Серафим саровский день памяти


ПОДБОРКА материалов. День памяти преп. Серафима Саровского / Православие.Ru

Рейтинг: 7,5|Голосов: 2

Уроки прославления святых. Слово в день прославления преподобного Серафима Саровского, 19 июля 1903 года в Тифлисском Сионском соборе

Священномученик Иоанн Восторгов

В области духовно-благодатной видим то же – около великих святых есть меньшие, но добрые и высокие души: их почитатели, ученики, подражатели, люди, напоенные единым с ними духом, единой верой, единым благочестием. Праведники не бывают совершенно одиноки, вот почему прославление праведного есть признак, что в обществе, где он жил, воцарилось не одно зло, что напротив, в обществе этом есть живые духовные силы, вот почему прославление праведного есть радость Церкви, которая видит, что она не бесплодно молилась о сынах своих, не бесплодно учила их вере и благочестию, и действительно ведет их к небу и блаженной вечности.

Рейтинг: 9,6|Голосов: 25

Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим: «Без Господа мы ничего не сможем»

В детстве я мечтал стать художником или архитектором, изучить архитектуру Тбилиси. Я долго мечтал поехать в Америку, там жили мои кумиры-архитекторы. Думал, что Америка – рай Божий. Мне так хотелось туда, что я стал усиленно просить Господа об этом. И вдруг, неожиданно для всех, решил стать монахом. Мама заволновалась и говорит: «Зачем в монахи, сынок? Пусть у тебя будет красивая жена, семья, дети. Ты должен стать художником или архитектором». А я настаивал: буду монахом.

Рейтинг: 9,4|Голосов: 124

Радость наша

Александр Парменов

Тридцать лет отшельничества. Три года столпничества. Подвиг безмолвия. Затворничество. Старчество. И преподобный Серафим преодолел все эти ступени человеческого совершенствования, «облекаясь во Христа», уподобляясь Ему и являя нам высокие образцы целомудрия, бдения, поста, непрестанной молитвы, кротости, смирения, послушания, совершенного незлобия.

Рейтинг: 9,8|Голосов: 655

Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Отец Серафим родился в 1759-м году, 19-го июля, и наречён Прохором. При смерти отца Прохору было не более трёх лет от рождения, следовательно, его всецело воспитала боголюбивая, добрая и умная матушка, которая учила его более примером своей жизни, проходившей в молитве, посещении храмов и в помощи бедным. Что Прохор был избранником Божиим от рождения своего - это видели все духовно развитые люди, и не могла не почувствовать благочестивая его мать.

pravoslavie.ru

День памяти Серафима Саровского 2020: какого числа, история и традиции праздника

15 января и 1 августа отмечаются даты памяти великого святого. Расскажем, как и почему выходец из купеческой семьи удостоился быть великим угодником Божиим

Журналист «КП»

Трудно представить себе более русского святого, чем Серафим Саровский. К раке (ковчегу) с его мощами в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь ежедневно приезжают десятки, сотни паломников. Каждый из них знает, что святой Серафим не оставит в беде и помолится о страждущих у престола Бога Небесного. Несколько лет назад я тоже была в обители, лично почувствовала помощь святого и благодать, исходящую от его мощей. Она пробирает до слез, до мурашек и ты словно погружаешься в атмосферу любви и добра, окружавшую Серафима Саровского при его жизни.

Дни памяти преподобного Серафима Саровского православная церковь отмечает 15 января и 1 августа. 15 января – день кончины святого. 1 августа – обретение его святых мощей.

Мальчика, родившего в Курске 19 июля 1759 года, нарекли Прохором. Его отец Исидор Мошнин был богатым купцом, человеком благочестивым и щедрым на милостыню. Он владел кирпичным заводом и возводил немало каменных зданий и церквей.

Старший брат Прохора занимался торговлей. Такое же будущее прочили и младшему, заставляя его сидеть за прилавком. Но Прохор помогал брату лишь из послушания, его влекло в церковь, на церковные службы. К слову, уже тогда ему была явлена Божия милость. В семилетнем возрасте Прохор упал с колокольни храма, куда поднялся вместе со своей матерью Агафьей Мошниной, но ни чуть не пострадал. Вот как об этом написано в житии преподобного Серафима: «Отойдя вдруг от матери, быстрый мальчик перевесился за перила, чтобы посмотреть вниз, и, по неосторожности, упал на землю. Испуганная мать в ужасном виде сбежала с колокольни, воображая найти своего сына разбитым до смерти, но, к несказанной радости и величайшему удивлению, увидела его целым и невредимым. Дитя стояло на ногах. Мать слёзно возблагодарила Бога за спасение сына и поняла, что сын Прохор охраняется особым Промыслом Божиим». В 10 лет Прохор сильно заболел, надежды на выздоровление не было. Но в какой-то момент во сне ему явилась Сама Богородица и пообещала исцелить мальчика. Мать приложила болящего сына к чудотворной иконе Знамения Божией Матери и он постепенно поправился. Будучи 17-летним юношей Прохор испросил у матери благословения на монашескую жизнь. И Агафья благословила сына медным крестом. Он носил его с собой до самой смерти. В Саровский монастырь Прохор поступил 20 ноября 1778 года. Об этом свидетельствуют документы, которые сохранились до наших дней в архиве обители. Там же написано, что послушник Прохор пек хлеб, просфоры, работал столяром, сплавлял лес. В какой-то момент его сразил тяжелый недуг. Болел Прохор почти три года, половину из которых провел в постели. Как и в детстве исцелила послушника Пресвятая Богородица, явившись ему во сне с апостолами Петром и Иоанном: «Этот Нашего рода», - произнесла Царица Небесная. Спустя некоторое время Прохор выздоровел. Спустя восемь лет 13 августа Прохор был пострижен в монахи с именем Серафим. Затем его рукоположили в иеродиакона, следом – в иеромонаха. С той поры он мог совершать церковные службы, исполнять требы. Словом, служить людям. Но преподобный стал затворником. Он ушел далеко в лес, построил в глуши келью и посвятил себя непрестанной молитве.

Питался преподобный сухариками, который сам сушил из монастырского хлеба, травами, ягодами. Тысячу дней и ночей он молился на коленях на камне Иисусовой молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешному». Как-то раз на него напали разбойники и сильно покалечили его топором. Долго болел Серафим, но и в этот раз Пресвятая Богородица не оставила свое любимое чадо.

Еще несколько лет в полном одиночестве подвизался Серафим Саровский в пустыне. Этот подвиг так и назвали – пустынножительство. А после он стал принимать у себя всех, кто стремился к нему как к старцу за советами и молитвой. Правда, для женщин вход к преподобному был запрещен. Так Серафим ограждал себя от лишних искушений и пересудов монастырской братии. «Христос Воскресе, радость моя!» - так приветствовал святой Серафим всякого приходящего к нему. Умер преподобный Серафим в 1833 году во время коленопреклоненной молитвы перед иконой Богородицы «Умиление». В 1903 году его прославили в лике святых.

Это интересно

Жизнь православного христианина размерена календарем, в котором каждый день посвящен тому или иному празднику, святому, событию церковной или Священной истории. Перед вами - православный календарь важнейших праздников

А вы отмечаете церковные праздники?

