Техники рисуночной терапии


7.6. Рисуночная терапия

Показаниями для проведения арттерапии как рисуноч­ной терапии являются: трудности эмоционального разви­тия, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоциональ­ного тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, пережива­ния эмоционального отвержения, чувство одиночества, на­личие конфликтов в межличностных отношениях, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная само­оценка, низкая степень самопринятия.

Рисование - творческий акт, позволяющий клиенту ощу­тить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных пережива­ний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выра­жать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование развивает чувственно-двигательную коорди­нацию. Его достоинство (по сравнению с другими видами деятельности) заключается в том, что оно требует согласо­ванного участия многих психических функций.

По мнению специалистов, рисование участвует в согла­совании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полу­шария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответ­ственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функция­ми (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Рисуя, клиент дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуа­циях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугаю­щими, неприятными, травмирующими образами. Таким об­разом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различ­ного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негатив­ных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при кор­рекции неврозов, страхов.

Проективный рисунок может использоваться как в инди­видуальной форме, так и в групповой работе. Основная за­дача проективного рисунка состоит в выявлении и осозна­нии трудновербализуемых проблем, переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания клиента, концентрации его на кон­кретных значимых проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов методом рисуноч­ной терапии.

Проективное рисование рассматривается некоторыми ав­торами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возмож­ность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и об­щегрупповых проблем. Обычно тема рисования охватывает:

1. Собственное прошлое и настоящее («Моя самая глав­ная проблема в общении с детьми»; «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и дети»; «Мой обычный день» и т.д.).

2. Будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть»; «Три желания»; «Одиночество»; «Остров счастья»; «Любовь»; «Ненависть»; «Страх»; «Зависть» и т.д.).

3. Отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей»; «Что я ожидал, а что получил от обучения в группе»; «Что мне не нравится или кто мне не нравится в группе» и т.д.).

В проективном рисовании используются следующие методики (классификация С. Кратохвила):

1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Ри­сунки выполняются индивидуально, а обсуждение проис­ходит в группе. Тема или задается, или выбирается члена­ми группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин, затем рисунки вывешиваются, и начинается об­суждение. Сначала о рисунке высказываются члены груп­пы, а потом - автор. Обсуждаются расхождения в интер­претации рисунка.

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совме­стно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помо­щью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства создан­ного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отноше­нию друг к другу в процессе рисования.

3. Совместное рисование: несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия е другими участниками в процессе рисования.

4. Дополнительное рисование: рисунок посылается по кру­гу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Обсуждение членами группы авторского рисунка начи­нается с рассказа членов группы о том, что хотел изобра­зить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок.

Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и о своем понимании рисунка. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации членов группы и рисовавших, которые могут быть обусловлены наличием в рисунке как неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других клиентов.

Существует два способа работы с готовыми рисунками:

1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.

2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологи­ческом содержании).

Проективный рисунок способствует самопознанию, вза­имопониманию и активизации группового процесса.

При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в раз­личных рисунках одного клиента специфические особенности.

В проективном рисунке находят отражение непосред­ственное восприятие клиентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые.

При совместном рисовании обсуждение выражает учас­тие каждого в групповой работе, характер вклада в общую деятельность, особенности взаимоотношения в группе в процессе совместной работы.

Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми. Особенно эффективно применение рисуночной терапии в детском возрасте. Организуя рисуночные занятия, специалист реализует следующие функции:

- эмпатическое принятие ребенка;

- создание психологической атмосферы и психологи­ческой безопасности;

- эмоциональная поддержка ребенка;

- постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком;

- тематическое структурирование задачи;

- помощь в поиске формы выражения темы;

- отражение и вербализация чувств и переживаний ре­бенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Функции специалиста могут быть реализованы в дирек­тивной и недирективной форме.

Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования; руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.

При недиректнвной форме ребенку предоставляется сво­бода, как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время специалист оказывает ребенку эмоцио­нальную поддержку, а в случае необходимости - техничес­кую помощь в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка.

Специалисты выделяют 5 типов заданий, используемых в рисуночной практике:

1. Предметно-тематические.

2. Образно-символические.

3. Упражнения на развитие образного восприятия, вооб­ражения, символической функции.

4. Игры и упражнения с изобразительным материалом.

5. Задания на совместную деятельность.

Предметно-тематические задания - это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает чело­век и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Примером таких заданий могут быть рисунки на тему: «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Я какой я сейчас», «Я в будущем», «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок», «Мой мир» и т.д.

Образно-символические задания представляют собой изоб­ражение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких как добро, зло, счас­тье; изображение эмоциональных состояний и чувств: ра­дость, гнев, удивление и т.д.

Этот тип задания требует более высокой символизации, чем предшествующий, так как изображаемое понятие не обладает внешней физической оболочкой, в основу симво­лизации не может быть положен какой-нибудь внешний признак изображаемого явления. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу нравственного содержания событий и явлений, которые становятся пред­метом изображения при выполнении задания, и, значит, переосмысливать значение этих событий.

Упражнения на развитие образного восприятия, вообра­жения, символической функции. Эти задания направлены на структурирование неоформленного множества стимульных раздражителей. В этих заданиях детям предлагается, опира­ясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и придать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы» и т.д.). В ос­нове подобных упражнений лежит известный принцип про­екции, используемый в методике Роршаха.

Игры и упражнения с изобразительным материалом. Этот вид работы предполагает экспериментирование с краска­ми, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Эффект упражнений заключается в стимулировании потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшении эмоциональной напряженно­сти, формировании чувства личной безопасности, повы­шении уверенности в себе, формировании интереса к исследовательской деятельности, стимулировании познава­тельной потребности.

Типичным для этого типа заданий является рисование пальцами, манипулирование пластилином (рисование плас­тилином по стеклу или пластику), экспериментирование с цветом, наложение цветовых пятен друг на друга и т.д.

Задания на совместную деятельность могут включать все указанные выше задания. Этот тип заданий направлен как на решение проблемы оптимизации общения и взаимо­отношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений. Задания могут быть предложены ребенку на литературном вербальном материале, таком как сочинение сказок и историй.

В соответствии с основными стадиями развития детской изобразительной деятельности В. Крамер (1975) выделяет че­тыре типа изображений, значимых для рисуночной терапии:

1. Каракули - бесформенные, хаотические линии, при­митивные, незавершенные формы.

2. Схемы и полусхемы, представляющие собой конвенци­ональные стереотипные изображения.

3. Пиктограммы, т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позицией по отношению к миру. Пиктограммы, хотя и выражают аффективное отно­шение ребенка к миру, еще недостаточно открыты для коммуникации с миром, требуют для своего понимания объяс­нений и интерпретации рисунка самим автором.

4. Художественные образы, обладающие эстетической цен­ностью. опредмечивающие аффект в форме, понятной зри­телю без дополнительных разъяснений автора.

Наиболее благоприятным для решения коррекционных задач является четвертый тип изображения - художествен­ные образы, позволяющие в полной мере реализовать все преимущества искусства и творчества.

Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уро­вень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, - с другой.

Так, каракули, бесформенные штрихи и линии» являясь начальной стадией детского рисования, характерной для раннего возраста, могут быть расценены, с одной стороны, как признаки задержки умственного развития, с дру­гой - как индикаторы переживаемого ребенком чувства одиночества и беззащитности, свидетельства негативизма ре­бенка по отношению к окружающему миру или проявление гиперактивности.

