Крест символ православный


☦ - Православный крест эмоджи (U+2626)

apple

google

facebook

twitter

mozilla

microsoft

samsung

lg

Православный крест — символ христианской православной церкви. Его главной особенностью и отличительной чертой от католического, является наличие дополнительных перекладин: наклонной снизу и горизонтальной сверху. По преданию, верхняя доска была табличкой, на которой было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» на трёх языках: латинском, греческом, и арамейском. Нижняя, косая черта креста — это подставка для ног. Её наклон символизирует участь двух разбойников, распятых справа и слева от Иисуса. Один раскаялся, и попал в рай. Другой этого не сделал и отправился в ад.

Этот православный крест также называют русским или крестом святого Лазаря. Есть мнение, что его форма наиболее исторически достоверна. Однако, это не единственный символ креста, почитаемый в православии. Распространён также шестиконечный (без верхней перекладины) и семиконечный (верхняя черта поднята до конца вверх). В некоторых шрифтах, нижняя диагональная линия православного креста наклонена не в ту сторону.

Этот текст также доступен на следующих языках: English; Français;

Кодировка hex dec (bytes) dec binary
UTF-8 E2 98 A6 226 152 166 14850214 11100010 10011000 10100110
UTF-16BE 26 26 38 38 9766 00100110 00100110
UTF-16LE 26 26 38 38 9766 00100110 00100110
UTF-32BE 00 00 26 26 0 0 38 38 9766 00000000 00000000 00100110 00100110
UTF-32LE 26 26 00 00 38 38 0 0 640024576 00100110 00100110 00000000 00000000

unicode-table.com

Символ крест

Крест – это геометрическая фигура, составленная из нескольких пересекающихся (чаще всего под углом в 90 градусов) линий. Иногда в сочетании с другими геометрическими фигурами. Символ крест – задействован во многих религиях мира, включая языческие.

Множество археологических находок подтверждают использование символов креста с самых древних времён. У древних египтян знак с кольцом ☥ (Анх) обозначал жизнь и богов. В Ассирии, более трёх тысяч лет назад, окружность с двумя пересекающимися линиями была одним из символов бога Солнца. В Южной Америке жили муиски (это народ такой, на их языке слово муиски означало люди). Говорят, были высокоразвитые, ну, примерно, как инки или майя. А тоже гоняли злых духов крестами. Даже младенцев под них клали. Нам, современным людям, не очень понятно, откуда в новорожденных недобрые духи и таким ли способом их надо изгонять. Кстати, и где сейчас эти муиски? Неужели, древняя мудрость сотен поколений утеряна навсегда?

Культа креста в христианстве зародился из-за распятия Иисуса Христа. В те времена это был весьма нередкий вариант смертной казни. Той самой, на которую у нас сейчас положен мораторий. Само слово, по-английски cross, пошло от латинского «crux», что значит «виселица, дерево, орудие казни». Христиане начали применять этот знак при Константине, в четвёртом веке нашей эры.

В Юникоде, в разных разделах, есть множество различных знаков для обозначения какого-либо креста. Среди них православный крест, наклонённая нижняя черта которого, символизирует двух разбойников, распятых справа и слева от Христа. Раскаявшийся отправился в рай (наверх) а плохого определили в ад (вниз). Латинский ✞, Андреевский ☓, рунический знак препинания ᛭. Алгеброическое пересечение (⋂) имеет с ними мало общего. Геометрический перпендикуляр тоже.

Можно использовать данные значки для ников и вообще во вконтакте. Если какой-то понравился, выделите его мышкой и скопируйте.

unicode-table.com

Православный крест: символика вечности в церковной жизни

1001molitva.ru > О православии > Православный крест: символика вечности в церковной жизни

Крест является одной из самых древнейших религиозных символик в мире. Еще в Древнем Египте люди почитали его с кольцом в верхней части, который называется Анх. Для древних египтян он символизировал жизнь и до сих пор используется в коптской церкви. В Ассирии одним из атрибутов бога солнца Ашшура является крест, заключенный в кольцо. В Вавилоне тоже почитали этот символ для бога небес — Ану. Археологические раскопки подтверждают и то, что кресты использовали даже в языческих верованиях.

