Символы верхнего и нижнего египта


Символы Древнего Египта

Ниже представлены наиболее известные символы Древнего Египта

Амента — этот символ обозначает Подземный мир, или Царство мертвых. Изначально он обозначал горизонт — место, где садилось солнце. Впоследствии он превратился в символ Западного побережья Нила, где заходило солнце и где египтяне традиционно хоронили умерших.
Анкх — крест с кольцеобразным навершием, символ вечной жизни. Часто боги изображаются подносящими анкх к чьим-то губам, тем самым предлагая человеку «Дыхание жизни». Это «Дыхание» понадобится ему в загробной жизни. Его часто называют «египетским крестом» в связи с тем, что в течение долгого времени после принятия египтянами христианства изображение анкха часто появлялось рядом с христианским крестом.
Ба — это нечто, что можно назвать душой. Обычно изображался как птица (ястреб) с человеческой головой, а иногда и с человеческими руками. После смерти Ба покидает тело человека. В течение дня Ба может приносить пользу живым людям, но ночью оно обязательно возвращается в гробницу умершего. Вернувшись, Ба начинает искать тело того, кому некогда принадлежало. Это, разумеется, уже мумия, но, как правило, египтяне изготавливали для Ба и статую, изображавшую умершего, на тот случай, если мумия будет повреждена или уничтожена.
Шену (шен) — один из орнаментальных завитков, или картушей. Представляет собой веревочное кольцо, без начала и конца, внутри которого писалось имя. Служил для защиты носившего это имя. Этот талисман, по мнению древних египтян, весьма способствовал продлению жизни, защищая человека от напастей бренного мира.
Цеп и посох — у египтян посох и цеп были главными атрибутами Озириса как судьи мертвых; посох с пером для письма символизирует пробуждающуюся душу Это также были символы царственности, величия и власти. Фараоны древности так же, как монархи прошлых веков, носили скипетр и державу.
Джед — согласно легенде позвоночник Озириса после его расчленения был установлен вертикально. Это и есть египетский символ джед. Действительно, существует мнение, что джед — стилизованное изображение человеческого позвоночника. Он олицетворяет устойчивость и силу. Изначально был связан с богом-демиургом Пта, которого также называли Великий Джед. По мере того как культ Озириса начал преобладать, этот символ стал олицетворять позвоночник Озириса. Колонна Джеда часто изображалась на дне гробов, где лежали позвоночники умерших. Это отождествляло усопшего с богом загробного мира Озирисом. Также этот символ играл роль оберега в путешествии человека по загробному миру.
Первичный холм — египтяне верили, что этот холм поднялся из моря хаоса и породил сушу. Образ холма, поднимающегося из моря, вдохновлял египтян, вследствие чего использовался во многих постройках, например в храмах, и, возможно, именно первичный холм послужил прообразом пирамид.
Перо Маат — олицетворяет правду, справедливость, мораль и равновесие. Хранение пера Маат было одной из обязанностей фараона. Когда фараон умирал, Маат терялось и мир погружался в хаос до тех пор, пока коронация нового фараона не помогала вновь обрести перо. Сама же Маат рисовалась в образе прямой линии и символизировала правду, правосудие, мораль и равновесие. Часто богов и фараонов изображали стоящими на этом символе, что символизировало преданность Маат. На нижнем рисунке изображается, как Богиня Хефнут несет перо Маат
Скарабей — называется жуком-навозником за то, что перекатывает шарики, сделанные из навоза, по земле. Наблюдавшие за его поведением египтяне ассоциировали это с тем, как шар Солнца перекатывается по небу. Они принимали этот источник пищи за яйцо, которое самка скарабея откладывала и прятала в песке. Когда из яиц вылуплялись жуки, казалось, что они появляются из ниоткуда, символизируя тем самым рождение из хаоса. Таким образом, жук-скарабей также ассоциировался и с восходом солнца. Бога с головой скарабея звали Хепри.
Урей (кобра) — это эмблема Нижнего Египта. Она ассоциировалась с правителем и с самим царством Нижнего Египта. Также урей ассоциировался с солнцем и многими богами. Кобра олицетворяла «огненный взор Ра», который изображался как два урея, находившихся по обеим сторонам от крылатого солнечного диска. Начиная со времени Среднего царства, урей превратился в символ, помещавшийся на корону или головной убор правителя. Он использовался как защитный символ, так как египтяне верили, что кобра будет изрыгать огонь на приближающегося врага.
Уджат — проницательный глаз бога Гора. Символизировал исцеление и защиту. Он является символом силы бога света и потому популярным амулетом. Имеются глаза-уджат, которые снабжены руками и держат бант жизни или жезл в виде папируса. В «Книге мертвых» (гл. 42) говорится: «Глаз Гора награждает вечной жизнью; и он защищает меня, даже когда он закрыт». Поэтому уджаты часто рисовались на гробницах.
Уас — этот символ силы и власти состоял из раздвоенной внизу палки, которая вверху кончается головой собаки. Боги держали в руках скипетр уас (например бог Мемфиса Пта) в знак своего могущества. Также им могли владеть фараоны, а позже и люди низшего сана на похоронах.
Немес — полосатый головной убор, который носили фараоны.
Дешрет — Красная корона. Эта корона олицетворяла Нижний Египет (северный). Хеджет — Белая корона. Эта корона являлась символом Верхнего Египта (южного). Хепреш — синяя корона, которую часто надевали во время битвы.
Пшент — двойная корона, состоявшая из соединенных вместе белой и красной корон, что символизировало объединенный Египет. Хотя Египет не всегда был единым государством, преимущества воссоединения были неоспо­римы. Египет мог стать сильнее, и потому его объединение было желанным. Нармер (Менес), основатель Первой династии в 3100 году до н. э., был первым правителем, кто надел подобную корону.
Атеф — корону Атеф носил бог Озирис. Она состояла из Белой короны Верхнего Египта и красных перьев, символизирующих Бусирис, центр поклонения Озирису в дельте Нила.
Иеб — этот символ олицетворяет сердце. Египтяне верили, что сердце являлось центром всего сознания, центром жизни вообще. Когда кто-то умирал, говорили, что «его сердце скончалось». Сердце было единственным органом, который оставляли в теле во время мумифицирования. В «Книге мертвых» описывается процедура «взвешивания души», когда на одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую — перо Маат. Тем самым решалось, достоин ли человек присоединиться к Озирису в загробной жизни.
Небу — этот символ олицетворял золото, которое считалось божественным металлом и рассматривалось как плоть богов. Блеск его отполированной поверхности напоминал свет солнца. Золоту придавалось большое значение — именно оно считалось символом бессмертия. Ближе к эпохе Нового царства королевскую усыпальницу также стали называть золотым домом.
Хет — этот знак символизирует лампу либо светильник на подставке. Хет порождал пламя, изначально являвшееся воплощением солнца, символом которого был урей — змей, изрыгающий огонь. Огонь играл большую роль и в Подземном мире. В этом представление египтян о Мире мертвых схоже с представлением христиан об аде. Большинство египтян не хотели не попасть в этот мир огненных озер и рек, населенный огненными демонами.
Ка — часто Ка переводят как «духовный двойник». Этот извест­ный иероглиф ясно изображает две простертые руки, но происхождение его неясно. Ка рождается вместе с человеком. По легенде бог с головой барана, Хнум, вылепляет Ка на своем гончарном круге во время рождения человека. Считалось, что, когда человек умирал, он «встречал свой Ка». Но и после смерти хозяина Ка продолжал жить. В некоторых гробницах специально для Ка строили дома, а для того, чтобы он мог питаться, на входе в гробницу помещали пищу и воду.
Менхед — дощечка писаря с принадлежностями для письма. Письменность была одним из важнейших достижений древних египтян. Писать умели не все, только писари. Эти люди использовали для письма дощечку, на которой находилось небольшое количество черной и красной краски, кувшин с водой и перо. Быть писарем считалось очень престижным, в связи с чем даже некоторые правители и знать изображались с дощечками в руках.
Пет — этот символ изображает небо в виде вогнутой крыши, подобно тому, как небо словно прикасается к горизонту. Такой знак часто использовался в архитектуре — в верхней части стен и в дверных проемах. Он означал небеса.
Сесен — цветок лотоса. Это символ солнца, созидания и возрождения. Лотосы смыкают свои лепестки и уходят на ночь под воду, на рассвете всплывая и распускаясь вновь. Существует поверие о гигантском лотосе, который самым первым поднялся из вод праокеана. Как только лепестки его открылись, из них вынырнуло солнце, которое находится в небе и по сей день. Также Сесен — символ Верхнего Египта.
