В каком месяце отмечается день народного единства


День народного единства

День народного единства – государственный праздник, день воинской славы России. В 2019 году он отмечается 4 ноября. Это официальный выходной день в стране. Праздник связан с освобождением Москвы от польских захватчиков в 1612 году и символизирует народное единение. Он приурочен ко Дню Казанской иконы Божией Матери. Его отмечают все граждане Российской Федерации. В 2019 году День народного единства празднуется 15-й раз.

История праздника

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмовало Китай-город и освободило Москву от польско-литовских захватчиков. Русские войска прошли в Кремль крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери – защитницей Русской земли. В 1630 году на Красной площади был построен Казанский собор. В 1649 году царь Алексей Михайлович объявил 4 ноября государственным праздником – Днем Казанской иконы Божией Матери, в память освобождения Москвы от польско-литовских войск. После Октябрьской революции 1917 года традиция отмечать это торжество прервалась.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил учредить 4 ноября праздник – День народного единства. Указ Президента РФ В. Путина № 200-ФЗ от 29 декабря 2004 года внес поправки в статью 1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» и статью 112 Трудового кодекса РФ № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. 4 ноября – День народного единства стал днем воинской славы и праздничным выходным днем.

Традиции праздника

День народного единства – молодой праздник, который отмечается пышно и торжественно. Его цель – сплотить жителей России независимо от социального положения, национальности или вероисповедания. В этот день граждане страны вспоминают историческое событие, к которому приурочено это торжество, и устраивают массовые мероприятия.

Политические партии проводят митинги и парады. На площадях городов устраиваются ремесленнические ярмарки, развлекательные программы для взрослых и детей, выставки. Во многих городах проводятся благотворительные акции. Участники акций собирают вещи, игрушки, книги, деньги и передают их в детские дома, дома для детей инвалидов и школы-интернаты.

В местах празднования организуются бесплатные пункты раздачи угощений и напитков. Вечером проводятся концерты, на которых выступают звезды эстрады, танцевальные и музыкальные коллективы.

Главное место празднования – Красная площадь в Москве. Мероприятие начинается с торжественного шествия по городу и завершается возложением букетов к мемориалам старосте Минину и князю Пожарскому. Президент обращается с праздничной речью к гражданам Российской Федерации и вручает Государственные награды.

С особым размахом празднование проходит в Нижнем Новгороде – родине Кузьмы Минина. 4 ноября городские власти открывают общественные объекты: мосты, школы, детские сады, парки. Главные события проходят на площади Народного единства, где установлен памятник Минину и Пожарскому. Там устраивается большой концерт и фейерверк.

С 2001 года проводится общественная патриотическая акция «Алтарь Отечества». В ней участвуют социальные активисты, работники культурной сферы, студенты, учащиеся школ. Они повторяют путь ополчения, который начинается в Нижнем Новгороде и завершается в Москве на Красной площади.

my-calend.ru

День народного единства России

Картина М.И. Скотти «Минин и Пожарский» (1850)

День воинской славы России — День народного единства отмечается в нашей стране ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси —

периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых. Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Фото: volkova natalia, Shutterstock)

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества». Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В этот день по всей стране проходят праздничные гуляния, концерты, представления и спортивные мероприятия. В разных российских городах политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и благотворительные акции. Но главные мероприятия, посвященные Дню народного единства, проходят в сердце праздника — Нижнем Новгороде, и на Красной площади в Москве.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

Page 2

Адрес страницы: https://www.calend.ru/day/2019-11-4/

Главная страница / Календарь / 4 ноября 2019 года — праздники, памятные даты, именины, народный календарь, хроника, персоны, дни городов

Праздники
Именины
  • Александр

    «Защитник людей»

  • Анна

    «Благодать», «милость божья», «миловидная»

  • Василий

    «Царский», «царственный»

  • Владимир

    «Владеющий миром»

  • Герман

    «Истинный», «родной», «близкий»

  • Григорий

    «Бодрствующий», «не спящий»

  • Денис

    «Посвященный богу Дионису»

  • Елизавета

    «Божья клятва», «почитающая Бога»

  • Захар

    «Бог вспомнил», «память Господня»

  • Иван

    «Яхве (Бог) смилостивился, помиловал», «Благодать Божия»

  • Ираклий

    «Прославленный богиней Герой»

  • Константин

    «Стойкий», «постоянный»

