Водосвятие что это


Водоосвящение или водосвятие

Водоосвяще́ние или водосвя́тие – молебен, при совершении которого при троекратном погружении креста, с соответствующими молитвами и песнопениями, Божественным наитием осуществляется освящение воды.

Водосвятие бывает великое и малое. Великое водосвятие совершается дважды в году: накануне праздника Богоявления (Крещения) – после литургии или вечерни, и в самый день праздника – после литургии. Вода, освященная в эти дни, называется великой агиасмой (греч. «святыня»).

Освящается она или в специальных наполненных емкостях, или же в реке, источнике, озере, колодце, куда совершается торжественный крестный ход, называемый ходом на Иордань.

По окончании богослужения верующие освящают святой водой свои жилища, крестообразно окропляя стены, двери и окна всех помещений (с пением тропаря праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…», или тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя…»), также хозпостройки, скотину и домашнюю птицу; добавлением святой воды освящают колодцы. В эти праздничные дни святую воду можно пить не только натощак, но и по вкушении пищи.

Малое водосвятие совершается в день Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ Животворящего Креста (1/14 августа), в пятницу на Светлой Седмице, в дни храмовых (престольных) праздников, во многих храмах – еженедельно в четверг вечером, а также вообще во всякое время в храмах, домах, на полях и на всяком месте, по желанию священнослужителей и верующих.

См. ВОДА СВЯТАЯ

azbyka.ru

Водосвятный молебен

В помощь верующему христианину Православная церковь совершает множество разных треб.

Треба – это небольшая служба, которая служится по просьбе (по требованию) прихожанина. Наиболее распространенными требами в нашей церкви являются молебны, которые служатся о здравии православных христиан. Кроме того, такими требами часто оканчиваются торжественные службы в дни больших церковных праздников.

Так зачем нужен водосвятный молебен православному человеку?

Что такое молебен с водосвятием?

По согласованию со священником такая служба может быть отслужена в храме либо на дому. Дома, как правило, служат в том случае, когда человек не может по каким-то причинам прийти в храм (например, болезнь). В храме такие богослужения совершаются после Литургии или же в специально отведенные для этого дни.

Помимо освящения воды на требах могут читаться акафисты.

На молебне с водосвятием совершается чин малого освящение воды. На праздник же Крещения Господня совершается особый водосвятный молебен – агиасма. В этот день воспоминаются события Евангелия, когда Господь наш Иисус Христос принял святое крещение от Иоанна Крестителя.

Агиасма – это чин великого освящения воды. Вода с этой службы хранится целый год, до следующего праздника. Она не портится, не имеет запаха, не меняет своих свойств за длительное время. Многие ученые не раз исследовали структуру и физические характеристики Крещенской воды и пришли к выводу, что эта вода «живая», т.е. обладает наиболее правильной молекулярной структурой.

Малое освещение воды может совершаться в любой день по согласованию с настоятелем или священником храма. Некоторые храмы имеют традицию служить регулярные службы с водосвятием – для этого назначается определенный день и время, когда любой человек может прийти и поучаствовать в богослужении.

Наиболее популярно у нас водосвятие с обращением ко Пресвятой Богородице (перед ее иконами Неупиваемая Чаша, Всецарица, Казанская, Владимирская и другие), святому Николаю Чудотворцу, святой Матроне Московской, Ксении Петербуржской.

Часто требы служат святому, в честь которого освящен храм или его предел.

Кроме просительных молебнов за здравие не стоит забывать о благодарственных требах, в ответ на получение просимого в молитвах.

Как проходит водосвятный молебен

Водосвятный молебен – что это такое? Начинается эта служба с того, что на середину храма выносится специальный стол, на который ставится большая чаша с водой, кладется Евангелие и Распятие. Нужно заранее приготовить записочки с именами родных и близких, о здравии которых вы хотите помолиться. Эти имена священник будет читать в чинопоследовании.

