Пасха народный праздник


Пасха

Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.

Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей.

Пасха – это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. И, прежде всего, это пасхи, куличи и крашеные яйца.

Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ее оставшуюся часть кулича.

И, конечно же, по старому русскому обычаю в эти пасхальные дни посылались и разносились дары бедным и неимущим, родственникам и совсем не знакомым людям в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы. Не обделялись и нищие странники - ведь в народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».

www.advantour.com

Традиции празднования Пасхи - Православный журнал "Фома"

Пасха — главный православный праздник, день Воскресения Христова. В этом году Пасха приходится на 16 апреля по новому стилю. 

Пасхальная служба

На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Когда верующие входят в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.

Фото СПБДА

Христосование

Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.

Пасхальная трапеза

После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос – это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома.

Рецепты 

Фото Владимира Ештокина

Традиция красить яйца на Пасху

Одной из главных пасхальных традиций являются крашеные яйца. Они символизируют Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).

Какие бывают пасхальные яйца? 

Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.

Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.

Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.

Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.

Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.

Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.

Яйчатаминазывают декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.

Сегодня пасхальные яйца красят в самые разные цвета и самыми разными способами.

Откуда пошла эта традиция?

Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.

Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.

Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней  цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.

Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

Народные традиции празднования Пасхи

Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, а в народе – Красной горкой. На Руси она всегда была днем молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. По церковным традициям, начиная с Красной горки, верующие могут вступать в брак.

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.

Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.

Традиции Пасхи у разных народов

В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. Этот суп становится первым мясным блюдом разговения после Великого Поста.

В Польше на Пасху едят «мазурки» – песочное печенье с фруктовыми и ореховыми начинками. Традиционно лакомство готовили со сливами и яблоками, но сейчас появились рецепты печенья с цитрусовыми. В начинку добавляют измельченный миндаль или грецкие орехи. Сверху мазурки посыпают сахарной пудрой или покрывают глазурью.

Польские писанки. Фото Jarosław Pocztarski

За Пасхальным воскресеньем в Польше следует «мокрый понедельник». В этот день поляки щедро поливают друг друга из ведер, сбрасывают водяные «бомбы».

В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак». Начинка его может быть самой разнообразной и зависит только от фантазии пекаря.

В некоторых странах Европы и Северной Америки распространен обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети просыпаются и тут же бросаются обыскивать весь дом и двор, пока не обнаружат «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.

Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались самые разные животные: лисы и петухи,  аисты и кукушки, журавли и глухари. Однако сегодня не только в Германии, но и во всем мире любимцем детей является пасхальный кролик.

На Пасху немцы готовят пасхальные пироги в форме ягненка.

В Великобритании так же, как и в Германии, утро для детей начинается с поиска корзинки, спрятанной пасхальным кроликом.

В Страстную пятницу британцы едят hotcrossbuns — булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Считается, что булочки, испеченные в Страстную пятницу не портятся в течение всего года. На Пасху в Соединенном Королевстве готовят жаркое из молочного ягненка.

Во Франции от детей прячут шоколадные яйца. Главным блюдом, как и в Великобритании, является ягненок.

В Италии в Пасхальное воскресенье тысячи людей выходят на главную площадь Рима, чтобы послушать поздравление Папы.Празднование Пасхи начинается в Страстную пятницу, когда совершается знаменитый Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. Шествующие делают 14 остановок, которые символизируют путь Христа от места суда до Голгофы. Также устраиваются театрализованные представления, посвященные жизни, страданиям, смерти и воскрешению Христа.

Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров, соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и аналог нашей пасхи –коломба, в переводе с итальянского «пасхальная голубка». Это высокий суховатый пирог в форме голубя, который готовят из дрожжевого теста с добавлением тертой апельсиновой цедры, цукатов или изюма. Сверху коломбу посыпают кусочками миндаля и сахаром.

В Америке на Пасху дети получают корзинки от пасхального кролика, наполненные пасхальными яйцами и различными сладостями. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами.

WhiteHouseEasterEggRoll.Фото Amanda Hirsch

В США очень популярно катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются в том, кто сможет дальше всех без остановки прокатить свое яйцо. Подобные состязания устраиваются даже на газоне у Белого Дома в Вашингтоне и называются WhiteHouseEasterEggRoll.

foma.ru

Пасхальные традиции русского народа

Также одной из русских пасхальных традиций является христование. Это особенное пасхальное приветствие, когда православные приветствуют друг друга, говоря «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!». Примечательно, что такое приветствие ранее использовалось на протяжении 40-ка дней, вплоть до праздника Вознесения.

На Руси принято разговляться поле службы: есть куличи, творожные пасхи и яйца. В целом, пасхальный стол на Руси всегда был достаточно богатым, так как завершался пост. Куличи символизировали вечную жизнь и достаток. Праздничный хлеб всегда употреблялся православными на Пасху. Помимо прочего, на Пасху принято красить яйца. Существует множество версий происхождения данной традиции. Одна из них гласит, что после воскресенья Христа Магдалена пришла к императору Тиберию. Она сказала «Христос Воскрес!» и передала ему простое яйцо в качестве скромного дара. Но Тиберий не был впечатлён даром и отметил, что «мёртвые не могут воскреснуть так же, как и яйцо не может стать красным». Затем яйцо окрасилось в красный цвет. В память об этом чуде на Руси стали красить яйца.

На Руси для окрашивания яиц использовались натуральные красители. Чаще всего использовалась луковая шелуха. Яйца, окрашенные таким способом, были разнообразных оттенков, от жёлтого до терракотового. Также некоторые яйца расписывались, а потому получали название «писанка». Помимо прочего, изготовлялись декоративные яйца из бисера и дерева. Знаменитые яйца Фаберже – пример декоративных пасхальных яиц.

Пасха всегда сопровождалась народными гуляньями и весельем

Праздник Воскресенья Христа всегда ассоциировался с победой жизни над смертью и добра над злом. Также он представляет собой завершение Великого поста – одного из самых строгих постов для православных.

Поэтому, помимо пышной трапезы, на Пасху традиционно устраивались народные гулянья. В следующее воскресенье после пасхального устраивался праздник под называнием «Красная горка». На Руси этот праздник сопровождался хороводами, танцами, сватовством и народными гуляньями. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. Именно после «Красной горки» верующие вступали в брак, так как это время считалось наиболее благоприятным.

Также всю светлую неделю после Пасхи длились праздничные мероприятия. Популярной игрой было катание яиц, которое в народе приобрело название «каталочки». Расписные деревянные яйца катали с горки или деревянной дощечки для того, чтоб сбивать другие яйца. Целью игры было сбить как можно больше яиц. Если сбить яйцо получалось, участник брал его себе и продолжал игру. Если нет – играть начинал другой участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.

Пасха: традиции, обычаи и обряды

Пасху празднует весь христианский мир, независимо от конфессии. Только у каждого вероисповедания свои традиции, свои обычаи и угощения. Давайте сегодня поговорим о том, как отмечают Пасху у нас и в других странах.

Пасху празднует весь христианский мир, независимо от конфессии. Только у каждого вероисповедания свои традиции, свои обычаи и угощения. Давайте сегодня поговорим о том, как отмечают Пасху у нас и в других странах.

Издревле на Руси Пасху праздновали широко, щедро, накрывали столы на 48 блюд, главными из которых, естественно, были крашеные яйца, куличи и творожные пасхи.

