Буддизм кратко и интересно


Буддизм для детей: кратко и понятно. Интересное о буддизме для детей

Буддизм — одна из мировых религий. Основой для зарождения буддизма как мировой религии стало Учение Будды, которое принёс в наш мир Будда Шакьямуни ещё две с половиной тысячи лет назад. Родившись царевичем в семье влиятельного правителя, принц Сиддхартха треть жизни прожил во дворце своего отца, но затем покинул его, стал отшельником и долгие годы посвятил практике медитации, чтобы постичь Истину. Что же заставило принца покинуть роскошный дворец своего отца, беззаботную жизнь и даже отказаться от права наследования трона? Каких успехов на своём пути достиг принц Сиддхартха и в чём принципиальное отличие его Учения от других философских и религиозных концепций?

Возникновение буддизма: кратко для детей

Две с половиной тысячи лет назад где-то в районе современной северной Индии в семье царя Шуддходаны родился мальчик, которого назвали Сиддхартхой. Когда у царя родился наследник, которого он ждал много лет, во дворец пригласили мудреца Аситу, чтобы тот предсказал судьбу новорожденного. Когда же мудрец Асита увидел мальчика, он заплакал. Отец принца встревожился и спросил у мудреца, почему он плачет. На что тот ответил, что сыну царя суждено стать Буддой — «пробудившимся ото сна», — познать Истину и поделиться этой Истиной со всеми. Отец принца не хотел мириться с тем, что наследник трона станет отшельником, и решил окружить сына богатством, роскошью и блаженством, чтобы тот никогда не познал страданий и нужды и, как следствие, чтобы у него даже не возникло мысли о том, что нужно искать какие-то методы избавиться от страданий.

Сказано — сделано. Царь Шуддходана велел выслать из города Капилавасту, в котором размещался его дворец, всех старых, больных, немощных и нищих людей. Царь с детства окружил сына только красивыми, молодыми и жизнерадостными людьми. По ночам слуги даже срезали в царском саду увядшие цветы, чтобы принц Сиддхартха был в полной иллюзии абсолютного совершенства мира. И именно так Сиддхартха жил 29 лет своей жизни, пребывая в полной иллюзии, что все люди счастливы, никто не страдает и у всех всё хорошо. Но затем с принцем произошла история, которая навсегда перевернула его жизнь.

Однажды принц решил отправиться на прогулку за границы своего дворца. Отец строжайше запрещал сыну выходить за пределы дворца, однако тот хотел посмотреть, как живёт его народ. Во время этой прогулки принц Сиддхартха встретил сначала старика, затем человека, который лежал посреди улицы и бился в лихорадке, а потом — похоронную процессию.

Так принц узнал о том, что люди не могут быть вечно молодыми, что существуют старость, болезнь, смерть и другие страдания. Молодой принц был шокирован таким открытием, ведь 29 лет своей жизни его окружали только молодые, красивые и счастливые люди, он купался в роскоши и блаженстве и думал, что все люди так живут и никто в этом мире не страдает.

Эти три встречи перевернули сознание принца, и он понял, что мир полон страданий и, самое главное, старости, болезни и смерти не избегнет никто в его государстве, в том числе его любимая семья и он сам. Однако впереди принца ждала ещё одна судьбоносная встреча — четвёртая. Уже возвращаясь во дворец, принц встретил отшельника, который ходил в простой накидке, просил подаяния, а всю жизнь посвятил медитациям и поиску истины. Принц был настолько поражён умиротворённостью и спокойствием отшельника, а также его простым отношением к жизни, что впоследствии решил тоже достичь такого состояния. Вернувшись во дворец, Сиддхартха долго обдумывал увиденное и принял решение покинуть отцовский дворец, чтобы найти способ избавиться от страданий и, самое главное, потом рассказать об этом способе всем людям. Ночью принц в сопровождении своего слуги покинул отцовский дворец. Доехав до границы царства своего отца, он попрощался со слугой, облачился в одежду отшельника и отправился на поиски истины.

Долгие семь лет Сиддхартха посвятил этим поискам — он обучался у различных учителей йоге и медитации. Сиддхартха сознательно подвергал себя различным лишениям и ограничениям: спал под открытым небом, ограничивал себя в пище. Он настолько истощил своё тело, что чуть не умер от голода, но добрая девушка Суджата, обнаружив его без сознания, накормила Сиддхартху рисом. Тогда он понял, что излишнее самоистязание не ведёт ни к чему хорошему, и сел под деревом, принял намерение погрузиться в медитацию и не выходить из неё до тех пор, пока не постигнет истину. 49 дней и ночей Сиддхартха провёл в медитации. Чтобы этому помешать, к нему приходил демон Мара, присылал своих дочерей и пытался напугать Сиддхартху своим войском из демонических существ. Но Сиддхартха выдержал все испытания и на 35 году жизни, ровно в ночь своего рождения, достиг пробуждения и стал именоваться Буддой, то есть «пробудившимся».

Познав Истину, Будда, как и планировал, начал делиться ею с людьми. Первыми, кому он прочитал проповедь, были его товарищи, с которыми он медитировал ранее. Это были пять отшельников, которым он и прочитал свою первую проповедь. Именно эта проповедь и стала основой Учения Будды. Какую же истину Будда поведал своим товарищам?

Будда рассказал своим друзьям-отшельникам о том, что познал сам. Он объяснил им, что жизнь полна страданий и все живые существа, так или иначе, их испытывают. Это происходит потому, что жизнь переменчива, всё очень быстро меняется и это причиняет страдания. Человек не может достичь какого-то стабильного счастья, потому что ситуация вокруг всё время меняется. Поэтому в мире так много страданий, причиной которых являются, как сказал Будда, человеческие желания и привязанности.

К примеру, если человек очень любит употреблять какую-то определённую пищу, она доставляет ему удовольствие, и он стремится постоянно есть именно эту пищу, то её отсутствие будет причинять ему страдания. К тому же, эта пища может быть ещё и вредной, как это часто бывает, и, употребляя её, человек будет причинять вред своему здоровью. В итоге это всё приведёт к страданиям, причиной которых является привязанность к определённой пище. И так во всём: любые привязанности приводят к страданиям.

Что же Будда предложил в качестве выхода из этой ситуации? Будда сказал, что состояние, когда нет привязанностей и, как следствие, нет страданий, достижимо. Это состояние называется нирваной. И чтобы достичь такого состояния, Будда рекомендовал своим последователям соблюдать восемь предписаний:

  1. Правильное воззрение, то есть понимание основ Учения Будды.
  2. Правильное намерение, желание достичь состояния «нирваны», а также быть доброжелательным по отношению ко всем живым существам.
  3. Правильная речь (избегать грубых слов, лжи, сплетен и так далее).
  4. Правильное поведение. В первую очередь, речь идёт о том, чтобы не причинять вред живым существам: как людям, так и животным — не убивать, не обманывать, не воровать и так далее.
  5. Правильный образ жизни. Следует отказаться от тех видов заработка, которые причиняют вред живым существам. Любой вид заработка, который кому-либо причиняет страдания, считается недопустимым.
  6. Правильное усилие. Следует сосредоточить свои силы на том, чтобы двигаться по пути освобождения от страданий.
  7. Правильное памятование. Следует постоянно осознавать и контролировать свои поступки, слова и мысли.
  8. Правильное сосредоточение. Следует обучиться медитации и регулярно её практиковать. Медитация — это главный метод для устранения страданий.

Именно эту истину поведал Будда своим товарищам-отшельникам во время своей первой проповеди. И именно она легла в основу современного буддизма.

Интересное о буддизме для детей

Помимо первой проповеди, Будда прочитал своим ученикам ещё множество проповедей. И помимо стремления к личному освобождению от страданий, он призывал своих учеников также помогать на этом пути и другим. Будда призывал взращивать в себе четыре самых главных качества: любящую доброту, сострадание, сорадование и беспристрастность. Под любящей добротой следует понимать доброжелательное отношение ко всем живым существам и готовность помочь им, а также воздержание от проявления гнева и ненависти. Под состраданием следует понимать полное осознание того, что живые существа страдают, и не быть к этому безразличным. Сорадование — значит разделять с окружающими их радости, не завидовать им, радоваться их успехам. А беспристрастность — это равностное, одинаково благожелательное отношение ко всем. Будда призывал не разделять окружающих на тех, кто нам нравится, и тех, кто не нравится. Следует одинаково хорошо относиться ко всем.

Интересно, что Будда, достигнув Просветления, вспомнил все свои прошлые жизни, а также узнал о том, как устроен мир, как происходит процесс перевоплощения и так далее. И, познав всё это, именно на основе этих знаний он дал своим ученикам рекомендации для максимально гармоничной и счастливой жизни. К примеру, достигнув Просветления, Будда узнал о так называемом законе кармы, который можно описать простой поговоркой: «Что посеешь, то и пожнёшь». И именно с этой точки зрения он призывал своих учеников не совершать плохих поступков, потому что всё, что мы совершаем, к нам возвращается.

Делаем добрые дела — так же будут поступать и с нами, совершаем зло — то же самое вернётся и к нам. И Будда увидел в момент Просветления, что этот закон работает всегда и в отношении всех живых существ. И сегодня большинство людей страдают именно потому, что не знают или не верят в этот закон. И от этого Будда предостерегал своих учеников. Неверие в закон кармы он называл самым тяжёлым заблуждением, которое приносит людям много вреда. Потому что, не понимая закон кармы, люди совершают зло и потом то же самое получают в ответ.

Также Будда в момент Просветления узнал и о реинкарнации — процессе, в ходе которого живое существо умирает, а затем рождается снова, но в другом теле. Это может быть тело человека, животного и так далее. И от нашей нынешней жизни напрямую зависит то, кем и в каких условиях мы родимся после смерти. Таким образом, после смерти ничего не заканчивается. Смерть — это то же самое, что вечером заснуть, а утром проснуться, только уже в другом теле и в других условиях. И чтобы родиться в хороших условиях, Будда предостерегал своих учеников от совершения зла, которое может повлиять на последующее рождение.

Именно в этом базовое отличие Учения Будды от многих других учений: наставления и советы Будды основаны на его личном опыте, на той истине, которую он смог познать. Советы, которые дал нам Будда, позволяют нам счастливо и гармонично жить. В этом главное их преимущество: эти советы просты и эффективны.

www.oum.ru

Интересные факты о буддизме

Приблизительно в шестом веке до н.э., в древней Индии зародилась первая и самая древняя  из трех основных мировых религий – буддизм. Очень быстро, выйдя за рамки государственных и этнических границ, «Учение Просветленного» (так дословно переводится слово «буддизм») распространилось по странам Азии и Дальнего Востока. Сегодня численность приверженцев буддизма по всему миру насчитывает, по разным сведениям, от 430 до 1300 млн. человек. Цель буддизма – достижение Просветления – освобождения от страданий, приобретения состояния необусловленного счастья.

Представим Вашему вниманию самые важные и интересные факты о буддизме.

Буддизм

– Буддизму 2,5 тысячи лет. Эта религия зародилась на пятьсот лет раньше возникновения христианства и на тысячу с лишним лет раньше ислама.

– Основатель буддизма – Будда Шакьямуни (имя от рождения Сиддхартха Гаутама).

-Буддизм – это не совсем религия в общепринятом ее понимании. Скорее, это философское учение, духовная практика, путь самопознания

– В буддизме нет церкви и священнослужителей. Есть община, формирующаяся в буддийском храме или монастыре. Монахи, составляющие общину, беседуют с мирянами, учат их морали. Никаких исповедей и отпущения грехов – только передача Знания. Взамен посетители монастыря несут монахам подаяния. Монахи буддийских храмов не могут добывать и готовить для себя еду. Употреблять в пищу они могут только то, что приносят посетители в виде подаяния. Буддистскими монахами, наряду с мужчинами, могут быть и женщины.

– В буддизме считается несущественным вопрос о наличии или отсутствии Бога. В то же время не требуется и отрицание Бога. Многие адепты учения Будды являются одновременно и приверженцами различных религий.

– Время посещения буддистских храмов не ограничено. Желающие могут посетить его в любое время.

– Ненасилие – принцип буддизма. Но, при необходимости, допустимо принятие мер по предотвращению насилия. Монахи Шаолиня – самый известный пример этому. Нападать воинам Шаолиня запрещено, им можно только защищаться. Созданный за сотни лет боевой комплекс, включает в себя тайные приемы, воздействующие на болевые точки, приемы захватов и освобождения от них.

– Тибет – цитадель буддизма на протяжении тысячелетия.

– Все буддисты – приверженцы 5-ти важных заповедей: не убей, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пей вина.

– Буддизм еще называют «религией опыта», так как основная его концепция – личная практика, проверка Учения на истинность посредством собственного опыта. Будда призывал учеников не доверять, чьим бы то ни было, словам (включая его собственные слова) и не следовать чужим советам до того времени, пока не выяснится истинность этих слов и советов. «Будьте сами себе путеводным светом» – наказал Будда своим ученикам прежде, чем покинул этот мир.

Будда

Основателем буддизма считается сын раджа маленького индийского княжества по имени Сиддхартха Гаутама. Надеясь на то, что сын станет великим царем (по предсказанию отшельника-провидца), отец всячески ограждал Сиддхартха от всего плохого. Мальчик рос в роскоши, не имея никакого понятия о человеческих страданиях, болезнях и смерти. Когда Сиддхартхе исполнилось 16 лет, он женился. Через несколько лет у него появился сын. Имея все необходимое для спокойной жизни, Сиддхартха все равно чувствовал, что эти блага не являются самым важным в жизни и не могут быть конечной ее целью.

Все изменилось, когда Гаутаме исполнилось 29 лет. Однажды, выехав за пределы дворца, он увидел четыре зрелища, полностью изменившие его будущую жизнь. Это были: нищий странник, больной человек, разлагающееся тело мертвого бродяги и отшельник. К принцу пришло осознание всей неизбежности болезней, мучений, старения и смерти. Пришло понимание того, что ни золото, ни власть не способны оградить его от суровых реалий жизни. Все это подвигло Сиддхартху на то, что на тридцатом году жизни, оставив дом, семью и богатство, он отправился на поиски причин страданий человека и возможностей избавления от этих страданий.

Пять лет самопознания через аскезу, йогу и медитацию привели к тому, что Гаутама достиг нирваны – Пробуждения. Пришло понимание причин человеческих страданий и пути устранения этих причин. Знание это позже получило название: «Четыре Благородные Истины», а Сиддхартху стали называть Буддой (пробудившимся).

Все оставшиеся годы жизни – 45 лет Будда провел, путешествуя по Индии и проповедуя свое Учение.

«Четыре Благородные Истины»
  • Вся человеческая жизнь – страдание.
  • Причина человеческого страдания – желание
  • Избавление от желаний – избавление от страданий.
  • Достижение нирваны возможно, если следовать восьмеричным путем спасения:

правильное понимание – мир полон страданий и скорби;

правильные намерения – четко определенный путь, ограничение стремлений и страстей;

правильная речь – правдивая и доброжелательная, не содержащая скверны;

правильные поступки – совершение только добрых дел, не допуская недобродетельных поступков;

правильный образ жизни – ведение достойной жизни без нанесения вреда всему живому;

правильные усилия – контролирование своих мыслей, настраивая их на добро и изгоняя зло;

правильные помыслы – нужно уяснить то, что зло идет от нашей плоти;

правильная сосредоточенность – постоянные тренировки в достижении сосредоточенности, созерцание и поиск истины.

Напоследок, еще несколько интересных фактов о буддизме:

  • Первая книга, напечатанная типографским способом – буддистский документ «Чикчи», заключающий в себе тексты проповедей Будды и жизнеописания буддистских монахов и проповедников. Напечатана она была в Корее, в 1377г. – за 78 лет до издания известной библии Гутенберга.
  • Женщину, достигшую освобождения и совершенства, в буддизме называют Тарой. Российская императрица Екатерина II за особые заслуги была удостоена чести быть признанной буддистами земным воплощением Белой Тары. С тех пор все правители государства Российского почитались именно в этой ипостаси. В независимости, были это женщины, или мужчины.

knowworld.ru

Буддизм – кратко о религии

Буддизм — кратко о религии

Совершенный свободен от любой концепции, ибо он постиг, что есть его тело, откуда оно берется и куда исчезает. Он постиг смысл чувств, как возникают они и как исчезают. Он постиг самкхару (ментальные структуры), как они возникают и как уходят. Он постиг природу сознания, как оно возникает и как исчезает.

Буквально в этих словах и заключается весь смысл буддийского учения, по крайней мере в его первоначальном виде. Основатель и главный объект поклонения в буддизме — принц Гаутама Сиддхартха, который жил в 563-483 годах до нашей эры, что говорит о том, что религия эта — одна из древнейших в мире.

По легенде, в 35 лет Гаутама достиг просветления, после чего изменил свою жизнь и жизни многих людей, следовавших за ним. Можно с легкостью утверждать, что это происходит по сей день. Своими последователями он был назван «Буддой» (от санскритского «буддха» — просветлённый, пробуждённый). Проповедь его длилась 40 лет, умер Сиддхартха в 80-летнем возрасте, не оставив о себе ни одного письменного сочинения. До и после него были другие просветленные личности — Будды, которые внесли свой вклад в духовное развитие цивилизации. Последователи некоторых направлений буддизма считают учителями-Буддами также и проповедников других религий — Христа, Магомета и других.

