Календарь индейцев майя


Календарь индейцев майя

Автор: Дмитрий Зима, *1001 гороскоп*

Об устройстве майянского календаря, о его загадках и тайнах, а также о возможности предсказывать с его помощью будущее.

Наверное, только глухой ничего не слышал о дате 21 декабря 2012 года. Согласно календарю индейцев майя, в этот день на земле завершается большая эпоха, которую сами индейцы называют эпохой Пятого Солнца и которая длилась 5200 лет. Перед этой бездной времени даже дух захватывает!

Но откуда индейцы взяли эту странную дату – 21.12.2012? И что из себя представляет их загадочный календарь, который по точности превосходит не только европейский, но и вообще все календари мира?

На самом деле, не все здесь так просто. Дело в том, что у майя в ходу было сразу несколько календарей. Один из них предназначался для сельхозработ и насчитывал (как это и положено любому земледельческому календарю) 365 дней. Однако для совершения священных ритуалов майя издревле использовали совершенно другой Календарь, который обычно называют Цолькин, что дословно значит «счет Солнца» или «счет дней» (от майянских слов цоль, «счет», и кин, «день», «Солнце»).

Впрочем, в священных книгах майя этот священный календарь-цолькин имеет иное название: Йок-ка-Йумил, или «Путь нашего Господа». Именно его майянские жрецы считали главным и как зеницу ока берегли его тайны. Диего де Ланда, чья рукопись «Сообщение о делах в Юкатане» является главным источником сведений о жизни древних майя, писал об этом удивительном календаре так: «Это была наука, которой они верили больше всего, и которую считали высшей. В ней не все жрецы умели разбираться».

Структура календаря

Одной из странностей этого календаря является то, что в его основу положен не год и не месяц, а совершенно непонятный цикл, насчитывающий 260 дней – заметьте, не триста, а именно что двести шестьдесят дней, или 20 периодов по 13 дней.

Точнее будет сказать, этот 260-дневный цикл является результатом наложения двух циклов – 20-тидневного и 13-тидневного.

Дни 20-дневного цикла имеют свои названия, которые последовательно сменяют друг друга: сначала идет день Имиш (Мировое Дерево), за ним день Ик (Ветер), далее – Акбаль (Ночь) и т.д. Все эти дни обозначены в левой колонке таблицы.

На этот цикл накладывается 13-тидневный, дни в котором не имеют своих названий и различаются только номерами – от 1 до 13, как указано в таблице:

Название Перевод Порядок дней в цикле календаря
Имиш Мир.Дерево 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7
Ик Ветер 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8
Акбаль Ночь 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9
Кан Зерно 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10
Чикчан Змей 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11
Кими Череп 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12
Маник Олень 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13
Ламат Восход 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1
Мулук Вода 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2
Ок Собака 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3
Чуэн Мастер 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4
Эб Лестница 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5
Бен Тростник 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6
Иш Ягуар 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7
Мен Орел 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8
Киб Гриф 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9
Каб'ан Землетряс. 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10
Эцнаб Кремень 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11
Кавак Гроза 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12
Ахау Владыка 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13

Первый день 260-дневного календарного круга, как видно в таблице, называется день Мировое Дерево-1. Далее идут день Ветра-2, день Ночи-3, день Зерна-4, и так далее. Когда число дня доходит до тринадцати, счет обновляется и снова начинается с единицы. Так, к примеру, после дня Тростник-13 следует день Ягуар-1. По прошествии же 260 дней счет возобновляется с начала, то есть с дня Мировое Дерево-1.

Если день имеет числовое значение 1, он считается началом нового тринадцатидневного цикла (начало каждого нового 13-дневного цикла выделено в таблице синим цветом). При этом каждый цикл называется по первому дню, поскольку именно первый день накладывает отпечаток на все 13 дней цикла. Отсюда понятно, что циклы в календаре майя имеют такие же названия, что и дни, но следуют друг за другом в ином порядке. Первым идет цикл Мирового Дерева (начинающийся днем Мировое Дерево-1), за ним идет цикл Ягуара (начало в день Ягуар-1), далее - цикл Оленя (начало в день Олень-1) и т.д.

Чтобы определить, какой майянский день и цикл приходится на сегодня, достаточно знать, под каким знаком он проходил вчера. К примеру, если вчера был день Зерно-3, то сегодня, соответственно, должен быть Змей-4, завтра – Череп-5 и т.д.

Ну а чтобы узнать цикл, нужно в обратном порядке найти ближайший день с номером 1. В случае с днем Змей-4 первым днем цикла является Ветер-1, соответственно, день Змей-4 приходится на цикл Ветра.

Традиционно началом нашей эпохи майя выбрали день, который по Григорианскому календарю приходится на 11 августа 3114 г. до н.э. (Томпсон). Это начало дня Имиш-5 (Мировое Дерево-5, цикл Землетрясения). Используя эту дату как начало отсчета, можно определить, какой майянский день и цикл приходится на любую дату европейского календаря.

Или же, для удобства, чтобы не путаться с нулевым годом (которого в Григорианском календаре не было) и прочими календарными тонкостями, можно использовать любую другую точку отсчета, к примеру: для 20 века удобно вести отсчет от 1 января 1900 года (день Эцнаб-4, или Кремень-4, цикл Орла), а для 21 века - от 1 января 2000 года (день Ик-11, или Ветер-11, цикл Лестницы).

Так в общих чертах устроен календарь майя. Помимо этих 260-дневных циклов, майя также вели счет более длинных циклов – тунов (промежутков времени в 360 дней), катунов (20 тунов по 360 дней, т.е. 7200 дней), бактунов (20 катунов или 144000 дней). Ну и наконец целая эпоха насчитывает у майя 260 катунов, т.е. 5200 лет (точнее 5200 тунов, что соответствует примерно 5125 солнечным годам).

Наша эпоха у майя носит название Пятое Солнце и должна завершится ночью 21 декабря 2012 года. А что же дальше? Дальше – Шестое Солнце.

Тайны майянских знаков

Мы пока только краешком коснулись майянских тайн. На самом деле майя не зря назвали свой календарь «Путь Господа». Индейские жрецы полагали и полагают, что каждый день мировое божество, чье дыхание пронизывает собой все живое, претерпевает определенные трансформации, тем самым двигая эволюцию живых существ.

Так под знаком Мирового Дерева в природе активизируются наиболее глубинные первобытные инстинкты, знак Ветер пробуждает в людях внутреннее Эго и самосознание, под знаком Ночи человек больше склонен концентрироваться на своих проблемах и так далее.

Но главное, что зная глубинный смысл майянских знаков и порядок их следования, можно заранее предсказывать, по какому пути будут развиваться события в тот или иной день или год. Иными словами, майянский календарь – это инструмент, с помощью которого знающий человек получает возможность предсказывать будущие события. К примеру, если сегодняшний день проходит под знаком Змей-4, цикла Ветер, мы можем смело ожидать от окружающих неких непредсказуемых, своевольных поступков.

Ниже перечислены основные черты каждого знака майянского календаря, знание которых поможет Вам не только лучше чувствовать ритмы жизни, но и определять характер рожденных под разными знаками людей и делать самостоятельные прогнозы на будущее.

  • Мировое Дерево – знак глубинных инстинктов
  • Ветер  – знак своеволия и своемыслия
  • Ночь  – знак глубокой концентрации
  • Зерно  – знак созревания 
  • Змей  – знак спонтанной активизации
  • Череп  – знак осторожной твердости
  • Олень – знак удачи и приобретения
  • Восход – знак конкретных решений
  • Вода – знак накопления сил 
  • Собака – знак перемены мест
  • Мастер – знак пробуждения талантов 
  • Лестница – знак стремления к порядку
  • Тростник – знак стремления к росту 
  • Ягуар – знак пробуждения воли 
  • Орел – знак пробуждения интеллекта 
  • Гриф – знак отделения плевел 
  • Землетрясение – знак чувственного потрясения 
  • Кремень – знак независимости и резкости 
  • Гроза – знак переполнения чувств
  • Владыка – знак уравновешенной силы

На главную >>

1001goroskop.ru

Календарь Майя: какую судьбу вам напророчили древние индейцы

Цивилизации древнего мира, их жизнь, тайны и загадки до сих пор притягивают внимание ученых всего мира. Одна из самых знаменитых – это цивилизация Майя. Она начала формироваться в 2000 году до нашей эры. А сейчас у всех на слуху, знаменитый календарь Майя и их пророчества о конце света.

