Византийская икона божьей матери с младенцем на левой руке


Вифлеемская икона Божией Матери

По молитвам жителей Константинополя перед иконой Божией Матери Одигитрия от города отступили скифы. В 463 году они напали на столицу Византийской империи и весь город молился перед привезенной женой императора из Вифлеема иконой. Константинополь был спасен.

Образом Одигитрии Патриарх Константинопольский также благословил князя Владимира на Крещение Руси в 988 году.

С тех пор по молитвам перед образом совершилось множество чудес.

В далеком VII веке персы захватили Вифлеем и в храме Рождества Христова начали организовывать конюшни. Однако чудесным образом в храме появился гигантский пчелиный рой. Не в силах избежать укусов и не имея возможности изгнать пчел из храма, персидская армия покинула церковь. Вернувшиеся христиане увидели небольшие крестообразные вмятины на колонне Вифлеемского храма, неподалеку от того места, где ныне висит святой лик. Оттуда и появлялись пчелы. Остались эти углубления — свидетельства чуда — и сейчас. Каждый молящийся в храме может с благоговением опустить пальцы в этот нерукотворный крест.

В 1927 г. тяжелая лампада с украшениями, висящая у иконы, без внешних воздействий качалась по большой амплитуде. Это явление оказалось предупреждением Богородицы о грядущем сильном землетрясении. Событие это удостоверило в чудесах Божией Матери не только христиан, но и мусульман, которые по сей день часто приходят помолиться к ней.

Свидетельство еще одного чуда — необычная риза, то есть одежда Богородицы и Младенца. Она сшита из платья сестры царицы-страстотерпицы Александры Феодоровны — великой княгини Елизаветы Феодоровны, прославленной позже в лике преподобномучениц. Известно, что святая Елизавета исцелилась после молитвы в паломничестве на Святую Землю перед ликом Вифлеемской Божией Матери и сделала обет совершить приношение иконе.

Княгиня Елизавета Феодоровна, происходившая из герцогского рода, прожившая всю жизнь во дворцах, страшно лишилась мужа. Ее супруга, великого князя Сергея Александровича, убили бомбой террористы. Вероятно, болезнь княгини поразила женские органы, поскольку широко об этом не сообщалось. Известно, что она долгие годы тяжело болела. Очевидно, исцеление произошло лишь в паломничестве в Вифлеем.

После гибели мужа княгиня посвятила себя добрым делам, приняла монашеский постриг и основала Марфо-Мариинскую обитель, где любая женщина могла, даже не постригаясь в монахини, посвятить свою жизнь служению ближним. В 1918 году вместе с родными из-за своего царского происхождения она была сброшена большевиками в шахту под Алапаевском, где скончалась от ран и голода.

В наше время, когда многие святыни поруганы и торжествует культ потребления, Младенец на иконе несколько раз плакал: на изображении появлялись настоящие слезы. А находящаяся неподалеку от иконы фреска взрослого Христа плакала кровавыми слезами. Эти явные чудеса, о которых писали даже мировые СМИ, призывают к покаянию в грехах и исправлению жизни каждого православного христианина.

www.o-vere.ru

Вифлеемская икона Божией Матери: в чем помогает, значение

Одной из известных икон Девы Марии, является Вифлеемская икона Божьей Матери, пользующаяся высоким почетом в православии. Однако, несмотря на высокую значимость, данный священный образ имеет достаточно небогатую историю. Так, к примеру, ряд историков выдвигают мнение о том, что эта Вифлеемская икона была создана еще древнерусскими иконописцами, в то время как другие утверждают, что автором иконы является Лука, известный иконописец, который и запечатлел Богоматерь ее еще во время жизни и написал Вифлеемскую икону. Кстати, именно в связи с этим икону считают точным отображением того, как же выглядела Богородица в действительности при своей жизни.

История святого образа

В соответствии с одной из многочисленных описаний, существующих в отношении этой иконы, иконописцем Лукой было написано три различных образа Девы Марии, после чего он показал ей их все. Однако один из трех образов пришелся по к душе больше остальных, и Дева Мария одарила Луку благословением, сказав также, что каждый, кто станет возносить перед образом Вифлеемской иконы Пресвятой Богородицы свои молитвы, сможет обрести Божию благодать.

Интересным можно назвать тот факт, что на данной святыне изображен фактически единственный образ Божьей Матери с улыбкой на лице. Точнее, если смотреть на какой иконе Богородица улыбается,  то подобную деталь есть возможность отыскать на католических образах, но в православии чаще всего лица практически не выражают эмоций. Ведь суть православного образа в том, чтобы создать особенное молитвенное настроение и направить вектор внимания к высшему. Поэтому лица всегда спокойны и смиренны, они не отвлекают зрителя какими-то эмоциями. Однако улыбающаяся Вифлеемская икона Божьей Матери является уникальным вариантом, но и тут есть глубокий смысл. Ведь как Богородица радуется рождению Спаса, так и в ее лице радуется все человечество, которое обрело своего Спасителя и надежду на Царство Небесное. Кстати, кроме этой иконы, Лукой было написано еще несколько образов с достоверным изображением святых.

