Какие бывают спас


Спас ореховый — последний спас в августе 2019 года

Три Спаса приходят к православным в августе. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа — Спасами.

14 августа празднуют Первый Спас — Медовый. По древним преданиям, в этот день пчелы перестают носить мед, а пчеловоды начинают выламывать соты.

И именно в этот день, предварительно освятив в церкви, начинали есть мёд. Все дети собирались возле церкви или на пасеке, чтобы полакомиться медком. Отказывать в этот день было нельзя, поэтому щедро наливали мёд в чашки или в закрученные листья. Поэтому можно услышать и такую поговорку: «Первый Спас — лакомка». Яблочный спас, который отмечается 19 августа, по церковным канонам называется Преображение Господне, а последний, третий Спас, который называют нерукотворным, отмечается Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Яблочный Спас – название праздника Преображения Господня в украинской народной традиции. Когда-то наши предки ждали до Второго Спаса, и только в этот день ранним утром начинали собирать яблоки или покупали их. Потом святили их в церкви, после чего устраивали ”пир горой”. Помимо яблок, 19 августа освящают груши, сливы и виноград, а также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде. На праздник готовят постные блюда – яблочные пироги, компоты, варенья и, конечно же, яблоки, запеченные с медом и пряностями, груши в сиропе и т.п. Допускается и рыба.

Третий Спас – Ореховый, Хлебный – Перенесение Нерукотворного образа Господня. Церковь установила этот праздник в честь перенесения в Константинополь из Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Что означает слово «Спас» в названии праздника?

Спас — сокращенная форма от слова Спаситель — Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас (перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь).

Ореховый спас, история праздника, традиции, обычаи

К 29 августа окончательно поспевали лесные орехи, которые существовали еще и до христианизации Руси. Наши предки собирали орехи и устраивали гуляния с особенными ритуалами – такими, как загадывания желаний, гадания. Они старались собрать как можно больше орехов – считалось, что от их количества зависит количество радости в семье. Православная церковь 29 августа празднует перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя — куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа (это произошло в 944 году). Сегодня эта ткань известна как Священная плащаница. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают».

Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

Традиции и обычаи

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас — хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки — считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Тем не менее кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались — пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным —Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того, чтобы следующий год был радостным и тучным.

В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Хозяйки в этот день также занимались заготовкой лечебной ореховой настойки. Для этого использовали перепонки грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.

Такая ореховая настойка в холодную зиму была первоочередным средством лечения простуды — ее добавляли в горячий чай.

Хлебный Спас называют и Ореховым

С этого дня можно заготавливать лещину в лесах. Замечено, что к этому дню орехи уже созревают. Если орехов много, хлеба мало. И наоборот: в хлебородный год в лесах мало орехов. Крестьяне говорят, что и то, и другое в один год вместе не рождается. И два года подряд не бывает урожая на орехи.

С этого дня лето считается завершенным. Третий Спас не празднуют широко: некогда. Это рубеж, у которого нужно закончить полевые работы до того, как придут дожди.

pronedra.ru

Спасы в 2017 году: Медовый, Яблочный, Ореховый

В последнем месяце лета проходят сразу три особенно почитаемых и любимых в народе праздника. Традиции августовских Спасов зародились еще в глубокой древности и соблюдаются ежегодно.

Три летних Спаса изначально были посвящены сбору урожая, а после принятия христианства были приурочены к церковным торжествам. Поэтому каждый Спас — Медовый, Яблочный и Ореховый — соответствует одному из православных праздников, призванных восславить Спасителя, чем и объясняется происхождение названия. Череда Спасов совместила в себе христианские и народные обычаи, которые за несколько веков переплелись и стали неотделимы друг от друга. Древние традиции почитаются и по сей день.

Медовый Спас в 2017 году

Медовый Спас каждый год празднуется в один и тот же день — 14 августа. Церковь в эту дату отмечает Происхождение честных древ Животворящего Креста. Слово «происхождение» в данном случае имеет непривычный смысл — оно означает «исход», «вынос». Дело в том, что праздник зародился в Константинополе несколько веков назад и был посвящен выносу из царской сокровищницы частицы креста, на котором распяли Спасителя. В то время бушевали эпидемии тяжелых болезней, и верующие, уповая на Божественную помощь, прикладывались к Кресту. И в наши дни кульминацией церковной службы является вынос Креста в центр храма, дабы каждый верующий мог прикоснуться к святыне. Также этот день является началом Успенского поста.

В народном календаре этот праздник посвящен сбору меда. Считается, что именно в это время соты максимально наполняются. Собранное лакомство непременно освящают в церкви, а хозяйки в праздничный день стараются приготовить как можно больше блюд с содержанием меда. Не забывают и про мак: в некоторых местностях Медовый Спас именуют Маковеем, потому что созревает мак именно к этому дню, а также 14 августа празднуется день памяти святых мучеников Маккавеев, имя которых в народном сознании отождествилось с названием растения.

Яблочный Спас в 2017 году

Второй августовский Спас выпадает на 19 августа. Верующие в этот день отмечают Преображение Господне — большой христианский праздник, посвященный воспоминанию явления божественной сущности Спасителя. Согласно евангельской истории, во время молитвы вместе с учениками Христос озарился неземным светом, а с Небес раздался глас Господа, возвестивший, что это Сын Его.

На Яблочный Спас начинали прощаться с летом и готовиться к осени. До этого момента обычно не вкушали яблок: это считалось плохой приметой, да и плоды обладали далеко не теми вкусовыми свойствами, которые обретали к 19 августа. В этот день принято было освящать яблоки и все, что даровала земля, в церкви.

По традиции в этот день готовили постные блюда из яблок, начинали делать заготовки на зиму. Юные девушки в праздник проводили небольшой обряд — просили у яблони красоты, румянца и долгой молодости.

Ореховый Спас в 2017 году

Ореховый Спас отмечается 29 августа, на следующий день после праздника Успения Богородицы. Третий Спас знаменует окончательный переход от лета к осени: в это время завершались августовские полевые работы и засеивали озимые культуры. 29 августа впервые выпекали хлеб из нового урожая зерна, потому праздник также называют «Хлебным Спасом». К этому времени окончательно вызревали лесные орехи, которые в этот день собирали и освящали во время церковной службы. По погоде гадали, какой будет осень, поэтому родилось множество примет и традиций Орехового Спаса.

Заглянув в церковный календарь на 2017 год, вы не пропустите даты важных торжеств. Пусть удача сопровождает вас во всех делах. Мы желаем вам радостных праздников, и не забывайте нажимать на кнопки и 

У последнего, Третьего Спаса в народной памяти сохранилось множество названий. Узнайте, откуда они произошли, с ...

Последний месяц лета богат на народные праздники. В августе православные отмечают сразу три Спаса, последний из которых называется ...

Ореховый Спас — православный праздник, завершающий двухнедельный Успенский пост. В этот день наши предки проводили ...

Яблочный Спас связан с огромным количеством примет, обрядов и обычаев. Церковные и народные традиции этого ...

dailyhoro.ru

Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: традиции и обычаи сладких праздников

День Преображения Господня (Яблочный Спас). На снимке: прихожанки у корзинок с яблоками в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево / Источник: Изображение: Фролов Михаил / Архив «КП»

В августе отмечаются три важных для христиан праздника, с которыми связаны определенные ритуалы и приметы

В этом месяце отмечают целых три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Все эти праздники берут начало из язычества, но они настолько тесно сплелись с христианством, что широко отмечаются и Православной церковью.

Свое название праздник приобрел, будучи привязан к одному из имен Иисуса Христа – Спаситель, Спас. Празднуют эти три праздника в одни и те же дни: 14, 19 и 29 августа. У каждого свое название, свои обряды и обычаи празднования.

Первый Спас – Медовый, 14 августа

С этого дня разрешается есть овощи с огородов. А еще, конечно же, мед, но после того, как его освятят. Медовый Спас – праздник пасечников. Пчелы уже заполнили соты, и можно приступать к заготовке меда на зиму: по поверью, освященный и заготовленный после этого Спаса мед не забродит.

Москва. Ярмарка меда в Царицыно. Источник: Волосевич Марина / Архив «КП»

Церковные служащие освящают водоемы, в этот день копают новые колодцы, осушают и очищают старые. В освященной воде купаются и окатывают ею скот, чтобы оградить от болезней и смыть всякую прицепившуюся дрянь вроде сглаза.

Это последний день, когда можно купаться в открытой воде: после Мокрого Спаса вода зацветает и становится холодной.

Большой Садовый пруд. На снимке: девочка купает собаку. Источник: Гусева Евгения / Архив «КП»

Медовый Спас еще называют Маковеем

В церкви в этот день поминают семью Маккавей, принявшую смерть в 166 году до нашей эры.  Но народ ассоциировал их имя с маком, который вызревает как раз к этому дню. Поэтому традиционным блюдом первого Спаса помимо меда является выпечка с медово-маковой начинкой.

Выпечка с маковой начинкой. Источник: Фролов Михаил / Архив «КП»

Второй Спас – Яблочный, 19 августа

Со дня Яблочного Спаса после освящения яблок в церкви можно есть и заготавливать их на зиму. Этот день считался последним днем лета, поворотом года к осени. В этот день пекут пироги с начинкой из лесных ягод, грибов и, конечно же, яблок.

19 августа девушки, присмотревшие себе жениха, съедая первое в году яблоко, произносили так называемые причеты, направленные на то, чтобы жених никуда не делся.

Николай Бодаревский, «Яблочный Спас в Малороссии». Источник: wikimedia.org

Обычаи Второго Спаса

Матери, потерявшие детей, относят освященные яблоки на могилы. С этого дня традиционно начинали сбор винограда. В некоторых местностях в этот день устраивали проводы солнца в закат, выходили за окраину, пели припевки. А в Македонии до сих пор считают, что в день Яблочного Спаса распахивается небо и можно загадать желание, а то и вовсе увидеть Бога.

По народным приметам, какова погода на Второй Спас, таким будет и январь.

Тверская область, Волговерховье. Вид сверху. Источник: Гусейнов Виктор / Архив «КП»

Третий Спас – хлеба припас, 29 августа

В этот праздник пекут хлеб из нового зерна и благодарят Бога за урожай, что он дал. К этому дню было привязано время, когда сеяли озимые. Если погода стояла хорошая, то начинали сеять за три дня до Спаса и заканчивали через три дня после праздника.

И снова обращение к воде: освящение новых колодцев, чистка целебных родников там, где они есть. Этот день посвящен и мученику Диомиду – святому и врачу, который исцелял не только тела, но и души. А беременные молились о благополучных родах, достаточном количестве молока и об обычном женском счастье.

Хлебозавод. Источник: Фролов Михаил / Архив «КП»

Еще одно имя Хлебного Спаса – Холщовый

В день Третьего Спаса было принято выносить на продажу холсты и полотно. Считалось, что купленная в этот день ткань для пошива исподнего сама по себе является оберегом. А на холстах, проданных в Хлебный Спас, вышивали покрова на постель будущей невесте и свадебные полотенца на достаток в молодой семье.

Холсты. Источник: Веленгурин Владимир / Архив «КП»

Хлебный Спас называют и Ореховым

С этого дня можно заготавливать лещину в лесах. Замечено, что к этому дню орехи уже созревают. Если орехов много, хлеба мало. И наоборот: в хлебородный год в лесах мало орехов. Крестьяне говорят, что и то, и другое в один год вместе не рождается. И два года подряд не бывает урожая на орехи.

С этого дня лето считается завершенным. Третий Спас не празднуют широко: некогда. Это рубеж, у которого нужно закончить полевые работы до того, как придут дожди.

Лещина, или фундук. Фото: pixabay.com

www.eg.ru

Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2019 году

Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2019 году

14 августа 2019 года  начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом».