А вы знали, что даты нашего современного календаря можно перевести в древний календарь майя? Узнайте Солнечную Печать своего дня рождения и то, какую судьбу вам пророчили древние индейцы.

Календарь майя достаточно сложен, в нем были ритуальные циклы по 260 дней, которые в свою очередь являлись чередованием периодов из 20 и 13 дн. Каждый день имеет свой характер и название – Солнечную Печать. Ее и нужно определить – при помощи калькулятора.

Календарь Майя — как пользоваться таблицей расчетов

Календарь майя можно читать так:

1. Используя таблицу лет, установите число года рождения. Важно: если вы появились на свет до 26 июля, возьмите предыдущий год, если в этот день или позже – год вашего рождения. И сопоставьте ему число года, указанное справа.

2. С помощью таблицы месяцев отыщите число месяца рождения (заметьте: с 25 по 31.07 имеют особые числа).

3. Приплюсуйте числа года, месяца и дня рождения. Так вы найдете свой Кин судьбы, а с его помощью – Печать дня рождения.

4. Кин судьбы может быть от 1 до 280. Поэтому: • при превышении числом 260 – отнимите 260; • если число меньше/равно 0 – приплюсуйте 260.

Можно произвести расчет любой даты (в том числе еще не наступившей), чтобы узнать, на какой день запланировать то или иное событие.

Таблица лет — число года календаря майя

1961, 2013, 2065 – 164; 1960, 2012, 2064 – 59 1959, 2011, 2063 – 214 1958, 2010, 2062 – 109 1957, 2009, 2061 – 4 1956, 2008, 2060 – 159 1955, 2007, 2059 – 54 1954, 2006, 2058 – 209 1953, 2005, 2057 – 104 1952, 2004, 2056 – 259 1951, 2003, 2055 – 154 1950, 2002, 2054 – 49 1949, 2001, 2053 – 204 1948, 2000, 2052 – 99 1947, 1999, 2051 – 254 1946, 1998, 2050 – 149 1945, 1997, 2049 – 44 1944, 1996, 2048 – 199 1943, 1995, 2047 – 94 1942, 1994, 2046 – 249 1941, 1993, 2045 – 144 1940, 1992, 2044 – 39 1939, 1991, 2043 – 194 1938, 1990, 2042 – 89 1937, 1989, 2041 – 244 1936, 1988, 2040 – 139 1935, 1987, 2039 – 34 1934, 1986, 2038 – 189 1933, 1985, 2037 – 84 1932, 1984, 2036 – 239 1931, 1983, 2035 – 134 1930, 1982, 2034 – 29 1929, 1981, 2033 – 184 1928, 1980, 2032 – 79 1927, 1979, 2031 – 234 1926, 1978, 2030 – 129 1925, 1977, 2029 – 24 1924, 1976, 2028 – 179 1923, 1975, 2027 – 74 1922, 1974, 2026 – 229 1921, 1973, 2025 – 124 1920, 1972, 2024 – 19 1919, 1971, 2023 – 174 1918, 1970, 2022 – 69 1917, 1969, 2021 – 224 1916, 1968, 2020 – 119 1915, 1967, 2019 – 14 1914, 1966, 2018 – 169 1913, 1965, 2017 – 64 1912, 1964, 2016 – 219 1911, 1963, 2015 – 114

1910, 1962, 2014 – 9

Таблица месяцев:

25.07 – 104 26.07 – 0 27.07 – 1 28.07 – 2 29.07 – 3 30.07 – 4

31.07 – 5

Август – 5 Сентябрь – 36 Октябрь – 66 Ноябрь – 97 Декабрь – 127 Январь – -102 Февраль – -71 Март – -43 Апрель – -12 Май – 18 Июнь – 49

Июль – 79

Пример расчета вашего числа календаря майя

Возьмем к примеру: Анджелина Джоли. Родилась она 4 июня 1975, что же нам скажет о ней календарь майя?

• Число года (в ее случае – предыдущего) – 229, • месяца – 49, • дата рождения – 4. • Кин судьбы: 229+49+4=282 Из 282 вычитаем 260 и получаем 22.

Ему соответствует Печать белого ветра.

Что означает ваше число по календарю индейцев майя

Печати дней

(Кины судьбы: где промежуточные числа формируются путем прибавления 20 к предыдущему. Это же правило распространяется на все остальные Печати дней).

 Печать красного змея (от 1 до 241)

Вы – начало всему, легко загораетесь новым. Вы пастырь и гостеприимный хозяин, к которому все тянутся. Ваш минус – неумение доводить дела до конца. День начала любого проекта

Печать белого ветра (от 2 до 242)

Вы чахнете без общения. Вы медиум, коммуникатор, цель которого – передавать информацию. Но учитесь и слушать, а не только говорить. Нужно кого-то в чем-то убедить? Сделайте это сегодня.

Печать синей ночи (от 3 до 243)

Ночь бездонна, она не знает границ, так же, как не хотите их знать вы. Вам нужно быть всюду, все уметь, все попробовать. Так не ограничивайте себя. День открытых возможностей. Оглянитесь – они повсюду

Печать желтого семени (от 4 до 244)

Вы практичны и «заземлены». В вашей жизни должна быть конкретная цель и путь к ней, по которому вы способны сделать миллион шагов – больше, чем кто-либо другой. День практичной осторожности. Действуйте постепенно, не рискуйте

Печать красной змеи (от 5 до 245)

Знание – ваша сила, а рационализм – ключ к счастью и гармонии. Слушайте голову, а не сердце. День принятия решений

Печать белого моста между мирами (от 6 до 246)

Вы всегда ищете новые возможности, обожаете риск. Любите шутить со смертью. Между комфортом и дорогой всегда выбирайте дорогу. День шага в неведомое

Печать синей руки (от 7 до 247)

Вам суждена яркая, интенсивная жизнь, большие свершения. Вы человек не слова, а дела. И очень важно, чтобы вы горели своим делом. День конкретных дел. Работайте – и вас ждет отличный результат

Печать желтой звезды (от 8 до 248)

Говорят, красота спасет мир. И знаете, это зависит от вас. Потому что именно вы способны видеть красоту во всем, а также творить ее. День наведения красоты

Печать красной луны (от 9 до 249)

Чистота, прямота, честность – девиз вашей жизни. А еще она должна течь тихо и величаво, как широкая река в лунном свете. Доверяйте интуиции. День душевной и физической чистоты.

Печать белой собаки (от 10 до 250)

Привязанность, любовь, секс – вот стихия, окунувшись в которую вы найдете свое предназначение. Ради любви вы нарушите не одно табу. Осторожнее! День страсти.

Печать синей обезьяны (от 11 до 251)

Вы прирожденный игрок и не можете воспринимать жизнь всерьез. Юмор и ирония – ваш щит и меч. День веселья.

Печать желтого человека (от 12 до 252)

Вы – душа компании, не мыслите себя без друзей, родных, связей, но важно, чтобы свою дорогу вы выбирали сами. День больших собраний.

Печать красного небесного странника (от 13 до 253)

Любознательность и страсть к приключениям – ваша натура. Духи свободы, открытий, перемены мест – вот кому вам следует поклоняться. День поездок и путешествий.

Печать белого колдуна (от 14 до 254)

Ваша магия – предчувствовать момент и видеть то, что не видят остальные. Прислушивайтесь к внутреннему голосу и сами создавайте свой мир. День доверия. Общайтесь с тем, с кем нужно укрепить отношения.

Печать синего орла (от 15 до 255)

Вы – аналитик, обладаете глобальным видением. Перед вами – масса возможностей. Только сдерживайте хоть иногда тщеславие. День анализа и планирования.

Печать желтого воина (от 16 до 256)

Прямодушие, честность, следование правилам – ваш конек. Но не забывайте и о чувствах! Только когда сердце заполнится – ваш бой будет окончен. Сегодня ведите борьбу по правилам, если хотите победить.