Чудеса святого образа

В 463 году, при попытке скифами захвата Константинополя, императорская супруга привезла в город эту икону, надеясь заручиться священной помощью в защите от нападения. Именно благодаря искренним молениям верующих город удалось отстоять и уберечь от скифов. Это называют одним из первых чудес, сотворенных священным образом. С того времени чудеса не прекращаются. Что касается того, в чем помогает Вифлеемская икона, то:

Известно, что каждый, пришедший к лику со своей молитвой, может получить помощь и обретет успех в любых делах.

Собственно, этот факт подтвердился и после обращения императрицы Елизаветы, которая тяжело болела. Он молилась перед образом и получила исцеление от болезни. После этого икона улыбающаяся Богородица отправилась в церковь Рождества в город Вифлеем, где пребывает до сегодняшнего дня. Поэтому православные на территории Росси могут пользоваться только списками.

Значение иконы Вифлеемской Божьей Матери

На иконе Деву Марию изобразили вместе с Младенцем, который, в свою очередь, держит в свое левой руке важный в православии символ царственности и власти — державу. Своей другой рукой Спаситель дает благословение всем молящимся. Дева Мария же на этой иконе указывает на Иисуса, представляя его как источник верного жизненного пути. Неудивительно, что ее называют Путеводительницей от греховности к спасению – ведь она приводит людей к истинной вере.

Много, о чем молятся Вифлеемской иконе Божией Матери: каждый просит разного заступничества от Пречистой Девы. Наиболее распространенной темой для мольбы является возвращение или укрепление в вере. Ведь на том образе Христос изображается как обладатель высшей духовной власти и также он распространяет как Владыка веру повсюду.

Помимо этого, значение Вифлеемской иконы Божией Матери простирается и на другие компетенции. Молящиеся просят и о крепких отношениях, и о том, чтобы исцелиться и обо многом другом.

Молитвы иконе Вифлеемской Божьей Матери

Днем почитания этого образа является 28 августа.

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путю Христовых заповедей. Бдети к песне укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто.

В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти.

Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повйнника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми сподоби.

Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моей скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй Владычице. Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори.

Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи, Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5) Загрузка...

omolitvah.ru

Пять византийских икон, ради которых стоит идти в Третьяковку

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век) – центр экспозиции «Шедевры Византии», которая недавно открылась в Третьяковской галерее. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. На нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». «Правмир» отправился в путешествие по выставке вместе с византологом Алексеем Лидовым, директором Научного центра восточнохристианской культуры, заведующим отделом Института мировой культуры МГУ, академиком Российской академии художеств.

Выставка «Шедевры Византии» – большое и редкое событие, которое нельзя пропустить. Первый раз в Москву привезли целое собрание византийских икон. Это особенно ценно потому, что получить серьезное представление о византийской иконописи по нескольким произведениям, находящимся в Пушкинском музее, не так просто.

Алексей Лидов

Хорошо известно, что вся древнерусская иконопись вышла из византийской традиции, что на Руси работало очень много византийских художников. О многих домонгольских иконах до сих пор идут споры по поводу того, кем они написаны – греческими художниками-иконописцами, работавшими на Руси, или их талантливыми русскими учениками. Многие знают, что одновременно с Андреем Рублевым, как его старший коллега и, вероятно, учитель, работал византийский иконописец Феофан Грек. И он, судя по всему, был отнюдь не единственный из великих греческих художников, которые творили на Руси на рубеже XIV-XV веков.

И потому для нас византийская икона практически неотличима от русской. К сожалению, точных формальных критериев для определения «русскости», когда мы говорим об искусстве до середины XV века, наука так и не выработала. Но это отличие существует и в этом можно убедиться воочию на выставке в Третьяковке, ведь из афинского «Византийского и христианского музея» и некоторых других собраний к нам приехало несколько настоящих шедевров греческой иконописи.

Хочу еще раз поблагодарить людей, которые организовали эту выставку, и в первую очередь инициатора и куратора проекта, научного сотрудника Третьяковской галереи Елену Михайловну Саенкову, заведующую отделом древнерусского искусства Наталью Николаевну Шаредегу, да и весь отдел древнерусского искусства, который принял активное участие в подготовке этой уникальной выставки.

