28 августа день успения пресвятой богородицы


28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. История праздника, традиции, запреты, приметы

Успение Богородицы – один из важнейших христианских праздников, завершающий Успенский пост. В народе Успение называют Первая Пречистая.

Русская православная церковь отмечает Успение пресвятой Богородицы 28 августа. Полное название праздника – Успение пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник является двунадесятым (одним из важнейших) и непереходящим (всегда отмечаемым в один и тот же день). Праздник Успение завершает Успенский пост, который длится с 14 по 27 августа включительно.

Католики и православные церкви, придерживающиеся современного летоисчисления, отмечают Успение Богородицы 15 августа.

История

Праздник Успение Богородицы посвящен воспоминанию об окончания земной жизни девы Марии – матери Иисуса Христа. Согласно евангельскому преданию, после окончания земной жизни Христа его мать – дева Мария – жила в Иерусалиме в доме на горе Сион. Она часто поднималась на Голгофу и молилась у Гроба Господня. Богородица прожила достаточно долго, более 70 лет. Однажды, когда Мария молилась, ей явился архангел Гавриил и предрек скорое окончание земной жизни и встречу с сыном Иисусом.

Архангел просил Марию не печалиться и не бояться физической смерти, ведь ей предстояла вечная жизнь в царствии божием. Поэтому праздник Успение преисполнен светлой грусти – когда слезы утраты мешаются с радостью, что Мария узрела царство божие и встретилась с горячо любимым сыном, с которым рассталась много лет назад.

В евангельских источниках говорится, что, чувствуя приближение конца земной жизни, Богоматерь пожелала увидеть всех апостолов, которые проповедовали Христово учение в дальних странах. Ангелы исполнили ее желание, мгновенно перенеся учеников Христа в Иерусалим к дому Богоматери.

Увидев учеников своего сына, Мария тепло с ними простилась, затем вокруг ее ложа распространилось сияние, и она мирно скончалась. Апостолы похоронили деву Марию в пещере в Гефсимании, рядом с ее родителями Иоакимом и Анной и супругом Иосифом Обручником. Затем по древней традиции апостолы завалили вход в пещеру камнем.

Согласно апокрифу, апостол Фома, который в свое время не успел на первое явление воскресшего Христа, опоздал и на похороны Богоматери. Ради Фомы остальные апостолы отвалили камень, закрывающий вход в пещеру, но, как и в случае с Христом, тела Богоматери там не оказалось. Фома был так расстроен, что не успел проститься с матерью своего учителя, что Мария в утешение бросила апостолу с неба свой пояс, который впоследствии, говорят, был найден и стал известной святыней.

Традиции

Праздник Успение Богородицы в народе называют Первая Пречистая. Вторая Пречистая отмечается 21 сентября (Рождество Богородицы), Третья Пречистая – 4 декабря (Введение Богородицы во Храм).

Богородичные праздники знаменуют окончание осенних полевых работ и наступление зимы. На Руси говорили: «Первая Пречистая рожь засевает, Вторая – дождем поливает, Третья – снегом укрывает».

После праздника Успение женщин на селе старались освободить от тяжелой работы, поэтому бытовала поговорка: «Пришла Первая Пречистая – стала девушка речистая» (то есть появилось время на посиделки с разговорами).

После праздника Успение Богородицы на Руси традиционно начиналась пора осенних свадеб, которые в основном играли на Покров (14 октября).

На Успение принято освящать в церкви колосья, либо зерно нового урожая, можно также освятить муку или свежеиспеченный хлеб. В этот день на Руси было принято подавать хлебную милостыню, щедро угощать свежим хлебом нищих и голодных.

На Успение традиционно молятся о близких, особенно угодна Богородице молитва за детей, девушек на выданье и замужних женщин. Богоматерь – постоянная заступница перед богом за всех детей и женщин, а также за слабых, сирых, немощных.

На Руси с Успения начинали активно готовиться к свадьбам, которые было принято массово играть на Покров (14 октября), когда урожай был собран, излишки проданы, и у зажиточных рачительных хозяев появлялись свободные деньги. Считалось, если родители на Успение договорились о свадьбе, которую потом сыграют на Покров, то у молодых жизнь будет долгая и счастливая, в достатке и с многочисленным потомством.

Запреты

На Руси на Успение, как на любой большой праздник, под запретом была работа, даже несмотря на осеннюю страду. Из этого запрета было одно исключение: в этот праздник разрешалось засаливать огурцы.

Считалось, что на Успение девушке нельзя стричь волосы и плести косы, иначе замуж не возьмут.

На Успение строжайше запрещено ругаться и сквернословить, иначе Богоматерь при всей своей кротости может наслать немоту.

На Успение не принято готовить пищу, особенно, если праздник приходился на постный день – понедельник, среду или пятницу, как в этом году, когда праздник приходится на среду. В этом случае действуют правила поста в праздничный день: под запретом мясное, молочное и яйца, разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыба и морепродукты. В сам праздник запрещалось что-либо варить или жарить: еду следовало приготовить накануне. Считалось, если хозяйка по нерасторопности нарушила запрет, всю ее семью ждет голод и безденежье.

Незамужней девушке, которая мечтает поскорее найти суженого, утром на Успение нельзя ни с кем разговаривать. Прежде чем сказать первое слово, будущая невеста должна умыться студеной водой, трижды приговаривая про себя: «Пресвятая Богородица, ты всех венчаешь, семьи соединяешь – и мне жениха помоги найти».

На Успение в деревнях старались не ходить босиком, поскольку по поверью в этот день босые ноги могут притянуть страшные болезни. Дело в том, что на Успение природа оплакивает смерть Богородицы, и роса – слезы матушки-земли – в этот день очень горькие.

Приметы

  • По примете, после Успения в свои права вступает осень, забирая тепло.
  • По поверьям, с 28 августа перестают квакать лягушки, и если они все еще подают голос, то тепло еще немного постоит.
  • После Успения начинается Бабье лето. Оно будет прохладным, если в день праздника стоит погожая погода.
  • Если на Успение пройдет гроза, то осень будет с дождями и наступит рано.
  • 28 числа иней с утра сулит скорую зиму с крепкими морозами и короткую осень.
  • Радуга после дождя в этот день предвещает теплую и продолжительную осень.
  • Паутина на деревьях – признак морозной зимы с малым количеством снега.
  • Туман на Успение сулит обильный урожай грибов в 2019 году.
  • По поверьям, в этот день нужно посмотреть на воду в водоеме, и если она спокойна, зимой не будет сильных вьюг и метелей.
  • По примете, в этот день девушки могут привлечь суженых, а если не поторопятся, то целый год просидят в одиночестве.
  • В день праздника босиком по земле ходить – болезни собирать.
  • Волосы стричь – в слезах ходить.

Подготовлено на основе информации из открытых источников

rubtsovskmv.ru

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (28 августа)

 Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – двунадесятый православный праздник, установленный в память о смерти Божией Матери. Само слово «успение» устаревшее и в переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина». Этот праздник посвящен событию, не описанному в Евангелии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви: древним сказаниями, проповедям, гимнографическому богослужебному наследию. После вознесения Господа Иисуса Христа на Небо и сошествия Святого Духа, Пресвятая Богородица осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Она прославилась среди христиан многими Своими чудотворениями и удостоилась великого почитания. По преданию, Дева Мария была свидетельницей мученической смерти архидиакона Стефана и молилась о том, чтобы Господь даровал ему силы с твердостью и терпением встретить кончину. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с апостолом Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей. Отсюда Она посетила праведного Лазаря на о. Кипр и Афонскую гору, которую благословила. Незадолго до Своей кончины Она возвратилась на жительство в Иерусалим. Богородица часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с событиями земной жизни Ее Сына, особенно же опустевший по Воскресении Гроб Христов. Иудеи хотели настигнуть Ее здесь и убить и даже выставляли возле Гроба стражу. Однако сила Божия чудесным образом скрывала Богородицу от глаз иудеев, и Она беспрепятственно посещала пещеру Погребения. Как повествует «Сказание об Успении Святой Богородицы», Дева Мария узнала о Своей скорой земной кончине от архангела Гавриила. Эту весть Пресвятая Богородица приняла с большой радостью: Ей предстояла скорая встреча со Своим Сыном. В качестве предзнаменования ожидающей Богородицу по Ее Успении славы архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева, сияющую неземным светом. Эту ветвь надлежало нести перед гробом Пресвятой Девы в день Ее погребения. Перед кончиной Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на такие затруднения, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала Своей кончины. Об этом свидетельствует богослужение на Успение: «Всечестный лик премудрых апостол собрася, чудно погребсти славно тело Твое пречистое, Богородице Всепетая. С нимиже воспеша и Ангел множество, преставление Твое честно хваляще». Сам Спаситель в окружении сонма ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее сияющую чистотой душу с Собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. От Ее благоухающего тела больные получали исцеление. После кончины гроб с телом Пречистой Девы был торжественно перенесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После погребения апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения апостол Фома, который очень страдал оттого, что так и не успел проститься с Богородицей. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Богородицы. Но, к их удивлению, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило дивное благоухание. Вечером того же дня собравшимся на трапезу апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Это чрезвычайно обрадовало апостолов и всех бывших с ними. Они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне соблюдается в монастырях. Православная Церковь хранит Предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на третий день после Своего Успения и взошла на Небо. Святитель Григорий Палама пишет: «Рая божественного сладостнейшая и всего мира видимого и невидимого прекраснейшая, Она по справедливости стала не только вблизи, но и одесную Бога; ибо где воссел Христос на небесах, там ныне стала и Она… Она – хранилище и обладательница богатства Божества». Отличительной чертой богослужения на праздник Успения является Чин погребения Богоматери, совершаемый во многих кафедральных и приходских храмах, монастырях, но особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании, где находится гробница Богородицы. Данная служба известна по рукописям не ранее XV века и составлена несколькими греческими песнопевцами сравнительно поздних времен по подобию службы утрени Великой Субботы. Чин погребения Пресвятой Богородицы может, в зависимости от принятых традиций, совершаться либо накануне праздника Успения, 27 августа, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 29 или 30 августа). Богослужение начинается со всенощного бдения и включает пение особых стихир и тропарей, а также «Похвал» (118-й псалом «Блажени непорочнии в путь» с праздничными припевами к каждому стиху), поклонение Плащанице с изображением Божией Матери, её каждение и обнесение Плащаницы вокруг храма. В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое. Братья, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос. (чтение на литургии в день Успения – Послание к Филиппийцам св. ап. Павла 2:5–11) Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!3И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. (чтение на всенощном бдении в день Успения – Евангелие от Луки 1:39–49, 56) В то время вошел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. (чтение на литургии в день Успения – Евангелие от Луки 10:38–42; 11:27–28)

svt-nikolay.moseparh.ru

28 августа Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы празднуется Святой Православной Церковью 28 августа по новому стилю. Это один из двунадесятых православных праздников. К нему мы готовимся двухнедельным постом. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а, главное, называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня Она воскрешена была Господом и вознесена на небо.

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.

Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Ее.

«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви.

Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием – «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число – «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа – Вознесения Богоматери на небо).

В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. – сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице.

Один из них – Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

По материалам Православие и Мир

ekaterinburg-eparhia.ru

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы » Севастопольское Благочиние

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери – событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим. О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу. Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь – символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника. В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома. Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа. Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших. Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо. Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее плоти, а духа – Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.

Патриархия.ру

Успение Пресвятой Богородицы

Почему в день Успения Церковь приглашает нас радоваться?

Событие, ныне воспоминаемое, по-видимому печально: Пресвятая Дева – на смертном одре; тело Ее бездыханно; святые апостолы с плачем готовятся к Ее погребению. Церковь, между тем, повелевает нам не скорбеть, а радоваться, и ради этой радости прекращает дни поста. Где же источник этой радости? Уже самое слово – «Успение» Божией Матери показывает, что смерть Ее была необыкновенная. Это был сон самый сладостный, за которым скоро последовало еще более радостное пробуждение. За несколько дней до Успения Архангел Гавриил явился к Ней с радостной вестью о скором соединении Ее с возлюбленным Сыном. В то же время всемогущая сила Божия со всей вселенной собрала в Иерусалим апостолов, чтобы они воздали Ей честь погребения. В самый час кончины Пречистой необычайный свет осиял Ее храмину, как бы разверзлась кровля, и в отверстом небе виден был Сам Господь с ангелами и святыми – исходящий во сретение Своей Матери. Апостол Фома, по особенному устроению Божию, является после Ее погребения, желает поклониться Ей: гроб открыли, но уже не нашли в нем тела Богоматери. В такой дивной кончине Преблагословенной Девы, к утешению всех, явилась с особенным торжеством сила Господа, Который смертью Своей и Воскресением сокрушил жало смерти, и из страшной и мучительнейшей сделал ее для верных Своих последователей радостной и блаженной. Здесь первая причина нашей радости. Во-вторых, мы радуемся о Преблагословенной Деве, что Она, после скорбей и страданий, которыми, по предсказанию праведного Симеона Богоприимца, преисполнена была Ее жизнь, наконец получила награду, соответствующую Ее добродетели. Преблагословенная Дева до самой блаженной кончины Своей умаляла Себя, смиряла, терпела; с этих пор начинается и Ее возвеличение и прославление. Пророк Давид провидел это возвеличение Приснодевы и в радостном восторге воскликнул: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных, одеяна, преукрашена (Пс. 44, 40). Таким образом, при гробе Богоматери обнаружилось новое значение смерти, данное Ей Воскресшим из гроба: будучи доселе наказанием за грех, она сделалась теперь свидетельницей добродетели, наградой подвигов, совершаемых в жизни. У гроба познается человек; вся жизнь его как бы выступает наружу: клевета смолкает, покров смирения разоблачается, добродетель и правда торжествуют. «И услышал я голос с неба, говорящий мне, – пишет в откровении тайновидец Иоанн, – напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоются от трудов своих и дела их идут в след за ними» (Откр. 14, 13). Третью причину радости изъясняет церковная песнь: «в молитвах неусыпающую Богородицу и предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста». При жизни Своей Она была Ходатаицей за бедных пред Сыном и ради Нее творились чудеса, когда еще не пришел час их (Ин. 2 гл.), почему сами святые апостолы уповали на Ее молитвы и не могли не скорбеть при мысли об Ее кончине. «Не оставлю вас в сиротстве по Моем преставлении, – утешала Она скорбевших, – не только вас, но и весь мир буду посещать: назирать и помогать бедным». Исполнилось слово Ее. Превознесенная паче Серафимов, Она стала могущественнейшей Ходатаицей за всех, поистине Материю всего христианского мира. Какой град, какая весь не познали спасающей силы молитв Ее? Кто и из нас не испытал этой силы в собственной жизни, если только с верой и упованием прибегал к Ней? Вот почему святая Церковь повелевает нам не скорбеть в день Успения Божией Матери, а радоваться, и ради этой радости прекращает дни поста. Тропарь Пресвятой Богородице в день успения Ее глас 1 В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак Пресвятой Богородице в день успения Ее глас 2 В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание Пресвятой Богородице в день успения Ее Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Статьи

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии святитель Феофан Затворник Успение Божией Матери протоиерей Серафим Слободской Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы схиархимандрит Кирилл (Павлов) Успение Пресвятой Богородицы архимандрит Рафаил Карелин О Божией Матери… священник Константин Пархоменко Успение Пресвятой Богородицы М. Барсов Кроссворд «Праздник Успения Пресвятой Богородицы» Жизнь и труды апостолов – Богоматерь как насадительница веры Христовой. Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ФИЛЬМ ТВЦ

hersones.org

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы: приметы, традиции, что можно и нельзя делать

Успение Пресвятой Богородицы совпадает с окончанием строгого Успенского поста. Праздник – не переходящий, то есть каждый год отмечается в одну и ту же дату — 28 августа, в 2019 году это среда. Он посвящен окончанию земной жизни (успению) Девы Марии, матери Иисуса Христа.

Само слово «Успение» переводится как смерть, так и сон перед восшествием на Небеса. Для верующего человека смерть — первый шаг для встречи с Господом. Поэтому в день Успения православный мир не оплакивает смерть Богородицы, а прославляет ее. Ведь за смертью последовало воскрешение, после которого Блаженная воссоединилась со своим сыном.

Что необходимо сделать на Успение Богородицы

Радостное событие принято отмечать посещением церкви, присутствием на Всенонощном Бдении. Перед началом службы ставится свеча и возносится молитва за благополучие всех людей. Если не удается постоять на Всенощной, необходимо посетить храм и помолиться подле иконы Успения Пресвятой Богородицы. Обязательно возносят общую молитву дома, в кругу семьи.

Богородица услышит каждого и поможет всякому, кто обращается к ней горячими молитвами и чистой душой. Это знаковый день, когда Матерь Божья по-особенному слышит молитвы.

Просить можно о здравии малышей, лучшей доле близким, особенно детям, крепости веры, помощи пройти земные соблазны и искушения. Священнослужители наставляют помнить о второй заповеди Христа о любви к ближним.

В этот праздник важно нести свет и любовь людям, раздавать милостыню нуждающимся и не отказывать в помощи просящим, не только близким, но и незнакомым.

Радость в этот день должна посетить особенно тех, кто чем-то обделен.

Торжественный день земного ухода Богородицы дарит каждому долгую и счастливую жизнь.

На Руси существовало поверье: сватовство в день Успения — к вечной любви, которая продлится и на Небесах.

Что нельзя делать на Успение Богородицы

На протяжении многих веков Православная Церковь называет день Успения Матери Божией как радостный день, поэтому уныние, тоска и тяжелые мысли не должны посещать верующих. Мы вспоминаем не о бренности тела, а о бессмертии вечной души.

Под запретом ругань, злословие, проявление ненависти, склоки и сплетни. Ссоры и участие в небогоугодных делах на протяжении этого дня принесут моральное опустошение, возведут стену между вами и Создателем.

Любой великий праздник — это время для усиленной духовной работы над собой. Поэтому 28 августа нет места развлечениям, настраивайте сердца свои на общение с Господом и Богородицей, на совершенствование духа и очищение от греха.

Запрещено заниматься физическим трудом, рукоделием, стиркой, работой в саду и огороде. Только отказавшись от всего суетного, вы станете ближе к Господу. Исключением в отношении этих работ считаются те случаи, когда труд направлен во благо других людей, а работа доставляет окружающим радость.

Обязательно помолитесь Матери Божией, чтобы сблизиться с ней и освободиться от гнетущих мыслей и тяжкого груза. Молитва в такой праздник — не повинность или обязательство, а благое дело для каждого православного. Чтобы помолиться, не нужно много времени, только обращенное к Богородице сердце и чистота помыслов.

Приметы на Успение

Хорошая погода в этот праздник – к прохладному бабьему лету

На Успение Пресвятой Богородицы на небе увидеть радугу – к теплой осени

Много паутины — зима будет малоснежной и морозной

Если до Успения девушка не присмотрела жениха – еще год будет сидеть в девках

ysia.ru

28 августа в 2019 году Успение Пресвятой Богородицы

Богородицыно Успенье Нам нетленье открыло встарь. Возликуйте во песнопеньи, Заводите красно тропарь. Во саду Богоматерь дремлет, Словно спит Она и не спит, В тонком сне Она пенью внемлет,- Божий вестник пред Ней стоит. Тот же ангел благовествует, Но посуплен и смутен он, Ветвью темною указует, Что приходит последний сон. Наклонилась раба Господня: — Вот готова я умереть, Но позволь мне, Господь, сегодня Всех апостолов вновь узреть.- Во свечах, во святых тимьянах Богородицы чтут конец. Лишь замедлил во Индинианах Во далеких Фома близнец. Он спешит из-за рек глубоких, Из-за сизых высоких гор, Но апостолов одиноких Неутешный обрел собор. Говорит Фома милым братьям: «Неужели я хуже всех? Богородицыным объятьям За какой непричастен грех? Жажду, братия, поклониться, Лобызать тот святой порог, Где Небесная спит Царица На распутии всех дорог». Клонит голову он тоскливо, Греет камни пожаром уст… Гроб открыли… Святое диво! Гроб Марии обрящен пуст. Где Пречистой лежало тело, Рвался роз заревой поток. Что ручьем парчевым блестело? То Владычицы поясок. О, цветы! о, ручьи! о, люди! О, небес голубая сень! О златом, о нетленном чуде Говорится в Успеньев день. Ты и Дева, и Мать Святая, Ты и родина в пору гроз: Встанет, скорбная, расцветая

Буйным проливнем новых роз!

М.Кузмин

Успение Пресвятой Богородицы в 2019 году православные христиане отмечают 28 августа. В данной статье Вы найдёте историю праздника и проповеди.