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка – следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да – тленных, да – преходящих, но реальных, потому что они – настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» – это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» – здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные – это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее – так… А потому «с волками жить – по-волчьи выть», мы – люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с Ангелами-Хранителями за нас заступятся и спасение наше – дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить – учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды – неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый», «яблочный», «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество», многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» – вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего – вода, плоды, полотно ли – неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

А зачем участвовать в службе, когда столько интересных людей вокруг, с кем можно, в ожидании, «когда начнется», пообщаться, прежде чем расстаться до следующего праздника, когда что-нибудь будут «святить» и «давать»? Службу, ведь, служат священнослужители – это их дело, а наше – вот, записки им подать, просфоры получить, свечки поставить, материю грешную, представленную водой-плодами, освятить, самим вкусить, да с ближними поделиться. При чем тут наше участие в богослужении? Мы пришли душой отдохнуть, нечего нас тут строить…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест – символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

Вы прочитали статью Спасы в 2019 году: медовый, яблочный, ореховый. Читайте также:

Спас и макитра

Освятить и скушать

Преображение Господне: ничто доброе в человеке не пропадет

Словарь Правмира — Спас

www.pravmir.ru

Спас яблочный, медовый, ореховый – народные или христианские праздники?

В праздновании яблочного, медового и орехового Спасов переплетаются христианские и народные традиции. С одной стороны, эти праздники издревле венчали собой сбор урожая различных плодов земледелия и даров земли. С другой стороны, христианской, каждый Спас отмечается в честь Спасителя - Иисуса Христа. Можно ли проложить между этими традициями границу? Вопрос риторический. А вот узнать о том, когда медовый и яблочный Спас празднуются, не составит труда.

Мед укрепит ваше здоровье

Спас яблочный, медовый, ореховый. И все же на первое место надо бы поставить медовый Спас. Именно он отмечается первым, его празднование приходится на 14 августа. В это время пчелы заканчивают наполнять ульи медом, и его уже можно, освятив в церкви, есть. В народе считали, что мед, освященный в день Спаса, поможет справиться с разными болезнями, он укрепляет здоровье. Хранится этот мед долго. И важно каждое утро натощак съедать кусочек хлеба с медом. Если в семье возникла ссора, надо заварить чай, добавить в него чайную ложку освященного меда и выпить его всей семьей.

В день медового Спаса отмечается день памяти мучеников Макквеев. Поэтому второе название первого Спаса – маковый. В церкви кроме меда освящают еще и мак. А потом пекут всевозможные пироги с маком и медом. Кстати, с медового Спаса начинается и самый приятный пост, в этот день на стол подаются маковые пироги или блины. Называется пост Успенским в честь Успения Богородицы. Длится он до 28 августа.

Кроме того, в медовый Спас в церкви освящают еще и воду, так как в этот день в 988 году была крещена Русь водой из Днепра, и первый Спас по этой причине называется еще водным или мокрым Спасом.

С медового Спаса в народе начинались проводы лета, а также уборка урожая.

Спас яблочный, медовый, ореховый… Второй по дате Спас стоит на первом месте. Почему? Потому что он считается более значимым. Яблочный Спас приходится всегда на 19 августа и отмечается вместе с Преображением Господним - явлением Божественного величия Иисуса Христа перед его учениками: Петром, Иоанном и Иаковом. Во время их совместной молитвы лицо Иисуса засияло светом небесным, а одежда стала белее снега. Затем появились пророки Моисей и Илия. Они говорили с Иисусом о его исходе, который вскоре произойдет в Иерусалиме. Иисус запретил своим ученикам рассказывать о том, что произошло, пока он не воскреснет, как было предначертано.

В этот день после церковной службы происходило освящение фруктов, в основном яблок. Поэтому в народе праздник Преображения назвали яблочным Спасом. Считается, что только после яблочного Спаса можно собирать яблоки, печь пироги и делать варенье из яблок.

Второй Спас знаменует собой начало осени, а еще проводит своего рода границу между летними и осенними сельскохозяйственными работами. Селяне до Преображения старались подготовить землю для посева, чтобы после праздника можно было сеять озимые, а также начинать копать картошку.

Ореховый или хлебный

Спас яблочный, медовый, ореховый… Последним в этом списке всегда стоит Спас ореховый, потому что он отмечается после медового и яблочного, а именно - 29 августа.