  • Максимилиан

    «Величайший», «посланник Божий»

  • Николай

    «Победитель народов»

  • Федор

    «Божий дар», «дарованный Богом»

Персоны
  • 1575 1575  — 1642 Гвидо Рени итальянский живописец, представитель болонского академизма
  • 1784 1784  — 1834 Осип Бове русский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года
  • 1797 1797  — 1856 Поль Деларош французский живописец
  • 1809 1809  — 1847 Феликс Мендельсон немецкий композитор, известный как автор Свадебного марша
  • 1812 1812  — 1857 Нино Чавчавадзе грузинская княжна, жена русского драматурга и дипломата Александра Грибоедова
  • 1829 1829  — 1912 Петр Бартенев русский историк, издатель, библиограф, литературовед
  • 1850 1850  — 1895 Юджин Филд американский писатель
  • 1894 1894  — 1948 Павел Рыбалко советский военачальник, маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза
  • 1922 1922  — 1995 Ицхак Рабин израильский политический деятель, премьер-министр Израиля, Нобелевский лауреат
  • р. 1936 р. 1936 Дидье Рацирака мадагаскарский государственный деятель, президент Мадагаскара (1976-1993, 1997-2002)
  • 1942 1942  — 2008 Майкл Крайтон американский писатель-фантаст, сценарист и кинорежиссёр
  • 1956 1956  — 1991 Игорь Тальков советский рок-музыкант, певец, автор песен, киноактер
  • 1 ноября
  • 2 ноября
  • 3 ноября
  • 4 ноября
  • 5 ноября
  • 6 ноября
  • 7 ноября

www.calend.ru

День народного единства - это... Что такое День народного единства?

День наро́дного еди́нства — российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года.

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Нижнем Новгороде

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.

Дискуссия вокруг праздника

После введения поправки к Трудовому кодексу и появления нового праздника в обществе разгорелась бурная дискуссия. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось[1]:

4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе

Однако высказывались мнения, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, приводились рассуждения о способе датирования старых праздников в новом стиле. Все эти мнения сводятся к одному: в целях отмены советского праздника Великой Октябрьской социалистической революции, а также досрочного завершения работы над законопроектом была выбрана дата 4 ноября[2][3].

Также отмечалось, что День народного единства — это воскрешённый государственный праздник, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретает статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась[1][4].

Некоторые политологи и политические деятели также высказывались о празднике. Их мнения по этому вопросу расходятся. Звучали слова и о том, что новый праздник не приживётся в России, и о том, что День народного единства имеет хорошие перспективы в будущем[5].

История установления праздника

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.[источник не указан 778 дней]

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

4 октября эту же инициативу публично поддержал первый замруководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

28 октября 2004 года в Саратове на Театральной площади по инициативе Общественной палаты области и Молодёжного парламента области прошёл 8-тысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации В. В. Путину.

23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины Октябрьской революции и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

«Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

Отношение к празднику

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Реакция прессы и СМИ на введение нового праздника была неоднозначной. Введения праздника трактовалось как заведомо неудачная попытка заменить популярное 7 ноября. Однако одновременно с этим праздник характеризовали и как «сплотивший народы»[6][7].

Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведён социологический опрос. 33 % респондентов считали, что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения, 8 % собирались праздновать День народного единства, а 5 % — «День освобождения от польско-литовских интервентов». Тот же опрос показал, что большинство россиян (63 %) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.

Еще интереснее результаты опроса 2009 года. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.

1 ноября лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский заявил, что поддерживает отмену празднования 7 ноября, так как, по его словам, это являлось оправданием насильственного захвата власти, и поддержал празднование 4 ноября как «Дня национального единства». Он назвал этот праздник «днём гражданского общества», так как, по его словам, именно гражданское общество единственный раз стало главной силой в ликвидации Смуты.

В то же время, во многих городах России праздник стал неизменно проходить на фоне митингов и шествий различных патриотических и националистических движений, что вызывает отрицательное отношение либеральных СМИ и политиков.

Леворадикальные политические течения критиковали «День народного единства» как праздник, пытающийся примирить бедных и богатых, угнетенных и угнетателей. Союз Революционных Социалистов выпустил листовку против этого праздника, в которой провозгласил лозунг «нет единству с буржуями».

