог, даже в начале говорится «он», а не Петр, потому что непонятно, кто это, потому что Петр вел себя как господь Бог, он считал себя вправе все решать… « Стоял Он дум великих полн»…но Евгений же дум ужасных полон. Уже здесь видно противопоставление этих героев. Евгений-мелкий чиновник, понятно, что по масштабу личности эти герои не сравимы(да и жили они в разное время…наводнение было в 1824году), но Евгений хочет счастья. Его счастье выражено вполне конкретно, он любит Парашу. Пушкин говорит, что каждый имеет право на любовь и на счастье, то есть что Евгений достоин этого счастья,однако… власть так не считает, для власти судьба и интересы одного человека- ничто. Это мы видим из того, что Медный всадник стоял к Евгению спиной, а значит ему нет дела до его «мелких» проблем. Когда же Евгений затеял свой бунт, Медный всадник побежал за ним и гнал его долго…до смерти. Любой бунт против государства подавляется и всегда самым жестоким путем, Евгений в этом вопросе исключением не оказался.
Таким образом, цель противопоставления Петра и Евгения в том, чтобы показать, что счастья достоин любой, независимо от чина, рода и времени своего пребывания на земле.
info-shkola.ru
«Того, чьей волей роковой Под морем город основался…» Может быть, не случайно, в безумстве стихии, принесшей огромное разрушение городу, памятник Петру устоял?
И вот теперь сама Россия как будто вздернута Петром над бездной. Автор задается вопросом - куда теперь поскачет взнузданный им конь государственности? Но, несмотря на все противоречия, приведенные автором, через всю поэму проходит образ Петра, «как мощного властелина судьбы», хотя его реформаторские начинания имели различные оттенки и исторические последствия.Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве Пушкина тему Петра I. Она была написана в 1833 году. Само название поэмы подчеркивает намерение автора осветить историческую роль Петра и события той эпохи. Уже первые строки вступления к поэме рисуют монументальный образ Петра – реформатора. Он предстает перед нами в тот момент, когда принимает важнейшее для всей российской истории решение о строительстве Петербурга: «Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам…» Россия должна была утвердиться на берегах Балтики, это было необходимо для процветания страны, для выхода в Скандинавию. В начале первой части поэмы восторженное настроение автора перед событиями петровской эпохи уступает место чувству смятения, тревоги. Появляется ощущение надвигающегося хаоса, разбушевавшейся стихии. Уже по-иному предстает перед нами и образ Петра: «О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?» И образ красивого, блистающего города сменяется картиной страшного, разрушительного наводнения, сметающего все на своем пути.Теперь уже Петр выступает как виновник случившейся стихии, ведь это он принял решение построить город «под морем»:
1.0
znanija.com
Последняя поэма Пушкина, одно из его самых совершенных поэтических произведений, - итог размышлений поэта о личности Петра 1, о русской истории и государстве и месте в нем человека. Вот почему в этом произведении так органично сочетается повествование о судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения – Евгения, и историко-философские размышления о личности и деятельности Петра, его значении для России. Казалось бы, этих двух героев ничто не может связывать между собой. Один из них царь, великий преобразователь государства Российского, а другой – «маленький человек», бедный чиновник, никому не известный. Но поэт удивительным образом пересекает их линии жизни. Оказывается, что у каждого из этих героев, несмотря на всю их разновеликость, есть своя «правда», свой мир, имеющий полное право на существование. «Правда» Петра, как показано во вступлении к поэме, - это задача великого государственного деятеля, задумавшего, вопреки всему, даже самой природе, создать прекрасный город «в топи блат» и тем самым «в Европу прорубить окно», а значит, изменить всю дальнейшую историю России. На первый взгляд, все задуманное «строителем чудотворным» осуществилось: город, гимн которому слагает Пушкин, построен, стихия усмирилась, а сам он стал «державцем полумира». «Правда» Евгения связана с мечтами самого обыкновенного человека о семье, доме, работе. Герой надеется, что «кое-как себе устроит / Приют смиренный и простой / И в нем Парашу успокоит». Кажется, что такие жизненные задачи легко осуществить, но все рухнуло из-за того, что во время страшного наводнения невеста Евгения Параша погибла, а он, не выдержав этого потрясения, сошел с ума. Кто виновен в этом? Вначале может показаться, что ответ очевиден: стихия, которая сметает все на своем пути. Но вдруг появляется иной мотив: во время наводнения народ «зрит божий гнев и казни ждет». Почему так произошло? Ответ возникает в кульминационной сцене, когда спустя год сумасшедший Евгений, бродя по городу, оказывается рядом с памятником Петру. На миг сознание несчастного проясняется, и Евгений бросает обвинение медному истукану, воплощающему второй – беспощадный и жестокий – лик Петра: «Добро, строитель чудотворный! - / Шепнул он, злобно задрожав, - /Ужо тебе!..». Ведь именно Петр, воплощая свою «правду», назло всему «волей роковой под морем город» основал, обрекая на страдания простых его жителей. Медный всадник, «кумир на бронзовом коне», грозен и беспощаден, потому что он – воплощение той государственной системы, той «правды», которая, «уздой железной» подняла на дыбы Россию. Такая «правда», «писанная кнутом», противостояла и противостоит «правде» обычного человека.
Вот почему в финальной сцене возникает страшная фантастическая погоня Медного всадника за несчастным безумцем, и Евгений гибнет. Этот трагический конфликт «правды» государственной власти и «правды» человека кажется неразрешим и вечен. «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» - обращается поэт не только к свом современникам, но и к нам – их потомкам. Загадка истории остается неразгаданной, но Пушкин показал нам, что «правда» человеческая не менее важна, чем «правда» власти. Власть, «кумир» - это только мертвая статуя, она бессильна против человеческого сердца, памяти, живой души.
mirznanii.com
« Май 2018 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |