Все что дорого и значимо для человека


Олимпиада по обществознанию, (школьный этап), 6 класс

Олимпиады Обществознание 6 класс

2010 – 2011

Олимпиада по обществознанию

(школьный этап)

6 класс

Ф. И.О. учащегося (полностью)___________________________________________________

Школа ______________________ Класс 6 ____ Дата « » октября 2009 г.

Ф. И.О. учителя ________________________________________Оценка (макс. 28 б.) ______

1. Решите кроссворд. В выделенных клетках (по вертикали) получится ключевое слово.  Запишите его определение.

1

О

Б

Ы

Ч

А

Й

2

Ц

Е

Н

Н

О

С

Т

И

3

К

У

Л

Ь

Т

У

Р

А

4

К

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

5

Э

В

О

Л

Ю

Ц

И

Я

6

Р

Е

Ч

Ь

7

З

А

К

О

Н

По горизонтали:

1. Правило поведения, передававшееся из поколения в поколение и ставшее обычным.

2. Все то, что дорого и значимо для человека.

3. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также их результаты.

4. Столкновение мнений, чувств.

5. Медленное, постепенное развитие чего-либо.

6. Важнейшее средство общения.

7.Обязательное для всех правило, установленное

государством.

Ключевое слово - ЧЕЛОВЕК

 

2. Определите обществоведческий термин.

2.1. Набор ценностей и представлений, регулирующих поведение человека – СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

2.2. Совокупность всех законов, существующих в государстве – ПРАВО.

3. Проанализируйте отрывки из священных книг мировых религий и

запишите название общего для всех людей правила поведения.

1)  Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

(В священной книге христиан – Библии)

2)  Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе.

(В священном сборнике мусульман – Сунне)

3)  Не причиняйте другим того, что самим кажется больно.

(В одной из священных книг буддистов – Удана – Варга)

Ответ – МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ

4. Перед вами два стихотворения. Впишите пропущенные в тексте  слова. Какая мысль объединяет эти произведения?

1) Твори ДОБРО, чтобы любя,

оно тебя нашло.

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.

(Низами)

2)  Без ЗЛА смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь - это море из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви.

(Рудаки)

Общая мысль – ДОБРО И ЗЛО - ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (КАТЕГОРИИ) ЭТИКИ (МОРАЛИ, НРАВСТВЕННОСТИ)

   5. Установите соответствие между примерами явлений природы и

достижений культуры. Ответ (соответствующие номера) запишите в таблицу.

1.

земледелие

2.

колокольный звон

3.

цветочная поляна

4.

вишневый сад

5.

осенняя пора

культура

природа

1, 2

3, 4,5

6.  Установите, что является общим и в чем различия между законами и обычаями. Ответ запишите в таблицу.

Общее (1)

И то, и другое – социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе.

Различия (3)

обычай

закон

1) Традиционно установившийся порядок поведения.

1) Установленные государством (компетентными государственными органами) общеобязательные правила

2) Одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Передаются из поколения в поколение

2) Охраняются принудительной силой государства. Зафиксированы в специальных издаваемых актах (юридических документах).

3) К нарушителям применяются неформальные санкции –неодобрение, изоляция, порицание.

3) Официальные санкции к нарушителям. За нарушение закона осуждение не только от общества, но и от государственных органов – наказание.

Подпишитесь на рассылку:

Поиск

Вики

Архив

Мир

Дети

Наука

Бизнес

Рабочие программы

Культура

Общество

Школа

pandia.ru

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 6 кл.,2010г

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 6 кл.,2010г. Олимпиада по обществознанию

(школьный этап)

6 класс

Ф.И.О. учащегося (полностью)___________________________________________________Школа ______________________ Класс 6 ____ Дата « » октября 2010 г.Ф.И.О. учителя ________________________________________Оценка (макс. 28 б.) ______

1. Решите кроссворд. В выделенных клетках (по вертикали) получится ключевое слово.     Запишите его определение.

