Божьи заповеди 10 православных


Ольга Ошерова. О Божиих заповедях / Православие.Ru

Пророк Моисей получает скрижали Завета
В Священном Писании говорится, что одно из условий того, чтобы Господь Бог был с нами (а кто бы из нас этого не хотел?), есть не только соблюдение, но особое почитание Божественного закона. Помним ли мы, что десять заповедей, которые Бог дал пророку Моисею на горе Синай, предназначались не только для иудеев, но для всех людей, живущих на планете Земля? Эти заповеди есть откровение Божественной любви, и дарованы они Богом человеку независимо от того, хочет их человек исполнять или нет. Их действенное присутствие в жизни человека можно сравнить с известным законом Ньютона. Задумаемся: до того как Ньютон открыл закон всемирного тяготения, существовало ли оно или нет? А если бы его Ньютон не открыл, оно бы отсутствовало? Думается, что нет. Точно так же дело обстоит со святыми Божиими заповедями. Их действие не ограничивается тем, знают о них люди или нет. Они просто «работают» в этом мире.

Сегодня в мире, особенно на Западе, десять заповедей все больше и больше замалчиваются, как будто их никогда не существовало. Все чаще и чаще к ним относятся как к чему-то ущемляющему свободу и независимость человека, просто мешающему жить.

50 лет назад в Америке из школьных программ и учебников, со стен классов и актовых залов всех школ был убран как текст десяти заповедей, так и всякое упоминание о них. По решению Верховного суда США, этот запрет коснулся и залов судов, всех государственных организаций, на чьих стенах текст десяти заповедей находился более двухсот лет.

Упразднение Божиих заповедей из публичной жизни и внедрение новых гуманистических идей нанесло непоправимый вред не одному поколению американцев. То, о чем невозможно было помыслить полвека назад, сейчас стало обыденным делом и нормой как в общественной, так и в личной жизни граждан. Легализация абортов, разводы, рост преступности и наркомании среди молодежи, наряду с нарушениями американских законов на самом высшем государственном уровне и среди крупнейших финансовых структур – все это стало теперь привычным. То, что раньше вызывало шок у общественности, к примеру эксперименты с клонированием, легализация в отдельных штатах эвтаназии и однополых браков, теперь представляется обществу в качестве прогрессивных «инноваций» ХХI века. И хотя сегодня в США, согласно статистическим опросам, многие все еще помнят Божии заповеди, но относятся к ним как к чему-то второстепенному.

От чего же отказалось американское общество, сняв текст десяти заповедей со стен государственных учреждений? От слова Божиего, которое было для одной части общества поддержкой, а для другой – предупреждением. Как показывает история, отказ от слова Божиего, даже в такой вот форме, приводит многих к отступлению от веры и к вседозволенности.

Согласно Священному Писанию, «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3: 24). Он был дан обществу для назидания, и в первую очередь, духовно незрелым членам общества – детям, а также гражданам, преступающим закон по той или иной причине. Человек остается духовно поврежденным существом и нуждается в постоянном напоминании об этом его несовершенстве. Именно по этой причине текст десяти заповедей помещали в школах и присутственных местах. Школьник ли, бегающий на переменах по школе, или преступник, которого проводили по коридорам суда, могли собственными глазами прочитать и убедиться, что Бог не поощряет нарушение Божественного закона.

Думается, что идея упразднения текстов Божиего закона пришла в голову, в первую очередь, не школьникам и, уж конечно, не преступникам, а, скорее всего, тем, кто эти законы должен был исполнять и олицетворять по долгу службы. Уж очень эти заповеди прямолинейны и требуют таких же прямолинейных поступков.

Вспоминается американский фильм «Двенадцать разгневанных мужчин» («Twelve angry men») режиссера Сиднея Люмета, вышедший на экраны в конце 50-х годов прошлого столетия. По ходу фильма присяжные должны были вынести вердикт относительно виновности пуэрториканского подростка. (Недавняя картина Никиты Михалкова «12» является современным русским вариантом нашумевшего некогда американского фильма.) В американском оригинале речь шла об относительности человеческих законов пред лицом абсолютной святости Божиих законов и о той мере ответственности, которая возлагается на человека за их исполнение. Подростка спасла личная праведность одного их присяжных и его страх перед Божиим судом. Фильм вызвал серьезный общественный резонанс в Америке 1950-х. Этот фильм был о лицеприятии человеческого суда.

На протяжении многих веков, с момента обретения десяти заповедей Моисеем, израильское общество знало на практике, что исполнение или неисполнение этих правил связано с благословением или проклятием в их жизни и жизни их потомков. Именно этот горький опыт принес веру в неопровержимую святость Божиих заповедей. Когда пророк Илия в критический момент истории израильского общества воззвал к народу: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть ваш Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18 21), народ безмолвствовал: никто не задал пророку ни единого вопроса, все знали, о чем шла речь. Израиль был в завете с Богом и знал Его заповеди, но в какой-то момент отступил и от своего Бога, и от Его закона. Это пришло через духовное отступничество царей и лжепророков. И всякий раз, когда царь израильский сокрушал идолов и возвращался к Богу, в стране наступал мир и благоденствие.

Для Израиля отступление от Божиих заповедей всегда было вопросом жизни и смерти. И вокруг этого шла ожесточенная духовная борьба. Тот, кто не подчинялся или нарушал заповеди, подвергался остракизму в лучшем случае и смертной казни в худшем. Хотя подчинение заповедям было свободным выбором каждого человека, тем не менее, каждый человек в отдельности понимал, что вопрос подчинения есть вопрос выживания всей нации. В основе подчинения или неподчинения лежало понимание личной ответственности каждого члена общества друг перед другом и Богом.

Первая и наиглавнейшая заповедь «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» говорила о поклонении как части служения Богу Израилеву. И именно эта заповедь испытывала и продолжает испытывать человека более всего в его жизни. Вопрос «Кто есть Бог моей жизни?» является самым насущным вопросом для каждого живущего на планете Земля. Незнание этого не снимает вины с нарушителей первой заповеди. Человек должен искать ответа на этот вопрос. Этот поиск, на каком бы уровне он ни происходил – сознательно или бессознательно, становится основным смыслом жизни человека.

Заповедь «Возлюби Господа Бога твоего», подмененная мирской «заповедью» «Возлюби кого угодно, только не Бога», неизбежно приведет к отвержению второй: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… и не поклоняйся им и не служи им». А сколько таких кумиров и кумирчиков породил себе человек с момента своего отпадения, кумиров, которые расплодились и размножились по всему лицу земли! Весь небесный Богом сотворенный свод созвездий стараниями невежественных людей стал наполнен знаками зодиака, и бегают, прыгают и ползут по всему миру в обличье людей «овны» и «козероги», «раки» и «скорпионы», «девы» и «водолеи» и прочая живность, о которой даже стыдно говорить, слепо веря и позволяя астрологическим прогнозам нечисти вершить свои судьбы. И вот уже сегодня россияне во всеуслышание заявляют о себе, что он или она «стрелец» или «близнец» или на крайний случай «весы», и объявляют всенародно, что нынешний год – год свиньи или крысы! И люди в это верят! До какого унижения и забвения может дойти человек, забывший Бога. Человек, «венец всего живущего», объявляет себя насекомым, пресмыкающимся, кем угодно, только не тем, кем он был сотворен, – образом и подобием Бога живого.

Задолго до нашего времени пророк Иеремия вопрошал: «Может ли человек сделать себе богов, которые впрочем не боги?!» (Иер. 16: 20). Оказывается, может.

Человек создан для того, чтобы поклоняться и кому-то служить. Он просто не может без этого жить. Если не Бог становится объектом его поклонения, это непременно будет кто-то другой, включая и «себя любимого». Опустевшее святое место обязательно заполнится чем-то несвятым. Ничто не ново в этом мире, будь то во времена Каина, или пророка Иеремии, или наше время.

Какое бы безбожное общество ни строил себе человек, «день покоя и поклонения Богу» обязательно будет присвоен человеком для своей собственной выгоды. Седьмой день, заповеданный Богом («Помни день субботний, чтобы святить его»), вместо того чтобы стать днем поклонения и покоя, теперь становится днем всеобщей торговли во всем мире. Торговля идет во всех больших городах, в магазинах и на рынках, а современные торговые центры приобретают еще и статус развлекательных, становясь местом поклонения чему угодно и кому угодно, только не Богу. Не потому ли непомерная любовь к развлечениям и сопутствующие им купля-продажа привела весь мир сегодня к финансовому кризису? Можно приводить разные научные и ненаучные доводы относительно современного состояния мирового сообщества, но заповедь беспристрастна: «Не можете служить двум господам». Заставить любить Бога так же невозможно, как и святить день субботний, ибо теперь маммона устанавливает человеку дни недели для поклонения. Сегодня закрытый в воскресенье магазин воспринимается как досадное недоразумение и упущенная возможность что-то купить или что-то хорошо продать. Тридцать сребреников по сей день остаются наиболее конвертируемой валютой.

Сегодня, как никогда прежде, люди жаждут долголетия, пытаются найти универсальное средство, которое гарантировало бы им долгую счастливую жизнь, забыв о том, что Бог уже позаботился о долготе наших лет. Не потому ли наша планета подвергается всяческого рода болезням и эпидемиям, что люди перестали верить в силу Божиих обетований и исполнять заповеди?

Пятая заповедь гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Согласно этой заповеди, почитание родителей находится в прямой связи с продолжительностью жизни человека на земле. Много ли людей в это верят? Как много родителей сейчас могут похвалиться тем, что дети их почитают, следуют их советам и наставлениям, принимают родительскую власть, как от Бога?

Психологами установлена прямая связь между ослаблением родительского авторитета и разрушением отношений и устоев в обществе. Современная жизнь являет нам практически узаконенный бунт детей против родителей в вопросе выбора образа жизни, вдали от родительских «назойливых» увещеваний. Сколько блудных сынов и дочерей бродят по всему миру в поисках своего счастья, надеясь его найти подальше от родительского крова! Понимают ли эти дети, что, проявляя непослушание и непочтение к родителям, они тем самым навлекают на себя беды и скорби? А много ли детей осознает, что исполнение и неисполнение этой заповеди не зависит от того, какие нам посылаются родители?

В Божием законе не сказано: почитай хороших родителей и пренебрегай плохими. Заповедь четко гласит: «Почитай отца и мать». Мог ли Господь ошибаться? Ведь бывают разные ситуации и обстоятельства: родители детей бросают, перестают о них заботиться, обижают, разводятся, попросту забывают о своем родительском долге. Тем не менее, слово Божие непоколебимо: «Почитай!». И познается эта мудрость тогда, когда непокорные дети, вырастая, сами становятся родителями и пожинают в собственных детях и внуках плоды своего непочтения и непокорности.

На Западе светские психологи и педагоги во всем винят родителей и учат детей в своих бедах возлагать ответственность на папу и маму. Не для того ли это делается, чтобы детям впоследствии было легче оправдать свое нежелание понять и простить «непутевых» родителей?

Проблемных родителей почитать всегда трудно. Зато с непочтением в нынешние времена все обстоит гораздо проще. Пример русского мальчика Павлика Морозова ничто по сравнению с тем, чему учат теперь детей на Западе. Там в школах психологи учат детей доносительству на родителей, а юристы обучают несовершеннолетних, как подавать на родителей в суд. Им сознательно прививается непочтительное отношение к отцу и матери. Основанием для такого отношения стала юридическая формула «недостаточное обеспечение биологическими родителями полноценного воспитания своих детей». Научное словечко «биологические», прочно вошедшее в обиход нынешнего времени, подспудно упраздняет понятие кровного родства и приравнивает его к биологическим видам родства, свойственным животным или растениям. Кровное родство, подсознательно диктующее детям почитание родителей, отступает на задний план. Кому-то явно на руку свести человека на уровень неблагодарных отпрысков, чтобы проклятие Хама, не покрывшего наготы своего отца, передавалось из поколения в поколение и навеки вычеркнуло благословения пятой заповеди из жизни непочтительных детей.

Заповедь о почитании, как и закон всемирного тяготения, работает независимо от того, понимают ее люди или не понимают. Бог сказал и не отменит, потому что именно на кровной жертве Своего Сына заключил родственный завет со всеми людьми, кто верит, принимает и почитает эту жертву. Закон Божий выражает огромную ценность кровных семейных отношений.