Комментарии для сайта Cackle

www.kp.ru

1 августа: Преподобный Серафим Саровский - Православный журнал "Фома"

Прп. Серафим Саровский

Если говорить в художественных терминах, то, без преувеличения, святого Серафима Саровского можно сравнить с «золотым сечением» русского православия, если в музыкальных – с камертоном Истины. Однако для многих верующих святой батюшка Серафим – близкий, родной, любимый святой покровитель Руси и заступник наших грешных душ. Преподобный Серафим Саровский своей жизнью доказывает, что путь ко спасению, как полноводная река: то стремительно сносит все наносное, очищает берега, то, как исповедь, испытывает мутными водами искушений, то затихает в безмолвии поста, умиротворяет, как сердечная молитва – это живительная вода, без которой невозможно исцелить свою душу.

Попробуем осознать то духовное богатство, которое оставил нам преподобный Серафим Саровский.

Житие Серафима Саровского

Серафим в переводе с древнееврейского означает «пламенный». Пламенной и неугасимой была вера преподобного Серафима Саровского. Огненным столпом идет он впереди своей паствы, указывая нам истинный путь. Сколько испытаний, жизненных мытарств пришлось преодолеть святому за 79 лет жизни: тридцать лет отшельничества, три года столпничества, подвиг безмолвия, затворничество, гонения.

Родился святой Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) 19 июля 1754 года в Курске, в купеческой семье. Мальчику Прохору чудесным образом удалось избежать смерти после падения с колокольни собора, который начинал строить отец, а после его смерти – мать Прохора. Еще одно чудо было явлено, когда мальчик исцелился от иконы Знамения Пресвятой Богородицы.

Чудесное спасение после падения с колокольни.

В юности Прохор решил посвятить свою жизнь Богу. Взяв благословение матери, юноша отправился в паломничество в Киев, на поклонение Печерским угодникам. Там схимонах старец Досифей благословил его и направил в Саровскую пустынь.

Прохор по кратковременному возвращению домой отправился в Саров, где его приняли послушником. В пустыни Прохор с ревностью и усердием исполнял все указания. Через два года Прохор сильно заболел водянкой, братия ухаживала за ним, но силы покидали отрока. Прохору явилась Царица Небесная в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей – от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. На месте явления была построена больничная церковь.

Через восемь лет послушничества Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Тогда же он испросил благословения и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Там он вел очень аскетичный образ жизни, ограничивал себя во всем мирском: ел один раз в день, трудился на своем огороде и небольшой пасеке и много молился. К иеромонаху стали приходить миряне за советом и духовным наставлением. Вскоре преподобный Серафим полностью отказался от общения с людьми, нередко в его жилище наведывались дикие звери, он кормил с руки медведей.

«И 47 лет прожил он в различных подвигах отшельничества, молчальничества, затвора. Но на этом пути встретилось ему второе иовлево искушение: когда он уже был лишен всего, перед ним встал вопрос о сохранении своей жизни, об избежании страдания. На него напали разбойники, он был вооружен топором, он мог защититься – но он не захотел спасти свою жизнь никакой ценой, а отдал ее еще раз Богу. И эту жертву Бог принял; он был избит, изранен, и кровь его осталась на его одежде, кусочек которой мы можем здесь созерцать. Он остался верен Богу до крови, жизнь его – сохранил Господь…» (Митрополит Антоний (Сурожский) о Серафиме Саровском).

Скончался святой преподобный Серафим Саровский 2 января 1833 года, в молитвенном положении перед образом Богородицы. Последними его словами были: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Читайте также: 

Как сбылось пророчество преподобного Серафима
6 причин «затяжной» канонизации Серафима Саровского

Молитвы святому Серафиму Саровскому

Тропарь преподобного Серафима, глас 4-й:

От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серафима, глас 2-й:

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Молитва вторая преподобному Серафиму Саровскому

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Молитва третья преподобному Серафиму Саровскому

О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! призри от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохранити, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам, и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему Свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Монастырь Серафима Саровского

Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Фото Владимира Ештокина

Дивеевская обитель – любимое детище и последнее пристанище святого Серафима Саровского, место поклонения его мощам, монастырь, в котором завещал похоронить себя сам преподобный.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Святой Троицы расположен в Нижегородской епархии Русской православной церкви. Сюда стекаются толпы паломников за утешением, исцелением, поклониться подвигу великого старца, пройтись по святой Канавке и помолиться Царице Небесной о своих родных и близких.

Монастырь возник во второй половине XVIII века. Первым строением стала Казанская церковь. Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви:

«Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!»

На протяжении более ста лет сначала община, а затем монастырь (1861 г.) разрастался землями и новыми храмами благодаря помощи местных жителей, помещиков и самоотверженности игумений.

В 1917 году в нем проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек. 21 сентября 1927 года монастырь был закрыт. Часть сестер с игуменьей перебрались в Муром, в дом у стен Благовещенского монастыря.

Возрождение обители началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. 21 июля 1991 года состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря. 31 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. В апреле 1992 года по завету Серафима Саровского перед образом Спасителя в Рождественской церкви была зажжена неугасимая свеча. 20 февраля 1995 года указом президента Казанской церкви присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Начались масштабные восстановительные работы, было освящено семь храмов. Сейчас в обители проживает более 400 насельниц. Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Канавка Царицы Небесной в Дивеевском монастыре — одна из главных святынь монастыря. 25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом. Канавка была создана в последние годы жизни преподобного Серафима. Он очень торопился с устройством этой канавки – дорожки, по которой прошла Богородица. Канавку вдоль тропы, по указанию Царицы Небесной, должны были копать только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Последний участок Канавки был передан монастырю лишь в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление. С молитвой на устах и четками в руках идут по Святой Канавке паломники, по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.

Батюшка Серафим копает канавку

Иконы Серафима Саровского

С руками, молитвенно сложенными у сердца, – только правая рука касается сердца или руки лежат на груди в области сердца крест-на-крест, правая рука поверх левой

Перед иконами ко святому угоднику обращаются за помощью в душевном и физическом исцелении.

Существует четыре основных иконографических образа Серафима Саровского:

1. С руками, молитвенно сложенными у сердца, – только правая рука касается сердца или руки лежат на груди в области сердца крест-на-крест, правая рука поверх левой

2. Благословляющий – правая рука благословляет, в левой руке молельные четки

3. Моление на камне – батюшка Серафим стоит коленнопреклонный на камне, воздев обе руки к небу

4. Образ, где преподобный Серафим Саровский изображен старцем с посохом.

Так же еще пишутся поясные иконы и иконы, где святой Серафим изображен в полный рост. Для «благословляющего образа» на иконах присутствует обязательный атрибут: молельные четки в левой руке.

Икона, написанная с прижизненного портрета Серафима Саровского:

Источник святого Серафима Саровского

Источник святого Серафима Саровского. Фото из личного архива Юлии Денисовой.

Недалеко от Саровской обители есть тихое живописное место,  небольшое озеро с прозрачной ключевой водой – святой источник во имя преподобного Серафима Саровского. Источник открылся на берегу реки Сатис.

По свидетельству очевидцев, в 60-е годы прошлого века на запретной территории, где сейчас находится источник, пограничникам явился старец в белых одеждах. На вопрос, что он здесь делает, старичок промолчал, лишь ударил посохом — забила вода, и открылся источник. Позже источник хотели засыпать землей, но вновь появился старец и сказал: «Не засыпай мой источник».

Сейчас на территории, где находится источник, расположена бревенчатая часовня, в праздничные дни здесь совершаются торжественные молебны. За часовней круглогодично для паломников открыты купальни. Существует очень много свидетельств исцелений после омовения в источнике святого Серафима.

