Календарь — это система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Календари существовали уже 6000 лет назад. Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Так назывались долговые книги, куда ростовщики ежемесячно заносили проценты. Это происходило в первый день месяца, который раньше называли «календ».
Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей: солнечным, лунным и солнечно-лунным. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положено движение Солнца, позволяющее согласовать сутки и год. В настоящее время жители большинства стран пользуются именно этим типом календаря.
Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера (находился на территории Ирака). Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. С его помощью можно согласовать сутки и лунный месяц. В древнешумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток. Позднее, когда вавилонские жрецы-астрономы определили, что год состоит из 365,6 суток, прежний календарь переработали, он стал лунно-солнечным.
Еще в те времена, когда только начинали формироваться первые персидские государства, древние земледельцы уже имели свой календарь и знали: есть в году сутки, когда самый короткий день сменяет самая длинная ночь. Этот день самой продолжительной ночи и самого короткого дня называется днем зимнего солнцеворота и по современному календарю приходится на 22 декабря. Много веков назад в этот день древние земледельцы праздновали рождение бога Солнца — Митры. Праздничное действо включало много обязательных обрядов, с помощью которых люди помогали Митре родиться и победить злодейку Зиму, обеспечивая приход Весны и начало земледельческих работ. Все это было для наших предков очень серьезным занятием, ведь от своевременного прихода весны зависела сама их жизнь.
Позднее из Персии бог Митра попал к римлянам и стал одним из почитаемых ими богов. В Римской империи месяцы имели разную длину (иногда длину месяца можно было изменить за взятку), но Новый год неизменно приходился на 1 января — дату смены консулов. Когда же Римская империя официально приняла христианство и выяснилось, что новый, единый Бог Иисус Христос родился 25 декабря, это еще больше укрепило традиции празднования зимнего солнцеворота и стало удобным временем для новогоднего гулянья.
В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь, который был не только полководцем, но и верховным жрецом, используя расчеты ученого Созигена, перешел к простым формам египетского солнечного года и ввел календарь, получивший название юлианского. Эта реформа была необходима, так как существующий календарь сильно расходился с природным, и ко времени проведения реформы это отставание от естественной смены времен года составляло уже 90 дней. В основу этого календаря было положено годичное движение Солнца по 12 зодиакальным созвездиям. Согласно императорской реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был назван в честь бога Януса, олицетворяющего начало всего. Средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года, и эта временная неточность опять стала набегать.
В Древней Греции начало лета приходилось на самый продолжительный день в году — 22 июня. А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр, которые устраивались в честь легендарного Геракла.
Вторая значительная реформа календаря была проведена папой Григорием XIII в 1582 году. Этот календарь назвали григорианским (новый стиль), и он заменил юлианский календарь (старый стиль). Необходимость изменений определялась тем, что юлианский календарь отставал от природного. День весеннего равноденствия, очень важный для определения дат религиозных праздников, смещался и с каждым годом становился все более ранним. Введенный григорианский календарь стал более точным. Дата дня весеннего равноденствия закрепилась за 21 марта, из календаря изымались високосные годы, приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700, 1800 и т.д., — поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет.
Григорианский календарь был сразу же принят многими европейскими странами, а в начале XX столетия утвердился в Китае, Румынии, Болгарии, Греции, Турции, Египте.
На Руси применялось летосчисление, придуманное римлянами, и действовал юлианский календарь с римскими названиями месяцев и семидневной неделей. До указа Петра I (1700 год) россияне вели свой календарь «от сотворения мира», которое, по христианскому учению, произошло 5506 лет до нашей эры, а начало Нового года праздновали где в сентябре, после уборки урожая, а где — в марте, в день весеннего солнцестояния. Царский указ привел наше летосчисление в соответствие с европейским и повелел праздновать Новый год зимой — 1 января.
До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от европейских стран на 13 дней. Большевики с приходом к власти провели реформу календаря. 1 февраля 1918 года вышел декрет, объявивший этот день 14-м числом. Этот год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней, так как согласно реформе календаря за 31 января предыдущего года следовало сразу... 14 февраля.
Была опасность продолжения реформирования русского календаря в духе революционной идеологии. Так, в 1930-е годы предлагали ввести вместо недель «пятидневки». А в 1939 году «Союз воинствующих безбожников» выступил с инициативой присвоить общепринятым названиям месяцев иные имена. Предлагалось называть их так (приводим соответственно с января по декабрь): Ленина, Маркса, Революции, Свердлова, Май (согласились оставить), Советской конституции, Жатвы, Мира, Коминтерна, Энгельса, Великой революции, Сталина. Однако нашлись здравомыслящие головы, и реформу отклонили.
Предложения с поправками в действующую систему летосчисления продолжают появляться. Последняя попытка реформировать календарь была предпринята в 1954 году. На рассмотрение ООН был предложен проект, одобренный многими странами, в том числе и Советским Союзом. Суть предлагаемых изменений заключалась в том, чтобы все первые числа кварталов начинались с воскресенья, причем первый месяц квартала содержал бы 31 день, а остальные два месяца — по 30. Этот вариант изменения календаря был рассмотрен и предварительно одобрен советом ООН как удобный в «сервисном обслуживании» и рекомендован на утверждение Генеральной Ассамблеи ООН, однако под давлением США и других стран был отклонен. О новых проектах изменения календаря сведений пока нет.
В ряде мусульманских стран до сих пор пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды. 12 таких месяцев составляют лунный год из 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года. В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (так называемый Метонов цикл). Лунно-солнечный календарь применяется у евреев, исповедующих иудаизм, для вычисления сроков религиозных праздников.
Загадки на букву К
Календарь. День за днем
Открытка ко Дню Учителя своими руками в технике скрапбукинг
Предсказание погоды по народным приметам. Пословицы и поговорки
ped-kopilka.ru
На заре человеческой цивилизации люди пытались упорядочить свою жизнь в связи с циклическими изменениями климата. История календаря началась более шести тысяч лет назад. Слово «календа» имеет древнеримское происхождение, в те времена так назывались рукописи, в которые ростовщики записывали должникам накопившиеся проценты.
История создания календаря прошла три основных этапа, когда применялась лунная, солнечная, солнечно-лунная системы отсчета. В современном мире востребован солнечный цикл, в основе летоисчисления используются наблюдения за главным светилом солнечной системы – Солнцем.
История возникновения календаря корнями уходит в далекое прошлое.
В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь реформировал исчисление лет по египетскому образцу, в котором опирался на солнечный год. Календарь назвали Юлианским, он позволил сократить разрыв между природной сменой сезонов и официальными месяцами. Средняя длительность года за четыре года принималась за 365,25 суток, что наиболее точно соответствовало реальному положению дел. Со временем разница между природой и календарным исчислением накапливалась, секунды слагались в дни.
В 1582 году католический папа Григорий XIII провел еще одну большую реформу, поменяв старый Юлианский на уточненный Григорианский календарь. Так старый стиль трансформировали в новый, что было вызвано необходимостью преодолеть отставание официальных времен года от естественного течения событий. Весеннее равноденствие отмечалось 21 марта, летоисчисление стало точнее, его приняли большинство стран.
На Руси долго действовал Юлианский стиль летоисчисления, а названия дней недели и месяцев были римскими. В допетровские времена русские праздновали наступление года после уборки злаковых культур, в сентябре, другие – в марте, в праздник весеннего солнцестояния. Царь Петр I издал строжайший указ о повсеместном праздновании Нового года 1-го января, как в государствах Европы.