Оглавление:

  • Крест и его разновидности
  • Египетский
  • Греческий
  • Мальтийский
  • Двенадцатиконечный
  • Христианский
  • Кресты в русской православной традиции
  • Нательный крестик
  • Другие разновидности
  • Отличия православного и католического крестов

Крест и его разновидности

В астрологии существует свое понятие об этом символе. Астрологи делят двенадцать знаков зодиака на три группы, для которых характерен определенный вид креста:

  • Кардинальный — Овен, Рак, Весы, Козерог.
  • Постоянный (херувический) — Телец, Лев, Скорпион, Водолей.
  • Подвижный — Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы.

В мире насчитывается огромное количество различных вариантов изображения символа. Самые распространенные виды — это:

  • египетский;
  • греческий;
  • мальтийский;
  • двенадцатиконечный;
  • христианский;

Египетский

Самый первый из известных миру крест — это древнеегипетский символ жизни Анх. Никто до сих пор не может с уверенностью сказать, откуда появился этот символ и его точное значение. До сих пор в научном историческом мире по этому вопросу ведутся споры. В древнем Египте таким иероглифом украшали амулеты, жилища и храмы. А также Анх являлся атрибутом древнеегипетских богов, которых часто изображали с этим символом в руках. Обычно Анх называют ключ Нила или ключ жизни.

Греческий

Представляет собой две одинаковые перекладины, пересеченные под прямым углом. Являлся символом бога солнца и олицетворяет собой четыре стихии — землю, воздух, огонь и воду. В настоящее время этот знак используется как обозначение международного движения красного креста. Для постройки храмов и церквей в византийском стиле очень часто используется композиция в виде греческого креста, например, храм Христа Спасителя.

Мальтийский

Этот символ имеет равностороннюю форму восьмиконечного крестика и принадлежал он рыцарям — госпитальерам. Другое название — иониты, эти люди являлись рыцарями римской католической церкви в Палестине с 1099 года. В их задачу входила помощь бедным и защита святой земли. Мальтийский символ часто называют Георгиевским крестом.

Двенадцатиконечный

Представляет славянский знак солнца, который исполнен в виде перекрещенных посередине линий и с перекладинами на каждом луче заключенные в круг. Он служил оберегом от зла и несчастий.

Христианский

Христианство унаследовало символ после казни Иисуса Христа через распятие. В то время это была самая распространенная казнь в Древнем Риме и приговаривали к ней убийц и разбойников. А начиная с правления императора Нерона, так начинают казнить и первых христиан. По древнему преданию, апостол Петр потребовал, чтобы его распяли вниз головой, он считал себя недостойным умереть как Иисус Христос.

Кресты в русской православной традиции

Чтобы понять, какие есть православные кресты, виды и значения их для верующего человека, необходимо обратиться к истории церкви. Маленький нательный крестик — символ православного человека, который он всегда носит на груди под одеждой. Выставлять напоказ крестик не принято, по примеру древних христиан, которые опасались гонений и скрывали свою веру от язычников.

Иногда люди не понимают, что означает православный крест для верующего в бога человека, а между тем ношение нательного крестика символизирует причастность к вере и создает защиту от дьявольских козней. Тем, кому приходилось бывать в храме и ходить на исповедь, знают, что батюшка всегда интересуется, носит человек крестик или нет.

Нательный крестик

Наиболее распространённая форма православного крестика — восьмиконечная. Еще такую форму называют крест святого Лазаря или византийский. Он представляет собой две перекрещенные линии со смещением горизонтальной перекладины выше центра вертикальной и с двумя небольшими поперечинами. Одна выше горизонтальной линии и обозначает табличку (титулус) с фразой «Иисус Христос, Царь Иудейский», которая была написана на трех языках — греческом, латинском и арамейском. Косая поперечная линия находится в нижней части креста и является дощечкой для ног, одним концом она указывает рай, а другим ад.

Часто на крестике можно увидеть изображение Иисуса, Девы Марии, апостолов, слово Ника (победа) и черепа Адама. По преданию, Голгофа, место казни Христа, является могилой первого человека Адама, который обрек людей на смерть. Таким образом, Христос попирает ногами череп и саму смерть, открывая людям вход в жизнь вечную. Во время пасхального богослужения это подтверждается в песнопении: «Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

С другой стороны крестика обычно есть надпись: «Спаси и сохрани» или слова молитвы «Да воскреснет Бог…». Эти две молитвы помогают христианину избежать искушений и грехопадения. А также кроме восьмиконечной формы, нательный крестик может быть шестиконечным, в этом случае отсутствует титулус.