Печать красной земли (от 17 до 257)

Вы – победитель. Не стойте бездейственно, увлекайте за собой других. Для самой великой победы вам нужно совсем немногое – доверять людям. День, успешный во всех отношениях, особенно для бизнеса, выступлений.

Печать белого зеркала (от 18 до 258)

Вы живете «здесь и сейчас». Все вокруг влияет на ваше настроение, и затем как зеркало вы отражаете его вовне. Вы формируете атмосферу вокруг. День тихих спокойных занятий, внутреннего диалога с собой.

Печать синего шторма (от 19 до 259)

Вы не способны усидеть на месте, вы – вихрь, который несет с собой перемены. Постоянное саморазвитие – смысл вашей жизни. День великих перемен. Переезд, свадьба, разрыв отношений, новая стрижка – дерзайте, и Вселенная вас удивит!

Печать желтого солнца (от 20 до 260)

Вы ярче всех цените жизнь, глубже всех чувствуете любовь. Вы – солнце, вас обожают. Но помните, где власть над умами, там и ответственность. Очень счастливый день.

Такое трактование чисел и дат предлагает календарь Майя.

Немного о самой цивилизации индейцев майя

Многие ученные предполагают, что предками индейцев майя могли быть жители Атлантиды или Древнего Египта. Они стали известны благодаря своей письменности, искусству, строительству, математическим и астрономическим знаниям.

Первые записи этих народов были обнаружены в 700 году. В качестве букв при письме использовались иероглифы, которые не расшифрованы до сих пор. Из всех открытий стало известно, что всего у Майя было 800 различных знаков, которые обозначали слоги. Майя пользовались двадцатеричной системой счета. Ноль обозначался как пустая раковина улитки. Это же обозначение применяли для знака бесконечности.

Среди этого народа был особенно популярен ритуал кровоиспускания, так как майя считали, что в крови человека находится вся сила и энергия человека. Большое распространение имели человеческие жертвоприношения.

Майя строили свои города из камня, которые стояли тысячи лет. Некоторые из них сохранились до наших дней и находятся под охраной ЮНЕСКО (Паленке, Ушмаль в Мексике, Копан в Гондурасе и другие). Территории древней цивилизации находятся на месте современной Мексики. Во время раскопок было найдено тысяча городов и три тысячи деревень.

Среди ученых имеется два мнения исчезновения цивилизации майя:

1. Экологическая катастрофа – быстро растущее население майя столкнулось с проблемами истощения почв, нехватки ресурсов, недостаток воды.

2. Неэкологические последствия – заключаются в том, что народ майя мог быть захвачен, истреблен какой-то эпидемией, или возможными климатическими условиями.

Сегодня предки майя остались на Юкатане, в Белизе, Гондурасе и Гватемале. Их численность равна около шести миллиона человек. Большая часть их приняла христианство, но традиции и верования коренных племен не были вытеснены. Коренные народы имеют своего религиозного покровителя и отличаются от других народностей своими костюмами.

Надеюсь вы узнали, что-то новое о цивилизации Майя, их календаре и вашей причастности к этому. Календарь Майя существует, как факт, а уж как его толковать, верить или нет это дело каждого человека лично.

Удачи и Всех Благ!

miruspehinfo.ru

История возникновения календаря майя - блог компании А-формат

Календарь майя – обобщенное название системы календарей, созданных индейцами цивилизации майя доколумбовой эпохи. Данной системой счисления времени пользовались (уже после майя) ацтеки, тольтеки, масатеки и другие Центральноамериканские народы.

В настоящее время возродился интерес к календарю племени майя, поскольку система, по мнению знатоков древней истории, была посвящена не только определению прошедшего времени, но и предсказанию будущих событий. Другими словами, ритуальный календарь индейцев – не просто знакомый всем нам хронограф в виде настенного и карманного календаря, а целая наука, изучающая обширные циклы времени.

Календарь майя – описание и общие сведения

Немного об истории календаря майя. Сами индейцы считали, что древний календарь подарен им божественными существами, сошедшими на Землю в незапамятные времена. Существовало две разновидности летоисчисления:

  • Цолькин (ритуальный календарь);
  • Хааб (гражданский календарь).

Хааб использовался для сельскохозяйственных нужд, его цикл состоял из 365 дней – примерное время полного обращения нашей планеты вокруг солнца. Другое название системы – солнечный календарь. Год делился на 19 месяцев. 18 из них состояло из 20 суток, один месяц – из 5 суток (так называемых «дней без имен»). Хааб предназначался для проведения полевых работ и применялся в повседневной жизни.

Ритуальный календарь индейцев майя (Цолькин) длился 260 дней. Он состоял из периодов длительностью 20 и 13 дней, которые сменяли друг друга. Каждый день имел собственное название и соответствующий символ – солнечную печать. Индейцы объединяли оба календаря в один, которые именовался «календарный круг».

Загадки календаря майя

Как выглядит календарь майя, представляет себе, наверное, каждый человек: это каменный круг, разграниченный на сектора. Календарь демонстрирует глубокое знание астрономических циклов. Оказывается, древние индейцы вычислили практически точную длительность солнечного года – 365, 242 суток. Ученые считают, что для таких точных вычислений майя потребовалось бы около 10 000 лет постоянных наблюдений. Однако период существования данной цивилизации – всего 3 500 лет. Как древним астрономам удалось получить такие достоверные сведения о небесных циклах, остаётся загадкой.

Дополнительно к двум вышеупомянутым календарям у индейцев существовал и третий – так называемый «календарь длинного счета». Он предназначался для больших интервалов времени. Длительность одного полного цикла – 5125 лет. Текущий цикл начался за 3224 лет до н.э. и закончился в 2012 году. Помимо цикла длиною в 5 тысяч лет, в календаре упоминается ещё более длинный цикл, продолжительность которого – 26 000 лет. Ученые связывают данный период с циклом галактического выравнивания.

Конец календаря майя означает не просто окончание одного цикла и дебют другого – он предполагает полное уничтожение существующей в данном временном периоде цивилизации. Нынешний цикл – уже пятый. Предыдущие, как утверждает история майя, окончились соответственно землетрясениями, ураганами, извержениями вулкана, потопом. Пятый цикл должен был закончиться движением орбиты Земли и эволюционным скачком.

Поскольку в 2012 году никаких особых катаклизмов не случилось, предсказания календаря майя следует либо считать ошибочными, либо понимать конец цивилизации в метафорическом смысле – как окончание сугубо материалистического периода в истории человечества и устремление к духовному развитию.

Мнение экспертов

Цивилизация майя перестала существовать более тысячи лет назад. Причина её исчезновения неизвестна. Часть историков считает, что эту древнюю культуру погубили междоусобные войны, другие высказывают гипотезу, что гибель майя вызвана природными катаклизмами. Коренные жители Центральной Америки оставили потомкам лишь каменные пирамиды, письменность и свидетельства обширных знаний астрономии и математики.

Исследователи считают, что истинное значение календаря майя связано с естественными ритмами энергии во Вселенной. Если рассмотреть дату своего рождения в системе ритуального календаря Цолькин, можно определить название дня и его солнечную печать. В хронологии майя каждый день считается уникальным и имеет собственное послание и предназначение. Можно найти информацию по каждому дню и попытаться соотнести естественные ритмы космоса с событиями конкретной человеческой жизни. Календарь майя даёт человеку шанс перейти от чисто материального подхода к духовному и интуитивному.

На физическом плане данная система счисления полностью согласуется с циклами движения больших и малых небесных тел. Индейцы составляли не только подробные звездные карты, но и предсказывали затмения солнца и луны. Кроме того, они заранее знали о глобальных войнах, вспышках мирового терроризма и других событиях, имевших влияние на историю человечества.

a-format.ru

Какую судьбу вам предсказали мудрые индейцы

Наверное, не существует человека, который не слышал бы о древней цивилизации Майя. Мудрые ацтеки не только напророчили нам конец света, но и оставили кое-какую надежду – руководство по определению своего жизненного пути и внутренней энергии.

Для того, чтобы понять, кто ты есть, надо произвести несложные математические расчеты. Узнать свой Кин Судьбы и Печать рождения – звучит, конечно, очень загадочно.

Ну что ж, перейдем к делу. Все, что вам сейчас понадобится – ваша дата рождения и таблицы расчетов Майя.

