Праздник успение пресвятой богородицы история


Успение Пресвятой Богородицы: история праздника

Ежегодно Успение Богородицы празднуется 28 августа. Историческое событие этого памятного дня окрашено одновременно печалью и радостью. Именно в этот день Пречистая Дева окончила свой жизненный путь и наконец воссоединилась с Сыном.

Успение Пресвятой Девы считается одним из главнейших православных праздников. Это празднество имеет отношение к истории, о которой не написано в Библии, тем не менее известно всем и каждому, благодаря рассказам церковных служителей.

Успение, или иными словами смерть, Богородицы — праздник счастья и радости. Но далеко не всем понятно, как столь печальный момент может служить достоянием для православных христиан. Для этого следует обратиться к истокам жития Богородицы и познать истину христианской веры.

Житие Богородицы

После распятия Христа о Деве Марии в Библии сказано мало слов. Известно лишь то, что после Вознесения Иисуса в Царствие Небесное она жила в столице Израиля, до тех пор, пока не началось гонение христианского народа. Иоанн Богослов, коему было поручено самим Христом охранять и заботиться о Матери Господа, помог ей перебраться в Эфес. Каждый день Приснодева навещала епископа Лазаря Четверодневного, а также посещала гору Афон, которую в дальнейшем она обозначила местом для молитв и обращения к Богу.

Перед своей смертью, Пресвятая Дева вернулась в Иерусалим. Там она каждодневно предавалась молитвам и ходила в те места, которые были связаны с жизнью Сына ее Иисуса Христа. В молитвенных просьбах Богоматерь умоляла о свидании с Сыном на небесах.

Однажды, на Елеонской горе, пред Девой Марией явился Архангел Гавриил. Он рассказал ей, что жить ей осталось ровно три дня, а после Божья Матерь уйдет на вечное упокоение. Что покинет она землю и отправиться в рай небесный к Сыну Своему. Мария обрадовалась этой новости, ведь все молитвы были услышаны, она прошла испытание жизнью, наблюдая за тем, как издеваются над чадом ее, как страдает и умирает единственный Сын. Богородица устремилась поделиться благой вестью с Иоанном, который был добр к ней и выполнил наставление Христа. Известие облетело всю столицу и окрестности Израиля, как некогда ранее, новость о рождении Спасителя. Апостолы, прославляющие слово Божье по всей земле, незамедлительно вернулись в Святой город, дабы успеть проститься с их общей матерью.

Сама же Богородица перед смертью оставила все сбережения своим служанкам — вдовам. И дала им указание, чтобы похоронили ее рядом с родителями у подножия горы Елеонской, в селе Гефсимания.

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

В тот день, когда Дева Мария скончалась, все жители столицы пришли попрощаться с ней. Всех проповедников и верующих людей под одной крышей собрала весть о том, что для Божьей Матери пробил смертный час. За ее успением наблюдали все, каждый явился, чтобы проститься с Блаженной Девой. Весть о кончине Первой Матери разлетелась по всему миру, ведь чудо, которое произошло в тот день изумило даже самого строгого и безбожного человека.

Богородица уходила из мира живых со светом, ярким, ослепительным и чистым, ее окружали ангелы, среди которых появился пред нею сам Христос. Мария обратилась к Сыну своему с просьбой о спасение и благословение всех тех, кто находится рядом с ней в этот день, и кто молится о ней. Дева Мария также воззвала к Иисусу в молитве защитить ее силой Господа-Бога от демонов и сатаны, а затем, в счастье и в упоение, полностью отдалась в руки Господа. Иисус Христос лично вознес свою мать на руках в Царствие Небесное.

В течении трех дней и трех ночей, апостолы воспевали библейские псалмы возле гроба Пресвятой Девы. И только на третий день они получили истинное и полное успокоение от Образа Святого, представшим им в лице Божией Матери и речи ее. Она востребовала ликовать и радоваться, воспеть духом, так как с этого момента она будет рядом с каждым, вечно оберегая и покровительствуя. После воскресения, тело Матери покинуло этот мир, отправляясь к Господу на небеса.

Многие люди могут подумать, что это полный абсурд праздновать день Успения, то есть день, когда скончалась Матерь Божия. Ведь для большинства людей смерть ничто иное, как боль, страдание и печаль. Но истинно верующим людям известна истина: смерть — это лишь начало вечной жизни. Только после упокоения начинается настоящая, счастливая жизнь на небесах, рядом с Господом нашим. Христиане знают, что не кончина несет за собой страдание, а поступки, что сотворяют люди, живя на земле.