В богатых домах красили до 1000 яиц, чтобы хватило и всем домочадцам, и всем работникам. Самая большая и красивая пасха оставалась дома, а те, что поменьше, расходились по соседям и друзьям; жертвовали яйца и пасху в больницы, монастыри и богадельни, обязательно угощали слуг в людской.

В этот день не существовало классовых и социальных различий, стирались рамки между сословиями, наступала всеобщая благодать.

Сейчас, как и несколько веков назад, к Пасхе начинают готовиться загодя. В Чистый четверг обязательно начисто убирают дома и квартиры, избавляются от хлама, моют окна и моются сами. Подстригают волосы, усы и бороды; если в доме маленькие дети, то впервые их лучше всего стричь именно в Чистый четверг.

Считается, что до Пасхи уже нельзя брать в руки тряпки и веник, поэтому и стараются хозяйки подготовить дом к празднику. Вечером вся семья красит яйца и печет куличи, готовит творожную пасху с изюмом и орехами. До 12 ночи все дела должны быть сделаны, поэтому помогают все – и дети, и мужчины.

В субботу все пасхальные угощения относят к церкви, где батюшка освятит их. А в воскресенье радостные нарядные люди садятся за накрытые столы и поздравляют друг друга со Светлым Христовым Воскресением.

Русские люди любят вкусно поесть, поэтому на любой праздник стараются накрыть щедрый и красивый стол, побаловать гостей и себя. А уж сделать великолепным пасхальный стол, как говорится, сам Бог велел.

Хотите, чтобы ваш стол был особенным? Украсьте его пасхальной полянкой. У вас еще есть время вырастить свой маленький лужок – символ наступившей весны и процветания.

Возьмите широкую миску или блюдо, насыпьте на дно пару сантиметров земли и бросьте в нее зернышки овса (можно использовать укроп, петрушку, газонную травку). Полейте так, чтобы образовалась кашица, и поставьте блюдо на подоконник, поближе к солнышку.

На Пасху уложите на ваш лужок крашеные яйца, ленты, цветы, посадите игрушечных цыплят или выпеченных из теста птичек. Поставьте композицию в центр стола.

Если вам лень возиться с землей и посадкой, или вы просто не успеваете до Пасхи прорастить зерна, купите большой пучок укропа и сделайте из него мягкую подложку под яички и украшения.

Кстати, зелень и цветы – обязательный атрибут Пасхи, в старину искусственные цветы делали из цветной бумаги и лоскутков, посвящая этому процессу длинные зимние вечера. Украшали этими цветами иконы, куличи, тарелки вокруг пасх, поэтому пасхальные столы были яркими и красивыми.

О наших исконных пасхальных традициях можно говорить бесконечно, но давайте посмотрим, как это бывает у других. Для вас – наиболее интересные обычаи.

Еврейская Пасха – тема, достойная отдельного трактата. Если честно, то, если вы не правоверный еврей, то многое из тех традиций покажется вам странным, но у каждого свои каноны.

Начнем с того, что Песах празднуется 7 дней, и в Израиле первый и последний день Песаха – это официальные нерабочие дни, то есть вы там даже хлеба не купите, не говоря уже о посещении всяческих учреждений. Сдобный хлеб, кстати, на Песах не едят, только мацу, она готовится заранее и в больших количествах.

А в первый и в последний день Песаха правоверные евреи не имеют права не только заниматься домашними делами, но даже огонь зажигать – Тора не велит.

Перед праздником из дома выбрасывается весь хлам, на полу и вообще в доме не должно остаться ни одной крошки так называемого хамеца – того, что квасилось, замешивалось и бродило (хлеб, макароны, печенье и т.д.) – на наличие запрещенных продуктов проверяются все щели. Причем в наше время чужой хамец в доме хранить можно, поэтому соседи часто относят друг другу все, что подпадает под эту категорию – и традиции соблюдены, и имущество не пострадало.

А по канонам хамец можно продать неевреею при посредничестве раввина, сложить это в коробку и держать у себя как чужое имущество, а после завершения Песаха выкупить его обратно. Правда, есть опасность, что новый хозяин предъявит свои права на хамец. Такое случается, если в качестве хамеца выступает алкоголь, изготовленный из злаков.

Еще одна традиция, символизирующая исход евреев из Египта, обмакивать зелень и яйца в соленую воду – символ слез евреев.

У нас яйца несут куры, а у католиков – зайцы. Поэтому и корзинки, которые вручают детишкам на Пасху, называются «заячьими».

Впрочем, поступают детишки с этими яйцами так же, как и наши – катают их по лужайкам и с горки – чье дальше укатится, тому и счастье. Еще одна забавная традиция католической Пасхи – взрослые прячут разноцветные яйца по дому и саду, а дети с удовольствием их ищут – это называется охотой на пасхального зайца. Также принято дарить детишкам плюшевых и глиняных зайчиков.

Кондитеры и шоколатье тоже не упускают свою выгоду – они изготовляют зайцев из марципанов и шоколада, пекут печенье в форме зайчиков и даже создают целые заячьи семьи в обрамлении сладких яиц – такими композициями украшают столы в католических домах.

В Польше «хоронят» постный суп и казнят через повешенье надоевшую селедку, то есть развешивают ее на деревьях. Представляете запах?

В Англии дети подбрасывают в сите сырые яйца с написанными на них именами – чье яйцо продержится дольше других, тот и выиграл, и его ждет подарок и счастье.

В Швейцарии украшают родники – вокруг рек и ручьев развешивают на деревьях пасхальные яйца и разноцветные ленты. Издалека эти деревца напоминают новогодние елки с обильно развешенными игрушками.

Но вернемся в Россию. Несмотря на то, что Пасха – праздник церковный, связанный с истинной верой, русские не были бы русскими, если бы и Светлое Христово Воскресенье не окружили народными поверьями и суевериями. Так, например:

  • в пасхальную ночь, после того, как свершится крестный ход и умолкнут колокола, в деревнях народ запирался дома и боялся выходить даже по большой нужде. Считалось, что в это время «гуляет» нечисть, бесы вылезают из своих укрытий и подстерегают людей, чтобы не дать им встретить пасхальное утро;
  • на саму Пасху крашеные яйца катали по домашнему скоту, чтобы коровы и лошади были гладкими и здоровыми;
  • хозяйки прятали всю освященную еду от мышей, чтобы те, отведав, не превратились в летучих – символ смерти;
  • вечером в субботу на ближайшем к деревне перекрестке катали яйца в разные стороны, чтобы черти не нашли дорогу к этой деревне, только плясали на перекрестке до упада, а потом сгинули, не принеся в деревню голод, мор, болезни и падеж скота;
  • при мытье в Чистый четверг в лохань с водой опускали имеющиеся в доме монеты самого крупного достоинства, считалось, что таким образом «намывается» богатство, хотя по канонам к деньгам прикасаться не рекомендовалось – в память о серебряниках Иуды;
  • самые смелые после крестного хода норовили тайком спрятаться в церкви, чтобы за пламенем свечи увидеть усопших. Особенно этим грешили невесты, потерявшие своих женихов;
  • самое трогательное поверье заставляло стариков мечтать о смерти именно на пасхальную неделю. Считалось, что в эти дни ворота в рай никто не охраняет, поэтому они беспрепятственно могут попасть на небо.

Какие традиции на Пасху есть у вас?

Надежда ПОПОВА

Традиции празднования Пасхи

Пасха — главный православный праздник, день Воскресения Христова. В этом году Пасха приходится на 16 апреля по новому стилю.

Пасхальная служба

На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Когда верующие входят в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.

Христосование

Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.

Пасхальная трапеза

После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос – это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома.

Какие бывают пасхальные яйца? 

Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.

Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.

Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.

Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.

Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.

Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.

Яйчатаминазывают декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.

Откуда пошла эта традиция?

Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.

Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.

Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней  цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.

Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

Народные традиции празднования Пасхи

Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, а в народе – Красной горкой. На Руси она всегда была днем молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. По церковным традициям, начиная с Красной горки, верующие могут вступать в брак.

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.

Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.

Традиции Пасхи у разных народов

В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. Этот суп становится первым мясным блюдом разговения после Великого Поста.

В Польше на Пасху едят «мазурки» – песочное печенье с фруктовыми и ореховыми начинками. Традиционно лакомство готовили со сливами и яблоками, но сейчас появились рецепты печенья с цитрусовыми. В начинку добавляют измельченный миндаль или грецкие орехи. Сверху мазурки посыпают сахарной пудрой или покрывают глазурью.

За Пасхальным воскресеньем в Польше следует «мокрый понедельник». В этот день поляки щедро поливают друг друга из ведер, сбрасывают водяные «бомбы».

В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак». Начинка его может быть самой разнообразной и зависит только от фантазии пекаря.

В некоторых странах Европы и Северной Америки распространен обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети просыпаются и тут же бросаются обыскивать весь дом и двор, пока не обнаружат «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.

Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались самые разные животные: лисы и петухи,  аисты и кукушки, журавли и глухари. Однако сегодня не только в Германии, но и во всем мире любимцем детей является пасхальный кролик.

На Пасху немцы готовят пасхальные пироги в форме ягненка.

В Великобритании так же, как и в Германии, утро для детей начинается с поиска корзинки, спрятанной пасхальным кроликом.

В Страстную пятницу британцы едят hotcrossbuns — булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Считается, что булочки, испеченные в Страстную пятницу не портятся в течение всего года. На Пасху в Соединенном Королевстве готовят жаркое из молочного ягненка.

Во Франции от детей прячут шоколадные яйца. Главным блюдом, как и в Великобритании, является ягненок.

В Италии в Пасхальное воскресенье тысячи людей выходят на главную площадь Рима, чтобы послушать поздравление Папы.Празднование Пасхи начинается в Страстную пятницу, когда совершается знаменитый Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. Шествующие делают 14 остановок, которые символизируют путь Христа от места суда до Голгофы. Также устраиваются театрализованные представления, посвященные жизни, страданиям, смерти и воскрешению Христа.

Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров, соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и аналог нашей пасхи –коломба, в переводе с итальянского «пасхальная голубка». Это высокий суховатый пирог в форме голубя, который готовят из дрожжевого теста с добавлением тертой апельсиновой цедры, цукатов или изюма. Сверху коломбу посыпают кусочками миндаля и сахаром.

В Америке на Пасху дети получают корзинки от пасхального кролика, наполненные пасхальными яйцами и различными сладостями. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами.

В США очень популярно катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются в том, кто сможет дальше всех без остановки прокатить свое яйцо. Подобные состязания устраиваются даже на газоне у Белого Дома в Вашингтоне и называются WhiteHouseEasterEggRoll.

Источник

www.pravda-tv.ru

Как празднуют Пасху в России: традиции и приметы

Пасха — это восхитительный праздник, богатый на традиции. Он празднуется торжественно и радостно как верующими, так и неверующими россиянами.

Народный праздник Пасха всегда выпадает на начало весны. Точную дату этого торжества устанавливают по лунному календарю.

Неделю, предшествующую празднеству, называют светлой пасхальной седмицей или страстной, у которой каждый день, начиная с понедельника, — Светлый. Русский народ заблаговременно готовится к празднеству, выдерживая многодневный Великий пост, украшает дома и дворы, наводит везде и во всем идеальную чистоту.

Но наиболее активно начинают готовиться к Воскресению Христову с Чистого (Светлого) Четверга. Верующим людям полагалось встать на зорьке, чтобы непременно выкупаться и таким образом очиститься от всяческих грехов, набравшихся за весь год. И только после этого посетить храм, где необходимо было исповедоваться и причаститься. После службы быстро шли домой, чтобы внести последние штрихи в образцово-показательном порядке, перед покраской яиц и выпекание куличей.

Вечером в светлую субботу все буквально христиане нарядно одетые, с куличами, пасхами, крашанками шли в храмы на торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под несмолкающие колокольные перезвоны начинали крестный ход вокруг соборов.

Русские традиции на Пасху

За 11 веков своего существования российская Пасха приобрела свои оригинальности и колорит. Ведь именно праздничный пасхальный стол существенно выделяет ее среди других православных праздников. Для праздника характерны особые символы — кулич и яйцо. По всей России, начиная с Чистого четверга, выпекают куличи, готовят творожные пасхи, красят яйца различными способами. По древнему обычаю стремились подготовить обильное гарнированное меню, но даже и в небогатых семьях в количестве пасхальных блюд обязательно находились свежеиспеченный по особенному рецепту куличик и разрисованные яйца.

На их приготовленье каждый раз требуется масса свободного времени. Тесто для куличей или пасхи замешивали продолжительно, вооружившись терпением. Использовали при этом лучшие из лучших продукты питания. Далее украшали и раскрашивали яйца. Художественно разукрашенные яйца всегда являлись внушительной гордостью семейства. Другие яства, которые приготовляли на Пасхальный стол, также были неповторимыми. Большая часть из них на протяжении календарного года преимущественно не готовилась. Главным образом отдавали предпочтение мясным блюдам и печеным изделиям: куличам, пасхе, рулетам, запеканию молоденьких поросят, окороков, жареной телятине.

Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали её, в основном, в кругу родных людей. Положено было посещать и далёких членов семьи. В жилищах зажигали абсолютно все светильники и источники света, а в божьих храмах, в процессе всей литургии, пламенели абсолютно все лампады и свечи.

Отправляясь в гости, с собой в обязательном порядке брали крашеные яйца. Приветствовали друг друга фразами «Христос воскрес» — «Воистину воскрес», трижды целовались и обменивались крашанками. Представленный обычай по праву считается характерной чертой только славянских народов, в остальных странах мира данная традиция отсутствует.

Ещё один пасхальный, но преимущественно религиозный обычай — это благословение артоса (просфоры). Просфора — бездрожжевой хлебушко, на котором представлен крестик, символизирующий Воскресение Христово. Ещё один пасхальный, но преимущественно религиозный обычай — это благословение артоса (просфоры). Просфора — бездрожжевой хлебушко, на котором представлен крестик, символизирующий Воскресение Христово. Торжественная литургия длилась всю ночь. После завершения её все находящиеся в храме христосовались, поздравляли друг друга, возвещая: «Христос воскрес! » — «Воистину воскрес! «, расцеловывались трижды и обменивались крашанками. Служители храмов приступали к освящению принесенных прихожанами яиц, куличей, пасок.

Кроме того в пасхальный период была заведена щедрая традиция: раздавать убогим свои деньги, свяченые яйца и небольшие пасочки, для того, чтобы нищенствующие также имели возможность наслаждаться светозарным торжеством — Воскресением Христовым.

Развлечения и игры на Пасху

После многодневного поста, а также отказа от разнообразных отрад и увеселений, праздничный день Пасхи был желанным и абсолютно всеми обожаемым. В связи с этим было выдумано множество всенародных забав и способов развлечений, которые сейчас любят не только детвора, но и взрослые люди. Большинство этих игр популярно и в наше время. В частности, обрядность битья вареных крашеных яиц: кто-то удерживает писанку в ладони носиком кверху, напротив второй колотит по нему носиком следующего яйца. У кого конкретно писанка так и осталась целой, тот и дальше продолжает соревнование с другими.

Одна из увлекательных забав — катанье яиц. В нее следует играть на столике или же на поверхности пола, главное условие, чтобы оказалась ровненькая плоскость. Дополнительно требуется желоб, каковой ставится непосредственно под наклоном, а также одеяльце. Любой играющий по лотку запускал яйцо, которое скатывалось на одеяло. При условии, что спустившееся яйцо сталкивалось с яйцом, покоящимся на одеяле, то это и была победа. Разбитые яйца играющие забирали себе. Необходимо было иметь навык руководить передвижением яйца. Чем было большее количество играющих людей, тем веселее и интереснее становилось зрелище.

А «игру в кучки» относили к виду развлечений только для девиц. Высыпали более чем по две кучки песочка на всякого игрока. Барышни, совершенно не участвующие в состязании, подкладывали разукрашенное яйцо непосредственно под единственную кучку песка. Играющие участницы подходили и показывали на одну из кучек. Одерживала победу та девушка, которая находила спрятанное яйцо.

Приметы на Пасху

Христианская русская Пасха, действительно, сгруппировывала вокруг себя многочисленные этнические приметы, легенды и ритуалы, которые совершенно не признаются служителями церкви, но зато пользуются заслуженной популярностью в крестьянском окружении.

  • Так на Пасху девушки, ни при каких обстоятельствах, не брали соль руками, чтобы руки не потели.
  • Умываться полагалось лишь водой с красного яйца, для того чтобы быть всегда цветущей.
  • Старались постоять на топоре, чтобы быть крепкой. Поговаривали, что это дивно помогает, и девицы были настолько крепкими, что, как говорится в пословице, «её бей хоть об дорогу, а ей всё нипочем».
  • — Рожденные в пасхальный период младенцы, будут всегда обладать отличным здоровьем и будут во всём удачливы.
  • — Набранная в пасхальную ночь из колодезя питьевая вода значилась магическая. Ежели ею взбрызнуть жилое помещение, тогда возможно удалить недобрые наговоры, нехорошие думы и прегрешения.
  • — В пасхальную пору не следует здорово упиваться, а также бушевать.
  • — В равной мере считали, что если в самые первые сутки Воскресения Христова покатать по периметру двора 1-ое снесенное в этот день птичье яйцо, то можно прогнать вон всякую нечистую силу.
  • — А если барышня намеревается быстро выйти замуж, то в течение божественного служения ей требуется произнести: «Воскрешение Христово! Отправь для меня лично суженого холостого!».

    Еще на Пасху сбываются абсолютно все любовные приметы:

  • — Ударишься случайно локтем — о твоей персоне начал припоминать ненаглядный.
  • — Зачесался рот — к неизбежным поцелуям.
  • — Зачесались бровки — раскланиваться с желанным другом.
  • Если в щи попадало насекомое, то девушки ждали скорого свидания.

Изолированно от всех этих суеверий располагается монолитная категория пасхальных примет, которые сейчас именуют хозяйственными. Так, например, российское население непоколебимо был убеждено, что пасхальная пища, освященная молитвой в храме, имеет сверхъестественную ценность и владеет силой содействовать им в опасные и важные моменты жизнедеятельности. В связи с этим абсолютно все останки, особенно кости, с пасхального стола тщательным образом сохранялись: доля из них закапывалась в почву на пажитях, с целью обезопасить посевы от града, а некоторую часть сохраняли в жилищах и при летней грозе кидали в пламя, для того, чтобы отвести молнию. Точно так же повсюду сберегалась головка свяченого кулича, с тем, чтобы домовладыка, выбывая на пашню засевать, имел возможность забрать её с собой и съесть на собственной ниве, чем, по сути, обеспечивал грядущий отменный размер урожая.

Полный пасхальный промежуток времени тянется сорок суток, вплоть до самого праздника Вознесения. А 1-ая неделя после светлого торжества Пасхи имеет наименование Красная горка.

tradicii.com

Православная Пасха 2019: когда и как празднуют, история, традиции, символы

Когда празднуется православная Пасха в 2019 году, какого числа она будет — многие из нас интересуются уже заранее.

Праздник Пасхи у православных христиан в этом году состоится 28 апреля 2019 года. А ровно за неделю до него, 21 апреля, все православные традиционно будут отмечать Вербное воскресенье. В этот же день, 21 апреля в 2019 году, будет и католическая Пасха.

Значение праздника у христиан

Традиция отмечать Пасху берет свое начало вовсе не с Воскресения Христа – она существовала и до этого. Еврейский праздник Пейсах отмечался и отмечается в ознаменование выхода израильского народа из египетского плена под предводительством Моше (Моисея).

Просто получилось так, что Спаситель воскрес из мертвых именно в этот день. Как известно, подобные совпадения только на первый взгляд могут показаться случайными. Освобождение еврейского народа из египетского плена – это история, которая в общем смысле рассматривается как освобождение всего человечества от власти греха и смерти.

Чудесное воскресение Христа означает величайшую победу добра над злом, зримый символ того, что любовь и вера гораздо сильнее, чем ненависть и страх.

И как еврейский народ приносит в жертву пасхального ягненка, так и сам Господь принес сына своего на заклание. И в этом событии проявилась безграничная любовь Бога к человеку.

И даже если человек относится к пасхальному празднику нейтрально, это не лишает его права присоединиться к ликующему человечеству, которое непременно произнесет заветные слова:

«Христос воскрес!»

«Воистину воскрес!»

ОТКУДА ПОШЛО СЛОВО «ПАСХА»

Интересно, что в переводе с иврита слово «Песах» означает «миновал» или «прошел мимо». Имеется в виду, что однажды Бог прошел мимо еврейских домов и уничтожил только жилища их угнетателей – египтян.

В наше время символизм истории также очевиден: добро непременно побеждает зло. Господь снимает угнетения и освобождает человека от греха. Принимая жертву Христа, абсолютно любой из нас может рассчитывать на прощение и понимание.

Почему дата Пасхи постоянно меняется

Вопрос о том, какого числа в 2019 году будет Пасха, нередко связан с еще одним. Почему дата этого праздника все время меняется в отличие, например, от Рождества (7 января) или Крещения (19 января)? Действительно, Пасха относится к так называемым переходящим праздникам – торжествам, которые не имеют четко установленного дня.

Дело в том, что в Православии празднование Пасхи выпадает на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. А как определить именно первое полнолуние?

Считается, что весна наступает после 21 марта – т.е. дня весеннего равноденствия. Тогда день впервые становится равным ночи по продолжительности (в часах). Получается, что как только прошло 21 марта, нужно дождаться полнолуния, а ближайшее воскресенье и будет пасхальным.

Когда отмечают православную Пасху?

Поэтому главный христианский праздник у православных всегда отмечается в период с 7 апреля по 8 мая:

  • Православная Пасха 2019 год – 28 апреля.
  • Православная Пасха 2020 год – 19 апреля.
  • Православная Пасха 2021 год – 2 мая.
  • Православная Пасха 2022 год – 24 апреля.
  • Православная Пасха 2023 год – 16 апреля.

Представляем комментарий священнослужителя по этому поводу:

Все про символы праздника —  крашеные яйца и кулич

Конечно, непреложные символы праздника – это крашеные яйца и кулич. И кажется, что об этих двух традициях известно все. Но эта простота лежит лишь на поверхности, да и вообще не стоит забывать, что удивительное – рядом.

Почему красят яйца на Пасху

Действительно, почему на Пасху в 2019 году мы вновь будем красить яйца?

Наиболее распространенная легенда гласит, что когда Мария Магдалина узнала о том, что Христос воскрес из мертвых, она поспешила поведать об этом всей округе. И конечно, отправилась и к римскому императору Тиберию, который в те годы управлял оккупированными территориями Израиля.

Конечно, ее проповедь о воскресении не была воспринята всерьез. Поэтому когда Мария сказала Тиберию: «Христос воскрес!», он  взял обычное куриное яйцо и ответствовал: «Мертвые не воскресают, как и яйца не становятся красными». И в тот же момент яйцо в его руке стало ярко-красным, что, наверное, лишило правителя дара речи на некоторое время. Однако он не стал отрицать очевидного и сказал: «Воистину воскрес!»

Интересно, что в этой истории есть и свой собственный символизм. По сути, она показывает отношение общества к чудесам. Одни готовы всем сердцем поверить в то, что они случаются. И даже без доказательств. Другие люди, которых нередко называют рациональными, прагматичными (а совсем недавно их чаще называли материалистами), требуют объективной основы для любого утверждения.

Примечательно, что ни Мария Магдалина, ни Тиберий не вступают в дискуссию. И высшая сила сама показывает недоверчивому императору, что чудеса-таки случаются.

И если даже мы знаем о жизни все и еще немного, это не значит, что можно обойтись без веры. Ведь именно она является своеобразным прообразом позитивного будущего, устремленностью вперед, некоторым проектом нашей судьбы. Кстати говоря, само слово проект переводится как «устремленный вперед».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Поскольку яйцо окрасилось в ярко-красные оттенки, необходимо, чтобы на пасхальном столе этот цвет был одним из преобладающих. Конечно, соблюдается гармония палитры и вкусовые предпочтения хозяев, но красные яйца непременно должны присутствовать как символ праздника.

Почему на Пасху непременно должны быть крашеные яйца

Наряду с историей Марины Магдалины и императора Тиберия есть и еще несколько предположений, почему на Пасхе должны непременно присутствовать крашеные яйца:

  1. Прежде всего, яйцо считается символом Вселенной, символом самой жизни. Это один из культурных архетипов наряду с образом воды, огня и других знаковых символов. Яйцо как будто стоит выше всех религий, национальностей и культур. И это привилегированное положение признается практически всеми. Если вдуматься, то яйцо – это не то, что дает жизнь. Это и есть сама жизнь. В этом маленьком прообразе организма заложено все необходимое для появления нового живого существа. С виду оно ничем не отличается от камешка или другого неживого объекта. Но под скорлупой интенсивно идут различные процессы, благодаря которым и происходит продолжение рода. Используя достижения современной науки, мы можем увидеть все своими глазами, как будто оболочки и не существует. А вот людям древности приходилось постигать мир по большей части своей верой. Что не мешало им жить, радоваться и любить.
  2. Образ яйца считался священным у египтян, персов и римлян. Интересно, что римляне перед началом любой праздничной трапезы съедали печеное яйцо. Считалось, что это добрый символ удачного начинания любого дела. Кстати говоря, эти народы всегда отмечали наступление весны. И на столе обязательно присутствовали вареные яйца как образ возрождения природы и добрых перемен.
  3. Интересно, что в день рождения другого римского императора, Марка Аврелия, которое случилось 2 века спустя после воскресения Христа, курица снесла яйцо с красными крапинками, и это посчитали счастливым знаком. С тех пор у римлян было принято посылать друг другу окрашенные яйца по случаю любого праздника.
  4. И еще одна версия отличается особой оригинальностью. Считается, что камень, который заслонял вход в гроб Господень, напоминал именно форму яйца.

Можно заметить, что ни одна из версий не противоречит другой. Поэтому они все в равной степени имеют право на существование. Более того – разные предположения лишь дополняют друг друга.

Вполне естественно представить, что люди древних времен также обменивались своим культурным опытом, как и современное общество. И хотя по понятным причинам традиции тогда распространялись медленнее, все равно они сохранились и даже дошли до наших дней.

Таким образом, обычай красить яйца живет ровно столько, сколько существует христианство. Уходили эпохи, исчезали целые государства и народы, но память о светлом воскресении жила и живет среди огромного количества людей.

Получается, что каждый, кто красит яйца, соприкасается с древнейшей историей, которая насчитывает по меньшей мере 20 столетий. Если только на секунду вдуматься в это, можно сразу почувствовать атмосферу настоящего праздника. И эти светлые раздумья непременно настроят на позитивную волну любого, кто пожелает проникнуться духом Пасхи.

Что символизирует православный кулич

Когда мы интересуемся, какого числа будет Пасха в 2019 году, то непременно вспоминаем не только о самой дате светлого праздника, но и о куличе. Вкусная, ароматная выпечка, символ праздника, которая при соблюдении правильного рецепта может простоять в доме как минимум всю светлую седмицу (неделю после пасхального воскресенья).

Существует несколько десятков разновидностей этого праздничного блюда. Традиционно его выпекают из теста на основе молока, сливочного масла и куриных яиц.

Кулич принято украшать посыпкой, кусочками фруктов или ягод, глазурью – словом, в этом творческом деле каждый кулинар может дать полную свободу своей фантазии.

А почему вообще взялась традиция выпекать кулич? В отличие от яиц, точного ответа на этот вопрос не существует.

Однако то, что эта традиция древняя, известно наверняка. Она живет с незапамятных времен. Как известно, Христос сам и преломил хлеб, и разлил вино во время Тайной вечери ровно за три дня до своего воскресения.

Любые разновидности хлеба имеют священное значение для всех народов земли. Даже сегодня, когда голод во многих странах окончательно побежден, считается дурным тоном играть с кусочками хлеба, выбрасывать их или нелестно отзываться об этом без преувеличения истинно народном продукте.

В этом смысле пасхальный кулич можно рассматривать как символ плодородия, сытости, достатка в доме. А учитывая традицию хлебопреломления, которая была заложена во время тайной вечери, можно сказать, что хлеб есть символ тела Христа.

Поэтому выпекание и употребление кулича – это еще одна возможность соприкоснуться с праздником и проникнуться той волшебной атмосферой, которая ежегодно воцаряется на всей планете в течение 2 тысяч лет.

А вот информация, как говорится, из первых уст. На вопрос о том, почему появилась традиция приготавливать кулич на Пасху, отвечает иеромонах Иов Гумеров.

Что нужно делать на Пасху: традиции и современность

Итак, на праздник, а точнее – накануне светлого Воскресения, практически все красят яйца и приобретают куличи. Конечно, можно выпечь сдобу и самостоятельно – ведь подготовка к празднику тоже и есть сам праздник.

А что же еще делают на Пасху? Какого бы числа ни выпало это воскресение, в 2019 году наверняка люди соприкоснутся со многими древними традициями. Вот самые известные из них.

Освещение яиц и кулича

Конечно, в такой день верующие стремятся попасть в церковь и выдержать всенощную службу, которая совершается в ночь с субботы на воскресенье. А если даже этого сделать не удалось, приходят в храм для того, чтобы освятить яйца и кулич.