Для правильной интерпретации значения рисунков де­тей необходимо учитывать следующие условия:

  • Уровень развития изобразительной деятельности ре­бенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, вы­полненные ребенком ранее (дома, в детском саду, школе и т.д.).

  • Особенности самого процесса рисования (выбор темы, сохранение ее на протяжении процесса рисования или ее трансформация; последовательность выполнения от­дельных частей рисунка; спонтанные речевые выска­зывания; характер эмоциональных реакций; наличие пауз в процессе рисования и т.д.).

  • Динамику изменения рисунков на одну и ту же тему либо рисунков близкого содержания на протяжении од­ного коррекционного занятия или в ходе коррекционного процесса. Даже стереотипное воспроизведение ре­бенком одного и того же рисунка на протяжении одно­го или нескольких занятий становится активной ориентировкой и исследованием конфликтной аффектогенной ситуации, т.е. представляет значительный шаг вперед.

В рисунке ребенка могут преобладать различные типы изображения, отражающие не только возрастную динамику изобразительной деятельности, но и индивидуальные осо­бенности личностного переживания ребенком своих отно­шений с миром на момент создания рисунка. Имеет значе­ние также анализ активности ребенка и способов использо­вания художественных материалов.

Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования.

1. Предварительный ориентировочный этап. Исследова­ние ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.

2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.

3. Поиск адекватной формы выражения.

4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.

5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления стра­хов в детском возрасте дан в работах А.И. Захарова. Проективный рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами, фломастерами или красками. При анализе рисунка уровень изобразительных умений во вни­мание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) пе­редаются эмоциональные переживания субъекта.

studfiles.net

Все про арт-терапию, в чем секрет её эффективности, методы, упражнения, отзывы

Арт-терапия это специальная форма психологической помощи, которая базируется на искусстве, в том числе на творческой и изобразительной деятельности. Ключевая цель такого лечения состоит в том, чтобы гармонизировать развитие личности через способность самовыражаться и познавать себя. Такой метод может выступать, как в качестве основного, так и в качестве вспомогательного метода. В данной статье вы узнаете о различных видах и методах арт-терапии, показания к применению, как проходят занятия и простые упражнения.

Арт терапия: что это и как работает?

Словом «арт-терапия» сегодня никого не удивить. Люди, хотя бы немного знакомые с английским, знают, что слово «арт» (Art) переводится, как искусство. Получается, что это некий способ исцеления, основанный на искусстве.

Понятие «арт-терапия» было введено в обиход в 1938 году Адрианом Хиллом, который в своих исследованиях описывал работу с туберкулезными пациентами в санаторно-профилактических учреждениях. Указанный термин применялся относительно всех видов искусства, которыми пациенты занимались в больницах и центрах обеспечения психического здоровья.

Говоря научным языком, арт-терапия — это специфический метод психотерапии, способ психокоррекции. Он основан на использовании различных видов искусства для улучшения психо-эмоционального состояния человека.

Основные пути достижения положительного результата – это самосознание и самовыражение.

Арт-терапия позволят символически исследовать и выражать любую человеческую эмоцию: гнев, любовь, радость и так далее. Причем, способ ее выражения не имеет каких-то правил или стандартов. Залогом успешности такого психологического метода является его индивидуальность. Иными словами, каждый человек выбирает то, что ему более всего подходит.

Это вовлечение человека в область искусства, наиболее благоприятную для него. Через творческую деятельность происходит гармонизация его личности и улучшение морального состояния, таким образом, оздоравливается психика. Рисование, лепка, квиллинг или оригами – видов искусства существует довольно много, и все они по-своему помогают человеку познавать себя, определять причину своего психологического дискомфорта и устранять ее. Здесь нет противопоказаний или ограничений, как нет и побочных, часто отрицательных, эффектов.

Формы арт-терапии

Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.

Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.

Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.

Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.

Показания для проведения терапии искусством

Поскольку основное предназначение арт-терапии заключается в гармонизации личности и в улучшении психо-эмоционального состояния человека, то показанием для нее может служить любое отклонение в душевном самочувствии. Речь не только о патологиях, но и о вполне нормальных для любого человека отрицательных эмоциях.

В качестве наиболее распространенных показаний для такого вида лечения специалисты называют:

  • состояние стресса и депрессии, а также подавленное настроение;
  • эмоциональная нестабильность и импульсивность человека;
  • наличие страхов и фобий;
  • заниженная самооценка и негативное отношение к себе;
  • состояние повышенной тревожности;
  • безосновательная раздражительность и конфликтность человека;
  • замкнутая личность и состояние психического напряжения;
  • полученная психологическая травма;
  • нарушенные коммуникативные качества;
  • кризисы определенного возраста;
  • задержка в психическом либо речевом развитии у ребенка.

Полезна данная психологическая техника для детей и подростков, для зрелых людей и представителей старшего поколения.

Цели методики

Арт-терапия дает хороший эффект практически при любой проблеме. Будь это плохое настроение или депрессия, проблемы, связанные с «Я-концепцией» или слишком низкая самооценка, неудовлетворенность собой или некой сферой своей жизни – во всем этом поможет разобраться, проанализировать и найти путь решения искусство, как метод терапии.

Арт-терапия позволяет достигать положительных результатов при работе с людьми, имеющими определенные психологические проблемы:

  • выход негативных мыслей и эмоций;
  • облегчение комплексной психотерапии;
  • проведение развернутой психодиагностики;
  • проработка мыслей и чувств, которые сдерживают в себе пациенты;
  • установление доверительных отношений между врачом и больным;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение самооценки и обеспечение личностного роста;
  • обучение контролю над собственным поведением и эмоциями;
  • выявление и разбор причин, спровоцировавших эмоциональные расстройства либо трудности.

Данная психо-терапевтическая методика используется в следующих целях:

  • как способ выплескивания положительных и отрицательных эмоций
  • для увеличения эффективности психотерапии
  • ради получения материала, позволяющего диагностировать психическое и психологическое состояние человека
  • для проработки подавляемых мыслей, чувств и эмоций
  • чтобы помочь пациенту сконцентрировать внимание на ощущениях или чувствах
  • чтобы установить контакт с пациентом
  • для улучшения самоконтроля
  • для развития творчества и, таким образом, повышения самооценки человека.

Для людей с повышенной тревожностью или явными фобиями арт-терапия выступает, как метод успокоения, для тех, кто грустит, она – средство повышения настроения, а людям, уверенным в собственной ничтожности, данная техника помогает поверить в себя и осознать собственную важность и уникальность. Главное – правильно подобрать арт-терапевтический метод, оптимально соответствующий всем особенностям психики пациента.

Виды и методы арт терапии

Видов и методов терапии искусством на сегодняшний день необычайно много. Более того, их список постоянно растет, пополняясь чем-то новым. К основным и наиболее распространенным можно отнести следующие:

Методы арт-терапииОписание 
изотерапиялечение рисованием или другим изобразительным искусством
мандалотерапияоснованная на использовании мандал
музыкальная терапиятерапия музыкальными произведениями
МАКтехника, основанная на использовании метафорических карт ассоциаций
песочная терапиятерапия с применением песка
сказкотерапиялечение сказками
куклотерапиякуклы спешат на помощь, терапия куклами
библиотерапиялечение, основанное на религии
фототерапиянабор психотехник, для лечебно-коррекционного применения фотографии
танцевальная терапиявид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве
кинотерапияпросмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога
драматерапиятеатр-драма как средство и метод лечебной терапии
глинотерапияприменение глины в лечебных целях

К арт-терапевтическим занятиям можно отнести квиллинг, оригами, аппликацию, вязание и, собственно, любой вид творчества. Каждое такое занятие по-своему полезно, оно улучшает психическое состояние человека и «меняет заряд его эмоций с минуса на плюс».