Еще о церковных службах и таинствах:

  • Миропомазание в храме
  • Всенощное бдение
  • Что такое молебен

Когда служится водосвятный молебен, текст его читается по специальным книгам – служебникам. Также обязательно перед освящением воды читается отрывок из Евангелия. Произносится и ектинья – просительное молитвословие о том, с какой целью служится водосвятие.

Заканчивается это богослужение молитвой на освящение воды, после чего священник крестообразными движениями трижды погружает Распятие в воду с прошением ее освятить. После этого из общей освященной чаши священник кропит емкости с водой прихожан и самих людей.

Когда служится водосвятный молебен, последование его может быть разным. Также будет отличаться и длительность этой службы. Если читается акафист, времени потребуется больше. Если батюшка служит один – служба также будет дольше. Если планируете какие-то дела после посещения храма – узнайте длительность водосвятия у прислужников.

Как использовать святую воду

После совершения последования малого освящения воды каждый прихожанин уходит домой с баночкой или бутылочкой святой воды.

Что же делать с ней дальше?

Святую воду, принесенную из храма, можно использовать так:

  1. Пить ее для укрепления души и тела, особенно в болезни. Стоит знать, что Крещенскую воду пьют натощак с кусочком просфорки, в то время как воду с малого чина можно пить в течение всего дня саму по себе;
  2. Святой водой освящаяют жилище. Нужно не забывать, что такая вода – это святыня, поэтому недопустимо кропить ею нечистые места.
  3. Умывать маленьких деток, больных людей. Если человек по какой-то причине не в состоянии выпить воду, можно умыть ею лицо.
  4. Верующие хозяйки начинают приготовление пищи с добавления молебной воды в основу блюда.
Совершенно не допустимо использование освященной воды в любых магических целях. Многие популярные ныне знахари и экстрасенсы используют святыню в своих обрядах, тем самым оскверняя ее. Это большой грех – не принимайте в нем участия!

Интересно о православии:

  • О великой схиме
  • Десять заповедей
  • Что такое теология

Хранить воду с водосвятия нужно в специально отведенном для этого месте, желательно в красном уголке возле икон. Крещенскую воду, если вы ее запасаете на весь год в большом объеме, можно хранить в кухонном шкафчике или другом аккуратном месте. Не стоит ставить святую воду рядом с банками с консервацией или другими продуктами питания – такая вода должна храниться отдельно. Тем более недопустимо ставить банки со святыней под кровать, запихивать в шкафы или на антресоли.

Сила воздействия на человека святой воды напрямую зависит от его веры в Бога. Можно пить такую воду хоть литрами и не иметь при этом никакой духовной пользы из-за неимения веры.

В то же время, великие святые могли целыми днями обходиться стаканом святой воды и маленькой просворкой и имели при этом силы на длительные молитвы и бдения.

Молебен с водосвятием

Мар 9, 2019 09:36Администратор

molitva-info.ru

Водосвятие - это... Что такое Водосвятие?

Источник со святой водой (монастырь святой Феодоры, Салоники)

Свята́я вода́ (греч. Αγιασμός — святыня)— освящённая в церкви вода. Употребление святой воды в христианстве восходит ко II веку. Традиция её использования связана как с крещением Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмет священник святой воды в глиняный сосуд — Чис.5:17).

Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф.4:17)

— Кирилл Иерусалимский

Освящение воды

Обязательным требованием к святой воде является её освящение священником или епископом.

В Православной церкви

Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Рисунок 1876 года.

Православная церковь различает два чина освящения воды:

  • Великое освящение — совершается дважды в год: в день праздника Крещения (Богоявления) (до XII века в русской церкви не совершалось, обычай появился после распространения Иерусалимского богослужебного устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII веке[1]; патриарх Никон в конце 1655 года под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие, его решение было отменено в 1667 году на Большом Московском соборе[2]), а также накануне в Крещенский сочельник. При этом используется один и тот же чин. В сам день Богоявления освящение воды может совершаться с торжественным крестным ходом к водоему, известным под названием «хода на Иордан». Вода освящённая в чине великого освящения называется Великая агиасма.
  • Малое освящение — совершается на молебнах с водосвятием в течение всего года. Водосвятные молебны совершаются как по богослужебным указаниям (обязательное малое освящение совершается в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения), так и по просьбам верующих.