По горизонтали: 1. Правило поведения, передававшееся из поколения в поколение и ставшее обычным.2. Все то, что дорого и значимо для человека. 3. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также их результаты.4. Столкновение мнений, чувств.5. Медленное, постепенное развитие чего-либо.6. Важнейшее средство общения.7.Обязательное для всех правило, установленное государством.Ключевое слово -___________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите обществоведческий термин.

2.1. Набор ценностей и представлений, регулирующих поведение человека – __________.2.2. Совокупность всех законов, существующих в государстве – _____________________.

^

запишите название общего для всех людей правила поведения.

  1. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
(В священной книге христиан – Библии)
  1. Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе.
(В священном сборнике мусульман – Сунне)
  1. Не причиняйте другим того, что самим кажется больно.
(В одной из священных книг буддистов – Удана – Варга)Ответ - _______________________________________________________________

4. Перед вами два стихотворения. Впишите пропущенные в тексте     слова. Какая мысль объединяет эти произведения?

1) Твори ________________, чтобы любя, оно тебя нашло.Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.

(Низами)

  1. Без ___________ смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.Жизнь - это море из благих деяний.Построй корабль и по волнам плыви.

(Рудаки)

Общая мысль -_________________________________________________________

___________________________________________________________________

           5. Установите соответствие между примерами явлений природы и

достижений культуры. Ответ (соответствующие номера) запишите в таблицу.

1. земледелие
2. колокольный звон
3. цветочная поляна
4. вишневый сад
5. осенняя пора
  
  1. Установите, что является общим и в чем различия между законами и обычаями. Ответ запишите в таблицу.

^

по обществознанию (школьный этап)

6 класс

№ задания Тип задания Критерии оценивания Максимальное количество баллов
1 Кроссворд По 1 баллу за каждое верно указанное слово. 8
2 Определение обществоведческого термина на основе предложенной формулировки. По 2 балла за каждый верный ответ. 4
3 Анализ источника по предложенным вопросам За полный правильный ответ. 3
4 Заполнение пропусков в двух текстах с заданием. За каждое верно подобранное слово в тексте – 1 балл.Указана общая идея поэтических отрывков – 2 балла. 4
5 Установление соответствия по предложенным линиям. По 1 баллу за каждое верное соотнесение. 5
6 Работа с терминами (общее и различия в понятиях). Верно указано общее – 1 балл.Верно найдены различия:одно – 1 баллдва – 2 баллатри – 3 балла 4
Итого: 28
Олимпиада по обществознанию

(школьный этап)

6 класс

Ответы

^

1

О

Б

Ы

Ч

А

Й

2

Ц

Е

Н

Н

О

С

Т

И

3

К

У

Л

Ь

Т

У

Р

А

4

К

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

5

Э

В

О

Л

Ю

Ц

И

Я

6

Р

Е

Ч

Ь

7

З

А

К

О

Н

По горизонтали: 1. Правило поведения, передававшееся из поколения в поколение и ставшее обычным.2. Все то, что дорого и значимо для человека. 3. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также их результаты.4. Столкновение мнений, чувств.5. Медленное, постепенное развитие чего-либо.6. Важнейшее средство общения.7.Обязательное для всех правило, установленное государством.

Ключевое слово - ЧЕЛОВЕК

2. Определите обществоведческий термин.

2.1. Набор ценностей и представлений, регулирующих поведение человека – СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

2.2. Совокупность всех законов, существующих в государстве – ПРАВО.

^

запишите название общего для всех людей правила поведения.

  1. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
(В священной книге христиан – Библии)
  1. Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе.
(В священном сборнике мусульман – Сунне)
  1. Не причиняйте другим того, что самим кажется больно.
(В одной из священных книг буддистов – Удана – Варга)

Ответ – МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ

4. Перед вами два стихотворения. Впишите пропущенные в тексте     слова. Какая мысль объединяет эти произведения?1) Твори ДОБРО, чтобы любя, оно тебя нашло.Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.