Ше — бассейн с водой. Египтяне изображали потоки воды с помощью симметрично расположенных вертикальных волнистых линий. Если эти линии были помещены внутрь прямоугольника, то такой символ означал бассейн или озеро. Египтяне верили, что весь мир возник из воды. В условиях частых засух вода для египтян играла первоочередную роль, и иметь бассейн с водой считалось огромной роскошью. В гробницах часто изображали, как умершие пьют воду из бассейна в загробной жизни.
Ра — солнце было основным элементом в культуре и жизни Древнего Египта, и его значение хорошо видно в искусстве и религии. Некоторые из наиболее почитаемых богов так или иначе связаны с солнцем. Сначала богом солнца считался Хорус, потом — Ра, позже — Амон-Ра. Существует много воплощений солнца, например Хепри, гигантский скарабей, символ утра, или же бог с головой барана Хнум, символ вечера. Во времена правления Эхнатона богом солнца считался Атон. Солнце с выходящими из него лучами изображалось в виде фигуры, держащей в руках анкх. Другое изображение солнца — в виде Хоруса Бехудети, крылатого солнечного диска, обвитого уреями.
Менат — символ изображает массивное ожерелье с полумесяцем впереди и острым наконечником сзади. Этот символ ассоциировался с богиней Хатор и ее сыном Ихи. Хатор также была известна как Великая Менат. Час­то Хатор изображается использующей Менат в качестве ключа, с помощью которого она применяет свою силу. Ее силы опирались на радость, жизнь, рождение детей, веселье и возрождение. Во времена Нового царства фараона обычно изображали передающим Менат в руки Хатор. Возможно, таким образом между правителем и сыном богини Ихи проводили параллели. Такая идея взаимодействия правителя с богами была традиционной, хотя самым ярким ее выражением стало представление фараона в виде бога-сокола Хоруса.
Тиет — точное происхождение этого символа неизвестно. Многие считают, что он олицетворяет анкх с опущенными ручками. Значение этого символа также напоминает значение анкха — благосостояние или жизнь. Во времена Третьей династии изображение тиет использовали вместе с анкхом и колонной джеда, а позже — и со скипетром уас. Тиет ассоциируется с богиней Изидой, поэтому его часто называют «узел Изиды» или «кровь Изиды». Узлом Изиды его назвали за сходство с узлами, скреплявшими одежды богов. Второе его название — «кровь Изиды» — основывается на том, что тиет часто использовали как похоронный амулет и делали из красного камня или стекла. В поздний период этот символ стал ассоциироваться с богинями Нефтидой, Хатор и Нут, а не только с Изидой. Но значение символа осталось прежним — он все так же олицетворял воскрешение и вечную жизнь.
Сехем — символ власти в виде проявления божественной силы. Это посох властителя, на верхней части которого нарисованы глаза. Данный символ власти связан с Озирисом, но с годами он стал настоящей эмблемой бога мертвых Анубиса (наряду с собакой).
Са — этот символ означает защиту. Происхождение его неясно, но считается, что он символизирует либо убежище пастуха, либо приспособление из папируса, использовавшееся древнеегипетскими моряками как спасательное средство. Са с древних времен играет большую роль в дизайне украшений. Как правило, этот знак используют вместе с другими символами, например, анкхом, скипетром уас и джедом. Богиня — гиппопотам Таурт, покровительница деторождения — часто изображалась опирающейся на знак Са.
Джу (гора) — символ, изображающий два холма, между которыми расположена долина Нила. Египтяне верили, что именно небесная горная цепь поддерживает небосвод, не позволяя ему упасть.. Эта горная цепь состояла из двух горных пиков — западного, который носил название Ману, и восточного, называвшегося Баху. На эти два пика и опиралось небо. Ману и Баху охраняли два божества в виде львов, которые защищали солнце во время восхода и заката. Также гора была символом гробницы и загробной жизни — это объяснялось тем, что в Египте было принято хоронить умерших на склонах гор, окружающих долину Нила. Иногда в религиозных текстах бога загробного мира Анубиса также называли «тот, кто на своей горе». Богиней загробного мира считалась и Хатор, которую называли владычицей Города мертвых. Ее изображали как существо с коровьей головой, чье тело находилось внутри горы.
Ахет — этот символ изображает горизонт, из-за которого появляется и за которым исчезает солнце. Тем самым горизонт был символом и восхода, и захода солнца. Ахет напоминает вершины Джу, между которыми находится солнечный диск. Покровителем заката и восхода считался двуединый бог-лев Акер. Во времена Нового царства богом восходящего и садящегося солнца стал считаться Хармахет («Гор на горизонте») в виде льва с головой сокола либо сфинкса. Сфинкс в Гизе — одно из ярчайших изображений «Хоруса на горизонте».
Нехбет — богиня, изображавшаяся в виде стервятника. Считалась защитницей Верхнего Египта.
Рехит — символ, изображавший чибиса с гребешком на голове. Крылья птицы заломлены назад, чтобы она не смогла улететь. Этот символ олицетворяет группу людей. Часто его изображали у ног правителя, чтобы подчеркнуть, что люди повинуются его воле. В эпоху Нового царства символ стал изображаться с человеческими руками, сложенными в молитве. В таком виде этот знак можно трактовать как «группу людей, возносящих молитвы».
Наос — это деревянный ларь, вид дарохранительницы, в котором устанавливалось изображение божества или его священный символ; место поклонения, где размещались статуи богов. Эти наосы особенно часто встречались в святилищах. Небольшой деревянный наос обычно помещали в наос большего размера, вытесанный из цель­ного куска камня. Особенно распространены были наосы в поздний период, нередко их богато украшали. Также термин «наос» употреблялся для обозначения храма либо святилища в целом.
Крылатый солнечный диск — считалось, что такой образ принимал бог Гор Бехудети (Гор из Эдфу) в битвах с Сетом. Бог Тот с помощью волшебства смог наделить Гора такой способностью. В битве против Сета к Гору присоединились богини Нехбет и Уазет, обратившись в змеев-уреев. Обвивающие солнечный диск два урея означают этих двух богинь.
Систр (систрум) — этот священный ударный музыкальный инструмент использовали во время таинств, посвященных богине Хатор. Систрум представлял собой деревянный либо металлический каркас, внутри которого были натянуты металлические нити с дисками. Систрум издавал звенящие звуки, которые были призваны привлечь внимание богов. Существовало два вида систрумов. Иба имел вид простого кольца, подобно сжатой лошадиной подкове с металлическими цилиндрами внутри, и помещался над головой Хатор с помощью длинной рукоятки. Другой систрум — сесешет в форме наоса над головой Хатор украшался орнаментами и кольцами. Внутри ящика-наоса находились гремящие кусочки металла. Обычно такой инструмент на процессиях несла в руках женщина из высшего сословия.
Фетиш — шкура животного, свисающая с шеста. Фетиш был символом Озириса и Анубиса. Пальмовая ветвь — отмечая годы жизни и правления фараона, египтяне делали на пальмовой ветви зарубки. Это служило для измерения времени.
Ушебти — в дословном переводе — «отвечать». Ушебти — это небольшие фигурки, похожие на мумии, которые должны были работать на умершего в его загробной жизни. В некоторых гробницах, построенных во времена Нового царства, были найдены целые группы ушебти, оснащенных разнообразными инструментами. Считалось, что умерший должен был иметь 401 ушебти: по одному на каждый из 365 дней и 36 надзирателей за остальными.
Бабуины — в Египте эти животные были в большом почете. Они казались настолько умными, что считали, что они понимают человеческую речь и способны научиться чтению. Не исключено, что их приручали выполнять какие-то мелкие работы по дому. Бабуин наряду с ибисом признавался любимым животным и живым олицетворением бога Тота.
Канопы — во время мумифицирования из тела покойного вынимали органы, которые помещали в четыре контейнера. Крышки этих контейнеров часто имели форму человеческой либо звериной головы. Слово «канон» произошло от имени божества, которому поклонялись в городе Канопусе, расположенном в дельте Нила. Это божество изображалось как горшок с головой человека. Канопы изготавливали из алебастра, дерева, глины, известняка и даже плотного подобия картона. Египетские канопы. «Головы» сосудов олицетворяли четырех сыновей Гора. Слева направо: Имсети с человеческой головой — хранитель печени; Квебех-сеннуэф с соколиной головой — хранитель кишок; Хапи с головой бабуина — хранитель лёгких; Дуамутеф с головой дикой собаки или шакала — хранитель желудка

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

Верхний и Нижний Египет

Как удалось объединить в могучую империю царства Верхнего и Нижнего Египта? Ученые полагают, что нашли ответ на этот вопрос.