Чин великого освящения воды является более торжественным по сравнению с малым и включает в себя большее количество песнопений и чтений (кроме Евангелия и Апостола читаются паремии). Обзязательным как для великого, так и для малого освящения является чтение священником молитвы об освящении воды и погружение в чашу с водой креста (при великом освящении оно троекратное и дополняется благословением воды рукой священника).

Молитва на освящение воды

Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: посли Дух Твой Святый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающии ю и приемлющии от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В России в день Богоявлени освящение воды иногда проводится прямо на водоёмах в специально пробитых во льду прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание крещения Христа в Иордане. Существует также традиция купания в этих прорубях.

  • Освящение воды, используемой при совершении таинства крещения, происходит в рамках общего чинопоследования этого таинства. При этом крест в воду не погружается, а священник благословляет воду в купели рукой.

В Католической церкви

Чаша с освящённой водой при входе в храм (католическая церковь, Мангейм)

В западных обрядах Католической церкви принят термин «благословение воды», тогда как в восточных — «освящение». Сама вода именуется, как правило, не «святой», а «освящённой». Благословение воды в Католической церкви проводится в следующих случаях:

  • Благословение воды для совершения таинства крещения. С первых веков христианства было неотъемлимым элементом таинства. Благословение совершается непосредственно перед совершением таинства, особенно торжественный характер имеет в ходе пасхального бдения, во время которого, обычно, происходит крещение взрослых катехуменов. Обязательным элементом водоосвящения является осенение воды крестным знамением, которое совершается или крестом или большой пасхальной свечёй (пасхалом).
  • Благословение воды в определённые праздники и в дни памяти некоторых святых. Традиция благословлять воду на Пасху вызвана древним обычаем крестить в Навечерие Пасхи. Однако в период Средневековья в латинском обряде закрепилась традиция проведения водоосвящения в другие праздники, в первую очередь, в праздник Крещения Господня и в день святой Агаты (5 февраля). В праздник Богоявления (6 января) в храмах освящают воду, мел и ладан. В византийском обряде особенно торжественное водоосвящение совершается в праздник Крещения.
  • Благословение воды в ходе воскресной литургии. В ходе начальных обрядов воскресной мессы проходит водоосвящение с последующим окроплением прихожан. Освящённая вода затем хранится в специальных чашах на входе в храм. При входе в храм и выходе из него прихожане обмакивают руку в освящённую воду и совершают крестное знамение.
  • Благословение воды для освящения церкви, алтаря, жилищ прихожан и т. д. На Западе использование освящённой воды для благословения домов известно по крайней мере с VI века. При благословении воды принято добавлять в неё соль. Ранее для освящения церкви и алтаря использовалась так называемая «григориева вода» (в честь папы Григория Великого), в которую добавлялись соль, пепел и вино; однако в настоящее время она не применяется.

Употребление святой воды

Святая вода используется в таинстве крещения, которое делает человека членом церкви. Также святая вода используется при освящении храмов и всех богослужебных предметов, при освящении жилых домов и бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой на крестных ходах и при совершении молебнов.

Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму как своего рода низшую степень Причащения (даже сам сосуд для освящения воды напоминает по форме потир). В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение то, делается указанная в канонических правилах оговорка: «Точию агиасму да пиет».[3]

В православии святая вода (особенно великая агиасма) хранится верующими дома и употреблятся в случае нужды: выпивается (иногда вместе с просфорой) натощак или ею окропляется жилище и предметы.

В католичестве освящённая вода также используется в таинстве крещения, для окропления молящихся во время службы, при освящении храмов, жилых домов и бытовых предметов. В освящённую воду обмакивается рука при совершении крестного знамения при входе и выходе из храма. Верующие могут хранить освящённую воду дома и использовать для окропления жилища, пить её не принято.