Сначала установите свое число года. Если вы родились 26 июля или после, число будет таким же, как и год вашего рождения. Если до – от вашего реального года рождения отнимите единицу. Теперь отыщите слева полученный год рождения – справа ему будет соответствовать число года рождения, оно нам и нужно.

1961, 2013, 2065 – 164

1960, 2012, 2064 – 59

1959, 2011, 2063 – 214

1958, 2010, 2062 – 109

1957, 2009, 2061 – 4

1956, 2008, 2060 – 159

1955, 2007, 2059 – 54

1954, 2006, 2058 – 209

1953, 2005, 2057 – 104

1952, 2004, 2056 – 259

1951, 2003, 2055 – 154

1950, 2002, 2054 – 49

1949, 2001, 2053 – 204

1948, 2000, 2052 – 99

1947, 1999, 2051 – 254

1946, 1998, 2050 – 149

1945, 1997, 2049 – 44

1944, 1996, 2048 – 199

1943, 1995, 2047 – 94

1942, 1994, 2046 – 249

1941, 1993, 2045 – 144

1940, 1992, 2044 – 39

1939, 1991, 2043 – 194

1938, 1990, 2042 – 89

1937, 1989, 2041 – 244

1936, 1988, 2040 – 139

1935, 1987, 2039 – 34

1934, 1986, 2038 – 189

1933, 1985, 2037 – 84

1932, 1984, 2036 – 239

1931, 1983, 2035 – 134

1930, 1982, 2034 – 29

1929, 1981, 2033 – 184

1928, 1980, 2032 – 79

1927, 1979, 2031 – 234

1926, 1978, 2030 – 129

1925, 1977, 2029 – 24

1924, 1976, 2028 – 179

1923, 1975, 2027 – 74

1922, 1974, 2026 – 229

1921, 1973, 2025 – 124

1920, 1972, 2024 – 19

1919, 1971, 2023 – 174

1918, 1970, 2022 – 69

1917, 1969, 2021 – 224

1916, 1968, 2020 – 119

1915, 1967, 2019 – 14

1914, 1966, 2018 – 169

1913, 1965, 2017 – 64

1912, 1964, 2016 – 219

1911, 1963, 2015 – 114

1910, 1962, 2014 – 9

Теперь нужно установить число месяца рождения. Обратите внимание, что для ряда чисел в июле – свое число месяца.

25.07 – 104

26.07 – 0

27.07 – 1

28.07 – 2

29.07 – 3

30.07 – 4

31.07 – 5

Август – 5

Сентябрь – 36

Октябрь – 66

Ноябрь – 97

Декабрь – 127

Январь – -102

Февраль – -71

Март – -43

Апрель – -12

Май – 18

Июнь – 49

Июль – 79

Теперь сложите три числа: число года, месяца и число дня рождения – так вы получите Кин Судьбы. Если он больше 260, то отнимите 260. Если он меньше или равен нулю, то прибавьте 260. Полученное число будет означать ваш Кин Судьбы.

Для наглядности рассчитаем Кин Судьбы Леонардо ДиКаприо,

который родился 11 ноября 1974 года:

Число года – 229,

Месяц – 97,

Дата рождение – 11.

Кин Судьбы: 229 + 97 + 11 = 337

Из 337 вычитаем 260 и получаем 77.

Ему соответствует Печать красной змеи.

Характеристика вашего Кина Судьбы по календарю Майя:

Промежуточные числа формируются путем прибавления 20- ок к предыдущему.

Печать красного змея (от 1 до 241)

Вы тот, кто должен начинать все новое. Придумывайте и создавайте, не стесняйтесь себя и проявляйте инициативу. Будьте великодушны – это ваш конек.

Печать белого ветра (от 2 до 242)

Вы тот, кто много говорит, но мало слушает. Передавайте информацию, но не забывайте тщательно изучить то, что собираетесь сообщить миру. Убеждайте, вас должны слушать.

Печать синей ночи (от 3 до 243)

Вы тот, кому тесно в рамках и схемах. Ориентируйтесь наобум, пробуя возможности, рассыпанные вокруг вас. Не заставляйте себя жить по правилам, вы – по-настоящему свободный человек!

Печать желтого семени (от 4 до 244)

Стабильность – ваше второе имя. Вы создаете себе цель и идете к ней – упорно и последовательно. Никакого риска, только трезвый расчет. Вы король выносливости и напористости.

Печать красной змеи (от 5 до 245)

Вы тот, кто думает головой, а не сердцем. Вам разум – штука очень точная, на него можно положиться. Принимайте собственные решения, не идите на поводу у эмоций.

Печать белого моста между мирами (от 6 до 246)

Вы тот, кому претит скука и бездействие. Ваша душа жаждет дальних дорог и странствий, а сердце – жарких страстей. Не лишайте себя удовольствия, пускайтесь в пляс с жизнью!

Печать синей руки (от 7 до 247)

Вы тот, кто привык делать, а не говорить. Ваша жизнь тогда наполнена смыслом, когда вы работаете. Делайте только то, к чему лежит ваша душа – и успех не заставит себя долго ждать.

Печать желтой звезды (от 8 до 248)

Красота внутри вас, и вы это знаете. Показывайте окружающим, как прекрасен этот мир, и вы достигнете блаженства. Вы как никто другой умеете увидеть суть и гармонию мира.

Печать красной луны (от 9 до 249)

Вы тот, кого называют честным и чистым. Будьте в согласии с собственной совестью, прямо заявляйте о своих мыслях и желаниях, и награды не заставят ждать. Ваша интуиция тем ярче, чем яснее ваши помыслы.

Печать белой собаки (от 10 до 250)

Вы тот, кто знает, что такое любовь и привязанность. Страсть и высокие чувства известны вам в полной мере. Любите, испытывайте яркие эмоции, а этом – ваше я.

Печать синей обезьяны (от 11 до 251)

Вы человек, который понимает, что жизнь – это игра. Вы можете показать всем и в первую очередь – самому себе, что нет ничего такого, над чем нельзя посмеяться.

Печать желтого человека (от 12 до 252)

Вы тот, кто, заручившись поддержкой родных и близких, сам выберет свой путь. Полагаясь на окружение, вы принимаете самостоятельные решения, и в этом ваша сила.

Печать красного небесного странника (от 13 до 253)

Вы – само непостоянство, искатель приключений. Вы не из тех, кто будет сидеть на одном месте. Перемена мест и странствия – ваше все.

Печать белого колдуна (от 14 до 254)

Природа наградила вас сильнейшей интуицией: вы видите то, что не подвластно окружающим. Ищите людей, которым вы могли бы доверить ваше знание. Общайтесь с теми, кто достоин этого.

Печать синего орла (от 15 до 255)

Вы тот, кто может беспристрастно оценить ситуацию, человека. В ваших руках – миллион возможностей. Остерегайтесь чрезмерного тщеславия, планируйте жизнь и помогайте в этом другим.

Печать желтого воина (от 16 до 256)

Вы отважны и сильны духом. Все ваши победы – результат честного боя, который вы ведете по всем правилам. Помните о том, что эмоции скрашивают жизнь, не полагайтесь только лишь на разум.

Печать красной земли (от 17 до 257)

Это печать победителя! Стройте свою жизнь, семью, дело – люди должны доверять вам. Не бойтесь проявить инициативу – вы тот, кому это удается лучше других.

Печать белого зеркала (от 18 до 258)

Вы тот, кого называют интровертом. Все влияет на вас, и вы влияете на все. Внутри вас – огромный океан, в котором бушуют эмоции – с помощью них вы формируете атмосферу вокруг.

Печать синего шторма (от 19 до 259)

Для вас крайне важно меняться, не оставаясь на месте. Совершайте что-то новое каждый день, не оборачиваясь в прошлое и не смотрите на других. Решайтесь!