О древнем Египте известно многое, но процесс самого его возникновения понятен плохо. Главные спорные вопросы: каким образом на Ниле сначала появились, а потом слились в единую державу два самостоятельных царства, Верхний и Нижний Египет? Важный ключ к тайне дает схематическое изображение на скале скорпиона (см. ниже изображение), возможно, нацарапанное участвовавшим в сражении воином. Сам этот символ и рассказанная им история, похоже, выводят нас на правителя, которого принято называть «царем Скорпионом».

К 5000 до н.э. предки египтян жили в маленьких деревнях там, где сейчас пустыня, а тогда была саванна. Вокруг хватало небольших озер, откуда в сезон дождей вытекало множество впадавших в великий Нил речушек (вади). Среди наскальных рисунков той эпохи встречаются изображения бегемотов и крокодилов. По тем местам, где сейчас сухие ущелья, плавали лодки с людьми и товарами. Каждая деревня была крошечным государством, часто с собственным божеством, а точнее, тотемом - животным или растением. Такие изображения археологи находят на раскопанных культовых предметах и керамике. Вполне вероятно, что разнообразие этих тотемов легло в основу сложного древнеегопетского пантеона, включавшего множество зооморфных ботов.

Символ единства. Тысячи лет у фараонов было две короны: белая, в виде кегли, и красная, похожая иа ковш, - Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Их носили по одной или друг на друге, как бы подчеркивая этим один из царских титулов – «Правитель двух стран». Но кто же объединил под своей властью Египет?

Борьба за усыхающий Нил

К середине IV тысячелетия до н.э. существовало множество во таких «деревень-государств» Стычки из-за земли заставляли их объединяться в союзы - около 20 возникло в Нижнем Египте, т.е. в зоне нильской дельты, и 22 - в Верхнем.

Тогда же Верхний Египет столкнулся с экологическим кризисом - настолько серьезным, что он мог вполне привести к войнам, завершившимся объединением страны. Геологические данные говорят о начавшемся пересыхании мелких водоемов - ландшафт, особенно восточнее Нила, до сих пор изрезан бывшими речными руслами. Очевидно, это стало вызывать нехватку продовольствия. Люди были вынуждены переселяться в долину самой великой реки, а также продвигаться на север, в дельту, где неизбежно сталкивались с жителями деревень Нижнего Египта. 

Спустя тысячи лет египетский историк Манефон (конец IV - начало III века до н.э.) напишет о выросшем в Верхнем Египте завоевателе, который разгромил правившего дельтой царя и провозгласил себя правителем всего Египта. Объединив короны двух царств, белую и красную, он сделал своей столицей Меннефер (мы знаем этот город под греческим именем Мемфис) и основал I династию. Знали победителя, по записям Манефона, Мепом или Менесом, правил он 62 года и и конце концов был съеден крокодилом. Другой греческий вариант его имени - Мину (а египетский Месхне или Мехсне).

Рождение империи

До 1898 это было все, что знали историки о возникновении Египта. Потом в Нехене (Иераконполь), одном из центров Верхнего Египта (около 600 км к югу от Каира) откопали так называемую плиту Нармера - искусно выполненный барельеф на твердой породе, называемой шиферным сланнем. Он изображает могущественного царя, который покоряет врагов и осматривает уложенные рядами обезглавленные трупы. На одной стороне плиты в короне Верхнего Египта, на другой - Нижнего.

Имя царя следует из пиктограммы в верхней части плиты: «н'р» («рыба») плюс «мр» («долото») - Нармер. В принципе рыбой-долотом называли в ту эпоху сома. Две короны привели большинство археологов к выводу, что именно Нармер объединил Верхний и Нижний Египет.

Нехен был сильным городом-государством, одним из центров почитания бога-сокола Гора. В найденных здесь надписях упоминались цари Крокодил, Скорпион, Сом. Рядом с их изображениями часто помещена фигурка сокола - символа Нехена. Некоторые данные говорили, что нехенские цари похоронены в Абидосе, где начались энергичные расколки. Было обнаружено множество гробниц I и 11 династий, а также правителей додинастической эпохи.

Примерно тогда же в Нехене нашли огромную головку булавы - слишком большую для использования в бою, т.е. почти наверняка ритуальную. Она тоже украшена сиенами побед и покорения врагов, однако корона на царе только одна - верхнеегипетская. Этот правитель, имя которого обозначено пиктограммой «скорпион», в последнее время вызывает особый интерес историков.

Взлет Скорпиона. Царь - Скорпион

Головка булавы - первый известный артефакт с изображением царя по имени Скорпион. Членистоногое изображено явно под розочкой, символизирующей правителя (врезка). Лишь недавно это прочтение было подтверждено другими упоминаниями о царе Скорпионе.

На булаве он в кеглевидной короне. Не вырос ли Скорпион из сильного регионального вождя в первого царя всего Верхнего Египта?

Новая интерпретация символов на булаве вполне допускает такую возможность. Скорпион подпоясан хвостом быка - символом власти. В верхней части головки повешенные за шею птицы олицетворяют как минимум семь побежденных городов. В руке царь держит мотыгу, часто фигурирующую на позднейших барельефах как ритуальное орудие - символ орошения полей, закладки городов и храмов. Сейчас ученые предполагают, что именно Скорпион позже покорил Нижний Египет.

Древнейшая надпись

Примерно в сотне миль от Нехена среди пустыни находится перевал Джебель-Тжаути, на одной из скал которого видны грубо выполненные рисунки. Они сильно отличаются от аккуратных рельефов на ритуальной булаве и плите Нармера. Фигурки и символы здесь неумело нацарапаны кремнем на твердом известняке, они. по-видимому, рассказывают о какой-то битве.

Сопоставление их с надежно датированными изображениями из гробниц говорит, что эта «Сцена со Скорпионом» появилась в 3200 до н.э. или чуть раньше. По-видимому, рисунки сделаны отнюдь не для красоты, а являются пиктограммами, повествующими о каком-то реальном событии, т.е. речь идет о древнейшем известном науке историческом документе. Обнаружившие его Джон и Дебора Дарнелл в этом уверены, и с ними согласны многие специалисты.

Можно различить побежденною правителя, причем, по мнению Дарнеллов, он держит посох, украшенный бычьими рогами. Этот и другие символы убеждают их, что побеждена была армия Негады (Накады) - крупного поселения на западном берегу Нила, где почитали бога Сета, культовый центр которого Небет или Нубт (греч. Омбос) находился рядом. В битве решался вопрос, кому доминировать в Верхнем Египте. Судя по пиктограммам, победа досталась царю Скорпиону.

Эта битва, считают братья Дарнеллы, сыграла судьбоносную роль в истории Египта, и место пиктографической записи о ней не менее важно. Очевидно, рисунки нацарапаны вскоре после сражения рядом с его местом. Следовательно, перед нами свидетельство очевидца, а не обросшая легендами позднейшая официальная версия исторических событий.