Свойства святой воды

Вода освящается с целью возвращаения водной стихии первобытной чистоты и святостости, утраченной после грехопадения человека, и нисхождения на неё силой молитвы благословения и благодати Святого Духа.[4] Через это священнодействие, по учению церкви, вода приобретает ряд чудесных свойств: она очищает верующих людей от духовной и телесной скверны, освящает предметы и укрепляет верующих в их духовных трудах.

Святая вода, по учению церкви, обладает способностью исцеления больных. Например, Серафим Саровский приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.[5]

Известны случаи сохранения святой водой свежести в течение длительного времени. Церковь относит это к видимому проявлению наличия в ней благодати Святого Духа, а наука рассматривает такие случаи либо как случайность, либо как результат использования серебряных крестов и чаш при освящении воды[6], которые оставляют в воде ионы серебра, обладающие сильным бактерицидным действием.[7] В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место.[8]

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Гермоген Шиманский. Водоосвящение / Православие.Ru

ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.

Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.

Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение.

Фото сайта Седмица.Ru
Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня.

Великое водоосвящение совершается в конце богослужения в навечерие праздника и в самый день праздника и в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, — самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.

Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.

В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (за 132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117—138 гг.). Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан.

Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в.

ЧИН МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

Чинопоследование малого освящения воды всецело направлено к тому, чтобы в освященной воде подать верующим благодать, избавляющую от скорбей и недугов телесных и душевных, бедствий внешних и внутренних, временных и вечных.

Малое водоосвящение по своему составу подобно утрене в соединении с литией.

После начального возгласа священника и обычных начальных молитв читается 142-й псалом, словами которого томящийся дух и унывающее сердце христианина возносят ко Господу молитву в чаянии благодатного избавления от зол внутренних и скорбных обстоятельств внешних.

После псалма поют «Бог Господь» и тропари Пресвятой Богородице как первой по Господе нашей Ходатаице и несомненной надежде всех отчаянных и погибающих.

Затем читается 50-й псалом и взамен канона поются тропари ко Пресвятой Богородице: «Еже радуйся ангелом приимшая...».

В этих тропарях (числом 34) содержится умилительное моление об избавлении нас «от всякия нужды и печали». Кроме молений к Богородице, воссылаются молитвы Архангелам и Ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребренникам.

К тропарям поются соответствующие припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас» и др.

Если водоосвящение совершается во время молебна, то чин водоосвящения начинается (после чтения Евангелия) пением этих тропарей: «Еже радуйся» (начало чина водоосвящения опускается).

После пения этой первой группы тропарей диакон возглашает: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: «Яко Свят еси, Боже наш…».

И после этого поются тропари: «Ныне наста время всех освящающее». Тропари заключаются пением Трисвятого. Во время пения этих тропарей совершается малое каждение храма или дома.

После пения тропарей произносится прокимен, читается Апостол (Евр. 2, 11—18) и Евангелие (Ин. 5, 1—4). В апостольском чтении возвещается о том, что Господь, освящающий всех, Сам был искушен, может и искушаемым помочь. В евангельском чтении повествуется об иерусалимской Овчей купели, в которой чудесно исцелялись больные при возмущении в ней воды от Ангела.

После Евангелия произносится мирная ектения, в которой воссылают прошения об освящении воды, чтобы она была целительна для душ и телес наших, и чтобы Господь пьющих эту воду и окропляющихся ею избавил от всякой скорби, гнева и нужды.

После ектении священник читает молитву об освящении воды. Эта молитва отличается от молитвы, читаемой при великом водоосвящении. В молитве малого водоосвящения Церковь, призывая в ходатайство Божию Матерь, Ангелов и святых, умоляет Господа, чтобы Он исцелил наши недуги душевные и телесные, даровал здравие и спасение Святейшему Патриарху, правящему епископу и всем православным христианам. При этом вода благословляется рукою священнодействующего. Затем священник трижды благословляет воду честным крестом, погружая его в воду, и при этом трижды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...».