   

Понятие Бога в буддизме

Некоторые отдельные секты почитают Будду как Бога, но остальные буддисты видят в нём своего основателя, наставника и просветителя. Буддисты верят, что достичь просветления можно только благодаря бесконечной энергии Вселенной. Таким образом, буддийский мир не признает бога-творца, всезнающего и всемогущего. Каждый человек — это и есть часть божества. У буддистов нет одного постоянного Бога, каждый просветлённый может достигнуть звания «Будда». Такое понимание Бога делает Буддизм отличным от большинства западных религий.

Суть практики буддизма

Буддисты стремятся к очищению замутнённых состояний ума, которые искажают реальность. Это злость, страх, невежество, эгоизм, лень, ревность, зависть, жадность, раздражение и другие. Буддизм взращивает и развивает такие чистые и благотворные качества сознания как доброту, щедрость, благодарность, сострадание, трудолюбие, мудрость и прочие. Всё это позволяет постепенно познавать и очищать свой разум, что ведёт к прочному ощущению благополучия. Делая свой разум сильным и ярким, буддисты уменьшают беспокойство и раздражение, которые приводят к невзгодам и депрессиям. В конечном своём итоге Буддизм является необходимым условием для глубочайших прозрений, которые приводят к окончательному освобождению разума.

Буддизм – религия не столько мистического, сколько философского плана. В буддийской доктрине заложены четыре основных «благородных истины» о человеческом страдании:

• о природе страдания;

• о происхождении и причинах страдания;

• о прекращении страдания и устранения его источников;

• о путях к прекращению страдания.

Последняя, четвёртая истина, указывает на путь к уничтожению страдания и боли, по-другому называется восьмеричным путём достижения внутреннего спокойствия. Такое состояние души позволяет погрузиться в трансцендентную медитацию и достичь мудрости, просветления.

   

Мораль и этика буддизма

Буддийские мораль и этика построены на принципах не совершения вреда и умеренности. При этом в человеке воспитывается и развивается чувство нравственности, сосредоточенности и мудрости. А с помощью медитаций буддисты познают механизмы работы ума и причинно-следственные связи между телесными, духовными и психологическими процессами. Учения Буддизма стали основой целого ряда школ, которые объединяет то, что каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, направлена на всестороннее развитие человека — осмысленное использование тела, речи и разума.

Но поскольку буддийское учение многогранно и основывается не на вере, а на опыте, то недостаточно ограничиться только описанием его содержания. Особенности этого духовного пути становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями и религиями. И приближаться к учению Будды стоит только после высвобождения энергии разума от жёстких нравственных стандартов.

Развитие буддизма в мире

Призыв к свободе от страданий и вера в энергию Вселенной привёл к появлению западных менталистских доктрин ХIХ и ХХ веков. Первыми адептами буддизма на Западе стали в основном выходцы из Азии и стран Востока, которых терзало внутреннее беспокойство, а затем к ним присоединились агностики и атеисты всех принадлежностей.

В Тибете буддизм был государственной религией, и до захвата Тибета Китаем главный буддист страны Далай-лама являлся также и руководителем государства. После Китайского вторжения в 50-х годах прошлого века, Далай-лама XIV был вынужден покинуть страну и уехать в Индию, чтобы оттуда нести свет учения своим последователям. Он является лауреатом Нобелевской премии мира 1989 года. Поклонение Далай-ламе в Тибете находится под запретом, и даже за хранение фотографии Далай-ламы тибетцев ждет серьезное наказание.

В США и Европе буддизм получил своё масштабное распространение в виде дзен-буддизма, направления, возникшего в ХII веке в Японии. Буддийский монах Сяку Соен, представитель этого направления, на Всемирном конгрессе религий в Чикаго (1893) выступил с бурной речью о «божестве разума» дзен-буддизма. После этого дня, дзен и йога являются самыми популярными на Западе восточными учениями, где приоритетом считается контроль разума над телом. Дзен практикует повышенное внимание к индивидуальным медитациям и отсутствие авторитета к священным писаниям, молитвам и поучениям. Как и в буддизме, в дзен мудрость постигается через опыт, а её наивысшая ипостась — просветление (пробуждение). Возможно, что такой интерес к дзен-буддизму на Западе возник из-за простоты этого учения. Ведь, согласно учению Будды, каждый человек сам способен стать Буддой, а значит, каждый является частью земного божества. И искать ответы необходимо лишь в самом себе.

https://antarika.ru

lazarev.ru

Буддизм — кратко и понятно

Буддизм — это не столько религия в знакомом виде, а больше учение, которое можно назвать религиозно-философским.

Появившись в Индии в VI веке до н. э., оно широко распространилось по многим, в основном по восточным, странам мира.

Оглавление:

  • Кратко о религии буддизм
  • Учение Будды и его философия
  • Буддисты и их образ жизни
  • Основатель религии
  • Священная книга
  • Об основных идеях вероучения
  • Направления древнейшей из мировых религий
  • Распространение
  • Как принять буддизм

Кратко о религии буддизм

В основе философского учения лежит направление верующего на поиск истины. Оно помогает человеку осознать и увидеть вещи таковыми, каковы они в реальности.

Символ буддизма — Дхармачакра, или Колесо закона (колесо сансары)

Buddhism не содержит понятия о богах. В отличие от других религий, в учении нет связи между человеком и Абсолютом. Есть цель вырастить бога внутри себя.

Популярна в буддизме тема перевоплощения души. Согласно теории реинкранации, проживание новых жизней – это приобретение новых испытаний и страданий, потребностей и желаний.