История празднования в современной России

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

2008

2005 год

Центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. В открытии участвовал Патриарх Алексий II.

Также праздник активно отмечался в Москве (где прошло два Крестных хода и «Русский марш»; президент страны возложил цветы к московскому памятнику Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому), Самаре, Волгограде, Владимире, Костроме, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и других городах.

Повсеместно прошли крестные ходы, кое-где с участием глав администраций.

Было успешно проведено несколько благотворительных акций, которые в общем можно охарактеризовать словами одного из региональных лидеров: «Мы воспринимаем этот день как праздник добра и любви, заботы о ближних, поддержки нуждающихся». Например, в Туле состоялся районный фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями; в Калуге угощали ветеранов и детей-сирот продукцией местной кондитерской фабрики.

2006 год

«Русский марш», несмотря на запрет его проведения в Москве и некоторых других городах России, в тех или иных формах состоялся.

В 2006 году в Нижнем Новгороде планировалось грандиозное визуальное шоу, рассчитанное на 1.5 часа, в котором должны были принять участие более 1 000 актёров.

2007 год

Происходит популяризация праздника. Владимир Хотиненко снял исторический фильм «1612». Только в одной Москве было проведено 39 мероприятий. Владимир Путин традиционно возложил цветы к памятнику Минина и Пожарского и традиционно вручил на приёме в Кремле медали имени Пушкина «За сохранение российского духовного наследия» и «популяризацию русского языка». В Нижегородском Кремле устроили показательную схватку «ополченцев» с «захватчиками», а в Санкт-Петербурге — тематическую квест-игру «Схватка» под названием «Минин и Пожарский вступили в Схватку с врагом».

2008 год

По всей стране проходят праздничные гулянья. Дмитрий Медведев возложил цветы к памятнику Минина и Пожарского и организовал торжественный приём в Большом Кремлёвском дворце. На площади Революции прошёл семитысячный митинг, посвящённый Дню народного единства. Активисты движения «Наши» призвали провести день «под одеялом» — 10 тыс. молодых людей собрались на Васильевском спуске, чтобы сшить из тысяч лоскутов так называемое «Одеяло мира». Прошёл бесплатный рок-фестиваль «Призыв», направленный на борьбу с негативными проявлениями в молодёжной среде, отказ от наркотиков.

2009 год

По всей стране проходят праздничные гулянья. Дмитрий Медведев возложил цветы к памятнику Минина и Пожарского и организовал торжественный приём в Большом Кремлёвском дворце.

2010 год

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Выступление Дмитрия Медведева на торжественном приёме по случаю празднования Дня народного единства

По всей стране проходят праздничные гулянья. Дмитрий Медведев возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому и организовал торжественный приём в Большом Кремлёвском дворце.

В рамках празднования состоялось освящение отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля Святейшим патриархом московским и всея Руси Кириллом.

2011 год

По всей стране проходят праздничные гуляния. Дмитрий Медведев возложил цветы к памятнику Минина и Пожарского и организовал торжественный приём в Большом Кремлёвском дворце.[8] Параллельно националистическому «Русскому маршу» в Москве прошла демонстрация под тем же названием «Русский марш», на который уже три года подряд движение «Наши» собирает представителей различных национальностей.

2012 год

Центром праздничных мероприятий по традиции станет город Нижний Новгород. На организацию праздника областное Правительство выделило 15 миллионов 200 тысяч рублей[9]. Кроме того, к 4 ноября в Нижнем Новгороде возведут песчаную скульптуру длиной около 30 метров, а высотой около 5. Есть информация, что скульптура будет тематическая, то есть с изображением воззвания Козьмы Минина[10]. Полная программа праздничных мероприятий в Нижнем Новгороде стала известна за полторы недели до начала торжеств[11].

Примечания

  • День согласия и примирения

dic.academic.ru

День народного единства: что мы празднуем и почему

В этом году в 13-й раз в России единственным осенним праздником с выходным днем будет, так называемый, День народного единства, выпадающий на 4 ноября. Ранее, еще с советских времен традиционно праздновалось 7 ноября, которое вначале переименовали в «День согласия и примирения», а затем и вовсе лишили права на то, чтобы быть выходным днем. Даже в 2017 году, когда отмечается юбилей Октябрьской социалистической революции. Октябрьская революция в ноябре - это любимый способ преподавателей подколоть тугоумного ученика вопросом «в каком месяце празднуется Октябрьская революция?» и когнитивный диссонанс для иностранца, впервые узнавшего что Red October отмечается в ноябре. Та же история и с освобождением Москвы от поляков в 1612 году, которое и стало ныне Днем народного единства.