Первая красная корона

Возможно, Негада (Накада) была важна и по другой причине. На обнаруженном в ней фрагменте керамики, который намного старше и ритуальной булавы, и упомянутых наскальных рисунков, похоже, изображена примитивная красная корона, Красным был цвет бога Сета. Возникла теория, согласно которой эту корону захватил Скорпион, но она лишь позже, возможно, при Нармере, стала ассоциироваться с властно над Нижним Египтом. Предложенная братьями Дарнеллами интерпретация «Сцены со Скорпионом» отчасти подкрепляется находками доктора Гюнтера Драйера, директора египетского филиала Немецкого археологического института. В начале 1990-х он вскрыл в Абидосе обширную гробницу из сырцового кирпича, где обнаружил скипетр из слоновой кости и фрагменты керамики с изображениями скорпиона. Драйер предположил, что там был похоронен и одноименный царь. А сотни маленьких, вырезанных из кости жетонов - это отчет о собранных им натуральных податях (царской десятине).

«Могила Скорпиона» чрезвычайно заинтересовала Дарнеллов. Сравнив иконографию своей скалы с несколько более совершенными значками в гробнице, они сделали вывод об их близкой связи. Следовательно, покойник и победитель при Джебелъ-Тжаути - одно и то же лицо. 

Дрейер в этом пока сомневается, но многие египтологи считают пресловутую битву у перевала вполне вероятной. Она наводит на мысль, что объединение страны было результатом не одного великого похода, а серии более мелких конфликтов во времена Скорпиона и Нармера. Первый из этих царей начал подчинять, себе соседние города и деревни Верхнего Египта, а второй вторгся как минимум в южную часть нильской дельты.

Династии фараонов принято отсчитывать от основателя первой из них полулегендарного Менеса. Новые находки в Абидосе и па Джебсль-Тжаути предполагают, что история Египта началась раньше - с царей, объединявших страну в эпоху, когда ее ландшафт стал принимать современный облик. Многие египтологи уже признаки существование особой - нулевой - династии, к которой относятся цари, заложившие Основу самой долговечной из древних цивилизаций. В том числе Скорпион.

Перевал Джебелъ-Тжаути остается перекрестком караванных путей, проторенных здесь задолго до правления Скорпиона. Это стратегически важное место, где вполне могла произойти битва.

  1. Если вы нашли ошибку, выделите этот текст и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

  2. Понравилась эта статья? Проголосуйте за нее или поделитесь в соц. сетях, а так же вы можете оставить свои комментарии. Будем благодарны вам!

  3. Если статья не ответила на ваш вопрос: Как? Что? Когда? Почему? Напишите пожелания в комментариях к статье или через форму Обратной связи и мы обязательно это учтем. Спасибо!

www.historie.ru

Корона царицы Египта. часть 1.

?

Category:

Искусство и мода Древнего Египта лично меня всегда трогали, тем, как они невероятно изящно и утонченно переносили из глубин тысячелетий, из века в век, из эпохи в эпоху, от каменного века к веку железа свои традиции, аккуратно вплетая первобытные верования и обычаи в новые реалии жизни.

Одним из таких интересных явлений, которые прошагали через всю историю Древнего Египта, являются головные уборы и короны цариц и царевен. Впрочем, царские инсигнии являются наиболее консервативной частью того, что выше я назвала искусством и модой, и тем интереснее проследить именно их историю.

Всем известную двойную красно-белую корону Пшент – «Две сильных», которая символизировала власть над объединенным Египтом и была символом власти Царей-Богов, египетские царицы, судя по изображениям, не носили. Были, конечно, исключения, вроде царицы Хатшепсут, но она взошла на трон страны, как фараон-мужчина.

Я же хочу проследить историю именно царских головных уборов, которые носили женщины, занимающие место царицы, то есть матери царя или его супруги (и не много про дочек).

И самый главный вопрос, который меня озадачил, когда я разбирала эту тему, а были ли они?

Одним из самых характерных ранних головных уборов, который венчал головы царственных женщин и богинь был Нерет – чепец в виде самки грифа. И именно этот головной убор лег в основу царственной короны в более поздние время, модификации, которой носила и Клеопатра, та самая последняя царица Египта, которая была возлюбленной Цезаря и Марка Антония.

Сам чепец плотно прилегал к голове, а шея и голова Грифа выступали надо лбом царицы, в когтях птица сжимала знак вечности Шен.

Почему именно грифа возложили на прекрасные головки египетских цариц? Или точнее, его вид Сип Белоголовый - Gyps fulvus.

Тем, кто хоть не много знаком с египетской мифологией известно, что существовала такая богиня Нехбет, которая покровительствовала Верхнему Египту и почиталась в городе Нехебе. И изображалась она в виде самки Грифа, а позднее в виде женщины, на голове которой был чепец-Нерет.

Украшение Золото, сердолик, бирюза, стекло Национальный музей Богиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса«Белый сип (стервятник) был самой большой летающей птицей, которая обитала в Египте… К стервятникам египтяне относились с уважением: эти огромные птицы легко воспаряли высоко в небо, и были близки к богу Ра, про которого говорили, что он живет выше небес. А размах крыльев стервятника обеспечивал надежную защиту птенцам, так что для роли защитника всего Египта сложно было найти кого-то более подходящего. В то же время жителям Древнего Египта было прекрасно известно, что питаются стервятники трупами погибших в пустыне, отнюдь не брезгуя человеческим мясом. Таким образом, птицы внушали одновременно страх и надежду на защиту. Аналогично относились и к богине Нехбет: ее гнева боялись, но ее защиты искали». (В.А.Большаков «Головной убор египетских богинь и царственных женщин в виде грифа: история происхождения и символика»).Вместе с другой богиней - Уаджит, которая покровительствовала Нижнему Египту, и изображалась в виде кобры, Нехбет составляла двуединый образ, который назывался «Обе владычицы». Это был важный символ царской власти. К примеру, одна из частей титулатуры фараона было его «имя по Небти», которое отождествляло его с «Обеими владычицами».

(Так оно изображалось в иероглифах.) Таким образом, подчеркивалось, что фараон отождествляет собой всю мощь и полноту власти в объединенном Египте.

(Примерно, 3100 году до н.э. произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта, парное изображение Уаджит и Нехбет символизировало власть над обеими частями страны).

Изображение Нехбет в виде коршуна с белой короной Верхнего Египта и Уаджит в красной короне Нижнего Египта

Изображение богини Уаджит в своей змеиной форме, прикрепленное ко лбу головного убора фараона, называлось Урей. И нередко рядом с Уаджит была Нехбет.

Уаджит, в виде урея, вместе с Нехбет на лбу маски Тутанхамона. Полосатый платок фараона назывался Немес. Уаджит в женской форме сама носила на своей божественной голове чепец Нерет.Фараон Птолемей IX в короне пшент между богинями Уаджит и Нехбет. Храм Гора в Эдфу. На обеих богиня Нерет с головой ГрифаУаджит в красной короне дешрет  Нижнего Египта и Нехбет в короне Верхнего Египта хеджет, с посохами, увитыми змеями в соответствующих коронах. В центре Исида с младенцем Гором среди тросника. Храм в Дендере

К правлению фараона Ниусерра (V династия) относится одно из ранних изображений модификации Нерет, имеющего во фронтальной части не голову грифа, а урей, что объясняется тем, что в конкретном случае в антропоморфном облике изображена не Нехбет, а богиня-змея Уаджит.

Рельефы из припирамидного комплекса царя Пепи II (VI династия) также показывают богинь Уаджит и Нехбет в антропоморфном облике и в головном уборе Нерет, надетом поверх классического трехчастного парика. Основным визуальным отличием обеих богинь друг от друга (кроме имен, начертанных над ними) служит единственный элемент их головного убора: у Нехбет на лбу помещена голова грифа, а у Уаджит - змея-урей.

Изображения чепца Нерет на головках богинь, который они носят поверх трехчастного парика, появляются довольно рано, уже во времена

IV династии. Это

2639—2506 гг. до н. э. (К слову, та самая династия, к которой относились знаменитые фараоны пирамидостроители Хуфу, Хафра и Менкаура). И привилегия ношения его принадлежала, в основном, богиням. Царственные женщины эпохи Древнего царства на изображениях отличаются от других аристократок лишь титулатурой. Уже в это время Нерет не является атрибутом лишь богиней Нехбет. Его примеряют на себя Уаджет, Мерет и другие богини.