Перевоплощение в буддизме называют «колесом Сансары», при движении которого души рождаются в других новых телах.

Учение Будды и его философия

Буддизм направлен не на поклонение богу, а на познание человеком своего внутреннего «Я». Отрекаясь от желания обладания материальными вещами, буддист достигает Нирваны.

Путь к так называемому Вселенскому покою лежит через избавление от волнений и тревог. Суть учения можно назвать «оглушительной тишиной», которую стремятся получить исповедующие буддизм люди. Достигшие просветления, они могут стать успешными в жизни.

Простота учения познаётся через правильную медитацию. Величие и особенности буддизма в отсутствии попыток убедить в чём-либо или доказать какие-либо истины. Человек сам получает знания необычным для всех методом медитации, отличным от других путей навязывания информации.

Буддийская философия считает каждого частичкой бога, освобождает от чувств, которые затуманивают ум.

Личность человека подавляется:

  • страхом;
  • невежеством;
  • ленью;
  • жадностью;
  • эгоизмом;
  • злостью;
  • раздражением.

Очищаясь от этих чувств, религия способствует развитию следующих качеств:

  • щедрости;
  • доброты;
  • мудрости;
  • трудолюбия;
  • сострадания;
  • благодарности.

Развитие благотворных качеств сознания через саморазвитие приводит к просветлению, к созданию яркого и сильного разума.

Буддисты и их образ жизни

Буддийская культура продвигается следующими социальными группами:

  1. Классом монахов, занимающихся выполнением ритуалов и живущих в безбрачии в монастырях. Отличаются внешне от окружающих красными одеяниями.
  2. Классом мирян, помогающих материально монахам. Заботясь о семьях, необразованные, они стараются применять заповеди учения в своей обыденной жизни.
  3. Классом йогинов, осуществляющих живую передачу, влияющих на все стороны бытия и преобразующих их. Живя вдали от всех, иногда в пещерах, становятся просветлёнными учителями. Их заметно по нечёсаным волосам, длинным ногтям, странному поведению и дешёвой одежде из шерсти и хлопка.

Йогин Миларепа

Одни из известных учителей:

  1. Миларепа — автор известных на Тибете песен мудрости.
  2. Житель гималайского королевства Бутан Другпа Кюнлег, которого почитают на своей родине за силовые поля, помогающие осуществлять желания.

Основатель религии

Основоположником религии, по мнению учёных, был Будда Шакьямуни. Его реальное имя — Сиддхартха Гаутама, принц племени, родившийся в 563 году до нашей эры на территории, прилегающей к Гималаям.

Отец дал мальчику имя, означавшее «исполняющий желания». Мудрец предрекал ребёнку стать в будущем великим философом или правителем, объединившим земли. В юношеском возрасте будущий Будда изучал ремесло воина и классическую индийскую литературу.

Прожив до 29 лет в роскоши, не знавший разочарований и нужды, царевич становится одним из отшельников, странствующих по свету.

Возникновение у него желания перевоплотиться основано на встрече с похоронной процессией, общении с человеком, больным проказой и старцем. Эти судьбоносные встречи подтолкнули Гаутаму заняться поиском истин бытия, найти способы устранения человеческих бед.

Он изучал науки самопознания, вёл аскетический образ жизни, истязая своё тело. Истина открылась царевичу после 49 дней беспрерывной медитации в позе лотоса. Просветлением было для юноши понятие о том, что ум меняется, он не вечный.

Став Буддой – «просветлённым, пробуждённым», пророк проповедовал учение, своё объяснение смысла жизни. Его жизненный путь продолжался около 80 лет.

После его смерти знаниями делились ученики Будды. Они проповедовали незначимость материальных ценностей и любовь, на которой основана вся жизнь.

Священная книга

Учение Будды долгое время передавалось из уст в уста. Священное писание возникло из-за боязни утраты основных заповедей.

Первые записи были сделаны на листьях пальм, они составляли сборник «Типитака». «Палийский канон» – это второе название «Трёх корзин».

О сборнике нельзя говорить как о «главной книге буддизма». Различные тематики освещены при помощи легенд, рассказов и проповедей, которые со временем перетерпели множество интерпретаций — видоизменений.

Сборник составляют:

  • «Виная-питака», содержащая «корзину устава», посвящённую правилам и порядкам для буддийских монахов;
  • «Суттанта-питака» — «корзина поучений», состоящая из проповедей в виде 1000 трактатов;
  • «Абхидхамма-питака» — «корзины чистого сознания», анализа принципов учения, самой сложной для восприятия.

Священные писания относятся к жанрам учения, научного труда и художественной литературы. Они учат познавать Вселенский покой и истину.

Об основных идеях вероучения

Будда открыл истины, на которых основано его учение.

Если говорить о них кратко и понятно, то:

  1. Страдания человека и есть его жизнь. Всё в мире непостоянно и переходяще. И что бы не появилось, оно всегда уничтожается.
  2. Появление страданий связано с появлением желаний. Чем больше человек жаждет материального, тем больше его страдания.
  3. Избавившись от желаний, можно избавиться от страдания. Избавление от страстей и желания материального способствует достижению состояния Нирваны, при котором наступает блаженство.
  4. К подавлению желаний можно прийти при помощи пути спасения, избавляющего от страданий и названного восьмеричным.

Интересным фактом является то, что в буддизме, так же как и в религиях христианства и ислама, существуют свои ценности, к которым относятся:

  • сам Будда, которым может быть и основатель, и просветлённый последователь;
  • Дхарма, которую составляют основы, принципы и само учение;
  • Сангха, община тех, кто придерживается буддизма.