Праздник Успение Пресвятой Богородицы дает нам понять, что Дева Мария покинула этот мир в радости и с покоем на душе. Что жизнь — это лишь тяжелый, но вынужденный путь, для обретения вечной и истинной жизни. Поэтому Успение Богородицы — это блаженный праздник для христиан, ведь только через смерть мы познаем истинное счастье. Мы желаем вам отличного настроения, крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ...

В церковном календаре особое место занимают праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Сретение ...

4 декабря христиане отмечают один из главных православных праздников. Молитвы, обращенные к Пресвятой Богородице в ...

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» прославилась многими чудесами. 7 февраля православные христиане возносят ей ...

dailyhoro.ru

Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа). Литургическое освещение праздника. История праздника. Успенский пост + Православный Церковный календарь

Церковно-богослужебное раскрытие исторического события Успения Божией Матери основано на древнехристианских преданиях. Отслоение зерна истины от сомнительных или неправдоподобных вымыслов в сказании об Успении Пресвятой Богородицы совершили в своих литургических творениях, посвященных празднику, такие авторитетные песнописцы Православной Церкви, как: св. Анатолий, патриарх Константинопольский (V в.), св. Герман, патриарх Константинопольский (VIII в.), св. Феофан Начертанный, митрополит Никейский (IX в.), св. Косма Маиумский (VIII в.) и преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.). Они изображают событие Успения Богоматери в подробностях, критически взвешенных, общепринятых в Церкви и соответствующих беспримерному величию и достоинству Матери Бога Слова.

Богослужебные песнопения праздника раскрывают смысл следующих моментов данного события: 1) собрание апостолов в Иерусалиме, 2) последнюю беседу их с Божией Матерью, 3) преставление и погребение Богоматери и 4) явление Её апостолам на третий день после погребения.

В обычном порядке вещей люди не знают времени окончания своей земной жизни. Но святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне Своего преставления получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее успения. При этом Архангел вручил Божией Матери райскую светоносную ветвь со словами: «Радуйся, Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия».

Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью.

Для служения Владычице при погребении Господь ко дню бессмертного Успения Своей Пречистой Матери чудесно собрал в Иерусалим сонм апостолов.

Самовидцы и слуги Слова в это время, рассеявшись по различным странам, проповедовали всюду Святое Евангелие. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках перенесла к Иерусалимскому дому апостола Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь. В числе прибывших в Иерусалим церковное предание упоминает, кроме святых апостолов из числа 12, Тимофея, Дионисия Ареопагита и Иерофея из числа 70.

По Божию Промыслу, очевидцам Господня Вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на Небо Пречистой Матери Господа.

Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали.

Утешая их, Пресвятая Богородица говорила: «Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире... А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси». И еще молитвенно сказала: «Сыне и Боже Мой! Тех, Которых Ты дал Мне, сохрани во веки».

При последней беседе Божией Матери с апостолами не могли удержаться от плача также святой апостол Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме. Исполненный скорби, апостол Иоанн говорил Пречистой: «Куда отходишь, Мати? Возьми к Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. После Твоего преставления преставь и меня к Родив­шемуся от Тебя, чтобы мы вместе предстояли Господу во славе, как и при Кресте страданий».

Подобным образом, проливая слезы, и жены восклицали: «Матерь Вышнего Бога! Как перенесем болезнь разлуки с Тобой? Не оставь нас сиротами без Твоей Матерней любви и попечения. Твое отшествие — нам скорбный плач»4. Пресвятая Богородица всех утешала, обещая быть их всегдашней Молитвенницей и по успении.

Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печали. Апостолы и многие из иерусалимских христиан окружили одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома святого Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Перед одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный многочисленными Ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников. Пречистая в умилении привстала, молитвенно воздела руки к Нему, насколько могла, поклонилась и с любовью тихо промолвила: «Славлю Тебя, Сын Мой, и Твое крайнее благосердие. Поклоняюсь славе Твоего величества. Песнословлю державу Твоего Божества, Твое снисхождение и человеколюбие. Что Тебе воздам Раба Владыке? Что Тебе ныне принесу на небеса, если не душу и тело?»

Господь в ответ на слова Богоматери сказал: «Прииди, Ближняя Моя, прииди, Прекрасная Моя! Прииди, Матерь Моя, в Божественную радость и Царство — туда, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святой».