Традиция освящения позволяет человеку настроиться на светлые волны праздника. Не секрет, что в собрании верующих складывается особая атмосфера, которую едва ли можно почувствовать дома или даже наблюдая за трансляцией богослужения по телевизору.

Вот почему посетить храм в такой день стоит непременно. И не будет лишним сделать милость, угостив яйцами и куличами нуждающихся.

Христосование

Ну а дома праздник продолжается – более того, здесь он в самом разгаре. С утра нужно постараться встать пораньше, ведь Спаситель воскрес утром. Да и восходящее солнце само по себе символизирует начало торжества.

По традиции все празднующие берут пасхальные яйца и христосуются – т.е. сталкивают яйца друг с другом и разбивают скорлупу с любого конца – острого или тупого. После этого необходимо трижды поцеловаться в щеки и произнести всем известные слова:

«Христос воскрес!»

«Воистину воскрес!».

Если следовать церковному канону, фраза будет звучать несколько иначе, что нисколько не меняет ее значения:

Традиционно ходят в гости, угощают пасхальными блюдами родных, близких, соседей и просто всех, кто мил сердцу. В этом смысле очень хорошо, что Пасха всегда празднуется в воскресенье. У нас появляется возможность вспомнить и навестить всех, кто, возможно, уже давно ждет нашего внимания.

Другие народные обычаи на Пасху

Кулич и яйца – это главные символы праздника, поэтому и пасхальные традиции в основном связаны именно с ними:

  1. После посещения церкви можно приобрести несколько свечей и украсить ими кулич. Традиционно ставят одну свечу в одну пасочку, после чего зажигают огонь, чтобы он радовал всех, кто в доме.
  2. Можно устроить приятный праздник для всех домашних – и конечно, не стоит забывать о детках. Например, пусть они поищут крашеные яйца, которые будут предварительно спрятаны в разных местах дома. Устройте вместе веселые поиски.
  3. А еще можно организовать «покатушки» – у кого яйцо укатится дальше других.
  4. Традиционно дом украшают зеленью, нарождающимися ветвями деревьев. Вообще допускается использовать все символы, которые олицетворяют возрождение и добрые перемены.

Праздничный стол на Пасху

Наряду с вопросом, когда будет Пасха в 2019 году, часто интересуются и тем, какие блюда будет правильно поставить на стол. Ведь праздничное меню служит своеобразным кулинарным портретом торжества и позволяет насладиться моментом в полной мере.

К тому же с наступлением праздника заканчивается Великий пост, который предъявляет наиболее строгие требования к ограничению в еде и напитках. И после столь длительного испытания радость от праздника только усиливаются.

Традиционно на столе наряду с куличом присутствует и другая выпечка, а также блюда из мяса:

  • буженина;
  • запеченная телятина;
  • дикая утка, тушенная в сметане;
  • всевозможные пироги, кулебяки, сладкая сдоба.

А что касается праздничного напитка, то им по праву считается красное вино. Предпочтительно заранее подготовиться и приобрести церковный кагор. А еще интереснее, если сделать красное вино самостоятельно. Его можно заготавливать чуть ли не за год, но ведь ожидание только усиливает удовольствие.

Чего не следует делать в светлое воскресенье

Конечно, есть очевидные рекомендации, которые касаются любого праздничного дня, и в особенности святого праздника Пасхи:

  • Не стоит выяснять отношения, начинать важные деловые разговоры в такой день.
  • Лучше воздержаться от неприятных воспоминаний и всего того, что буквально омрачает Христово Воскресение. Важно понимать, что Пасха – это день радости, а не скорби. Верующие вспоминают не об умершем, а о воскресшем Спасителе.
  • Не стоит предаваться чревоугодию и пьянствовать. Разумеется, в еде себе никто не отказывает, да и пара бокалов приятного красного вина не помешает. Нужно помнить, какова главная пища в такой день — духовная, а не земная.
  • Нежелательно прибираться, заниматься ремонтом, посещать салоны красоты, мыть окна и т.п. То есть все действия, которые отвлекают от приятного торжества, нежелательны. В то же время прямых запретов на это нет. Каждый может поступать по своей совести. К тому же иногда человек может оказаться на работе даже в Христово Воскресение. И конечно, он должен выполнить свой служебный долг.
  • Не стоит в такой день посещать и кладбища, для почитания умерших стоит выбрать другое время. Пасха – это торжество жизни над смертью, правды над грехом. Лучше не забывать об этом, когда в 2019 году будет встреча светлой Пасхи.

Соответствующее мнение высказывают и представители православной церкви.

В прекрасный весенний день Светлого Христова Воскресения, каждый может почувствовать себя частью чего-то чудесного и вечного. Ведь отметить Пасху — большая честь. Это значит соприкоснуться со святой историей – возможно, главным событием в истории человечества.

zavedeno.com

Народные верования в праздник Пасхи

Ниже мы впервые переиздаём статью члена-сотрудника Императорского Русского Географического общества по отделению этнографии Ивана Плакидыча Калинского, которая была частью его «Церковно-народного месяцеслова на Руси» (несколько отличаясь).

Комиссия, избранная Отделением этнографии Русского Географического общества для рассмотрения трудов, заслуживающих награждения медалями, на двух заседаниях ((от 22-го ноября и 11-го декабря 1876 г.) на основании обстоятельной рецензии своего члена, известного фольклориста, археолога, историка, члена-корреспондента Императорской Академии наук, П.И. Савваитова, пришла к выводу о том, что труд И.П. Калинского «Церковно-народный месяцеслов на Руси» достоин малой золотой медали Общества и напечатания VII-м томе «Записок Русского Географического общества по отделению этнографии».

Публикуется по изданию: Калинский И. Народные верования в праздник Пасхи // Домашняя беседа.- 1877.- N14.- С. 402-408.

Орфография частично изменена в согласии с современными правилами написания. Цитаты оставлены без изменений. Постраничные ссылки автора заменены концевыми. Одно из постраничных примечаний принадлежит редактору «Домашней беседы» - В.И. Аскоченскому.

+ + +

Пасха именуется праздником праздников, торжеством торжеств. Не даром поэтому наши предки со своей стороны обставили этот праздник особенными верованиями и обычаями, которые и доселе живут в быту народном.

В русском народе исстари первый день Пасхи называется Светлым Воскресением, «великоднем», и вся светлая седмица известна под именем святой, великоденской, радостной[i]. В Златой Чепи сказано: «Вся та неделя - един день; ибо когда Христос воскрес, тогда солнце стояло не заходя всю ту неделю»[ii]. Известно, что против этого суеверного предания с особенным обличительным словом восставал в свое время преподобный Максим Грек, и наши предки действительно до него не иначе как этим преданием объясняли себе название «великодня»[iii]. Между родственными нам славянскими наречиями и доселе и доселе «великодень» употребляется в смысле Воскресения. В Древней Руси также, как видим из народных сказаний, было сильно распространено верование, что с первого дня Пасхи до Вознесения по земле странствуют Христос и апостолы в нищенских рубищах и в виде бедняков. Они испытывают людское милосердие, награждают людей добрых и карают злых[iv]. Верование в странствование по земле Иисуса Христа вышло из Евангельских сказаний, в которых именно находим частые упоминания о явлении Иисуса Христа по воскресении Его из мертвых, Своим ученикам и апостолам и еще многим из Своих последователей. В указе о погребении усопших на св. Пасху (в Требнике), в объяснение того, почему из обычного чина отпевания усопших очень немногое удерживается при погребении их во дни Пасхи, - сказано, что «в покаяние умерший (в сии дни), а и не удовлесотворил есть о своих согрешениих, молитвами церковными оставляется ему и от удержания свободится». По народному представлению, в праздник Пасхи открывается светлый рай для всех умирающих в это время, и все покойники, оставляющие этот свет на Пасху, беспрепятственно переходят в селения праведных[v]. Мысль эта, как видно, легко родилась в уме народном частию под влиянием священных песней, в которых возвещается всеобщее прощение, частию под влиянием церковного обычая открывать в храмах на всю пасхальную седмицу царские двери. По толкованию св. Иоанна Златоустого, отверстие этих врат знаменует отверстие небес[vi].