Печать желтого солнца (от 20 до 260)

Вы тот, кого все любят. Помните, что являясь примером для подражания, вы несете большую ответственность перед теми, кто поклоняется вам.

horoscopes.rambler.ru

Общие сведения о структуре календаря

Календарь майя очень сложен и использовался вовсе не только для удовлетворения практических нужд, таких как определение времени начала очередного земледельческого сезона. Следует помнить, что представления народов древности о времени порой в корне отличались от наших современных. Мы привыкли воспринимать время абстрактно, как неизменную последовательность часов, дней, месяцев и лет. Оно необходимо, прежде всего, для организации нашего жизненного распорядка. Но для народов доколумбовой Мезоамерики течение времени было одним из важнейших проявлений установленного богами космического порядка. С помощью календаря боги, создавшие вселенную и жизнь на земле, выражали свою волю. В майяских текстах различных эпох, начиная с царских надписей классического периода и вплоть до книг Чилам Балам, неоднократно проводятся параллели между историческими событиями, которые могли быть отдалены друг от друга на столетия и даже тысячелетия, но произошли в похожие календарные даты.  

Для культур Мезоамерики характерно сосуществование нескольких различных способов счета времени. Вероятно, такое разнообразие также объясняется верой в одушевленность пространства и отношением к календарю как форме влияния сверхъестественных сил на жизнь и судьбу человека. Украинский исследователь В. Талах по этому поводу пишет следующее: «для человека древней эпохи время имеет разные качества в разные свои моменты: в них действуют различные силы, есть дни и часы благоприятные и зловещие, в одни можно заниматься определенными делами, а в другие – нет… Поэтому цель древних календарей, среди которых календарь майя – не исключение, не столько определить количество времени, прошедшее между определенными событиями, сколько установить его качество, могущественные естественные и сверхъестественные силы (для древнего человека принципиальной разницы между ними не существовало), действующие в то или иное мгновение. А поскольку таких сил в мире майя было много, то и системы определения их влияния во времени должны были быть многочисленными».[i] К сказанному можно лишь добавить, что разнообразие календарей в значительной степени проистекает из многофункциональности времени как такового. Время можно с одинаковым успехом измерять ритуальными событиями, земледельческими сезонами, наконец, жизненным циклом отдельного человека. Любой из этих подходов имеет право на существование. Даже в нашем обществе единый григорианский календарь по факту выполняет разные функции, с его помощью мы устанавливаем даты государственных и религиозных праздников, определяем время для посева урожая, отмечаем дни рождения и годовщины брака. При желании для каждой из этих целей нетрудно создать особую систему счета времени.

 В качестве базовых элементов календарной системы майя выступают 13-суточная неделя и 20-суточный месяц. Числа 13 и 20 играли особую сакральную роль в мезоамериканской космологии. Судя по источникам колониального времени, число 13 ассоциировалось с уровнями неба, на каждом из которых правило особое божество. В свою очередь, число 20 – это основа двадцатеричной системы счисления, но также олицетворение человеческого тела (у людей двадцать пальцев). Сочетание чисел 13 и 20 еще раз подчеркивало сакральный характер календаря, его тесную связь с религией, космологией и жизненным циклом человека.[ii]

Каждому из двадцати дней месяца майя дали свое особое название, а его позицию в рамках недели обозначали цифрами от 1 до 13.[iii] То есть, если неделя начиналась со дня 1 Имиш, то за ним следовали дни 2 Ик’, 3 Ак’баль и так вплоть до 13 Бен. После тринадцатого дня начиналась новая неделя, но счет двадцати дней месяца продолжался в прежнем порядке: 1 Хиш, 2 Мен, … 7 Ахав, 8 Имиш, 9 Ик’ и так далее. При такой системе даты с одинаковым числом и названием повторяются через каждые 260 дней, образуя календарный цикл, которому исследователи дали условное название цольк’ин, что в переводе с юкатекского языка майя означает «порядок дней».[iv] На иллюстрации ниже представлены иероглифы и названия каждого из двадцати дней цольк’ина. Обратите внимание, что все знаки заключены в особый «картуш». В иероглифической письменности он никак не читался и применялся исключительно с целью показать, что перед нами название календарного дня. Вне картуша значение знака могло меняться, например, иероглиф дня Кавак в остальных случаях использовался для обозначения логограммы TUUN и слога ku.[v]

Иероглифы дней цольк’ина. Прорисовки Д. Стюарта.

Как уже отмечалось выше, цольк’ин был неразрывно связан с космологией и религией майя. По предположению Ю. Кнорозова, каждый небесный бог ассоциировался с одним из дней тринадцатидневной недели.[vi] До прихода испанцев 260-дневный цикл широко использовался по всей Мезоамерике, с ним были связаны попытки жрецов предсказать характер и судьбу человека на основании даты его рождения. Францисканский монах Б. де Саагун в своей фундаментальной «Всеобщей истории Новой Испании» подробно описывает различные качества дней ацтекского календаря. Дни делились на благоприятные и неблагоприятные для человека. Например, считалось, что люди, родившиеся в день Оме Точтли («2 Кролик») предрасположены к пьянству, а вот под знаком Се Шочитль («1 Цветок») рождались веселые, талантливые мужчины и большие рукодельницы среди женщин. Для предсказания судеб ацтекские жрецы и прорицатели пользовались особыми рукописными альманахами, известными как «книги дней». С их помощью можно было быстро получить всю информацию о богах и силах, связанных с соответствующей позицией 260-дневного календаря. Любопытно, что для обеспечения счастливой судьбы ребенка его родители и жрецы прибегали к ухищрениям. Если малыш родился в благоприятный день, обряд ритуального купания и назначения его знака проводился немедленно, для родившихся же в плохие дни церемонию могли отложить до наступления положительной позиции календаря.[vii]

Страница 11 из ацтекского Бурбонского кодекса со знаками дней ритуального 260-дневного цикла. Дни изображены внизу и колонкой справа. Покровительствует 13 тресене богиня Тласольтеотль, изображенная в левом верхнем углу.

В случае майя мы, к сожалению, не имеем в классический или ранний колониальный период столь подробных письменных источников, которые проливали бы свет на способы предсказания судьбы по цольк’ину. Тем не менее, не подлежит сомнению, что майя разделяли общее для народов Мезоамерики представление о существовании благоприятных и неблагоприятных дат 260-дневного цикла. Причем влияние календаря вовсе не ограничивалось плохим или хорошим днем рождения, с его помощью регулировались самые разные аспекты жизни и деятельности общины. В данном случае на помощь приходят полевые исследования этнографов среди народностей языковой семьи майя, обитающих в горной Гватемале, в частности киче и какчикелей. В этом регионе 260-дневный календарь использовался очень долго, а среди некоторых общин в практически неизменном виде сохранился вплоть до настоящего времени. По календарю устанавливали время посадки и сбора урожая, продажи земли и осуществления прочих сделок, вступали в брак, давали имена детям и предсказывали болезнь или даже момент смерти.[viii]

Как и их коллеги из Центральной Мексики, календарные жрецы майя-киче умели определять качества каждого дня и связанного с ним числового коэффициента. Киче и какчикели давали своим детям имя календарного дня, в который те родились. Все двадцать дней месяца имели своих богов, которые, сменяя друг друга, поочередно правили в мире. Соответственно, любой семейный или общинный религиозный обряд был, так или иначе, связан с календарем. В «хорошие» дни проводились праздничные церемонии, а в «плохие» - защитные. Хорошими днями, например, считались благоприятный для просителей Ких (юкатекский Маник’) или Э (Эб), день заключения брака. В плохие, враждебные к людям дни, такие как Имош (Имиш) или Кан (Чикчан), календарные жрецы обращались к духам с молитвами и совершали ритуальные подношения, защищаясь тем самым от воздействия разрушительных сил вселенной. Существовали и «средние» по своим качествам, индифферентные дни.[ix]   

Помимо 260-дневного цикла в Мезоамерике использовался более сходный с нашим собственным 365-дневный календарь солнечного года, который майя называли хааб. Если цольк’ин имел, прежде всего, ритуальное, мистическое значение, то солнечный год был необходим для решения более практических целей, таких как организация земледельческих работ и церемоний. В некоторых общинах майя хааб до сих пор используется как «гражданский календарь».[x] Он состоит из восемнадцати 20-дневных месяцев, к которым в конце года добавляются еще пять дней, иногда объединяемые в короткий месяц Вайеб, а иногда именуемые просто «днями без названия». Понятие високосного года у майя отсутствовало, что неизбежно вело к постепенному отклонению хааба от реального астрономического времени. Каждый день нумеровался в пределах своего месяца, то есть, например, за днем 1 Йашк’ин следует 2 Йашк’ин и так до 19 Йашк’ин. Двадцатый день майя называли  «восседанием» или «установлением» нового месяца, поэтому его более корректно обозначать не 20 Йашк’ин, а 0 Моль. Термин «восседание», который в текстах классического периода использовался для обозначения воцарения правителя, вероятно, указывает на то, что майя воспринимали месяцы не просто как отрезки времени, а как сменяющих друг друга живых существ.[xi] Как и в случае с днями цольк’ина, традиционно майянисты используют юкатекские обозначения месяцев хааба, хотя они существенно отличаются от названий, зафиксированных в монументальных надписях классического периода.