(Низами)

  1. Без ЗЛА смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.Жизнь - это море из благих деяний.Построй корабль и по волнам плыви.

(Рудаки)

Общая мысль – ДОБРО И ЗЛО - ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (КАТЕГОРИИ) ЭТИКИ (МОРАЛИ, НРАВСТВЕННОСТИ)

            5. Установите соответствие между примерами явлений природы и

достижений культуры. Ответ (соответствующие номера) запишите в таблицу.

1. земледелие
2. колокольный звон
3. цветочная поляна
4. вишневый сад
5. осенняя пора
культура природа
1, 2 3, 4,5
  
  1. Установите, что является общим и в чем различия между законами и обычаями. Ответ запишите в таблицу.
Общее (1)
^
Различия (3)
обычай закон
1) Традиционно установившийся порядок поведения. 1) Установленные государством (компетентными государственными органами) общеобязательные правила
^ 2) Охраняются принудительной силой государства. Зафиксированы в специальных издаваемых актах (юридических документах).
3) К нарушителям применяются неформальные санкции –неодобрение, изоляция, порицание. 3) Официальные санкции к нарушителям. За нарушение закона осуждение не только от общества, но и от государственных органов – наказание.

shkolnie.ru

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!! В самом общем определении ценность – это всё, что значимо для - Школьные Знания.com

1. Из текста: «ценность – это всё, что значимо для человека и, следовательно, как бы «очеловечивается». Виды: природные, культурные: материальные и духовные.

2. Из текста: «И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество.» То есть книги – духовная культура, а мода – материальная, потому она, по мнению автора, скоротечна, циклична, меняется.  

3.  

- что есть ценность и какой она бывает

- элементы материальной культуры

- духовная культура как источник развития человека

- духовные ценности как духовная потребность

4. «Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процессы их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека.» - культивирование человека происходит согласно развитию всего, что его окружает. Другой вид – духовная культура – способствует развитию не материального, а духовного мира.  

5. Три процесса: «создания, распределения и потребления». 1) Создание необходимых условий для существования, 2) их цена распределяется – кто-то может позволить себе виллу, а кто-то может позволить себе садовую тачку, 3) непосредственное потребление – приобретение и удовлетворение потребности.

6. «Жизнь человека – это его духовное существование. Так как человека отличает от других живых существ его разум (сознание), духовный мир, то определяющей сферой культуры становится духовная культура.» Да, согласна, потому что 1) развитие человечества происходит только по воле духовных потребностей, по воле мыслей и идей 2) разум человека является определяющим даже для материальной культуры

znanija.com

Почему бедные люди покупают дорогие вещи?

Источник фото: unsplash.com

В некоторой степени это закономерность – чем меньше у людей достаток – тем больше тяга к дорогому. Почему так, чем это обусловлено?

Дорого – значит качественно

Источник фото: unsplash.com

Подавляющее большинство людей считают, что только дорогие вещи могут быть качественными. Причем о самом качестве знают лишь понаслышке: чаще просто платят за бренд.

Обойдемся без конкретных примеров, но многие разрекламированные «продукты» лишь на начальных этапах отличались безупречным качеством, сегодня они могут уступать во многом их недорогим аналогам.

Но люди продолжают отдавать баснословные деньги за брендированную продукцию.

Дорого – значит «круто»

Источник фото: unsplash.com

Оценивать друг друга по достатку – не самый лучший способ, однако для большинства он как раз и является основным. Именно этим обусловлена тяга людей, обладающих скромным достатком, жить «дорого-богато».

Согласитесь, но абсолютно всем хочется, чтобы на него смотрели как на «Победителя по жизни», а не на лузера.

Принцип прост: есть у тебя дорогая вещь, хорошая машина и квартира в центре – значит ты успешный. А кому не хочется быть успешным? Увы, но вся подобная роскошь, это чаще всего – приобретения в кредит.