В пояснительной записке к проекту закона о праздновании значилось, что «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Никаких пояснений, что это дата не по «старому стилю», по которому Россия жила в XVII веке не давалось. Как и пояснения, отчего именно занятие стен Китай-Города стало считаться освобождением Москвы. Ответ на этот вопрос кроется в хронологии событий и непременном желании передвинуть праздничную дату куда-нибудь с дискредитированного 7 ноября.

Если внимательно взглянуть на ход событий, то ситуация преинтереснейшая. Несомненным является тот факт, что освобождение Москвы от интервентов, занявших ее во времена Смуты произошло осенью 1612 года. Не приходится сомневаться в том, что освобождали ее войска «Совета всей земли» или же «Второго земского ополчения», которое действительно объединило людей вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Впрочем, любое русское войско XVI-XVII веков объединяло людей безотносительно происхождения, вероисповедания и социального статуса. Но тогда уж можно говорить и о том, что единение происходило еще и безотносительно подданства, поскольку в войске присутствовали и иностранные наемники. А вот с детальной хронологией и выяснением кого же выгоняли из Москвы уже не так просто.

Началось освобождение с битвы под Москвой. Ныне Девичье поле – практически центр Москвы, но в конце лета 1612 года это дальняя окраина, где развернулось сражение между армией гетмана Ходкевича с одной стороны и отрядами ополченцев Козьмы Минина и князя Пожарского с поддержавшими их ополченцами князя Трубецкого с другой. При этом часть Москвы уже была занята ополченцами – без учета войск Ходкевича сил польско-литовского гарнизона едва хватало только на контроль Кремля и стен Китай-Города. Кварталы и укрепления Белого города оставались ничейными, поэтому ополченцы не испытывали никаких проблем ни с их занятием, ни со строительством укреплённых лагерей у стен Белого города. Так становится понятнее, почему сражение сторон, суммарная численность которых не достигала даже 20 тысяч человек, растянулось с 22 до 25 августа (1-4 сентября по новому стилю). Итогом стало отступление интервентов – венгерская пехота Ходкевича понесла тяжелые потери, а казаки из отряда князя Трубецкого сумели разграбить обоз, который, собственно, и требовалось доставить гарнизону Москвы. Невозможность доставить подкрепление и продовольствие предопределила судьбу «поляков» в Москве.

Слово «поляков» в данном случае нужно писать именно в кавычках, поскольку большую часть войск как Ходкевича, так и польско-литовского гарнизона составляли вовсе не поляки и литовцы, а казаки. Они же были костяком земского ополчения. А до того казаки практически из всех земель отметились на службе у всех самозванцев, интервентов и борцов за освобождение Московского царства. Не только украинские, но также волжские, терские, мещерские, хоперские и донские казаки активно действовали против тех, кого сейчас мы бы назвали центральной властью. И в этом нет ничего удивительного. Любой отряд с любой стороны состоял в массе из людей, воевавших не за идею, а за зарплату и возможность пограбить, так что профессиональные военные были в цене. Тем более что и вопрос вероисповедания никак не мешал Пожарскому мобилизовать татарских мурз на борьбу с дворянами Великого княжества Литовского, которые были православными и говорили и писали на языке, мало отличимом от того, что использовался в Москве. Так что если уж и говорить о каком-то единении народа в годы Смуты, то только по принципу совместного участия в борьбе всех против всех.

Но вернемся к вопросу освобождения Москвы и посмотрим, кем юридически были войска Речи Посполитой засевшие в Москве. Появились они там тремя годами ранее для защиты «центральной власти» от очередного самозванца. В роли центральной власти выступало боярское правительство вошедшее в историю как Семибоярщина, которое было вполне легальным правительством, поскольку было выбрано Боярской думой - последним законным органом власти, сохранявшимся с досмутных времен. А вот легитимным (т.е. признаваемым большинством населения страны) выступал самозванец Лжедмитрий II, который хотя и не имел никаких прав на престол, но пользовался, как сейчас бы сказали, «народной любовью и поддержкой». Представители Речи Посполитой на тот момент были как с боярами, так и с Лжедмитрием, но если последний мог опереться только на грубую силу, то Дума смогла предложить польскому королю Сигизмунду III весьма выгодный вариант - сделать русским царем его сына Владислава. В результате литовские отряда Сапеги, ранее составлявшие костяк войска Лжедмитрия II присягнули будущему монарху, лишив самозванца каких-либо шансов на воцарение силовым методом.