После этого священник окропляет храм (или дом) и людей, а хор в это время поет тропари: «Источник исцелений...».

Водоосвящение оканчивается литией: произносится сокращенная сугубая ектения и затем читается молитва, положенная на всенощном бдении на литии «Владыко Многомилостиве...», после которой бывает отпуст, дается крест для целования с окроплением святой водою.

Малое водоосвящение по своему построению и содержанию, как видим, отличается от великого водоосвящения. Последнее не имеет начального возгласа и обычного начала с чтением псалмов и пением «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Сходство только имеется со второй частью чина малого освящения воды, начиная со стихир: «Ныне наста время всех освящающее».

Но и в этой второй части стихиры и тропари на освящение воды разные. Так, например, при малом водоосвящении тропарь «Спаси, Господи…», при великом — «Во Иордане…».

Наконец, чин великого водоосвящения не имеет в конце литии.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОЙ ВОДЫ

Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от великой агиасмы — воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении.

pravoslavie.ru

Водосвятие у славян — а вы знаете обе даты праздника водосвятия? | Славяне

Поговорим об изконном Водокресе. Вы собираетесь использовать для здоровья и благополучия крещенскую воду этого января? А когда? 6-7 января иль 18-19? Праздник Водокрес — один из тех, который чтит наш народ, даже и подзабыв, от чего всё пошло и как всё сделать правильно. Расскажу в этой статье о крещенской воде — почему, как и когда? На благо!

Порядком, установленным Родом-Творцом, определены и Великие Праздники. Порядок назывался «коном». До сих пор говорят: «Вот откуда пошел кон земли нашей», «от кона, спокону, спокон, искони так водилось». А те, кто нарушал кон, данный Богами, был порицаем. Так говорили: «Он не нашего кону. Либо в кон, либо вон». Поэтому и праздник Водокрес — изконный.

Почему Водокрес –Водосвятие так называется?

Есть в названии праздника Водосвятия-Водокреса корень «крес». Прежде всего, это слово означает «Огонь», но не просто огонь, а чародейный, против всякой нечисти. Таким огнём владеют Родные Боги. Слово «крест» является символом этого божественного чародейного огня. Крест Сварога прямой, с равными по длине концами. Прямой крест символизирует ещё и человека и Мировое Древо. Всегда считался «мужским» крестом. Водосвятие у славян в первую очередь — это защита мужской огненной силой.

Прямой мужской крест Сварога, символ Огня.

Вода — стихия, уравновешивающая огонь и помогающая распространиться тому, что несет с собой соединение мужского и женского начала. Косой крест в давние времена был знаком Великой Матери Макошь и считался женским знаком. Водосвятие у славян в ещё одном смысле — это очищение женской водяной силой.

Косой женский крест Макошь в северной вышивке.

Позже (IV тысячелетие до нашей эры) этот знак стали считать знаком огня и переосмыслили как мужской. Косой крест по смыслу стал похожим на прямой крест, в северных вышивках сочетание ромба и креста стало символом соединения начал, но большой косой крест по-прежнему остается символом Макошь.

Какую прорубь делали на Водосвятие у славян?

Восьмилучевая звезда (прямой и косой крест) — символ соединения мужского и женского начала, созидающего жизнь. Именно так выглядел старинный крест, не имеющий отношений к христианству — соединение прямого и косого крестов. Так вот, «крес» – символ небесного очищающего огня — это очищающий и ограждающий восьмилучевой знак. Именно такую прорубь рубили в Великий Водокрес.

Старинный крес и одновременно форма старинной проруби в праздник Водокрес.

Праздник Водосвятия у славян начинается с Коляды

Вот мы и приближаемся к тому смыслу праздника, который несёт в себе название «Водокрес» или «Водосвятие». Но мало кто знает, что Водосвятий – не один раз в январе месяце. Посмотрим на всё через обычаи давних времён, бытовавшие на нашей северной земле.