Другие разновидности

Помимо нательного, существуют и другие кресты:

  • С полумесяцем. На православных храмах можно увидеть кресты с расположенным внизу полумесяцем. Символическое значение такой формы указывает на Царство Небесное и надежду на воскрешение. Апостол Павел так и говорит в своих проповедях: «Надежда для души есть как бы якорь безопасный…».
  • Голгофский или схимнический крест. Он рассказывает о месте распятия Христа. Как правило, его можно увидеть на церковных принадлежностях, одежде монахов и священнослужителей. Это символ для освящения дома и вещей. Представляет собой схематически нарисованную гору Голгофу, сверху расположен крестик, а снизу череп Адама. По бокам от крестика изображают копье и трость, а также на нем можно прочитать надписи с указанием места и описанием элементов входящих в состав этой формы креста.
  • Крест Константина. По преданию, для того чтобы одержать победу в битве, царь Константин велел нарисовать на знаменах и щитах воинов крест, который явился ему во сне. Это была монограмма «Хи — Ро», первые две буквы в имени Христа.
  • Новгородский. Форма такого нательного крестика характеризуется тем, что две накрест уложенные перекладины очерчены кругом. Такие виды нательных крестиков были распространены в Новгороде, а на других территориях использовались редко. К пятнадцатому веку такой крестик принял форму диска с четырьмя прорезями. В настоящее время новгородский вид креста имеет классическую форму с кругом внутри.

Отличия православного и католического крестов

Часто при выборе нательного крестика верующие люди не знают, каким должен быть правильный православный крест, пропорции и размеры этого символа. Обычно все крестики красивые и очень похожие друг на друга. Тем не менее различия существуют.

Как выглядит католический крестик:

  • Четырехугольный крестик с тремя гвоздями.
  • Христос на кресте выглядит очень натурально, именно висит на нем, показывая муки и страдания этой жуткой казни.
  • Как правило, изображен мертвый Иисус со стигматами (ранами) на теле. Ноги перекрещены и прибиты одним гвоздем.
  • Изображение на крестике не дает почувствовать торжество победы Богочеловека над смертью.

Как выглядит православный:

  • По обычаю восьмиконечной или шестиконечной формы с четырьмя гвоздями.
  • Христос выглядит живым и простирает руки, как бы желая обнять весь мир, открывая верующим людям путь в жизнь вечную.
  • Наличие надписей и слова «ника».
  • Ноги Иисуса прибиты двумя гвоздями.
  • Православное распятие символизирует победу над смертью, так как Христос изображен на нем живым, что указывает на его воскресение и дает надежду на вечную жизнь людям.

Зачастую для освящения жилища люди рисуют крест самостоятельно. Его изображение можно нанести на двери, окна и разные предметы обихода. Если самостоятельно красивый крестик не получается нарисовать, можно поискать в интернете вектор креста, скачать картинку и использовать по необходимости. А также можно вырезать картинки из старого православного календаря, а оставшиеся страницы сжечь, так как книги и журналы с образами святых нельзя выкидывать в мусор. Такое обращение со святыми ликами считается неприемлемым для православного христианина.

1001molitva.ru

Православный Крест - Символ веры

Предисловие

Неожиданное для меня самого обращение к такой сложной теме, какой является Крест- основополагающий символ христианства, нуждается в объяснении: ведь в большинстве случаев ничего случайного в наших поступках не бывает. Крест на куполе первым встречает нас при подходе к храму и сопровождает нас внутри него, многократно мы осеняем себя крестом в храме при чтении молитв и песнопений, среди которых одним из основных является Символ веры.

Многократно усиливается влияние Креста, этого важнейшего символа христианства, на наше подсознание в праздничные дни и, особенно, в страстную Пятницу - день Крестных страданий Сына Божия, предваряющих Праздник Праздников - Пасху Господню - Светлое Христово Воскресение, когда совершается крестный ход вокруг храма.

Темой Креста, пусть и иной, не православной формы, мне пришлось достаточно долго заниматься в последнее время, во время работы над новой книгой, посвященной событиям на Ганиной Яме, в урочище Четырех Братьев, последовавшими после совершенного в Ипатьевском доме злодеяния. Речь идет о Мальтийском кресте, который был найден Коптяковскими крестьянами в «кострище» около шахты, куда были сброшены изуверами тела членов Царской Семьи и четверых Её верноподданных. Находка этого драгоценного креста, без сомнений принадлежащего членам Царской Семьи, взволновала десятки русских православных людей и стала поводом для начала поиска места Её захоронения.