 Обряд христосованья, в праздник Пасхи, изстари пользуется в русском народе глубоким уважением и получил широкое приложение в его жизни. Обычай этот, как известно, перенесен к нам из Греции, где был известен в древности. Вот что замечает о нем один из западных писателей XVII века, Лев Аллаций: «Под конец утрени, говорит он, священник во всем облачении, держа на руках Евангелие, на верхней доске коего изображено распятие Христово, становится пред царскими вратами, а с ним и сослужители, держа каждый икону. Тогда начинают петь тропарь: «Христос воскресе», что продолжается до тех пор, пока вся эта церемония кончится. Почетнейший из предстоящих подходит и, приложась к изображению на св. Евангелии, обняв обеими руками священника, целует его в плечи, говоря: «Христос воскресе!» Священник же, целуя его взаимно в лицо, ответствует: «воистину воскресе!» После, таким же порядком, подходит другой, третий и все находящиеся в церкви и, приложась к иконам, и поцеловав священника, лобызают также и всех, подле него стоящих сослужителей, и потом все таким же образом целуются между собою. А женский пол, взаимно лобызаясь, целуют тольько одна другую, приветствуя теми же словами. Тоже делают и дети. В продолжении трех дней и более, все лобызаются между собою и вне церкви, - мущины с мущинами, а женщины с женщинами; дети же различия сего не наблюдают»[vii].

Что касается самого значения обряда христосованья, то нет сомнения, что он, по мысли Христианской Церкви, служит выражением общей радости и всеобщего прощения, которое даровано нам воскресением Спасителя[viii]. Потому-то наши предки на праздник Пасхи христосовались не только с живыми, но и с умершими. Обычай этот в старину особенно наблюдали благочестивые старики и старухи, которые на Пасху ходили на кладбища, - на эту ниву Божию, и христосовались со своими покойниками, сопровождая обыкновенно этот обряд плачем, стонами и разными причитаниями[ix].

Не менее также уважается в нашем народе другое благочестивое обыкновение, освящаемое самою Церковию, именно употребление на Пасху красных яиц. В яйце, сокрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение живоносного гроба и воскресения Христова; с другой стороны, воскресное яйцо своим красным цветом легко могло напомнить ту бесценную кровь, которою исходатайствовано нам вечное спасение. О начале обыкновения употреблять на Пасху красные яйца в Греции сохранилось целое предание, в котором виновницею этого обычая представляется св. Мария Магдалина. Предание это говорит, что по вознесении Спасителя на небо, св. Мария Магдалина, пришед в Рим для проповедания Евангелия, предстала пред императора Тивериея и, поднесши ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» и таким образом начала свою проповедь[x]. Первенствующие христиане, узнав по слуху об этом простосердечном приношении св. Магдалины, начали подражать тому и при воспоминании воскресения Христова, дарили друг друга яйцами[xi]. Это обыкновение впоследствии времени стало всеобщим. Предание это подтверждается упоминаемою ученым греком Константином Экономидом, в сочинении его об этом предмете рукописью X века, которая хранится в монастыре св. Анастасии, находящемся недалеко от Фессалоники, и в которой сказано, что обыкновение это существует от самых времен апостольских и получило начало от св. Марии Магдалины[xii].

Не умаляя значения христианского предания о начале обычая употреблять на Пасху яйца, заметим, что обычай подобного рода был известен в глубокой дохристианской древности. Известно, что все народы в Европе и Азии в язычестве имели обыкновение во время празднования нового года, который обыкновенно начинался почти в одно время с христианскою Пасхою, ставить на стол яйца и делать ими друг другу подарки. В Персии до сих пор соблюдается этот обычай. Так, Брюн, в описании своего путешествия, замечает, что в 1704 г. ему случилось быть в Персии в самый праздник нового солнечного года, во время которого жители именно дарили друг друга крашеными яйцами[xiii]. В глазах древних народов, как объясняет Плутарх, яйцо представляло некоторым образом Творца, во всем вседействующего и все в себе заключающего; так, по его словам, смотрели на яйцо египтяне, персы, римляне, греки и другие народы[xiv].

Обращаясь затем к временам древнерусской жизни, заметим о некоторых обычаях, соединявшихся издревле с употреблением воскресного яйца. Известно, что на пасхальной утрени наши цари, перед тем как христосоваться, прикладывались к иконам и христосовались с духовенством и боярами, при чем более близких из них жаловали к руке, раздавая яйца гусиные, утиные, куриные, также деревянные, расписанные по золоту яркими красками в узоры или цветными травами[xv]. Приготовлением таких яиц к празднику Пасхи в старину на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой Лавры[xvi]. Что касается простого народа, то при христосованьи, он смотрит на них, как на символы всего жизненного и цветущего в природе. Так, на праздник Пасхи наши крестьяне ставят на стол кадку с зернами пшеницы, зарывая в нее воскресное яйцо, и зерны эти берут для посева. Или - отправляясь сеять лен, кладут в мешок, наполненный семенами, яйца и при посеве этих семян разбрасывают по полю яичную скорлупу, приговаривая: «Уроды, Боже, конопли былы, як яйцо». Также есть у некоторых хозяев обычай гладить воскресным яйцом домашний скот, особенно лошадей, в знак желания, чтоб они были гладки, как яйцо[xvii]. Не говорим уже о том, что исстари у русского народа яйцо, особенно на праздник Пасхи, служило своего рода игрушкой: оно употребляется, как известно, для битков, катанья и других развлечений. Впрочем, такого рода обращение с воскресным яйцом не считалось у наших предков приличным и уместным. Потому-то, например: в монастырских указах XVII века, наряду с другими суевериями запрещается крестьянам, как дело противное вере и обидное для важности праздника, биться яйцами[xviii].

В древней Христианской Церкви, как известно, праздник Светлого Воскресения Христова посвящался по преимуществу делам благотворительности. Подобно тому у нас на Пасху русские государи посещали застенки, больницы, богадельни, пленных иностранцев и колодников и, приветствуя их: «Христос воскресе», наделяли одеждою, деньгами, пищею. Вообще всю Светлую Седмицу наши цари и царицы посвящали богомолью, путешествию по ближним и дальним монастырям, и щедрой раздаче милостыни нищим и увечным[xix].