До 1917 года Россия придерживалась Юлианского летоисчисления, отличаясь в датах от европейских государств на две недели. Советская власть издала декрет, в котором 1 февраля 2018 года переименовали в 14. Получилось, что после 31 января 1917 года сразу следовало 14 февраля 1918. Поэтому в России 1918 год оказался на тринадцать дней короче обычного, а российский календарь стал как в Европе.
Попытка уточнить летоисчисление была предпринята в ООН в 1954 году, когда рассматривался проект обновленного календаря. В нем первое число каждого квартала начиналось в воскресенья. Каждый первый месяц квартала длился 31 день, а второй и третий – 30. Проект был поддержан СССР, но США возражали, в итоге реформу отклонили.
В международном сообществе сегодня используется Григорианский календарь. Чтобы идти в ногу со временем, рекомендуем продукцию компании Ideaprint, которая производит календари отличного качества на заказ.
russian7.ru
Календарь. История календаря. Виды календарей.
Календари.
Календарь - это система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца - в солнечных календарях, Луны - в лунных календарях, и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях.
Также календарём называются список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников, и периодическое справочное издание с последовательным перечнем дней, недель, месяцев данного года, а также другими сведениями различного характера.
Слово «календарь» пришло к нам из Древнего мира. В древнем Риме «календарь» (лат. calendarium - долговая книжка). В Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца.
Календарь. История создания календарей.
Календарь, хотя и примитивный, появился уже в древнейших цивилизациях, когда люди начали планировать свою хозяйственную деятельность и определяться, когда им праздновать свои религиозные праздники.
Первые календари начали появляться как насущная необходимость в условиях цикличных и предсказуемых изменений погоды.
В Набта-Плая (территория современного Египта) примерно 5 тыс. лет до н. э. полукочевыми племенами скотоводов был создан, возможно, первый годичный «календарный круг», начало года на котором отмечалось появлением звезды Сириус. Этот календарь помогал племени установить когда ожидать начало и окончание сезона дождей, превращавшего пустынный регион в цветущую саванну, пригодную для выпаса скота. Примерно в это же время на территории современной Германии был создан так называемый Гозекский круг, основой отсчета для которого было зимнее солнцестояние.
В древнеегипетском календаре год - это промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса. Причиной появления календаря древнего Египта были разливы Нила, происходящие через один и тот же промежуток времени, приблизительно равный году. Они губили урожай, если его вовремя не собирали, и приносили плодородную почву. В силу этих причин для успешного ведения хозяйства необходимо знать когда будет следующий разлив Нила с приемлемой точностью.
Исторически разные народы по-своему относились к отсчетам дат исторических событий.
Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира. Например, евреи датировали его 3761 годом до н. э., а александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э.
Древние римляне вели отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н. э.).
Парфяне, вифиняне и селевкиды вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне - с начала правления каждой следующей династии.
История развития календарных систем по-своему увлекательна. В ней отражен процесс накопления человеком знаний об окружающем мире.
Даже с объективной точки зрения построение хорошего календаря - сложная, до сих пор не до конца решенная задача. Астрономы, математики, физики бились над ней с древних времен, уточняли периоды движения небесных тел, потом умножали и делили эти числа, стараясь построить все более совершенный календарь.
Свой календарь основывала и каждая мировая религия. Например, если по византийскому календарю 2017 год, то по григорианскому календарю идёт 7526 год «от сотворения мира», в исламском календаре - 1439 год Хиджры, по буддийскому календарю идёт 2561 год эры Нирвана, по календарю бахаи - 174 год.
Перевод из одного летосчисления в другое представляет определённые трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.
Формирование современной календарной системы.
Формирование современной календарной системы было связано с введением Юлианского календаря. Отсчёт года с 1 января был введён в Риме императором Юлием Цезарем в 45 году до н. э.
Юлианский календарь установил среднюю продолжительность года в 365,25 суток: обычные годы длились 365 дней, один раз в четыре года (високосный год) - 366 дней.
Развитием юлианского календаря является григорианский календарь (новый стиль). Этот календарь был введён решением папы римского Григория XIII 15 октября 1582 года взамен юлианского календаря (старого стиля).
Календарная реформа, которую провёл Григорий XIII, и которую признали в большинстве католических стран, состояла из двух частей:
1) Была устранена ошибка в 10 дней, накопившаяся со времен I Вселенского собора (325 год), на котором были установлены правила вычисления христианской Пасхи. Бытует неверное мнение, что папа Григорий XIII исправил ошибку, накопившуюся с момента введения юлианского календаря. Но тогда это было бы 12 дней. Цель у реформы была иная: «вернуть» дату реального весеннего равноденствия (пасхальную границу) на 21 марта, как это было во времена Никейского собора, установившего пасхалию.
2) На будущее же была введена поправка, обеспечивающая более точное соответствие с солнечным исчислением, которая заключается в том, что из каждых 400 лет должны были быть исключены три високосных года. Таким образом, ошибка между календарем и солнечным годом в один день накапливается лишь через 3333 года. Исключение трёх високосных лет за четыре века достигалось следующим правилом. Если номер года заканчивается не на два нуля, то он считается високосным тогда, когда номер года кратен четырём (например, 1996, 2004, 2008 годы). Если год заканчивается на два нуля, то он високосный только тогда, когда число сотен в нём также кратно четырём (например, 1600, 2000, 2400 годы). Во всех остальных случаях год считается невисокосным (например, 1900 и 2100 годы). Правило определения «високосности» года, заканчивающегося на два нуля, является одной из отличительных особенностей григорианского календаря по сравнению с юлианским.
Разница между старым и новым стилями составляла в XVI-XVII веках 10 суток, XVIII веке - 11 суток, в XIX веке - 12 суток, в XX-XXI веках составляет 13 суток. С 15 марта 2100 года она составит 14 суток.
Временные единицы, используемые в календаре.
Сутки.
Сутки - это единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси.
Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Они длятся 24 часа.
Календарные сутки составляют недели, месяцы, годы.
Неделя.
Неделя - это единица времени, большая, чем день, и меньшая чем месяц. Семидневная неделя не является константой: так, ритуальная неделя в Китае эпохи Шан состояла из 10 дней.
Древние египтяне использовали десятидневные недели (декады).
У древних майя неделя состояла из 13 дней; ими применялась и 20-дневная неделя (обе в календаре Цолькин).
Семидневная неделя впервые вошла в употребление на Древнем Востоке (в Вавилоне). В I веке ею стали пользоваться в Риме, откуда она распространилась по всей Западной Европе.
В большинстве современных календарей, включая Григорианский календарь и те, которые не основаны на иудео-христианском счислении времени, неделя включает 7 дней, что делает её самой большой общепринятой единицей времени, содержащей точное количество дней. Неделя не имеет прямой астрономической основы, она широко используется как единица времени.
Благодаря европейской колонизации и последующей глобализации, 7-дневная неделя стала применяться повсеместно, даже в тех культурах, у которых ранее не было такой единицы времени.
Существуют календари, разработанные так, чтобы каждая дата всегда попадала на один и тот же день недели каждый год. Этого можно добиться, если сделать неделю зависимой от года, при этом несколько дней в году не относятся ни к одной неделе. Так, например, проекты постоянного календаря содержат 52 недели плюс 1 или 2 дня, а Французский революционный календарь состоит из 36 недель по 10 дней и 5 или 6 дополнительных дней. Год также может зависеть от недели, так, в бывшем Исландском календаре было 52 или 53 недели. Классические дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Месяц.
Месяц - это единица измерения времени, связанная с обращением Луны вокруг Земли.
Лунные месяцы являются основой многих календарей. В результате раскопок исследователи заключили, что люди считали дни в соответствии с фазами Луны, как минимум, с палеолита.