Источник святого Серафима Саровского. Фото Юлии Денисовой.

Мощи Серафима Саровского

Мощи святого Серафима Саровского

В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, под сенью в левом приделе Свято-Троицкого собора, находятся мощи преподобного Серафима Саровского. Там же находится посох батюшки Серафима.

«Умру, в могиле буду лежать, но вы приходите ко мне на могилку, здесь, как живому, расскажите мне все, что ваше сердце хочет сказать, и я, как живой, и из могилки услышу вас», – говорил старец друзьям перед смертью. Тысячи людей едут в монастырь, чтобы приложиться к святым мощам.

История обретения мощей очень драматична и полна трагических поворотов: канонизация и обретение мощей святого Серафима произошли попечением царя Николая II в 1903 году, в 20-е годы мощи святого были увезены, затем осквернены пребыванием в антирелигиозном музее, в 1934 году они и вовсе исчезли и вновь обретены лишь 15 января 1991 года в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде. Однако сегодня каждый желающий может поклониться мощам одного из самых почитаемых святых Руси, испросить дарования здоровья, грехов оставление, жизни исправление.

«Радуйся днесь, вся Российская земле, и, святая обитель Дивеевская, веселися. Верных же множество, стекшеся днесь, прославим преподобного отца, пастыря и учителя, богомудрого наставника заблудшим, скорого всех болящих целителя, Российския земли великое украшение, его же похваляюще, сицерцем: преподобие Серафиме, спаси нас молитвами твоими» (стихира на литии).

Правило Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский оставил нам следующее молитвенное правило:

«Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)», а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи помилуй», и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)», и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

В чем помогает Серафим Саровский

Великий, утешитесь и врачеватель, преподобный Серафим Саровский – скорый помощник, всем просящим его помощи. Еще при жизни он много помогал людям – делом и молитвой за них Богу. Люди просили его молиться об исцеления  от зависти, о ненавидящих и обидящих, при охлаждении любви к ближним, о добрых отношениях в семье, при  душевных невзгодах (унынии, апатии)… Об этом и в любых других трудных ситуациях, когда сердце подсказывает, что без помощи святого заступника нам будет трудно справиться самостоятельно, мы можем молиться ему и сейчас.

Молитва о даровании любви, читается за себя, за близких и за врагов

Преподобне отче Серафиме, любовию Божественной исполненный, любви Божественной непрестанный служителю, любимиче Матери Божественной Любви, услыши мя, малолюбящего и многоогорчающего тебя.

Даждь и мне быти ныне усердным служителем Богоугодной Любви. Той убо любви, яже долготерпит, не завидует, не превозносится, милосердствует, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не радуется о неправде, радуется же о другом умоли Любовь изначальную, да послужив любовию Ей на земли, твоим ходатайством, молитвами Богородицы и всех святых достигну Царства любви и славы, и света, и припаду к стопам Владыки моего, давшего нам заповедь об истинной любви.

Отче любящий, не отрини мольбы сердца, любящего тя, и о прощении моих грехов любящего Бога умоли. Помози нам нести тяготы друг друга, не делать другим, чего себе не хотим, вся любит, в истине; вся любит, всему веру емлет, вся терпит, яже николиже отпадает!

Сия любве служителем быти мне и всем моим присным, и знаемым, и любовию покрывать, и с сердечной песнию любви окончив земную жизнь, начать с нею же радостно вечную жизнь в стране истинной любви. Помолись за нас, отче, нами любимый отче, любящий нас! Аминь.

Краткая молитва о помощи и заступлении, с указанием имени молящегося

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Мультфильм о Серафиме Саровском

В последние выходные августа 2015 года состоится премьера мультфильма, рассказывающего детям о святом Серафиме Саровском. Сюжет мультфильма посвящен истории девочки Серафимы, осиротевшей в Великую Отечественную войну. На ее долю выпадает много испытаний – она дочь репрессированного священника, от нее требуют отказаться от веры. Но однажды героиня попадает в старинный храм. С этого момента ее жизнь сильно меняется. Она совершает необыкновенное путешествие в чудесный мир и знакомится со своим небесным покровителем святым Серафимом Саровским.

70 минутный мультфильм  “Необыкновенные приключения Серафимы” был создан студией «КиноАтис» по инициативе и при финансовой поддержке Министерства культуры России, а также Фонда преподобного Серафима Саровского.

Режиссер-постановщик – Сергей Антонов, продюсер – Игорь Мещан, автор сценария – Тимофей Веронин

Мотовилов и Серафим Саровский

Николай Александрович Мотовилов (1809—1879) – симбирский и арзамасский помещик, «Серафимов служка», был сотаинником преподобного Серафима Саровского в Дивеевской обители.

Н.А. Мотовилов закончил Казанский университет, служил почетным смотрителем Корсунского уездного училища, судьей Симбирского совестного суда, членом Нижегородско-Ардатовского тюремного комитета, был избран членом специальной комиссии Государственного коннозаводства.

«Николай Александрович, будучи светским и семейным человеком, проводил духовную жизнь… где бы ни был и чем бы ни занимался, имел мысль, погруженную в Бога». (Е. И. Мотовилова. Из воспоминаний о муже)

Известно, что в начале их знакомства преподобный Серафим исцелил Н.А. Мотовилова от продолжительной болезни: «За год до пожалования мне заповеди о служении Божией Матери при Дивеевской обители, великий старец Серафим исцелил меня от тяжких и неимоверных, великих ревматических и других болезней, с расслаблением всего тела и отнятием ног, скорченных и в коленках распухших, и с язвами пролежней на спине и боках, коими я страдал неисцельно более трех лет». Н.А. Мотовилов стал первым биографом святого Серафима Саровского. Он записывал поучения и пророчества великого старца.

Широко известна также «Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым» о стяжании Святого Духа, которая произошла в ноябре 1831 года в лесу, неподалеку от Саровской обители, и была записана Мотовиловым. Рукопись была обнаружена через 70 лет в бумагах жены Николая Александровича, Елены Ивановны Мотовиловой.

По завещанию преподобного Серафима Саровского именно Н.А Мотовилов заканчивал создание Дивеевского женского монастыря. Н.А. Мотовилов был похоронен в 1879 году в Серафимо-Дивеевском монастыре.

Акафист преподобному Серафиму Саровскому

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же, имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец избра тя изначала, да прославиши житием твоим пречудное имя Святыя Троицы: явился бо еси воистину ангел на земли и во плоти серафим; яко луч пресветлый Вечнаго Солнца Правды, просветися житие твое. Мы же, зряще прехвальныя труды твоя, с благоговением и радостию глаголем ти сицевая:

Радуйся, правило веры и благочестия.

Радуйся, образе кротости и смирения.

Радуйся, преславное верных величание.

Радуйся, претихое скорбным утешение.

Радуйся, прелюбимое иноков похваление.

Радуйся, живущим в мире предивное поможение.

Радуйся, Российския державы славо и ограждение.

Радуйся, тамбовския страны священное украшение.

Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 2

Видящи мати твоя, преподобне отче Серафиме, теплую любовь твою ко иноческому житию, позна святую волю Господню о тебе, и Богу, яко дар совершен приносящи, благослови тя на тесный путь иноческий святым крестом своим, егоже до конца жития твоего на персех носил еси, знаменуя велию любовь твою к распеншемуся за ны Христу Богу нашему, Емуже вси со умилением зовем: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный тебе даровася, святче Божий: от юности твоея не престая помышляти о Небеснем, оставил еси дом отчий Царствия Божия ради и правды Его. Сего ради приими от нас похвалы сия:

Радуйся, града Курска чадо богоизбранное.

Радуйся, родителей благочестивых отрасль пречестная.

Радуйся, добродетели матере своея унаследивый.

Радуйся, благочестию и молитве ею наученный.

Радуйся, на подвиги от матере крестом благословенный.

Радуйся, благословение сие яко святыню до смерти соблюдый.

Радуйся, любве ради Господа дом отеческий оставивый.

Радуйся, вся красная мира сего ни во чтоже вменивый

Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго от юности твоея воистину храняше тя, преподобне: с высоты бо храма спадша сохрани тя Господь неврежденна, и страждущу ти люте Сама Владычица мира явися, с Небес исцеление принесши, зане измлада верно служил еси Богу, выну взывая Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имея тщание о подвизе иноческаго равноангельнаго жития, во град святый Киев поклонения ради преподобным Печерским притекл еси, и от уст преподобнаго Досифеа повеление приим в пустыню Саровскую путь свой управити, верою издалеча облобызал еси место святое сие, и тамо вселився житие твое богоугодное скончал еси. Мы же, дивящеся таковому о тебе Божию промышлению, со умилением вопием ти:

Радуйся, мирския суеты отрешивыйся.

Радуйся Небеснаго Отечества пламенно возжелевый.

Радуйся, Христа всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, благое иго Христово на себе восприемый.

Радуйся, совершеннаго послушания исполненный.

Радуйся, святых заповедей Господних блюстителю верный.

Радуйся, ум твой и сердце в Бозе молитвенно утвердивый.

Радуйся, столпе благочестия непоколебимый. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 4

Бурю злых напастей утишая, прошел еси весь путь тесный и скорбный подвига иноческаго, несый ярем пустыннаго жития, затвора и молчания, многонощнаго бдения, и тако, благодатию Божиею восходя от силы в силу, от деяния к боговидению, преселился еси во Обители Горния, идеже со Ангелы поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и видяще святое житие твое, преподобне отче Серафиме, вся братия твоя удивляхуся тебе и, приходяще к тебе, поучахуся о словесех твоих и подвизех, славяще Господа, дивнаго во святых Своих. И мы вси с верою и любовию восхваляем тя, преподобне отче, и вопием ти сице:

Радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый.

Радуйся, на высоту безстрастия возшедый.

Радуйся, воине Христов добропобедный.

Радуйся, Небеснаго Домовладыки рабе благий и верный.

Радуйся, предстателю о нас пред Господем непостыдный.

Радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный.

Радуйся, пречуднаго благоухания крине пустынный.

Радуйся, благодати Божия сосуде непорочный.

Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 5

Божественный свет осия жилище твое, преподобне, егда болящу ти и на одре смертнем лежащу, Сама Пречистая Дева, пришедши к тебе со святыми апостолы Петром и Иоанном, рече: “Сей есть от рода нашего”, – и главе твоей коснуся. Абие же исцелев, воспел еси благодарне Господеви: Аллилуиа.

Икос 5

Видя враг рода человеча чистое и святое житие твое, преподобне Серафиме, восхоте погубити тя: наведе бо на тя люди злы, иже беззаконно истязаху тя и еле жива суща оставиша; ты же, отче святый, яко агнец кроток, вся претерпел еси, за обидящих тя Господеви моляся. Темже мы вси, таковому твоему незлобию дивящеся, вопием ти:

Радуйся, в кротости и смирении твоем Христу Богу подражавый.

Радуйся, незлобием твоим духа злобы победивый.

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя хранителю усердный.

Радуйся, пустынниче, дарами благодатными преисполненный.

Радуйся, подвижниче богопрославленный и прозорливый.

Радуйся, наставниче монахов предивный и богомудрый.

Радуйся, Святыя Церкве похвало и радование.

Радуйся, обители Саровския славо и удобрение.

Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 6

Проповедует пустыня Саровская подвиги и труды твоя, богоносне угодниче Христов: дебри бо и леса ея молитвою облагоухал еси, пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну подражая, и явился еси пустыни прозябение многоплодное дарами Духа Святаго, Егоже действием многая и преславная совершил еси, подвизая верных воспевати благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в тебе новый боговидец, Моисею подобный, Серафиме блаженне: непорочно бо служение олтарю Господню совершая, сподобился еси зрети Христа, во храме со Безплотными Силами грядуща. Сему Божию о тебе благоволению дивящеся, воспеваем ти сице:

Радуйся, боговидче преславный.

Радуйся, Светом Трисиянным озаренный.

Радуйся, Пресвятыя Троицы служителю верный.

Радуйся, Духа Святаго жилище украшенное.

Радуйся, Христа со Ангелы телесныма очима лицезревый.

Радуйся, в бреннем телеси райскую сладость предвкусивый.

Радуйся, Хлебом Жизни насыщенный.

Радуйся, питием безсмертия напоенный.

Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь явити в тебе, преподобне, Свое неизреченное к людем милосердие, показа тя яко воистину светило богосветлое: делы бо и словесы твоими всех приводил еси ко благочестию и любви Божией. Темже сиянием подвигов твоих просвещени и хлебом учения твоего насыщени, тебе усердно величаем и прославльшему тя Христу вопием: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго видяще тя избранника Божия, издалеча притекаху к тебе вернии в скорбех и болезнех; и сих, бедами отягченных, не отринул еси, источая целения, даруя утешение, предстательствуя в молитвах. Темже исхождаше во всю землю Российскую вещание чудес твоих, и сице тя славляху духовная чада твоя:

Радуйся, пастырю наш добрый.

Радуйся, отче милостивый и кроткий.

Радуйся, врачу наш скорый и благодатный.

Радуйся, немощей наших целителю милосердый.

Радуйся, в бедах и обстояниих помощниче скорый.

Радуйся, душ смятенных умирителю пресладостный

Радуйся, грядущая яко настоящая провидевый.

Радуйся, прегрешений сокровенных обличителю прозорливый.

Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо видим на тебе, преподобне: яко старец сый немощный и притрудный, тысящу дний и тысящу нощий на камени в молитве пребывал еси. Кто доволен изрещи болезни и борения твоя, блаженне отче, яже претерпел еси, воздея преподобнии руце твои к Богу, Амалика мысленнаго побеждая и Господеви поя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь еси желание, весь сладость, Сладчайший Иисусе! — тако в молитвах взывал еси, отче, в пустыннем безмолвии твоем. Мы же, суетою помраченнии и во гресех все житие иждившии, восхваляюще любовь твою ко Господу, сице вопием ти:

Радуйся, любящим и чтущим тя ходатаю спасения.

Радуйся, приводяй грешников ко исправлению.

Радуйся, молчальниче и затворниче предивный.

Радуйся, молитвенниче о нас усердный.

Радуйся, пламенную любовь ко Господу показавый.

Радуйся, огнем молитвы стрелы вражия попаливый.

Радуйся, свеще неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая.

Радуйся, светильниче, горяй и светяй даровании духовными.

Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 9

Все естество ангельское удивися странному зрению: старцу бо, сущу в затворе, Небесе и земли Царица явися, повелевающи, да открыет затвор свой и да не возбранит людем православным внити к себе, но да всех пети научит Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут изрещи крепость любве твоея, блаженне: предал бо еси себе на служение всем приходящим к тебе, повеление Богоматере исполняя, и был еси недоумевающим советник благий, унывающим утешитель, заблуждающихся кроткое вразумление, болящих врач и целитель. Сего ради вопием ти:

Радуйся, от мира в пустыню вселивыйся, да добродетели приобрящеши.

Радуйся, из пустыни во обитель возвративыйся, во еже добродетели семена сеяти

Радуйся, Духа Святаго благодатию осиянный.

Радуйся, кротосте и смирения исполненный.

Радуйся, притекавшим к тебе отец чадолюбивый.

Радуйся, в словесех любве ободрение и утешение им подававый.

Радуйся, приходящия к тебе радостию и сокровищем именовавый.

Радуйся, за любовь твою святую радостей Небеснаго Царствия сподобивыйся.

Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 10

Спасительнаго твоего подвига, преподобне, достиг скончания, на молитве коленопреклоненно святую душу твою в руце Божии предал еси, юже Ангели святии вознесоша Горе ко Престолу Вседержителя, да со всеми святыми предстоиши во славе невечерней, воспевая песнь хвалебную святых Святейшему Слову: Аллилуиа.

Икос 10

Стена всем святым и иноком отрада, Пресвятая Дева пред кончиною твоею явися ти, провозвестивши близкое твое к Богу отшествие. Мы же, дивящеся таковому посещению Богоматере, вопием ти:

Радуйся, Небеси и земли Царицу лицезревый.

Радуйся, явлением Божия Матере обрадованный.

Радуйся, весть от Нея преселению Небесному приемый.

Радуйся, праведною кончиною святость жития твоего показавый.

Радуйся, в молитве пред иконою Богоматере умиленный дух твой Богу предавый.

Радуйся, неболезненным исходом проречения твоя исполнивый.

Радуйся, венцем безсмертия от руки Вседержителя увенчанный.

Радуйся, блаженство райское со всеми святыми унаследовавый.

Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 11

Пение непрестанное Пресвятей Троице вознося, преподобне, всем житием твоим подвижник великий благочестия явился еси, заблуждшим на вразумление, болящим душею и телом на исцеление. Мы же, благодарни суще Господеви за таковую милость Его к нам, выну зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательный светильник быв в житии, богоблаженне отче, и по смерти твоей возсиял еси яко светозарное светило Российския земли: источаеши бо от честных мощей твоих токи чудес всем, с верою и любовию к тебе притекающим. Темже мы, яко молитвеннику о нас теплому и чудотворцу, вопием ти:

Радуйся, множеством чудес от Господа прославленный.

Радуйся, любовию твоею всему миру возсиявый.

Радуйся, любве Христовы верный последователю.

Радуйся, утешение всем требующим твоея помощи.

Радуйся, источниче чудес неоскудеваемый.

Радуйся, болящих и недужных исцелителю.

Радуйся, воды многоцелебныя кладязю неисчерпаемый.

Радуйся, яко вся концы земли нашея любовию твоею объял еси.

Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 12

Благодать и велие твое дерзновение пред Богом ведуще, тебе, преподобне отче, молимся: молися тепле ко Господу, да хранит Церковь Свою Святую от неверия и раскола, от бед и напастей, да поем тобою благодеющему нам Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое прославление, ублажаем тя, преподобне, яко многомощна молитвенника о нас пред Господом, утешителя и заступника, и с любовию возглашаем ти сице:

Радуйся, Церкве Православныя похвало.

Радуйся, Отечеству нашему щит и ограждение.

Радуйся, путеводителю, всех к Небеси направляяй.

Радуйся, защитниче наш и покровителю.

Радуйся, силою Божиею многая чудеса содеявый.

Радуйся, ризою твоею многия недужныя исцеливый.

Радуйся, вся козни диавольския победивый.

Радуйся, звери дикия кротостию твоею покоривый.

Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 13

О предивный угодниче и великий чудотворче, преподобне отче Серафиме, приими малое сие моление наше, в похвалу тебе возносимое, и, предстоя ныне Престолу Царя царствующих, Господа нашего Иисуса Христа, молися о всех нас, да обрящем милосердие Его в День Судный, в радости поюще Ему: Аллилуиа

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.

Читайте также:

Как сбылось пророчество преподобного Серафима
6 причин «затяжной» канонизации Серафима Саровского

Фото на заставке Владимира Ештокина

foma.ru

День памяти преподобного Серафима Саровского

1 августа Православная Церковь празднует день памяти преподобного Серафима Саровского – великого подвижника русской земли и одного из наиболее почитаемых монахов в Русской Православной Церкви.

Преподобный Серафим родился в 1754 году в Курске в благочестивой купеческой семье. До своего монашеского пострига он носил имя Прохор Мошнин. В возрасте семи лет, Прохор упал с колокольни строящегося собора, но остался невредим. Когда мальчику исполнилось десять лет, он тяжело заболел. Уже находясь на пороге смерти, Прохор увидел во сне Божию Матерь, которая обещала его исцелить. Через пару дней мимо дома Мошниных проходил крестный ход. Мать Прохора попросила внести в избу икону Знамения Пресвятой Богородицы, чтобы больной отрок приложился к святому образу. Вскоре болезнь отступила и Прохор начал поправляться. Уже в юном возрасте он решил посвятить свою жизнь Богу и в возрасте 24 лет он ушёл в Саровскую обитель, где вскоре принял монашество. Его жизнь в монастыре была связана со многими духовными подвигами: пустынножительство, столпничество, молчальничество и, наконец, старчество. Как написано в житии, отец Серафим обладал даром прозорливости и исцеления от болезней. Ко всем приходящим к нему он обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами  «Христос Воскресе!». Святой старец стал основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Отец Серафим скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклонённой молитвы. После его смерти на его могиле совершались многочисленные знамения и исцеления.

Саровский монастырь в начале XX века 

Спустя 70 лет после праведной кончины старца, по настоянию Императора Николая II, состоялось официальное церковное прославление и обретение мощей Серафима Саровского. Известно, что многие члены Священного Синода, а также лица, приближённые к Государю, в том числе К.П. Победоносцев, критически отнеслись к канонизации отца Серафима. Лишь настойчивые требования Императора создать специальную комиссию по прославлению старца сдвинули дело с мёртвой точки.

19 июля/1 августа 1903 года состоялись знаменитые  «Саровские торжества», прославление угодника Божия и перенесение его мощей. В дни торжеств Саровскую обитель лично посетил Император Николай II с супругой Императрицей Александрой Фёдоровной, матерью Императрицей Марией Фёдоровной, сестрой Великой Княгиней Ольгой Александровной и другими членами Императорской Фамилии. По воспоминаниям современников, в те праздничные дни в обители собралось более трёх тысяч паломников и верующих.

Рака, в которую были помещены мощи прп. Серафима, изготовленная по типу старого гроба-колоды в Зосимо-Савватьевской церкви

Народ приветствует Императорскую Фамилию в Саровском монастыре

Государь Император Николай II Александрович с матерью Императрицей Марией Фёдоровной и супругой Императрицей Александрой Фёдоровной

Император Николай II с членами Августейшей Фамилии несут мощи прп. Серафима

Крестный ход с мощами прп. Серафима

Каждый шаг Августейших паломников фиксировался на камеру, и наверно, самой известной фотографией торжественных дней является момент перенесения мощей отца Серафима из Зосимо-Савватиевской церкви в Успенский собор обители, причём святые мощи лично несли Император и Великие Князья.