Иероглифы месяцев хааба. Прорисовки Д. Стюарта.

Д. де Ланда оставил нам подробное описание месяцев солнечного года, связанных с ним празднеств и церемоний. Он отмечает, что новый год у майя Юкатана начинался летом, в день 1 Поп. Далее для наглядности приведем выдержку из рассказа Ланды о праздниках: «В один из дней этого месяца Мак пожилые люди и старики справляли праздник Чаков, богов хлебов, и Ицамны. За день или два раньше они устраивали следующую церемонию, которую называли на своем языке Туп’-К’ак’ (Tuppkak). Разыскав всех животных и пресмыкающихся полей, которых можно найти в этой земле, они собирались с ними во дворе храма, где помещались чаки и жрец, сидевшие по углам, как обычно при изгнании демона, с несколькими кувшинами воды, которые приносили каждому из них. В середине ставили стоймя большой пучок связанных сухих прутьев. Сжегши сначала курение в жаровне, поджигали прутья, и когда они пылали, щедро вырывали сердца птиц и животных и бросали их сгореть в огонь. Если не могли достать крупных животных, как тигры, львы или ящеры, они делали их сердца из своего курения, но если убивали, приносили их сердца в этот огонь. Сжегши все сердца, чаки тушили огонь водой из кувшинов. Это они делали, чтобы этим и последующим праздником добиться хорошего года с дождями для хлебов. Затем справляли праздник. Этот праздник справляли отлично от других, ибо для него не постились, кроме устраивающего (el munidor) его, который постился своим постом. Когда доходило до справления праздника, собиралось население с жрецом и служителями во дворе храма, где был сделан курган из камней со ступеньками, все очень чистое и украшенное зеленью. Жрец давал курение, приготовленное для устраивающего [праздник], который сжигал его в жаровне и таким образом, говорят они, изгонял демона. Сделав это с обычным благоговением, они натирали первую ступень каменного кургана тиной колодца, а остальные ступени голубой мазью и начинали многие воскуривания и призывали Чаков и Ицамну своими молитвами и священнодействиями, и подносили свои дары. Окончив это, они веселились, съедая и выпивая приношения, оставаясь уверенными в хорошем годе благодаря своим обрядам и призываниям».[xii]

Одновременное использование двух календарей означает, что каждый день имел свое особое обозначение и по цольк’ину, и по хаабу, например, 8 Имиш 4 Йашк’ин, 9 Ик’ 5 Йашк’ин и т. д. Такие «двойные» даты повторяются через каждые 18 980 дней или примерно 52 года. Этот промежуток получил название «Календарного круга» и широко использовался в Мезоамерике как одна из систем счета времени.

Календарный круг идеально подходит для фиксации небольших периодов времени в несколько лет или десятилетий. Но его трудно использовать при описании событий, которые имели место тысячу или даже сто лет назад, поскольку в этом случае даты будут повторяться. Поэтому помимо цольк’ина, хааба и Календарного круга майя использовали в своих календарно-хронологических записях систему абсолютного отсчета времени, которую исследователи назвали «Долгим счетом». Она показывает, сколько времени прошло от определенной начальной точки, и обычно представляет собой последовательность из пяти периодов: четырехсотлетий, двадцатилетий, 360-дневных лет, двадцатидневок и дней.[xiii] Долгий счет принято сокращенно записывать цифрами через точку, например, запись 9.8.9.13.0 означает, что после «нулевой даты» прошло 9 четырехсотлетий, 8 двадцатилетий, 9 лет, 13 двадцатидневок и 0 дней. Точкой отсчета в данном случае выступает мифологический день начала новой космической эпохи, который по григорианскому календарю соответствует 13 августа 3114 года до нашей эры. Если мы добавим к нему перечисленные выше периоды, то получим, что дата 9.8.9.13.0 соответствует 26 марта 603 года нашей эры. Таким образом, с помощью подобной системы можно надежно зафиксировать во времени практически любую историческую или легендарную дату. Именно благодаря тому, что в классический период майя тщательно фиксировали Долгий счет на своих монументах, мы имеем сегодня возможность восстановить последовательность и хронологию событий с точностью до дня, когда они происходили.

Иероглифы периодов Долгого счета (простая и лицевая форма). Прорисовки Д. Стюарта.

Нетрудно заметить, что в основе механизмов Долгого счета лежит все та же двадцатеричная система счисления. Двадцать дней образуют двадцатидневку, двадцать лет – двадцатилетие, а двадцать двадцатилетий – четырехсотлетие. Таким образом, каждый следующий период состоял из двадцати единиц предыдущего. Единственное исключение из этого правила – это 360-дневный год, известный также как тун или ха’б (не стоит смешивать его с 365-дневным солнечным годом, о котором говорилось выше), включающий не двадцать, а восемнадцать двадцатидневок. Он имеет весьма отдаленное отношение к подлинному астрономическому году и, видимо, стал частью Долгого счета из соображений нумерологического символизма.[xiv]

В иероглифических надписях майя все три календаря использовались одновременно. Как правило, монументальная царская надпись классического периода начинается с определенной стандартной последовательности иероглифов, которую выдающийся майянист XIX века А. Модсли назвал «Начальной серией». Она включает так называемый «вводный иероглиф», запись даты первого события по Долгому счету и Календарному кругу, а также ряд дополнительных характеристик даты, например, количество дней, прошедших от последнего новолуния или число суток в текущем лунном месяце.[xv] После Начальной серии в остальной части текста записи Долгого счета встречаются редко, в основном при упоминании окончаний важных календарных периодов. Обычно последующие события датировались по Календарному кругу и связывались между собой с помощью интервальных чисел – указаний промежутка времени, прошедшего после одной даты до другой. Интервальное число состояло из тех же хронологических периодов, что и Долгий счет, но, как правило, они записывались в обратном порядке, от меньшего к большему. В качестве примера приведем цитату из текста на главной панели «Храма креста» в Паленке: «[В день] 4 Ахав 8 Бишо’хль (13 августа 3114 года до нашей эры) окончилось тринадцатое четырехсотлетие. 2 дня, 9 двадцатидневок, 1 год [прошли с тех пор]… сошел с небес (бог) Ху’н-Йе’-Нааль в день 13 Ик’ Конец Поры [месяца] Моль (5 февраля 3112 года до нашей эры)…».[xvi] Мы видим, что два мифологических события датированы по Календарному кругу и связываются друг с другом через интервальное число.

Дата Начальной серии на стеле E из Киригуа. Прорисовка Э. Хантер.

Если мы сравним все эти календари между собой, легко заметить, что цольк’ин, хааб и Календарный круг базировались на идее цикличности, повторяемости времени. Долгий счет, на первый взгляд, представлял собой совершенно противоположную и более привычную для нас модель линейного счета времени от начальной точки. Однако на самом деле в его основе лежат более сложные механизмы. Стандартный пятичленный Долгий счет, использовавшийся для датировки большинства монументальных надписей – это лишь сокращенный вариант гораздо более масштабной системы фиксации времени. На стелах 1 и 5 из городища Коба сохранились уникальные записи даты 13 августа 3114 года до нашей эры в виде последовательности из двадцати четырех периодов Долгого счета. Таким образом, к обычному Долгому счету были добавлены еще девятнадцать единиц измерения времени, и в полной форме дата начала новой космической эпохи приняла вид 13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.0.0.0.0. Если исходить из того, что в данной полной записи работает уже известная нам модель, и каждый следующий период равняется двадцати предыдущим, то мы получаем поистине астрономические цифры, значительно превышающие возраст вселенной по оценкам современных ученых.[xvii] По сути, можно сказать, что в представлениях древних майя космос существовал вечно и проходил через этапы обновления. Эпоха, начавшаяся 13 августа 3114 года до нашей эры, представляет собой лишь один из таких циклов. В иероглифических текстах из Паленке и других городищ упоминаются предшествовавшие ей мифологические события.