Поскольку удобство счёта требует целого числа дней в месяце, а различные периоды обращения луны составляют 27,2-29,6 суток и в целых сутках исчислены быть не могут, календари издавна стремились компенсировать неточность переменной продолжительностью месяцев и/или введением дополнительных дней.
В лунных и лунно-солнечных календарях, используемых евреями, мусульманами, китайцами, индусами и другими, длительность месяца 29 или 30 дней. В одних календарях начало месяца приходится на день фактического астрономического новолуния, в других начало месяца определяется непосредственно при помощи наблюдений.
В григорианском и юлианском календаре используется фиксированная длина месяца, не связанная со сменой фаз Луны.
Год.
Год - это условная единица измерения времени, которая исторически означала однократный цикл сезонов: весна, лето, осень, зима. В большинстве стран календарная продолжительность года равна 365 или 366 дней. В настоящее время год употребляется также в качестве временной характеристики обращения планет вокруг звёзд в планетарных системах, в частности Земли вокруг Солнца.
Календарный год в григорианском и юлианском календарях равен 365 суток в невисокосные годы, и 366 суток в високосные годы. Средняя же продолжительность года составляет 365,2425 суток для григорианского и 365,25 суток для юлианского календарей.
Календарный год в исламском календаре содержит 353, 354 или 355 суток - 12 лунных месяцев. Средняя продолжительность года - 354,37 суток, что меньше астрономического года и поэтому мусульманские праздники «кочуют» по временам года.
Календарный год в еврейском календаре содержит 353, 354 или 355 суток в простом году и 383, 384 или 385 суток в високосном году. Средняя продолжительность года - 365,2468 суток, что близко к астрономическому году.
Век.
Век - это единица измерения времени, равная 100 годам. Десять веков составляют тысячелетие.
Согласно григорианскому календарю, I век н. э. начался 1 января 1 года и закончился 31 декабря 100 года. II век начался в 101 году, III век - в 201 году и т. д. В григорианском календаре нет «нулевого века»: после I века до н. э. начался I век н. э.
Эра.
Эра - Это дата, с которой начинает отсчёт календарь.
Календари.
Календарные системы.
Лунный календарь.
Уже в древности зародилось два различных подхода к счету дней - лунный и солнечный календари. Официальными изобретателями лунного календаря считаются древние шумеры, жившие в южной Месопотамии. Лунный год в календаре Междуречья состоял из 12 лунных месяцев длительностью в 29,5 суток каждый, т.е. всего 354 дня. Так как он был значительно короче солнечного (ныне - 365,2421988 суток), то начало года все время сдвигалось относительно весенних разливов рек. Шумерам это не нравилось, и они периодически вводили дополнительный месяц для согласования с солнечным циклом.
Солнечный календарь.
История европейского календаря начинается в Древнем Египте около четырех тысяч лет до нашей эры. Основанная на земледелии жизнь египтян была привязана к сезонным циклам Нила. Египетские жрецы заметили, что ежегодный разлив великой реки начинался сразу после летнего солнцестояния (ныне - 21-22 июня). И в это же время в предутреннем небе появлялась звезда Сириус после 70-дневного периода ее невидимости.
Установив связь между этими явлениями, древние звездочеты на основании вычислений восходов Сириуса научились предсказывать начало нильских разливов, с которых начинался хозяйственный год.
Египтяне определили год как период между двумя солнцестояниями и посчитали его равным 365 дням. Он состоял из 12 месяцев по 30 дней.
Последние пять дней года, не входившие ни в один месяц, были праздниками в честь детей бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.
Египетский календарь.
Египетский календарь, просуществовал вместе с Египетской цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение этого календаря, как указано выше, связано со звездой Сириус - яркой звездой тропического небосвода. Солнечный календарь древних египтян лежит в основе летоисчисления всего Старого Света и доныне. Промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса (Сотис), совпадающими в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествавшими разливу Нила, составляет 365,25 суток. Однако в длину своего года египтянами было положено целое число дней — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали календарь на 1 сутки. При отсутствии високосных лет Новый год проходил за 1460 (365 × 4) лет всеми сезонами и возвращался на начальное число. Период в 1460 назывался сотичним периодом, циклом, или Великим годом Сотиса.
В 25 году до н. э. на этой территории был установлен Александрийский календарь, синхронизированный с юлианским календарём, но сохранивший прежние названия месяцев, в котором каждый четвёртый год в конце года добавлялся один день. К древнеегипетскому календарю восходят коптский и эфиопский календари, до сих пор применяемые местными церквями. Структура египетского календаря была заимствована французским революционным календарём.
Еврейский календарь.
Еврейский календарь - это религиозный и официальный светский календарь Израиля. Еврейский календарь относится к солнечно-лунным календарям. Годы исчисляются с начала создания Вселенной, которое, согласно иудаизму, произошло в 3761 году до н. э. Отсчёт времени производится по фазам Луны. Продолжительность месяцев 29 или 30 дней. Поэтому, в связи с тем что 12 лунных месяцев отстают от солнечного года на 11 дней, каждый 2-й или 3-й год добавляется 13-й месяц.
Исламский календарь.
Исламский календарь - это лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в Пакистане, Бангладеш и других мусульманских странах. Исламский календарь ввёл халиф Арабского халифата Умар I. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э. - даты переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину).
Месяцы состоят из 29 или 30 дней. Первым днём нового месяца является первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп Луны.
Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по приближенным подсчетам, равен 354 суткам. Поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных - по 355 дней. Дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.
Иранский календарь.
Иранский календарь или Солнечная хиджра - астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан при участии Омара Хайяма, и с тех пор несколько раз уточнялся. Он ведёт летосчисление от хиджры (переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году), но основывается на солнечном (астрономическом) годе, в отличие от классического исламского календаря, поэтому его месяцы всегда приходятся на одни и те же времена года. Начало года - день весеннего равноденствия (Навруз, праздник весны), который определяется по астрономическим наблюдениям на меридиане тегеранского времени.
Китайский календарь.
Китайский календарь представлен двумя типами календарей: солнечно-лунный и солнечный.
Солнечно-лунный циклический календарь был составлен в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Календарь использует шестидесятилетний цикл. Начало года в календаре зависит от астрономического явления (новолуния), а не от даты в григорианском календаре. Из-за протяжённости территории, на которой использовался календарь, в разных местах Новый год могли отмечать в разные дни григорианского календаря. Солнечно-лунный календарь используется несколько тысяч лет во Вьетнаме, Камбодже, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии.
Солнечный календарь (сельскохозяйственный календарь) определяет деление года на 24 сельскохозяйственных сезона по положению Солнца на эклиптике. Сезоны никак не связаны с движением Луны.
Японский календарь.
Японский календарь является лунно-солнечным календарём, который основан на китайском календаре. Японский календарь - древняя календарная система, с точкой отсчёта 660 год до н. э., когда, согласно легенде, император Дзимму основал Японское государство. Система исчисления от основания Японии использовалась с 1873 года и до конца Второй мировой войны.
Второй тип японского календаря - использует счёт лет от года начала правления императора - продолжает и поныне широко использоваться.
Индуистские календари.
Индуистские календари - календари, распространенные на территории современной Индии. К ним относятся Викрам-самват, Сакская эра, Кали-Юга, Единый национальный календарь Индии и другие.
На территории современной Индии ещё в древние времена образовались многие племена и народности, которые долго были разъединены. Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, предназначенных для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные календари.
Используемые на территории Индии календари:
Кали-юга - с 18 февраля 3102 года до н. э.;
Эра Нирвана - с 543 года до н. э.;
Викрам-самват - с 57 года до н. э.;
Гаурабда - с 1486 года;
Эра Фазли - с 10 сентября 1550 года;
Единый национальный календарь Индии - с 22 марта 1957 года.