Исходившую из тела Богоматернюю душу Спаситель принял на Свои живоначальные длани. Как Дева-Матерь не оставила Его на Кресте, так Он, исполняя Сыновний долг, не оставил Свою Матерь в час Ее преставления.

Бездыханное Богоприятное тело Богоматери, молниеносно сиявшее Божественным светом явно для апостольского взора, трепетно покрыли священными крыльями Херувимы. Тогда пришло в исполнение прообразовательное осенение Ковчега Завета литыми из золота Херувимами. Вместо того здесь, в Сионской горнице, живые Херувимы приосенили Ковчег Бога Слова — Пресвятую Богородицу.

Святые апостолы при виде преставления Богоматери и радовались, и плакали, и с любовью лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатью и жизнью, как у мирно спящей, и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею.

Апостол Петр, со слезами взирая на тело Богоматери, громко сказал: «О, Дева! В Тебя вселился Господь — Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».

Из уст прочих апостолов невольно вырывались подобные же восклицания, сопровождаемые обильными слезами. «Пречистая, — восклицали они, — как предадим Тебя, Матерь жизни, гробу?» «Увы нам! Недолго мы имели Тебя утешением..., ныне же видим подъявшей смерть по закону естества. Как погребем Тебя, Дева, или какими обовьем плащаницами? Какими руками прикоснемся к Твоему нетленному телу? Как понесем всетяжкое сиротство?» «Открой, Мати Божия, Твои чистые очи и посмотри на Твоих чад! Открой, Пресвятая, уста и дай нам благословение... Как умерла Ты, обожившая естество смертных? Ты почила, а не умерла, пробудившись в лучшей, бессмертной жизни. Богородица Дева! При виде Тебя бездыханной ослабевает наш дух. Радость наша, Богородица! Проповедание наше, Богородица! Куда отходишь от нас? Куда проставляешься ныне, оставив птенцов на земле? Богоотец Давид! Ныне при исходе Матери нашего Бога будь с нами и воззови ныне к Божиим Ангелам: «Возьмите врата, чтобы благолепно принять Божию Матерь! Пречистая! Вспомни в Небесном Царстве о нас, славящих Твое успение».

Апостольский сонм, такими и подобными многими словесными обращениями излив свои чувства и оплакав разлучение свое с Богоматерью, приготовил Ее тело к погребению. Погребальный одр апостолы приняли на свои рамена и торжественно понесли в Гефсиманскую гробницу. Это была высеченная из камня пещера, вход в которую закрывался большим камнем. На пути к пещере апостолы воспевали священные погребальные псалмы и другие песнопения, предначинаемые апостолами Петром и Иаковом, первым Иерусалимским епископом. В них прославлялось Божие промышление в Богоматернем Успении. Апостольскому пению явно для слуха участников погребальной процессии вторил невидимый ангельский хор.

Торжественная обстановка погребения Божией Матери вызвала вспышку злобы в сердцах иудеев, ненавистников христианства. Один из ярых врагов первохристианского общества, некто Аффоний, иудейский священник, пламенея сатанинской злобой, — подбежал к погребальным носилкам, на которых износилось тело Богоматери. Он схватил носилки за край, намереваясь опрокинуть их. В это мгновение невидимая сила Божия отсекла кисти его рук, а сам он, ослепнув, с криком ужаса и боли упал на землю. Пораженный чудесной Божией карой и пришедший в сознание греха своего, Аффоний стал каяться пред всеми в своем замысле. Плача и исповедуя Божию Матерь Богородицей, он просил указания у апостолов, как ему загладить свой грех, тогда апостол Петр научил его просить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные части рук к отсеченным кистям. Аффоний последовал апостольскому повелению и тотчас получил исцеление. Так Господь наказал иудейскую дерзость и сохранил честь Своего одушевленного Кивота.

Достигнув Гефсиманской пещеры, апостолы погребли здесь тело Богоматери и ко входу в пещеру, по еврейскому обычаю, привалили большой камень.