Простой люд наш тоже праздник Светлого Воскресения Христова встречает с особенным благоговением и духовною радостию. Именно, в ночь под Пасху никто не ложится спать; несколько человек из всякого семейства идут к заутрени, оставшиеся же молятся дома, и с нетерпением ожидают, когда возвратившиеся из церкви возвестят им: «Христос воскресе!» На праздник Пасхи у нас, по исконному обычаю, священники и церковнослужители ходят в городах и селах по домам со священными иконами, с пением праздничных стихов и вообще с молитвенными благословениями[xx]. Это известно у нас под именем «славления Христова», которое, если бы было всегда и везде производимо с должным благоговением, то могло бы производить действия, подобные тем, какие произвела весть апостолов о воскресении Христа. При этом во многих местах Великороссии принято отправляться в сопровождении священнослужителей с иконами и хоругвиями на поля, засеянные озимым хлебом. Во время этого богомолья многие соблюдают строгую умеренность в пище и питии, не употребляя во все продолжение ношения икон мяса, и при этом хозяева просят в своих молитвах Воскресшего, да воскресит Он и все посеянное на поле[xxi]. В западной и южной Руси во время обхода с молитвою домов священники благословляют еще столы с разного рода яствами, которые обыкновенно приготовляются к Пасхе в большом количестве и разнообразии. Замечательно при этом, что, смотря на пасхальные яства как на вещи, освященные церковною молитвою, наш простой люд с особенным благоговением относится к остаткам воскресной трапезы. Так, наши поселяне стараются сберегать кости от пасхального стола и частию зарывают их на пашнях, с целию предохранить нивы от града; частию держат в домах и во время летних гроз бросают в огонь, дабы отвратить удар грома и т. п.[xxii]

 С давних времен положено нашей Церковию чрез все продолжение праздника Пасхи звонить во все колокола. Обыкновение это особенно сильно в великой и южной России, где всегда в это время находится весьма много охотников звонить на колокольнях[xxiii]. Целодневный звон знаменует в этом случае духовное торжество и сердечную радость верующих о победе над врагами нашего спасения[xxiv]. В других местах на «велик-день» в Великороссии и Западной России существует обычай, перед пасхальной заутреней всходить на колокольню и стрелять оттуда из огнестрельных орудий; также во время крестного хода на самой заутрене бить в барабан. Первое из этих обыкновений известно у лужичан[xxv].

Существует народное поверье об игрании в Светлое Воскресенье солнца, как бы разделяющего с христианами радость великого праздника; потому многие из простолюдинов наших, весьма интересующихся этим мнимым явлением, рано на праздник Пасхи взбираются на колокольни, крыши, пригорки, чтоб наблюдать за игранием солнца[xxvi].

Наконец, в русском быту исстари совершается в праздник Светлого Воскресения еще один обряд, который, несомненно, относится к глубокой древности языческой; разумеем так называемое обливание молодых людей и девиц в первые дни праздника Пасхи. Об этом обычае древних славян читаем следующее замечание в Густинской летописи: «От сих, то есть языческих, богов, единому некоему богу на жертву людей топяху, ему же и доныне, по некиим странам, память творят безумнии: в день Воскресения Христова собравшеся юнии, играюще вметают человека в воду, и бывает тогда действом тых богов, си есть бесов, разбиваются и умирают или утопают; но в иных же странех не вкидают в воду, но токмо водою поливают, но единоче тому же бесу сотворяют»[xxvii]. По свидетельству Ломоносова, в его время в простонародии обливали водою в наказание за небытие у заутрени, а иногда просыпавших ее бросали в воду[xxviii]. Известно, что у римлян весною в месяце мае обливали друг друга водою и купались в Тибре в честь богини Маии[xxix]. Сербы доселе наблюдают особенный обряд Додоны, который имеет символическое значение благодетельного и плодотворного влияния весенней влаги и дождя[xxx]. Можно полагать, что и у нас в обряде, приуроченном к важнейшему весеннему празднику Пасхи, наши предки выражали свои верования в благодетельную и плодотворную силу весенней водной стихии. Верование это имело глубокое значение у наших предков, которые даже приносили жертвы водной стихии и приписывали целебное значение весеннему снегу и дождю. Потому-то в указе Св. Синода, изданном в 1721 г. 17 апреля, наряду с другими народными суевериями и остатками древнего язычества строго запрещается и обычай обливания на Пасху как остаток темной дохристианской старины. «В Российском государстве, - говорится в этом указе,- как в городах, так и весях, происходит от невежд некоторое непотребство, а именно во всю святую седмицу Пасхи, кто не бывает на утрене, такого, якобы штрафуя, обливают водою и в реках и в прудах купают. И хотя простой народ делает себе будто забаву праздничную, однако от этой суетной забавы делается не токмо здравию, но и животу человеческому несчастие; ибо оным от невежд купаньем в глубоких реках иногда людей потопляют, а сонных и хмельных, внезапу обливающе, ума лишают».

[i] Общерусск. дневник Петрушевича.

[ii] Правосл. Собеседн. 1858 г.; Историческ. очерки нар. слов. Буслаева, т. I, стр. 503.

[iii] Православн. Собеседн. 1858 г.

[iv] Поэтич. воззрения слав. на прир., Афанасьева, т. III, стр.702; Русск. Беседа 1858 г., I, ст. Максимовича, 78; Цебриков, 275-277; Маяк, ХI,1843 г., материалы.

Этим народным верованием отчасти напоминается то древнеязыческое понятие, что с началом весны являлись на землю светлые боги и подавали ей плодородие.

[v] О велик. Господск. и Богородск. праздн. Киев, 1835 г.

[vi] Бесед. на послан. к Ефесеям, III, 193.

[vii] Thesaur. Eccles. Suiceri т.I, p. 554.

[viii] О велик. Господ. и Богород. праздн. Киев, 1835 г.

[ix] Отголоски старины Любецкого, 230 стр.

[x] Есть еще вариант этого предания. Св. Магдалина поднесла будто бы не красное, а простое белое яйцо, и когда Тиверий, удивленный вестию ее о воскресении Христовом, сказал: «я тогда этому поверю, когда это яйцо из белого сделается сейчас же красным», - яйцо действительно окрасилось в красный цвет. - Ред. «Домашней Беседы».

[xi] О велик. Господск. и Богород. праздн. Киев, 1835 г.

[xii] Там же.

[xiii] Поэт. воззрен. славян на природу, Афанасьева, т. I, 536-537.

[xiv] Опыт. повест. о древност. русск. Успенского, II ч., 221-222.

[xv] Отголоск. Старин. Любецкого, 219-220.

[xvi] Домашний быт русск. царей Забелина.

[xvii] Поэт. воззрен. слав. на природу, Афанасьева, т. I, стр. 537.

[xviii] Акт. Юридич., стр. 357.

[xix] Отголоски старины Любецкого, стр. 220.

[xx] О велик. Господ. и Богород. празд. Киев, 1835 г.

[xxi] Там же.

[xxii] Маяк 1843 г., ХI, материалы; Порядок народного времясч. и празд. обыч. в северо-западн. крае, стр. 49.

[xxiii] О велик. Господ. и Богород. праздн. Киев, 1835 г.; Отголоски старины Любецкого, 227.

[xxiv] О велик. Господ. и Богород. праздн. Киев, 1835 г.

[xxv] Общерусск. дневн. Петрушевича; Поэт. воззр. славян на прир., Афанасьева, III, 702.

[xxvi] Общерусск. дневн. Петрушевича; Отголоски старины Любецкого, 319; Предания о нар. русск. суевер., повер. и обыч., 1861 г.

[xxvii] Полн. собр. русск. лет., II, стр. 257.

[xxviii] Опыт повест. о России Елагина,1803, стр. 360; Опыт. повест. о древн. российск. Успенского, стр. 414.

[xxix] Русск. простон. праздн. и суевер. обр. Снегирева, вып. III, стр. 84.

[xxx] Поэт. воззр. слав. на природу, Афанасьева, т. II.

Комментарии

ruskline.ru


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031