Ацтекский календарь.
Ацтекский календарь - это система измерения времени, применявшаяся у народов Месоамерики. Впервые эта система появилась у ольмеков около 3500 лет назад и впоследствии распространилась среди культур и народов центральной Мексики, в том числе майя, сапотеков и ацтеков.
Календарь состоял из двух параллельных циклов: гражданского 365-дневного шиупоуалли (соответствует хаабу у майя), и ритуального 260-дневного тональпоуалли (соответствует цолькину у майя). Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век». Сто «веков» в свою очередь составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем». В соответствии с этой системой в настоящий момент мы живём в пятой эре Четыре землетрясения, «солнцем» которой является бог Тонатиу.
Календарный год начинался с первым появлением Плеяд над восточным горизонтом перед самым восходом Солнца.
Календарь майя.
Календарь майя - это система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами - ацтеками, тольтеками и др.
По мнению учёных, календарь майя может вести отсчёт лет от следующих дат по григорианскому календарю: 13 октября 3373 г. до н. э. или 7 сентября 3113 г. до н. э. или 13 августа 3114 г. до н. э.
Древнегреческий календарь.
Древнегреческий календарь - это лунно-солнечный календарь, в котором год состоял из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней. В году было 354 дня - со вставкой, примерно раз в 3 года, дополнительного месяца. По мере упорядочения календаря, был введен 8-летний цикл, в котором месяц вставлялся в 3-м, 5-м и 8-м году (в Афинах его введение приписывают Солону в 594 году до н. э.). В 432 году до н. э. астроном Метон предложил более точный 19-летний цикл с 7 вставными месяцами, но этот цикл входил в употребление медленно и так до конца и не прижился.
В каждом древнегреческом городе был свой календарь, с собственными названиями месяцев, причём названия нередко образовывались от праздников, в этом месяце справлявшихся.
Теоретически месяц должен был начинаться в новолуние, но практически это выходило далеко не всегда, так что приходилось различать «гражданское новолуние» и «лунное новолуние».
Начало года тоже было различным: по афинскому календарю год начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния, по беотийскому, использовавшемуся в Фивах - после зимнего солнцестояния.
Юлианский календарь.
Юлианский календарь - это солнечный календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э.
Юлианский календарь заменил римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта.
Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день - 29 февраля. Юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности астрономического года.
Григорианский календарь.
Григорианский календарь - это солнечный календарь, основанный на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность одного цикла принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.
Поводом к принятию нового календаря вместо юлианского стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими.
Григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.
В 1582 году на Григорианский календарь перешли Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (Великое княжество Литовское и Польша), Франция, Лотарингия.
В России григорианский календарь был введён декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля.
Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.
В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года - 365 суток, високосного — 366.
Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 3300 лет.
Новоюлианский календарь.
Новоюлианский календарь - это модификация солнечяного юлианского календаря, разработанная сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем.
Новоюлианский календарь основан на 900-летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 из 9 вековых високосных годов. За високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера которых на 900 в остатке остаётся 200 или 600. Таковыми являются: 200, 600, 1100, 1500, 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т. д.
Год считается високосным, если:
а) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100;
б) его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.
На 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов.
Средняя продолжительность года в новоюлианском календаре составляет 365,242222 суток. Это больше истинной продолжительности астрономического года (365,2421988 суток) всего на 0,000023 суток или менее чем на 2 секунды. Расхождение в одни сутки набегает примерно за 43 500 лет.
В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарём, все остальные поместные церкви — новоюлианским, который до 2800 года будет полностью совпадать с григорианским.
Календарь. Что такое календарь. История календаря. Виды календарей.
Женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)
Автор: Миронов Матвей СергеевичПоделиться с друзьями в социальных сетях:
Аббатство Даунтон. 5 сезон
Пятому сезону быть. Это отличная новость для всех поклонников сериала «Аббатство Даунтон». 4 сезон с успехом прошел в Великобритании на канале ITV, собрав у экранов около 12 миллионов зрителей по всей стране. Впереди еще заключительная Christmas Special 2013 4 сезона, которая выходит на экраны 25 декабря 2013 года. Выход 5 сезона планируется на январь 2015 года, съемки начнутся уже в сентябре 2014 года.
Самый модный женский сайт Я самая красивая!
Поделиться с друзьями в социальных сетях:
www.i-kiss.ru
КАЛЕНДАРЬ - система счёта длительных промежутков времени.
Название «календарь» связано с тем, что в Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо (смотрите Календы), а 1-го числа месяца должники платили проценты в соответствии с записями в долговых книгах.
Построение календаря невозможно без многолетних астрономических наблюдений и развития математики. Различные народы разработали собственные системы счёта времени, в которых находили отражение особенности местной культуры. В некоторых странах за основу календаря взят промежуток времени между двумя последовательными одноимёнными фазами Луны (синодический месяц); такие календари называются лунными и не связаны со сменой времён года. В др. странах были разработаны т. н. лунно-солнечные календари, в которых использовался синодический месяц, но продолжительность года согласовывалась со сменой времён года. Основой солнечных календарей является промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра диска Солнца через точку весеннего равноденствия (тропический год), а смена фаз Луны не принимается во внимание.
Периодические явления, лежащие в основе календаря (смена дня и ночи, фаз Луны, времён года), определяют промежутки времени, известные как сутки, месяц и год. Невозможно подобрать целое число тропических лет, в которых содержалось бы целое число синодических месяцев и целое число средних солнечных суток, т. к. эти три величины несоизмеримы. Однако число месяцев и суток в календарном году должно быть целым, поэтому на протяжении нескольких тысячелетий появлялись многочисленные календарные системы, стремящиеся разрешить указанное противоречие.
Солнечные календари
Продолжительность тропического года, лежащего в основе солнечного календаря, составляет около 365,24 суток: календарный год может содержать либо 365, либо 366 суток. Календарь должен реализовать правило чередования простых (по 365 суток) и високосных (по 366 суток) годов таким образом, чтобы средняя за цикл продолжительность календарного года была как можно ближе к продолжительности тропического года.
В первом солнечном календаре, созданном в Древнем Египте, год состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев продолжительностью 30 дней. Оставшиеся 5 дней не входили в календарь и добавлялись в конце последнего месяца. Новый год начинался в 1-й день месяца тот (названного по имени бога Тота), когда впервые в году на утреннем небе восходил в лучах Солнца Сириус (что соответствует 19 июля юлианского календаря). В этом календаре каждые 4 года Новый год отставал на 1 день, т. е. восход Сириуса «задерживался» и наблюдался, скажем, не 1-го дня месяца тот, а 2-го. Только через 1461 календарный год (т. н. цикл Сотис) начало года вновь приходилось на 1-й день месяца тот.
К солнечным календарям относятся: юлианский календарь, григорианский календарь, республиканский календарь (календарь Великой французской революции), проектируемый т. н. Всемирный календарь и некоторые др. В настоящее время международным признан григорианский календарь.
Древнеримский календарь
Древнеримский календарь в середине I века до н. э. состоял из 12 месяцев общей продолжительностью 355 дней. Год начинался 1 марта. Шесть месяцев этого календаря были посвящены богам: Martius - Марсу, Aprilis (от aperire - раскрывать, раскрытие почек у растений) - Венере, Maius - богине земли Майе, Junius - Юноне. Предпоследний месяц (Januarius) был посвящён Янусу, последний (Februarius, от februare - приносить искупительную жертву в конце года) - богу подземного царства Фебруусу. Оставшиеся месяцы (с 5-го по 10-й) были названы соответствующими числительными (Quintilis, Sextilis, September, October, November, December). Названия месяцев являлись определениями при слове mensis - месяц, например mensis Martius. Счёт дней в месяце был весьма своеобразным: выделялись опорные дни (календы, ноны, иды), от которых вёлся отсчёт в обратном направлении (например, осталось 5 дней до мартовских ид).