Впрочем, тактически выгодный политический маневр бояр дорого им обошелся. Гетман Гонсевский, засевший в Кремле был сторонником сильной руки и полонизации всего, что только можно, поэтому все русские дворяне, не разделявшие восторга от потенциального присоединения к Речи Посполитой, оказались на положении заложников. Причем методы, ныне осуждаемые как террористические, в начале XVII века рассматривались как общепринятые. Так что для бояр вполне реальной была перспектива умереть самим или увидеть как казнят их родственников, поэтому не приходится удивляться тому, что многие из них, хотя и участвовали в приглашении интервентов, но имели достаточно времени и причин, чтобы раскаяться в содеянном и воспринимать освобождение Москвы как и свое собственное.

Итак, выходит, что польско-литовский гарнизон пребывал в Москве на законных основаниях, а как раз ополчение никоим образом легальной властью не являлось. Однако, здесь стоит отметить, что возглавляли его все же дворяне, и на дворе стоял не просвещённый век, а вполне дремучий феодализм. Т.е. эти дворяне были подвластны своему сюзерену - монарху. Но монарха-то как раз и не было! Законных наследников ни у кого из успевших присесть на престол с момента смерти Ивана Грозного в живых не было, и даже единственный самозванец, Лжедмитрий I (Гришка Отрепьев), который был признан другими монархами, был давно покойным. Оставался еще его сын и коронованная царицей жена Марина Мнишек, но русские законы коронации женщины не предусматривали, а брак с Лжедмитрием II сделал ее просто авантюристкой даже в глазах поляков. Вот и выходит, что русские князья и бояре, были сами себе властью. Причем вряд ли кто-то будет спорить, что находившаяся в заложниках Боярская Дума могла бы претендовать на издание законных указов и распоряжений.

Перейдем же теперь к завершающим датам хронологии освобождения Москвы. С конца сентября голод среди осажденных интервентов усилился до такой степени, что стали отмечаться случаи каннибализма. Осаждавшие об это вполне знали и возглавлявший ополченцев Дмитрий Пожарский отправлял командовавшим польскими отрядами полковникам письма с предложением сдаться, подкрепляя свои предложения пушечной пальбой - с того же времени артиллерия ополчения вела огонь по северной и южной стенам Китай-города, обстреливала башни Кремля. Усилившийся голод (каннибализм стал массовым, общее число съеденных оценивается в 250-280 человек) и невозможность удерживать обстреливаемые позиции малочисленным (к тому времени в гарнизоне оставалось менее трех тысяч человек) воинством, привели к тому, что постоянное дежурство на стенах было сокращено до минимума. Итогом стала внезапная для интервентов атака предпринятая на стену Китай-Города ранним утром 22 октября 1612 года. По новому стилю эта дата выпадает на 1 ноября, поскольку в XVII веке разница между григорианским и юлианским календарями была только 10 дней, а не 13 как сейчас. Так что если уж праздновать освобождение Китай-Города, то не четвертого, а именно первого ноября. Дальше мы еще поговорим о причинах такого странного переноса, а пока вернемся к процессу освобождения.

После потери укреплений Китай-Города гарнизон с одной стороны имел больше возможностей по обороне, но с другой оказался заперт на гораздо меньшей территории и отрезан от запасов, которые еще можно было найти в городских кварталах. Для сокращения числа голодных ртов, возглавлявший поляков полковник Струсь решил отпустить всех женщин и детей из числа заложников. Этим он не только продлевал возможность по удержанию обороны, но и создавал проблему ополчению - его руководству не малых трудов стоило удержать казаков и наемников от соблазна пограбить боярских жен и детей. Городская чернь также не упустила бы случая поучаствовать в данном увлекательном процессе. В общем, на ближайшую пару дней поляки перестали для Пожарского и Трубецкого быть проблемой номер один, приведение народных масс к единству и порядку было куда более важным.