Нехбет кормит фараона Сахура из V династии. Каир, Египетский музей. Из поминального храма Сахура в Абидосе. Одно из ранних изображение богини в чепце Нерет.

По свидетельству Гораполлона (4 век до н.э.), «род грифов… является только женского пола. Поэтому египтяне помещают грифа в качестве короны на все женские изображения, и, следовательно, египтяне употребляют этот знак для всех богинь».Одним из аспектов, который выражала богиня-гриф Нехбет, был материнство. Грифы очень заботливые родители. В иероглифической письменности Египта знак-определитель «Нерет» - «Гриф», так же был идеограммой для слова «Мут» - «Мать». И им же писали имя Мут – великой богини-матери, супруги верховного бога-творца в фиванской космогонии – Амона, покровительница материнства (соответственно, имя Мут переводится, как «Мать»).Мут не изображали в виде грифа, её основным обликом был человеческий, и иногда с львиной головой.

Но на своей голове она, не редко, носила убор в виде самки грифа – Нерет, поверх, которого помещалась корона Пшент.

Мут, кормящая царя Сети I. Рельеф из заупокойного храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. фото - Виктор Солкин.

Кроме того, что Нехбет была богиней-матерью, она так же устрашала врагов фараона. Слово «Нерет» - «Гриф», считают производным от глагола «Нери» - «устрашать». Голова грифа (или просто гриф) использовалась как знак определитель для существительного «Неру» – «устрашение», «ужас».

Нерет не только устрашала врагов фараона, но и защищала его.

В Текстах Пирамид Нехбет призывают для защиты фараона: «Да живет царь N этот благодаря отцу своему Атуму! Да защитишь ты его, Нехбет! Ибо защитила уже ты его, Нехбет, царя N, пребывающая в Доме Знатного, находящегося в Иуну».

То, что Нехбет изображалась в виде грифа или женщины с головным убором Нерет, поверх которого была надета белая корона Верхнего Египта - Хенжент, может служить в пользу того, что эта богиня являлась своеобразной женской параллелью богу-соколу Гору, земным воплощением которого считался сам фараон. В её священном городе Нехене супругом Нехбет считался Гор Нехенский. По легенде, она была воплощением его невидимого глаза. И по аналогии с тем, как Гор обхватывал голову фараона, Нехбет поместили на голову царицы

Статуя фараона Хефрена ок. 2500 с Гором

Исходя из всего сказанного, основными функциями Нехбет были защита своего сына-фараона, взращивать его, а так же быть грозной устрашительницей его врагов.

Самые древние свидетельства того, что головной убор Нерет носили и царицы можно отыскать на фрагменте скульптурного портрета матери (возможно) царя Хафра и рельеф с изображением царской супруги Хамерернебти II (IV династия). Однако на рельефах в гробнице Мересанх III, супруги Хафра, этот головной убор в ее иконографии не встречается. Не встречается Нерет и на других изображениях царственных женщин этой эпохи.

Еще более показательный пример известен по рельефам погребального комплекса «матери царя» Хенткаус II в Абусире (V династия). В конце надписи с титулатурой и именем Хенткаус помещен знак-определитель в виде фигуры царицы, сидящей на кубообразном троне богов и царей.

На одном рельефе царица показана в длинном парике и чепце Нерет,

На другом – в простом парике, но с уреем на лбу.

Урей на головном уборе Хенткаус II является первым, достоверно установленным свидетельством, использования этого важного атрибута в иконографии царственных женщин. По мнению С. Рот, уникальные изображения Хенткаус II – единственное свидетельство эпохи Древнего царства столь полного уподобления женщины царского рода ее божественным прообразам (то есть богиням-покровительницам Нехбет и Уаджит).

Начиная с V династии, убор в виде грифа может рассматриваться, как характерная принадлежность матери правящего царя, или матери наследника престола. Лучше всего данное наблюдение иллюстрирует миниатюрная алебастровая статуэтка царицы-матери Анхесенмерира (Анхесенпепи) II в чепце Нерет, держащей на коленях царя-ребенка Пепи II ок. 2288-2224 или 2194 до н.э. VI династия

Царица Анхнесмерира II и ее сын, фараон Пиопи II

На ней полосатой парик и головной убор в форме царского грифа с распростёртыми крыльями; голова птицы, ныне утерянная, была сделана отдельно из металла (возможно, золота) или камня и вставлялась в отверстие на лобной части статуи. В царствование Пепи II ношение головного убора в виде грифа, вероятно, сначала являвшегося исключительной привилегией царицы-матери, распространилось и на царских жен в целом.

Ясное доказательство того, что головной убор в виде грифа стал атрибутом как правящей, так и будущей царской матери не позднее эпохи Древнего царства, предоставляет стела царя Себекхотепа III (XIII династия). На стеле мать царя Иуахетибу и его супруга Сенебхенас показаны в головных уборах в виде грифа, в то время как изображенные в нижнем регистре царевны носят урей.

С начала эпохи Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) головной убор в виде самки грифа становится основным типом головного убора матерей и супруг царя.

Ну, а уже с середины XVIII династии (XIV в. до н.э.), идущее из Древнего царства, сочетание трехчастного парика и чепца Нерет заметно усложняется. Отныне трехчастный парик синего цвета, покрывает чеканный Нерет, голову грифа на чепце либо заменяет урей, либо обрамляют два урея, а сам чепец дополняется короной с солнечным диском и двумя стилизованными перьями сокола или страуса – так называемая корона Шути. Изготовлялись они, скорее всего из металла (меди или золота). Tags: Египетская мифология, История моды

mazayka-urza.livejournal.com

Древние символы фараонов Египта и тайнописи Ветхого завета

Тайнописи Ветхого завета

Новая информация о древней истории Египта была найдена при расшифровке тайнописи в книгах «Ветхого завета», которые в Европе еще называют «Пятикнижие Моисея». О том, что в «Пятикнижии Моисея» есть тайнопись, знают немногие. Наиболее известная попытка прочесть тайнопись была предпринята английским ученым Исааком Ньютоном (1642-1727). Последняя работа в это направлении была сделана в 1997 году математиком из Израиля Элияху Рипсом. Мне удалось частично прочесть текст тайнописи в 2007 году.

Как вы, вероятно, помните евреи жили в Египте на положении рабов. Вдруг, бог им сказал выйти из Египта. Возглавлял и организовывал исход евреев Моисей по фамилии Левий, он, якобы, и записал книги «Ветхого завета». Но расшифровки тайнописи показали, что это не совсем так. Под видом бога Моисеем и через него исходом руководил последний фараон династии Ра (Солнцевых), который записал тайнописью в еврейских книгах историю своей династии. Эта запись показывает, что представления о древней истории Египта, сформированные в XIX и XX веках учеными-египтологами не точны. В этой статье я расскажу о древних символах фараонов Египта, значение которых неизвестно сегодня ученым. Они стали понятны из расшифровки тайнописи и новых исследований.

На фото: Стелла известная как «Джедамонион - анх». Вверху стеллы герб Рая, на голове сокола упрощенный герб Рая, в котором солнце - это женщина Мата, а змей – мужчина Каб Ра. В руке сокола символ династии Хан. Стелла относиться ко времени раннего завоевания нижнего Египта династией Хан.

Чтобы сравнить новые исследования с современными понятиями воспользуемся двумя книгами: «Сокровища Египта» под редакцией итальянских ученых Алессандро Бонджоанни и Марии Соле Крочи (Издательство АСТ 2003год) и «Энциклопедией Древний Египет» под редакцией Виктора Солкина (издательство Арт-Родник» 2005год).

Откуда в Египте цивилизация

Тайнопись показала, что понятие «египетская цивилизация» не соответствует исторической действительности. Династия фараонов по фамилии Ра (Солнцевы) правила огромной империей с названием Рай. Империя Рай занимала половину всей суши в границах: от Тихого океана до Атлантического океана с востока на запад и от Индийского океана до горной гряды Кавказ-Тибет-Памир с юга на север. После потопа столица этой империи находилась в Вавилоне. В результате длительной войны с другой царской родовой династией фамилии Хан, прародителей китайцев, династия Ра и империя Рай были уничтожены.