Направления древнейшей из мировых религий

Философские направления буддизма зародились с давних времён:

  1. Хинаяна основана на признании появления происходящего как результата действий, образа жизни и мыслей самого человека. Идеалом служит монах, имеющий возможность избавления от перевоплощений. Не признаются ни святые, ни обряды, ни рай или ад, ни иконы или культовые скульптуры.
  2. Махаяна, признающая благочестие и спасение даже для мирян, призывающая к поклонению культовым изображениям и святым, предполагающая наличие рая.
  3. Ваджраяна, опирающаяся на медитацию и принципы контроля за самосознанием.

Распространение

Посмотрим, среди каких народов широко распространен буддизм:

  1. Индия — является родиной учения, но только около 1% населения составляют буддисты.
  2. В Таиланде буддизм является государственной религией, даже глава государства должен проповедовать учение. В главном городе страны – Бангкоке изучают религию в специальных буддийских университетах. По всей стране множество различной религиозной атрибутики и великолепных буддийских храмов.
  3. В Шри-Ланке построено около 6 тысяч буддийских храмов, 60% граждан страны исповедуют учение, состоящее из трёх течений.
  4. В социалистическом Вьетнаме третья часть населения исповедует учение.
  5. В Тайване буддизм поддерживает почти 90% жителей.
  6. Камбоджа признала религию государственной с 1989 г., но во времена «культурной революции» при власти Пол Пота, по отношению к монахам проводились массовые репрессии.
  7. Китайские государственные структуры с 90-х годов прошлого столетия жёстко контролируют буддийские и другие религиозные организации.
  8. Российский буддизм широко распространён в Калмыкии, Бурятии и Туве. Есть общины представителей учения и в обеих столицах государства.

История возникновения и развития буддизма включает в себя восточные страны, но в современном мире им интересуются в Европе и в Америке. 

Как принять буддизм

Что нужно сделать, если возникло такое желание:

  1. Заняться изучением специальной литературы. Например, проштудировать тексты «Ламрина», автор которых Чжэ Цонкапа.
  2. Усвоить основные истины учения.
  3. Освоить восьмеричный путь, состоящий из этапов, помогающих познать истину. Осваивающему нужно научиться: пониманию; решимости; постижению речи, исключающей ложь и сквернословие; совершению полезных дел; пониманию жизни; приложению усилий, осознанию мысли; сосредоточению и просветлению.
  4. Осознать цель пути: рождение в виде человека (а не в виде таракана, муравья или коровы) — великое благо.
  5. Побывать на аудиенции у Ламы, который решит, может ли кандидат стать «просветлённым».

С чего начать знакомство с учением великого Будды? С осознания своего «Я».

1001student.ru

Буддизм — кратко о религии

Буддизм. Кратко о религии

Совершенный свободен от любой концепции, ибо он постиг что есть его тело, откуда оно берется и куда исчезает. Он постиг, смысл чувств, как возникают они и как исчезают. Он постиг самкхару (ментальные структуры), как они возникают и как уходят. Он постиг природу сознания, как оно возникает и как исчезает.

Буквально в этих словах и заключается весь смысл буддийского учения, по крайней мере в его первоначальном виде. Основатель и главный объект поклонения в буддизме – принц Гаутама Сиддхартха, который жил в 563 — 483 годах до нашей эры, что говорит о том, что религия эта — одна из древнейших в мире.

Киану Ривз в роли Гаутамы Сиддхартхи в фильме Маленький Будда

По легенде, в 35 лет Гаутама достиг просветления, после чего изменил свою жизнь и жизни многих людей, следовавших за ним. Можно с легкостью утверждать, что это происходит по сей день. Своими последователями он был назван «Буддой» (от санскритского «буддха» — просветлённый, пробуждённый). Проповедь его длилась 40 лет, умер Сиддхартха в 80-летнем возрасте, не оставив о себе ни одного письменного сочинения. До и после него были другие просветленные личности — Будды, которые внесли свой вклад в духовное развитие цивилизации. Последователи некоторых направлений буддизма считают учителями-Буддами также и проповедников других религий – Христа, Магомета и других.

Понятие Бога в буддизме

Некоторые отдельные секты почитают Будду как Бога, но остальные буддисты видят в нём своего основателя, наставника и просветителя. Буддисты верят, что достичь просветления можно только благодаря бесконечной энергии Вселенной. Таким образом, буддийский мир не признает бога-творца, всезнающего и всемогущего. Каждый человек – это и есть часть божества. У буддистов нет одного постоянного Бога, каждый просветлённый может достигнуть звания «Будда». Такое понимание Бога делает Буддизм отличным от большинства западных религий.

Суть практики буддизма

Буддийский монашек

Буддисты стремятся к очищению замутнённых состояний ума, которые искажают реальность. Это злость, страх, невежество, эгоизм, лень, ревность, зависть, жадность, раздражение и другие. Буддизм взращивает и развивает такие чистые и благотворные качества сознания как доброту, щедрость, благодарность, сострадание, трудолюбие, мудрость и прочие. Всё это позволяет постепенно познавать и очищать свой разум, что ведёт к прочному ощущению благополучия. Делая свой разум сильным и ярким, буддисты уменьшают беспокойство и раздражение, которые приводят к невзгодам и депрессиям. В конечном своём итоге Буддизм является необходимым условием для глубочайших прозрений, которые приводят к окончательному освобождению разума.

Буддизм — религия не столько мистического, сколько философского плана. В буддийской доктрине заложено 4 основные «благородные истины» о человеческом страдании:

• о природе страдания; • о происхождении и причинах страдания; • о прекращении страдания и устранения его источников;

• о путях к прекращению страдания.

Последняя, четвёртая истина, указывает на путь к уничтожению страдания и боли, по-другому называется восьмеричным путём достижения внутреннего спокойствия. Такое состояние души позволяет погрузиться в трансцендентную медитацию и достичь мудрости, просветления.