Как проходят занятия по арт терапии?

Занятия по арт-терапии могут быть групповыми или индивидуальными. Собственно, это характерно для любой корректирующей, психологической техники. Для проведения их нужно соответствующее помещение, а также инструмент и материалы, которые будут использоваться во время целебного творчества.

Арт-терапевтические группы бывают студийными, открытыми, закрытыми, структурированными или неструктурированными. Куда чаще группу можно назвать смешанной по всем этим признакам. Конечно, если занимается сразу несколько человек, важно следить, чтобы все они соблюдали личное пространство друг друга, ведь речь идет о творчестве. Хорошо, если руководитель группы сразу продумает схему расположения учеников и оборудует рабочее место каждого из них.

В среднем, одно занятие арт-терапией продолжается от 1,5 и до 2 часов. Их периодичность чаще всего составляет 1-2 раза в неделю.

Арт-терапевтические сеансы могут сильно между собой различаться. Это зависит от того, какой вид искусства берется за основу и какую цель преследует само занятие.

Как правило, психолог или специалист в данной области терапии встречается с клиентом или группой, после короткого вступления, задающего тон занятию, он предлагает участникам выбрать материалы и приступить к действию. При этом, царит максимально спокойная, способствующая творческой реализации атмосфера. Когда сеанс закончен, результаты творческого труда обсуждаются и анализируются со специалистом.

Важно! В ходе занятий врач полностью концентрирует человека либо группу людей на их чувствах, эмоциях либо тактильных ощущениях. При этом, наличие художественных либо прочих навыков у больных не имеет определяющего значения для того, чтобы стать участником арт-терапии.

Процесс лечения творчеством условно делится на следующие этапы:

  1. Вводная часть, в рамках которой психотерапевт настраивает пациентов, устанавливает с ними контакт, а после вовлекает в процесс творчества.
  2. Переход к актуализации ощущений и формированию темы творчества.
  3. Осуществляется непосредственный творческий процесс.
  4. Обсуждается процесс работы и результаты творчества.
  5. Корректировка и доработка результатов арт-упражнений.
  6. На базе всего этого процесса терапевт диагностирует состояние больного и делает соответствующие выводы.

Арт-терапия упражнения

Виды арт терапии довольно разнообразны, их арсенал все время пополняется, что позволяет найти к каждому пациенту индивидуальный подход. И все же, как и в любой психологической практике, здесь можно назвать безотказные и стопроцентно эффективные упражнения. Рассмотрим самые популярные методы и упражнения.

Изотерапия

Изотерапия — лечение посредством занятий рисованием либо изобразительным искусством. В данном случае пациенту предлагают сделать выбор между кистями и красками, карандашами либо мелкими ручками для творчества. К изотерапии прибегают, как правило, в том случае, когда у пациентов наблюдаются невротические либо психосоматические патологии, а также трудности в общении и социальной адаптации.

Упражнения:

1. Каракули. Цель методики — нарисовать хаотичным образом непрерывные линии на листе бумаги. Сначала за дело берется первый участник, затем его сменяет второй. Так происходит пока кто-нибудь не решит, что рисунок готов. После этого начинается обсуждение — каждый должен объяснить часть своего творения. В заключении все участники придумывают сюжетную историю. Такой вид творчества поможет повысить самооценку,изучить свои чувства, снять напряжение, повысить навыки общения.

2. Сюжетный рисунок. Все участники группы экспромтом делают рисунки на заданную тему. Причем выполняя каждый должен выразить свои чувства и эмоции. Это поможет разобраться в эмоциональном состоянии пациента.

3. Радость. К работе нужно приступать в расслабленном виде. Следует вспомнить радостные моменты жизни и попытаться запечатлеть их на бумаге. Это поможет улучшить эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на чувствах.

4. Рисование музыки. Прослушивая композицию, нужно попытаться выразить свои эмоции на бумаге. В результате появиться прилив сил, поднимется настроение, уйдет скованность и напряжение.

5. Рисование эмоций. В случае, когда человеку надо помочь избавиться от негатива, обиды, злости и прочих деструктивных эмоций, подойдет задание «нарисовать эмоцию». Как вариант, можно создать «колесо эмоций», используя оттенки для выражения положительного и отрицательного в своем эмоциональном самочувствии. Тем, кто любит медитировать, можно посоветовать создать так называемую медитативную картину. Все эти манипуляции хороши для любого человека, а не только для обладателя художественных навыков и способностей.

Другие упражнения и методы 

Расслабиться и снять эмоциональное напряжение может помочь терапия музыкой или пальцевый рисунок. Также можно попробовать рисовать, закрыв глаза. Таким образом, тайное и подавляемое, тщательно контролируемое подсознанием, становится явным. Для большего эффекта можно совмещать музыкальную и художественную терапию. Желательно использовать только те цвета, которые человеку нравятся и вызывают у него ощущение успокоения и прочие позитивные эмоции.

Когда задачей арт-терапевта является помощь пациенту на пути к счастью, хорошо бы на занятии создать индивидуальный коллаж этого самого счастья. Таким образом, будет понятно, к чему стремится пациент и чего ему не хватает. Еще одна изобразительная техника – это создание рисунка свободы. Также хорошо во время занятий создавать мягкие игрушки или другие приятные мелочи. Подобные занятия благотворно сказываются на психике.

Человек, которому нужно помочь пережить потерю или избавиться от психологической травмы, должен обрести покой и почувствовать себя защищенным. В этом ему поможет, например, рисование идеально спокойного места. И не важно, будет оно реальным или сказочным. Хорошо бы посредством творческого дневника превратить негатив в искусство, либо создать творческую диораму. Многим становится легче, если они нарисуют то, что их пугает. После анализа рисунка и его проработки страх становится меньше.

Помочь пациенту самовыразиться можно, предложив ему нарисовать себя в виде сказочного или реального животного, либо составить коллаж из своих положительных характеристик и преимуществ. Можно, как вариант, озадачить его созданием собственного герба или коробки ценностей. Все это повышает самооценку и помогает четче определить свои сильные стороны.

Посмотрев следующее видео, вы узнаете про упражнение «Мой внутренний мир» :

Музыкотерапия

Психологическое воздействие на состояние пациента оказывается посредством музыки. В данной ситуации человек может прослушать мелодию, сыграть ее либо сочинить собственную.

Некоторые упражнения:

  1. Шум прибоя. Сначала все участники слушают звуки моря, затем пытаются изобразить это звуками. Это поможет расслабиться и восстановить свой эмоциональный фон.
  2. Звуки природы. Звучит успокаивающая музыка со звуками природы. Терапевт предлагает всем сесть поудобнее и расслабиться, представив, что все участники находятся в диком лесу. Такое упражнение поможет привести в норму свои эмоции.
  3. Шторм. Все должны представить, что находятся на корабле. Начинает играть музыка Вивальди «Шторм» — на палубе рвутся паруса, ломаются мачты, корабль, как щепка метается в море. Этим пациент сможет пережить свое эмоциональное состояние. Затем наступает штиль под музыку Чайковского «Баркаролла» — ветер стихает, корабль скользит по, ровной как зеркало воде. При этом человек понимает, что все проблемы решаемы, нужно найти лишь правильный выход. В заключении играет музыка Шостаковича «Праздничная увертюра» — вот он такой долгожданный берег, родной дом. Это и есть выход из сложившихся проблем.