На фото: Стелла с искаженным гербом Рая. На шеях змей, рождаемых солнцем (Мата Ра) висят символы династии Хан, что говорит о покорении и завоевании династии Солнцевых. Внизу стеллы отрубленные головы царей династии Гор Ра.

Последний фараон династии со своим сыном Каа Ра бежали на окраину империи Рай в Египет. Остатки войска империи Рай и правящей родовой элиты остановили примерно на 15-20 лет продвижение войск рода Хан на территорию Египта. Здесь фараон умер и был похоронен в небольшой скале, вокруг которой его сын Каа Ра воздвиг первую пирамиду. Таким образом «египетская цивилизация» – это остатки цивилизации империи Рай, существование которой науке сегодня неизвестно.

Считается, что Раем назывался мифический сад Бога, в котором жили первые люди Адам и Ева. Однако, согласно тайнописи «Пятикнижия Моисея», Рай -это империя, которой не было равных в мире. Двадцать два фараона, сменяя друг друга правили около 3000 лет огромной территорией, которая делилась на административные единицы. Название «единица» на древнем языке Ра, или как его называют в тайнописи «Ра-письменности» звучит как «он». Таким образом империя делилась на «Рай оны» или «Рая единицы». Знакомое название район? Но не ищите в словарях значения этого слова, там их нет. Наши предки, которые также принимали активное участие в разрушении империи Рай, заимствовали это название у империи, но до нас эта информация не дошла.

Согласно «Энциклопедии Древнего Египта» (страница 243) в эпоху греко-римского владычества Египет был разделен на Номы. «Ном»-термин греческий и получен в результате искажений при переводе древнего египетского названия «Он». На древней латыни, от которой произошел английский язык, единица так и осталась «он», только пишется и читается это слово с небольшими изменениями - «one».

Итак, все великолепие «египетской цивилизации» является, согласно тайнописи еврейских рукописей, результатом бегства в этот «Рай он» остатков правящей элиты империи Рай вместе со своими учеными, инженерами, художниками, строителями и мастерами, владевшими уникальными технологиями обработки камня, создания красок, резки скульптур, искусства бальзамирования и т.д.

«Рай оном Мицраим», который позднее получил название Египет, управляли родственники правящей династии Ра. Нижним Египтом управляла династия с названием Гор Ра, верхним Египтом династия с названием Амон Ра. Другими «Рай онами» империи Рай в соответствии с порядком рождения правили представители фамилии Ра (Солнцевых). Индией, например, правил фараон Джа Ра, Тайландом - фараон Тай Ра, Сирией – фараон Су Ра, Ассирией – фараон А Си Ра (известный в мифах как Осирис). Более подробно о династии Солнцевых (Ра) можно прочесть в моей книге «Тайны древней истории».

Древние символы фараонов

Сорокалетняя война империи Рай с древним Китаем привела к ее гибели. Последний оплот империи – Египет, защищали отчаянно.

На фото: Осирис. Рельеф из гробницы царицы Нефертари. Справа вверху в надписи видна буква «К», которую приняли за «крюк» в руках фараона.

Здесь удалось остановить на 15-20 лет продвижение китайских армий. Однако, последний правитель Рая в это время умирает. Его сын фараона Каа Ра хоронит отца и воздвигает на его могиле огромное защитное сооружение, которое известно сегодня как Пирамида, а также сооружает ему огромный памятник известный сегодня как Сфинкс. Но война продолжается и молодой фараон Каа Ра, потерявший почти всю свою империю,

понимает, что и Египет удержать невозможно. Он бежит с евреями из Египта, а свое бегство обставляет как смерть в волнах Красного моря. Египет захватывает армия Китая. Ее родовые цари уничтожают воинственную династию Гор Ра, родственников фараона, управлявших нижним Египтом. Династия Амонов Ра, правившая верхним Египтом, сдается на милость победителя, и война прекращается путем межродового брака. Дочь царя Амона Ра выходит замуж за сына царя из рода Хан. Имена этих людей неизвестны, зато известен их сын царь Тут Хан-Амон, который ошибочно назван Тутанхамоном. (О Тутанхамоне см. статью в МК Египет).

Новые смешанные роды, главой которых теперь является род фамилии Хан, «прихватизируют» родовые символы империи: герб империи и родовые знаки. В их распоряжении теперь все имперские жрецы-ученые, строители, скульпторы, художники и мастера. Они будут строить новые пирамиды, храмы, создавать скульптуры для новой династии. Титул фараон, обряд похорон и бальзамирование тоже будут заимствованы у фараонов Рая. Династия Хан, будучи языческой по своей сути, постепенно уничтожит здесь монотеистическую религию. Когда сюда через 1500 лет придут греки, они будут думать, что египтяне солнцепоклонники. Однако, научная база Рая будет сохранена жрецами Амона и Пифагор науке геометрии научиться именно в храмах Египта.

Среди «прихватизированных» символов смешанной династии Хан-Амонов будет герб империи Рай, символика которого неизвестна ученым и будет мной описана впервые. Герб империи - это крылатый солнечный диск из которого выползают две кобры. Что он означает согласно тайнописи Ветхого завета? Солнце с крыльями изображает женщину, первую царица Рая с именем Мата и фамилией Ра. Две кобры, выползающие из солнца, символизируют двух ее сыновей, основателей двух династий с фамилиями Ра и Кара. На очень древних изображениях герба сверху солнца лежал еще один змей, он символизировал первого фараона династии, которого звали Каб Ра. Именно от его имени и фамилии змея, с раздувающимся капюшоном, названа кобра. Змея кобра была взята фараоном Каб Ра как главный символ царской власти рода Ра и изначально его носили только мальчики царского происхождения.

На фото: Анубис-рисунок на внутренней стене гробницы сына Рамсеса III. Надпись в картуше вверху содержит букву «К» и букву «М», принятых ошибочно за «крюк» и «плеть» в руках фараона.

Позднее цари смешанного рода Хан-Амонов стали изображать его, нарушая символику, на коронах цариц. На самом деле встающая в боевую стойку во время возбуждения и раздувающая голову змея – символ мужчины. Итак, герб династии Солнцевых (Ра) и их империи Рай изображает женщину как солнце с крыльями, мужчину как змею кобру, лежащего сверху солнца, и двух их сыновей, выползающих из солнца в виде кобр, и символизирующих акт рождения двух мальчиков.

Два других родовых символа ученые –египтологи называют плеть и крюк. В книге «Сокровища Египта» на странице 322 эти символы названы «Плеть и скипетр». В «Энциклопедии Древний Египет» Виктора Солкина эти символы названы: «крюк» хекет и «плеть» нехеху (стр.261). В материалистических представлениях ученых XIX века «плеть» являлась символом власти фараона и служила для наказаний, а «крюк» являлся символом посоха и говорил о происхождении фараонов от кочевников –скотоводов. На самом деле фараоны держат в руках буквы, как ни парадоксально это покажется. «Плеть» — это символ буквы «М», а крюк – символ буквы «К». Эти буквы начальные в именах Мата Ра и Каб Ра, основателей династии Ра (Солнцевых), фараоны держали их в руках как символы древности династии Ра (Солнцевых), ее непрерывности многие века и преемственности в передаче родовой власти в империи Рай.

После падения империи значение символов начали постепенно забывать. Для пришельцев родовые знаки были просто красивым атрибутом власти. В результате изображение родовых символов со временем начали искажать. В более поздних изображениях герба исчезает змей, лежащий сверху солнца, а еще позже исчезают и две змеи, выползающие из солнца. Символы букв «М» и «К» через 500-1000 лет правления смешанной династии все больше будут напоминать в изображениях посох и плеть, поэтому ученые XIX века так охарактеризовали значения этих символов.

На фото: Фараон Каа Ра – последний фараон династии Ра (Солнцевых), единственный фараон, изображенный в виде нищего скитальца, босым, без всяких атрибутов власти. 

Однако, не нужно забывать, что между «Розетским камнем», с которого начинается египтология как наука и гибелью империи Рай временное расстояние около 2000 лет. И только благодаря тайнописи еврейских книг, которые еще не полностью расшифрованы, удается восстановить некоторые моменты древней истории и значение древних символов фараонов Египта.