Но эта отсрочка не спасла гарнизон. К 26 октября надежда на подход польского войска к Москве в обозримые сроки была утрачена. Король Сигизмунд в это время не прибыл даже на оккупированную Смоленщину, а значит ждать его пришлось бы гораздо дольше, чем это могли позволить истощенные голодом и обстрелами отряды Струся и Будилы. В результате переговоров было достигнуто соглашение - поляки отпускают всех оставшихся заложников немедленно, а на следующий день капитулируют и покидают Кремль. Так что именно 26 октября (5 ноября) 1612 года следует считать датой освобождения Москвы от оккупации интервентами. 27 октября (6 ноября) 1612 года польско-литовские войска сдались на милость земскому ополчению, но лишь 1 (11) ноября отряды Пожарского и Трубецкого смогли совершить торжественный крестный ход в честь освобождения Москвы.

Что же стало причиной такого промедления, ведь вступили русские войска в Кремль еще 28 октября (7 ноября)? Дело в том, что капитулировавшие отряды сдавались на милость победителю. Те, кто подчинялся полковнику Струсю попали к отрядам Пожарского, а те, кто подчинялся Будиле - к отрядам Трубецкого. Процесс интернирования прошел не без эксцессов, если можно так выразиться. Самому Иосифу Будиле повезло, он стал «гостем» князя Пожарского, а вот его «рота», все пехотные подразделения и многие другие, попавшие в лагерь казаков Трубецкого были перебиты. Впрочем, не только казаки грабили и убивали пленных - бояре из разных городов и лагерей также не гнушались этим.

Вот так выглядит героическое событие, если рассмотреть его в деталях и беспристрастно. Согласитесь, что ничего праздничного в том, чтобы взять крепость измором, убивать и грабить пленных - нет. Даже если эти пленные до того успели отличиться не только грабежами, но и в поедании собственных детей и проведении разбирательств не по вопросу можно или нет, съесть умершего, а исключительно кто имеет на то право. Поэтому мифологизация пошла буквально с первых же дней.

Разобравшись с пленными и поделив ставшее бесхозным имущество, лидеры ополчения не стали немедленно делить власть, а наоборот озаботились объединением усилий по установлению контроля над ополченцами и Москвой. Проведенный крестный ход был самым зрелищным мероприятием, но не меньшее значение имели и пропаганда. Если не остановить грабежи и убийства, то Пожарский и все остальные быстро бы из народных героев, прогнавших оккупантов из Москвы, превратились бы в еще одних бояр-узурпаторов. За наведение же дисциплины и даже возвращение в строй дезертиров (а массовое бегство и прятание в крапиве едва не привело к поражению от войск Ходкевича) у ополчения отвечало духовенство. Это не было удивительным для того времени, когда вопросы веры и ее чистоты стояли не менее остро, чем сегодня это можно видеть в исполнении радикальных исламистов.

Для оправдания расправы над пленными был явлен Арсений Елассонский, греческий иерарх, переселившийся в Москву еще при Иване Грозном. Он занимал должность Архангельского архиепископа и всю осаду провел в Кремле, так что мог рассказать в подробностях о том, что там творилось. Ни поляки, ни тем более литовцы для архиепископа Арсения не являлись добрыми христианами - первые и были еретиками, а вторые на его памяти отреклись от Константинопольского престола, то есть впали в ересь. Каннибализм и разграбление епископской ризницы также мало способствовали улучшению имиджа интервентов, поэтому не сложно представить, что этот иерарх поведал людям. Но мало объявить врагов недостойными христианского отношения, ведь как ни верти, но убийство безоружного - однозначно грех. Поэтому понадобилось нечто, что однозначно бы связало все содеянное с неким божественным промыслом. И такая легенда появилась как нельзя кстати.

Как и любое другое христианское воинство Второе земское ополчение имело своего божественного покровителя и «нерукотворный» образ, который ему соответствовал - Деву Марию и ее икону из Казани, ныне известную как Казанская Богоматерь. Сейчас уже трудно установить в какой конкретно момент в рассказах Арсения Елассонского появилась история связавшая казанский образ с освобождением Москвы, но в «Сказании о Смуте» Авраамия Палицына связь между ними прямая и для человека XVII века безоговорочная.