Глинотерапия

Глинотерапия призвана помочь тем, кому тяжело выговориться, а также рассказать о собственных чувствах и переживаниях. Лепка позволяет человеку управлять собой и ощутить в себе творческое начало, что дает возможность побороть страх, обиду либо агрессию.

Несколько упражнений:

  1. Осознай себя. Всем участникам группы предлагают вылепить из глины собственную фигуру. Затем необходимо представить, что эта глиняная копия попала в какую-то жизненную ситуацию. Во время такой игры вскроются проблемы, о которых человек не может сказать вслух.
  2. Страх. Терапевт предлагает слепить самое ужасное, что было в жизни. Анализ получившейся фигуры (взгляд со стороны) поможет преодолеть проблему. В заключении вся композиция разрушается — страха больше нет.

Выбор той или иной арт-терапевтической техники зависит от цели занятия и задачи, которую надо решить, а также от особенностей самого пациента, в частности, от его возраста. Работа со взрослыми несколько отличается от творческих манипуляций с детьми.

Арт-терапия для дошкольников

Искусство как средство исцеления и общения особенно актуально для детей и подростков. Маленьким детям часто приходится полагаться на ограниченный язык для выражения сложных мыслей и эмоций, и существует барьер, который можно преодолеть с помощью вещей, которые они понимают немного лучше, таких как рисование и раскраска. Для подростков не менее важно иметь такую ​​свободную от давления и без последствий среду для своих мыслей и чувств.

Раскраски антистресс для детей приносит неоценимую пользу:

  1. Расслабление. Ребёнок об этом и не подозревает, но во время раскрашивания его мозг отдыхает. Улучшение концентрации. Сосредоточение на одном деле служит своего рода тренировкой силы воли, внимательности и усидчивости.
  2. Развитие координации и аккуратности. Мало кто из взрослых помнит, как сложно поначалу вписаться в контур, не залезть на часть рисунка, где должен быть другой цвет. Ребёнок учится рассчитывать силы и выполнять движения чётко.
  3. Улучшение восприятия. Для самых маленьких раскраска может стать платформой для запоминания цветов, форм. Изучения окружающего мира.
  4. Совершенствование логики и воображения. Казалось бы, рисунок уже готов, что тут ещё придумаешь. Но никто не мешает малышу что-то дорисовать, сделать разноцветным там, где этого по идее быть не должно. И главное, у ребёнка всегда будет конкретная причина, почему его картинка выглядит именно так.
  5. Развитие памяти. Многие раскраски – это картинки из жизни. И малыши на подсознательном уровне пытаются сделать свой рисунок правдоподобным. Но для этого нужно вспомнить, как выглядит машинка или арбуз.

Существует также педагогическая арт-терапия, в рамках которой ребенок учится быть самим собой и использовать эмоции в качестве инструмента для общения. Тут в качестве помощников для педагога будут выступать понятия волшебства, юмора и справедливости, присутствующие в сказках, а также музыка и образы в произведениях, создаваемых великими художниками и самими малышами.

В данном случае главной педагогической задачей выступают обучение детей корректному общению, сопереживанию и бережному взаимоотношению с окружающими людьми.

В качестве преимуществ арт-терапии для дошкольников специалисты называют совмещение психологии, медицины и педагогики, что позволяет достигнуть куда больше целей. Помимо того, достоинствами являются:

  1. Безопасная обстановка во время занятий и отсутствие конкуренции между детьми.
  2. Благодаря получаемому в виде рисунка, танца либо песни результату после каждого занятия педагог может отслеживать возникающие изменения в развитии ребенка.
  3. Возможность осознания ребенком собственной ценности посредством таких занятий.

Для детей дошкольного возраста характерна изменчивость внимания и невозможность длительной концентрации на задаче. Это следует учесть, планируя арт-терапевтический сеанс.

Арт-терапия для взрослых

Она позволяет высвободить отрицательные эмоции и внутренние переживания, не причиняя ущерб окружающим вещам и людям. Применяя простые и доступные приемы, терапевт оценивает физическое и душевное состояние пациента, устраняет выявленные проблемы и улучшает эмоциональное состояние.

Психокоррекция проводится с применением одного из выбранных способов, например, работа с больным по определенной выбранной схеме. В данном случае перед человеком ставится некая задача, например, нарисовать рисунок либо сделать поделку по определенному шаблону и на заданную тематику.

Еще одним способом арт-лечения можно назвать общение на свободную тему, когда пациент сам определяет материал, сюжет и инструменты самовыражения. В конце такого общения врач оценивает критерии выбора и манеру выполнения.

Наиболее эффективными техниками арт-лечения в случае со взрослыми, когда пациенты могут практиковать упражнения самостоятельно являются:

  1. Работа с так называемым творческим мусором, когда из вещей, вызывающих негативные эмоции, составляется определенная композиция.
  2. Сказка, написанная о каком-то герое самим пациентом. Тут пациент сам определяет характер, образ жизни, время и место действия героя.
  3. Для того чтобы справиться с внутренними страхами, комплексами и агрессией, можно вылепить и уничтожить физически этих монстров внутри себя.

Арт-терапия для пожилых

В этом случае арт-терапия дарит силы и желание жить дальше. Это возможность с пользой проводить свое свободное время, появившееся после выхода на пенсию, не забивать голову плохими мыслями, а также сохранять интеллектуальную и физическую форму.

Такая практика активно применяется в европейских странах. Там для людей преклонного возраста организуют специальные школы и кружки для творчества.

В данном случае пенсионеров учат:

  1. Рукоделие — позволяет тренировать мелкую моторику и поддерживать деятельность мозга.
  2. Пение — прекрасно тренирует память, улучшает работу дыхательного аппарата и поднимает настроение.
  3. Рисованию — помогает побороть стресс, успокоить нервы и избавляет от переживаний. В случае, как и с рукоделием, рисование тренирует мелкую моторику и развивает память.
  4. Танцы — улучшают настроение и позволяют поддерживать физическую форму.

Отзывы

Гульнара, 39 лет, г. Уфа: «Для арт-терапии нет необходимости в обязательном присутствии специалиста. Она является прекрасным способом поднять настроение. Мне очень нравится рисовать.»

Елена, 48 лет, г. Новокузнецк. «Рисование мандал стало для меня способом достичь гармонии и спокойствия. К тому же, такое занятие не требует каких-то существенных затрат либо особых навыков».

Владимир, 43 года, Подольск. «Резьба по дереву стала для меня отдушиной. В фигурах я выражаю свое состояние. Набралась уже целая коллекция — много веселых человечков, но есть и страшные маски. Арт-терапия может стать для каждого человека вне зависимости от того, к какой возрастной группе он относится, способом сохранить либо развить физическую активность, обеспечить состояние душевного комфорта и покоя.»