Праздники все были по Солнцу — по изломам Солнца за временем и следили. 21 иль 22 декабря приходил Коляда, волхвы делали великие чародейные обряды, а остальные люди начинали праздник, когда Солнце выйдёт «на воробьиный скок», 25 декабря.

С этой поры начинались Велесовы святки, 12 дней для гадания о благополучии следующего лета. По нынешнему исчислению, с 25 декабря по 6 января. В эти дни Велес – Бог Мудрости и Магии держал ворота Нави открытыми для того, чтобы люди могли обратиться к своим Навным Предкам и просить у них благословения.

Как обратиться к Предкам в этот праздник?

Чтобы позвать Дедов, открывали двери и выставляли свежее угощеньице на алтаре, перед Чурами Богов и Предков. Принято было показывать, что живые родичи помнят дедов и жалеют об их отсутствии. Это делалось для того, чтобы призвать Духов Предков в Явь. В остальное время северяне не предавались горю об ушедших. О чём жалеть? Злому смерть – а доброму вечная память. Вернется Душа дедова в род, воплотится в правнуках!

Оклички родителей в святочные дни:

Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы вас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привету, ни радости, ни прилуки родительской? Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать. Уж ты, месяц, месяц ясный! Ты взойди, взойди со вечера, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не крушить во тьме своего сердца ретивого, не скорбеть во тьме по свету белому, не проливать во тьме горючих слез по милым детушкам. Уж ты, ветер, ветер буйный! Ты возвей, возвей со полуночи, ты принеси весть радостну нашим покойничкам, что по них ли все родные в тоске сокрушилися, что по них ли все детушки изныли во кручинушке, что по них ли все невестушки с гореваньица надсадилися.

Вместе с Навьми Предками приходят из Тёмной Нави чёрные навьи — Души заложных покойников, тронутые дыханием Хаоса. Опасны они для живых, потому от них исходят болезни и несчастья. Вот и называют эти дни «страшными». Но было бы начало, будет и конец. После 12 Велесовых дней улетают наши Деды птицами обратно в Навь, а Велес закрывает проход.

Малый Водокрес 6 января — первое Водосвятие у славян

И тут  происходит вот что: Сварог, Небесный Отец в этот миг ударяет молотом по Алатырь-камню, искра мужского небесного Огня-Креса падает на землю в воду. И наступает на Земле малый Водокрес 6 января по новому исчислению  — вода меняет свойства и становится «могутной да премогутной». Свойства сохраняются с 6 часов вечера по полудня следующего дня.

Чёрные Навьи оказываются запертыми в Яви, потому что не могут вернуться «вниз по реке» к себе домой. Здесь они останутся до 19 января, каждый день теряя силы и свою способность причинять вред.

Первое Водосвятие — вода приобретает защитные свойства от удара молота Бога Сварога

Малый Водокрес — первое Водосвятие у славян,  праздновался народом северным так. В этот день каждая семья соблюдала строгую умеренность в еде до самой полуночи. После того, как во второй половине дня принесут дома славления Предкам и попросят их лететь обратно, праздник продолжался на каком-либо источнике, на озере, а при отсутствии таковых — около колодца.

Перво-наперво раскалив на огне костра кусок Сварожьего железа, славя Сварога, опускают его в прорубь, потом  купаются, смывают с себя «все болести и горести» и набирают воду с собой, для того, чтобы окроплять дом, двор, родных, домашних животных, дать выпить больным.

Возвратясь домой после малого Водокреса, жители страны северной отпивали по несколько глотков сварожьей воды, а затем ею с помощью берёзовых веников, хранящейся со времён Купало, окропляли весь дом, хозяйственные постройки, имущество с целью предохранить хозяйство от беды и сглаза.

Было принято в этот день выливать в колодец принесённую воду, чтобы в неё не смогли забраться нечистые тёмные Навьи и не брали воду до большого Водокреса 19 января.