Тыльная сторона стелы 1 из Кобы. Прорисовка Я. Грэхэма.

Разразившийся в IX-X веках нашей эры кризис цивилизации классического периода  привел к тому, что майя прекратили устанавливать в своих городах монументы с датами Долгого счета. В дальнейшем и вплоть до испанского завоевания пальма культурного первенства перешла к царствам Северного Юкатана. Для счета времени там использовалась упрощенная система, которая получила название Короткого счета. Текущее двадцатилетие обозначали указыванием его последнего дня по цольк’ину и количеством полных лет, прошедших от начала двадцатилетия. Если датируемый день не совпадал с окончанием соответствующего года, для его уточнения приводилась дата Календарного круга. Например, текст на притолоке 1 из «Храма четырех притолок» в Чичен-Ице начинается датой Календарного круга 9 Ламат 11 Йаш, а далее указано, что шел тринадцатый год двадцатилетия, которое завершится в день 1 Ахав. Имея эту информацию, нетрудно рассчитать, что такой записи соответствует дата Долгого счета 10.2.12.1.8, 9 Ламат 11 Йаш (13 июля 881 года).[xviii]

В эпоху, непосредственно предшествующую конкисте, а также после завоевания счет времени вели по 20-летним и 24-летним к’атунам.[xix] В частности в книгах Чилам Балам содержатся так называемые «Хроники к’атунов», их хронология построена на указании дня цольк’ина, в который подходит к завершению соответствующий период. Например: «Вот пора, в которую случилось обнаружение этой прославленной области Бак’халаль: Четвертый Ахав. Второй Ахав. Тринадцатый Ахав – тот, когда упорядочены циновки. Шестьдесят лет они правили Прославленным, затем они вторглись сюда. Вот годы, которые они правили Бак’халалем, где лагуна. 60 испанских лет».[xx] Понятно, что такие урезанные датировки не позволяют определить время события с абсолютной уверенностью, так как дата окончания 20-летнего к’атуна по цольк’ину повторяется через каждые 256,25 лет.

Циклам повторяющихся к’атунов жрецы майя уделяли огромное внимание. Д. де Ланда приводит в своем сочинении рисунок «колеса к’атунов» (окружности, разделенной на сектора с обозначением дней цольк’ина), по которому местные индейцы ориентировались в больших периодах времени и осуществляли предсказания.[xxi] Из веры майя в существование у периодов времени своих богов-покровителей проистекал логичный вывод, что по календарю можно предопределить и предсказать ход истории. Считалось, что в двадцатилетия, которые заканчиваются одинаковым днем цольк’ина, должны происходить сходные события. Как убедительно показал Ю. Кнорозов, именно этим принципом руководствовались составители хроник в книгах Чилам Балам. Многие ключевые эпизоды истории постклассического Юкатана, в том числе разрушение Чичен-Ицы, были привязаны к окончаниям к’атунов 8 Ахав, чтобы создать параллель с падением Майяпана, которое также имело место в к’атун 8 Ахав (1441 год). Очевидно, что полагаться на такого рода искусственные датировки крайне трудно.[xxii]

«Колесо к’атунов». Рисунок в книге Чилам Балам из Кава.

После завоевания Юкатана и горной Гватемалы испанцами традиционный календарь стал одним из первых объектов для гонений со стороны инквизиции. В этом нет ничего удивительного, ведь, как мы видели, верования и религиозные обряды майя были теснейшим образом привязаны к циклам календаря. Свой рассказ о календаре майя Д. де Ланда предваряет специальным разъяснением: «Это все, [как] и остальные сведения об этих людях, я изложил здесь только с целью, чтобы они послужили предметом восхваления божественной доброты, которая терпела подобные [обычаи] и почла за благо исправить их в наши времена... Те, кто должны заботиться об этом, да способствуют и да помогут им, чтобы, по грехам этих людей или нашим, они не лишились поддержки, чтобы они не согрешили в начале и таким образом не возвратились к своему ничтожеству и блевотине ошибок; и не произошли бы у них дела худшие, чем прежние, при возвращении демонов в дома их душ, откуда мы с тяжелым трудом добились изгнания их, очистив и освободив их души от пороков и прежних дурных обычаев».[xxiii] Достойно восхищения, что, несмотря на все давние и недавние репрессии и гонения, традиционный календарь в наши дни не только сохранился, но и приобрел всемирную славу, стал одним из символов цивилизации майя.

[i] Талах В. М. Вступ… С. 115.

[ii] Ученые в частности давно обратили внимание на то, что 260-дневный календарный цикл приблизительно совпадает с периодом женской беременности. Смотрите: Stuart D. The Order of Days… P. 153-154.

[iii] В научной и популярной литературе традиционно используются юкатекские названия дней 20-суточного месяца, которые употреблялись майя Юкатана в XVI веке и поэтому хорошо известны с колониального времени. Они несколько отличаются от названий дней календаря у других групп майя и в надписях классической эпохи, хотя близки к ним и, видимо, восходят к общему прототипу. Смотрите: Stuart D. The Order of Days… P. 133.

[iv] Термин цольк’ин был предложен У. Гэтесом в 1921 году. В иероглифических надписях майя аутентичное название 260-дневного календарного цикла пока не обнаружено.

[v] Талах В. М. Вступ… С. 46.

[vi] Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. – М.-Л.: Издательство АН СССР, 1963. – С. 31.

[vii] Саагун Б. Общая история о делах Новой Испании, отрывки. Перевод с испанского и примечания А. Скромницкого. URL: http://www.indiansworld.org/sahagunhist.html

[viii] Weeks J., Sachse F., Prager C. Maya Daykeeping : Three Calendars from Highland Guatemala. – Boulder: University Press of Colorado, 2009. – P. 1.

[ix] Подробнее о качествах дней ритуального календаря киче смотрите: Weeks J., Sachse F., Prager C. Maya Daykeeping… P. 12-16. Сопоставление названий дней в календарях майя Юкатана и киче смотрите: Stuart D. The Order of Days… P. 320.

[x] Stuart D. The Order of Days… P. 155.

[xi] Stuart D. The Order of Days… P. 156-157.

[xii] Подробнее о различных календарных праздниках смотрите: Ланда Д. Сообщение… С. 177-191.

[xiii] В иероглифических текстах классического периода для обозначения этих промежутков времени использовалась следующая терминология: ки’н (день), виник (двадцатидневка), ха’б (год), виникха’б (двадцатилетие), пик (четырехсотлетие), т’анпик (цикл из 8 тысяч лет), цуцпик (цикл из 160 тысяч лет). Позднее майя Юкатана называли двадцатилетие к’атун и на основе этого термина ранними майянистами были разработаны искусственные обозначения бак’тун (четырехсотлетие), пиктун (цикл из 8 тысяч лет), калабтун (цикл из 160 тысяч лет), которые никогда не употреблялись самими майя, но по устоявшейся традиции продолжают использоваться в научной литературе.

[xiv] Stuart D. The Order of Days… P. 168.

[xv] Подробнее об элементах дат Начальной серии смотрите: Талах В. М. Вступ… С. 115-126.

[xvi] Полюхович Ю. Ю. Полiтико-династична історія держави майя Баакаль за матеріалами корпусу епіграфічних джерел Паленке (Лакамха’): дис. … кандидата іст. наук: 07.00.03. – Київ, 2012. – С. 298.

[xvii] По подсчетам Д. Стюарта, при сложении всех периодов Долгого счета, зафиксированных на стелах из Кобы, получается промежуток времени в 10331233010526315789473684112000 дней или 28285978483664581446157328238631 год григорианского календаря. Смотрите: Stuart D. The Order of Days… P. 238-239.

[xviii] Талах В. М. Вступ… С. 128-129.

[xix] 24-летние к’атуны появляются юкатанских источниках с конца XVII века. Точное время их вхождения в обиход пока не установлено, но в рукописи Чилам Балам из Чумайеля прибытие испанцев на Юкатан в 1513 году датируется именно по 24-летнему счету. Смотрите: Талах В. Н. Юкатанские Хроники. URL: http://www.indiansworld.org/yucatan_chronicle.html

[xx] Там же

[xxi] Ланда Д. Сообщение… С. 192.