Воскрешение Лазаря (XII век)

Самая ранняя икона на выставке. Небольшого размера, находится в центре зала в витрине. Икона представляет собой часть тябла (или эпистилия) – деревянной расписанной балки или большой доски, которая в византийской традиции ставилась на перекрытие мраморных алтарных преград. Эти тябла были первоосновой будущего высокого иконостаса, возникшего на рубеже XIV-XV века.

В XII веке на эпистилии обычно были написаны 12 великих праздников (так называемый Додекаортон), а в центре часто размещали Деисус. Икона, которую мы видим на выставке – фрагмент такого эпистилия с одной сценой «Воскрешения Лазаря». Ценно, что мы знаем, откуда происходит этот эпистилий – с Афона. По всей видимости, в XIX веке он был распилен на части, которые оказались в совершенно разных местах. За последние годы исследователям удалось обнаружить несколько его частей.

Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

«Воскрешение Лазаря» находится в Афинском византийском музее. Другая часть, с изображением «Преображения Господня» оказалась в Государственном Эрмитаже, третья – со сценой «Тайной вечери» – находится в монастыре Ватопед на Афоне.

Икона, будучи не константинопольской, не столичной работой, демонстрирует тот высочайший уровень, которого достигла византийская иконопись в XII веке. Судя по стилю, икона относится к первой половине этого столетия и, с большой вероятностью, была написана на самом Афоне для монастырских нужд. В живописи мы не видим золота, которое всегда было дорогостоящим материалом.

Так что перед нами один из ранних примеров краснофонных византийских икон – истоки традиции, получившей развитие на Руси XIII-XIV вв.

Богоматерь с Младенцем (начало XIII века)

Эта икона интересна не только своим стилистическим решением, которое не вполне вписывается в чисто византийскую традицию. Предполагают, что икона написана на Кипре, но, возможно, в ее создании принимал участие итальянский мастер. Стилистически она очень похожа на иконы Южной Италии, в течение столетий находившейся в орбите политического, культурного и религиозного влияния Византии.

Богоматерь с Младенцем. XIII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Впрочем, кипрское происхождение также исключить нельзя, потому что в начале XIII века на Кипре существовали совершенно разные стилевые манеры, и рядом с греческими работали и западные мастера. Вполне возможно, что особый стиль этой иконы – результат взаимодействия и своеобразного западного влияния, которое выражается, в первую очередь, в нарушении естественной пластики фигуры, которого греки обычно не допускали, и нарочитой экспрессии рисунка, а также декоративности деталей.

Любопытна иконография этой иконы. Младенец на ней показан в бело-голубой длинной рубахе с широкими полосами, которые идут от плеч к краям, при этом ноги Младенца обнажены. Длинную рубаху покрывает странный плащ, больше похожий на драпировку. По замыслу автора иконы, перед нами – некая плащаница, в которую обернуто тело Младенца.

На мой взгляд, эти одеяния имеют символический смысл и связаны с темой священства. Младенец Христос представлен и в образе Первосвященника. С этим замыслом связаны широкие полосы-клавы, идущие от плеча до нижнего края, – важная отличительная особенность архиерейского стихаря. Сочетание бело-голубых и золотоносных одежд, по всей видимости, связано с темой покровов на алтарном Престоле.

Как известно, Престол и в византийском храме, и в русском имеет два главных покрова. Нижнее одеяние – плащаница, льняной покров, который кладется на Престол, а поверх уже выкладывается драгоценная индития, часто сделанная из драгоценной ткани, украшенная золотой вышивкой, символизирующая небесную славу и царское достоинство. В византийских литургических толкованиях, в частности, в знаменитых толкованиях Симеона Солунского начала XV в., встречаем именно такое понимание двух покровов: погребальная Плащаница и одеяния небесного Владыки.

Еще одна очень характерная деталь этой иконографии – ножки Младенца обнажены до колен и Богоматерь зажимает рукой Его правую пятку. Эта акцентация пятки Младенца присутствует в целом ряде Богородичных иконографий и связана с темой Жертвоприношения и Евхаристии. Мы видим здесь перекличку с темой 23-го псалма и так называемого Эдемского обетования о том, что сын жены поразит искусителя в голову, а сам искуситель ужалит этого сына в пятку (см. Быт. 3:15).

Автор иконы подчеркивает мысль о Христе, который претерпел страдания, но именно через эти страдания поразил искусителя в голову и одержал победу над смертью.

Рельефная икона святого Георгия (середина XIII века)

Рельефные иконы, которые непривычны для нас, в Византии хорошо известны. Кстати, в рельефе довольно часто изображался именно святой Георгий. Византийские иконы делались из золота и серебра, и их было довольно много (об этом мы знаем из дошедших до нас описей византийских монастырей). Несколько таких замечательных икон сохранились, и их можно увидеть в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции, куда они попали в качестве трофеев Четвертого крестового похода.

