Православный праздник сегодня рождество пресвятой богородицы


Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — важный церковный праздник, в православии он относится к числу двунадесятых и отмечается 21 сентября. Праздник установлен Церковью в 4 веке. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание.

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.

Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна.

Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой. Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога. Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

Католическая церковь празднует Рождество Божьей Матери 8 сентября.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

www.calend.ru

Литургическое описание. Рождество Пресвятой Богородицы / Православие.Ru

Событие праздника и его эортологическая динамика

Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Студеница Рождество Пресвятой Богородицы можно, по словам святого Андрея Критского, назвать «началом праздников», хотя этот Богородичный непереходящий праздник едва ли не последний из двунадесятых по времени своего появления в Церкви.

С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты и проч. См.: Ис. 7: 14; Иез. 44: 1–3 и др.).

В Новом Завете содержатся крайне скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. Сведения о событии праздника можно найти в апокрифе II века – Протоевангелии Иакова. Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы в Назарете – Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. А бесплодие считалось знаком гнева Божия (см., напр.: Ос. 9: 14; Иер. 29: 32). Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства. И Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.

Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия»[1]. Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала.

И тогда явился в саду ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой»[2]. Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».

Начиная анализ установления рассматриваемого празднования, необходимо вспомнить о том, что Богородичные праздники появляются позднее Господских.

Первые упоминания о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы встречаются на Востоке в V веке – в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439–446), а на Западе – в сакраментарии папы Геласия (492–496). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки указанного требника появляются поздно – не ранее VIII века.

В сирийском месяцеслове 412 года не зафиксирован не только праздник Рождества Богородицы, но и ни один из Богородичных праздников (из Господских перечислены только Рождество Христово и Крещение). Под датой 8 сентября здесь стоит следующая память: «Пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников».

Праздник Рождества Богородицы возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви.

Знаменательно, что празднество совершается и иаковитами, и несторианами, которые называют его Рождеством Владычицы Марии. Происходит это, как правило, 8 сентября, хотя в некоторых древних коптских месяцесловах он датируется 26 апреля. Подобный эортологический параллелизм служит признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до отделения от нее многих еретических течений, то есть в V столетии.

Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

Помечен праздник в Иерусалимском канонаре VII века, по грузинской версии – с явными отличиями от других дней. Праздник поименован в праздничном Евангелии, которое подарено Синайскому монастырю императором Феодосием III (715–717).

В западных месяцесловах праздник впервые упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе VII столетия.

На Западе, должно быть, примерно в это же время выдвинута версия, связанная с датировкой рассматриваемого праздника – 8 сентября. Один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь накануне слышал с неба праздничное пение ангелов. На вопрос о причине ему было открыто, что ангелы веселятся, так как в эту ночь родилась Дева Мария. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы, по примеру небожителей, и на земле праздновалось рождение Святой Девы[3].

Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII столетия, праздник не был там распространен и долгое время вплоть до XII–XIII веков не имел торжественной службы. Лишь на Лионском Соборе 1245 года папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей Западной Церкви, а папа Григорий XI (1370–1378) установил для праздника бдение с постом и особую службу литургии.

Праздник в православном богослужении

Рождество Пресвятой Богородицы Источником, от которого можно вести историю литургического формуляра праздника Рождества Пресвятой Богородицы, следует признать Иерусалимский канонарь VII столетия. Он устанавливает тропарь, глас 1 «Рождество Твое, Богородице Дево», прокимен (глас 1) «Освятил есть селение Свое», стих «Бог нам прибежище и сила», чтения: Прем. 8: 2–4; Ис. 11: 1; Евр. 8: 7–9, 10; аллилуиа (глас 8 «Слыши дщи»); Лк. 11: 27–32. Евангелие начинается со слов: «Бысть же егда глаголаше сия», то есть с конца отрывка, который положен в настоящее время. В канонаре даны уставные рекомендации только для литургии. По-видимому, вечерня и утреня в этот праздник не имела серьезных отличий от будничных, что в свою очередь приводит к следующему выводу: статус великого праздника Рождеству Богородицы усвоен еще не окончательно.

Синайский канонарь важен для исторической литургики тем, что в нем для указанного празднования даны паремии, тропарь, апостол, Евангелие и причастен, идентичные современным.

Анализируя отдельные редакции Студийского типикона (Евергетидского, Гроттофератского монастырей и некоторых других), который применялся в обителях и, возможно, в приходских храмах Византии в IX–XII столетий и был воспринят на Руси X–XIV веков, можно обнаружить следующие особенности, отличающие их от нынешнего устава: на «Господи, воззвах» кодифицированы три современные стихиры на шесть; лития на вечерне отсутствует; стихиры на стиховне: первая – синхронная, вторая – стоит на месте современной третьей, а третья – на месте четвертой; «Слава и ныне», глас 2 подобен «Доме Евфрафов». На утрене после Евангелия, как и в другие праздники, положен прокимен «В нощех воздежите руки вашя». Каноны пелись так: в первом каноне в первой, третьей, четвертой и шестой песнях ирмосы по единожды, стихи – по дважды; в пятой, седьмой, восьмой и девятой песнях – и ирмос, и стихи по дважды, поскольку в первых песнях было по три стиха, а в последних – по два. Во втором каноне ирмос и стихи предписаны по единожды. На Хвалитех следовали нынешние три стихиры по дважды. На утрене полагались всегда и стиховные стихиры: в этот праздник стиховны утрени (глас 2) подобен «Доме Евфрафов»[4].

При подобном же сопоставлении синхронного положения с древнейшими списками Иерусалимского устава, на который в XII–XIII веках перешла Греческая, в XIV веке – южнославянские, в конце XIV – начале XV столетий – Русская Православная Церкви, можно найти следующие диахронические изменения: на «Господи, воззвах» повторяются две первые стихиры; из канонов второй одни рукописи указывают петь на шесть и только тропари (без ирмоса), другие, главным образом славянские, предписывают петь его ирмос и тропари по единожды; ексапостиларий праздника – дважды; на литургии на Блаженных полагаются песни только из первого канона.

В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, которое до сих пор отмечается Церковью 8 сентября, имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание (12 сентября).

Святоотеческая экзегеза праздника

Событие праздника Рождества Пресвятой Богородицы заставляло святых отцов задавать вопрос: почему Богоматерь, Корень жизни, родилась от неплодной?

Ответ, который приводится в многочисленных праздничных гомилиях, поражающих, с одной стороны, строгостью богословской мысли, а с другой – вдохновляющих своими красочными описаниями, совершенно ясен: «Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Немже вся состоятся» (преподобный Иоанн Дамаскин)[5].

И, конечно, святые отцы неустанно прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию: «Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово; и слово, не в воздухе носящееся, но – Небесное; не обреченное на исчезновение, но – внемлющих Ему похищающее от гибели; не от движения человеческого языка, но – от Бога Отца превечно рождающееся. Сегодня видима бывает Одушевленная и Нерукотворенная Божия Скиния и Словесный и Духовный Кивот воистину нам “посланнаго с небес Хлеба жизни” (см.: Ин. 6: 32–33)… Сегодня произрос предсказанный в пророчестве (см.: Ис. 11: 2) “Жезл из Корене Иессеова”, от Которого “Цвет изыдет”; Цвет, не подверженный завяданию, но и наше естество – увядшее и посему лишившееся неувядающего места наслаждения – снова призывающий и возводящий к цветению, и дарующий ему вечное цветение, и возводящий на небо, и вводящий в рай; Жезл же – при помощи Которого Великий Пастырь управил словесную паству на вечные пастбища; Жезл – опершись на Который наше естество, сложив с себя древнейшую дряхлость и немощь, легко шествует на небо, оставляя землю внизу для тех, которые склонились долу, как лишенные опоры» (святитель Григорий Палама).

В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» преподобный Андрей Критский также говорит: «Служа пределом закону и прообразованиям, он (праздник Рождества Богородицы. – Г.Б.) вместе служит дверью к благодати и истине. Возвещая славу девства, настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость. Дерзайте, говорит он, се праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Материю Царя всех – Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти».