Согласно статистическим данным, сегодня по всему миру очень высок процент разводов и разрушенных семей. По прогнозам специалистов, большинство браков, заключенных, к примеру, израильтянами в этом году, будет расторгнуто. Причины этого, согласно официальным опросам, таковы: не сошлись характерами, не хватает денег, чтобы вести совместное хозяйство. Однако глубинная причина в другом: эгоизм вырос настолько, что сдерживающие факторы со стороны общества перестают действовать. А ведь речь идет о стране, где, согласно религиозной традиции, мужчина должен быть женат, а каждой девушке положено выйти замуж. И все же времена изменились, и Израиль во многом ориентирован на Европу и Америку, где процент гражданских браков и разводов выше. Тенденция к разводам во всем мире будет увеличиваться пропорционально росту эгоизма, хотя параллельно с этим будет расти и осознание необходимости создать и сохранить свою семью.

Эгоизм… Как только человек перестает почитать и бояться Бога, он начинает почитать и любить лишь самого себя. Причины разводов приводятся разные, но сводятся они к одному: молодые супружеские пары не могут, не умеют, не научены брать ответственность за себя и свою семью. У молодежи из разведенных семей нет навыка семейной жизни до вступления в брачные отношения. Они попросту не знают, как строить семейные отношения. Мало супружеских пар осознанно желают рождения детей как благословенного знака продолжения рода. Сейчас все реже и реже можно услышать от молодых родителей о рождении сына как о рождении наследника и продолжателя рода. Само понятие «род» стирается и приобретает абстрактный характер, родовые связи слабеют и все меньше интересуют людей.

Эксперты Детского фонда ООН после многомесячного исследования в трех десятках европейских стран пришли к весьма тревожным выводам. Многие дети оценивают отношения в семье пессимистично. В Литве, например, по данным ученых, родители общаются с детьми всего семь минут в сутки. Вот что пишут эксперты по этому поводу: «Родителям кажется, что, обеспечив детей материальными благами, они могут сделать их счастливыми. Однако жизнь неумолимо доказывает обратное. Ставя во главу угла не преходящие ценности и минутные прихоти, а заботу о собственных детях, мы сможем выиграть самое главное – будущее». Дети же, не найдя в семье семью, будут всегда бояться строить свою собственную.

В Писании нигде не сказано, что конфликтов в семье не будет. С момента грехопадения человека семейные проблемы были одним из источников его страданий. Думали ли Адам и Ева о разводе? Да это не приходило им в голову! Они должны были исполнить то, что заповедал им Бог, их Творец и Создатель. За свое непослушание они должны были заплатить терпеливым перенесением житейских тягот и жизненных скорбей. Именно приняв эти тяжелые условия, они взяли на себя ответственность стать мужем и женой, отцом и матерью. В преодолении конфликтов они учились побеждать греховную поврежденность своей души.

Современный безбожный мир поверил, что брак и семья себя изжили и наконец-то наступают благодатные времена, когда можно зажить свободно, как хочешь и с кем хочешь. И это происходит по всему миру: общество снимает с себя ответственность за разрушенные браки, однако, когда речь заходит о детях, во всем обвиняются родители как не справившиеся с «великой» задачей – воспитанием счастливых, законопослушных граждан этого самого общества.

На фоне всеобщих разводов заповедь «Не прелюбодействуй» теперь кажется такой незначительной, что она стала некой лазейкой для оправдания неудавшегося брака. Псевдопсихологами пишутся серьезные книги, в которых научно пытаются доказать, что «в силу многих физиологических особенностей мужчины и женщины» невозможно прожить всю жизнь с одним человеком, и потому прелюбодеяние как некая неотвратимость может помочь мужу и жене возродить угасающие брачные отношения. Всерьез предлагается измена как способ вернуть своего мужа или жену в лоно семьи. Их рекомендации «Если муж или жена вам изменяют, заведите себе любовника или любовницу» мало кого делают счастливыми и вряд ли помогут возродить чувство первой любви у супругов.

А для одиноких акт прелюбодеяния – «отбить» у кого-то чужую жену, мужа или просто друга или подружку – стал чуть ли не делом чести. Заповедь о прелюбодеянии, переплетающаяся с заповедью «Не желай дома ближнего твоего, ни жены…», запрещает завидовать счастью другого человека, однако именно ее превратные объяснения толкают многих на предательство самых близких им людей. На эту тему написано много книг и снято много трагических и смешных фильмов. Интерес к этой теме понятен: вопрос верности и предательства всегда был и есть в центре интимных отношений мужчины и женщины.

Прелюбодеяние во все века в сознании людей ассоциировалось с запретной любовью. Теперь оно становится предметом романтических историй, где слово «запретная» постепенно исчезает и остается просто «любовь». Нет большей хулы на имя Господне, чем когда прелюбодеяние объявляется любовью с большой буквы. Бог, Который есть Любовь, несколько тысяч лет назад заповедал «Не прелюбодействуй» и Своей заповеди не отменил и не отменит. Если Он заповедал мужчине «не ложится с мужчиной, как с женщиной, ибо это мерзость» в Его глазах, то так оно и будет. И никакие оправдания этой «нетрадиционной» любви не заставят Бога изменить Свое мнение.

Сегодня в освободившемся от христианской морали Западе не только признаются так называемые гражданские браки гомосексуалистов и лесбиянок, но им даже позволено венчаться в церкви и брать детей на воспитание. Суррогатные браки, порождающие лже-семьи, попросту глумятся над Божией заповедью о таинстве брака и чадородия. Ментальность Содома и Гоморры не нова, последствия же их образа жизни все еще можно найти на дне Мертвого моря. Всякий, отказавшийся от мудрости Божиего слова, обязательно придет к кризису в своей жизни, то есть подвергнется суду.

Важность восьмой заповеди Божией актуальна во всем мире, и особенно это относится к нашей стране. Многие из нас жили во времена Советской власти, где вместо заповеди «Не кради» почиталась другая заповедь. Если кто не крал, то считалось, что у него что-то с головой не в порядке. Хотя вроде официально все было наказуемо, но условия в стране были такие, что мало кто мог позволить себе не воровать. Много ли мы знали людей в своей жизни, которые никогда не брали ничего чужого, которые не выносили что-то через проходную завода, которые не обвешивали в магазинах, которые не приписывали и не дописывали себе чего-то лишнего? Вряд ли кто-то, кто подворовывал, задумывался о том, что «мерзость пред Господом – неодинаковые гири, и неверные весы – не добро» (Притч. 20: 23).