Александр Ткачев, писатель, автор книги «Тайны древней истории».

mkegypt.net

Древние египетские символы

Связанные источники

Ancient Symbols (English)

Sםmbolos Antiguos (Spanish)

Antike Symbole (Deutsch)

Symboles Anciens (French)

古代符号 (Chinese)

古代のシンボル (Japanese)

Анкх

Символ вечной жизни. На многих изображениях мы видим, как боги прикладывают анкх к чьим-то губам, даруя так называемое «дыхание жизни». Дыхание, необходимое в загробной жизни.

Амента

Этот символ обозначает Подземный мир или Царство мертвых. Изначально он подразумевал горизонт – место захода солнца. Позже он стал символизировать западное побережье Нила, где садилось солнце и где египтяне традиционно хоронили усопших.

Созданы художником Давидом Вайсманом и Ka Gold Jewelry

Изумрудная скрижаль Глаз Гора Ожерелье “Анкх и лотос”

Ancient-symbols.com и художник космических украшений Давид Вайсман объединились, чтобы создать для вас подлинные египетские украшения с учетом древнеегипетского знания и науки. Надеемся, вы оцените их красоту и привлекательность.
Ба Ба – это некая индивидуальность, сущность человека. Она покидает тело в момент смерти. Днем Ба занимается добрыми делами, а ночью возвращается в могилу. И ей необходимо найти того, кому она принадлежит. Для этого и служит мумия, но часто египтяне размещали рядом с телом усопшего его статую, чтобы Ба использовала ее, если мумия исчезла или была повреждена. Дешрет

Красная корона. Эту корону носили цари Нижнего (Северного) Египта.

Немес

Полосатый головной платок, который носили фараоны.

Уас

Символ власти и верховенства. Божества носили скипетр Уас как знак своего могущества. Также с ним изображались фараоны, а позже – представители более низкого сословия в сценах похорон.

Хеджет

Белая корона. Эту корону носили цари Верхнего (Южного) Египта.

Шену

Более известен как картуш. Эта фигура представляет собой канатную петлю, в которую вписывается имя. Служит талисманом для защиты имени.

Урей

Кобра – символ Нижнего Египта, который ассоциируется с правителем и самим царством Нижнего Египта. Также он служил эмблемой солнца и различных богов. Кобра олицетворяла «огненный взор Ра», который изображался как два урея, находившихся по обеим сторонам от крылатого солнечного диска. Начиная с эпохи Среднего царства, урей стал появляться на короне или головном уборе правителя. Он играл роль талисмана: египтяне верили, что кобра будет изрыгать огонь на приближающихся врагов.

Маат

Символизирует правду, справедливость, мораль и равновесие. Часто богов и фараонов изображали стоящими на этом символе, что означало их преданность Маат.

Скарабей

Его называют жуком-навозником, потому что он перекатывает по земле шарики из навоза. Наблюдавшие за его поведением египтяне сравнивали это с тем, как солнечный шар перекатывается по небу. Они принимали этот шарообразный источник пищи за яйцо, которое самка скарабея откладывала и прятала в песке. Когда из яиц вылуплялись жуки, казалось, что они появляются из ниоткуда, символизируя тем самым рождение из хаоса. Таким образом, жук-скарабей также ассоциировался с восходом солнца. Бога с головой скарабея звали Хепри.

Джед

Считается, что Джед повторяет очертания человеческого позвоночника. Он символизирует стабильность и силу. Изначально он был связан с именем бога-творца Птахом, которого также называли «Благородным Джедом». Но потом Джед стал частью культа Осириса, и его начали ассоциировать с позвоночником этого бога. Джед часто изображался на дне гроба, куда клали позвоночник усопшего, что отождествляло человека с правителем царства мертвых Осирисом. Джед также служил для усопших оберегом в путешествии по загробному миру.

Сема

Это символическое изображение легких, соединенных с трахеей. Иероглиф, изображавший этот символ, обозначал союз Верхнего и Нижнего Египта. Чтобы подчеркнуть прочность данного союза, часто использовались дополнительные символы.

Перо Маат

Символизирует правду, справедливость и равновесие. Беречь Маат было обязанностью фараона. Когда фараон умирал, перо Маат терялось, и мир погружался в хаос. И только коронация нового фараона могло вернуть Маат.

Страницы 1 2

Copyright © 2019 Ancient-Symbols.com  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of Ancient-Symbols.com  is prohibited.

www.ancient-symbols.com

Атрибуты и символы Древнего Египта

Атрибуты и символы Древнего Египта

Древний Египет обязан своей высокоразвитой культурой Нилу. Из-за циклических наводнений в стране сформировалась ярко выраженная вера в потусторонний мир, образцом для которой служил естественный круговорот возникновения, исчезновения и возрождения жизни.

Древние египтяне были народом, чрезвычайно ориентированным на жизнь, который в значительной мере пытался вытеснить мысль о возрасте и смерти. Вместо нее на первый план было поставлено представление о жизни в потустороннем мире и о возрождении.

Мышление древнего египетского народа было не рационально — логическим, а образно — символическим. Действовал магический принцип, что все совершенные, великие вещи имеют отражение в чем-то малом, внешне невзрачном — как вверху, так и внизу, макрокосмос равен микрокосмосу. На этой основе жук-скарабей стал символом восходящего солнца, а небо могло быть изображено в качестве коровы. Таким же образом можно было посредством символических действий и рисунков оказывать влияние на важные процессы, происходящие в мире Богов и в потустороннем мире. Самим символам приписывалась присущая им внутренняя сила, что-то вроде сущности или души.

Типология символики древнеегипетского искусства очень обширна: это символизм формы и размера, месторасположения и материала, цвета и числа, иероглифического значения и жеста. Интерпретировать зачастую амбивалентный символ, стараясь добиться максимально верного результата — задача первостепенной важности и колоссальной сложности. Подчас графический символ имеет живую, антропоморфную форму: так, имеющий руки символ жизни анх несет священное опахало за царем, а столб джед, олицетворяющий бога Осириса и несущий в себе значение стабильности и прочности, снабжен глазами и поддерживает в ладонях диск солнца.

Символы жизни древнего Египта

Анкх с древних времен является в Египте символом вечной жизни в этом и потустороннем мире. Он настолько связан с традицией, что был заимствован коптскими христианами (этноконфессиональная группа египетских арабов, исповедующих христианство, потомки доарабского населения Египта) в качестве креста. На многих изображениях Боги держат анкх в руке или передают его людям. Здесь речь идет о ставшем видимым дыхании жизни, так сказать о божественной искре, благодаря которой жизнь вообще может возникнуть. Кроме того, анк олицетворяет дарующие жизнь свойства элементов воздуха и воды. Происхождение его формы до сих пор не объяснено. Возможно, речь идет о магическом узле, где, вероятно, также играют роль сексуальные отношения. Возможна интерпретация формы креста, как соединение креста Осириса в форме буквы Т с овалом Исиды в ключ, который раскрывает тайны жизни. Анкх один из важнейших древнеегипетских символов со значением «жизнь» («бессмертие»), известный также как «крукс ансата». Знак очень прост, но могущественен. В нём объединены два символа — крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие. Анкх может быть истолкован как восходящее солнце, как единство мужского и женского начал (овал Исиды и крест Осириса), а также как ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа. В иероглифическом письме этот знак символизировал «жизнь»; он же являлся частью слов «благосостояние» и «счастье». Египтяне считали, что изображение анкх продлевает жизнь на земле. С этим же амулетом и хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Именно такую форму, по представлениям древнего мира, имел ключ, которым можно было открыть ворота смерти. Этот символ также ставили на стенах водных каналов в надежде, что он убережет от наводнений. Позднее, анкх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и помощи роженицам. Во времена движения хиппи, в конце 60-х годов XX века, анкх был популярным символом мира и правды. Все значения символа невозможно перечислить. Знак счастья, благосостояния, неиссякаемой жизненной силы, вечной мудрости. Такую петлю жизни часто носил простой народ как амулет, в виде узла. Как и анкх, она обозначает вечность и бессмертие.

Знак Тет, который также называли «кровь Исиды», часто давали усопшим в виде амулета. Он похож на анк, ручки которого опущены вниз. В соединении со столбом Джеда на стенах храмов и в саркофагах он указывает на объединение противоположных сил и вместе с тем на вечно обновляющуюся жизненную силу.