Книги по арт-терапии

Здесь вы можете бесплатно скачать книги

Копытин А.И., Методы арт-терапии methods_art_therapy

Копытин А.И.  Арт-терапия. Хрестоматия — art_terap_kop-hrestomatiya

Киселева М.В., Арт-терапия в работе с детьми art_therapy_rabota-s-detmi

Тайный мир рисунка — fers_tajnij_mir_risunka

Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированное арт-терапии — techniques

Ермакова И.А., Вокруг цвета — vokrug_tcveta

Кэмерон Дж. Путь художника. Ваша творческая мастерская — way_of_artist

Алексей Будза, Арт-терапия. Йога внутреннего художника — yoga_artist

Если вам понравилась статья, расскажите об ней друзьям, а также оставляйте комментарии под статьёй. Желаем вам всяческих благ, здоровья и любви.

Автор статьи:

Виктория Фесюра: «Изучаю народную медицину и домашнюю косметологию, применяю на практике и делюсь этой информацией с читателями. Всем желаю доброго здравия».

Статью прочитали: 8 600

Расскажите друзьям:

Нет комментариев

naturopiya.com

Использования рисуночной терапии при коррекции эмоционального состояния дошкольников

Анастасия Александрова Использования рисуночной терапии при коррекции эмоционального состояния дошкольников

Рисуночная терапия – это форма психотерапии, основанная на изобразительной деятельности.

Цель рисуночной терапии состоит в том, чтобы с помощью художественных средств передать свое эмоциональное состояние и освободиться от сильных переживаний.

Одно из главных достоинств рисуночной терапии - в том, что они позволяют ребенку раскрыться в увлекательном процессе спонтанного творчества, результаты которого не будут оценены отрицательно. Известно, что дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей наблюдается наибольший интерес к рисованию. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Кроме того, рисование связано с радостью, поэтому предлагается заниматься рисованием особенно тревожным детям, кто испытывает эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты. Радость повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни.

Дошкольники с удовольствием «говорят» невербально, посредством визуальной и пластичной экспрессии, рисунка. Еще Юнг рассматривал символический язык как наиболее адекватный, более точный и емкий, чем слово. Основателей арт-терапии М. Наумбург также подчеркивал, что наиболее важные мысли и переживания как порождение бессознательного, прежде всего, проявляются в виде образов. Сказанное подтверждается многочисленными исследователями отечественных психологов и педагогов, согласно которым детский рисунок – своеобразный аналог речи. В частности, Л. С. Выгодский называл детское рисование графической речью.

Рисование предоставляет ребенку возможность выразить какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Сам ребенок как правило даже не осознает, что с ним происходит, ему просто очень плохо, и это отражается на его здоровье, поведении, настроении.

Рисуночная терапия помогает ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, помогает справиться с психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свое отношение в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Таким образом, рисование как художественное самовыражение, связано с укреплением психического здоровья ребенка, его использование может рассматриваться как способ постижения окружающей действительности и своих возможностей, как значительный коррекционный и психологический фактор. Оно увлекает ребенка, быстро раскрепощает и помогает установить доверительный контакт. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.

Итак, если вы хотите помочь ребенку, вы можете выбрать для этого наиболее увлекательный, приятный и безболезненный способ работы - ведь давно известно, что творчество обладает огромной целительной силой, принося одновременно массу положительных эмоций и новых впечатлений.

www.maam.ru

Арт-терапия кризизных состояний. Рисуночная техника "Путь".

Для помощи человеку в кризисной ситуации была разработана рисуночная методика «Путь», позволяющая пройти этот отрезок своего жизненного пути на символическом уровне, чтобы выйти из кризисной петли.

Методика предполагает выход идущего (на символическом уровне) в другую реальность с глубинной оценкой происходящего в нем и вокруг него, отражая культурный ритуал инициации, помогающий перейти из одной жизненной ситуации в другую. Через доступ к символике бессознательного индивид получает ресурс и выходит из замкнутого круга (кризисной петли), по которой он блуждает. Этот символический уровень, возможно, должен быть намного эффективнее вербальных доступов, так как он дает возможность на глубинном уровне принять смысл происходящего, подводя индивида к пониманию идущих процессов.

Работа с методикой «Путь» состоит в том, что сначала клиенту (участнику группы) предлагается сделать серию рисунков акварелью под музыку. Последовательно называются терапевтом (ведущим) семь слов-символов и на каждое слово рисуется один рисунок-ассоциация. Если слово не вызывает никаких ассоциаций в виде образов, лист оставляется чистым, что тоже имеет глубинный смысл.

После того, как все рисунки готовы, под тот же музыкальный отрывок начинается медленное путешествие клиента (расстояние между положенными на пол рисунками и их последовательность он выбирает самостоятельно), в котором терапевт или ведущий реально являются сопровождающими, находясь в стороне от клиента. Само продвижение по рисункам является верхним уровнем осознавания, под ним лежит глубокое символическое содержание: оценка собственной жизни. Каждый в жизни проходит собственный путь, поэтому дорога, составленная из рисунков, является трансовой наводкой для идущего.

Язык символов, используемых в данной методике, использует известные архетипические символы (вода - время, мост - переход, преграда - препятствие на пути, зеркало - отражение архетипа Самости, метаморфоза - чудесное превращение, Грааль - чаша бессмертия и т.п.).

После окончания прохождения Пути в обязательном порядке проводится процедура экологической проверки. Дело в том, что во время прохождения клиент погружается в очень глубинные переживания, травмы. Смысл этих переживаний можно было бы перевести как некое послание из глубинного бессознательного: в жизни бывают жестокие и непоправимые моменты - и все же живи, иди дальше, этот путь твой и он прекрасен, несмотря ни на что.Смысл методики заключается в том, что переживание внутренней изоляции, преодоление трудностей, встреча с собственным одиночеством, обретение новых смыслов жизни на жизненном пути учат принятию ранее не принимаемого и отвергаемого психического материала, меняют внутреннюю организацию личности, делая возможным переход личности на принципиально новый уровень внутреннего развития, а значит - и осмысленную включенность в реальный мир вокруг.

Инструкция: «сейчас я прошу вас сделать семь рисунков акварелью. Умение или неумение рисовать никакой роли не играет. Зазвучит музыка, и через некоторое время я буду называть ряд слов. На каждое слово вы делаете один рисунок по тем ассоциациям, воспоминаниям, которые возникли на данное слово. Это может быть образ, картинка, просто какое-то цветовое сочетание. Не надо ничего писать на рисунке или рисовать общепринятые символы (математические и пр.). Если на определенное слово не возникает никаких образов, оставьте чистый лист. Нарисовав рисунок, отложите его в сторону и берите следующий лист. У вас будет достаточно времени, чтобы сделать рисунок, но не слишком много, не увлекайтесь самим процессом рисования».

После того, как все рисунки закончены, следует инструкция: «Сейчас у вас есть возможность пройти этот Путь реально, ногами. Для этого сначала выберите то направление в комнате, по которому вы хотели бы двигаться, разложите свои рисунки в том порядке, как вы помните, на том расстоянии, которое кажется вам необходимым... Встаньте у первого рисунка и посмотрите, все ли лежит так, как надо, все ли вам нравится. Вы можете перекладывать рисунки столько раз, сколько это вам необходимо, пока у вас не возникнет ощущение, что вот так все верно... Вы готовы идти (включается тот же музыкальный отрывок, который звучал при рисовании)». В этот момент можно привести афоризм Конфуция: «Не Путь расширяет человека, а человек расширяет Путь; на этом Пути нет хоженых троп, каждый, кто им идет, одинок и в опасности».