Этой же водой лечили больных и заживляли раны. Почерпнутая из проруби сварожья вода, как считалось, особенно помогает женщинам-кликушам, но при том условии, что взявший воду, идя от проруби, будет произносить славления Богам и не обернется назад.

Хранили эту чистую воду так: рядом с сосудами зажигали свечи с завязанными на них наузами, в которые вплетали с заговорами свои чаяния.

И вот наступал Великий Водокрес 19 января — второе Водосвятие у славян

К тому времени чёрные навьи (позже их называли бесами, а при христианстве чертями), запертые в Яви, лишались последних сил. Этим пользуются и колдуны — люди, которые призывают чёрных навий для злых дел. И такие есть в стране северной, тут уж против правды не пойдёшь. Колдуны, получая от Хаоса своё могущество, обречены, как все знали, после своей смерти превратиться в змей, поддерживающих столбы последней крыши Нави. Оттого-то и держались колдуны за свою жизнь, подчас выпивая силу и кровь других людей, чтобы продлить свою молодость. И умирали долго и мучительно, стараясь передать своё проклятие кому-нибудь из живущих и уйти в Навь обычным смертным. Поэтому к тому времени навьи были слабыми, а колдуны — сильными, принявшими их силу на себя.

Великий Водокрес, второе Водосвятие у славян,  проводился всегда чрезвычайно торжественно. Этот праздник отмечал завершение дней, отмеченные особым разгулом «нечистой силы». Одновременно, все готовились к защите от возможных бед. Очищение всегда имело характер предосторожности, поэтому Водокрес 19 января нужен был как защита на будущее. Свойства воды сохраняются с 6 часов вечера 18 января до полудня следующего дня.

Как приготовиться к празднику?

Приготовления к празднику начинались еще накануне: избы мыли и тщательно выметали сор, в котором, по поверьям, мог спрятаться бесёнок. Верили, что утром перед Водокресом все «бесенята» должны утонуть.

Подготовкой к празднику Водокреса являлся и строгий пост накануне до первой «вечёрной» звезды» пожилые люди полностью воздерживались от еды и проводили славление Родным Богам. Даже дети и подростки старались ничего не есть.

На открытом воздухе на льду реки устраивалась прорубь – льдом в январе в стране северной никого не удивишь. Волхвы загодя рубили прорубь в виде восьмиконечного креста.

На купание в Великий Водокрес — второе Водосвятие у славян шли совместным ходом, а не просто отдельными семьями. Шли большаки родов, взрослые мужчины и жонки. Молодежь берегли, дома оставляли. Дорога для этого хода устилалась соломой, а по бокам украшалась вершинками молодых ёлочек — священного дерева Богини Макошь. Потому как время от малого Водокреса до Великого Водокреса было во власти этой Богини магии и судьбы. Все гадания, которые проводили люди в это время, были посвящены ей, Владычице покутных нитей.

Время Богини Макошь — очищение воды во второй праздник Водосвятия

Именно через двенадцать дней после малого Водокреса Макошь ударяла по камню Алатырь своим веретеном крест накрест. Искры огня женского начала снова ложились на открытые водоёмы, закрепляя мужской крест Сварога и делая воду не только лечебной, но и охраняющей от нечисти.

Второе Водосвятие — вода приобретает очищающие свойства от взмаха веретена Богини Макошь

До недавних времён это знали почти все, а сейчас подзабыли. Хотя ещё в книгах 19 века можно прочитать вот что:

По окончании обряда Водокреса и солому, и елочки крестьяне разбирали и относили в скотные дворы с целью предохранить скот от болезней, порчи, от воздействия на него «волхиток» (колдуний) и вредных действий «скотнова суседка», то есть дворового. (Макаренко А.А., с.43).

Сюда же, на прорубь, пригоняли скот, который окропляли освященной в реке водой. Кое где считалось правильным приезжать на лошадях, а не приходить. По объяснениям, это делалось для «освящения» скота с целью предохранить его от болезней и от порчи колдунов и ведьм: «/…/ в реку, конечно, лошадь не загонишь, потому что вода оченно студеная, так пусть хоть по льду пройдется и защитится. (Максимов С.В., с.280-281).