Богоматерняя же душа была торжественно вознесена Господом на небо, во «Святая святых». Божия Матерь, это земное Небо, вселилась на небесной и нетленной тверди для бесконечного радостного созерцания славы Сына Божия. Восход Ее души к Небу происходил в ангельском окружении и среди славословий старейших ангельских сил и душ праведников. Бесплотные духи, приникая друг ко другу, восклицали к превышним ангельским ликам: «Вот, приходит Всецарица Богоотроковица, приимите ваши надвратия и премирно подымите Матерь присносущного Света. Приимите Родившую Творца неба и земли». «Чрез Нее явилось людям всеобщее спасение. Мы не можем взирать на Нее и воздать Ей подобающую честь. Ее превосходное величие выше всякого разумения». При восхождении в Горний мир Державной Царицы неба и земли ужас и трепет объял воздушных духов тьмы. Свет славы Ее, молниевидно прошедший даже до ада, привел в трепет сатану. Он с плачем и стенанием взывал: «Что мне и Тебе, Матерь Божия?»

Среди ликующего пения небожителей Богоматерняя душа возступила на Небесный круг и достигла прекрасного горнего Иерусалима. Ее, как Царицу и Владычицу, принял престольный город Вседержителя. Прерадостно вошла Она в его нерукотворенные храмы и отсюда вознесена была превыше небес, в благолепие Божие. Приблизившись к Престолу Пресвятой Троицы, где страшный и неприступный свет, Богоматерь, падши, рабски поклонилась Божеству. Сын и Бог почтил Ее во Святая святых Неба благодатию высокопрестольной славы, посадив одесную Себя. Видя величие Царицы Небесной, горние чины припали пред Ней, как пред Своей Владычицей.

С этого времени Богоматерь во славе предстоит Престолу Сына Своего и Бога и с Ним вечно царствует. Она — Красота в Господней деснице, облеченная в солнце и благодатно сияющая всей вселенной.

После всего вышесказанного становится понятным смысл бо-гослужебных выражений о том, что погребение Божией Матери стало лествицей к Богу, сущему вверху ее, и что Пресвятая — живой престол Божий — взошла на горний Престол Божий, превыше небес.

Пречистое тело Божией Матери почивало в погребальной пещере около трех дней. Гефсимания была для Нее местом лишь трехдневного упокоения.

Один чудесный случай, промыслительно устроенный Богом, привел апостолов и всех христиан к уверению в факте воскре­шения и преображения Господом Спасителем Богоматернего тела, применительно к пророчеству Давида: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот Твоей Святыни» (Пс. 131, 8).

Вот что повествует церковное предание об этом событии.

Среди апостолов, собравшихся в Иерусалим на погребение Божией Матери, по Божию смотрению, отсутствовал апостол Фома. Божественная сила восхитила его в Иерусалим позднее прочих апостолов. Он прибыл сюда из Индии, где проповедовал Евангелие, в то время, как Божия Матерь уже два с половиной дня почивала в гробнице. Узнав об обстоятельствах Успения Пресвятой Богородицы, апостол Фома долго и горько плакал и скорбел о том, что не удостоился быть при последних минутах земной жизни и погребении Пречистой и не получил Ее благословения.

Сострадая ему и желая его утешить, апостолы направились с ним к пещере, в которой покоилось Богоматернее тело. Чтобы апостол Фома имел возможность проститься с Божией Матерью, они отвалили камень от входа гробницы. Все апостолы вошли в нее. Но каково было их изумление, когда вместо тела Пресвятой Богородицы они увидели на смертном ложе одни погребальные пелены и пояс Пречистой, и для них стало очевидным чудо воскрешения Господом Своей Пресвятой Матери для жизни на Небе во плоти».

Пораженные этой чудесной неожиданностью, святые апостолы по возвращении в Сионский дом апостола Иоанна Богослова некоторое время пребывали в молитве. Уже к вечеру они сели за общую трапезу, чтобы подкрепиться пищей. По своему обыкновению на главном месте за столом они всегда полагали отдельный хлеб в честь и память Господа Спасителя. Такой хлеб лежал на переднем месте застолья и в этот раз. По окончании трапезы, когда апостолы возносили этот хлеб вверх со словами: «Господи Иисусе Христе, помогай нам», вдруг пред их очами разверзлась кровля дома, и их взорам в воздухе предстала Божия Матерь в небесной славе, окруженная бесчисленным сонмом Ангелов и святых. Из уст Пречистой послышался сладостный голос: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Апостолы в умилении пали пред Богоматерью и воскликнули радостно: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

В соответствии со свидетельствами богослужебных песнопений честное тело Богоматери не видело тления во гробе. Приняв погребение, как смертная, Пречистая восстала вседействием духа, как Божия Матерь, и с преображенным телом прешла от земли на Небо. В силу происхождения от смертных родителей, Она имела естественную человеческую кончину, но гроб сделался для Нее лествицей к Небу, Гефсимания — местом веселия и сияния.