В день прославления святого Государь Император записал в своём дневнике: «Впечатление было потрясающее, видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам. Ушли из собора после этого, простояв три часа за всенощной…».

Позднее, уже находясь в эмиграции, Великая Княгиня Ольга Александровна вспоминала июльские дни 1903 года: «Царский поезд остановился где-то в поле, не доезжая до города Арзамаса, виднеющегося слева вдали.Рассевшись по коляскам по два человека, тронулись в путь по пыльной черноземной дороге. Пыль стояла густая всю дорогу почти до леса, там же началась песчаная дорога. Чудный лес и тень показалась нам после зноя раем. Приближалась цель нашей поездки, и с ней росло нетерпение увидеть Саров. Вдруг на повороте перед глазами раскрылся чудный вид монастыря, блиставшего своими золотыми крестами над церквами, стенами вокруг него и воротами. Толпы богомольцев, тянувшиеся, как и мы, туда же.

Императрица Мария Фёдоровна с дочерью Великой Княгиней Ольгой Александровной 

Торжество перенесения мощей и положения в новую раку не стану описывать, так как много уже было написано и рассказано тогда об этом. Помню, какое великое на меня впечатление произвела толпа богомольцев, но об этом я расскажу дальше.

Вспоминаю, что произошло в соборе в этот день. Недалеко от меня на коленях молилась усердно со слезами одна женщина, придерживая девочку свою лет семи. Девочке было скучно и она капризничала, а мать так молилась, прося угодника Божия что-то … Служба продолжалась долго, около четырех часов, но никто не уставал, все были в приподнятом состоянии. Вдруг раздался крик девочки: «Мама, мама!», — а мать, обливаясь слезами, обнимала и целовала дочку. Оказалось, девочка была немая, и эти слова были её первыми словами. Это произвело сильное впечатление на присутствующих. Наш русский народ со всех краёв России стекался в эти дни в Саров, как и при жизни батюшки отца Серафима, когда он сам всех принимал, и каждому находил слова утешения и поддержки. Никто от него не уходил, не получив доброго совета и духовной помощи. Тысячная толпа спала на лугу под открытым небом внизу под горой у реки. Ночью горели костры, по прозрачному ночному воздуху доносилось пение молитв, на темном небе горели звёзды и светила луна. Мирно и чудесно. Днем и ночью беспрерывно двигалась к собору густая толпа богомольцев. Каких только калек они с собой не вели, несли и тащили в самодельных тележках. Какая великая вера двигала всех этих людей!

Хромой Василий Лыков 28 лет — один из многих, получивших исцеление во время торжеств по прославлению прп. Серафима

Один крестьянин из Архангельска, на руках влача свои парализованные ноги за собой, шел один без посторонней помощи. Одни родители везли в тележке «огромную голову», тело было крошечное, беспомощно болтались ручки и ножки. «Голове» было уже 30 лет, а тело было как у ребенка 5-ти лет. Шли сухие, слепые, хромые, все шли тихо и чинно, и между ними попадались кликуши. Чем ближе к храму, тем труднее было справиться с ними. С усилием их втаскивали по ступенькам наверх; 4 человека не справлялось с одной, начинались дикие крики. Наконец, попавши в собор и там приложившись, крики стихали, и мучавший их дух отходил по молитвам сопровождающих их родных.

Ходили мы и пешком в ближнюю и дальнюю Пустыньки, прикладывались к небольшому плоскому камню, на котором молился некогда Батюшка 1000 дней. В Пустыньке висели еще его рубаха, топор и другие предметы, принадлежавшие преподобному. Везде чувствовалась его близость.

Часовня над камнем, на котором молился прп. Серафим 1000 дней и ночей

Утром, по пути туда, встретились богомольцы, возле реки. Помню, что один молодой парень, поддерживаемый своею матерью, висел как-то на руках, поджав ноги под себя на ветке, и глядел оттуда над головами толпы на Государя. Возвращались мимо того же места. Теперь мать и сын были центром взволнованной толпы богомольцев. Кто-то говорил: «Чудо, чудо случилось!» Крестьянка в радостных слезах рассказывала, как она пошла на источник, зачерпнула воды в свой маленький чайник и стала поливать у сына колени и ноги, и вот его изогнутые ноги стали выпрямляться, он стал на ноги и теперь может хорошо стоять и ходить. Мы все вместе с этой матерью порадовались её великой радости и счастью быть свидетелями Божественной помощи.

Перед отъездом удалось приобщиться, а накануне вечером и исповедаться в самой келье Батюшки у старца схимонаха… У меня было чувство, что он видит мою душу насквозь, и страх меня разбирал, а он так ласково и трогательно со мной говорил, что стало легко и радостно.

Царская чета выходит из часовни над источником прп. Серафима после молебна

Императрица Александра Федоровна выходит после купания в источнике прп. Серафима

В один из последних вечеров Императрица Александра Феодоровна, Ея сестра В.К. Елисавета Феодоровна захотели выкупаться в источнике, позвали и меня с собой. Был такой теплый вечер, и было почти светло, так как луна освещала тропу. С левой её стороны темнела опушка леса, а с правой стороны речка, вдоль которой мы шли, журчала и кое-где блистала в лучах луны. Вода источника была до такой степени холодная, что как бы обжигала тело, будто кипяток, зато потом оставалось приятное чувство бодрости.Уезжать не хотелось, и мы с грустью покинули после пятидневного пребывания чудный Саров. Это святое место унесло с собой незабываемые воспоминания».

Прошли годы, войны и революции. Но, даже оказавшись на чужбине, Великая Княгиня Ольга Александровна ощущала помощь и молитвы отца Серафима Саровского. «12 июля я проснулась ночью и почувствовала, что распухло и болит мое горло… Утром померила t˚ – жар, – писала Ольга Александровна в частном письме в 1930 году. – Но я встала и пять дней таскалась со всё ухудшающейся болью и сперва небольшим жаром – наконец в среду я слегла окончательно и страдала очень. Позвали даже доктора, и он сказал, что я знала уже и чувствовала – «огромный нарыв». С моим огромным нарывом я перестала спать, есть и пить – говорить нечего – и говорить. И это ужасное состояние продолжалось еще 2 дня – и все становилось мучительнее. Вчера вдруг пришел батюшка и говорит: «Пришел я помолиться с вами – может быть, вы забыли, что сегодня день св. Серафима, а я знаю, вы его очень почитаете». И мы помолились – молебен ему отслужили. (Я была так слаба, что заснула во время молебна раз!) Это было около 1 ½ часов – ушел батюшка, и я заснула. У меня всё прошло к 5 часам. Я чувствам своим не верила! Могла даже съесть кусочек черствого хлеба с маслом… Ночью выспалась, и сегодня жара нет и горло не болит… Куда делся огромный нарыв? Такое чудо я испытала… Да, нужна только вера, а Господь милостив неимоверно всем – и злым и добрым, и грешникам и праведникам – если только люди могли это понять…»

После революции Саровская обитель была закрыта. В разгар компании по  «вскрытию и ликвидации мощей», рака преподобного Серафима была осквернена, а сами мощи бесследно исчезли. Чудесным образом осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии Санкт-Петербурга (который находился в Казанском соборе) были обнаружены неизвестные останки, которые не проходили по описи. Вскоре выяснилось, что останки в действительности являются мощами преподобного Серафима Саровского. В январе 1991 года состоялась их передача Церкви, а затем, в феврале того же года, при участии Патриарха Алексия II мощи были доставлены из Троицкого собора Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга в Москву и крестным ходом торжественно перенесены в Богоявленский (Елоховский) кафедральный собор.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий во время церемонии передачи мощей Серафима Саровского Русской Православной Церкви

28 июля 1991 года крестный ход отправился из Москвы в Нижегородскую область, и 1 августа при большом стечении народа мощи преподобного встречали в Дивеевском монастыре, основанном в 1780-х годах отцом Серафимом.