Вспоминается история одной уверовавшей женщины, которая к шестидесяти годам наконец поняла, что брать чужое, хотя бы оно было и государственное, нехорошо. Она с великим раскаянием рассказывала о том, как директор фабрики, где она работала главбухом, как-то не выдержал и со слезами на глазах закричал на нее: «Все носишь и носишь с работы сумками, ты хоть трубу фабричную оставь!». Восьмая заповедь Божия «Не кради» через муки, слезы и слова начальствующего хоть через десяток лет, но возымела действие в сердце неукротимой нарушительницы Божественного закона.

Все 80 лет в стране люди тащили, что только и где только плохо лежало, как говорят украинцы, «до сэбэ». А взятки? Маленькие начальники брали мало, большие начальники брали много, но взятки брали практически все. Тут не спасала никакая коммунистическая мораль. Разве не знали эти люди в глубине свого сердца, что подкуп за деньги извращает истину и принуждает человека поступаться своей совестью?

Неудивительно, что через 80 лет вся система начала рушиться. Благодарение Богу, что это была крепкая страна, чтобы устоять несколько десятков лет. Но распространялись ли заповеди Божии на Советский Союз, который публично отрекся от Бога и стал на путь богоборчества? Что послужило причиной падения советского режима, и кто его разрушил? Было ли это заслугой одного или нескольких правителей? Нет. Ясно, что свалить такую мощную страну, оснащенную самым мощным ядерным оружием, практически без единого выстрела не под силу человеку. И что же? Перестали ли воровать в России после падения Советского Союза? Кто будет сейчас оплакивать фабричную трубу, когда воруют и продают целые заводы, фабрики, памятники архитектуры, земли, когда федеральные деньги, отпущенные на оказание помощи населению, исчезают в неизвестном направлении? И все, как говорится в народе, как с гуся вода.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Вопрос лжи и клеветы – вопрос давнишний, и начался он не сегодня и не вчера, а в Эдемском саду и своего апогея достиг в вопросе римского прокуратора Понтия Пилата: «Что есть истина?». С тех пор суды человеческие и Божии суды, поставленные для того, чтобы провести черту между правдой и ложью, честностью и клеветой, настолько же удалены друг от друга, как небо и земля. Чтобы понять, чем заканчивались суды человеческие в бывшем Советском Союзе, достаточно почитать книгу Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Сейчас, в эпоху интернета, века усиливающегося потока всевозможных знаний, в мировом шуме и грохоте средств массовой информации голос подлинной веры с трудом можно отличить от громких голосов лжеучений и всякого рода поверий. Однако это именно тот голос, который жаждут услышать многие люди. В Писании псалмопевец, предвидя такие времена, вопрошает: «Когда разрушены основания, что сделает праведник?» (Пс. 10: 3). Продолжает жить праведно. Это то, на что должен решиться каждый честный человек. А для этого много не надо: знать и следовать Божиим заповедям любви. Тот, кто разрушает основание своей веры, рано или поздно придет к разрушениям в своей жизни, либо в жизни своих детей, либо в жизни внуков или правнуков. Мы познаем это на собственном опыте.

Сегодня говорят, что детей не надо учить закону Божиему, потому что он вселяет в них страх: мол, вырастут – сами разберутся что к чему. Не разберутся. В вере надо наставлять. Примером этому был Сам Господь. А кто мы такие, чтобы спорить с Самим Господом Богом?

Для чего Господь дал людям десять заповедей и закон? Не потому ли, что любит нас и желает нам бесконечного добра? Те, кто в это не верит, спорит или игнорирует Божии законы любви, живет по своим человеческим заповедям и законам. Что из этого получается, каждый более или менее честный человек может рассказать на примерах собственной жизни.

Вот результаты исследования, проведенного в США компаниями «Harris Interactive» и «Opinion Dynamics». Факты говорят сами за себя: 42% американцев считают, что Бог – мужчина, 48% полагают, что у него есть тело, из них 9% убеждены, что тело Бога точно такое же, как и у человека. Половина опрошенных считают, что Создатель внимательно следит за делами земными, но не вмешивается в них, а 29% верят, что Бог управляет всем на земле с помощью Своей небесной канцелярии. 92% американцев считают себя верующими, 85% верят в рай и ад, 78% – в ангелов, 24% – в ведьм, а 82% верят в чудеса. Оказывается, ни развитие науки и техники, ни великие достижения искусства и философии никак не влияют на представления человека о том, что мы называем «духовностью». Расширяя свои знания о мире, люди по-прежнему могут лишь гадать о том, что скрыто от них в высшей духовной реальности. Как писал Эйнштейн, «квантовая механика говорит о многом, но не приближает нас к разгадке тайны Творца».

Но все ли из этих опрошенных знают и исполняют Божии заповеди?

Сейчас многие в России, как в притче о блудном сыне, поворачиваются к Богу. Люди устали жить по человеческим законам, однако они мало что знают о Божиих. В Священном Писании говорится: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6); учи «сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая (Втор. 6: 7). Оно призывает отца учить и наставлять своих детей в Божиих истинах. Родителям свойственно учить детей тому, во что они верят. Могут ли сейчас современные родители сказать, что они каждый день наставляют детей в Божиих истинах?

Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), поведенного в 2003 году, треть россиян (33%) не может вспомнить или не знает ни одной из десяти заповедей Божиих. При этом количество православных верующих составляет четвертую часть (27%) населения, а среди неверующих и колеблющихся свыше половины (57–61%) считает себя православными. Что же касается десяти заповедей, россиянам наиболее известны заповеди «Не убий» (56% опрошенных) и «Не укради» (52%), а также «Не прелюбодействуй» (25%). Реже вспоминаются заповеди «Почитай родителей» (13%), «Не лги» («Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего») (10%), «Не сотвори себе кумира» (8%) и «Не желай дома ближнего твоего» (7%). Наименее известны заповеди «Я, Господь, Бог твой, Бог един» («Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим») (2%), «Не произноси имя Господа твоего всуе» (3%), «Помни день субботний, чтобы святить его» (2%). Интересен факт, что женщины осведомлены о заповедях Божиих лучше, чем мужчины. Не смогли назвать ни одной заповеди 40% мужчин и 28% женщин, а из числа опрошенных людей среднего и пожилого возраста процент осведомленности намного выше, чем у молодежи. Люди в возрасте от 18 до 24 лет не смогли вспомнить ни одной заповеди (34%).

Заповедь «Почитай родителей» опрошенные в возрасте 60 лет и старше (19%) помнят лучше, чем опрошенные 30–40 лет (12%). Чем выше уровень образования опрошенных, тем больше заповедей они знают. Не знают заповеди 27% людей с высшим или незаконченным высшим образованием и 43% – с образованием ниже среднего.