На земле Бог Слово опочивал 9 месяцев во чреве Матери Своей по плоти, как младенец. Ныне же на Небе Матерь Божия опочивает и вселяется в Боге. Она в предстоянии Троичному Божеству веселится, видя на Божием Престоле всенепорочное и обоженное Тело Сына Своего и Господа.

Все сказанное об Успении Богоматери и внутреннем значении его можно обобщить в форме такого заключительного положения: Успение Божией Матери, выражаясь библейски, есть взимание от земли на Небо преславного града Господня, восхождение чистого и всесвятейшего Божьего образа к Первообразу, приятие Небом Божией тьмочисленной святой Колесницы. Оно есть отлет из земного гнезда уязвленной любовью к Богу Чистой Голубицы для облетания Божьего Престола и вместе положение в Божии руки таинственной Книги, в которой написано Божие Слово.

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII—IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV—V веках присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник св. Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона св. Космою Маиумским и преп. Иоанном Дамаскиным.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднова­нию его верующие приготовляются двухнедельным постом, которой называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 14 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без растительного масла, кроме суббот и воскресений, когда разрешается и растительное масло). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь и особенно время перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе месяце существовал уже в V веке. В XII веке на Константинопольском Соборе (в 1166 г.) постановлено поститься две недели перед праздником Успения Пресвятой Богородицы (и только в праздник Преображения разрешать вкушение рыбы)1.

Версия для печати

days.pravoslavie.ru

Успение Пресвятой Богородицы: история праздника

Последнее обновление: 27.08.2014 

28 августа Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Богородицы. Слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть». Однако кончину Богородицы Церковь называет именно успением, потому что, согласно преданию, её смерть не была обычной. Дева Мария лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечной и после трёх дней с нетленным телом войти в Царствие Небесное.

История праздника

До V века Церковь не упоминала об Успении Богородицы, и до VI века Успение не праздновалось среди христиан как церковный праздник, поскольку в самом Священном Писании не говорится об обстоятельствах кончины Богородицы и её погребения. Однако об этом известно из нескольких апокрифов*.

После распятия и воскрешения Иисуса Христа Богородица находилась на попечении одного из апостолов — Иоанна Богослова. В конце своей жизни она проводила много времени в молитвах у Гроба Господня. По преданию, во время одной из таких молитв архангел Гавриил сообщил ей о том, что через три дня она скончается, и преподнёс ей пальмовую ветвь как символ победы над смертью.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошёл к ней, чтобы забрать её душу с собой. 

Похоронили Деву Марию в Гефсимании, где были ранее погребены её родители, святые Иоаким и Анна, а также праведный Иосиф Обручник. Иудеи пытались разогнать торжественную похоронную процессию, однако чудо помешало им это сделать. Иудейскому священнику Афонии, который попытался перевернуть гроб Богородицы, ангел отсёк руки. Он исцелился только после того, как раскаялся и стал христианином.

На третий день апостолы отодвинули большой камень, которым был закрыт вход. Однако Девы Марии они не обнаружили, в гробнице были только погребальные пелены — Иисус забрал на небеса не только бессмертную душу Богородицы, но и её тело.

Погребение Богородицы. Дуччо (деталь алтаря). Фото: Википедия.

Традиции и особенности богослужения

В православии Успение Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников**. Ему предшествует двухнедельный Успенский пост с 1 по 14 августа, являющийся наиболее строгим после Великого поста. Подробнее об Успенском посте читайте в справке>>

Успение Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднества и восемь дней попразднества, а накануне самого праздника в церквях совершается всенощное бдение.

В праздник во многих храмах совершается чин погребения Божией Матери, особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании. В XVI веке этот обычай был очень распространённым в православной Церкви, но в XIX о нём практически забыли. В настоящее время чин погребения Богоматери совершается во многих кафедральных и приходских храмах на 2-й или 3-й день праздника. Богослужение начинается всенощным бдением, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы; совершается её каждение***, а затем обнесение плащаницы вокруг храма.

*Апокрифы — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Один из таких апокрифов помещён в «Истории Церкви» Никифора Ксанфопула.

**Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии.

***Каждение — воскурение фимиама, то есть сжигание в специальном сосуде — кадиле — смеси благовонных веществ (в основном смол).

aif.ru

Успение Пресвятой Богородицы: история и традиции

28 августа православные и греко-католики со всего мира празднуют Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы приурочен к окончанию земной жизни матери Иисуса Христа, а также ее вознесения на небо.

Согласно преданиям, завершение окончание земной жизни Девы Марии произошло через 15 лет после Воскресения Христова. Все это время она находилась на попечении апостола Ивана Богослова.

Во время ее телесного вознесения на небеса, к ней спустился сам Исус Христос со всеми праведными душами и архангелами. Увидев своего сына, она отдала свою душу, а тело завещала похоронить в Гефсимании, между гробами ее родителей и Иосифа Обручника.

На третий день после погребения, к Деве Марии пришел апостол Фома, который опоздал к моменту Успения. Однако, после вскрытия гробницы оказалось, что тело ее исчезло: вместо них были розы.

В этот день принято в знак благодарения приносить первые плоды урожая в дар костелам, часовням и посвященным статуям Девы Марии. Для верующих в этот день обязательным является посещение мессы и совершение специальных молитв.

В ряде стран Западной Европы, таких как Австрия, Германия и Франция этот праздник является общенациональным, в связи с чем, там установлен выходной.

Также в этот день можно определить, какой будет осень: если на небе появиться радуга – она будет теплой. Если же в этот день будет хорошая погода, то бабье лето будет прохладным и дождливым.

Не менее важной традицией в этот день является молитва о защите детей. Согласно преданиям, Мать Божью в этот день просили о здоровье для малышей, или чтобы у девушек счастливо сложилась судьба.

Украинцы в этот день стараются завершить жатву: на полях традиционно оставляли последний сноп, а в церковь носили семена и колосья разных хлебов для освящения. После этого пекли пироги и сладости, а также созывали родных и близких на праздник.

Не принято в этот день ходить босиком. Считается, что человек, таким образом, соберет все болезни, которые есть на Земле. Более того – нельзя надевать старую или неудобную обувь, ведь это может вызвать проблемы в жизни. Натирание мозоли считается плохой приметой: стоит ждать трудного, проблематичного и неудачного года.

Источник: Politeka

politeka.net

Успение Пресвятой Богородицы. История, проповедь

Успение Пресвятой Богородицы

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Неё рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни.

Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно.

По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову.

Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица». Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.

По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Её было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель.»

Лик Пресвятой Богородицы

Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Неё не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты.

Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды. Но и тогда, как тело Её покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений,  предначертывая новые. Из дома выходила только в храм, и то в сопутствии родных.

Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Её, а нравы Свои Она блюла Сама.

По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, кисти рук и пальцы длинные…

Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что и теперь подтверждает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.

Плащаница Пресвятой Богородицы

В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Её, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания».

Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке. Согласно Преданию за 3 дня до Успения Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил Ей о скорой встрече с Божественным Сыном.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную.

В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия.

После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании

Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди.

Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Её молитву и исполнил желание Её сердца, и начала беседу о предстоящей Её кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись.

Всенощное бдение

Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея» – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на «Господи, воззвах»). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Её, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости.

Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внeзапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой.

Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые только прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем.

Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней.

Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы.

Гефсимания

Гефсиманский сад — в настоящее время небольшой сад (47 x 50 м) в Гефсимании, традиционно почитается как место моления Иисуса Христа в ночь ареста. Здесь растут восемь очень древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет. В евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и Гробницы Богородицы. Гефсиманский сад — только часть масличных рощ. Которые когда-то покрывали склон горы. Самые старые деревья в саду насчитывают возраст до 2000 лет и являются современника Иисуса Христа. Сад – место моления о чаше и ареста Христа. Скала моления о чаще находится внутри Храма Всех наций…

Гефсиманский сад 

Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».

Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». (Этим было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.

Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.

Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе – в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.

Гефсиманский храм Успения

Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело. Гефсиманский храм Успения — особенное место, где вживую переживается присутствие и близость Матери Божией, словно Она Сама стоит — вот здесь и сейчас — перед тобой …

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.

Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно.

В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.

Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне – часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый – Армяно-Григорианской (с 1814 года).

Шествие с плащаницей Пресвятой Богородицы

Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными.

Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.

Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а армяно-григориане – на западной стороне в 1821 году.