Третий по счету Спас установлен в честь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Согласно преданию, на куске ткани, которым после умывания отерся Христос, отпечатался его лик. С помощью этого образа получил исцеление от проказы Авгарь, который правил в сирийском городе Едессе. Нерукотворный этот образ долго хранился в Едессе, но затем был перенесен в Константинополь. Этому событию и посвящен праздник, его еще называют Спасом на холсте. Есть у него и еще два названия: хлебный и ореховый. Потому что в это время созревают орехи и заканчивается жатва хлебов. Во многих деревнях и селах проводили во время третьего Спаса дожинки и пекли пироги из зерна нового урожая.

Во всех городах России Спас медовый, яблочный, ореховый 2013 отмечался ярмарками и выставками лучших сортов меда, яблок, орехов и других разнообразных даров земли нашей. Частью русской культуры считаются народные гулянья, организуемые в эти праздники. И приготовленных народными умельцам вкусностей на этих праздниках, как правило, не счесть.

Спас яблочный, медовый, ореховый – три праздника, но одновременно и время Успенского поста, начинающегося 14 августа и завершающегося 28 августа. Он даже получил название Спасовка, так как начинается во время медового Спаса, середина его приходится на яблочный Спас, а концовка – на ореховый Спас. Но благодаря множеству овощей и фруктов он считается у верующих легким и заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

fb.ru

Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: когда и как правильно отмечать. Новости Днепра

Спасы в августе – одни из главных и любимых праздников в православии. Причем на три Спаса приходится четыре названия, ведь Медовый спас зовется еще Маковей.

Спасы 2019 – одни из самых любимых праздников в Украине.

Отмечаются Спасы в августе. И первый спас 2019 ждет нас уже с недели на неделю.

Какие Спасы бывают в августе

Первый спас 2019 носит название Медовый спас 2019. Именно после него верующие впервые за год вкушают свежий мед, освятив тот предварительно в церкви.

Второе название праздника – Маковей. Название пошло от братьев Маковеев – семи мучеников Ветхого Завета.

А вот народная традиция связывает праздник с растением мак, поэтому в народе еще говорят: Маковый спас 2019.

Третье название – Спас на воде. Это связано с традицией подготавливать колодцы к зиме в этот день. С этого же праздника прекращали купаться в открытых водоемах, дабы не угодить под злую руку нечисти.

Следом идет Яблочный спас 2019. Он также совпадает с церковным праздником – Преображение Господне 2019.

Как ясно из названия, до этого праздника не ели яблок – и именно их в первую очередь святили в церкви.

Последним будет Ореховый спас 2019. Тут речь идет об орехах.

Он совпадает с другим великим церковным праздником – Успение Пресвятой Богородицы 2019.

Еще одно название третьего Спаса – Хлебный спас 2019. Кроме того, в старину было популярно название Спас на холстах. Последнее связано с тем, что на этот Спас устраивали ярмарки ниток и тканей. По народным приметам, третий Спаса знаменует собою приход осени.

Когда спас в 2019 году: дата, какого числа

Даты Спасов из года в год не меняются. В 2019 году они пройдут:

  • Медовый спас 2019 – 14 августа;
  • Яблочный спас 2019 – 19 августа;
  • Ореховый спас 2019 – 29 августа.

Что делать на Спас: что святят в церкви на Медовый, Яблочный и Ореховый спасы

Каждый Спас связан с освящением определенной группы продуктов. До праздника, как уже упоминалось, эти продукты были под запретом у истинных верующих. И лишь после покаяния в церкви, молитвы и освящения продукта его можно есть.

На Спас святят:

  • Медовый спас – в храм несут мед и мак;
  • Яблочный спас – яблоки и другие округлые фрукты, чаще всего виноград и груши;
  • Ореховый спас – орехи и еще с ними: ореховые ветви, листья для целебных настоек, а также хлеб, яблоки и виноград, мед.

Яблочный спас 2019: пост

В августе верующих ждет Успенский пост 2019. И хотя большинство связывает его именно с Яблочным спасом, но на самом деле Успенский пост охватывает все три Спаса: начало – 14 августа (на Медовый спас), а конец – 27 августа (накануне Орехового спаса).

Именно из-за охвата всех трех Спасов этот пост и получил название Спасовка.

Успенский пост 2019: календарь питания

dnpr.com.ua


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031