[xxii] Кнорозов Ю. В. Письменность… С. 48.

[xxiii] Ланда Д. Сообщение… С. 176-177.

www.indiansworld.org

Календарь майя, астрономия цивилизации майя, как воплощение времени и религиозных основ древних индейцев. | Календарь Майя, прогнозы и гороскоп майя на 2012 год, Нибиру и 21 декабря 2012, гороскоп на сегодня, майя 2012.

Индейцы Майя - чрезвычайно хорошие астрономы, производившие наблюдения, и делавшие точнейшие замеры движения Луны, Солнца, Венеры и Марса. Наивысшим достижением индейцев в астрономии по праву принято считать их календарь, основанный на сведениях и астрономических данных. Календарь индейцев майя с тысячелетней историей отличает небывалая точность в измерении длительных промежутков времени. Сегодня майянская система счета времени, календарь майя, более известна как Цолькин.

Из других научных открытий и знаний майя следует выделить письменный язык. Иероглифическая система письма древних майя являлась первым и единственным письменным языком на территории Америки вплоть до прибытия испанских конкистадоров.

До наших дней дошло около 10 тысяч всевозможных экспонатов,  принадлежащих цивилизации майя, и содержащих в себе тексты (есть среди них и Календарь индейцев майя), однако, в большинстве своем наследие майя представлено в виде всевозможных памятников, стел, керамической и глиняной посуды, не несущей особой ценности при изучении майянского языка, и культуры в целом. Также следует вспомнить уникальную математическую систему вычислений, в которой впервые было введено понятие нуля. Астрономия древности сильно отличается, от того чем занимаются современные исследователи. Без телескопов, трудно узнать об отдаленных планетах, природе звезд, и динамике вселенной, отразить это в календаре майя и безошибочно растолковать.

Календарь древних майя - тончайший астрологический инструмент.

Все же, используя наблюдения, сделанные невооруженным глазом, и измерения с использованием и элементарных устройств, астрономам удалось, то, что не смогли сделать другие древние цивилизации, а именно понять “природу” космоса, а главное, воплотить ее в системе более известной, как календарь майя. Возведенные еще в древности обсерватории майя, являлись основным инструментом в астрономических исследованиях индейцев, они позволяли проводить наблюдения за Солнцем, Луной и целыми созвездиями. Это позволило майя сотворить глубинный инструмент предсказаний космических явлений – календарь - гороскоп индейцев. Ярким представителем астрономических знаний майя является город Чичен-Ица, входящий в число ценнейших археологических памятников планеты. 

В центре города расположилась древняя астрономия, построенная еще в золотую эпоху майя (2-9 века нашей эры). Это круглая постройка, основой для которой служит платформа-фундамент квадратной формы. В здании располагается спиральная каменная лестница, ведущая к главной палате обсерватории. Палата является ничем иным, как обычной, непримечательной комнатой с несколькими окнами. При помощи этих абсолютно обыкновенных  окон астрономия майя совершала свои непостижимые открытия: измерения орбит и движений Луны, Солнца, Венеры, Марса, а главное Земли. В астрономии – гороскопе индейцев майя, как и в астрономии шумер, важную роль отыгрывала планета Венера. Древние астрономы наблюдали за этим небесным телом и делали заметки, которые впоследствии превратились в ценный сборник научных сведений, содержащихся в Дрезденской рукописи.

Астрономия майя содержит в себе точнейшие измерения циклов Венеры. Пять циклов по 584 дня каждый - пять составляющих полного цикла Венеры. Это соответствует 2 920 дням или приблизительно 8 годам. Табулирование появлений Венеры использовалось индейцами майя, для предсказания будущего. По сути, гороскоп индейцев майя - астрономия использовалась жрецами древних индейцев для предсказания будущего и составлений гороскопов судеб, при помощи которых определялись благоприятные и неблагоприятные дни для проведений празднований, для племени в целом, для посева урожая и т.д. К слову, на основе календаря цивилизации майя было составлено наиболее угрожающее предсказание о конце света, имеется в виду конец календаря майя и связанное с ним пророчество об апокалипсисе.

Жречество и календарь цивилизации майя.

Жрецами майя любые космические явления расценивались, как предзнаменования. Вселенная, отразившаяся в системе счета майя, была напрямую связана с понятием времени.  Потребность в записи того или иного события на небосводе, потребность в определении  в определении точных временных рамок,  так же как потребность предвидеть регулярно возникающие астрономические явления и привела к изобретению одного из самых точных календарей в истории. Календарь майя по праву считают самым сложным к пониманию календарем, однако, вместе с тем календарем крайне точным.

Две важнейших составляющих майянской календарной системы: 260 дневной ритуальный календарь  и 365 дневные будничный календарь. Календарь, гороскоп индейцев и календарная система индейцев, были составлены с такой точностью, что погрешность в измерении годового цикла равняется двум минутам. Часы, являющиеся в нашем понимании чем-то, измеряющим время, для индейцев майя представлялись совсем иным устройством. Используя игру теней, наподобие солнечных часов в здании Зенота, индейцам майя удавалось точно замерить положение и фазы объектов на небосводе. Например, в городах майя расположенных в тропических широтах, солнце проходит непосредственно над головой в определенный момент дня. Такое явление использовалось индейцами майя, в виде своеобразного будильника. Схожие наработки использовал и календарь – гороскоп индейцев.  

При помощи таких вот наблюдений майянцы измеряли время и предсказывали астрономические явления будущего. Майя стремились изучить и понять повторные циклы движений луны и планет солнечной системы, и с их помощь предсказывать, а точнее рассчитывать временные отрезки, отведенные для солнечных затмений и других астрономических явлений, составить гороскоп индейцев.  Так, например Дрезденская Старинная рукопись включает в себя предсказания лунных затмений. Астрономия и астрология майя, выраженная в календаре, также включает в себя и лунный счет, этакий календарь майя, приспособленный под луну и лунные фазы. Лунный период был посчитан как 2 цикла  по 29 или 30 дней соответственно.

Таким образом, средний лунный период равнялся 29.5 дням, с помощью точного расчета чередующихся циклов Луна была тщательно изучена, а главное отражена в календаре майя. Фазы, периоды и природа движения Луны – лишь малая часть информации, открывшийся майянцам.

Для индейцев майя – небо, календарь – гороскоп индейцев и мифология объединились в единую систему вероисповедания.  Образы звезд Млечного пути или созвездий, были непосредственно связаны с их видением бога. По сути, каждая звезда или созвездие воплощали собою определенное божество пантеона майя. У индейцев майя галактика млечного пути была выражена в образе Древа Мира, а также была интерпретирована в календарь – гороскоп индейцев майя. Млечный путь в цивилизации майя также носил имя “Ваках”, что означает “Белая Очищенная от костей Змея”. Они верили, в связь с космосом. В цивилизации майя также существовало понятие -  Kuxan Suum, которое в переводе означает “путь в небо, в центр вселенной”.

Существуют и доказательства, позволяющие предположить, что майя были единственной древней народностью, сумевшей обнаружить Туманность Orion. Более того, отдельные специалисты  утверждают, что Календарь индейцев майя содержит в себе информацию об этой туманности.  Кроме того,  в пользу истинности этой теории свидетельствует пантеон богов майя, связанный с созвездием Orion, которое они назвали Xibalba. Они понимали, видели, туманность, как дым от горящего ладана копала. Астрономия не может существовать без математики.  И астрономия майя не является исключением.

Для гороскопа индейцев требовались точнейшие математические замеры и вычисления. Математика майя – самая сложная математическая система в древней Америке, а возможно и во всем древнем мире. Индейцам  майя удалось ввести в свои вычисление две фундаментальные идеи, изменяющие саму математику: примечание места и ноль. То, что индейцам майя удалось осознать и понять  ценность ноля, по сути, экстраординарное и удивительное событие. По факту, майя, являются первой цивилизацией, которой удалось ввести понятие числа ноль и использовать его, в том числе и в календаре индейцев майя.

По материалам: Лунный календарь на сегодня.

Опубликовано 13 Нбр 2012 в категории Календарь майя

mayax.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031