Юлианский календарь
В 46 году до н. э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря. Новый календарь, впоследствии названный юлианским, был разработан группой александрийских астрономов под руководством Созигена. Счёт по юлианскому календарю был начат с 1 января 45 года до н. э. Продолжительность года составляла 365 средних солнечных суток, а каждый 4-й (високосный) год содержал 366 суток. Т. о., средняя продолжительность года в юлианском календаре (юлианский год) равнялась 365,25 суткам, а одно юлианское столетие содержало ровно 36525 средних солнечных суток. В XX веке, когда основной единицей времени стала атомная секунда, было изменено определение юлианского года: сейчас он равен 365,25 атомных суток. Юлианское столетие принято в качестве одной из основных единиц времени в астрономии и используется в фундаментальных формулах учёта прецессии, формулах, связывающих звёздное и всемирное время, и т. д.
Год в юлианском календаре был поделён на 12 месяцев, за которыми сохранились их древние названия. Было упорядочено число дней в месяцах: все нечётные месяцы имели по 31 дню, а чётные - по 30; февраль простого года содержал 29 дней, високосного - 30 дней. В 44 году до н. э. в честь Юлия Цезаря месяц Quintilis был переименован в июль (Julius), в VIII веке до н. э. месяц Sextilis - в август (Augustus) в честь римского императора Августа. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счёт февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября - на декабрь. Т. о., в феврале обычного года стало 28 дней, а в феврале високосного - 29 дней. С VII века н. э. все годы юлианского календаря, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. В 325 году на I Вселенском соборе юлианский календарь был положен в основу богослужебного цикла христианской Церкви.
В X веке с принятием христианства юлианский календарь и византийская традиция счёта лет от сотворения мира были приняты и в Древней Руси. В отличие от Византии, где началом года считалось 1 сентября, на Руси был более распространён т. н. мартовский стиль (начало года в марте). В XVI-XVII веках он уступил место сентябрьскому (сохраняющемуся и поныне в практике РПЦ). В 1700 году указом Петра I в России был введён счёт времени от Рождества Христова и начало года перенесено на 1 января: предписывалось день после 31 декабря 7208 года от сотворения мира считать 1 января 1700 года от Рождества Христова.
Григорианский календарь
Тропический год короче юлианского на 0,0078 средних солнечных суток. Поэтому примерно за 128 лет расхождение юлианского календарного года с тропическим годом составляет 1 сутки. Это означает, что момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия за 128 лет передвигается на 1 сутки назад, а за 400 лет - на 3 суток. Впервые это смещение было замечено в конце VII века Бедой Достопочтенным, который указал, что равноденствие наступило на 3 дня раньше ожидаемого - 18 марта.
К концу XVI века равноденствие сдвинулось уже на 10 суток. В 1582 году папой Римским Григорием XIII была проведена реформа календаря, концепцию которой предложил итальянский врач и математик Л. Лилио; активное участие в разработке нового календаря принимал немецкий астроном Х. Шлюссель (Клавиус). Для компенсации расхождения начала юлианского календарного года с началом тропического года день после 4 октября 1582 года было указано считать не 5, а 15 октября. Тем самым весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта. Чтобы избежать дальнейшего накопления ошибки, было изменено правило, по которому определяются високосные годы: в григорианском календаре високосными считаются годы, номер которых делится на 4 без остатка, за исключением годов, номер которых делится на 100. Если же номер года кратен 400, то год считается високосным. В результате 2000 год является високосным, тогда как годы 1900 и 2100 таковыми не являются.
Григорианский календарь основан на 400-летнем цикле, содержащем 146097 суток, т. о. средняя продолжительность года составляет 365,2425 средних солнечных суток, что больше продолжительности тропического года на 0,0003 сут (26 с). Следовательно, в григорианском календаре ошибка в 1 сутки накапливается примерно за 3300 лет. Григорианский календарь иногда называют системой «нового стиля» (н. ст.); за юлианским календарем укрепилось название «старый стиль» (ст. ст.). В XVI веке разница между новым и старым стилями составляла 10 суток, в XVIII веке - 11 суток, в XIX веке - 12 суток, в XX веке - 13 суток. Т. к. 2000 год является високосным в обоих календарях, то разница в 13 суток между новым и старым стилями сохранится до 2100 года.
Григорианский календарь в Италии, Испании, Португалии, Польше, Франции, Люксембурге, Южных Нидерландах, Баварии, Австрии, католических кантонах Швейцарии и в Венгрии был введён в 1580-х годах; в Пруссии, протестантской части Германии, Норвегии, Дании - в XVII веке; в Северных Нидерландах, Великобритании, Швеции и Финляндии - в XVIII веке; в Японии - в XIX веке; в Китае, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Египте - в XX веке. В России григорианский календарь принят в 1918 году: день после 31 января 1918 года был объявлен не 1, а 14 февраля. К середине XX века григорианским календарем пользовались практически все страны мира. РПЦ продолжает следовать юлианскому календарю, в то время как в XX веке некоторые поместные православные церкви перешли на т. н. новоюлианский календарь.
Календарь Великой французской революции
Календарь Великой французской революции введён во Франции постановлением Национального конвента от 5 октября 1793 года и отменён Наполеоном I 1 января 1806 года. В этом календаре отсчёт лет начинался с 22 сентября 1792 года (даты уничтожения королевской власти и провозглашения Республики), что в тот год совпало с днём осеннего равноденствия. Год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом (оставшиеся 5 или 6 дней года назывались санкюлотидами), месяц делился на три декады. Каждый день и месяц года получили особые названия, предложенные депутатом Конвента Ф. Фабром д’Эглантином; название месяцев отражали явления природы, метеорологич. и сельскохозяйственных условия Франции. Был введён особый високосный цикл, 33 года которого включали 8 високосных годов. Система учёта високосных годов в республиканском календаре точнее, чем в григорианском: для совпадения с тропическим годом надо иметь в среднем 365,2422 суток в году; в григорианском календаре год содержит 365,2425 суток, а в республиканском - 365,2424(24) суток.
Всемирный календарь
Григорианский календарь, принятый большинством стран мира, имеет ряд недостатков (неравенство продолжительности различных месяцев, кварталов и полугодий, несогласованность чисел месяцев с днями недели), которые должен устранить Всемирный календарь. Было разработано много проектов нового календаря. Например, в 1888 году французский астроном Г. Армелин предложил календарь, в котором календарный год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала по 91 дню. Первый месяц квартала содержит 31 день, два остальных - по 30. Первое число года и квартала приходится на воскресенье, каждый квартал заканчивается субботой и имеет 13 недель. В каждом месяце 26 рабочих дней. Для согласования календарного года с тропическим в конце каждого года после 30 декабря добавляется один вненедельный день («Международный праздник мира»), а 1 раз в 4 года после 30 июня - второй вненедельный день («День високосного года»). Проект этого календаря был одобрен рядом государств.
Лунные календари
Продолжительность синодического месяца в среднем составляет 29,53059 суток, поэтому календарный месяц лунного календаря может состоять из 29 или 30 дней. В лунных календарях год начинается с новолуния, а его продолжительность, принимаемая равной 12 месяцам, может составлять 354 дня (простой год) или 355 дней (високосный год). Для того чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности лунного года, необходима система вставки високосных годов. Лунный календарь не привязан к годичному движению Солнца, поэтому начало лунного года ежегодно переходит на более раннее время по солнечному календарю и может приходиться на любой месяц солнечного года. Семидневная неделя, вводимая лунным календарем через фазы Луны (четверть лунного месяца), используется также и в солнечных календарях.