Последовательность предъявляемых слов - символов и их базовый смысл следующие:Дорога – путь, экзистенциальные странствия души, жизненный путь.Мост – переход, трансовая наводка (река – время, течение жизни, неповторимость, невозвратимость).Преграда – любое препятствие на жизненном пути, в данном контексте – кризис.Сила – выход из кризиса дает новые возможности, продвигает вперед, становится двигателем дальнейшего развития.Понимание – появление новых ценностей, смыслов, недоступных до кризиса, новое видение жизни, мира, себя в мире, своих ролей и миссии, новый уровень приспособления к жизни и к обществу.Метаморфоза – полное превращение, трансформация личности, переход на новый жизненный виток, на принципиально новый уровень развития.

Грааль – чаша бессмертия, символическое обозначения завершения большого отрезка жизненного пути, может обозначать смерть как умирание старого для рождения нового.

Рекомендациями в данном случае являются следующие:1. Нельзя останавливаться и прекращать работу, не пройдя через преграду.2. Нельзя ходить назад (но можно смотреть назад).3. Нежелательно дорисовывать рисунки или менять их в процессе

4. . Нельзя оказывать помощь (держать за руку, поддерживать физически, помогать что-то делать). Вы можете быть только рядом.

На внутреннем плане подобная работа заканчивается осознанием того нового, что пришло в жизнь. В групповой работе каждый участник группы делает свои рисунки, и несмотря на то, что «реально» пройти могут не более трех человек, идентичность переживаний в группе дает возможность каждому участнику «пройти» свой Путь осознавания, понимания и принятия того, что с ним происходит.Т.Ю. Калошина

www.b17.ru

Базовые техники арт-терапии

Особенности арт-терапевтической сессии:

• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).

• Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).

• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).

• Креативность.

• Спонтанность.

Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений. Обычно во время рисования не рекомендуется разговаривать, это помогает создать особую, новую

обстановку и внимательнее относться к чувствам и телесным ощущениям.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и

визуальной коммуникации (70% сессии). Другая часть — вербальная, предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы. (30% сессии).

Арт-терапевтическая сессия может включать в себя этапы: 

1. Настрой (разминка, включение в работу, граница, оформляющая её начало);

2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущении; формирование запроса или темы работы.

3. Индивидуальная изобразительная или творческая деятельность;

4. Вербализация (коммуникация);

5.Доработка рисунка, продолжение работы для мультимодальных техник или коллективная работа (в парах; малых группах);

 6. Рефлексивный анализ. Выводы.

Техник и упражнения арт-терапии часто создаются спонтанно, интуитивно, творчески. Некоторые классические техники описаны ниже:

Рисунок себя.Задача этого упражнения - представить себя группе, не прибегая к словам. Это может быть: иллюстрация вашего образа жизни, ваши ценности и интересы, ваше мироощущение, метафора, отражающая вас в целом или мир, в котором вы живёте.

Рисунок состояния. Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа

может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.

В качестве варианта испробуйте другие материалы, например, глину. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе

обнаружить информацию для себя.

Коллаж. При изготовлении коллажа не возникает страха оцентки, связанного с неуверенностью в своих художественных способностях, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.

Коллаж может быть использован в индивидуальной сессии, в групповой и даже самостоятельной работе. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое-настоящее-будущее» и мн. др.)Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть

конкретным или абстрактным.

Упражнение «Играть как ребенок...». Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) своего детства и придумать к рисунку название. Для работы лучше брать мягкие изобразительные материалы (гуашь, мелки, акварель и т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше). Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов. Затем можно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении? Как

чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас?

Работа с глиной. Используйте глину для выражения актуальных в данный момент переживаний. Это может быть: тактильное освоение глины, сжимание, разглаживание, разрывание,

формообразование, бросание и пр. Варианты работы:

- Создайте скульптурное изображение, закрыв глаза;

- Создайте отпечатки различных предметов в глине;

- Изготовьте из глины фигурки для тематической групповой композиции; - Изготовьте различные сосуды из глины;- Создайте, а затем разрисуйте фигуры из глины;- Создайте глиняные слепки различных предметов и поверхностей, частей тела;- Создайте плоскую глиняную маску, раскатав глину валиком, оформите поверхность отпечатками различных текстур (если есть возможность обжига,

эту маску потом можно раскрасить);

- Создайте глиняный амулет или оберег.

Работа с эффектами развивает спонтанность и новизну восприятия.Целью данной работы всегда является углублённое самопознание, освоение новых видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации. Все эти упражнения актуализируют сильные переживания, чувства, фантазии и страхи. В них нет чёткой тематической обусловленности. Применимы они на рабочей стадии группы в условиях сформировавшейся атмосферы доверия и принятия. Эти техники относятся к техникам работы с глубинным бессознательным и используются в контексте аналитической и

экзистенциальной арт-терапии.

Взаимодействие с бумагой. Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр. Варьировать это задание можно как тематически, так и инструментально, например:- передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать и пр.);- создайте или вырежьте фигурки из бумаги и обыграйте рассказ, историю;- используйте для создания композиции туалетную бумагу;- используйте для создания композиции обёрточную бумагу, картон

(гафрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет и пр.- используйте для создания объёмной композиции газеты, журналы. 

Рисунок на мятой бумаге. Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде

овала, круга и т.д. 

Рисование на мокрой бумаге. Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать как они смешиваются, растекаются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями. 

Каракули. Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели  и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.

 Варианты:

-затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем

обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,

- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;

- выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;

- размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза. После завершения найдите в изображённом образ и развейте его. 

Статья написана психологом Сотниченко Е.В. по материалам обучающей программы Техники арт-терапии. Ближайший курс обучения арт-терапии состоится в Ростове с 25 февраля 2017.

www.b17.ru

РИСУНОЧНЫЕ ПРАКТИКИ ПСИХОТЕРАПИИ И САМОПОМОЩИ. ЧАСТЬ 1

Искусство обладает способностью быть и акушеркой, и ребенком наших внутренних я.

Френсис Фачс

Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создается вовсе не ими. Пользуются красками, но пишут чувствами.

Жан Шарден

Рисуночные практики психотерапии удовлетворяют самую фундаментальную потребность человека – потребность быть творцом, художником, т.е потребность в самоактуализации. Арт-терапевты утверждают, что если заниматься рисуночными практиками  регулярно, то человек станет освобождаться от негатива и будет становиться более гармоничной личностью.

Рисуночный терапевтический потенциал подтвержден многими исследованиями и практикой психотерапевтической деятельности. Рисуночные терапевтические практики с успехом применяются при тяжелых психических расстройствах,  «пограничных» состояниях, различных психосоматических нарушениях, кризисных состояниях,  постстрессовых расстройствах и др.

Практики рисования – инструментарий, позволяющий пробудить бессознательное, высвободить его из плена психологических защит. Инструментарий этот является наименее травматичным, по сути – «инсайтовым». Решение рождается внутри психики самого человека как внезапное понимание существенных отношений и ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. Поэтому оно принимается легче, с большим доверием, нежели пришедшее из внешнего, пусть даже авторитетного источника.

Рисуночные практики возвращают личность к психологической целостности, способны инициировать в человеке процессы самопомощи, самоисцеления, саморазвития. Создание рисунков в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Рисунок – особый документ, и содержит очень много информации об авторе. Рисунок всегда символичен, всегда выражает наличное состояние автора, как бы тот ни старался его скрыть.

Рисуночная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации спрятанных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде, либо слабо проявлены в повседневной жизни.