Мораль и этика буддизма

Борис Гребенщиков - самый известный русский буддист

Буддийские мораль и этика построены на принципах не совершения вреда и умеренности. При этом в человеке воспитывается и развивается чувство нравственности, сосредоточенности и мудрости. А с помощью медитаций буддисты познают механизмы работы ума и причинно-следственные связи между телесными, духовными и психологическими процессами. Учения Буддизма стали основой целого ряда школ, которые объединяет то, что каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, направлена на всестороннее развитие человека — осмысленное использование тела, речи и разума.

Но поскольку буддийское учение многогранно и основывается не на вере, а на опыте, то недостаточно ограничиться только описанием его содержания. Особенности этого духовного пути становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями и религиями. И приближаться к учению Будды стоит только после высвобождения энергии разума от жёстких нравственных стандартов.

Развитие буддизма в мире

Призыв к свободе от страданий и вера в энергию Вселенной привёл к появлению западных менталистских доктрин ХIХ и ХХ веков. Первыми адептами буддизма на Западе стали в основном выходцы из Азии и стран Востока, которых терзало внутреннее беспокойство, а затем к ним присоединились агностики и атеисты всех принадлежностей.

Далай Лама XIV

В Тибете буддизм был государственной религией и до захвата Тибета Китаем, главный буддист страны – Далай-лама, являлся также и руководителем государства. После Китайского вторжения в 50-х годах прошлого века, Далай-лама XIV был вынужден покинуть страну и уехать в Индию, чтобы оттуда нести свет учения своим последователям. Он является лауреатом Нобелевской премии мира 1989 года. Поклонение Далай-ламе в Тибете находится под запретом, и даже за хранение фотографии Далай-ламы тибетцев ждет серьезное наказание.

В США и Европе буддизм получил своё масштабное распространение в виде дзен-буддизма, направления, возникшего в ХII веке в Японии. Буддийский монах Сяку Соен, представитель этого направления, на Всемирном конгрессе религий в Чикаго (1893) выступил с бурной речью о «божестве разума» дзен-буддизма. После этого дня, дзен и йога являются самыми популярными на Западе восточными учениями, где приоритетом считается контроль разума над телом. Дзен практикует повышенное внимание к индивидуальным медитациям и отсутствие авторитета к священным писаниям, молитвам и поучениям. Как и в буддизме, в дзен мудрость постигается через опыт, а её наивысшая ипостась – просветление (пробуждение). Возможно, что такой интерес к дзен-буддизму на Западе возник из-за простоты этого учения. Ведь, согласно учению Будды, каждый человек сам способен стать Буддой, а значит, каждый является частью земного божества. И искать ответы необходимо лишь в самом себе.

Метки будда, буддизм, гаутама сиддхартха, далай-лама. Закладка постоянная ссылка.

antarika.ru

Буддизм кратко и понятно

Буддизм это не столько религия в знакомом виде, а больше учение, которое можно назвать религиозно-философским.

Появившись в Индии в VI веке до н. э., оно широко распространилось по многим, в основном по восточным, странам мира.

Кратко о религии буддизм

В основе философского учения лежит направление верующего на поиск истины. Оно помогает человеку осознать и увидеть вещи таковыми, каковы они в реальности.

Символ буддизма — Дхармачакра, или Колесо закона (колесо сансары)

Buddhism не содержит понятия о богах. В отличие от других религий, в учении нет связи между человеком и Абсолютом. Есть цель вырастить бога внутри себя.

Популярна в буддизме тема перевоплощения души. Согласно теории реинкранации, проживание новых жизней – это приобретение новых испытаний и страданий, потребностей и желаний.

Перевоплощение в буддизме называют «колесом Сансары», при движении которого души рождаются в других новых телах.

Учение Будды и его философия

Буддизм направлен не на поклонение богу, а на познание человеком своего внутреннего «Я». Отрекаясь от желания обладания материальными вещами, буддист достигает Нирваны.

Путь к так называемому Вселенскому покою лежит через избавление от волнений и тревог. Суть учения можно назвать «оглушительной тишиной», которую стремятся получить исповедующие буддизм люди. Достигшие просветления, они могут стать успешными в жизни.

Простота учения познаётся через правильную медитацию. Величие и особенности буддизма в отсутствии попыток убедить в чём-либо или доказать какие-либо истины. Человек сам получает знания необычным для всех методом медитации, отличным от других путей навязывания информации.

Буддийская философия считает каждого частичкой бога, освобождает от чувств, которые затуманивают ум.

Личность человека подавляется:

  • страхом,
  • невежеством,
  • ленью,
  • жадностью,
  • эгоизмом,
  • злостью,
  • раздражением.

Очищаясь от этих чувств, религия способствует развитию следующих качеств:

  • щедрости,
  • доброты,
  • мудрости,
  • трудолюбия,
  • сострадания,
  • благодарности.

Развитие благотворных качеств сознания через саморазвитие приводит к просветлению, к созданию яркого и сильного разума.

Буддисты и их образ жизни

Буддийская культура продвигается следующими социальными группами:

  1. Классом монахов, занимающихся выполнением ритуалов и живущих в безбрачии в монастырях. Отличаются внешне от окружающих красными одеяниями.
  2. Классом мирян, помогающих материально монахам. Заботясь о семьях, необразованные, они стараются применять заповеди учения в своей обыденной жизни.
  3. Классом йогинов, осуществляющих живую передачу, влияющих на все стороны бытия и преобразующих их. Живя вдали от всех, иногда в пещерах, становятся просветлёнными учителями. Их заметно по нечёсаным волосам, длинным ногтям, странному поведению и дешёвой одежде из шерсти и хлопка.

Йогин Миларепа

Одни из известных учителей:

  1. Миларепа автор известных на Тибете песен мудрости.
  2. Житель гималайского королевства Бутан Другпа Кюнлег, которого почитают на своей родине за силовые поля, помогающие осуществлять желания.