В современную эпоху лунный календарь применяется многими народами от Западной Африки до Дальнего Востока. Широкое распространение лунный календарь получил в мусульманских странах, где он называется лунной хиджрой. Летосчисление в лунной хиджре начинается с 16 июля 622 года - даты переселения (хиджры) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.
Смена фаз Луны является одним из самых легко наблюдаемых небесных явлений, поэтому многие народы на ранней стадии своего развития пользовались лунным календарем. Однако в период становления оседлого образа жизни лунный календарь перестал удовлетворять потребностям населения, т. к. земледельческие работы привязаны к смене сезонов, т. е. движению Солнца. Поэтому лунные календари, за некоторым исключением, неизбежно заменялись лунно-солнечными или солнечными календарями.
Лунно-солнечные календари. В этих календарях учитываются движения Солнца и Луны: начало каждого календарного месяца должно быть максимально приближено к новолунию, а средняя продолжительность календарного года должна быть близка к продолжительности тропического года.
В основе лунно-солнечных календарей лежит 19-летний цикл, открытый Метоном: 19 тропических лет равны 235 синодическим месяцам (с ошибкой около 2 ч). Календарный год состоит из 12 месяцев. Так как в календарном году и месяце должно быть целое число суток, то фактически принимается, что 235 лунных месяцев равны 6940 суткам. Т. о., в цикле должно быть 110 месяцев по 29 дней и 125 месяцев по 30 дней. Вставка 13-го месяца должна производиться 7 раз каждые 19 лет. Метонов цикл используется в церковном календаре для расчёта даты Пасхи.
Лунно-солнечные системы календаря в древности применялись в Вавилонии, Китае, Иудее, Греции и др. К XX веку лунно-солнечный календарь являлся официальным в Израиле. В ряде стран Дальнего Востока (Вьетнам, Китай, Корея, Монголия, Япония и др.) находит применение сложный календарь с 60-летним циклом, учитывающий движение Луны, Солнца, Юпитера и Сатурна. В этом календаре начало года приходится на один из дней периода с 20 января по 20 февраля.
Древнерусский календарь
Древние славяне в летосчислении ориентировались в основном на наблюдаемые сезонные явления природы. Позднее у восточных славян был принят год, разделявшийся на 12 месяцев, отсчитываемых по лунным месяцам. Однако жизнь людей связана со сменой времён года, поэтому славяне вынуждены были в календарных расчётах регулярно вставлять дополнительный 13-й месяц. Т. к. эта вставка производилась без определённой системы и по-разному в разных поселениях Руси, то 13-й месяц люди не любили и боялись его.
Названия месяцев описывали соответствующие явления природы и занятия населения, при этом одни и те же месяцы в разных районах получали разные названия (в зависимости от местного климата). Наиболее распространённые названия и их примерное соответствие современным месяцам: сечень (январь) - время рубить лес для подготовки новых посевных площадей; лютень (февраль) - месяц лютых морозов и метелей; берёзозол (март) - срубленные берёзы жгли на уголь; цветень (апрель); травень (май); червень (июнь) - сбор гусениц в садах; липец (июль) - цветение липы; серпень (август) - время жатвы; вересень (сентябрь) - цветение вереска; листопад (октябрь); грудень (ноябрь) - замёрзшие груды и кочки на дорогах; студень (декабрь).
Календари в первобытном обществе
Народы с присваивающим хозяйством не знали счёта времени по годам. Историческая память отражалась в мифах, преданиях о важнейших событиях, генеалогиях. Возраст человека определялся не хронологически, а социально по условным признакам (смотрите Возраст человека, Возрастная организация). Наименьшей естественной единицей измерения времени были сутки (большинство народов считали дни, древние кельты и германцы - ночи). Более крупными единицами времени были лунные месяцы (ряд народов, например балийцы, не знали счёта по месяцам; год у них состоял только из суток) и их части, соответствующие фазам луны.
Периоды времени отмечались зарубками на дощечках, узелками на шнурах и т. п. (так могут интерпретироваться знаки на предметах верхнего палеолита из Пшедмосци, Пекарны в Моравии, с Мальты, из Авдеева, Костёнок и др.). Отсчёт времени вёлся от произвольно установленной точки вне связи с астрономического феноменами. За начало года (Новый год) принималось наступление одного из времён года, определяемое, как правило, по наиболее важным для хозяйственной деятельности признакам (появление и миграции сезонных животных, созревание плодов и т. п.). Смена природных и хозяйственных периодов, как правило, сопровождалась календарными обрядами. Год делился на сезоны (времена года): первоначально выделялись два времени года (зима и лето; в тропиках различались дождливый и сухой, или холодный и тёплый, сезоны).
С появлением земледелия стали различать три, а затем четыре времени года. Производящее хозяйство потребовало определения начала и конца хозяйственных периодов по дням солнцестояний и равноденствий (равноночий). Установление этих астрономических дат потребовало специальных наблюдений за Солнцем и звёздами, что сыграло важную роль в становлении естественно-научных знаний. Как одну из древнейших обсерваторий интерпретируют кромлех в Стонхендже.
Календари, связанные с солярным циклом (лунно-солнечные и солнечные), появились в ранних государствах (Древний Восток, Мезоамерика и др.), наблюдения за календарем стали одной из важнейших функций жречества и способствовали развитию математики и письменности. Помимо циклических, появились и летосчислительные календари. Лунный счёт времени (недельный и месячный) изначально преобладал, затем в разных конфигурациях сочетался с солнечным (суточный, полугодичный и годичный счёт). Расхождения в сосуществовавших лунных и солнечных календарей отражены в солярных и лунарных мифах (смотрите Солярные культы, Лунарные культы).
Иллюстрации:
Якутский календарь карди. Взято из архива БРЭ.
Календарь индейцев кайова на шкуре бизона. 1889–92. Взято из архива БРЭ.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
w.histrf.ru
Давайте поговорим о том, что такое календарь, что он собой представляет. Это слово за всю свою историю имело разные значения. Сам термин происходит от латинского calendae. Это первый день месяца в Древнем Риме. Позже появилось слово calendarium - долговая книга, в которую в каждый день нового месяца заносились кредиторами обязательства и проценты по ним. А вот в Средние века слово уже приобрело современное значение.
Так что же такое календарь в нашем понимании? Это своеобразная система отсчета длительных промежутков времени с их делением на более краткие периоды (год, месяц, неделя, день). Необходимость согласовать между собой годы, месяцы и сутки привела к появлению нескольких календарных систем, а точнее трех:
Солнечный календарь основывался на вращении Солнца, согласовывая при этом сутки и год. Лунный – на движении Луны, согласовывая сутки с лунным
месяцем. В лунно-солнечном календаре предпринималась попытка соединить между собой все эти промежутки времени.
А сейчас сделаем еще один небольшой экскурс в историю. Календарь, показывающий число, день недели, месяц и позволяющий сосчитать, сколько осталось времени до какого-нибудь важного события, впервые создали еще в Древнем Египте. Египтянам он был необходим для подсчета количества дней, оставшихся до разлива Нила. К этой дате они должны были заранее подготовиться: очистить каналы, отремонтировать плотины. Для них это было крайне важно. Не задержи они воду, та бы просто ушла в море, а урожай пропал бы без влаги. Жрецы заметили, что при летнем солнцестоянии на небосводе на рассвете появляется очень яркая звезда. Сейчас ее называют Сириусом. Именно в этот день и начинал разливаться Нил. Потом египтяне подсчитали, что эта звезда появляется один раз в 365 дней. Эти дни они поделили на 12 промежутков, каждый из которых состоял из 30 суток (теперь мы их называем месяцами). Последние 5 дней они поместили в самом конце года. Вот такой вид имел «прародитель» нашего современного календаря.