Тема Креста нашла отражение и в названии моей книги, недавно вышедшей в издательстве «Царское Дело» в Санкт-Петербурге: «И была надпись вины Его: «Царь...»», в которой заключительная глава - «Поросенков лог» имеет непосредственное отношение к рассматриваемой здесь теме.

В результате пожара в монастырском комплексе Ганина Яма, случившимся30 апреля 2008 года, именно в тот день, когда 90 лет тому назад 17/30 апреля 1918 года в Ипатьевский дом впервые вошли Царь, Царица и Великая Княжна Мария, полностью сгорело двухэтажное здание монастырской лавки и музея, которое располагалось у входа в комплекс. Мы приехали в монастырь спустя некоторое время после случившегося пожара, следы которого были видны повсюду: особенно много было несгоревших, со следами копоти и воды, различного вида открыток Царственных Страстотерпцев, бережно собранных людьми на пепелище.

 

Взятая мною на память, одна из таких открыток с известным портретом молодого Государя Императора Николая II в гусарской форме с надписью «Благословение монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев», спустя три года сыграла большую роль в лечении моего тяжелого заболевания.

На обратном пути из монастыря мы заехали на мемориал Романовых, открытый на территории Поросенкова Лога в 1999 г. - уходящем году президента Б.Н.Ельцина, фамилия которого, а также губернатора Э.Э.Росселя, увековечена на памятной доске, отметившей их вклад в создании мемориала. Весной 2008 года еще была на слуху сенсационная новость о находке в Поросенковом Логу, недалеко от захоронения под «мостиком из шпал», «костных фрагментов» останков, принадлежащих, как было вскоре объявлено, Цесаревичу Алексею и Великой Княжне Марии. Алексей Анатольевич Кузьмин первым обратил наше, с Владимиром Николаевичем Павловым, внимание на форму креста, установленного у «символического мостика из шпал»: «Крест-то не православный - наклонная поперечина смотрит не в ту сторону!»

«Крест всегда указует восток (будь он на куполе или на могиле): взираешь на крест - взираешь на Восток, при этом нижняя перекладина направлена сверху вниз и справа налево, а в Поросенковом логу не так. И там это не единственный крест. Все кресты «мемориала» неправильные!»*

В тот день я впервые задумался о существующих формах православного Креста, принципах его построения и подумалось мне: «Не могли православные люди, занимающиеся установкой здесь креста, не знать правил его изображения и установки, а значит этот знак - сообщение тем, кто понимает его значение или же это «метка», посланная Свыше, сообщающая об отсутствии святости данного места».

«Возможны возражения на этот счет: делали, мол, неопытные, невоцерковленные, но при этом искренние люди. Да. Но такие же по неопытности, невоцерковленности и искренности люди ставили в 1990 году (когда и Закон Божий трудно было достать) первые кресты на месте Ипатьевского дома. И кресты эти были правильные, а воздвижение железного креста (без вреда пережившего и взрывы, и сломы, и осквернения), который и ныне стоит на Царском Месте - у Храма-на-Крови, было отмечено чудесным знамением с неба, чему свидетелями были несколько десятков человек»*.

Сомнения дополнились годом открытия мемориала - 1999 («когда литературы о кресте было в изобилии»*), в котором скрыто «число Антихриста», неубедительными выводами, о принадлежности екатеринбургских останков к Царским, долгого, «перманентного», как мировая революция Парвуса-Троцкого, следствия и многими другими доводами, подробно изложенными в той, последней, главе книги «И была надпись вины Его: «Царь...»».

Круг недоверия замыкают, однозначно доказывающие принадлежность останков Царской Семье, по мнению следователя В.Н.Соловьева, но не согласного с ним множества его оппонентов, результаты генетических экспертиз, главной из которых считается та, что проведена в США, откуда, по выводам белого следователя Н.А.Соколова, поступил заказ на невиданное в мировой истории злодеяние.

Что изменилось за последние годы в общественном мнении по вопросу не признания принадлежности останков к Царским, какие новые существенные доказательства предоставлены следствием, что все громче раздаются голоса, в том числе и среди духовенства РПЦ, за удовлетворение требования следователя В.Н.Соловьева. Ведь кроме него одного, вероятно, приватизировавшего на ваучеры Чубайса расследование, мы не услышали ни одного официального заявления руководства Следственного Комитета РФ. Большую ответственность перед Богом и русским народом возьмут на себя те, кто, по словам В.Н.Соловьева, «рано или поздно, но признает Царскими екатеринбургские останки».

Поэтому, совершенно не случайно, в день праздника Пасхи Господней, отдохнув от всенощной службы, взялся аз грешный, подготовленный всем ходом предыдущих занятий и размышлений, за исполнение этой работы, продлившейся до сего дня. Будучи не искушенным в сложных делах православия, из-за несколько задержавшегося прихода к вере, счел за благо обратиться за редакторской помощью к А.А.Кузьмину, составившего не один десяток текстов на православную тематику во время работы в екатеринбургском издательстве «ОМТА», в том числе, по Храму-на-Крови, монастырскому комплексу на Ганиной Яме, по тематике Царского Дела.

Теперь о той чудесной помощи, которая так неожиданно пришла в самый начальный период лечения, когда надо было оплатить значительные суммы. Как решить эту проблему, которую сейчас можно назвать возродившейся, но с тем же смыслом, угрозой, звучавшей тогда темной ночью под мостом запоздалому путнику - «жизнь или кошелек», посоветовал мне батюшка, мой духовный наставник: «Обратитесь к Царственному Страстотерпцу Государю Императору Николаю II, о котором Вы много пишите, за помощью и Он не откажет Вам в ней!»

В тот же день, во время вечерней домашней молитвы перед портретом Государя на той открытке, взятой мною на пепелище монастырской лавки и музея, я обратился за помощью к Государю простыми словами, не искушенного в молитвенных обращениях человека. На следующий день, из Екатеринбурга, где был открыт счет на оказание мне денежной помощи, пришло сообщение о том, что один человек перечислил значительную сумму. Дивен Бог во святых Своих!

Образец канонического православного Креста

Ни в коем случае не затрагивая существующие принципы построения изображения православного восьмиконечного креста, во всем множестве их образцов, следует заметить, что, занимающаяся «изучением истории и иконографии Креста - основополагающего символа христианства», наука ставрография, предполагает также и поиски в «создании новых форм»[1].

В этом случае, как ни в каком другом, новая форма должна быть наполнена содержанием, традиционно опирающимся на тот глубокий смысл, который стоит за теми событиями, которые происходили во времена зарождения новой веры человечества - христианства. Именно этот принцип использован при построении, предлагаемого вниманию читателей, образца изображения Креста, форма которого несколько изменена, с целью наполнения её канонами Символа веры.

Поверхность креста - стержня и поперечин, условно может быть представлена в виде пронумерованных церковно-славянскими числами от един до дванадесяти ячеек, числа которых на стержне и на верхней поперечине условно будут соответствовать порядковым числам членов Символа веры и ключевым словам в них, а на средней и нижней поперечинах вместо чисел, также условно, могут быть мысленно размещены словообразующие буквы.

Основа православного Креста- его стержень, в 12-ти ячейках которого, мысленно размещено слово «Вседержитель» - именование Бога Отца в первом члене Символа веры. Таким образом, числу един в первой ячейке соответствуют слова «Бог Отец» и изложенная истина в первом члене Символа веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»[2].

Второй член Символа веры, соответствующий ячейке с числом два - это содержащаяся в нем истина со словами «Господь Иисус Христос»: «(Верую) И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век...»

Третий член Символа веры, соответствующий ячейке с числом три, в котором говориться о воплощении Сына Божия, - Дух Святой: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

Таким образом, три ячейки верхней поперечины креста, составляют слова молитвы: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

Четвертый член Символа веры, соответствующий ячейке с числом четыре, в котором говорится о том, что «Господь Иисус Христос страдал и умер на кресте за нас - людей» - это Распятие: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена».

Пятый член Символа веры, соответствующий ячейке с числом пять, в котором говорится о воскресении Иисуса Христа - это Воскресение: «И воскресшаго в третий день по Писанием».

Слова «по Писанием»относятся не только к пятому, но и к четвертому членам Символа веры, так как в писаниях пророков Ветхого Завета было предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении его. Семь букв слова «писание», могут быть мысленно размещены в семи ячейках средней поперечины Креста.

Шестой член Символа веры, условно соответствующий ячейке с числом шесть - это Вознесение Господне на небеса человечеством своим, соединив земное с небесным: «И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца».

Седьмой член Символа веры, соответствующий ячейке с числом седьм - это Второе пришествие Христово: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца».

Восьмой член Символа веры, соответствующий ячейке с числом осемь - это третье Лицо Единосущной Троицы- истинный Бог-Дух Святой, который всегда исходит от Отца-Духа истины: «(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

В пяти ячейках наклонной поперечины, может быть мысленно размещено слово «Иисус»: «Христос воскрес из мертвых смертию смерть поправ...», Он вышел из ада и вознесся на небеса (наклонная линия поперечины идет вверх), а после Второго пришествия опять придет на землю, чтобы судить всех людей (наклонная линия поперечины также идет и сверху вниз). Наклонная поперечина пересекает ячейку седьм - седьмой член Символа веры - это Второе пришествие Христово и ячейку осемь - это восьмой член Символа веры со словами «Отец-Дух истины»: в соответствии с истиной и будет произведен суд над людьми.

Мысленное размещение слова «Иисус» в наклонной поперечине, с заглавной буквой расположенной выше последующих - это проверка правильности изображения или установки Креста: верхняя часть наклонной поперечины должна находиться слева от стержня, так как в противном случае заглавная буква слова «Иисус» будет ниже последующих, что недопустимо.

Девятый член Символа веры, соответствующий ячейке с числом девять - это Церковь Христова: «(Верую) Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Десятый член Символа веры, соответствующий ячейке с числом десять - это Таинство Крещения - дверь в Церковь Христову и остальные таинства: «Исповедую едино крещение во оставление грехов».

Одиннадцатый член Символа веры, соответствующий ячейке с числом единнадесять - это всеобщее воскресение мертвых, которое совершиться при окончании нашего мира, превратившегося из тленного в нетленный: «Чаю воскресения мертвых».

Двенадцатый член Символа веры, соответствующий ячейке с числом дванадесять - это жизнь будущего века - вечная жизнь, которая наступит после всеобщего воскресения мертвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова: «(Чаю) И жизни будущего века. Аминь».

Двенадцатый член Символа веры в основании Креста - его опора и одновременно начало, исходящее из того высшего состояния радости и блаженства, что приготовил Бог любящим Его в жизни вечной.

Общее число двенадцати ячеек поперечин Креста, исходящих от стержня - Вседержителя, также равно двенадцати - числу первых Апостолов, учеников Иисуса Христа.

Таким представляется мне православный Крест, состоящий, условно, из двенадцати членов Символа веры и, в силу этого, сам являющийся Символом Веры - Веры Православной.

При описании представленного здесь образца православного Креста были использованы канонические положения раздела: «Законъ Божiй. О вере христианской. Символ Веры»**.

Образец канонического православного креста и его построение

Послесловие

Статья, после правки редактором, была закончена, но что-то сдерживало её отправку и только утром, перечитав статью еще раз, выяснилась причина: все двенадцать ячеек трех перекладин креста, исходящие от стержня - Вседержителя, повторяют число двенадцати членов Символа веры. Это происходит потому, что три ячейки верхней поперечины креста -един, два и три, как было показано выше, составляют слова молитвы: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь», а слова «писание» и «Иисус», которые мысленно размещены в последующих поперечинах, содержаться в текстах членов Символа веры.

Число же первых Апостолов, учеников Иисуса Христа- двенадцать, равно числу членов Символа веры, что содержит в себе глубокий Божественный замысел, как и во всем том, что связано с именем Спасителя и историей зарождения христианства.

Примечания:

* - Примечание редактора А.Кузьмина

** - Законъ Божiй... составилъ Протоiерей Серафимъ Слободской. Издание четвертое. 1987.

15 - 30 апреля 2012 года

[1] История развития креста, формы православного креста / 19. Крест осмиконечный православный / http://www.golddomes.ru/krest/krest1.shtml.

[2] Здесь и далее Символ веры см. Краткий православный молитвослов. Московская Патриархия. М. 1990. С. 9.

Комментарии

ruskline.ru

Крест, как символ христианской веры

19.03.2015 Каждый год в воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр православных храмов выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. Вероятно, не все знают значение того, что изображено на различных христианских крестах. И начать разговор лучше с изображения Креста Голгофского. Безусловно, каждому православному христианину знакомо символическое изображение места Распятия Спасителя, называемого Голгофский Крест. Это изображение довольно часто можно встретить и на церковной утвари, и на облачении монахов, и как символ освящения жилища или транспорта. Но, пожалуй, не каждый знает, что же изображено на нём. Голгофский Крест представляет собой изображение Креста, орудий Страстей, горы Голгофы, головы Адама, надписей и представляет собой образ События близ Иерусалима, навсегда изменившего историю всего человечества. Центральное место на изображении занимает Крест. Начертание Креста с древнейших времён известно человечеству. У многих древних народов этот знак изображался, как магический символ или как, знак Бога. Позднее, Крест, становится и предметом жестокой, мученической и ко всему позорной казни. В Римской империи, этот вид казни получил широкое распространение и предназначался для рабов и особо опасных преступников. Ранние изображения подобия Креста, как христианского символа, были найдены ещё в римских катакомбах II, III веков. Они представляли собой изображение пересекающихся пальмовой ветви, жаровни для пыток и буквенное сокращение имени Христос. Не зашифрованное же изображение Креста появляется лишь в IV веке.

В 312 году римский император Константин, впоследствии прославленный, как Святой Равноапостольный Царь, во время войны с императором Максенцием, увидел во сне знамение. Во сне к нему явился Христос и повелел ему сделать знак на знамени для победы над врагом. Император Константин, не будучи ещё христианином, решил исполнить повеление. На следующий день этот знак появился в небе. Как писал церковный историк Евсевий Памфил: «Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьём знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещённые вместе». Этот символ, Константин приказал нанести на щиты воинов и на знамёна. Впоследствии, это изображение было нанесено и на шлем Константина и получило название монограммы Константина. После одержанной победы, были установлены три памятных Креста с надписями: «Иисус Христос Победитель» – «IC.XP.NIKA».

В 313 году по настоянию Константина был провозглашён Миланский эдикт, разрешающий в Римской империи свободу вероисповедания. Это послужило прекращению гонения на христиан. С этого времени христианская символика перестала быть зашифрованной, тайной и получила волю не только для почитания, но и для развития.

На Голгофском Кресте изображён трёхсоставный (восьмиконечный) Крест. И несмотря на то, что в христианской символике существует различные начертания Крестов, при изображении Голгофского Креста, чаще всего изображается именно восьмиконечный. Он состоит из вертикального столба, большой перекладины, поверх которой изображают малую, параллельную большой перекладину, а в низу малую косую. Верхняя малая перекладина является табличкой.

«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Ин. 19–22).

И хотя на табличке (тильте), написанной римским проконсулом Иудеи Пилатом, надпись была на трёх языках, в традиции Русской Православной Церкви она представляет собой аббревиатуру русскоязычной фразы «Иисус Назорей Царь Иудейский» – «IНЦI» или «IНЦИ». Нижняя косая перекладина является подножием и прикреплялась уже после водружения распинаемого на Кресте. В традиции Русской Православной Церкви правая от Креста часть этой перекладины изображается выше левой. И разъясняется это литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия». То есть этим элементом Крест, как бы отождествляется ещё и с весами человеческой греховности. Одного разбойника, освобождённого покаянием и словами Спасителя: «днесь со Мною будеши в раю» (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное поднятой вверх стороной, а другой, опущенной вниз стороной, низводит иного разбойника в ад «тяготою хуления», произнесённого им на Христа. Крест находится на постаменте, обозначающему гору, называемую Голгофой или Лобным местом (Черепом). Гора эта находилась возле стен Иерусалима и служила местом публичных казней. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. (Ин. 19). Своё название гора получила из-за внешнего сходства с черепом человека, будучи из светло-серого известняка и округлой формы. Встречается несколько видов начертания Горы на Голгофском Кресте. Она может быть изображена в виде полусферы и в виде пирамиды остроконечной или усечённой с пологими или ступенчатыми сторонами. Ступени по сторонам, ещё называют ступенями духовного восхождения. Нижняя ступень – Вера, средняя – Надежда и верхняя – Милосердие. Рядом с Голгофой начертано две буквы «Г» и «Г», обозначающих «Гора Голгофа». Рядом с Крестом находятся Орудия Страстей. Как правило, это Трость с губкой, смоченной в уксусе и Копьё сотника. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. (Ин. 28–30). А также. Но так как была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Ин. 31–35). В иконографии принято иногда изображать и другие Орудия Страстей Господних, но на знаке, именуемом «Голофский Крест», по традиции, изображают именно Трость и Копьё. И рядом соответствующие буквы «Т» и «К». Под Горой начертан череп – символизирующий Голову Адама – Первого Человека. Рядом с Черепом нанесены буквы «Г» и «А» обозначающие соответственно «Голова Адама». Считается, что кровь Господа, хлынувшая из раны, окропила главу Адама и омыла тем самым прародительский грех. Появление Главы Адамовой в этом месте имеет несколько версий. По одной версии Прах Адама был захоронен здесь Ангелами, по другой потомком Адама – Сифом. По третьей версии Голова Адама была перенесена сюда водами Великого потопа. Существует и ещё одна версия, по которой, Череп Адама был похоронен в этом месте царём Соломоном. Дерево, которое произросло из семени, положенного Адаму при погребении в рот, его сыном Сифом, было вырвано с корнем для использования при строительстве иерусалимского Храма. Найденный во время работ, запутанный в корнях Череп был отделён и выброшен. Но Соломон, увидев Его, возвращаясь с охоты, подобрал и захоронил, завалив камнями. Подобные версии стали появляться, как и само изображение омываемого кровью Христа черепа Адама с IX века.

Кроме упомянутых изображений, начертаны ещё и надписи. Поверх Креста, традиционно написано «СНЪ БЖIЙ» – «СЫН БОЖИЙ». Иногда бывает надпись: «ЦАРЬ СЛАВЫ». Поверх большой перекладины пишется «IС ХС» – «ИИСУС ХРИСТОС», а под ней «НИКА» – что означает по-гречески Победа. Возле изображения Горы Голгофы пишутся четыре буквы «МЛ» и «РБ». Что означает: «Место Лобное» и «Рай Бысть». Что говорит о месте и сути произошедшего.

***

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее. Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдаёт дань моде, для кого-то крест – красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры. Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребёнка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции – четырёхугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырёхконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырёхконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа. Нижняя косая перекладина – подпорка для ног Иисуса Христа. О подробностях – чуть ниже.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был ещё четырёхконечным; потому что не было ещё на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что ещё не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было ещё и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37). Восьмиконечный крест с давних времён считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний – освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом. Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита – «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу. «Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», – говорит Сербский Патриарх Ириней.

В католической и православной Церквях особое значение придаётся не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мёртвого Христа. Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он – не мёртвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Так как Понтий Пилат не нашёл, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трёх языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum), а в православии – IHЦI (Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» – имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» (NIKA) – Победитель.

На православных греческих и русских иконах на нимбах или рядом с ними достаточно часто помещают надписи. На нимбе Иисуса Христа три буквы Ὀ (ὁ), ὤ (ὤ), Ν (ν): др.-греч. ὁ ὤν – это имя существительное означает Сущий, образованное от древнегреческого глагола др.-греч. εἰμί – быть. «Сущий» – всегда существовавший это одно из имён, которое относится исключительно только к Богу-Творцу и не относится ни к одному из всех остальных созданных Богом творений, имеющих начало. Рядом с нимбом Христа надпись: др.-греч. Ι ҃ Σ Χ ҃ Σ или Ι ҃C Χ ҃C → Ἰησοῦς Χριστός → Иисус Христос. Поскольку надпись на нимбе Христа, то она означает, что Иисус Христос – Сущий или Иисус Христос – это истинный и безначальный Бог.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещёнными ступнями, пригвождёнными одним гвоздём, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мёртвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и рёбрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мёртвого человека, в то время как нет никакого намёка на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз-таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздём.

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян – потомков финикийских колонистов. Считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии. Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа – это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростёртыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога. Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за неё позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти. В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом». Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). «Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», – утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста. Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо – по слову святителя Василия Великого – «молчанием предаётся Бог»! Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырёхконечный.

Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте). Ещё одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте. Различным является изображение Спасителя на кресте. На православном кресте изображён Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом – человек, испытывающий муки.

Владимир ХВОРОВ По материалам сайтов www.golgofkrest.com и hram-troicy.prihod.ru

nasledie-sluck.by

25 главных православных символов

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.

Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста - путь в Небесное царство, который показал Христос.

Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего.

Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа.

Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди - символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также - символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто - символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах.

Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

Лес - символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

Телец (бык или вол) - символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

russian7.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031