Деревянные рельефные иконы – попытка заменить драгоценности более экономичными материалами. В дереве привлекала и возможность чувственной осязаемости скульптурного образа. Хотя в Византии скульптура как иконная техника была не очень распространена, надо помнить, что улицы Константинополя до разорения его крестоносцами в XIII веке были уставлены античными статуями. И скульптурные образы были у византийцев, что называется, «в крови».

Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?). Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

На иконе в рост показан молящийся святой Георгий, который обращается к Христу, как бы слетающему с небес в правом верхнем углу средника этой иконы. На полях – подробный житийный цикл. Над образом показаны два архангела, которые фланкируют не сохранившийся образ «Престола Уготованного (Этимасии)». Он вносит в икону очень важное временное измерение, напоминая о грядущем Втором пришествии.

В этой иконе, как и на многих других иконах середины XIII века, видны определенные западные черты. В эту эпоху основная часть Византийской империи занята крестоносцами. Можно предположить, что заказчица иконы могла быть связана с этой средой. Об этом говорит очень не византийский, не греческий щит Георгия, который весьма напоминает щиты с гербами западных рыцарей. По краям щит окружает своеобразный орнамент, в котором легко узнать имитацию арабского куфического письма, в эту эпоху оно было особенно популярно и считалось знаком сакрального.

Ангел. Фрагмент иконы «Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)». Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

В нижней левой части, у ног святого Георгия – женская фигурка в богатом, но очень строгом облачении, которая в молитве припадает к стопам святого. Это и есть неизвестная нам заказчица этой иконы, по всей видимости соименная одной из двух святых жен, изображенных на обороте иконы (одна подписана именем «Марина», вторая мученица в царских одеяниях является изображением святой Екатерины или святой Ирины).

Святой Георгий – покровитель воинов, и, учитывая это, можно предположить, что заказанная неизвестной женой икона – обетный образ с молитвой о муже, который в это очень неспокойное время где-то сражается и нуждается в самом непосредственном покровительстве главного воина из чина мучеников.

Икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте (XIV век)

Самая замечательная в художественном отношении икона этой выставки – большая икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте. Это шедевр константинопольской живописи, с огромной вероятностью написанный выдающимся, можно даже сказать, великим художником в первой половине XIV века, время расцвета так называемого «Палеологовского Ренессанса».

В эту эпоху появляются знаменитые мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе, многим известного под турецким именем Кахрие-Джами. К сожалению, икона сильно пострадала, видимо, от целенаправленного разрушения: от образа Богоматери с Младенцем сохранилось буквально несколько фрагментов. К великому сожалению, мы видим в основном поздние дописи. Оборот с распятием сохранился гораздо лучше. Но и тут кто-то целенаправленно уничтожил лики.

Но даже то, что сохранилось, говорит о руке выдающегося художника. Причем не просто большого мастера, а человека незаурядного таланта, который ставил перед собой особые духовные задачи.

Фигура Богоматери, укутанная в одеяния, написана лазуритом – очень дорогой краской, ценившейся буквально на вес золота. По краю мафория – золотая кайма с длинными кистями. Византийского толкования этой детали не сохранилось. Однако в одной из своих работ я предположил, что она тоже связана с идеей священства. Потому что такие же кисти по краю одеяния, еще дополненные золотыми колокольчиками, были важной особенностью одеяний ветхозаветного первосвященника в Иерусалимском храме. Художник очень деликатно напоминает об этой внутренней связи Богоматери, которая приносит в жертву Своего Сына, с темой священства.

Распятие. Оборот двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Гора Голгофа показана как небольшой холмик, за ним видна невысокая стена града Иерусалима, которая на других иконах бывает значительно более внушительной. Но здесь художник словно бы показывает сцену Распятия на уровне птичьего полета. И поэтому стена Иерусалима оказывается в глубине, а все внимание за счет выбранного ракурса концентрируется на главной фигуре Христа и обрамляющих Его фигурах Иоанна Богослова и Богоматери, создающих образ возвышенного пространственного действа.

Пространственная составляющая имеет принципиальное значение для понимания замысла всей двусторонней иконы, которая обычно является процессионным образом, воспринимаемым в пространстве и движении. Сочетание двух изображений – Богоматери Одигитрии с одной стороны и Распятия – имеет свой высокий прототип. Эти же два изображения были на двух сторонах палладиума Византии – иконы Одигитрии Константинопольской.

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо.

Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Икона выбрана создателями выставки как центральная. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». Это знаменитый Ангелос Акотантос – художник первой половины XV века, от которого осталось достаточно большое число икон. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Сохранился целый ряд документов, и в том числе его завещание, которое он написал в 1436 году. Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился.