Со временем египтяне поняли, что допустили ошибку в подсчетах. Ведь через 4 года Сириус опаздывал на целые сутки. А через восемь лет еще на одни… Они выяснили, что год имеет 365 дней и еще 6 часов. Разница нам кажется совершенно маленькой, однако за 4 года набегают целые сутки. Египтяне не стали менять свой календарь. И лишь в 46 г. до н. э. изменения в их системе времени произвел римский император Юлий Цезарь. После этого календарь назвали юлианским. По нему каждый из месяцев года состоял из разного количества дней (31, 30, а февраль - 28). К самому короткому (февралю) один раз в 4 года прибавляли один день. Сейчас мы такой год называем високосным. Как известно, в нем 366 дней.
Современный календарь немного отличается от древнеегипетского и юлианского, имеет свои нюансы… Более тщательные расчеты позволили до секунд определить длину года. Казалось бы, какая мелочь все эти минуты и секунды. Но за 400 лет их набежало на трое суток. Следовательно, календарь вновь оказался неточным. И вновь потребовалось вносить коррективы.
В 1582 г. папа римский Григорий XII внес свои изменения и назвал календарь григорианским. Шло время. За много лет расхождения между юлианским и григорианским календарями составили целых 13 дней. Европа перешла на времяисчисление, предложенное папой римским. А вот Россия долгое время отдавала предпочтение юлианскому. В 1918 году при переходе на новый календарь пришлось убрать сразу 13 дней. В России было 31 января, и сразу наступило 14 февраля. И до сих пор при описании событий столетней давности во многих источниках часто указывается не одна, а две даты – старого и нового стиля. Необходимо заметить, что и нынешний календарь, к которому мы все привыкли, тоже несовершенен и содержит свои погрешности. Речь идет об ошибке в одни сутки, которые накапливаются за 3300 лет.
Следует заметить, что в настоящее время календарь является не просто средством определения дня, года, месяца. Он имеет более широкое применение, а значит, и разновидностей его должно быть несколько. Все мы слышали, например, о детских календарях. А есть еще церковный, астрологический, метеорологический и др. Вкратце остановимся на каждом из них. И начнем, пожалуй, с детского.
Итак, давайте разберемся, что такое календарь для детей, обсудим, каково его предназначение и отличительный черты.
Детский календарь развития помогает родителям следить за ростом и изменениями в развитии малыша: достаточно ли он прибавил в весе? Каков его рост? Есть ли прогресс в двигательном развитии, психоэмоциональном? Как правильно заниматься с ребенком, какие первые игрушки ему предлагать? Каждый малыш индивидуален, а потому и развивается своими темпами, и его достижения могут не совпадать с общепринятыми нормами. Задача календарей для детей в этом случае как раз и заключается в том, чтобы помочь ориентироваться родителям в нужных параметрах.
Несправедливо было бы в процессе нашего разговора обойти вниманием и такие разновидности, как астрологический, религиозный, погодный календари. Первые два вида нам хорошо известны. А вот вопрос о погодных календарях следует изучить более внимательно. Интересна сама история их возникновения. Итак, давайте рассмотрим, что такое календарь погоды и для чего он нужен.
Его появление обусловлено первой необходимостью людей систематизировать свои наблюдения за погодными явлениями. В календарь заносили сведения о метеоусловиях в различные дни года, месяцев, сезонов. По аналогии с астрологическими, погодные предсказывали будущее состояние природы. Такие календари были еще в Древнем Риме. Пик увлечения ими приходится на Средние века. В те времена даже была издана «Книга природы» (1340 г.).
Несложно представить, насколько сложно рассчитать долгосрочные прогнозы. Подавать их только на основе обычных примет просто наивно. Но множество погодных календарей было составлено именно таким образом. И люди в них верили. Одним из таковых был столетний календарь. А возник он следующим образом. В XVII веке жил аббат Маврикий Кнауэр. После тяжелой войны между протестантами и католиками
земли были опустошены и разорены. Сельское хозяйство пришло в упадок. Аббат Кнауэр был очень обеспокоен этим. Погода его тоже не радовала. Снег и поздние заморозки весной мешали сеять, от ливней вымокали культуры, засуха летом губила урожай. Аббат Кнауэр начал вести дневник наблюдений за погодой. Конечно, у него не было никаких метеорологических приборов. Он просто записывал свои наблюдения, давал субъективные оценки. Святой отец ошибочно считал, что погода зависит от ярких светил. Он пытался найти закономерности. Свои наблюдения аббат производил 7 лет. По его расчетам, погода должна была повториться в следующие семь лет (по количеству небесных светил, известных в то время). Однако впоследствии он убедился, что его прогнозы не оправдались. Потерпев неудачу, аббат прекратил вести свой дневник наблюдений. Однако на их основании он все-таки издал книгу-руководство для монастырей по ведению сельского хозяйства.
Прошли годы, и записи аббата попали к астрологу-врачу Хельвигу. И он, используя их, издал календарь погоды на сто лет, так называемый столетний календарь. Конечно, он был антинаучным. Но использовался на всей территории Германии. А в переводах распространился по всей Европе. Сфера его применения была довольно широка, иногда прогнозы даже совпадали. А о неоправдавшихся «предсказаниях» люди быстро забывали…
Что ж, мы с вами рассмотрели, что такое календарь, как он появился, вспомнили, какие существуют на сегодняшний день его разновидности. Надеемся, информация была вам полезна, и вы узнали для себя много нового и интересного.
fb.ru
Ребятня и взрослые пропадают зря, на проклятом острове нет календаря. (Из песни)
Итак поздравляю всех вас с сегодняшним днем! Кажется, будто ныне обыкновенный день, – воскресенье 11 ноября 2012 года. О стоп, а откуда мы знаем, что сегодня именно воскресенье, 11 Ноября 2012, откуда идет этот счет, кто это все придумал? Ведь возможно сегодня какой-то совсем другой день (там по разным далеким космическим ритмам). И почему вообще год имеет 12 месяцев, месяц 30-31 день, почему мы имеем 7 дней в неделю (а скажем не 5, 10, 12), почему, почему? Ибо так говорит нам его величество – календарь, по которому мы (люди) живем вот уже много веков, с которым, то и дело, согласовываем и сверяем наши жизненные ритмы, особенно работу: в понедельник начинаем рабочий день, в пятницу (пьятницооо – едва ли не любимейший день всех офисных планктончиков) завершаем рабочую неделю, в субботу-воскресенье активно (или кто как?) отдыхаем. По календарям отсчитываем важные даты, даже справляем поминки (просто не представляю, как справлять поминки без календарей), свадьбы, дни рождения, всевозможные годовщины. Но всегда ли мы жили по этому календарю, которому живем сейчас, кто придумал календарь и какая история календарей, обо всем этом читайте дальше.
Если верить Священному Писанию то первым создателем календаря был сам Бог, который в течение 6 дней создавал нашу вселенную, а на седьмой день отдыхал после проделанной работы. Так появилась неделя и важнейшее изобретение – выходной день (как же без выходного). Во многих религиях правило выходного дня было скреплено на уровне религиозной догмы, и любая работа в этот день считалась (впрочем, и далее считается) грехом. Скажем, у евреев это суббота (шабат), у христиан – воскресенье, у мусульман – пятница. И это очень важно, ведь хотя бы один день в неделю должен быть посвящен для отдыху от всякой материальной суеты, это день для Бога, (именно поэтому в воскресенье христианам принято идти в церковь, мусульманам в пятницу в мечеть, евреям в синагогу в субботу). Но для того, чтобы точно знать, когда приходится этот выходной день (или день для Бога) уже не обойтись без календаря, а то были бы мы как те аборигены с острова невезения (из одноименной советской песни), у которых таки не было календаря.