Человек сознательно «залазит» в долги, чтобы выглядеть успешно, ибо с его заработками на подобные вещи он заработает и накопит еще не скоро.

Почему бы не взять попроще, в таком случае? А не престижно же.

Финансовая безграмотность

Источник фото: unsplash.com

Как только у людей появляются деньги, которых раньше не было: хочется, чтобы все было как «у людей». Как у всех, то есть. Иногда это стремление сравняться с остальным обществом и быть не хуже, заводит людей в такие финансовые дебри, что положение становится еще более удручающим, чем было «до».

Показной достаток, желание утвердиться за счет вещей – это удел людей с низкой самооценкой. Именно из-за своих особенностей восприятия мира, бедные люди сами все больше загоняют себя в кабалу.

Конечно, под одну гребенку всех равнять нельзя, но чаще все именно так. Вместо выгодных вложений: потребительство, вместо умножения капитала – растраты.

Как измениться?

Источник фото: unsplash.com

Первый путь к финансовому благополучию – это понимание того, что быть успешным, быть уважаемым – можно и без дорогого телефона в кармане, и в старых джинсах.

Например, образованность, доброта, порядочность – делают человека в глазах окружающих куда лучше, чем материальные блага.

🔴 Нравится канал? Не забудьте: лайк, подписка, поделиться в соц. сетях

zen.yandex.ru

9 вещей, которые можно узнать о человеке, лишь посмотрев на его автомобиль

  • Как выглядит самая недооцененная архитектура мира — африканская

  • Опытный эндокринолог ответила на вопросы о гормонах и рассказала о бесполезных анализах

  • 16 случаев, когда неловкая правда о людях в соцсети перевернула их жизнь вверх дном

  • 24 фото, которыми можно обращать людей в кошатников

  • Россиянка переехала в Израиль и с юмором рассказывает о настоящей еврейской жизни

  • 18 секретов создания мультфильма «Тайна третьей планеты» (Мы знаем, почему Алиса не похожа на отца)

  • Пользователи интернета поделились тем, что их раздражает в современных фильмах

  • Я проехала 55 стран и хочу рассказать, как не влипнуть в неприятности, в которых побывала сама

  • Как выглядели 20+ российских актеров в своем первом фильме и сейчас

  • Как выглядят жены популярных отечественных телеведущих

  • Пользователи сети поделились «оригинальными» шуточками про их работу, которые они слышат ежедневно

  • 25+ человек, которые надолго запомнят этот рабочий день

  • 15 безумных историй о том, что работники сферы обслуживания и их клиенты стоят друг друга на 100 %

  • 11 обычных вещей, скрытые возможности которых большинство не использует. А зря

  • 17 отважных комментаторов, которые заткнут за пояс любого грубияна в сети

  • Люди рассказали, от каких штампов Голливуду стоило бы избавиться уже давным-давно

www.adme.ru

Ценности – это то, что дорого для человека, что имеет для него значение. Это значимые для человека объекты (материальные и идеальные)

Материальный или духовный объект имеет ценность, если человек видит в нем средетво удовлетворения каких-либо своик желаний и потребностей. Человеческие представления о том, что собою представляют ценности, называются ценностными представлениями. К ним относятся, например,представления о таких ценностях, как добро, красота, комфорт и т. д. Создавая в своем воображении мысленные образы объектов, в максимальной степени удовлетворяющих их желания и потребности, люди формируют идеалы - образцы, эталоны ценности. Содержание идеалов обычно рисуется человеку не слишком отчетливо и зачастую даже как следует нe осознается. Но тем нe менее в сравнении с существующими лишь в воображения и не всегда ясно осознаваемыми идеалами люди оценивают ценность реально существующих материальных и духовных благ.

Вечным упованием человека было полное насыщение и исчерпывающее удовлетворение всех его нужд.