Говоря проще, рисунок обладает уникальным свойством: выносит на поверхность (например, лист бумаги) всё потаённое, что человек не осознаёт и что подспудно его душит. Ресурсность рисуночных практик  связанна также с тем, что  предлагаемая практика является ресурсом сама по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни человека. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, так как расширяет человеческий опыт.

Рисуночные практики «работают» с людьми разных возрастов и применимы для решения, как взрослых, так и детских проблем. Будет очень неплохо, если родители станут заниматься ею регулярно и со своими детьми (особенно в случаях негативных психологических состояний детей, вследствие развода, переезда, потери близкого и др.). Так родители смогут отслеживать малейшие изменения в эмоциональном состоянии детей, увидеть их глубокие и неосознаваемые переживания, себя и своего места в семье и обществе.

Прежде чем приступать к рисуночным практикам, необходимо принять некоторые правила.

– Вы должны забыть скованность и стеснительность, выражаемые словами: «Я не художник».  

Задача «нарисовать красиво» не ставится. Многие люди думают о художниках как о ком-то особенном, о «тех других талантливых, творческих людях». Но когда все мы сами были детьми, то говорили на этом же языке. Мы брали кисть, опускали ее в банку с краской, размазывали краску на большом листе бумаги и получали от этого удовольствие! «Смотри, мама, ДЕРЕВО!» Мы не тревожились о том, понравится ли это кому-либо, или о том, видит ли мама в этом дерево. Мы были счастливы выразить себя. Мы чувствовали свободу экспериментирования с цветом, брызгами, точками и линиями. Мы исследовали и учились одновременно.

Задача в другом: выплеснуть, вырисовать весь накопленный негатив, лучше познакомится с самим собой и дать «голос» своим внутренним желаниям, обнаружить скрытый потенциал, улучшить свое состояние.

– Не расстраиваться, если в предложенных шаблонах интерпретации рисунков отсутствует ваш «случай».

Рисунок должен анализироваться в первую очередь самим автором, созерцая своё творение, необходимо самому понять кое-что о себе и своей проблеме и вероятных способах улучшить свою жизнь.  Созданный рисунок нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.

– Не зацикливаться на вопросе «Для чего?», цели и всенепременном прогрессе.

В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего вы сейчас занимаетесь, даже если до озарения  ещё далеко, — помните, что рисуночные практики исцеляют уже по факту того, что вы это делаете.

Перед тем как приступать работе, лучше запастись различными средствами самовыражения:  краски, карандаши, мелки, пастель, бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон, обои, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и др.

Попробуйте такие способы рисования:

- От десяти до двадцати минут в день зарисовывайте ваши переживания и чувства средствами быстрой художественной экспрессии. По мере создания таких рисунков вы можете обнаружить, что ваши настроения быстро сменяют друг друга или что меняется ваше расположение духа.

- Время от времени постарайтесь пользоваться неведущей рукой. Ваша неведущая рука меньше контролируется, давая вам возможность рисовать более спонтанно.

- Рисуйте сны, приснившиеся накануне, или чувства, вызванные ими.

Техника «Парный диалог». Цель: осознание способов взаимодействия  в реальной жизни с партнером. Техника подходит как для двух партнеров, так и для всех членов семьи, можно также выполнять в кругу друзей или в рабочем коллективе.

Материалы: ватман, размер которого стоит рассчитать, исходя из количества участников (для двоих половина ватмана А1), краски, карандаши, фломастеры и т.д.

Упражнение выполняется молча. У вас есть один лист бумаги на двоих и, например, карандаши – это пространство и средства диалога партнеров.  На таймере выставить время выполнения упражнения – 15-20 минут.

Варианты работы.

Рисование по очереди. Один из партнеров первый начинает вести рисуночный диалог: начинает рисунок, рисует что захочет  – солнце, цветок, квадрат, бабочку, линию и пр. Затем рисует второй – то, что ему захочется; это может быть как продолжение рисунка партнера, так и совершенно свободный от него, свой рисунок. И так  по очереди, в течение всего времени, выделенного на рисование.

Посмотрите, что в итоге у вас получилось. Можно ли ваше рисование назвать единым цельным рисунком, или получилось что-то разрозненное и хаотичное?

Проанализируйте с партнером такие вопросы:

– Какие цвета преобладают на рисунке? О чем они говорят?

– О чем получилась ваша совместная картина?

– Кто вёл в рисунке,  задавая смысловую нагрузку?

– Кто кого корректировал  или дополнял  рисунок второго в процессе рисования?

– Стремились ли вы понять замысел партнера? Насколько это удавалось?

Поделитесь своими впечатлениями и вместе осмыслите, где в реальном взаимодействии вы ведёте себя подобным образом, как и в рисовании, и что вам следует в нем изменить.

Одномоментное рисование.  Перед  вами общий лист и общее задание – нарисовать настроение. Каждый из партнеров свободен в выборе необходимой ему территории для рисования. Каждый рисует своё настроение в течение 3 мин., по истечении которых партнеры меняются местами, затем продолжают рисунок партнера в течение  3 минут, и снова меняются местами.

Каждый из партнеров смотрит на свой рисунок и анализирует следующие вопросы:

– Нравится ли то, как продолжил рисунок партнер?

– Что хочется сделать: продолжить начатый рисунок или начать исправлять нарисованное партнером?

Затем партнеры снова продолжают рисование, через 3 минуты партнеры опять меняются местами, и так до тех пор, пока весь лист не будет зарисован.

После завершения рисования совместно с партнером анализируются и обсуждаются следующие вопросы:

–  Что в итоге у вас получилось?

– Видны или границы между рисунками и как они выражены?

– Нравится ли результат совместного рисования одного рисунка?

– Какие чувства, мысли вы в себе обнаруживали, когда возвращались к своему рисунку?

– Понятен ли был замысел партнера?

Далее вместе осмыслите ваше рисование, обсудите ваше реальное взаимодействие на примере рисуночного.

Техника «Карта цели». Цель: диагностика субъективного восприятия собственных стратегий целеполагания, выявление имеющейся стратегий целеполагания; определение эмоционального фона, которым сопровождается продвижение к цели; прояснение в сознании возможных вариантов оптимизации стратегии выбора цели и продвижения к ней с сохранением ресурса. Для выполнения техники понадобятся материалы: лист бумаги (А-4), цветные карандаши, простой карандаш, ручка.

Представьте, что вам предстоит удивительное путешествие по волшебной карте и приступайте к работе.

1. Обозначив контур, нарисуйте карту.

2. Заполните пока ещё пустую карту ландшафтом, то есть обозначьте горы, равнины, реки, водопады, ледники, ущелья, пустыни, леса, поляны, моря, океаны и т. д.

3. Флажком укажите цель, к которой вы стремитесь.

4. Пунктиром обозначьте маршрут, который имеет начало и конец.

5. Пропишите условные обозначения.

6. Сопоставьте их с эмоциями.

7. Обозначьте точку начала движения на вашем маршруте буквой Н.

8. Обозначьте, на каком этапе пути вы находитесь сейчас.

Анализ.

1. Характер маршрута говорит о том, как человек сам ставит себе преграды в жизни и как их преодолевает.

2. В какой ландшафт попал флажок цели: пустыню, водопад, вершину горы и пр.?

3. Скорее всего, если в своём маршруте вы проходите все ландшафты,  вы творческая личность, нет – вы исполнитель.