В 2003 году, в дни празднования 100-летней годовщины со дня прославления отца Серафима Саровского, в Дивеевской обители прошли церковные торжества, ставшие, по сути, вторыми Саровскими торжествами. Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II сослужили около 40 архиереев Русской Православной Церкви, а также Патриарх Сербский Павел. Митрополит всея Америки Герман и другие представители Православных Церквей.

Саровские торжества в 2003 году 

Торжественный крестный ход в Дивеево 

Как и 100 лет назад,  «Саровскую Пасху» посетили представители Рода Романовых, а именно Ольга Николаевна Куликовская-Романова, невестка Великой Княгини Ольги Александровны. Ольга Николаевна полностью разделила чувства глубокого духовного подъёма Августейшей Свекрови, а на страницах своего путевого дневника она поведала о грандиозных событиях по  «горячим следам».

«Вторник, 29 июля 2003 года.

Рано утро выехали из Москвы в Дивеево, на празднества преподобного Серафима. Было очень и очень жарко. По приезду, освежившись, пошли к 17 часам в Дивеевский монастырский храм Святой Троицы, в котором стояли сени с опустевшей ракой, т.к. мощи преподобного Серафима были перенесены крестным ходом в Саров ранним утром для поклонения и завтрашнего освящения храма святого Серафима Саровского. Потом пошли в Преображенский храм, перед которым устанавливали походный алтарь и временные сени для мощей преподобного Серафима после возвращения из Сарова. Работы кипели во всём монастыре — кто выкладывал плиткой для мощения площадь, кто подметал, кто колотил молотком, кто поливал цветы. Всё это готовилось для торжественной службы в день столетия канонизации преподобного Серафима Саровского — 1 августа 2003 года. Потом направились к служебным корпусам, чтобы встретиться с игуменией Сергией, настоятельницей монастыря. Служебный монастырский корпус находятся по бокам высокой колокольни, уравновешивая и укрепляя её, поскольку сама башня огромной колокольни наклонена под углом к земле, как Пизанская. Игуменьи Сергии не оказалось на месте, нас встретила матушка Ольга. В разговор с ней выяснилось, что в недавнем постриге в «Царские дни»четверо монахинь получили имена в честь царевен — Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Впоследствии матушку Ольгу настоятельница монастыря благословила быть нашим ангелом-хранителем в Серафимовой обители. Посетили монастырское кладбище, где покоятся многие игуменьи и старицы монастыря, в том числе преподобная Пашенька (Босоножка). Позднее заехали на ближний к монастырю источник, который восстановлен. Пили ключевую воду. В окружении села Дивеево был раскинуты три огромных палаточных лагеря на пять тысяч паломников каждый.

Ольга Николаевна Куликовская-Романова на Саровских торжествах 

Среда, 30 июля 2003 года

Просыпаться было превесело и живописно: будильник не обязателен — пели петухи, прогоняли стадо красивых и шумных коз и коров. К 7 часам надо было успеть на автобус, переполненный архиереями. Сам город Саров содержится в хорошем состоянии, мы увидели современные постройки в чистом городе. Население города примерно 90 тысяч человек. Примечательно, что за одни сутки пребывания там мощей преподобного Серафима было огромное количество людей, приложившихся к мощам в Саровском соборе — более 4,500 человек. Для такого «ученого» города это — огромная цифра, которая заставляет задуматься о многом и вселяет надежды. Храм в Сарове был вновь расписан фресками, ибо прежде, в советские времена, его использовали как театр. Справа от входа под сенью находится восстановленная келия преподобного Серафима Саровского, его епитрахиль и личные вещи. Потом подошли к открытой раке преподобного. Душевные переживания и эмоции были настолько сильны, что слезы удерживала с трудом. Со страхом Божиим трепетно приложилась к многоцелебным мощам преподобного Серафима Саровского и приложила иконку, которая была у меня на шее. Иконка двухсторонняя, на одной стороне изображен преподобный Серафим Саровский, на другой — икона Божией Матери «Умиление» или «Всех Радостей Радость». Потом пошли на левую сторону храма, где у солеи стояла большая группа игумений— настоятельниц женских монастырей России и зарубежья. Среди них была и матушка из Иерусалима. В общей сложности приглашенных было около 250 человек. Духовенства (с иностранными гостями) было намного больше.

Прибыл Святейший Патриарх Алексий II. После облачения его началось освящение вновь воссозданного собора — первого в России храма, посвященного Серафиму Саровскому. Затем началась литургия — служба была торжественно-чинной и пролетела на едином дыхании. Затем Святейший Патриарх сказал очень хорошую проповедь и поздравил всех присутствующих с обретением такого великолепного храма. Сослужил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Сербский Патриарх Павел. После службы и торжественной трапезы съездили по святым местам Сарова: в ближнюю пустыньку, где отслужили молебен и сфотографировались у памятника преподобного Серафима, молящегося на камне.По возвращении пришла матушка Ольга и предложила показать Дивеевский монастырь. Опять посетили храмы, на сей раз с подробными объяснениями. В Преображенском соборе матушка Ольга показала нам уникальный список иконы, на которой изображены вместе Святой Государь Николай II и преподобный Серафим Саровский. Потом с богородичной молитвой пошли по канавке, 120 раз прочтя «Богородице, Дево, радуйся…». Канавку продолжали благоустраивать, засевая травой. При спуске с канавки растет огромная лиственница, связанная, по преданию, с именем Цесаревича Алексия. Посетили настоятельницу игумению Сергию, — передали ей подарки и взамен получили от нее другие подарки с сухариками от преподобного батюшки Серафима.

Четверг, 31 июля 2003 года

Торжественный молебен в присутствии Президента России В. В. Путина отслужил Святейший Патриарх Алексий II и Сербский Патриарх Павел. Крестным ходом мощи преподобного Серафима вынесли на украшенную площадь для богослужения и дальнейшего шествия крестным ходом в двадцать километров из Сарова в Дивеево. После окончания службы и праздничного обеда фотографировались на память со многими гостями и отправились обратно в Дивеево. Но сначала наш автобус направился на святой источник, который находится в окрестностях дальней пустыньки преподобного Серафима. Это очень живописное место. Там построена купальня, вода в источнике обладает чудодейственной силой, и ее температура круглый год не превышает +4°С. Мы испили воды, многие архиереи и гости искупались в этом святом источнике. Этим же вечером крестный ход с мощами преподобного Серафима вернулся из Сарова в Дивеево, преодолев расстояние в двадцать километров. В этом грандиозном шествии приняло участие около 8,000 молящихся, было задействовано 100 пар хоругвей и 100 пар духовенства Нижегородской епархии.К 18 часам мы отправились на всенощное бдение в Троицкий собор Дивеевского монастыря. Служил Патриарх Алексий II, было огромное количество молящихся и много иностранных гостей. Около 20 часов в храм внесли мощи преподобного Серафима и торжественно вернули их на прежнее место — под сень в красиво украшенную раку. Удивительно, но именно в этот момент лик на иконе преподобного Серафима, во втором ряду храмового иконостаса, озарился ярким солнечным лучом, и это нам даже удалось сфотографировать. Все присутствовавшие на службе приложились к мощам Серафима Саровского, затем состоялось елеопомазание Святейшим Патриархом Алексием II. Я успела обменяться со Святейшим приветствиями и справилась о его здоровье. После окончания торжественной вечерни мы вернулись в гостиницу.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Патриарх Сербский Павел 

Пятница, 1 августа 2003 года

Это главный день торжеств. Именно 100 лет назад, первого августа 1903 года, в присутствии Царской Семьи был торжественно причислен к лику святых преподобный Серафим Саровский. Тогда тысячи верующих со всей России съехались в Дивеево. Ранним утром 1 августа 2003 года тысячи людей занимали свои места для того, чтобы увидеть ретрансляцию праздничного Богослужения, которое должен был провести Патриарх Алексий II прямо на соборной площади Дивеевского монастыря. Пройдя по пригласительным билетам за ограду монастыря, мы опять приложились к мощам Преподобного батюшки Серафима, которые теперь были помещены под золоченой резной походной сенью неподалеку от входа в Дивеевский Преображенский собор. Рядом был сооружен импровизированный алтарь — прямо на площади под открытым небом, где вскоре началось праздничное Богослужение. Огромное количество иерархов со всех уголков земли принимали участие в этой службе. Гости читали часть евхаристии на родном им языке, отчего литургия оказалась особенно торжественной.

После причащения верующих (общая чаша была огромной) было снято оцепление, и тысячи верующих устремились на главную площадь Серафимо-Дивеевского монастыря. Люди прикладывались к мощам преподобного Серафима Саровского, находившимся прямо на площади, под походной сенью у входа в Преображенский собор. Затем Святые мощи Старца перенесли обратно в Троицкий собор. Людской поток к Святыне не прекращался и утром следующего дня. До обеда оставался приблизительно час, и на площади ко мне стали подходить знакомые и незнакомые люди из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Петербурга, Пскова, из Верхотурья и самых разных уголков страны и ближнего Зарубежья для беседы и приветствия.

В 14 часов состоялся праздничный прием в Трапезном храме в честь святого благоверного князя Александра Невского. Прием был грандиозный! Этот огромный (внутри с колоннами по периметру) и удивительно красивый Трапезный храм расписан фресками по всему объему, на его стенах — иконы,шитые бисером и цветными камнями. Перед алтарем на аналое украшенная цветами икона Серафима Саровского. Столы стояли в несколько рядов вдоль стен храма. Гостеприимные дивеевские монахини только в этом Трапезном храме накормили восемьсот человек гостей!

После обеда священство пошло фотографироваться на площадь, а меня обступили монахини монастыря, прислуживавшие при трапезе, с просьбой сфотографироваться с ними на память. Здесь архимандрит Тихон, бывший настоятель Верхотурского монастыря, нас во многом выручил… Выйдя из монастыря, мы попрощались с гостеприимными Серафимо-Дивеевскими сестрами и возвратились в гостиницу.

Суббота, 2 августа 2003 года

В 6.30 утра были уже в Дивеевском монастыре. Матушка Ольга нас встретила. Посетили могилу Николая Александровича Мотовилова, зашли в восстанавливающийся храм Рождества Богородицы. Приложились к мощам основательницы монастыря и первой его игуменьи — матушки Александры. На центральной дорожке, ведущей к Троицкому храму, встретили игуменью Сергию. Сфотографировались на память и взяли благословение на дорогу. Обратная дорога была удачной, и к вечеру возвратились в Москву».

Портрет отца Серафима Саровского, написанный при жизни старца. Ныне портрет-икона находится в женском монастыре Ново-Дивеево под Нью-Йорком в США 

В наши дни Серафим Саровский остается одним из самых любимых и почитаемых в народе старцев. Иконы с ликом святого отца-чудотворца можно встретить практически в каждом православном храме,памятники преподобному установлены в Екатеринбурге и Орле, его именем названа улица в пригороде Белграда (Сербия), один из катеров Балтийского флота ВМФ России носит имя «Серафим Саровский».

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!» Будем же возносить наши молитвы преподобному батюшке, с глубокой верой произнося  «Святый преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!»

01.08.2019, 343 просмотра.

www.fund-olga.ru

День памяти преподобного Серафима Саровского

Предстоятель Наместник История монастыря Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь Оптинские старцы Общая страница Наследие Обретение мощей Новомученики и исповедники Жития Статьи, документы Братия, убиенные на Пасху 1993 г. 3D-экскурсия Монастырь Скит Храмы Паломникам План монастыря и скита Паломнические поездки Проживание Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации Аудиогалерея Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству

ТолкованияСвященного

Писания

Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова». 

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Заказать

Муд­рос­ти свой­ствен­но иметь не толь­ко ост­ро­мыс­лие, но и даль­но­вид­ность, и пре­дус­мот­ри­тель­ность, и вмес­те ис­ку­с­ство, как пос­ту­пить.

преп. Амвросий

пнвтсрчтптсбвс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Оптинские праздники 22-24 октября

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

Стихира преподобному Серафиму

Почитаемый ещё при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых русского народа. «Радость моя»,— такими словами встречал преподобный каждого, приходившего к нему. Одним своим словом он согревал самые зачерствелые и заскорузлые сердца, обращая их к покаянию и преображению.

Внутренний взор преподобного Серафима так глубоко проникал в душу человека, что в каждом, в каком бы кто состоянии ни приходил к нему, он видел черты образа Божия, видел то, чем может стать этот человек, и радовался его сокровенной красоте. «Цель нашей жизни, говорил преподобный,— стяжание Духа Святого Божия. Главное же средство к стяжанию Святого Духа — молитва. Всякая добродетель, Христа ради делаемая, даёт блага Духа Святого, но молитва — более всего». Прочитывая еженедельно весь Новый Завет, Саровский подвижник наставлял: «Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтыри. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным».

Приобщаясь Святых Христовых Таин каждое воскресение и каждый праздник, преподобный Серафим говорил, что нужно чаще приступать к этому Святому Таинству, в смиренном сознании своей греховности. Однако не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения, и предупреждал, что можно приобщиться себе в осуждение. «Бывает иногда так,— говорил он,— здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщёнными».

«Весёлость не грех, — говорил старец, — она отгоняет усталость, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет, оно всё худое приводит с собой. Сказать слово ласковое, приветливое да весёлое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был — вовсе не грешно». Сам преподобный всегда светился радостью духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!». Всякое жизненное бремя становилось лёгким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога постоянно теснилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия.  На глазах всех подтверждались слова преподобного Серафима: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».

В 1903 году, 19 июля, в день рождения преподобного Серафима были обретены его святые мощи.

Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!

Минея

www.optina.ru

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец

Ина молитва преподобному Серафиму Саровскому

О великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохранити, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойным быти твоего о нас молитвенного к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления; ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладают нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый, буди нам воистину ко спасению путевождь и предвари нас к невечернему свету жизни вечныя богоприятным предстательством у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

days.pravoslavie.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031