Основатель религии

Основоположником религии, по мнению учёных, был Будда Шакьямуни. Его реальное имя Сиддхартха Гаутама, принц племени, родившийся в 563 году до нашей эры на территории, прилегающей к Гималаям.

Отец дал мальчику имя, означавшее «исполняющий желания». Мудрец предрекал ребёнку стать в будущем великим философом или правителем, объединившим земли. В юношеском возрасте будущий Будда изучал ремесло воина и классическую индийскую литературу.

Прожив до 29 лет в роскоши, не знавший разочарований и нужды, царевич становится одним из отшельников, странствующих по свету.

Возникновение у него желания перевоплотиться основано на встрече с похоронной процессией, общении с человеком, больным проказой и старцем. Эти судьбоносные встречи подтолкнули Гаутаму заняться поиском истин бытия, найти способы устранения человеческих бед.

Он изучал науки самопознания, вёл аскетический образ жизни, истязая своё тело. Истина открылась царевичу после 49 дней беспрерывной медитации в позе лотоса. Просветлением было для юноши понятие о том, что ум меняется, он не вечный.

Став Буддой – «просветлённым, пробуждённым», пророк проповедовал учение, своё объяснение смысла жизни. Его жизненный путь продолжался около 80 лет.

После его смерти знаниями делились ученики Будды. Они проповедовали незначимость материальных ценностей и любовь, на которой основана вся жизнь.

Священная книга

Учение Будды долгое время передавалось из уст в уста. Священное писание возникло из-за боязни утраты основных заповедей.

Первые записи были сделаны на листьях пальм, они составляли сборник «Типитака». «Палийский канон» – это второе название «Трёх корзин».

О сборнике нельзя говорить как о «главной книге буддизма». Различные тематики освещены при помощи легенд, рассказов и проповедей, которые со временем перетерпели множество интерпретаций видоизменений.

Сборник составляют:

  • «Виная-питака», содержащая «корзину устава», посвящённую правилам и порядкам для буддийских монахов,
  • «Суттанта-питака» «корзина поучений», состоящая из проповедей в виде 1000 трактатов,
  • «Абхидхамма-питака» «корзины чистого сознания», анализа принципов учения, самой сложной для восприятия.

Священные писания относятся к жанрам учения, научного труда и художественной литературы. Они учат познавать Вселенский покой и истину.

Об основных идеях вероучения

Будда открыл истины, на которых основано его учение.

Если говорить о них кратко и понятно, то:

  1. Страдания человека и есть его жизнь. Всё в мире непостоянно и переходяще. И что бы не появилось, оно всегда уничтожается.
  2. Появление страданий связано с появлением желаний. Чем больше человек жаждет материального, тем больше его страдания.
  3. Избавившись от желаний, можно избавиться от страдания. Избавление от страстей и желания материального способствует достижению состояния Нирваны, при котором наступает блаженство.
  4. К подавлению желаний можно прийти при помощи пути спасения, избавляющего от страданий и названного восьмеричным.

Интересным фактом является то, что в буддизме, так же как и в религиях христианства и ислама, существуют свои ценности, к которым относятся:

  • сам Будда, которым может быть и основатель, и просветлённый последователь,
  • Дхарма, которую составляют основы, принципы и само учение,
  • Сангха, община тех, кто придерживается буддизма.

Направления древнейшей из мировых религий

Философские направления буддизма зародились с давних времён:

  1. Хинаяна основана на признании появления происходящего как результата действий, образа жизни и мыслей самого человека. Идеалом служит монах, имеющий возможность избавления от перевоплощений. Не признаются ни святые, ни обряды, ни рай или ад, ни иконы или культовые скульптуры.
  2. Махаяна, признающая благочестие и спасение даже для мирян, призывающая к поклонению культовым изображениям и святым, предполагающая наличие рая.
  3. Ваджраяна, опирающаяся на медитацию и принципы контроля за самосознанием.

Распространение

Посмотрим, среди каких народов широко распространен буддизм:

  1. Индия является родиной учения, но только около 1% населения составляют буддисты.
  2. В Таиланде буддизм является государственной религией, даже глава государства должен проповедовать учение. В главном городе страны – Бангкоке изучают религию в специальных буддийских университетах. По всей стране множество различной религиозной атрибутики и великолепных буддийских храмов.
  3. В Шри-Ланке построено около 6 тысяч буддийских храмов, 60% граждан страны исповедуют учение, состоящее из трёх течений.
  4. В социалистическом Вьетнаме третья часть населения исповедует учение.
  5. В Тайване буддизм поддерживает почти 90% жителей.
  6. Камбоджа признала религию государственной с 1989 г., но во времена «культурной революции» при власти Пол Пота, по отношению к монахам проводились массовые репрессии.
  7. Китайские государственные структуры с 90-х годов прошлого столетия жёстко контролируют буддийские и другие религиозные организации.
  8. Российский буддизм широко распространён в Калмыкии, Бурятии и Туве. Есть общины представителей учения и в обеих столицах государства.

История возникновения и развития буддизма включает в себя восточные страны, но в современном мире им интересуются в Европе и в Америке. 

Как принять буддизм

Что нужно сделать, если возникло такое желание:

  1. Заняться изучением специальной литературы. Например, проштудировать тексты «Ламрина», автор которых Чжэ Цонкапа.
  2. Усвоить основные истины учения.
  3. Освоить восьмеричный путь, состоящий из этапов, помогающих познать истину. Осваивающему нужно научиться: пониманию, решимости, постижению речи, исключающей ложь и сквернословие, совершению полезных дел, пониманию жизни, приложению усилий, осознанию мысли, сосредоточению и просветлению.
  4. Осознать цель пути: рождение в виде человека (а не в виде таракана, муравья или коровы) великое благо.
  5. Побывать на аудиенции у Ламы, который решит, может ли кандидат стать «просветлённым».

С чего начать знакомство с учением великого Будды? С осознания своего «Я».

tvercult.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031