Ценность – это не природное свойство предмета, события или явления. В ценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению, отношение, в котором проявляется признание этого как чего-то важного, значимого для человека.

Ценность определяется нe столько свойствами объекта, сколько свойствами человека – его отношением к объекту.

Свойства объекта тут, несомненно, приходится учитывать, но решающее значение имеют нe они сами пo себе, а сложившиеся в культуре представления о них и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои потребности. Таким образом, в ценности чего-то или кого-то для человека отражается его отношение к чему-то или кому-то. В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на свои ценности.

Важнейшие для человека ценности определяют его «систему координат» – систему ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации представляют собой одну из важнейших потребностей человека.

Виды ценностей

Мир ценностей сложен и трудноописуем. Ценности разнообразны и неоднородны. Среди них можно выделить финальные, инструментальные и производные ценности.

Финальные ценности - это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они являются конечными целями человеческих устремлений.

Это самоценности, т. е. такие ценности, которые ценны сами по себе,а не потому, что служат средством достижения каких-либо иных целей. Стремление к ним не нуждается в каких обоснованиях – наоборот, стремление к другим ценностям обосновывается тем, что последние позволяют приблизиться к финальным ценностям.

 Финальные ценности – это, например, человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь, дружба, честь и достоинство личности, законность, гуманизм.

Счастье, справедливость, честь, необходимы людям нe ради peшeния каких-то других задач, а ради самих себя. Эти ценности и нужны лишь для того, чтобы была возможность иметь их  в большей степени. А наличие их открывает пути к множеству других ценностей. Люди способны использовать финальные ценности в качестве фундамента для действий, ведущих к разного рода жизненным успехам, но тяга к финальным ценностям обусловлена не расчетом на достижение другиx благ, а тем что без них нет вообще возможности жить достойной человека жизнью.

Инструментальные ценности – это средства и условия, необходимые, в конечном счете, для достижения и сохранения финальных ценностей.

Красивые безделушки, модная одежда могут иметь инструментальную ценность как средства позволяющие наслаждаться красотой; занятия спортом могут быть инструментальной ценностью как условие достижения финальной ценности – здоровья; продвижение по службе может рассматриваться человеком в качестве инструментальной ценности при движении к ценности финальной – реализация своих личностных возможностей или творческих замыслов.

Производные ценности – это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних.

Подарок – производная ценность, знак любви, дружбы, уважения. Медаль или грамота – символ заслуг, которыми человек гордится, Старая вещь, фотография, записка – напоминание о дорогих душе переживаниях.

Ценности во многих случаях оказываются несовместимыми друг с другом. Человек нередко вынужден ради одних ценностей жертвовать другими. Например: общение в кругу семьи – общение с друзьями; образование – отдых; жизнь – честь.

Дворянин предпочитал погибнуть на дуэли, чем стерпеть оскорбление чести.

У каждого человека образуется более или менее упорядоченная иерархическая структура ценностных ориентаций, ценностных представлений, с помощью которой он определяет, какие из ценностей являются для него более, а какие менее значимыми, и соответственно строит свое поведение, суждения, организует свою жизнедеятельность.

В этой структуре на вершине иерархии находятся финальные ценности, на более низких уровнях – инструментальные и производные ценности.

Page 2

Так, для пушкииского Скупого рыцаря деньги бьли финальиой ценностью, а его сын рассматривал их лишь как инструментальную ценность - финальной он считал чувственные наслаждения, которые становятся доступнымн благодаря деньгам.

Ha вершине иерархии ценностных ориентаций может быть эгоистический интерес, а может быть и альтруистческое стремление жертвовать всем ради блага друrих людей. Личность может ставить во главу угла индивидуальную свободу, не считаясь ни с какими коллективными мнениями, или, наоборот, ориентироваться нa конформистское следование этим мнениям, или жe стремиться гармонически сочетать свои индивидуальные интересы с коллективными.