Окропление святой водой строений накануне и в день праздника совершалось еще и для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу, имеющую в разных местностях свои названия.

Так, в Вологодской губернии святой водой из домов, овинов, бань и т.п. выгоняли шолышнов. В Иркутской губернии бесов-шулюпанов во время большого водосвятия давили копытами лошадей состязавшиеся в верховой езде у проруби. Подобным образом в некоторых местностях нечистую силу изгоняли ночью накануне Богоявления:

/…/ толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьет метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом. (Степанов Н.П., 1899, с.18).

Все это делалось с целью защиты, ведь в Великий Водокрес все колдуны особенно опасны, так как они встревожены Водокресом и потому мечутся повсюду. Кое-где считали, что если не защитить в этот вечер скотину, окропив ее и загородь божеской водой, то нечистый будет сильно мучить скотину, и на следующее утро она будет в мыле и в поту.

Праздничный ужин на Водосвятие

Праздничный ужин в день Водокреса — Водосвятия назывался «голодной кутьей». Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Блины на Водокрес ставили в хлев для дворового с целью обеспечить благополучие для скота.

В старом календаре день Водокреса  — Водосвятия был одним из важнейших праздников начала года, осмысляемый в мифологическом сознании как рубеж, за которым создаваемый в святочное время мир приобретал качественно новые характеристики: четкость, упорядоченность, устойчивость и т.п. С этого праздника все становилось на свои места: начинался своего рода новый отсчет времени, закрывались границы между «мирами», прекращался контакт людей с «иным» миром, и они возвращались к своему привычному течению жизни.

Воду, полученную в этот день сберегали и пользовали для исцеления, и некоторые — для чародейства. Так праздник Водосвятия у славян закрывал череду значимых дней в кологоде.

Теперь вы знаете о двух праздничных днях Водосвятия!

На благо!

Читайте также:

Велесовы Святки – таинственные дни, посвященные Богу Велесу

Славянские праздники и обряды

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

ВОДОСВЯТИЕ - это... Что такое ВОДОСВЯТИЕ?

  • водосвятие — водосвятие …   Орфографический словарь-справочник

  • ВОДОСВЯТИЕ — христианский церковный обряд освящения воды (в храме, домах, реках, колодцах и т. д.). Православная церковь различает т. н. великое Водосвятие (накануне праздника Богоявления, или Крещения, и в самый праздник) и малое Водосвятие (обычно дважды в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • водосвятие — обряд, водоосвящение Словарь русских синонимов. водосвятие сущ., кол во синонимов: 3 • водоосвящение (2) • …   Словарь синонимов

  • водосвятие — я; ср. Церк. = Водоосвящение. * * * водосвятие христианский церковный обряд освящения воды (в храме, домах, реках, колодцах и т. д.). Православная церковь различает так называемое великое водосвятие (накануне праздника Богоявления, или Крещения,… …   Энциклопедический словарь

  • Водосвятие — Источник со святой водой (монастырь святой Феодоры, Салоники) Святая вода (греч. Αγιασμός  святыня) освящённая в церкви вода. Употребление святой воды в христианстве восходит ко II веку. Традиция её использования связана как с крещением Христа в… …   Википедия

  • Водосвятие — ср. Церемония освящения воды [вода I 1., 2., 3.] как церковный обряд праздника Крещения; водоосвящение, водосвящение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • водосвятие — водосвятие, водосвятия, водосвятия, водосвятий, водосвятию, водосвятиям, водосвятие, водосвятия, водосвятием, водосвятиями, водосвятии, водосвятиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • водосвятие — водосв ятие, я …   Русский орфографический словарь

  • водосвятие — (2 с)‚ Пр. о водосвя/тии …   Орфографический словарь русского языка

  • водосвятие — водосвя/тие, я …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

dic.academic.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031