В ночь на 22 октября (1 ноября) в Кремле было явлено чудо. Арсению Елассонскому в его келью явился сам Сергий Радонежский и предрек, что назавтра русскому воинству будет предан Китай-Город, а вскорости и Кремль падет. И все было именно так, как предрек святой Сергий. Здесь нужно заметить, что если архиепископ Арсений пребывал в Кремле, то келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын был вместе с ополчением. Именно он был одним из тех людей, кто во время битвы с войском Ходкевича в прямом смысле слова вытаскивал из кустов и ободрял разбежавшихся ополченцев, пока не имевший никакого командного опыта Пожарский пребывал в растерянности. Так что подход именно к тем людям и знание фактического хода событий позволяли ему эффективно воздействовать на моральный облик русского войска.

Более того, «Сказание о Смуте», написанное Авраамием Палицыным, оказалось крайне популярным сочинением, повествующим об этом событии. Многочисленные копии «Сказания» активно читались всю первую половину XVII века, поэтому нет ничего удивительного в том, что именно эпизод с чудом накануне взятия Китай-Города стал отправной точкой для утверждения в 1649 году Русской Православной церковью празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы от поляков в 1612 году). Чудо было, и именно Казанская икона Богоматери была символом Второго земского ополчения. Таким образом, в народной традиции произошло закрепление 22 октября по юлианскому календарю как даты празднования освобождения Москвы от поляков. И в этом отношении не имело уже никакого значения, что к моменту освобождения в гарнизоне были преимущественно литовцы и казаки, да и освобождение произошло совсем в другой день.

Таким образом, получается, что с исторической точки зрения связывать День народного единства, 4 ноября и годовщину освобождения Москвы нет никаких оснований. Если отмечать как освобождение Китай-Города, то это должно быть 1 ноября, а если как вступление русских войск в Кремль, то 7 ноября. Вытащенная из дореволюционного прошлого дата соответствует традиции церковных праздников, которые справляются по юлианскому календарю, и, соответственно, на данный момент празднование Казанской иконы Божией Матери действительно выпадает на 4 ноября. А через сто лет это будет 5 ноября, так что праздник, вероятно, потребуется переносить, чтобы он соответствовал хоть чему-нибудь.

Но можно посмотреть на вопрос и под другим углом, оттолкнуться не от исторической привязки, а от самой идеи празднования. 7 ноября 1612 года явно никогда в народной памяти уже не уравняется с 7 ноября 1917. Просто потому, что мало кто из нас может вспомнить кем были его предки во времена Смуты, а вот кто что поучил или потерял от Октябрьской революции - сказать могут практически все. Не важно, насколько эта личная легенда будет правдивой, важно, что она является единственной истиной для конкретного гражданина. Праздновать годовщину Революции, когда курс развития страны пролегает совершенно в другом направлении - устраивать театр абсурда. Хватит с нас и КПРФ, руководители которой не придумали ничего лучше, чем отметить 100-летие Октября банкетом в гостинице «Ренессанс Монарх». Попытка переименовать годовщину Октября в некий День согласия и примирения тоже явно провалилась. Сторонники и противники проявили искомое народное единство, восприняв, пусть и по разным причинам, такую трансформацию как издевательство.

Оставить все как есть - не получилось. И было придумано неплохое решение - новый праздник, примерно в те же даты. День народного единства. Почему бы его не праздновать именно 4 ноября? Можно 25 октября, можно 17 ноября - сама идея объединения граждан без оглядывания на чины, цвет кожи и месячный доход не обязательно должна иметь какой-то конкретный исторический пример. Важно, чтобы хотя бы раз в году все вспоминали, что у нас на всех одна страна, которая наш общий дом. И это будет лучше, чем о единстве мы будем вспоминать только перед лицом стихийного бедствия или иной катастрофы, которая не будет интересоваться какая сегодня дата, какой у вас разрез глаз, Samsung или iPhone в вашем кармане.

Поделиться: 

Мы в социальных сетях:

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Telegram
  • Twitter
  • Instagram

Есть, что добавить?! Пишите... [email protected]

mobile-review.com

День народного единства: почему 4 ноября стал праздником

2014-11-04T10:00Z

2014-11-04T10:13Z

https://ria.ru/20141104/1031639055.html

https://cdn23.img.ria.ru/images/103163/71/1031637184_6:7:991:565_1036x0_80_0_0_60f7d20de4e66d20a08d5205a3243efe.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

10:00 04.11.2014 (обновлено: 10:13 04.11.2014)

56937

День народного единства, который с 2005 года отмечается в России 4 ноября, отсылает нас к далекому 1612 году и земскому ополчению Минина и Пожарского. Осенью 1612 года в Нижнем Новгороде возникло народное движение за освобождение русских земель от иноземных захватчиков (поляков). Возглавили это движение нижегородский земский староста Кузьма Минин и опытный воевода князь Дмитрий Пожарский. В середине февраля отряды ополчения двинулись к Москве, по пути собирая всех желающих вступить в борьбу с интервентами.