Успение Пресвятой Богородицы в 2019 году — 28 августа

Успение Пресвятой Богородицы в 2020 году — 28 августа

Успение Пресвятой Богородицы в 2021 году — 28 августа

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад на склоне Елеонской горы, который раньше принадлежал Ее предкам и около которого находился дом Ее родителей. Она подолгу молилась там, где Господь Иисус Христос часто проводил ночи в молитве и откуда повели Его на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквах, устрояемых апостолами в разных странах.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земного странствования, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Богоматерь обрадовалась этой вести, так как это открывало Ей возможность снова видеться со Своим Сыном.

Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни. Прежде всего Она рассказала усыновленному Ею ап. Иоанну о том, что вскоре покинет этот мир, а потом уведомила об этом и своих близких.

Ее родственник апостол Иаков (сын Иосифа от первого брака, называемый в Евангелиях «братом Господним»), будучи епископом города Иерусалима, позаботился о том, чтобы прощание с Пресвятой Девой и ее похороны прошли достойным образом.

К началу третьего дня дом Девы Марии наполнился Ее родственниками и близкими, которые не могли сдержать своих слез, предвидя скорую разлуку. К этому дню Промыслом Божиим из разных стран собрались апостолы, которые захотели попрощаться с Ней. Богоматерь в утешение плакавших обещала, что, предстоя Престолу Божию, Она будет молиться за них, а также за всех верующих, рассеянных по разным странам мира. Прощаясь со всеми, Она просила раздать бедным Свое небольшое имущество, а тело погрести в Гефсиманской пещере, где были погребены Ее родители, праведные Иоаким и Анна.

Наконец наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы, а верх храмины стал прозрачным. И тут в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.

Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Апостолы, глядя на это восхождение на небо души Пречистой Богоматери, долго следили глазами за этим, подобно тому, как они в свое время следили за Божественным вознесением Спасителя с Елеонской горы. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений (припев к Задостойнику) воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные торжественным погребением и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Того, Кого они отвергли и распяли, донесли о всем происходящем иудейским начальникам. Последние, пылая злобой ко всему, напоминавшему им Иисуса Христа, послали слуг и воинов для того, чтобы разогнать это шествие, а тело Богоматери подвергнуть поруганию. Пришедшие слуги и воины, совместно с негодными людьми из городской черни, бросились на погребальное шествие христиан. Но тут совершилось неожиданное чудо: облачный венец, парящий над телом Богоматери, опустился к земле и как бы стеной оградил погребальное шествие. Тем не менее, один из иудейских священников, по имени Афоний, воскликнув: «Вот какую почесть воздают телу, которое родило льстеца, разорявшего закон наших отцов,» — бросился к одру Богоматери с целью опрокинуть его. Но как только он коснулся одра, Ангел невещественным мечом отсек ему обе руки. В ужасе Афоний упал на землю, вопя: «Горе мне! Горе мне!»

Тогда апостол Петр, остановив шествие, сказал ему: «Афоний! Ты получил то, что заслужил. Убедись же теперь, что Господь есть Бог Мститель, Который не медлит.» Увидев же отчаяние на лице Афония, он добавил: «Твоих ран мы исцелить не можем, разве соизволит на это Господь наш Иисус Христос, против Которого вы восстали и убили! Но и Он не исцелит тебя, пока не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Он есть истинный Мессия-Христос, Сын Божий.»

Афоний, видя во всем случившемся действие Самого Бога, воскликнул: «Верую, что Иисус есть предвозвещенный пророками Спаситель мира Христос!»

Святые апостолы, услышав эту всенародную исповедь и видя искреннее раскаяние Афония, возрадовались о его обращению к вере. Тогда апостол Петр повелел ему обратиться к Пресвятой Деве с молитвой о прощении, после чего приложить края рук к их отсеченным частям. Как только Афоний сделал это, его руки срослись. Лишь тонкий шрам на месте отсечения напоминал о случившемся. Потом, преисполненный чувством благодарности, он повергся перед одром Пречистой и громогласно стал благодарить Ее. Присоединившись к погребальному шествию, он следовал за ним, воспевая хвалебные гимны.

Во время погребения многие, страдавшие различными болезнями прикасались к одру Богоматери и получали исцеление. Когда погребальное шествие достигло Гефсимании, все остановились и начали прощаться с телом Богоматери. Уже наступил поздний вечер, когда апостолы смогли положить тело Богоматери в пещере-усыпальнице, закрыв вход в нее большим камнем.

В числе собравшихся апостолов не оказалось одного из них, а именно апостола Фомы. Явившись на дня три позже в Иерусалим, он отправился в Гефсиманию, чтобы хотя бы с запозданием попрощаться с телом Пречистой. Апостолы, пришедшие с ним к пещере, сжалились над ним и отвалили камень от входа, чтобы апостол Фома мог поклониться святым останкам. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они решили, что, наверно, Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Апостол Фома и другие апостолы, облобызав оставшуюся во гробе плащаницу, молили Господа открыть им волю Его относительно пречистого тела Богоматери.

По воскресении Спасителя апостолы имели обычай во время трапезы оставлять одно место за столом свободным и перед ним полагали хлеб в честь Воскресшего Господа, а после трапезы, встав и молясь, возносили этот хлеб, называемый Господней частью, взывая: «Велико имя Святой Троицы, Господи Иисусе Христе, помогай нам.» Когда же на третий день после успения Богородицы апостолы стали возносить хлеб во имя Христово и едва успели произнести: «Велико имя…,» внезапно Пресвятая Богородица явилась на воздухе «с облаком и светозарными Ангелами, предстоящими Ей,» говоря: «Радуйтесь, яко с вами есть вся дни.» В ответ на это Апостолы воззвали: «Пресвятая Богородице, помогай нам.» После этого чудесного события Апостолы стали совершать возношение в честь явления им Пресвятой Богородицы и вкушали одну часть оставляемого ими хлеба перед трапезой, во имя Господа, а другую — после трапезы — во имя Богородицы. Это возношение известно под именем возношения панагии.

Ласково глядя на них, Она сказала: «Радуйтесь! Отныне Я всегда буду с вами!» Обрадованные Ее обещанием, они воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»

Исчезновение Ее тела и последующее Ее явление апостолам привело их к мысли, что Богоматерь была воскрешена в третий день Своим Сыном Господом Иисусом Христом и вознесена с Пречистым телом в небесную славу. Так, по выражению церковного песнопения, гроб Богоматери стал «лествицею к небеси.»

Все чудесные события, сопровождавшие Успение Богоматери, в том числе и ее воскресение и вознесение на Небо, святой Иоанн Дамаскин возводит к древнейшему преданию Иерусалимской Церкви. В слове на этот праздник он говорит, что император Маркиан и императрица Пульхерия просили Иерусалимского епископа Ювеналия и отцов Халкидонского 4-го Вселенского собора сообщить им сведения относительно честного Успения Приснодевы. Церковь, веруя, что тело Богородицы было взято на небо, так прославляет Ее в своих песнопениях: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство, со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое.»

___________________________________

Архимандрит Иоанн (Маслов)

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с дав­них времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию визан­тийского императора Маврикия, одержавшего победу над перса­ми 15 августа, день Успения Богоматери (с. 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января празд­новалась «кончина Девы Марии», а 14 августа — «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в VIII-IX вв. В некоторых местах в виде особого чествования праздни­ка Успения совершается отдельная служба погребения Богома­тери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на предполагаемом месте погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1865 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычи­цы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Она открыта в руко­писях — греческих и славянских — не ранее ХУ века, достав­лена греческими песнопевцами, среди которых — великий ритор Еммануил. Служба совершается по подобию утрени Великой суб­боты, и основная часть ее — «похвалы», или «непорочны» -представляет собой очень искусное подражание великосубботным «похвалам». В Х веке она была широко распространена на Руси, а затем почти забыта.

В Синодальный период погребальный чин на Успения совер­шался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в костромском Богоявленском монасты­ре и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры.

В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной служ­бы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем.

В Гефсиманском же скиту, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, при митрополите Московском Филарете совершалось празд­нование, кроме Успения, и воскрешения и взятия на небо (с телом) Богоматери (17 августа); накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника (после 6-й песни): читались статии, затем следовали антифоны, прокимен и Евангелие. В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается и в наши дни патриархом накануне праздника, утром 14 августа.

www.pravmir.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031