Еще с древних времен люди интуитивно (даже инстинктивно) чувствовали изменения природных циклов, видели, что в одну пору года тепло, в другую холодную, в одну дождик падает, а другую солнышко светит. С самого начала существования человечества у людей появилась потребность как-то это все систематизировать, посчитать, назвать – сколько дней тепло, сколько холодно, ага значит, теплые дни будут у нас называться летом, а холодные – зимой. У северных народов вообще по зимам вели счет больших природных циклов (которые позже стали называться годами), скажем, такой-то викинг уже прожил 30 зим, эх долгожитель! (По меркам того времени, конечно). В местах немного южных (там, где что зима, что лето – одним цветом) немножко по-другому годы считали, например, по сезонам дождей. (А сколько вам сезонов дождей уже стукнуло?). Так потихоньку зарождались календари, одни народы их считали по движению солнца, другие по движению месяца, иные и по тому и по-другому. Поэтому соответственно были солнечные календари, лунные, солнечно-лунные.
Само слово «календарь» древнеримского происхождения, происходит от латинских слов «caleo» – провозглашать и “calendarium» – долговая книга. Дело в том, что у древних римлян существовал обычай в начале каждого месяца платить по своим счетам. (И этот обычай в несколько измененной форме продержался по наши дни, ведь именно в начале нового месяца мы получаем зарплаты, потом сами платим по своим счетам, не так ли?).
А вот что интересно – такая важная единица нашего календаря как неделя далеко не всегда и не везде состоял из привычных нынче семи дней. Скажем, в древней Греции и Риме сначала неделя имела аж восемь дней, из которых семь дней были рабочими, а восьмой день – базарным. (Очевидно, римские и греческие матроны в этот день активно занимались любимым женским делом всех времен и народов – щопингом). А вот в древнем Египте неделя и вовсе состояла из десяти дней.
Египетский календарь на папирусе, который будто бы дал египтянам среди всего прочего любимый египетский бог Осирис.
Происхождению семидневной недели мы должны быть благодарны выдающемуся еврейскому пророку – господину Моисею, а может и самому Господу Богу, который дал Моисею заповедь «почитать день седьмой». Евреи свято придерживались этой заповеди (ортодоксальные евреи аж до фанатизма), и впоследствии она распространилась на другие народы и религии, ведь первые христиане тоже были евреями, так что вместе с распространением христианства распространилось и соблюдения хотя бы одного выходного дня. Правда, седьмой праздничный день у христиан перешел с субботы на воскресенье – ведь, как известно именно в этот день состоялось чудесное Воскресение Иисуса из мертвых, Его победа над смертью. Отсюда и сформировался семидневная неделя – шесть дней работаем, седьмой отдыхаем.
По другой исторической теории происхождения семидневной недели также связано с древним Вавилоном. Говорят, вавилонские жрецы – халдеи, были еще и продвинутыми астрономами, и наблюдая за звездным небом заметили «семь странствующих светил», которые впоследствии получили название – «планеты» (с древнегреческого слово «планета» переводится как «странствующие»). Считалось, что эти странствующие светила – планеты, вращаются вокруг земли и имеют огромное влияние на жизнь отдельных людей, а то и целых народов. Анализируя различные события в жизни людей, и сопоставляя их с положением планет, халдеи пришли к выводу, что каждый день находится под влиянием какой-то из планет, а так известных планет в то время было всего семь, то и отсюда само собой напросилось появление семидневной недели – по количеству планет. Греки и римляне, которые впоследствии переняли у вавилонян их знания, планеты назвали именами своих богов, а уже от названия планет и пошли общепринятые и поныне названия дней недели. Начало недели сперва шло с субботы, которая находилась под влиянием Сатурна, потом шло воскресенье под влиянием Солнца, третьим была Луна, четвертым Марс, пятым Меркурий, шестым Юпитер, и седьмой Венера. Вот вам и современные английские названия дней недели (на самом деле произошедшие еще от римских латинских названий):
Понедельник – Dies Lunae – день Луны – Monday Вторник – Dies Martis – день Марса – Tuesday Среда – Dies Mercurii – день Меркурия – Wednesday Четверг – Dies Jovis – день Юпитера – Thursday Пятница – Dies Veneris – день Венеры – Friday Суббота – Dies Saturni – день Сатурна – Saturday
Воскресенье – Dies Solis – день Солнца – Sunday
Древнеримский календарь.
Но самая важная реформа в сфере календарей и летоисчисления была сделана в 46 году до н. е. выдающимся римским полководцем, писателем, ученым, а потом и первым императором господином Юлием Цезарем. Вообще Цезарь был всесторонне образованным человеком, и кроме всего достаточно серьезно интересовался астрономией, даже написал несколько научных трактатов по этой науке (которые, однако, не сохранились до наших дней). Разработку нового календаря по личному поручению Цезаря осуществила группа ученых астрономов из Александрии, под руководством грека Созигена. Разработанный ими календарь получил название Юлианского и долгое время был общепринятым не только на территории Римской империи, но и граничащей с ней варварских племен. За ним, год стал составлять 365 дней, и был разделен на 12 месяцев, один из которых – июль (англ. – July), в частности был назван на честь идейного вдохновителя календаря – Юлия Цезаря. Однако настоящая продолжительность года составляет 365 дней и 6 часов, чтобы куда-то деть эти вредные шесть часов (которые за четыре года набегают на целый день) господином Созигеном был придуман високосный год, на один день длиннее всех остальных.
Относительно самого летоисчисления, то древние римляне сперва его вели от даты основания Рима (753 год до н. э.), и только с приходом христианства, на вселенском Никейском соборе (325 год) было принято решение об установлении нового летоисчисления, которое теперь считалось от гипотетического дня рождения Иисуса Христа. (Ведь точная дата его рождения неизвестна). Однако, Юлианский календарь оказался не таким уж точным, как того хотелось, поскольку оказалось – по прохождению 125 лет, в летоисчислении Юлианского календаря происходит маленький сбой, ошибка в целый день. Празднование Пасхи, которое было связано с днем весеннего равноденствия (21 марта, когда продолжительность дня и ночи равны), как и сам день весеннего равноденствия по прошествии 125 лет, сдвигалось на один день, через 250 лет – аж на 2 дня!, и т.д., что уже не отвечало реальному астрономическому положению. (Т.е. формальное 21 марта по Юлианскому календарю в конце 250 лет отвечало бы астрономическому 23 марта).
Чтобы положить конец этому календарному безобразию по инициативе папы римского Григория XIII и с участием итальянского математика Луиджи Лило в 1582 году было совершено еще одну календарную реформу, которая получила название Григорианской, а сам календарь отныне назывался Григорианским. Прежде всего, папа вернул день весеннего равноденствия – 21 марта на его законное место, и ликвидировал ошибку в 10 дней, накопившихся с момента введения нового летоисчисления по Юлианскому календарю. Главное же отличие между Григорианским и Юлианским календарями в том, что в Григорианском календаре принято каждые 400 лет выбрасывать «лишние» три дня, которые набегают на астрономическую ошибку. Вот так мы и живем до сих пор по григорианскому календарю. В завершение хорошая песенка про остров невезения и что бы с нами было, если бы не было у нас календаря.
travel-in-time.org
« Май 2018 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |