Поведение игоря перед лицом опасности


СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ ЕГЭ КОНСПЕКТ

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ (КОНСПЕКТ, ЕГЭ) (читать в комплекте с Крутецкой)

Историческая основа «Слова…» -- см. презентацию.

Проблема жанра «Слова…»

Слово (так называется отдельный жанр в древнерусской литературе) -- в древнерусской письменности «словами» назывались произведения разного жанра, как 1) церковно-учительные, так и 2) повествовательные. «Слово…» сочетает в себе и дидактическое (поучительное) начало, и повествовательное. Некоторые также под «словом» подразумевают: 3) горячее ораторское обращение к современникам, которых надо было вдохновить на борьбу с иноземными захватчиками.

Сам автор наряду с определением жанра своего произведения как СЛОВА использует применительно к нему названия «ПОВЕСТЬ» и «ПЕСНЬ» (оба жанра относятся к произведениям, в которых повествуется об определенных событиях).

Черты каких жанров сочетаются в «Слове…»?

В «Слове…» сочетаются черты жанров:

слова (традиция ораторского искусства и книжная традиция) (три понимания этого жанра перечислены выше);

2)героической поэмы (произведение является историческим документом, героическим воинским повествованием о реальных событиях и людях);

3) военно-исторической повести (книжная традиция) (военной – потому что в основе сюжета лежит военное событие: поход Игоря против половцев; исторической – потому что в основе сюжета – реальный исторический факт).

Вообще, воинская повесть – это жанр древнерусской литературы, распространённый в 11—17 вв. Основу В. п. составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой В. п. — обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. Большое место отводится красочному описанию сражений. В «Слове о полку Игоревом» есть черты воинской повести;

былинной песни (фольклорная традиция) (эпический сюжет, образы русских князей восходят к образам богатырей, финальная слава князьям и дружине, гипербола (Всеволод в бою, бегство Игоря из плена), поэтические образы и картины, лирические отступления, использование художественных приемов, эмоциональная насыщенность);

народной песни (фольклорная традиция) (в плаче Ярославны прослеживается структурный параллелизм с образами природы, в расшифровке сна Святослава – метафорические моменты: жемчуг – символ слез, черная пелена – символ похорон).

Что представляет собой язык «Слова…»? (или «С какими традициями связан язык «Слова…»?)

В «Слове…» сочетаются: 1)черты книжности; 2) черты ораторского искусства; 3)черты фольклора (устного народного творчества).

Черты книжности: само по себе произведение определено как «Слово…». Потом, в нем много военной терминологии, характерной для воинских повестей: «вступить в стремень» (то есть выступить в поход), «копье преломити» (то есть одержать победу).

Черты ораторского искусства (их появление напрямую связано с целью автора: повлиять на современников, привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее существенных вопросах): многочисленные рефрены (то есть повторы некоторых фраз, например, «О Русская земля! / Ты уже за холмом»), риторические обращения (пр. «Братие!»), риторические вопросы и др.

Черты фольклора: 1) постоянные эпитеты («борзые кони», «чистое поле», «мечи булатные»; 2) песенная символика (князья сравниваются с солнцами, Ярославна плачет «кукушкой»; 3) олицетворение отвлеченных понятий и сил природы (например, в обращении Ярославны к ветру, Днепру, солнцу); 4) плач Ярославны – форма народного причитания, при этом в нем же есть и момент заклинания (сил природы), характерного для языческих культов; 5) прием сна пришел из фольклора; 6) метафора «бой» -- «пир» и многое другое.

СИСТЕМА ОБРАЗОВ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ – ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ НУЖНЫ ДЛЯ ЕГО СОЗДАНИЯ. Они как бы «входят в состав» этого образа.

ОБРАЗ – форма отражения действительности в искусстве. И в частности в литературе. Не копирует действительность, а отражает ее, типизирует. В образе сочетаются: конкретность и обобщение (ср. Игорь – конкретный герой, имеет исторический прототип, при этом он наделен чертами личности, которые были свойственны многим князьям того времени: с одной стороны, храбрость, с другой -- желание личной славы, безрассудство, личные интересы превыше общих).

ОБРАЗЫ:

ГЕРОЙ

КАЧЕСТВА

ЦИТАТЫ

ВЫВОД

ИГОРЬ

Мужество, храбрость

(+)

Безрассудство (-);

ставит свои интересы выше интересов Руси

(-);

стремление к личной славе (-).

«Лучше нам убитыми быть, чем плененными…»

Сравнивается с «солнцем», «светом», «соколом»

«Прошлую славу похитим, будущую между собою поделим»

-- Герой изображен неоднозначно: в нем показано и положительное, и отрицательное. О такой правдивой манере повествования автор заявляет еще во вступлении, где, отдав должное искусству Бояна, который имел склонность идеализировать или наоборот (хулил кого-либо), заявляет о своей собственной манере.

-- НЕЛЬЗЯ ЛИЧНУЮ СЛАВУ И ЧЕСТЬ СТАВИТЬ ВЫШЕ СЛАВЫ И ЧЕСТИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.

-- Мнение Д. С. Лихачева (можно согласиться или поспорить): «Игорь Святославич – сын своей эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной степени любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины».

-- Автор и осуждает князя, и восхищается им.

-- Почему Игорь допускает непростительное пренебрежение знаками неба? (Автор понимает, что Игорь не в силах бороться со страстным желанием, которое заслоняет от него все. Он твердо решил либо голову сложить, либо «испить шеломом синего Дону» наперекор всем предначертаниям судьбы.

--.В самый разгар сражения возникает перед нами фигура Игоря, пытающегося спасти окруженного со всех сторон брата Всеволода. Эта психологическая подробность если не оправдывает, то хотя бы объясняет пленение Игоря, которым сам бы, наверное, предпочел смерть на поле боя позорному плену.

-- Почему же мы, несмотря на безрассудство Игоря, испытываем к нему симпатию (а родная земля встречает его как героя)?

Цель похода

личная слава;

отвоевать исконные черниговские земли – Тмутаракань (город на территории современной Тамани в Краснодарском крае) – то есть выход к морю (Черному).

Поведение при затмении

Личное мужество (не испугался дурного знака). С другой стороны, безрассудство.

Поведение перед лицом опасности

Не бросает с частью дружины простых воинов, потому и попадает в плен, на равных делит с ними судьбу.

Всеволод

Идеал воина (в бою сражается самозабвенно, забывая обо всем на свете)

Для него главные ценности – семья и дружина. С любовью отзывается о своих воинах-курянах.

«Куда ни поскачет он, там лежат головы половецкие…»

Как и Игорь, сравнивается с солнцем, соколом. Автор говорит о нем, храбром воине, «буй-тур»

Образ русского богатыря, защитника земли Русской, для которого важнее всего семья и дружина. Любит свою землю. Чтобы помочь брату, идет с ним в поход.

Святослав

Идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли. Скорбит о потерпевших поражение. Упрекает князей за то, что они ему не в помощь (исторически князья не очень активно выступали против половцев, которые двинулись на Русь после поражения Игоря).

Монолог Святослава (его златое слово) – политическая линия произведения. Он государственный деятель, пытающийся сохранить и умножить мощь русского государства.

«И тогда великий Святослав / Изронил свое златое слово»

-- Исторически Святослав не был выдающимся деятелем. Это художественный образ.

-- Автор идеализирует киевского князя, потому что видит необходимость объединения перед лицом военной опасности именно под началом Киева – исторической прародины всех русских княжеств.

-- Позиция автора совпадает с позицией Святослава.

«Золотое слово» Святослава

Перед началом «Золотого слова» идет рассказ о сне и веселии готских дев. Здесь используется прием замедления действия перед решающей минутой повествования – идет психологическая подготовка к суровой, полной страдания и боли речи Святослава.

Святослав в «Золотом слове» упрекает Игоря и Всеволода за то, что «на врага не вовремя напали», «ваше сердце… закалилось в буйстве самочинном». Упрекает Игоря прежде всего в том, что принес беды на «землю Русскую» (половцы начали активно нападать на другие наши территории).

Он призывает русских князей к объединению: постоять «за Русскую землю, за Игоревы раны». Себя же киевский князь сравнивает со старым соколом, который «никому не даст гнезда в обиду».

Монолог Святослава – политическая идея «Слова…», кульминация политической линии, идеологический центр поэмы.

Ярославна

Образ русской женщины.

Жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания и тоска понятны людям любой эпохи: достаточно представить одинокую женскую фигуру, всматривающуюся вдаль на крепостной стене.

Верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего «ладу». Силой любви помогает Игорю вернуться из плена (по сюжету он бежит как раз после обращения ее к силам природы, очень напоминающего заклинание).

В плаче-заклинании упоминает не только о муже, но и обо всем войске =>ее скорбь – скорбь всех русских жен и матерей

Ярославну часто ставят в галерею других образов русских женщин. Среди них Татьяна Пушкина, Светлана Жуковского, Наташа Ростова Толстого. Этих героинь объединяет: самоотверженность, сила любви, верность, готовность пожертвовать многим во имя любимого, душевная чистота и простота, умение страдать (и у некоторых героинь по сюжету сострадать другим)

-- Это художественный образ. В нем вместе с конкретным сочетается типическое, что позволяет некоторым исследователям говорить о Ярославне как об обобщенном образе всех русских жен и матерей.

ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ

Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И Ярославна в самое трудное для нее время обращается к вере отцов и дедов. В ее монологе (первая строфа части III) она:

Упрекает Ветер в том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, то есть с половецкой стороны.

Обращается к Днепру (Он силен и могуч – «каменные горы в землях половецких ты пробил», был верным союзником Святослава в его походе против половцев. Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем)

К великому и грозному Солнцу обращается со словами упрека, так как Солнце всем дарит свет и тепло, но его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска).

5.Образ автора.

(См. также Крутецкую).

Нам неизвестно имя автора. Анонимность вообще входила в этикет средневекового искусства. Мы лишь можем предположить, что он был участником описанных событий. Глубокое знание русской истории, а также любимой забавы князей – соколиной охоты – говорит в пользу того, что он был не простым воином, а приближенным к князю человеком.

Автор «Слова…» -- историк: события похода даны в исторической ретроспективе. Автор преподносит историю смут на Руси как наглядный урок, мы понимаем историческую предопределенность поражения как следствия княжеских раздоров. И Игоря мы уже воспринимаем как типичного представителя его эпохи. Также автор прекрасно знал политическую карту.

Активно проявляет себя в авторских отступлениях, где выражает свое отношение к событиям и размышляет над случившимся.

Образованный человек (демонстрирует знания по истории, географии)

Талантливый художник слова и оратор.

Из какого именно русского города он был, нам неизвестно, но он сумел осмыслить все сложности политической борьбы своего времени и подняться до общерусской точки зрения. Он гордится всей Русью и печалится о всей Русской земле в целом. Для процветания Руси нужен мир => все князья должны выполнить свой долг перед Русью и перед киевским князем. Такова основная идея.

Устами автора говорила дружинная Русь, сознававшая силу и негодовавшая по поводу родственных кровопролитий, мечтавшая о сильной державной руке, вспоминавшая Ярослава Мудрого.

6.Природа

Отдельный «персонаж». Она живая. Это подчеркивают многочисленные олицетворения. Природа то пытается предупредить о чем-то Игоря, то выступает как некая враждебная сила, то сочувствует нашим героям.

Зори «кровяные» – перед вторым боем Игоря.

«Степь поникла, жалости полна, / И деревья ветви преклонили» (после пленения Игоря)

7. Центральный образ в произведении – это образ Русской земли. Здесь в той или иной степени затронуты события за 150 лет (широкое временное пространство);. Обширная география: говорится о половецкой степи, Доне, Черном и Азовском морях, Волге, Днепре, Курске, Чернигове и др. К событиям на Руси прислушиваются: немцы, венецианцы, греки, морава. В ход истории втянуты: литва, финны, половцы. Все это дает прочувствовать, насколько широка географически и велика Русь.

Остальные образы в той или иной степени служат для раскрытия образа Русской земли.

8. Враг: сравнивается с тучей, тьмой, «черные вороны». «Тьма свет покрыла, когда войска князей были разбиты на Каяле».

Идея «Слова…»

Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено не только «Золотое слово» Святослава, но и исторические отступления автора, из которых ясно: были едины – одерживали славные победы, вступили в распри – принесли лишь горе и страдание Русской земле. Даже тема дружбы братьев – Игоря и Всеволода – подчинена этой идее. Именно братской дружбы не хватало тогдашней Руси, страдавшей от распрей, когда отец шел на сына и брат на брата. Если бы все князья любили друг друга, как Игорь и Всеволод, не пришлось бы бояться набегов кочевников, не стонал бы «Киев от горя, а Чернигов от напастей».

Новаторство «Слова…»

Герои показаны не только в действии, но и в разгар внутренней борьбы. Образы Игоря и Ярославны по-человечески притягательны.

Сон Святослава как развернутая метафора происходящих событий не просто явился авторской находкой, но и предвосхитил все грядущие «сны». Прием заимствован из фольклора.

Впервые в русской литературе были прорисованы образы героев враждебного лагеря: половецких ханов Гзака и Кончака и бежавшего с Игорем Овлура.

Название поэмы, в котом посвящение не столько самому князю, сколько его походу, То есть воинам, должно было звучать не просто новаторски, но и смело.

freedocs.xyz

слово о полку игореве. таблица поход святослава: 1. цель похода: 2. поведение при солнечном затмении: 3. поведение перед лицом опасности:

    нет ничего чудеснее весны! пора цветения, пора пробуждения природы, пора рождения новой жизни - вот что такое весна! я полюбил это время года еще в раннем детстве, когда мало что понимал. но уже тогда я чувствовал необыкновенную радость, когда опостылевшие зимние холода начинали отступать перед натиском весеннего солнца.

    приближение весны чувствуется уже в феврале: сугробы , солнце начинает пригревать сильнее, в воздухе пахнет уже не снегом, а талой водой, распускающимися почками. сосульки начинают капать и сверкать в лучах теплого весеннего солнца.

    по-настоящему весна начинается с прилетом птиц. обычно это грачи. иногда они прилетают, когда на полях еще много слежавшегося зимнего снега. но птицу не обманешь! она ходит по отогревшимся, оттаявшим участкам полей и уже что-то ищет в земле. а скоро и этот последний снег сойдет, потом половодье, а там уж и зелень, и цветы.

    кто из не любит весну? ведь это возможность находиться, играть и гулять на улице, не думая о том, что замерзнешь, не глядя с сомнением на затянутое тучами небо, не напяливая на себя умопомрачительно тяжелых шерстяных и меховых вещей.

0tvet.com

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ «Слово…» вместило в себя не только весь двенадцатый век, но и всю домонгольскую Русь… Е.Осетров Дуброва Анна Михайловна Учитель русского. - презентация

1 СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ «Слово…» вместило в себя не только весь двенадцатый век, но и всю домонгольскую Русь… Е.Осетров Дуброва Анна Михайловна Учитель русского языка и литературы МОУ «Изварская СОШ» Волосовский район Ленинградская область

2 Боян – как можно заключить из текста «Слова…» придворный княжеский поэт, певец, живший в середине XI века. Для его творческой манеры, видимо, было характерно соединение темы повествования с историческими и мифологическими аналогиями. Недаром «растекаться мыслию по древу» значит «беспорядочно переходить от одного к другому в мыслях, словах». Какой принцип повествования избирает автор «Слова…»? Какой временной диапазон автор предполагает охватить в своем произведении?

3 Раскройте смысл развернутой метафоры, в которой князь с гордостью и любовью характеризует своих воинов: Родились под трубами, Росли под шеломами, Выросли как воины, С конца копья вскормлены…

4 Н. К. Рерих «Поход Игоря»Н. К. Рерих

5 Как характеризует князя Игоря пренебрежение солнечным затмением? Докажите, что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение, и восхищение?

6 Докажите, что природные и мифические силы отзываются на происходящие события. Кто из них сочувствует Игорю, а кто – накликает беду?

7 Дать краткую характеристику высказыванию автора, где он дает своеобразную периодизацию истории Руси: времена Трояна – язычество, годы Ярослава – период расцвета русского государства, Олеговы походы – начало разделения и смут.

8 Расскажите о первой битве дружины князя Игоря с половецкими воинами.

9 Роковая битва. Расскажите, как описывает сражение автор «Слова…»? Как вы понимаете традиционное для русского фольклора сравнение «бой – пир»?

10 В чем видит автор страшные последствия Игорева похода для русской земли?

11 Игорь Святославович – сын своей эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины». Д.С.Лихачев Докажите или опровергните это утверждение, опираясь на текст «Слова…».

12 «Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо все вместе живыми останемся» Ипатьевская летопись

13 1. Цель похода Игоря Святославовича. 2. Поведение князя при солнечном затмении. 3. Поведение перед лицом опасности. Заполнить самостоятельно правый столбик данной таблицы.

14 1. Цель похода Игоря Святославовича. 1. Во-первых, личная слава. Во- вторых, отвоевать исконные черниговские земли – Тмуторокань – выход к морю. 2. Поведение князя при солнечном затмении. 2. Личное мужество. 3. Поведение перед лицом опасности. 3. На равных делит судьбу со своими воинами.

15 Определите главную мысль «Золотого слова» Святослава. Как определяет киевский князь цель грядущего похода русских княжеств против половцев? Сравните с целью похода Игоря. Какие выводы можно сделать?

16 E_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D 1%80% E_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D 1%80% 0%BE%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83%20%D0% 98%D0%B3%D0%BE%D1%80% 0%BE%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83%20%D0% 98%D0%B3%D0%BE%D1%80% И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. К учебникам –хрестоматиям В.Я.Коровиной. Москва «ВАКО» 2005 год. Используемые материалы

www.myshared.ru

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ Слово вместило в себя

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ «Слово…» вместило в себя не только весь двенадцатый век, но и всю домонгольскую Русь… Е. Осетров Дуброва Анна Михайловна Учитель русского языка и литературы МОУ «Изварская СОШ» Волосовский район Ленинградская область

• Боян – как можно заключить из текста «Слова…» придворный княжеский поэт, певец, живший в середине XI века. Для его творческой манеры, видимо, было характерно соединение темы повествования с историческими и мифологическими аналогиями. Недаром «растекаться мыслию по древу» значит «беспорядочно переходить от одного к другому в мыслях, словах» . • Какой принцип повествования избирает автор «Слова…» ? • Какой временной диапазон автор предполагает охватить в своем произведении?

• Раскройте смысл развернутой метафоры, в которой князь с гордостью и любовью характеризует своих воинов: Родились под трубами, Росли под шеломами, Выросли как воины, С конца копья вскормлены…

• Н. К. Рерих «Поход Игоря»

• Как характеризует князя Игоря пренебрежение солнечным затмением? • Докажите, что в авторской оценке поступка князя звучат и осуждение, и восхищение?

• Докажите, что природные и мифические силы отзываются на происходящие события. Кто из них сочувствует Игорю, а кто – накликает беду?

• Дать краткую характеристику высказыванию автора, где он дает своеобразную периодизацию истории Руси: времена Трояна – язычество, годы Ярослава – период расцвета русского государства, Олеговы походы – начало разделения и смут.

• Расскажите о первой битве дружины князя Игоря с половецкими воинами.

• Роковая битва. Расскажите, как описывает сражение автор «Слова…» ? • Как вы понимаете традиционное для русского фольклора сравнение «бой – пир» ?

• В чем видит автор страшные последствия Игорева похода для русской земли?

• Игорь Святославович – сын своей эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины» . Д. С. Лихачев • Докажите или опровергните это утверждение, опираясь на текст «Слова…» .

• «Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо все вместе живыми останемся» • Ипатьевская летопись

Заполнить самостоятельно правый столбик данной таблицы. 1. Цель похода Игоря Святославовича. 2. Поведение князя при солнечном затмении. 3. Поведение перед лицом опасности.

1. Цель похода Игоря Святославовича. 2. Поведение князя при солнечном затмении. 1. Во-первых, личная слава. Вовторых, отвоевать исконные черниговские земли – Тмуторокань – выход к морю. 2. Личное мужество. 3. Поведение перед лицом 3. На равных делит судьбу со своими воинами. опасности.

• Определите главную мысль «Золотого слова» Святослава. • Как определяет киевский князь цель грядущего похода русских княжеств против половцев? • Сравните с целью похода Игоря. Какие выводы можно сделать?

Используемые материалы • • http: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 0%A 1%D 0%BB%D 0%BE%D 0%B 2%D 0%BE_%D 0%BF%D 0%BE%D 0%BB%D 0%BA%D 1%83_%D 0%98%D 0%B 3%D 0%BE%D 1%80% http: //images. yandex. ru/yandsearch? text=%D 0%A 1%D 0%BB%D 0%BE%D 0%B 2%D 0%BE%20%D 0%BF%D 0%BE%D 0%BB%D 0%BA%D 1%83%20%D 0% 98%D 0%B 3%D 0%BE%D 1%80% И. В. Золотарёва, Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. К учебникам –хрестоматиям В. Я. Коровиной. Москва «ВАКО» 2005 год.

present5.com

Ответ на экзаменационный билет: «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы

ТЕМА 1: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Вопрос 1 экзаменационного билета (билет № 1, вопрос 1)

«Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы

ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА

«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древ­нерусской литературы. Это произведение обладает такими вы­сокими художественными достоинствами, что можно уверен­но предположить наличие в эпоху создания «Слова» развитой письменной и книжной культуры.

Трудно вообразить себе тот огромный временной промежу­ток, который отделяет нас от событий, описанных в «Слове о полку Игореве». Читая этот литературный памятник «старины глубокой», мы попадаем в последнюю четверть двенадцатого века. Это эпоха феодальной раздробленности, характеризую­щаяся тем, что Русь представляла собой не единое государ­ственное образование, а «содружество» многочисленных от­дельных княжеств, причем княжества эти постоянно враждо­вали друг с другом.

Вот как образно оценивает такую историческую ситуацию безымянный автор «Слова»: «…сказал брат брату: «Это мое и то мое же». И стали князья крамолу ковать. А поганые со всех сто­рон приходили с победами на землю Русскую». Словом «пога­ные» автор называет лютых врагов Руси — половцев. Их коче­вые племена, пользуясь междоусобными распрями русских князей, нападали на цветущие города и сёла, неся смерть и опустошение.

Наши предки предпринимали ответные походы. Некоторые из них были успешными, другие — неудачными, но угроза оста­валась постоянной. И именно потому, что правители Руси никак не могли объединиться в борьбе против общего внешнего вра­га. Об одном из таких походов, закончившемся разгромом рус­ских войск, и рассказывается в «Слове о полку Игореве».

Сюжет «Слова» можно пересказать очень коротко. Весной 1185 года Новгород-Северский князь Игорь Святославич вы­ступает с немногочисленными союзниками в поход против половцев. С началом похода совпадает дурное предзнамено­вание — солнечное затмение, произошедшее 1 мая. По древ­ним поверьям легко объяснимое для нас природное явление сулило беду войску Игоря. Тем не менее князь не отказывает­ся от своего замысла. Как пишет автор «Слова», «ум князя ус­тупил желанию». Он объявляет воинам: «Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».

В первой битве россияне остались победителями, взяли стан неприятелей, их семейства. Но затем разбитые половцы соединились с новыми толпами, и их число постоянно умно­жалось. Русские были окружены. Они бились храбро, отчаян­но. Сам Игорь ездил на коне, ободряя своих воинов. Редкое мужество показал и его брат Всеволод («буй тур Всеволод»). Но все-таки русское войско было разбито, а сам Игорь стал плен­ником половецкого хана Кончака. Через некоторое время кня­зю удалось бежать и возвратиться на Родину.