Налицо дефицит духовного образования современного российского общества. Что делать? Просвещать людей и учить их духовным истинам.

Несколько лет назад в одной из телевизионных программ «Сделай шаг» собравшиеся разговаривали о Боге, о жизни, о вере. Мнения разделились, многие из присутствующих, по их словам – не верующих в Бога, тем не менее свидетельствовали о Божией помощи в их жизни. После долгих дебатов сошлись на том, что без помощи свыше человеку жить очень нелегко. Ведущий программы, который причислял себя к числу неверующих, подытожил эту встречу следующими словами: «Верующим все-таки живется гораздо легче на земле: им помогает Бог; а нам, неверующим, приходится делать все самим». Получается, что истину перекроить на свой лад нельзя, а уж тем более Божии заповеди. Ведь Господь Своей славы не отдает никому.

pravoslavie.ru

Главные и всеобщие заповеди Закона Божиего — следующие десять, которые Господь Бог передал пророку Моисею на двух скрижалях (каменных досках): 1. Я — Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня. 2. Не делай себе идола, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что на водах под землёю: не поклоняйся им и не служи им. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день покоя и проводи его свято; шесть дней работай и заверши дела твои, седьмой же день, покоя, — Господу Богу твоему. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. 10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего (Исх. 20:1-17). Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же закон, который, по словам ап. Павла, написан в сердцах у всех людей, чтобы все поступали по нему. Господь Иисус Христос наставлял для приобретения вечной жизни хранить заповеди, учил понимать и исполнять их более совершенно, чем до Него их понимали. Разделение заповедей на две скрижали означает то, что в них заключаются два вида любви, т.е. любовь к Богу и любовь к ближнему, и поэтому предписываются два рода обязанностей. На вопрос: Какая наибольшая заповедь в законе? — Господом Иисусом Христом дан ответ: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим”: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя.” На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:36-40). Все люди являются нашими ближними. Потому что все — создания единого Бога и произошли от одного человека. Но родственные по вере особенно близки нам, как чада единого Отца небесного по вере в Господа Иисуса Христа. Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф 5:29). Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно больше всего и для Него Самого. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, — говорит Иисус Христос,— не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37). Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему. Обязанности по отношению к Богу изложены в первых четырех заповедях. В первой заповеди предписывается познавать и чтить истинного Бога. Во второй — избегать ложного богопочитания. В третьей — не нарушать богопочитания даже словом. В четвертой — соблюдать порядок во времени и в делах богопочитания. Обязанности к ближним изложены в последних шести заповедях. В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно близких наших, начиная с родителей. В шестой заповеди — не вредить жизни ближних. В седьмой — не вредить чистоте их нравов. В восьмой — не вредить их собственности. В девятой — не вредить им словом. В десятой — даже не желать вредить им. Что касается обязанностей к самим себе, то они заключаются в заповедях о ближних, потому что ближнего любить следует так же, как самого себя. О первой заповеди Словами «Я — Господь Бог твой» Бог как бы указывает на Себя Самого человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа Бога. Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: учиться богопознанию как важнейшему из всех знаний; прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома; читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых, Св. Писание, во-вторых, писания св. отцов. Словами «Не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня» предписывается обращаться и стремиться к единому истинному Богу, или, что то же, благоговейно почитать Его. К внутреннему богопочитанию относятся следующие обязанности: верить в Бога; ходить перед Богом, т.е. помнить о Боге и всегда поступать осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и сокровеннейшие наши мысли; бояться Бога, или благоговеть перед Ним, т.е. считать гнев Отца небесного величайшим для себя несчастьем, и потому стараться не прогневлять Его; надеяться на Бога; любить Бога; повиноваться Богу, т.е. непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он делает с нами не то, чего бы мы желали; поклоняться Богу как существу высочайшему; прославлять Бога как всесовершенного; благодарить Бога как Творца, промыслителя и Спасителя; призывать Бога как всеблагого и всемогущего помощника во всяком добром начинании. К внешнему богопочитанию относятся следующие обязанности: исповедовать Бога, т.е. признавать, что Он — наш Бог, и не отрекаться от Него, даже если за Его исповедание предстояло бы пострадать и умереть; участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учреждённом Православной Церковью. Грехи против первой заповеди следующие: 1. Безбожие, когда люди, справедливо называемые псалмопевцем безумными, желая избавиться от страха суда Божия, говорят в сердце своем: нет Бога (Пс 13:1). 2. Многобожие, когда вместо единого истинного Бога признают многие мнимые божества. 3. Неверие, когда, признавая, что Бог есть, не верят Его провидению и откровению. 4. Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной истине. 5. Раскол, т.е. своевольное уклонение от единства богопочитания и от Православной Церкви Божией. 6. Богоотступление, когда отрекаются от истинной веры от страха или для выгоды. 7. Отчаяние, когда совсем не надеются получить от Бога благодать и спасение. 8. Волшебство, когда, оставляя веру в силу Божию, верят тайным и большей частью злым силам тварей, и особенно злых духов, и стараются ими действовать. 9. Суеверие, когда верят, что какая-нибудь обычная вещь имеет Божественную силу, и на неё вместо Бога надеются или её боятся (так, например, верят старой книге и думают, что только по ней, а не по новой, можно спастись, хотя новая содержит то же учение и то же богослужение). 10. Лень по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению. 11. Любовь к чему-либо больше, чем к Богу. 12. Человекоугодие, когда угождают людям в ущерб угождению Богу. 13. Человеконадеяние, когда кто-либо надеется на способность и силы свои или других людей, а не на милость и помощь Божию. Человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога истинного. В св. Писании так говорится о человекоугодии: Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал 1.10). Св. Писание говорит о человеконадеянии: Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа (Иер 17.5). Чтобы исполнить свои обязанности перед Богом, нужно отречься от самого себя. Кто хочет идти за Мною, — говорит Господь Иисус Христос,— отвергнись себя (Мк 8.34). По объяснению св. Василия Великого: «От себя отречётся тот, кто в себе победит истлевающего в обольстительных похотях ветхого человека и преодолеет все мирские пристрастия, препятствующие благочестию. Полное же отречение от себя состоит в том, чтобы и к самой жизни быть беспристрастным и думать, на себя не надеясь, о смерти» (Пространные нравственные ответы, 8). Заповеди, предписывающей благоговейно почитать единого Бога, соответствует также правильное почитание Ангелов и святых, поскольку мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и через них просим помощи у Бога. О второй заповеди Во второй заповеди говорится о идоле. В заповеди объяснено, что идол есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в воде живущей, которой поклоняются и служат вместо Бога. Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым божествам или как изображениям ложных богов. Иметь какие бы то ни было священные изображения вовсе не запрещается. Это ясно видно из того, что пророк Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая идолов, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или передвижном храме еврейском, золотые священные изображения херувимов, и притом во внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу (Исх.25-26). Этот пример поясняет правильность употребления в Православной Церкви святых икон. Слово икона в переводе с греческого значит образ, или изображение. В Православной Церкви так называются священные изображения Бога, явившегося во плоти, Господа Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его. Глядя на иконы, следует умом видеть Бога и святых, на них изображённых. Грех против второй заповеди называется идолопоклонством. Кроме грубого идолопоклонства, есть более тонкие грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: корыстолюбие, или любостяжание (стремление к материальным благам); чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство; гордость, к которой относится также тщеславие. Корыстолюбие относится к идолопоклонству. Апостол Павел говорит, что любостяжание… есть идолослужение (Кол 3:5). Потому что корыстолюбивый человек больше служит богатству, чем Богу. Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым учит нелюбостяжанию и щедрости. Чревоугодие относится к идолопоклонству, потому что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие; поэтому, говорит апостол, их бог — чрево (Флп 3:19), или, иначе сказать, чрево есть их идол. Вторая заповедь, запрещая чревоугодие, учит воздержанию и посту. Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него есть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие чтили этого идола. Гордость и тщеславие наглядным образом проявились в Вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел всем поклоняться ему (см. Дан, гл. 3). Порок, близкий к идолопоклонству, — лицемерие, когда кто-либо внешние дела благочестия, например, пост и строгое соблюдение обрядов использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем исправлении своего сердца (Мф 6:5-7). Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым учит смирению и деланию добра втайне. О третьей заповеди Имя Божие произносится напрасно, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более, когда произносится лживо или с нарушением благоговения. Третьей заповедью запрещаются следующие грехи: богохульство, или дерзкие слова против Бога; ропот на Бога, или жалобы на Его провидение; кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; невнимательность к молитве; ложная клятва, когда клятвенно утверждают то, чего нет; клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; нарушение обетов, данных Богу; божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах. В св. Писании есть особое запрещение божбы в разговорах. Спаситель говорит: Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: “да, да,” “нет, нет”; а что сверх этого, то от лукавого (Мф 5:34,37). Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву (Евр 6:16-17). Из этого следует заключить, что если сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей. О четвертой заповеди Седьмой, а не другой день недели полагается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения. Суббота, как календарный день недели, в Церкви христианской как большой праздник не празднуется. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста. В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный. День воскресный празднуется со времени воскресения Христа. В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т.е. христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (Деян 20:7). У апостола Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный (Откр 1:10). Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, например, праздник Пасхи, день очищения; так и в христианской Церкви следует соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых установленные праздники и посты. Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела. В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и научения в Слове Божием; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви. Такие дела можно делать и в рабочие дни — и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны освящать такими делами. Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в будни не работает, а занимается бездельем и пустым времяпрепровождением. О пятой заповеди Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: почтительно обходиться с ними; повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие закону Божию и гражданскому. Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх 21:16). Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. Быт, гл. 27). Благословение отца утверждает домы детей (Сир 3:9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном. В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех. В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей. Вместо родителей для нас являются: Отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели; начальствующие в разных отношениях. Св. Писание так говорит о почтении к Государю (к государственной власти): Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению (Рим 13:1-2). Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим 13:5). Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся (Притч 24:21). Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф 22:21). Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет 2:17). Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин 15:13). Св. Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно (Евр 13:17). В св. Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер (1 Тим 5:1-2). Пред лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего (Лев 19:32). Удостовериться, что и благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк 2:51). Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т.е. учителя и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т.е. начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, т.е. судьи; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е. начальники военные. В св. Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим 13:7). Св. Писание так говорит о подчинённости служителей и рабов господам: Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души (Еф 6:5-6). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет 2:8). Св. Писание предписывает обязанности к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф 6:4). Св. Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет 5:2-3). Св. Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих говорит так: Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах (Кол 4:1). Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян 4:19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало. Добродетель, которую требует пятая заповедь, называется послушанием. О шестой заповеди Шестой заповедью запрещается убийство, или лишение жизни ближнего каким бы то ни было образом. Не всякое лишение жизни есть законопреступление. Не является беззаконным убийством: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество. Невольный убийца, если им не были использованы необходимые предосторожности для предотвращения нечаянного убийства, не может считаться невиновным. В любом случае ему необходимо очистить совесть, по установлению Церкви. Кроме непосредственного законопреступного убийства каким бы то ни было орудием, к этому же преступлению могут быть отнесены следующие, а также подобные им, случаи: когда судья осуждает подсудимого, невиновность которого ему известна; когда кто-либо укрывает или освобождает убийцу и тем самым даёт ему возможность для совершения новых убийств; когда кто-либо мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет, как, например, если богатый допускает бедного умереть от голода; когда кто-либо превышающими силы тяготами и жестокими наказаниями изнуряет подчинённых и тем ускоряет их смерть; когда кто-либо невоздержанием или другими пороками сокращает собственную жизнь. К намеренному убийству относятся также аборты и советы другим сделать аборт. Самоубийство есть самое законопреступное из убийств. Если противоречит природе убить другого, подобного нам человека, то ещё более противоречит природе убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам как собственность, но Богу, Который её дал. Кроме телесного убийства, есть убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или вовлекает в беззакония и тем самым подвергает душу его духовной смерти. Спаситель говорит: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф 18:6). Есть тонкие виды убийства. К этому греху в некоторой степени относятся все дела и слова, направленные против любви и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, и, наконец, внутренняя ненависть против него, даже если она и не обнаруживается. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3:15). Когда запрещается наносить вред жизни ближнего, то тем самым повелевается, насколько возможно, оберегать его жизнь и благосостояние. В этой связи мы должны делать следующее: помогать бедным; служить больным; утешать печальных; облегчать положение несчастных; со всеми обходиться кротко, с любовью и назидательно; примиряться с гневающимися; прощать обиды и делать добрые дела врагам. О седьмой заповеди Седьмой заповедью запрещается любодеяние. Апостол Павел советует и не говорить христианам об этих мерзостях (см. Еф 5:3). Только по необходимости, для предохранения от этих грехов, нужно поименовать некоторые из них: блуд, или плотская любовь между людьми, не находящимися в супружестве; прелюбодейство, когда находящиеся в супружестве обращают супружескую любовь к посторонним; кровосмешение, когда союзом, подобным супружескому, соединяются близкие родственники. Спаситель так учит судить о любодействе: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28). Чтобы не впасть в тонкое, внутреннее прелюбодейство, следует избегать всего, что может возбудить в сердце скверные желания: сладострастных песен, танцев, сквернословия, легкомысленных игр и шуток, пьянства, бесстыдных зрелищ, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь. Следует, по Евангелию, вовсе не смотреть на то, что соблазняет. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф 5:29). Вырвать соблазняющий глаз — это значит, что надо вырвать его не рукой, а волей. Кто не смотрит на то, что соблазняет, тот уже вырвал у себя соблазняющий глаз. Когда запрещается грех любодейства, то предписываются следующие добродетели: супружеская любовь и верность, а для тех, кто может вместить, совершенная чистота и целомудрие. Св. Писание так говорит об обязанностях мужа и жены: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5:25). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела (Еф 5:22-23). Для того, чтобы избегать блуда и жить целомудренно, св. Писание повелевает тела наши хранить в чистоте (как духовной, так и телесной), потому что они суть члены Христовы и храмы Святаго Духа. Блудник грешит против собственного тела, т.е. растлевает его, заражает болезнями и повреждает даже душевные способности – воображение и память (см. 1 Кор 6:15,18-19). О восьмой заповеди Восьмой заповедью вообще запрещается кража, или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью. Главнейшие из них: грабительство, или отнятие чужой вещи явно, насилием; воровство, или похищение чужой вещи тайно; обман, или присвоение чего-либо чужого хитростью, когда, например, дают фальшивые деньги вместо настоящих, плохой товар вместо хорошего, посредством ложного веса или меры недодают проданного, скрывают своё имущество, чтобы не платить долги, не исполняют обещанного по договору или по завещанию; когда укрывают вора и этим лишают воздаяния потерпевшего; святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; духовное святотатство, когда одни дают, а другие принимают священные должности не по достоинству, а из-за корысти; взяточничество, когда берут вознаграждение с подчинённых или подсудимых и по соображениям корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют невинных; тунеядство, когда не исполняя работу получают за неё плату и, таким образом, крадут и плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу и работодателю; также, когда имеющие силы приобретать пропитание трудом, вместо этого живут подаянием; вымогательство, когда под видом законности, но на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, присваивают себе чужую собственность или чужой труд, или даже используют для своей выгоды самые бедствия ближних; например, когда дающие взаймы, обременяют должников ростом займа, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене. Когда запрещаются эти грехи, то предписываются следующие добродетели: бескорыстие; верность; правосудие; милосердие к бедным. Немилосердный к бедным грешит против восьмой заповеди, если у него есть, чем помогать им. Все, что мы имеем, принадлежит Богу, и избыток дается нам по провидению Божию для помощи бедным; а потому, если не уделяем им от нашего избытка, то этим похищаем или скрываем их собственность и дар Божий. Добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное нестяжание, или добровольный отказ от всякой собственности. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (Мф 19:21). О девятой заповеди Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего (ложное свидетельство судебное, когда на кого-либо в суде ложно доносят, жалуются, или о чём-либо лжесвидетельствуют; ложное свидетельство помимо суда, когда на кого-либо клевещут заочно, или кого-то в лицо порицают несправедливо), а также всякая ложь. Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг друга (Еф 4:25). Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет 3:10). Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак 1:26). О десятой заповеди Десятой заповедью запрещаются желания и связанные с ними помышления, противоречащие любви к ближнему. Запрещаются не только злые дела, но и недобрые желания и помышления, во-первых, потому что, когда в душе есть недобрые желания и помышления, то душа уже становится нечистой перед Богом и недостойна Его, как говорит Соломон: Мерзость пред Господом — помышления злых (Притч 15:26). И поэтому нужно очищать себя и от этих внутренних нечистот, как учит апостол: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор 7:1). Во-вторых, потому что для предотвращения злых дел нужно подавлять в себе греховные желания и помышления, из которых, как из семян, произрастают злые дела, как сказано: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15:19). Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же, зачавши, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть (Иак 1:14-15). Когда запрещается желать чего бы то ни было, принадлежащего ближнему, то запрещается зависть. Словами: Не желай себе жены ближнего твоего — запрещаются мысли и желания сладострастные, или внутреннее прелюбодеяние. Словами: Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть ближнего твоего — запрещаются корыстолюбивые и властолюбивые мысли и желания. Соответственно этим запрещениям десятая заповедь накладывает на нас следующие обязанности: хранить чистоту сердца; довольствоваться тем, что Бог нам посылает.