Можно заметить определенную разницу между мужским и женским типами структуры ценностных ориентаций. Женщины, как правило, более концентрированы нa ценностях домашнего очага, семейного мира, здоровья и благополучия детей, собственного имиджа (мода, макияж, украшения). Исследования показывают, что определенные изменения происходят в системе ценностных ориентаций и в зависимости от возраста человека.

       Одной из самых главных проблем пожилого человека (если не считать тяжелые болезни, нищету, инвалидность, потерю близких, бесприютность) является драма невостребованности, ощущение или опасение своей ненужности. Соответственно, социальные службы должны стремиться находить вохможным смягчить ситуацию и помочь пожилому человеку преодолеть, смягчить драму невостребованности путем включения в общественно-полезную деятельность.

У человека высокой культуры финальными являются духовные ценности. Они имеют приоритет не только над материальными, но и всеми другими ценностями.

Существуют и другие способы систематизации ценностей. несомненный интерес представляют работы Г. Риккета, Г. Мюнстерберга, Б. Ерасова, Г. Выжлецова и др.

Согласно теории американского ученого Г. Оллпорта в зависимости от ценностной парадигмы можно выделить шесть типов личностей:

– теоретическая (высшую ценность видит в истине);

– экономическая (выше всего ценит пользу, выгоду);

– эстетическая (к высшим ценностям относит красоту, форму, гармонию);

– социальная (наивысшей ценностью считает любовь людей);

– политическая (на вершину иерархии ценностных ориентаций ставит власть);

– религиозная (придает особо важное значение постижению единства мира и поиску смысла своего существования в нем).[1]

Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества

Ценностные представления и идеалы могут быть очень разнообразными они складываются по-разному в различных культурах и изменяются в ходе исторической эволюции.

Свои комплексы ценностей образуются у разных народов, поколений, возрастов, социальных групп, профессий, семей и, наконец, у каждого отдельного человека.

Чтобы быть объективным, беспристрастным, человек должен выйти за рамки личных, индивидуальных ценностных представлений и не судить исключительно по принципу «мне нравится – мне не нравится». При этом нужно отдавать отчет в том, что полностью освободиться от ценностей и идеалов, которые сложились в культуре его эпохи, его народа, его социальной среды, невозможно.

Можно выделить два уровня, на которых в культуре функционируют ценностные парадигмы: уровень обыденного сознания и уровень идеологической мысли.

Обыденное сознание занято вопросами повседневной жизни людей, житейских «малых дел»: ежедневного быта, покупок вещей и продуктов, труда и отдыха, будней и праздников, общения с друзьями, родственниками.

Ценностные парадигмы повседневной жизни начинают формироваться с детства: любовь матери, отношения с близкими людьми, домашний уют, защищенность и т.д. Культура повседневности тяготеет к выдвижению на первый план вещественно-материальной оболочки ценностей, подмене ценностей их вещественными носителями.

Над человеком, полностью погруженным в повседневность, нависает угроза стать покорным рабом обстоятельств, чем-то вроде машины для жизнеобеспечения себя и своей семьи. Жизнь такого человека течет как бы помимо его воли. Он плывет по течению, не зная, что впереди, и чувствует себя игрушкой в руках неведомых сил, определяющих его судьбу. Это подавляет его личность, делая его похожим на автомат, механически выполняющий заданные ему операции.

Спасение от обыденности достигается тогда, когда жизнь человека обретает смысл. Способность придать своей жизни смысл не заложена в человеке природой. Она дается культурой. Культура задает человеку «поле» смысложизненных (экзистециональных) ценностей, в котором он имеет возможность найти смысл своей жизни.

Идеология – это система идей, на основе которых строится объяснение социальной действительности, оценка событий политической, экономической, культурной жизни общества.