Греческая надпись на иконе «Матерь Божия Кардиотисса» – не особенность иконографического типа, а скорее эпитет – характеристика образа. Думаю, что даже человек, который не знаком с византийской иконографией, может догадаться, о чем идет речь: все мы знаем слово кардиология. Кардиотисса – сердечная.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Особенно интересной с точки зрения иконографии является поза Младенца, который, с одной стороны, обнимает Богоматерь, а с другой – как бы опрокидывается назад. И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее. Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. То есть на иконе – вроде бы играющий Младенец, но играет Он довольно странно и очень не по-младенчески. Именно в этой позе опрокидывающегося тела есть указание, прозрачный намек на тему Снятия с Креста, и соответственно страдания Богочеловека в момент Распятия.

В этой иконе – бесконечная глубина византийской традиции, но, если приглядеться, мы увидим изменения, которые приведут к новому пониманию иконы в очень скором времени. Икона написана на Крите, принадлежавшем в ту эпоху венецианцам. После падения Константинополя он стал главным центром иконописания во всем греческом мире.

В этой иконе выдающегося мастера Ангелоса мы видим, как он балансирует на грани превращения уникального образа в своего рода клише для стандартных воспроизведений. Уже несколько механистическими становятся изображения светов-пробелов, которые выглядят жесткой сеткой, положенной на живую пластическую основу, чего никогда не допускали художники более раннего времени.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век), фрагмент

Перед нами – выдающийся образ, но в определенном смысле уже пограничный, стоящий на рубеже Византии и пост-Византии, когда живые образы постепенно превращаются в холодные и несколько бездушные реплики. Мы знаем, что происходило на том же Крите менее чем через 50 лет после написания этой иконы. До нас дошли контракты венецианцев с ведущими иконописцами острова. По одному такому контракту 1499 года за 40 дней три иконописные мастерские должны были изготовить 700 икон Богоматери. В общем, понятно, что начинается своего рода художественная промышленность, духовное служение через создание святых образов превращается в ремесло на рынок, для которого пишутся тысячи икон.

Прекрасная икона Ангелоса Акотантоса являет собой яркий рубеж в многовековом процессе девальвации византийских ценностей, наследниками которой мы все являемся. Тем драгоценней и важнее становится знание о подлинной Византии, возможность лицезреть ее воочию, которую нам предоставила уникальная «выставка шедевров» в Третьяковской галерее.

www.pravmir.ru

Икона Божией Матери Вифлеемская

Икона Божией Матери Вифлеемская - это наиболее значимая святыня в православной христианской религии и она имеет высокое значение для каждого христианина. Благодаря историческим сведениям, миру известно о том, что многие исторические факты по сей день, сокрыты для широкой аудитории. Именно поэтому, существует несколько утверждений о том, когда именно она была написана.

С точки зрения историков:1.    Написана в древние века на территории Киевской Руси;2.    В свое время была написана иконописцем Лукой еще во время жизни.

Исходя, из этих двух утверждений известен факт, что облик сохраняет точный вид Пресвятой во времена жизни.

Происхождение и история

Родиной данной святыни принято считать Россию. Есть множество фактов и свидетельств, благодаря которым стало известно, что риза иконы в свое время была изготовлена из отреза платья княгини Елизаветы, что впоследствии была причислена к Великомученическому лику. Икона с обликом Девы Марии была изготовлена по заказу как подарок для базилики Рождества. Презент оформляла семья императорского происхождения вследствие чего княгиня, которая находилась на смертном одре от болезни, вылечилась и совершила паломничество.

Особенности композиции1.    На устах Девы Марии сияет добрейшая улыбка.2.    Общий образ достаточно необычный, что крайне удивляет русских художников и авторов.3.    Иисус Христос располагается на левой руке матери, а другой рукой она обращает внимание на малыша.4.    Левая рука сына Девы Марии лежит на державе, что является главным символом власти.5.    Вифлеемская имеет уникальную композицию за счёт того, что украшена ризой.6.    Лицо Девы Марии обрамляет Ника и сияние, а глаза, ее глаза веселые и жизнерадостные.

Икона - принадлежит к Одигитрии, следовательно, указывает путь. В данном стиле написано огромное количество православных христианских изображений в том числе, необходимо назвать:•    Казанскую;•    Споручницу грешных;•    Смоленскую и многие другие.

Богословское значение иконы Божией Матери Вифлеемская

Значение данной святыни, аналогично своим русским изображениям, которые были приведены выше. Следовательно, необходимо констатировать тот факт, что Дева Мария зачастую, выступает в роли путеводительницы грешных. Наставляя при этом каждого православного верующего человека на истинный путь при помощи собственных жестов. А ее руки, которые указывают на собственного младенца, напоминают людям о том, что веровать необходимо в Господа, который может спасти их души, он же выступает властителем мира и путеводителем.