Для очищения сердца особенно необходимо частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа.

Назад к списку

espana.ortox.ru

10 Божьих заповедей в Православии

Каждый православный человек знает, что десять заповедей — это краткие указания Бога, написанные для людей, с целью донести до них основы правильного образа жизни. Только следуя этим нормам, человек может достигнуть гармонии в душе своей, окружающем обществе и со Всевышним.

Заповеди сформулированы коротко, но каждое слово их несет глубинный смысл. Заповедь — это минимальное требование, которое установлено Богом для людей. Всевышний дает человечеству достаточно большой простор для решения различных житейских вопросов, но когда  человек преступает через ту или иную заповедь он не только отворачивается от Бога, но и нарушает основы жизни в обществе.

Первая

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Так звучит первая заповедь. Она устанавливает единство Бога. И только Его  необходимо почитать. Человеку недопустимо создавать иных богов.

Силы камня, воздуха, любого творения его — всем этим обладает Всевышний. Все живое и неживое заряжаются силой именно от Него. Человеческая мудрость получена от Бога, так как Он и есть ее источник. Помимо этого, Всевышний излучает доброту. Он долготерпелив, милостив, понимает и прощает свое творение. В Боге заключается все, что необходимо для жизни и только он дарует жизнь всему живому.

Он един и призывает людей не забывать об этом. У человека не должно быть других Богов, которые подразумевают под собой не только идолы или тельцы, но и различного рода привязанности, например, к работе, увлечениям, вещам. Как вол не способен трудиться на двух полях одновременно, так и сердце человека не может быть отдано двум Богам. В нем должен находится только Всевышний и ничего более. И именно ему необходимо поклоняться и усердно следовать велениям единственного Бога.

Вторая

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Эта заповедь устанавливает запрет на почитание кумиров. Господь остерегает людей от поклонения продажному миру. Человек должен понимать, что почитать необходимо Творца, а не творение его. Вся похвала принадлежит Всевышнему и Ему должны быть адресованы поклонения. Тем не менее этот запрет не распространяется на иконы, бумагу или холсты с изображением святых ликов. Почитая их, человек воздает честь изображенным на них святым.

Третья

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Третья заповедь накладывает запрет на бездумное произношение имени Божьего. Даже ангелы и силы небесные произносят это имя с благоговением, а человеку тем более необходимо употреблять его только в моменты искреннего обращения к Создателю и делать это с осторожностью. Если обратиться к церковной истории, то можно заметить множество примеров, когда из-за суетного употребления имени Господа, были наказаны нечестивые христиане. Но Всевышний милостив и после покаяния он дал им шанс на исправление.

Четвертая

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Бог дает человеку шесть дней для повседневных дел, но седьмой христианин обязан посвятить Всевышнему. Данное наставление аналогично созданию Богом мира. Всем известно, что Создатель трудился шесть дней, а последний день в неделе он наслаждался делами своими.  Господь благословил труд.

И эта заповедь настраивает людей на верное построение своего еженедельного режима работа-отдых. Седьмой день недели человек должен отдыхать и делать это стоит с Создателем (в молитвах, размышлениях, разговорах, чтении).

Пятая

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Данные слова устанавливают норму, по которой необходимо с почтением и уважением относиться к своим родителям. Еще в книге Премудрости Соломона было сказано, что люди, чтущие мать и отца своих, проживут долгую жизнь. Несомненно, родители достойны уважения. Они воспитывали, носили на руках младенца, вселяли в него годами правильные убеждения и взгляды на этот мир, созданный Творцом.

Шестая

Не убивай.

Бог дарует человеку жизнь и никто не должен лишать другого этого богатства. Когда близкие поднимают друг на друга руки и пытаются таким способом решить проблему, то тем самым они посягают на это самое богатство. Люди только временно являются носителями жизни и они не способны добавить себе ни дня. Они должны прожить столько, сколько уготовлено для них Всевышним.

Седьмая

Не прелюбодействуй.

Господь этими словами установил запрет на незаконную связь с женщиной / мужчиной. Если человек пренебрегает данным правилом, то постепенно его телесные и духовные силы разрушаются. Даже в мире животных есть определенное время для вступления в близкие отношения, которое было установлено Богом, и они подчиняются этому указанию. Люди же часто неразборчивы в своих связях, что является большим грехом. При нарушении данной заповеди человек постепенно теряет защиту и начинает болеть. С самыми страшными заболеваниями придется столкнуться такому человеку. Народ Содома был подвержен такому греху и понес за это наказание от Всевышнего.

Восьмая

Не укради.

Кражи запрещены Творцом. Они несут зло и убыток ближним. В одной этой заповеди заключено два смысла. Первое, люди не имеет права совершать кражу. Во-вторых, получение выгоды посредством украденного недопустимо. После совершения такого низкого поступка кара Божья не заставит себя ждать. Она коснется каждого члена семейства рода, так как воровство нарушает мир и счастье близких людей.

Девятая

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Эти слова устанавливают запрет на клевету. Человек обязан всегда сохранять честность не только по отношению к другим, но и к себе. Люди, которые регулярно обманывают сами себя постепенно начинают верить в свою же ложь. Неправда, сказанная о другом человеке рано или поздно раскроется и Господь является свидетелем правды. Лжец будет обличен перед всеми людьми. Если все-таки ложь осталась не раскрытой в течение жизни, то на Страшном Суде человеку все равно не удастся скрыть правду. И он понесет наказание за нарушение девятой заповеди.

Десятая

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Человек не должен желать чужого. Уже на этапе пожелания происходит нарушения данной заповеди, а значит грех. Людям стоит выполнять все наставления Творца и при этом не желать чужого (материальные вещи, люди, нематериальные). Зависть не делает человека более целеустремленным, а, напротив, разрушает его внутренний мир, наполняет негативом.

Все эти заповеди очень важны для людей. Именно на них должно основываться общество.

История возникновения заповедей

Если углубиться в историю и попытаться найти истоки появления десяти заповедей, то такой поиск приведет к книге Исход. В ней повествуется о том, что пророк Моисей осуществил передачу данных заповедей народу Европы. А сам он получил эти указания непосредственно от Бога.

После осуществления выхода народа из Египта, хождений по пустыне, Всевышней дает указание Моисею явиться на гору Синай. Там Моисей получает две пластины из камня (скрижали). На них и располагались заповеди. На одной пластине были указания, связанные с отношением человека к Богу, другая была посвящена людскому обществу.

Такое разделение на две группы говорит о наличии двух родах любви и выполнять люди должны два вида обязанностей. Другое их название -  Декалог (с иврите «десять речений»).

По прошествии некоторого времени апостолы многое упразднили, но десять заповедей так и остались значимыми в жизни православных людей. С тех давних времен и по сегодняшний день они остаются актуальны в обществе. Это не удивительно, ведь каждая из них доносит до человека истину, на которых строится отношения людей. Заповеди несут в массы нравственные правила, нормы и определяют моральное поведение в целом. Именно поэтому они были переданы Всевышнем человечеству не посредством бумаги, которая является тленным веществом, а на каменистом материале. Это доказывает важность десяти заповедей в мире людей.

Если окунуться еще больше в историю и обратиться к древнему миру, то можно найти сходство законов людей того времени с указаниями, которые получил от Бога Моисей. Существует только один вариант объяснения этому явления. Такое совпадение доказывает единство нравственного закона для общества. Он находится в сердцах людей по велению Всевышнего. Если до грехопадения повеления Бога выполнялись по гласу совести, то после людского греха необходимым стало введение правил.

zavetmir.ru

10 Заповедей Божиих

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17) […]

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17)

1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

5.  Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Это значит:

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Это означает:

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Это значит:

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Это значит:

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Это значит:

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

А это значит:

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

А это значит:

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

А это значит:

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Источник:

святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

“Православие и мир”

Вы можете поаплодировать автору0

pravoslavie.fm


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031