4. Вход и выход совпадают – человек приходит к тому, с чего начинал, но уже на уровень выше.

5. Интересно, какие эмоции вы испытывали, прежде чем достигнуть цели.

6. Вход внизу, выход вверху – человек идёт от практики к теории, и, соответственно, наоборот.

7. Вход слева, выход справа – человек доводит дело до конца, хотя очень тревожится вначале.

8. Вход справа, выход слева – развита интуиция, чувство нового.

Заключение. Напишите эссе: «Это путешествие мне подсказало, что...»?

Техника «Карта моего тела». Цель: выявление отношения человека к своему физическому облику; поиск ресурсов принятия своего тела;  научиться слушать и слышать внутреннее «Я»; повысить самооценку; осознать актуальные потребности собственного тела.

Материалы: обои, кисти, краски, цветные мелки, цветные карандаши, баночка для воды, простой карандаш, фотоаппарат.

Для выполнения этой техники вам потребуется партнер, который обведет контур вашего тела, отразив его на обоях, которые следует расположить на полу. Далее вам предстоит создать карту своего тела в полученном контуре, используя природные ландшафты. На карте могут располагаться океаны, реки, озёра, водопады, пустыни, леса, сады, поляны, равнины, ледники и т.д. После выполненной работы задайте себе следующие вопросы:

– Какие чувства у вас возникали, когда вы создавали образ?

– Как вы сейчас к нему относитесь?

– Как себя чувствует образ?

– О каком вашем внутреннем ресурсе он говорит?

– Какие части образа вам особенно приятны?

– Какое послание он несёт?

– Принимаете ли вы свой образ?

– Насколько искренним, в вашем восприятии, он получился?

– Думали ли вы о внешней привлекательности образа в момент создания?

– Как полученный образ соотносится с вашей жизнью?

– Что образ может рассказать о ваших взаимоотношениях с самим собой?

Возможная интерпретация:

– Чем больше человек использовал ландшафтов, тем больше ему знакомо и лучше освоено им собственное тело;

– Ноги – сила воли, мысли человека, внутренний стержень;

– Руки – сила конкретных действий, приоритет действий над словами;

– Горы – будущие перспективы; они же – пока ещё недоступные для человека части собственного тела, работа над которыми ему предстоит: вода, море, озеро, тихая река – интуитивный ресурс человека, который непосредственно связан с отдыхом;

– Водопад – интуитивно-чувственный ресурс человека, который подкрепляется и функционирует при публичной демонстрации этого элемента тела окружающим;

– Луга, поляны, зелень, цветы - энергетически самые богатые места, которые являются «мотором» человеческого тела, это – ресурсы, подаренные человеку природой;

– Пустыни – места, которые, по мнению человека, являются невостребованными, энергетически малоёмкими; это неисхоженная земля, где не хватает любви к своему телу, принятия его особенностей;

– Ледники – ресурсы, но очень потенциально далёкие; они могут быть

использованы человеком в будущем, а могут отражать его неуверенность или  нерешительность. Отсутствие эмоций говорит о «заледенении»;

– Леса – чем гуще лес, тем больше человек старается скрыть за его глубинами недовольство собственным телом, его отдельными элементами, стремится вытеснить эти негативные чувства в сферу бессознательного.

Техника «Автопортрет». Цель: выявление и коррекция индивидуальных особенностей человека, его отношения к себе, своей внешности; обретение или переоценка смысла жизни; выявление собственных нужд и внутренних конфликтов; выявление и осознание внутренних и внешних ресурсов.

Данная техника хорошо решает задачи выражения чувств, связанных с образом «Я» и отношением к себе; развития интереса к себе и повышение самооценки; организации внутреннего диалога со своим «Я»; принятия своего «Я»; формирования навыка внутренней рефлексии (честность с самим собой).

Материалы: Обратная сторона обоев или плотная  оберточная  бумага. Краски или восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.

Для выполнения этого упражнения также необходим партнер, который обведет контур вашего тела.

 При помощи скотча (или других более удобных вам средств)  повесьте бумагу на стену так, чтобы портрет оказался на одном уровне с вами, и приступайте к рисованию.

В процессе рисования обращайте внимание на чувства, которые вы испытываете; какую часть тела рисовать легко, а какую сложнее. После завершения работы, глядя в глаза своему изображению, обратитесь с посланием, пожеланием для самого себя. Важно обращаться к портрету на «ты» и говорить вслух. В этом диалоге следует быть максимально честным.

Ответьте на вопросы:

– Получили ли вы удовольствие от процесса?

– Какие чувства возникали во время рисования автопортрета?

– Как отношение и чувства к автопортрету связаны с отношением и чувствами к себе?

–Что рисовать было легко? Что сложнее?

– Как связано это с вашими убеждениями и взглядами относительно себя в реальной жизни?

Техника «Моя семья в образе цветов». Цель: выявление восприятия себя (своего ребенка или другого члена семьи) в своей семейной системе. Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию и помогают автору рисунка ее осознать.

Материалы: краски, кисти, баночка для воды, белый лист бумаги (А-3).

Нарисуйте свою семью в виде цветов (растений, не цветов радуги).

После создания рисунка ответьте на вопросы:

–Что вы создали?

– Какие чувства у вас возникали, когда вы изображали свою семью на рисунке?

– Есть ли на нем вы?

– Как себя чувствует ваш цветок?

– Какие чувства вызывает у вас рисунок?

– В каких частях тела у вас появились ощущения, вызванные рисунком?

 – Какие члены семьи здесь изображены?

– Какие чувства они испытывают?

– Взаимодействуют ли цветы?

– Есть ли члены семьи, проживающие с вами, но отсутствующие на рисунке?

– Какую ситуацию из вашей семейной жизни иллюстрирует этот рисунок?

– Что вы способны изменить?

Диагностические рекомендации.

• Отдаленно расположенные цветы, отсутствие кого-то из членов семьи указывают на слабые эмоциональные связи, сложности и напряженность во взаимоотношениях клиента с этими людьми.

• «Увядание» цветов – изображение физического неблагополучия или преклонного возраста человека.

• Если цветы помещены в цветочный горшок, вазу или растут на клумбе, важно прояснить, кто ухаживает за этими цветами, от кого они получают заботу?

• Если некоторые цветы размещены на близком расстоянии или растут из одного стебля, важно уточнить, что для автора рисунка означает слишком близкое их расположение.

• Наличие цветов разной высоты также может стать предметом для анализа.

• Присутствие в рисунке похожих цветов, а также одинакового цвета может говорить об эмоциональной близости этих людей, их сходстве с позиции клиента.

• В норме рисунок обычно располагается в центре листа и занимает практически всё свободное пространство.

Техника «Моя жизнь как…». Цель: углубление осознания своего жизненного пути, актуального психологического состояния. Материалы: листы бумаги (А4), краски, карандаши.

Алгоритм работы. Сделайте на отдельных листах серию рисунков (в любой последовательности):

– Моя жизнь, как дорога.

– Моя жизнь, как вода.

– Моя жизнь, как гора.

– Моя жизнь, как еда.

– Моя жизнь, как огонь.

– Моя жизнь, как игра.

Что чувствуете, когда смотрите на свои рисунки? Как эти чувства откликаются в теле? Опишите, что такое для вас символ дороги? (воды, горы, еды, огня, игры). Как вы можете объяснить для себя, что происходит в вашей жизни, судя по рисункам? Хочется ли что-либо изменить в рисунке?

psy-practice.com


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031