Как молиться перед иконой?

Заранее перед вознесением молебна необходимо очистить не только душу, но и сердце от различных негативных мыслей. А далее можно возносить просительные или иные молитвы, направленные к Господу. Считается, что зачастую перед святыней молятся в хорошем настроении, поскольку она помогает получить дары от Всевышнего. Не запрещено читать акафист Богородице, который ранее был написан Романом Сладкопевцем. Священнослужители утверждают, что любая молитва, направленная к Деве Марии будет услышана перед данным образом.

О чем молятся перед иконой Вифлеемская?

Верующие христиане ежедневно возносят молебен и вблизи данной святыни и просят о:-рождение деток;- благосостояние;- защите;- выздоровление;- поддержке в любом начинании.

Следовательно, можно говорить, что обращаются к Небесной Царице с разнообразными просьбами и обязательно она не оставляет молитвы не услышанными.

Чудеса   

Православные верующие не всегда рассказывают и афишируют те деяния, которые для них совершила Преподобная и в чем именно им помогла. Однако среди верующих людей имеются поверья, что Вифлеемская способна творить разнообразные чудеса. Именно поэтому неоднократно случались ситуации, когда икона мироточила. В редких ситуациях случается когда из глаз Иисуса Христа, что изображён на иконе, ни с того ни с сего текут слезы. В этот момент православные верующие люди верят в то, что они получат исцеление от наиболее страшных заболеваний, вследствие чего, обязательно несут подарки, дабы сделать некое приношение Всевышнему. Зачастую, верующие люди несут разнообразные украшения, такие как цепочка, кольцо, браслет, нательные крестики, поэтому данная традиция широко известна практически каждому жителю Российской Федерации.

Где находится икона Вифлеемская?

Испокон веков  изображение Девы Марии располагается в Вифлееме, а именно в базилики Рождества Христова. Священнослужители утверждают, что вознести молебны пред данным святым ликом можно перед входом в пещеру, там  в свое время родился великий младенец сын Пресвятой. Данный образ ранее было специально установлен на территорию некого деревянного киота, а впоследствии его расположили справа вблизи со стеной. Ежегодно, христиане со всего мира направляются на родину лика для того, чтобы отдать дань почести данному чудотворному лику.

Значение Вифлеемской иконы

Для народа во всём мире образ Вифлеемской Божией Матери, несет огромное значение, поскольку она представляет собой путеводительницу от греха к спасению человечества. Существует утверждение, что именно данные Святой образ ведет православных христианских людей к Вере во Христа. Поэтому многие люди направляются к ней, для того чтобы вознести молитву с прошением и просьбами.

Икона Вифлеемская лишь однажды за собственную историю покинула Вифлеем, и случилось данное событие в 2010 году. Святыню изъяли из пещеры и привезли в Киев на празднование Пасхи совместно с благодатным огнем. Такое деяние было совершено в связи с тем, что православные верующие христиане в столице Украины хотели вознести молебен и преклониться перед девой Марией.

День почитания иконы

У каждой иконы православной христианской церкви, существуют один единый день почитания и изображение Вифлеемская с обликом Девы Марии и Иисуса Христа не является исключением. День почитания Образа Вифлеемской Богоматери - это 28 августа. Именно в этот день верующие всего мира направляются для вознесения молитвы, поскольку с исторически незапамятных времен считается, что молитвы перед ликом возымеют наибольшую силу.

История создания

Многие ученые, священнослужителей и историки утверждают, что данная святыня имеет некое отношение к евангелию от Луки. Поскольку именно в нём говорится, что некогда было создано три образа похожего типа. Именная икона Вифлеемская примерно в 460 третьем году была перемещена в Константинополь и помогла защитить людей от византийского войска, поскольку нападение скифов быстро отразили. Потом, спустя время в 988 году святыня была перенесена в Корсунь и вручена равноапостольному князю Владимиру. Именно в тот период времени, святыня стала одной из наиболее распространённых и почитаемых. Важно помнить о том, что данный Пресвятой образ отличается от многих других тем, что изображена Богородица с улыбкой на устах. Естественно, каждый человек помнит о том, что согласно определенным традициям иконописцы изображают Божью Матерь серьёзной или скорбной, однако на иконе Вифлеемской она улыбается каждому прихожанину.

ortodoxshop.ru

Вифлеемская икона Божией Матери — значение, в чем помогает

Среди большого разнообразия изображений Богородицы есть просто уникальные. Вифлеемская икона Божьей Матери примечательна тем, что Пречистая Дева на ней улыбается. Этот образ знаком всем, кто интересовался святынями, расположенными на Святой Земле — ведь он находится именно там.