На Гефсиманском подворье (Малой Гефсимании), находящемся напротив входа в храм Гроба Господня, хранится плащаница Божией Матери, употребляемая на успенском богослужении. 25 августа в Малой Гефсимании совершается ночная Литургия, по окончании которой плащаницу Божией Матери крестным ходом несут по улицам Старого города в Гефсиманскую усыпальницу, подобно тому, как некогда апостолы, собранные вместе в Иерусалиме чудесным образом, несли с Сиона в Гефсиманию тело Богоматери. Шествие возглавляет игумен Гефсиманской подворья Иерусалимского Патриархата. На своих плечах он несет плащаницу Пресвятой Богородицы. В 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед светлой плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом «литанией».

Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа (ст.стиль). Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы.

По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов. За духовенством в два ряда шествуют чернецы – монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Богородицы.

«О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает…» – здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!»

Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.

В день отдания праздника (23 августа/5 сентября) снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефсимании.

Проповедь на Успение Божией Матери

И так, ныне, по прошествии этого небольшого но строгого поста, Святая Церковь Христова празднует день Успения, упокоения Пресвятой Девы Богородицы. Это можно сказать престольный праздник всей Русской Церкви издревле.

Успение Пресвятой Богородицы

Как можно праздновать день успения день смерти? – Только если мы помним две вещи. Во-первых, то, что смерть является для нас, остающихся на земле, горькой, болезненной разлукой с любимым. Но для умирающего смерть, успение является торжественной, величественной встречей живой души с живым Богом.

В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот, и знавшие это, святые и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и дажё это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота; и, как об этом писал отец Александр Ельчанинов, нет такой души, которая, узрев Божественную красоту, объятая Божественной любовью, светом вечной жизни, не преклонится к Его ногам и не скажет: Господи! Тебя единого искал я в течение всей моей жизни…

На всех путях и правды, и неправды человек ищет этой полноты, этой неизреченной красоты, этого смысла и этой всё побеждающей, всё очищающей, всё преображающей любви.

Поэтому когда мы сами находимся перед лицом смерти близкого человека, как бы ни было глубоко наше горе, как бы ни рвалась наша душа, мы должны суметь перекреститься, поставить себя под и перед крестом Господним, и сказать: Да, Господи! Меня постигло самое, может быть, великое горе, которое могло постичь меня – но я радуюсь о том, что живая душа любимого мне человека удостоилась сегодня встать перед славой Твоей и приобщиться полноте жизни и этой преображающей славе…

Мы не напрасно говорим также о том, что успенье, как столько раз напоминает нам апостол Павел, есть временный сон нашей плоти до дня воскресения. И вот, празднуя Успение Божией Матери, мы не только верим, что Она воскреснет в последний день, как мы все, но мы знаем достоверно, из апостольского предания, из опыта Церкви – не только святых, но и грешных, которых взыскала Своей любовью и милостью и состраданием Матерь Божия, мы знаем, что Она уже и плотью воскресла и вошла в эту жизнь, которая нам откроется в конце времен.

Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери, когда с Нее пали узы тела, когда Она освободилась от границ тварного бытия, когда Она вышла из узких граней падшего мира, и во всей славе, во всей неизреченной Своей красоте, в Своей чистоте встала перед лицом Сына Своего и Бога, перед лицом Бога и Отца…

Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение – не пустое слово, что воскресение – не иносказанье, но все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества, и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего. Поэтому возрадуемся и возвеселимся в этот день! И как дивно, что Русская Церковь, еще в одиннадцатом веке прозрела эту тайну, так восприняла тайну Божией Матери, тайну жизни, и смерти, и воскресения, и последнего торжества, что сделала этот праздник праздником Церкви Русской. Аминь.

УСПЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице, / преставилася еси к животу, / Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу / и в предстательствах непреложное упование / гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь / к животу престави / во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, / Пренепорочная / Мати Христа Бога нашего, / и всеславное славим / успение Твое.

Задостойник, глас 1

Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, / како Дева восходит от земли на Небо.

Побеждаются естества уставы / в Тебе, Дево Чистая, / девствует бо рождество / и живот предобручает смерть. / По рождестве Дева и по смерти жива, / спасаеши присно, / Богородице, наследие Твое.

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Одноклассники

Мой мир

E-mail

www.brooklyn-church.org


Смотрите также




MnogoStatusov.RU


Поделиться с Друзьями



Если тебе понравились статусы жми кнопки




Нравится







Популярные статусы

Популярные статусы

{topusers1}
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031