Именно поэтому весь человеческий род должен благолепно и многоголосо, всей душой, сердцем и помышлением прославлять Рождество Богородицы: «Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод… Обозрите чудесные дела всемогущего Божественного Промысла, как мудро он извлекает лекарство из того самого, из чего рождаются болезни. Какая радость видеть сегодня рождение Девы – изменение несчастного нашего состояния! Видеть, что отверзаются перед нами врата, которые заключило преслушание! Что нам даруется благодать для достижения того блаженства, которого лишало нас коварство диавола! Какая слава для нас возвыситься до того, чтобы войти в близость с Самой Пресущественной Троицей, дав Отцу Дщерь, Сыну – Матерь и Святому Духу – Невесту! Поистине я дерзаю сказать, мы вынудили Бога быть милостивым и имеем теперь в лице Марии прекрасное ограждение, чтобы далеко отражать от нас стрелы угрожающего гнева» (святитель Илия Минятий).

Праздник в дохалкидонской и западной традициях

Джотто ди Бондоне (1267-1337). Рождество Марии. Часовня Скровеньи, Падуя. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы не принадлежит в Римской Церкви к числу самых величественных. Он ниже по рангу, чем празднования в честь некоторых святых: Рождества Иоанна Крестителя, Иосифа Обручника, апостолов Петра и Павла, всех святых, храмового праздника и местного святого. Однако он выше Преображения. С его службой соединяется служба дневного святого (мученика Адриана).

Католическое Рождество Пресвятой Богородицы при этом имеет, как все великие праздники, восьмидневное попразднство (octava).

Нужно сказать, что вообще по составу и композиции богослужение Римо-Католической Церкви значительно отличается от православного. Преобладающее место в нем занимают псалмы, а затем чтения библейские и святоотеческие (стоит оговориться, что праздник Рождества Пресвятой Богородицы специальных гимнов не имеет, извлекая их из общей Богородичной службы)[6].

Те и другие предваряются и заключаются отдельными стихами, частью из псалмов и вообще из Библии, применимыми к празднуемому событию. Среди них встречаются стихи и не из Библии, а составленные разными церковными писателями. Данные гимнографические произведения, сопровождающие и псалмы, и чтения, похожие на прокимны православной службы и называемые антифонами («около псалмов») и респонсориями («около чтений») и составляют главный праздничный певческий материал богослужения.

На каждой из главнейших служб – вечерне и утрене (которая делится на ночную службу – nocturnum и утреню в собственном смысле, называемую ad laudes – хвалитны) – празднику также посвящены один-два гимна, соответствующие стихирам.

Кроме того, о праздновании говорят имеющиеся в каждой службе (большей частью по одной) краткие молитвы.

Конечно, имеются и приспособленные к празднику чтения (lectiones). Это сравнительно большие, положенные на утрене (в количестве девяти) и на литургии (из Апостола и Евангелия) отрывки, которые сопровождены стихами, аналогичными прокимну и аллилуарию (graduale и sequentia), а также фрагменты из гомилий святых отцов. На Рождество Богоматери предписаны на утрене первое, второе и третье чтения из первой главы Песни песней; четвертое, пятое, шестое – из слова блаженного Августина; седьмое и восьмое – из комментария блаженного Иеронима на Мф. 1: 1–16, читаемое за литургией; девятое – о мученике Адриане.

На литургии, где «Рождество Марии похваляется из перспективы Ее Богоматеринства и тем самым Рождества Христова»[7], вместо Апостола устанавливаются Притч. 8: 22–35 и уже указанный евангельский фрагмент.

Кроме того, имеются еще – по одному – краткие чтения (capitula) из одного-двух библейских стихов. В рассматриваемом случае они таковы: на вечерне, в конце утрени и на третьем часе – Сир. 24: 10; на шестом часе – Сир. 24: 11–13 («Прежде века от начала Он произвел Меня, и Я не скончаюсь во веки», «Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе, Он дал Мне также покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме – власть Моя. И укоренилась Я в прославленном народе, в наследственном уделе Господа»).

Иконография праздника

Рождество Пресвятой Богородицы Середина XVII в. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ростове Великом Обстоятельства Рождества Богородицы самым существенным образом сказались на иконографии праздника. При сравнении с изображениями других двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий их строй.

Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые.

Исследователи отмечают, что артефакты доиконоборческого периода (VIII в.) не сохранились, и наиболее древние иконы и фрески относят к X–XI столетиям.

Однако устойчивая имеющая широко распространение изобразительная тематика и композиция косвенно свидетельствуют о том, что иконография Рождества Пресвятой Богородицы существует с ранних времен.

Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304), Киевского Софийского собора (первая половина XI в.), росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII в.).

На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип рождества без страданий), ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней находится повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко присутствует и Дева Мария в колыбели.

На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.

Большой интерес для эортологической истории представляют клейма, фабула и архитектоника которых характеризуются самостоятельностью. Основные сюжетные линии исчерпывают событийные вехи: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у бесчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима и Анны; благовестие Иоакиму и Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

pravoslavie.ru

Какой церковный праздник сегодня 21 сентября 2019 чтят православные: Рождество Пресвятой Богородицы отмечают 21.09.2019

Рождество Пресвятой Богородицы церковный праздник 21 сентября. Быт и культура наших предков формировались на основе православной веры. По этой причине практически все церковные праздники превращались в народные, и сопровождались различными национальными обрядами.

Рождество Пресвятой Богородицы, это один из двенадцати самых больших праздников в году. Его отмечают по старому стилю 8 сентября, а по новому – 21 сентября. В этот день отмечают рождение Богородицы, или Девы Марии – матери Иисуса Христа.

В народе этот день носит название Вторая Пречистая, Осенние оспожинки, Богач, Осенины. Считалось, что на этот день припадает окончание такого природного явления как бабье лето, и начинаются холодные дни.

История возникновения праздника

У родителей Девы Марии, Иоакима и Анны на протяжении длительного периода не было детей, которых они очень хотели. Для того, чтобы попросить у Бога детей, Иоаким отправился в пустыню, и на протяжении 40 дней молился. Иоаким и Анна дали зарок, что если у них родится сын или дочь, то они отдадут его в услужение Богу.

Перед ним предстал ангел, который сообщил Иоакиму о том, что у его скоро родится дочь, и он должен дать ей имя Мария.

После этого события Иоаким вернулся домой, и узнал о беременности жены. Спустя положенный срок в семье родилась девочка.

Обычаи и обряды, которые были популярны в народе

К этому дню старались завершить все работы по сбору урожая в поле. И по этому поводу устраивали большой праздник. В крупных городах устраивались ярмарки. Сельские жители организовывали общее застолье, и отмечали день с веселыми песнями и плясками.

Перед этим с самого утра все люди, живущие в деревне, шли в церковь, ставили свечи и читали специальные благодарственные молитвы. Таким образом они благодарили Деву Марию за урожай.

Немного позже, перед закатом солнца, молодые девушки шли к водоему встречать осень. Они несли в руках хлеб и кисель. Каравай вручали самой старшей женщине в селении, и водили вокруг ее хоровод. После этого хлеб разламывали на маленькие кусочки, и раздавали всем присутствующим. Каждый угощался кусочком каравая, обмакнутом в киселе. Если не получалось раздать весь хлеб людям, то остатки отдавались животным.

В этот день любящие родители навещали детей, которые недавно поженились. Молодая жена готовила праздничный обед, а супруг отчитывался о достижениях и планах на будущее. Родители должны были принести в дом разные подарки – одежду для внуков, посуду, и другие предметы быта. Также могли подарить деньги или домашнюю птицу.

Именно в этот праздник существовал строгий запрет на рыбалку и охоту. Также никто не убивал домашних животных. В этот праздник люди старались как можно меньше причинять вреда или беспокойства живым существам. Считалось, что в такой день нельзя сквернословить, повышать голос. Полагалось, что все отрицательные эмоции должны быть под контролем. Если вдруг возник конфликт, то следовало решить его мирно, уступая друг другу.

Также в этот день готовили специальное блюдо – суп с грибами и овощами, которые вырастили в этом году.

Приметы и поверья, связанные с этим праздником

В этот день старались успеть прийти в церковь до того, как солнце зайдет, иначе были высокие риски заболеть.

Если в этот день кто-то находил деньги, их нельзя было оставлять себе – все найденные средства отдавались в церковь, или раздавали тем, кто нуждался, иначе из дома исчезнет достаток. Также стоило подавать милостыню или еду всем просящим, которые встречались на пути. Особо это поверье касалось женщин – нарушение правила могло привести к бесплодию.

Обращали внимание на то, какая погода была в этот день. Согласно приметам, точно такая же погода должна была простоять еще месяц.

Если в это время зайцы рыли глубокие норы, это было признаком приближающихся холодов и затяжной зимы с длительными морозами.

Если в этот день встречали лису, то значит вскоре этого человека ожидали мелкие неприятности. Глухарь или тетерев наоборот, был признаком приближающегося богатства.

Понравилась статья, поделитесь с друзьями :

ptoday.ru

21 сентября православные отмечают Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане отмечают важный праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. Он относится к числу двунадесятых и установлен в церковном календаре с IV века. Без Рождества Пресвятой Богородицы не было бы и Рождества Христова. Так говорят священнослужители о важности этого праздника.

В 21 день сентября христиане восславляют Рождение Марии. Дева впоследствии зачала сына Божия Иисуса Христа. Для всех верующих Мария стала символом главной защиты, заступницей перед Господом. Благодаря пришествию Пресвятой Девы Богородицы миру явилось спасение, потому что через нее воплотился наш Спаситель, воплотился тот самый ожидаемый Мессия, который избавил весь человеческий род от смерти, от проклятия и в конце концов от дьявола.

Согласно церковному преданию, Мать Иисуса Христа — дочь престарелых супругов Иоакима и Анны, которые жили в маленьком галилейском городе Назарете, но не имели детей. Все жизнь их терзала эта мысль, но долгие годы ожидания были вознаграждены. Однажды в Иерусалимском храме священник не захотел принять от Иоакима дары Господу, именно потому что он был бездетным. Плача, Иоаким ушел в пустыню, а Анна, узнав об этом, тоже стала плакать у себя в саду. Там она заметила гнездо. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна. Вдруг ей явился ангел Гавриил и сказал: «Господь услышал твои мольбы. Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария». В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму : ему он поведал аналогичный сказ. И через девять месяцев у них родилась Мария, которой суждено было стать матерью Спасителя и защитницей всех православных христиан.

Что можно и его нельзя делать на Рождество Пресвятой Богородицы

В этот день в храмах проходят торжественные службы. Согласно традициям, нельзя заниматься физическим трудом, особенно уборкой. На Рождество Пресвятой Богородицы принято печь пироги, однако лучше, если стол будет постным — нельзя употреблять мясо и алкоголь. В народе считается, что если в этот день после обеда внезапно похолодает, то зима будет суровой и с сильными морозами.

Рождество Пресвятой Богородицы православные особо чтят как семейный праздник, и благодарят родителей. Он также почитается бездетными парами, которые просят у Господа послать им ребенка. И, несомненно, для православных это праздник радости, напоминающий людям о том, что шанс на примирение с ближним остается всегда, если сердце наполнено любовью к Богу. Лучше всего провести этот день в семейном кругу.

varjag.net

Сегодня православные отмечают Рождество Пресвятой Богородицы | | Добринские вести

А еще 21 сентября русское воинство одержало победу на Куликовом поле.

Православные верующие отмечают сегодня, 21 сентября, один из главных церковных праздников – Рождество Пресвятой Богородицы.

Эта дата в России имеет еще одно одно особое значение. 21 сентября русское воинство одержало победу на Куликовом поле.

Патриарх Кирилл совершит сегодня праздничную литургию в Богородице-Рождественском монастыре столицы. После этого он возглавит в храме Христа Спасителя торжественную встречу мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Они были доставлены из Греции в Россию почти месяц назад. За это время мощи святителя побывали уже в 11 городах страны.

Рождество Пресвятой Богородицы — это первый из двенадцати великих праздников. Это непереходящий праздник, дата его остается неизменной каждый год. С него начинается новый церковный год.

Хоть это и радостный праздник, но на его время действуют некоторые важные запреты. В 2018 году праздник выпадает на пятницу, это постный день, в честь праздника верующим разрешается есть рыбу.

ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ О РОЖДЕСТВЕ БОГОРОДИЦЫ?

Этот праздник — начало исполнения обещанного Богом спасения человеческого рода. Событие, которое православные празднуют в этот день, не описано в Новом Завете, а знание о нем пришло из Церковного Предания. Из протоевангелия Иакова, которое было написано во 2 веке, мы узнаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

dobvesti.ru

Рождество Пресвятой Богородицы 2018: главные традиции и запреты праздника

21 сентября православные верующие отмечают великий праздник – Рождество Пресвятой Богородицы 2018. Этот день посвящен рождению матери Христа – Деве Марии. InfoResist рассказывает про главные традиции и запреты праздника.

21 сентября – Какой сегодня праздник

Рождество Пресвятой Богородицы 2018 – один из самых главных православных праздников. Он входит в число двунадесятых торжеств.

Рождество Пресвятой Богородицы 2018: история праздника

Согласно древней легенде, Анна и Иоаким никогда не имели детей, но пара очень хотела продолжить свой род. Поэтому они обратились за помощью к Богу. Однажды Иоаким пришел в пустыню для того, чтобы просить Всевышнего даровать ему ребенка. Анна была дома и также молилась Господу о помощи. К семье снизошел с небес ангел и сказал, что у них скоро родится ребенок. Это будет девочка, о которой узнает весь мир.

Так и произошло: через короткое время у Анны и Иоакима родилась дочка, которая соединила небеса и землю, людей и Бога.

Рождество Пресвятой Богородицы 2018: что нужно знать

Издавна люди верят, что Мария помогает в проблемах, связанных с семьей. Ее называют покровительницей семейного очага. Поэтому на праздник Рождества Богородицы принято устраивать тихие семейные застолья.

Считается, что детей, которые рождены в этот день, Дева Мария будет защищать всю жизнь от бед и невзгод.

Также Богородица помогает матерям в воспитании детей, а также при родах. Поэтому роженицы молятся святой о быстрых, безболезненных, а главное здоровых родах.

По поверьям, если 21 сентября на улице пойдет дождь, то это значит, что Дева Мария оплакивает грехи людей.

Рождество Богородицы 2018: что нужно делать

Считается, что на Рождество Пресвятой Богородицы 2018 обязательно нужно идти в храм на торжественную литургию. Мария исполнит все заветные желания, если человек по-настоящему поверит в святую. Люди верят, что у Богородицы следует просить крепкого здоровья для себя и близких, а также единства в семье и защиты от невзгод.

Согласно поверьям, каждая девушка должна умыться первой росой, чтобы сохранить свою молодость и красоту на долгие годы.

21 сентября люди празднуют приход Нового года. Поэтому рекомендуется зажечь в доме несколько свечей – одну поставить около иконы, а вторую – на главный стол. Таким образом огонь обновит вашу обитель и очистит ее от плохой энергии.

Не забудьте и о праздничном ужине для всей семьи. Кроме того, едой нужно поделиться с нуждающемся человеком. Будь добры к другим людям, и тогда судьба будет добра к вам. Чем больше еды вы раздадите, тем больше счастья вернется в ответ.

Рождество Пресвятой Богородицы 2018: главные запреты

Как и на большинство православных праздников, на Рождество Пресвятой Богородицы категорически запрещается думать о плохом, ругаться и сквернословить. Считается, что вся отрицательная энергия возвращается тройной силой.

21 сентября нельзя заниматься тяжелым трудом, например, убирать, стирать, делать ремонт и так далее. А за нарушение запрета последует наказание.

На праздник запрещается пить много алкоголя и напиваться. Особенно этот запрет касается женщин.

Отдельные запреты касаются тех, кто соблюдает пост. Под запретом – мясо и алкоголь. Разрешается употреблять рыбу и немного красного вина.

inforesist.org


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031