Происхождение и история

Удивительна история создания образа. Родиной его является Россия. Икона имеет очень необычную ризу — она сделана из платья великой княгини Елизаветы, которая затем была признана великомученицей. Изготовили Вифлеемскую икону Божьей Матери по заказу императорской семьи в качестве подарка для Базилики Рождества. Здесь произошло чудо — княгиня исцелилась от тяжкой болезни, совершив паломничество.

Основная особенность композиции в том, что на устах Пречистой Девы сияет улыбка. Очень необычный образ, особенно для русских авторов.

  • Младенец сидит на левой руке Богородицы, правой она указывает на него.
  • Левая рука Христа лежит на державе — это символ Его власти.
  • Икона украшена ризой, которая закрывает практически всю композицию.
  • Лицо Пречистой наполнено нежным сиянием, глаза веселые.

Вифлеемская икона Богородицы относится к весьма распространенному типу — «Одигитрия», то есть «указывающая путь». Первая «Путеводительница», как считается, была создана евангелистом и апостолом Лукой. Сама Царица Небесная благословила его на это. С тех пор икон этого типа создано великое множество. К нему относятся:

  • Смоленская;
  • Тихвинская;
  • Споручница грешных;
  • Казанская и многие другие.

Богословское значение Вифлеемской иконы общее с аналогичными. Царица Небесная здесь выступает в роли Путеводительницы. Она наставляет, направляет верующих на путь. Делается это посредством жеста. Указывая на Христа, Святая Мария подчеркивает, что только через веру в Него, как в Господа, можно спасти свою душу. То есть Иисус и является дорогой, которая ведет в райские обители.

Внимательно прочитав Евангелие, можно найти слова, где Христос буквально указывает на то, что Он — путь. Интересно, что это — не единственный раз сделанный выбор, а процесс. Ведь дорогу надо пройти, то есть прилагать определенные усилия, чтобы достигнуть цели.

Как и о чем молиться

О чем просят паломники у иконы Вифлеемской Божьей Матери? Конечно, о даровании детей, о благополучии тех, которые уже посланы Господом. Ведь расположена святыня возле того самого места, где появился на свет Спаситель. Возможно, этим обусловлена необычная композиция. Ведь Рождество было очень радостным событием, и это отразилось в настроении Святой Марии.

  • Конечно, молитва Вифлеемской иконе может быть и о любой другой нужде. Ведь Мать не ограничивает детей в том, с какими вопросами они могут к ней обратиться. Она готова помочь во всем. Тем более, когда просьбы возносятся от такого святого места. А находится образ прямо у входа в пещеру, где более двух тысяч лет назад появился на свет Богомладенец Христос.

Не все хотят афишировать, в чем им помогает Царица небесная, но совершенно точно, что Вифлеемская икона Божьей Матери сотворила множество чудес. Например, неоднократно наблюдалось мироточение. Иногда из глаз Христа начинали идти слезы. Благодарные верующие, получившие исцеления от недугов, оставляют в подарок на иконе свои украшения: кольца, нательные кресты, цепочки. Эта благочестивая традиция знакома многим россиянам.

Перед Вифлеемской иконой можно читать Акафист Богородице, который написан Романом Сладкопевцем. Также благословляются любые молитвы Божией Матери, ведь она — одна, хотя образы есть разные. Из паломнической поездки в Палестину верующие привозят копии чудотворной иконы, изготовленные местными мастерами.

Конечно, не всем приходилось ездить в Вифлеем. Но любительницы рукоделия могут самостоятельно вышить образ, затем освятить его в храме. Это будет особенная семейная святыня — ведь как приятно наблюдать за счастливым лицом Матери Божией! В молитвах перед таким образом есть особенная благодать.

Молитва перед Вифлеемской иконой Божией Матери

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путю Христовых заповедей. Бдети к песне укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто.

В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти.

Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повйнника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми сподоби.

Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моей скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй Владычице. Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори.

Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи, Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вифлеемская икона Божией Матери — значение, в чем помогает was last modified: Июнь 12th, 2017 by Bogolub
  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Вифлеемская икона Божией Матери...
Загрузка... Читайте далее:

Икона Прибавление Ума — молитва, где находится, значение и история

Икона Трилетствующая — значение, в чем помогает, о чем молиться

Икона Геронтисса — значение, в чем помогает, о чем молиться

Икона Древо Жизни — значение, история, в чем помогает

Икона Божией Матери Спорительница Хлебов — в чем помогает, значение

Икона Божией Матери Призри на смирение — значение, в чем помогает

bogolub.info

Икона Божьей Матери: все образы Богородицы, значение

К ней обращаются с молитвами о помощи, просьбами об исцелении или заступничестве. Говорят спасибо за оказанную помощь, в тяжелых жизненных ситуациях. Ее считают символом наивысшей доброты, кротости, целомудрия и мудрости. Она – Божья Матерь, иконы которой есть в каждом православном храме, а все образы трудно перечислить и обозреть. Также она присутствует и в домах людей, которые верят в Бога, соблюдают его заповеди.