Первое столкновение между войском ополченцев и поляками произошло 22 августа близ Новодевичьего монастыря. Отрядам Минина и Пожарского едва ли удалось одолеть поляков, если бы не помощь казацких сотен князя Трубецкого, стоявших недалеко от столицы. Но после первой победы народному ополчению все-таки пришлось отступить на левый берег Москва-реки. Однако исход похода снова спасли части Трубецкого, и 22 октября (4 ноября по новому стилю) соратники Минина и Пожарского вступили в Китай-город, а спустя четыре дня польский гарнизон, засевший в Московском Кремле, капитулировал.

Смотрите также:

Винтовка Мосина: легенда русского оружейного дела >>

Агитационные плакаты времен Первой мировой войны >>

Ядерная гонка: как сверхдержавы создавали сверхоружие >>

ria.ru

День народного единства: 5 фактов из истории праздника

1. День народного единства - один из самых молодых официальных праздников в России. Отмечается ежегодно с 2005 года.

2. В России существует 5 памятников Минину и Пожарскому: на Красной площади в Москве, в Нижнем Новгороде около церкви Рождества Иоанна Предтечи, в Эрмитаже находятся каминные часы в виде миниатюры памятника, и в городе Ирмино на территории детского сада установлена малая копия памятника.

3. 4 ноября отмечается сразу два праздника - День народного единства и День Казанской иконы Божией матери.

5. Праздник 4 ноября отмечался еще задолго до 2005 года. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, по которому 22 октября (после перехода на новый календарь - 4 ноября) праздновался День Казанской иконы Божией матери как покровительницы ополчения.

На рубеже 16-17 веков Россия переживала тяжелый период в своей истории, получивший потом название Смутное время. Смутное время - это период со дня смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый представитель из династии Романовых. 

После смерти наследника Ивана Грозного и последнего представителя рода Рюриковичей, Дмитрия Ивановича, началась борьба за трон. В 1604 году в Россию вторглись польские войска Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия Ивановича, однако через год он был убит в ходе заговора. На царство был коронован князь Василий Шуйский. Но уже в 1610 году власть в Москве снова меняется и переходит к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским. Его целью было посадить на российский престол католического королевича Владислава. Москва оказалось оккупирована польскими захватчиками. 

В 1611 году патриарх Гермоген попробовал создать первое ополчение и призвал русский народ встать на защиту православия, изгнать польских интервентов из Москвы. Это ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Однако, по ложному обвинению Ляпунов был убит казаками, которые входили в ополчение. Между последними и дворянами начались распри и ополчение распалось. 

В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде было создано второе народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года Нижегородское земское ополчение сумело взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. 

Эта победа послужила мощным толчком для возрождения российского государства. После изгнания поляков из Москвы, в ноябре 1612 года, руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем молодого Михаила Романова - первого русского царя из династии Романовых. 

Позже, по указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, 4 ноября был провозглашен днем благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков в 1612 году. В церковный же календарь этот день вошел как День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Эта дата стала православно-государственным праздником Московской Руси и отмечалась вплоть до 1917 года. 

Долгое время в самом начале ноября наша страна  отмечала годовщину Октябрьской революции. После распада СССР на смену этому празднику пришел День согласия и примирения. 

Идея возродить в памяти людей празднование окончания Смутного времени и образа Казанской Богоматери, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. После внесения поправок в Трудовой кодекс Государственная Дума постановила, что 4 ноября будет признано Днем народного единства. 

С 2005 года вся Россия отмечает 4 ноября День народного единства, этот день является официальным выходным и выпадает на осенние каникулы школьников. Традиционно в этот день в Кремле президент РФ вручает государственные награды выдающимся деятелям науки и искусства, а также иностранным гражданам за большой вклад в укреплении дружбы и развитии культурных связей с Россией. В российских городах проходят митинги, шествия и демонстрации.

nnmama.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031