Шену — кольцо Шена и одновременно иероглиф, обозначающий вечность. Его часто изображают на настенных картинах с божественными животными.

Эту эмблему в виде овала с прямой линией на торце часто называют картуш. Внутри располагается написанное иероглифами имя (например, имя фараона), которое овал символически оберегает.

Всевидящее Око — Уаджет. Раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним — это, как правило, эмблема сокологолового бога неба Гора, символ всевидящего ока и единства космоса, целостности мироздания. Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях — для помощи мертвым в загробной жизни. Спираль под глазом (напоминающая формой галактику) символизирует энергию и вечное движение.

Глаз Гора также ассоциировался с исцелением, поскольку древнеегипетские врачи часто рассматривали болезнь как аналог битвы Гора и Сета. В математике Око имело любопытную функцию — оно использовалось для обозначения дробей. Согласно одной из версий мифа, Сет разрезал вырванный глаз Гора на 64 части, поэтому неполное его изображение символизирует какое-то дробное число: зрачок — 1/4, бровь 1/8 и т. д.

Скарабей — один из популярнейших египетских символов. Известно, что жуки-навозники, к числу которых относится и скарабей, умеют искусно лепить из навоза шарики, катя их перед собой. Эта привычка, в глазах древних египтян, уподобляла скарабея богу солнца Ра (навозный шарик в этой аллегории — аналог солнечного диска, перемещающегося по небу). Скарабей считался в Древнем Египте существом священным; фигурки этого жука, выполненные из камня или глазированной глины служили печатями, медалями или талисманами, означавшими бессмертие. Такие амулеты носили не только живые, но и мертвые. В последнем случае жука клали в саркофаг или внутрь мумии — на место сердца, при этом на обратной, гладкой стороне его писали священные тексты (часто — тридцатую главу книги мертвых, убеждающую сердце не свидетельствовать против покойного на загробном суде Осириса). Часто фигурки скарабея изображали только верхнюю часть жука, без лапок, а ровная овальная основа статуэтки использовалась для нанесения различного рода надписей — от отдельных имен и афоризмов нравоучительного характера до целых рассказов о выдающихся событиях из жизни фараонов (охота, заключение брачного союза и проч.)

Крылатый солнечный диск. Согласно мифу именно такую форму принял Гор во время битвы со злым богом Сетом. По обеим сторонам диска находится изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Вся композиция символизирует защиту и мировое равновесие. Этот знак часто изображался над входом в гробницу фараона; в этом случае диск в центре символизировал Гора, крылья — оберегающую его Изиду, а змеи — Нижний и Верхний Египет.

Сесен — цветок лотоса, знак солнца, творчества и возрождения. Из-за того, что по ночам цветок лотоса закрывается и упускается под воду, а утром снова поднимается, чтобы распуститься на поверхности, и возникла эта ассоциация. Один из космогонических мифов гласит, что в начале времен из вод хаоса поднялся гигантский лотос, из которого в первый день существования мира появилось солнце. Цветок лотоса также считается символом Верхнего Египта.

Перо Маат. Эмблема символизирует истину и гармонию. Маат — это дочь и око Ра, богиня справедливости, правды и миропорядка. Вместе с отцом она участвовала в сотворении мира из хаоса. Подобно своему греческому аналогу, Фемиде, Маат изображается с завязанными глазами. Голову богини украшает страусовое перо, которое является ее символом и иероглифом. Согласно представлениям древних египтян, в загробном мире на одну чашу весов клали сердце покойного, а на другую — статуэтку Маат. Если оба предмета уравновешивались, то это означало, что умерший достоин блаженства на полях камыша Иару (в противном случае его пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем льва). Статуэтка Маат на груди была неизменным атрибутом судьи.

Кошка. Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет — богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Бастет, олицетворявшая такие качества как изящество, красота, ловкость и ласковость, считается египетским аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов. Естественно, что к кошкам в Древнем Египте относились с большим почтением, а за их убийство карали смертной казнью. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи, а после смерти его бальзамировали и клали в саркофаг, который помещали в особый некрополь.

Цапля. Цапля считалась символом воскресения и вечной жизни (прообразом птицы Феникс) и олицетворяла Бену — одного из изначальных, никем не сотворенных богов вроде Ра или Атума. Согласно мифу, в начале творения Бену появился сам собой на возникшем из водного хаоса камне. Этот камень — Бенбен — был одним из фетишей бога.

Исида. Богиня плодородия, воды, ветра и семейной верности Исида, облегчительница родовых мук и защитница детей, была одной из главнейших и древнейших богинь египетского пантеона. Ее культ как богини матери отразился и на христианстве. Исида изображалась в виде женщины (часто крылатой), увенчанной иероглифом «трон», или соколицы. Иногда — в виде женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове. Исида была женой Осириса и матерью Гора. Отождествляется с такими греческими богинями как Деметра, Персефона, Гера.

Ра. Аналог греческого Гелиоса, верховное божество древнеегипетского пантеона, отец богов. Титул Сына Ра также носили все фараоны. Священным животным Ра считался сокол, в виде которого он часто изображался. Другой вариант — мужчина с головой сокола, увенчанной солнечным диском или двойной короной.

Ибис. Священная птица ибис символизировала Тота — бога науки и магии, изобретателя астрономии, медицины и геометрии, автора «Книги мертвых». Тот также служил небесным летописцем и покровителем Луны (календарь составлялся на основе лунных фаз). Изображался в виде ибиса или человека с головой ибиса, увенчанной лунным диском. Примерно соответствует греческому Гермесу.

Атрибуты древнего Египта

О египетских коронах:

— Орёл на египетской короне означает, что фараон, царь, бог — относится к Верхнему Египту.

— Змея на египетской короне означает, что фараон, царь, бог — относится к Нижнему Египту.

— Если же на короне изображены и змея, и орёл, это означает, что фараон, царь, бог — относится к Верхнему и Нижнему Египту (Такая корона появилась при слияние Верхнего и Нижнего Египта в едино).

— Корона в форме солнечного диска относится к богам: Ра, Атум, Амон, Амон-Ра, Аах, Хонсу, Хатор.

— Три короны Египта: 1. Белая корона Верхнего Египта. 2. Красная корона Нижнего Египта. 3. Пшент, или двойная корона объединённого царства.

О Египетских атрибутах:

— Хека (Крюк): — это скипетр, который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначальна палкой пастуха и стала атрибутом пастушьего бога Ацепти; отсюда развилась известная форма меньшего размера и сильно искревлённая. Знак-картинка этого скипетра служил для обозначения слова «править». Во времена Среднего царства крюк как знак Осириса помещался на фризах гробниц.

— Нехех (Плеть): Так называемая плеть (по-египетски «нехех») состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, «Главы восточных номов». Другое первоначальное значение плети — опахало от мух. Плеть — постоянный атрибут богов Осириса и Мина. Уже в древнем царстве она располагается на спинах у животных, освящённых богами. Плеть как символ власти служит также царям.

— Уас (Скипетр Уас): Уас был в древние вр. видом фетиша, в котором, как подразумевалось. заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала. Уас состоит из раздвоенной внизу палки, которая вверху оканчивается головой животного (шакал). В руках богов он становится скипетром благополучия и символом здоровья и счастья. До Среднего царства умершему давали с собой в могилу деревянный скипетр уас, чтобы тот мог применить его для пользования божественными благами. Позднее этим символом украшали фризы на стенах гробниц. Популярным мотивом во все времена было изображение двух скипетров уас, которые окаймляли по краям поле картины или надписи и своими головами поддерживали идеограмму «небо». Украшенный небом и пером скипетр уас был знаком фиванского нома и носил имя уасет.

Цвета Древнего Египта

В основном Египтяне использовали: тёмно-зелёный, чёрный, красный, светло-синий, жёлтый (золото), белый цвета. Если немного поразмыслить о том, почему эти цвета играли определённую роль в Древнем Египте, то можно понять, что каждый цвет означает маленький кусочек природы, а что может быть красивее природы…

Следующая глава

esoterics.wikireading.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031