Итак, мы видим, что «Слово о полку Игореве» небогато внешними событиями. При этом содержание произведения очень значительно и выходит за рамки сюжета. Основная идея «Слова» — это призыв к единению Руси во имя отражения внешнего врага. В отличие от современников князя Игоря и автора «Слова», мы знаем, что призыв тот, к сожалению, так и не был услышан. Именно из-за непростительной глухоты власть имущих Русь через несколько десятилетий подверглась нападе­нию татаро-монгольских орд и потеряла свою независимость. Но хотя «Слово о полку Игореве» рассказывает о поражении русских, в нем нет и тени уныния. Оно проникнуто духом опти­мизма. И этот оптимизм оправдан, как показывает вся последу­ющая история нашего государства. Были в ней жесточайшие поражения, но сила и стойкость русского духа возрождали стра­ну и вели ее к славным победам — таким, как Куликовская бит­ва, отражение наполеоновского нашествия, разгром гитлеров­ской Германии в Великой Отечественной войне. Автор «Слова о полку Игореве», конечно, не мог всего этого знать. Но он по­казал в своем произведении те черты русского национального характера, которые давали ему повод для оптимизма. Это стрем­ление защитить Родину даже ценой собственной жизни, это чувство долга и чести, не позволяющее отступать перед превос­ходящими силами врага. В образах героев «Слова» автор демон­стрирует нам такие нравственные качества наших предков, как человечность, забота о ближнем, женская верность. Гуманизм автора проявляется и в характеристиках действующих лиц, и в поведении героев перед лицом смертельной опасности.

Богатству внутреннего содержания «Слова о полку Игоре­ве» соответствуют его поэтические достоинства. Разнообразна интонация авторской речи: автор то негодует, возмущаясь не­дальновидностью русских князей; то скорбит, когда пишет о том, что «черная земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли они по Русской земле». То, на­конец, ликует, когда князь Игорь благополучно возвращается на родную землю («сёла рады, грады веселы»), и провозглашает здравицу своим героям: «Слава Игорю Святославичу, буй туру Всеволоду.. Здравы будьте, князья и дружина, борясь за хрис­тиан против нашествий поганых!»

Очень верно и точно оценил значение выдающегося памят­ника древнерусской литературы тонкий исследователь «Слова» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нем новое и свое. Это предназ­начение подлинных произведений искусства: они говорят но­вое новому, и они всегда современны».

На этой странице искали :
  • слово о полку игореве сюжет и проблематика поэмы
  • слово о полку игореве проблематика
  • слово о полку игореве сюжет
  • характеристика героев слово о полку игореве
  • проблематика слово о полку игореве
Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Игорь святославич 1 цель похода 2 поведение при солнечном затмении 3 поведение перед лицом опасности

Литература, 23.05.2019 06:30, Egor1752 Всего ответов: 3

Ответы

Ответ разместил: slava025551- т.к половцы разоряли землю и игорь жаждил славы. 2- сначала дружина подумала что затмение это плохой знак, но игорь успокоил всех и двинулся дальше. 3-игорь храбро сражался до тяжелого ранения, и не боялся пасть в бою.

Ответ разместил: Гость

что предложила рыбка за свое спасение?   откуп

о ком эти строчки: та призналася во всем: так и так?   чернавка

куда послала служить мужа старуха.когда стала столбовой дворянкой?   конюшню

Ответ разместил: Гость

о любви:                                                

блаженство,

  дориде,

её глаза,

желание,

к*** (я помню чудное мгновенье),

признание, 

разлука ,

ночь,

рассудок и любовь. 

  о дружбе:  

    » вторая годовщина » ,друзьям (нет, я не » нет, я не изменил. до старости   » дружба » к другу стихотворцу » поедем, я готов; куда бы вы, » друзьям (богами вам еще » нет, я не байрон, я » пора, мой друг, » друзьям (вчера был день разлуки » нет, я не буду » предчувствие

Другие вопросы по Литературе

Литература, 01.03.2019 03:50, paatalizip08mh3

Человеческое достоинство в пониании господина журдена и моем

Ответов: 2

Литература, 01.03.2019 20:40, nastprin

Ну, трогай, саврасушка! трогай! натягивай крепче гужи! служил ты хозяину много, в последний разок кто такой саврастушка и как понять гужи?

Ответов: 2

Литература, 02.03.2019 03:00, Celovek21

1) кого из мертвых душ автор назвал прорехой на человечестве 2)что такое оксюморон, аллегория 3)в романе мастер и маргарита эпиграф взят из

Ответов: 2

Литература, 02.03.2019 20:10, НяшаНика

Могли ли влиять сатирические произведения щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней россии?

Ответов: 3

Литература, 03.03.2019 06:20, hehfnfifn

1)почему алеко оказался в таборе? 2)проанализировать разговор земфиры с олеко.

Ответов: 4

Вопросы по предметам

0tvet.com


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031