Различные варианты икон

Божью Матерь представляют на иконах по-разному. У каждой из них есть свое название, значение иконы Богородицы тоже может отличаться в некоторых деталях. Она помогает разрешить определенную жизненную ситуацию, произошедшую в жизни нуждающегося в помощи. Облик ее изображается всегда немного печальным, кротким. Только так может смотреть на людей Дева, ведь они живут в постоянных хлопотах, страдают, грешат.

Потребуется огромный каталог, чтобы перечислить все иконы Божией Матери с названиями, ведь помимо оригиналов есть и многочисленные списки, которые нередко бывали прославляемы отдельно. Поэтому сначала лучше рассмотреть основные виды икон Богородицы:

  • Одигитрия – эти иконы Божьей Матери изображаются с младенцем на левой руке, могут использоваться с разными названиями, но всегда Богородица указывает на Христа, а Богомладенец делает благословляющий жест, также бывают и с младенцем на правой руке, ситуация с названиями, тут идентична, они разные, но каноническое – общее;
  • Елеуса – Они прильнули друг к другу щеками, символически такие иконы Божьей Матери указывают на высокое значение для каждого человека трепетного отношения к Господу;
  • Оранта – к этому типу Богородичных икон относятся такие, где на груди Девы Марии изображается медальон с Христом, а она воздевает руки к небу, молясь о людях и прося милости Господа;
  • Акафистный – название икон условное, также возможно назвать эти образы сюжетными, тут часто сочетаются иконы Богородицы и святых, суть заключается в прославлении определенного качества Богородицы, которое отмечено в акафистах.

Не перечислить сколько икон Богородицы существует, но попробовать возможность есть, исходя из предыдущей классификации, рассмотрим наиболее известные образы:

  • Одигитрия – чудотворная икона Косинская (Моденская), Дамаскинская икона, которая также называется Троеручицей, Услышательница, икона с лестницей, Корфская, Гербовецкая,
  • Елеуса – Ярославская икона, Волоколамская, Балыкинская, Феодотьевская, Елецкая, Рожковская,
  • Оранта – Новгородская, Алабацкая, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша;
  • Акафистный – Трубчевская (хотя также может относиться и к первому типу), Августовская, Кипрская.

Отдельно следует выделить и нерукотворные иконы Божией Матери, то есть такие, которые были дарованы свыше. Эти образы отпечатывались на какой-то поверхности или просто люди где-то отыскивали икону

Эти редкие иконы Богородицы почитаются особым образом, часто являются чудотворными.

Общие детали образа

На полотнах иконы Девы Марии, присутствуют общие черты изображения. Волосы у нее спрятаны под накидкой (мафория), спущенной на плечи. Сделано так потому, что в давние времена, в Израиле, это было обязательным требованием к внешнему виду женщины. По традиции накидка эта красного цвета, чтобы все люди помнили о том, что сама Она из царских родов, а также это отражает большие страдания, которые перенесла Богородица. Самый нижний слой одежды изображается в голубом цвете, обозначающем небесную чистоту и совершенство Божией Матери. Иконописцы, таким образом, показывают на ее связь с Богом.

Сложно оставить без внимания описание символизма иконы Девы Марии, означающий и раскрывающий всю глубину смысла рисунка. Изучая христианские традиции, под изображением Божьей Матери понимается не только определенное лицо, но и вся церковь в целом.

Изображение рукавов на одежде Девы выполнено в виде поручей, то есть традиционного наряда всех священнослужителей. Дева Мария, со всей церковью призывает служить воедино с Христом, который является самым первым священником. Изображение звезд по плечам и на голове Божьей Матери говорят о ее божественности и чистоте. А также считается символом единства Троицы. Во многих странах мира возведены целые храмы в честь Девы Марии, которые могут быть посещены любым желающим. В некоторых из этих храмов находятся иконы, которые творят чудеса, оказывая помощь обратившимся к ним нуждающихся людей.

Рекомендуем прочитать: В чем помогает Андрониковская икона Божией Матери?

Молитвы Пресвятой Богородице

На самом деле молитв огромное количество, также как икон. Разные образы могут прославляться в разные дни церковного календаря.

Молитва 1

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!

Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!

Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши!

Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!

Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва 2

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Молитва 3

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

omolitvah.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031