В идеологических суждениях в конечном счете находят выражение взгляды, обусловленные ценностями и идеалами, которые являются типичными для больших социальных групп, сообществ, классов, народов. Идеология так или иначе выражает интересы определенных социальных групп.

Система ценностных ориентаций определяет направленность личности, составляет основу взаимоотношения с людьми и социумом в целом. Проведенные исследования показали, что наиболее актуальными ценностями для лиц без определенного места жительства являются: «нормальная жизнь», «создание семьи». Благополучия хотели бы 15%, нe знают, что является для них ценным в настоящий момент, - 13%. Быть состоятельными хотели бы 6%. Анализ ценностей,при реализации которых человек был бы счастлив, показал, что для 29% опрошенных такой ценностью является семья.

Таким образом, основными ценностями для лиц БОМЖ являются долговременные (ценности- цели), те, к которым следует стремиться как к конечной цели индивидуального существования. Среди них наиболее значимыми являются: нормальная жизнь, семейная жизнь, любовь, уверенность в себе, самостоятельность, богатство. Ценности, необходимые для успешного развития человека (ценности-средства: исполнительность, ответственность, аккуратность) в любой ситуации у лиц БОМЖ практически отсутствуют или неявно или неявно выражены. Это значит, что ценности, актуальные для развития «здесь и сейчас», не востребованы в настоящем, что нe способствует адаптации. Сама иерархия ценностей слабо развита.

 Следовательно, у лиц без определенного места жительства можно констатировать обеднение ценностной сферы, своеобразный ценностный вакуум.

Идеология, так или иначе выражая интересы определенных социальных групп, не может быть беспристрастной.

Ценностные парадигмы идеологии носят обобщенный характер и охватывают прежде всего типичные для тех или иных социальных групп представления о том, как должно быть устроено «хорошее» общество.

Проекты идеального устройства общества разрабатывались многими мыслителями, начиная еще с Платона. Он, кстати, считал, в духе своего времени, необходимым социальное неравенство людей.

Из истории известно, что участники народных восстаний большей частью оставались в плену господствующей в общественном сознании идеологии. Например, сподвижники Разина и Пугачева не помышляли об изменении общественного строя, они желали лишь «хорошего царя».

Государственная идеология, как правило, провозглашает приоритет общественных, национальных, общегосударственных интересов над личными, семейными, групповыми. Внедрение идеологических ценностей в обыденное сознание и подчинение частных житейских интересов человека общенациональным, государственным целям – это, несомненно, один из путей, который выводит личность за узкие рамки повседневного бытия и отрывает широкие возможности выбора форм общественно-полезной деятельности и обретения в ней смысла жизни. Однако ценности вообще и социально-политические ценности в частности нельзя навязать человеку силой. «В них нельзя войти, как в новую квартиру, надеть, как новый костюм, употребить, как хлеб и воду. К ценностям невозможно просто приобщиться, их нужно сотворить самостоятельно...».[2]

Ценности и идеалы выступают как цели, на достижение которых направлена деятельность человека. Для организации этой деятельности существуют определенные средства. И в этом случае мы также можем говорить о ценностях, ценностях средствах (например, исполнительность, ответственность, аккуратность и обман, подкуп, насилие, перекладывание ответственности на других).

Человек может рассматривать в качестве ценностей и сами способы деятельности – правила, принципы, способы поведения. Для медиков «клятва Гиппократа», принцип «не навреди» становятся не просто способом действий, не просто нормой их профессиональной деятельности, но также и ценностью, символом врачебной этики. Верующие относятся как к величайшим ценностям к ритуалам, установленным религией, – проведению богослужений, поклонению церковным святыням, выполнению обрядов.

Русские старообрядцы уходили с насиженных мест в ссылку, шли на смерть, самосожжение, не желаю отказаться от «двуперстия» (обычая креститься двумя пальцами) и некоторых других ритуальных действий, которые они считали нормами «истинного» православия.

Таким образом, ценности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения.

studopedia.net


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031